Главная страница

Ясперс К. Смысл и назначение истории. Карл ясперс смысли назначение истории москва издательство политической литературы


Скачать 2,83 Mb.
НазваниеКарл ясперс смысли назначение истории москва издательство политической литературы
АнкорЯсперс К. Смысл и назначение истории.pdf
Дата02.12.2017
Размер2,83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаYaspers_K_Smysl_i_naznachenie_istorii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#49923
страница8 из 39
Каталогid180809449

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: Morus_I_R_The_Oxford_Illustrated_History_of_Science.pdf, Dukhovnaya_kultura_Kitaya_Tom_4.pdf, Dukhovnaya_kultura_Kitaya_Tom_3.pdf и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   39
общезначимо. В силу того что понимание научных данных, без сомнения, доступно рассудку любого человека, научные выводы широко распространяются, сохраняя при этом свое смысловое тождество. Единодушие — признак общезначимости. Там, где на протяжении длительного времени не достигнуто единодушие всех мыслящих людей, возникает сомнение в общезначимости научного знания. Однако этими критериями располагала уже греческая наука, несмотря на то, что полная их разработка не завершена посей день. Что же характеризует под углом зрения этих трех моментов современную науку
1. Современная наука универсальна по своему духу. Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от неё Все происходящее в мире подвергается наблюдению, рассмотрению, исследованию — явления природы, действия или высказывания людей, их творения и судьбы. Религия, все авторитеты также становятся объектом исследования. И не только реальность, но и все мыслительные возможности становятся объектом изучения. Постановка вопросов и исследование не знают предела.
2. Современная наука принципиально не завершена Греки не знали безгранично развивающейся науки, даже в тех областях, которые в течение некоторого времени фактически развивались в математике, астрономии, медицине. В своем исследовании греки действовали как бы в рамках чего-то завершенного. Такого рода завершенность не знает ни стремления к универсальному знанию, ни взрывной силы, присущей воле к истине. Греки приходят либо к рефлексии, построенной на принципе сомнения со времен софистов, либо к спокойной игре мыслей, направленной на познание отдельных вещей, подчас столь грандиозное, как в творениях Фукидида, Евклида или Архимеда. Современная наука движима страстью достигнуть пределов, пройти через все завершающие представления познания, постоянно пересматривать все, начиная с основ. Отсюда повороты в прорыве к новому знанию и вместе стем сохранение фактически достигнутого в качестве составной части новых замыслов. Здесь господствует сознание гипотетичности, те. гипотетичности предпосылок, которые в каждом данном случае служат отправным пунктом. Все существует только для того, чтобы быть преодоленным (так как предпосылки обосновываются и релятивизируются более глубокими предпосылками) или, если речь идет о фактических данных, чтобы продвигаться в последовательности возрастающего и все глубже проникающего познания. Этот незнающий завершения процесс по всему своему смыслу направленна то, что реально существует и открывается познанием. Однако, несмотря на то что познание безгранично растет, оно все-таки не может постигнуть вечную структуру бытия в ее целостности. Или другими словами сквозь бесконечность существующего познание стремится к бытию, которого оно никогда не достигнет, ив своей самокритичности оно это знает. Поскольку содержание познания, в отличие от греческого космоса, в принципе безгранично и не завершено, смысл этой науки составляет беспредельное продвижение, а ее самосознание определяется идеей прогресса. Отсюда и окрыляющий смысл науки, и внезапно возникающее затем ощущение бессмысленности если цель не может быть достигнута и все труды не более чем ступень для последующего развития, ток чему эти усилия
3. Современная наука ник чему не относится равнодушно для нее все имеет научный интерес она занимается единичными мельчайшим, любыми фактическими данными, как таковыми. Поразительно, как современный европеец углубляется даже вовсе то, что обычно презрительно игнорировалось, - оно представляет для него интерес уже только потому, что обладает эмпирической реальностью. По сравнению с этим греческая наука кажется равнодушной к реальности, случайно избирающей свои объекты, руководимой идеалами, типами, образами, тем, что ей заранее известно, игнорирующей, как правило, большинство реальных данных. Это относится даже к работам Гиппократа*, как бы тщательно он подчас ни исследовал свой эмпирический объект. Интерес европейской науки к случайности, к любому объекту, как к уродливому, таки к прекрасному, основан на всеохватывающем самосознании, столь же беспокойном, сколь уверенном в себе. Все, что есть, должно быть по- знано, его необходимо знать нет ничего, что можно было бы оставить вне сферы внимания. Таким образом, для современности характерна широта обращения ко всему познаваемому в опыте, многомерность духовного интереса ко всему, что происходит в мире.
4. Современная наука, обращенная к единичному, стремится выявить свои всесторонние связи Ей. правда, недоступен космос бытия, но доступен космос наук. Идея взаимосвязанности всех наук порождает неудовлетворенность единичным познанием. Современная наука не только универсальна, но стремится к такому единению наук, которое никогда недостижимо. Каждая наука определена методом и предметом. Каждая являет собой перспективу видения мира, ни одна не постигает мир как таковой, каждая охватывает сегмент действительности, ноне действительность быть может, одну сторону действительности, но недействительность в целом. Существуют отдельные науки, а не 102
наука вообще как наука о действительном, однако каждая из них входит в мир, беспредельный, но все-таки единый в калейдоскопе связей. Каким образом науки связаны друг с другом ив каком смысле они составляют космос Это легче пояснить негативно чем позитивно. Единство наук состоит не в единстве познанной ими действительности. Они не охватывают в своей совокупности действительность в целом. Не образуют иерархию, ступени которой последовательно приближаются к действительности, и не складываются в систему в качестве единства, которое бы господствовало над всем тем, что существует. Попытки создать картину мира, охватывающую всю совокупность знания, предпринимались, правда, постоянно, ноне приводили к должным результатам. Они противоречат самому существу современной науки. В них продолжает жить космическая идея греков, препятствуя познанию и служа ложной заменой философии, которая, в свою очередь, может в наши дни стать действительно реальной только на основе научных выводов, хотя она происходит из другого источника и ставит перед собой иную цель. Позитивно об этой взаимосвязи можно сказать следующее В основе взаимосвязи наук лежит форма познания Все они обладают определенным методом, мыслят категориями, обязательны в своих частных выводах, но вместе стем ограничены известными предпосылками и границами предмета. Связь между науками устанавливается благодаря их соотношению, их взаимной поддержке посредством своих выводов и методов. Они становятся друг для друга вспомогательными науками. Одна наука становится материалом для другой. Их общая основа — субъективный импульс к универсальному знанию. Сквозь ведущую идею отдельных областей познания проходит идея некоего неопределенного единства в качестве притязания на открытость всему действительному и мыслимому. Всякое знание есть путь. Эти пути пересекаются, расходятся, вновь соединяются и не достигают цели. Однако все они хотят быть исхоженными. Науки внутренне расчленены по категориями методами соотнесены друг с другом. Бесконечное многообразие исследований и идея единства противостоят в напряжении друг другу и заставляют переходить от одного к другому. Систематичный характер знания приводит в современном познании не к картине мира, а к проблеме системы наук. Эта система наук подвижна, многообразна по своим возможным структурам, открыта. Однако для нее характерно, что она всегда остается проблемой и что ни один научный метод, ни один вид знания не должен быть в ней упущен. Объективно усилия, направленные на установление взаимосвязи внутри знания как такового, с очевидностью проистекают из идеи единства наук. Учебные пособия преисполнены плодотворного стремления отразить эту систематичность отдельных наук (ноне систему готовых сведений, что приблизило бы их к греческой науке и отделило от уровня, достигнутого современной наукой. Организация материалов, справочников, публикации источников, музеев, лабораторий направлена на то, чтобы сделать знание доступным тому, кто к нему стремится. Университеты воплощают в себе практику всеохватывающего знания.
5. Постановка радикальных, вопросов доведенная до крайности претендующая, однако, на то, чтобы оставаться в рамках конкретного познания а не предаваться игре всеобщими идеями, пропуская при этом отдельные звенья достигла в современной науке своей высшей ступени. Мышление, выходящее за пределы видимого мира (начало ему было положено в античности в области астрономии, направленное, однако, не на то, чтобы погрузиться в пустоту, а на то, чтобы лучше и без предвзятости понять природу этого видимого мира, смело ставит любые проблемы. ? качестве примера можно привести физическое исследование с помощью математических методов того, что находится вне пределов представляемого. Способность все время освобождаться от замкнутости и тогализации знания позволяет обращаться к самым парадоксальным попыткам строить новые гипотезы, подобно тому, как это делается в современной физике. Неслыханная свобода опытов достигла своей вершины. Каждый вопрос, в свою очередь, ставится под вопрос. Вновь и вновь рассматриваются незамеченные сначала предпосылки. Ив ходе познания проверяются самые смелые предположения.
6. Определенные категории можно, пожалуй, считать характерными для современной науки. К ним относится бесконечное как основа антиномии, как проблема, которая, будучи доступна тончайшей дифференциации, в конечном итоге выявляет крушение мышления. Относится сюда и категория причинности, которая ведет, как у Аристотеля, не к точно определенным modi
1
каузальности, простому подчинению явлений и к окончательному пояснению в целом, но к реальному исследованию посредством определенных частных постановок вопроса. В греческом мышлении ответ на поставленный вопрос дается в результате убеждения в его приемлемости, в современном — посредством опытов и прогрессирующего наблюдения. В мышлении древних уже простое размышление называется исследованием, в современном исследование должно быть деятельностью. Однако подлинно характерным для современной науки явля-
1
Видам лат.

104
ется не какая-либо категория или какой-нибудь метода универсальной в разработке категорией методов Все то, что представляется допустимым сточки зрения математики, физики, биологии, герменевтики, спекуляции, исследуется изучаются все формы, все предметы. Следствием этого является возможность безграничного расширения категориальной сферы, а отсюда — отсутствие законченного учения о категориях. Проблемой становится соответствие категорий и методов, а не преимущество каких-либо категорий и методов. Там, где речь идет о реальности, с достоверностью выводятся данные опыта. Если же необходима спекуляция, то она уверенно совершается с полным пониманием ее значения. Решающее требование избежать смешения опытного и спекулятивного знания.
7. В современном мире стала возможной такая научная позиция которая в применении к любому предмету позволяет ставить вопросы. Исследовать, про- верятъ и подвергать его рассмотрению всеохватывающего разума. Эта позиция не носит характер научной догматики, не отстаивает определенные выводы и принципы она далека от каких-либо сект или объединений, связанных общими религиозными воззрениями или единством убеждений ее задача — сохранить свободной сферу познаваемого в науке. Научная позиция требует строгого различения безусловного знания не- безусловного стремления вместе с познанием обрести знание метода и тем самым смысла и границ знания требует неограниченной критики. Ее сторонники ищут ясности в определениях, исключающей приблизительность повседневной речи, требуют конкретности обоснования. С того момента как наука стала действительностью, истинности высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука — элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания. Однако именно поэтому с ней связаны и страдания, вызванные столкновением в духовной сфере со слепыми в силу своей ненаучности, неосознанными, а вследствие этого — страстными и некритичными, утверждениями. Наука позволяет увидеть житейскую ложь. Девиз ее мужества - sapere aude Тот, кто выработал в сфере своего исследования научный подход к изучаемому предмету, всегда способен понять то, что является подлинной наукой. Правда, с помощью специальных навыков можно достигнуть известных успехов и без научного подхода в целом. Однако научную позицию того, кто сам непосредственно непричастен к науке, нельзя считать надежной.
1 Дерзай знать лат.

105
б) Происхождение современной науки Вопрос о причине возникновения науки Нового времени может быть рассмотрен самых различных точек Зрения, ноне постигнут во всей своей глубине. Подобно другим духовным творениям, он остается тайной истории. Утверждение, что современная наука — проявление одаренности северных народов, ничего не объясняет. Ведь эта одаренность находит свое выражение только в данной области, и мы не обнаруживаем иных ее признаков. Следовательно, такой ответ не более чем тавтология. Многое должно было произойти в течение последних столетий, чтобы из неповторимого переплетения различных условий могла возникнуть современная наука. Можно указать на социальные условия свободы государств и городов досуг знати и бюргерства, возможности открытые перед бедными людьми, поддерживаемыми "Меценатами, разорванность многих европейских государств, свобода передвижения и эмиграция, конкуренция держав и отдельных людей, знакомство Европы с неведомыми странами вовремя крестовых походов, духовная борьба между государствами и церковью, потребность всех держав в самооправдании в вопросах веры права, "вообще потребность в обосновании политических притязаний и интересов в духовной борьбе, технические задачи, поставленные в мастерских, возможность быстрого распространения идей и технических навыков после открытия книгопечатания и связанного с ним роста обмена и дискуссии. Казалось, все способствовало этому развитию науки осуществлению их возможностей. Проникновение в глубокие пласты земли для реализации технических задач попутно привело к археологическим находкам разных исторических и доисторических эпох. Жадность и авантюризм способствовали открытию различных областей земного шара лишь в более позднее время исследователи стали предпринимать путешествия в чисто научных целях. Миссионерская" деятельность церкви помогла понять душу далеких народов и культур, углубиться в их духовную жизнь, в результате чего проповедники христианства подчас превращались в проповедников китайской или индийской духовной культуры в Европе. Успехи техники случайно приводили к созданию вспомогательных средств для совсем иных целей — от книгопечатания до бесчисленных аппаратов, необходимых почти во всех науках для тонкого наблюдения, установления фактических данных, восстановления давно утраченного. Капризы, увлечения отдельных людей, превращающиеся в результате соперничества в своего рода спортивное чувство, в страсть, способствовали посредством разработки особых методов накоплению знаний — это относится прежде всего к коллекционированию различного рода (например, к коллекционированию лишайников. Создается впечатление, будто множество людей намеренно и непреднамеренно, трудясь во всех областях, участвует в деле
106
достижения по существу неведомой им цели познания. Поразительно, как в совершенно различных условиях в Италии, Германии, Англии, Франции появляются исследователи. Они приходили из отдаленных уголков страны, ставили перед собой задачи и находили пути к их разрешению, руководствуясь собственным правом и собственной волей, обосновывали новые духовные возможности. Возникает вопрос почему именно в Европе все время, независимо друг от друга, появлялись и сталкивались подобные индивидуальности И почему их не было в Испании, не было позже в Италии, долгое время не было в Германии Социологические исследования смогут выявить ряд закономерностей. Обратимся теперь к мотивам которые могли привести к возникновению современной науки. Часто утверждали, что современная наука возникла из воли к власти Господство над природой, умение, польза, знание есть сила - все это утверждалось со времен Бэкона. Они Декарт предвидели будущую эпоху техники. Правда, природу покоряет не грубая сила, а знание ее законов. Natura parendo vincitur
1
. Подлинно такое познание, которое способно воссоздать свой предмет и тем самым доказать свою достоверность Я знаю только то, что могу сделать. Сознание творческой силы, присущее умению, окрыляет такое познание. В подобном истолковании современного знания следует различать два момента 1) сознание силы, которое находит свое выражение в технической воле, в покорении вещей, направленное на цели практического созидания 2) воля к познанию, стремящемуся проникнуть в то, что совершается в природе. Исследователь это человек, выслушивающий свидетелей (Кант. Чистая воля к познанию существует и без технической цели. Считалось, что тому и другому присуща агрессивность. Ибо познание, ненаправленное на техническое господство, также не есть созерцание, самоотдача, приспосабливаемость подлинного, проникнутого любовью познания и оно состоит в борении и покорении сущего, из чего соответственным образом следует и власть над ним. Это заявление следует полностью отвергнуть, исходя хотя бы из взглядов и душевной направленности великих исследователей природы им свойственно осознание необходимого. Приспосабливаемость к естественному ходу вещей была этосом ученого-естественника. Однако вместе стем он хочет знать, что творит природа и что происходит в ней. И отнюдь не агрессивность, неволя к власти, а нечто совсем иное представляет собой это стремление к знанию, эта свобода знающего, который не слепо, а все видя, страдает, терпит и живет. Эта воля к власти — не стремление к господству, а внутренняя неооходимость7 Именно в силу этой свободы сознания ученый может полностью постигнуть действительность как подлинный шифр бытия. Не агрессивность заклю-
1 Природу побеждают, покоряясь ей лат.

107
чена в этосе обязательного, общезначимого знания - в отличие от вероятного, приемлемого, расплывчатого, в конечном итоге любого, - а воля к ясности и достоверности. Особенно агрессивным принято считать исследование экспериментальное. В отличие от простого созерцания, в смене теоретической концепции иве- рификации посредством эксперимента достигается понимание, не только обоснованное, но все глубже проникающее в закономерности бессознательного процесса. Мотивом здесь служит не агрессия, а вопрос, обращенный к природе. Однако то, что совершает современная наука, может быть неправильно понято и использовано во вред людям. Поэтому воля к власти и разрушению, неисторичная по своему существу и всегда готовая к действию, овладела и наукой, принуждая ее к агрессивности в словах, в действиях ив применении своих выводов однако всегда таким образом, что наука при этом исчезает. Самым чудовищным были опыты над людьми. Тот факт, что человека нельзя подвергать экспериментам без его желания и согласия (именно поэтому исследователь может производить опасные опыты только над самим собой, следует, правда, не из сущности науки, но из принципов гуманности и прав человека. Два тысячелетия тому назад некий индийский властитель ставил опыты над преступниками. Один из них заключался в следующем Поместите человека живым в кадку, - говорил он, - закройте ее крышкой, оберните влажными мехами, нанесите на нее толстый слой глины, затем задвиньте кадку в духовку и разведите огонь. Когда все это было выполнено и мы сочли, что человек мертв,
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   39

перейти в каталог файлов
связь с админом