Главная страница
qrcode

Клиент-центрированный подход. Карл Роджерс


НазваниеКлиент-центрированный подход. Карл Роджерс
АнкорКлиентцентрированный подход. Карл Роджерс.doc
Дата06.10.2017
Размер27,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКлиентцентрированный подход. Карл Роджерс.doc
ТипДокументы
#40919
Каталогrekalovi

С этим файлом связано 56 файл(ов). Среди них: Проблемы психологии в трудах Карла Маркса.doc, ПРИНЦИП ТВОРЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc, agressiya_pri_rasstroystvah_1.pdf, Neokantianstvo_nemetskoe_i_russkoe.pdf и ещё 46 файл(а).
Показать все связанные файлы

Клиент-центрированный подход. Карл Роджерс
Особое значение в психологической коррекции детей и подро­стков с проблемами в развитии и родителей имеет клиент-центрированный подход, разработанный К. Роджерсом. В этом подходе акцентируется позитивная природа человека, а именно, свойствен­ное ему врожденное стремление к самореализации. По мнению Ро­джерса, проблемы у человека возникают при вытеснении некото­рых чувств из поля сознания и искажении оценки собственного опыта.

Основу психического здоровья по К. Роджерсу составля­ет гармоничная структура Я-концепции, соответствие идеального Я реальному Я, а также стремление личности к самопознанию и са­мореализации. «Я-реальное» — это система представлений челове­ка о самом себе, которая формируется на основе опыта, общения человека с другими людьми, а «Я-идеальное» — это представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Степень различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным» определяет степень дис­комфорта личности и личностный рост. Если степень различия не велика, то она выступает двигателем личностного роста. Если че­ловек принимает себя таким, каким он является в действительнос­ти, то это является признаком его душевного здоровья. Тревога и нарушение психологической адаптации личности, с одной сторо­ны, могут быть результатом несоответствия между реальным Я и жизненным опытом и, с другой стороны, между реальным Я и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе са­мом. К. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к само­актуализации, которая способствует здоровью и личностному росту.

В процессе психокоррекционных воздействий перед психоло­гом стоит задача устранения эмоциональных блоков или препятст­вий на пути самореализации и самоактуализации.

Цель психоло­гической коррекции — выработка у клиента большего самоуваже­ния, способствующего его личностному росту.

Главной профессиональной обязанностью психолога являет­ся создание соответствующего психологического климата, в ко­тором клиент мог бы отказаться от защитных механизмов. Это достигается при соблюдении следующих условий:

Конгруэнтность (от лат. congruens — совпадающий) в отноше­ниях с клиентом. Это означает необходимость правильного осознания психологом своего собственного опыта. Если пси­холог переживает тревогу или дискомфорт и не осознает это­го, то он не будет конгруэнтным со своим клиентом и коррек­ция будет не полноценной. Роджерс подчеркивал, что при не­посредственном общении с клиентом психолог должен быть самим собой, со всеми присущими ему переживаниями данно­го момента, но правильно осознанными и интегрированными.

Положительная оценка клиента — это безусловное приня­тие и уважение клиента, когда он чувствует себя как само­стоятельная, значительная личность, может говорить, что хочет, не опасаясь осуждения.

Эмпатическое восприятие клиента, когда психолог старает­ся увидеть мир глазами клиента, ощутить боль или удоволь­ствие так, как чувствует это клиент.

Следует подчеркнуть, что основной акцент психокоррекционных воздействий по Роджерсу должен быть направлен на эмоциональные компоненты личности, а не на интеллектуальные (суждения, оцен­ки). Кроме того, следует уделять особое внимание инициативе и са­мостоятельности клиента Клиент стремится к саморазвитию, сам определяет те изменения, которые ему необходимы, и сам их осуще­ствляет.

Психокоррекционные технологии по Роджерсу должны быть направлены на установление конгруэнтности с клиентом, верба­лизацию и отражение эмоций. Концепция К. Роджерса нашла ши­рокое применение в работе с подростками с нарушениями в пове­дении и с родителями детей-инвалидов.
перейти в каталог файлов


связь с админом