Главная страница
qrcode

клубника за окном


Названиеклубника за окном
Дата10.01.2020
Размер7,01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаV_Krishke_Klubnika_za_oknom.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипОбзор
#158430
страница1 из 16
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Вал ъ т р а уд К и р шк е
«КЛУБНИКА ЗА ОКНОМ»
А с соц и ат и вн ы е карты для коммуникации и творчества ibМоритц Эгетмейер - ОН Verlag

СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Вальграуд Киршке
4
Предисловие Моритца Эгетмейера
6
Возникновение нового направления
8
Обзор игр. Самопознание 0 » карты творческая активность ПЕРСОНА примеры человеческих
31
отношений
41
«П Е РС ОНИ ТА жизненная позиция ПРЕОДОЛЕНИЕ совладание с
51
кризисом
55 2.2. Повествовательные колоды
61
«САГА» — сказки и мифы в нас
61
«М И Ф Ы » — образы сновидений — тысяча и одна история
74
«Ш Е Н ХУА» — гармония и равновесие
81
«КУ Х Н Я — готовим с выдумкой
2.3. Обучающие игры на тему
84
«Окружающая среда»
«СРЕДА ОБИТАНИЯ человек и
89
природа
89
«М О РЕН А » — истоки человечества 2.4. Искусство в карточном формате
106
«Е К КО краски и формы
106
«БО С Х » — в саду наслаждений
115
«БО РЕ ГА РД » — игровые коллажи ИСТОРИЯ ЛИ Д И И ЯКОБ сюрреалистическое преломление реальной
119
жизни
«ТА И ТИ » — экзотический мир Поля
121
Гогена
2.5. Карточная игра для саморазвития
124
«КЛАРО»
126 Особенность ассоциативных карточных игр,
их значение и польза для игроков Ассоциативные карты как игровой 2
инструмент в помогающих и обучающих профессиях
4.1.
Терапевтическая работа с детьми и молодежью Психотерапия взрослых Использование опыта повседневной жизни Повышение квалификации,
наставничество
193 Групповой тренинг, креативность,
коммуникабельность, руководство Школа, педагогика Восприятие окружающей среды,
воспитание в духе миролюбия
234
Перевод. Русское издание, май 2010 Авторское право © 2010 для русского издания
M oritz Egetmeyer - ОН Verlag
Postfach 1251, D - 79 196 Kirchzarten
www. OH-Cards. Издание и все материалы защищены авторским правом Любое использование наказуемо. Копирование и перевод в электронный вид запрещены.
Дизайн обложки Габи Брукманн, Германия, Трир Отпечатано в Германии
Предисловие
Со времени появления первого издания Клубничной книги прошло семь лет. За это время было немало сделано благодаря новым контактам с художниками, терапевтами и пользователями карт во всем мире были созданы и выявлены новые возможности применения ассоциативных карт. Подобно молодым ветвям на дереве, возникли новые игральные колоды, охватывающие другие, более широкие сферы жизни и расширяющие игровые возможности. Некоторые из них - такие как фотокарты ORCA и RACCOON, хоть и были по- своему хороши, не прижились. Но и этот опыт оказался полезными показал, что новое направление игровой деятельности динамично, оно живет и развивается. Ствол нашего карточного дерева изначально состоял только из «О-карт», первой и все еще самой любимой игры, ориентированной на самопознание. Крону его образовали пять крупных ответвлений, включающих в себя повествовательные игры, карты для нового понимания природы и взаимоотношений с ней и специальные издания, посвященные искусству в карточном формате. Нет сомнения, что эти ответвления в свою очередь будут порождать новые карточные игры и новые возможности их использования. Разделение карт по способам их использования введено лишь для удобства систематики. Оно нив коем случае не призвано ограничивать области их применения. Это известно всякому, кто когда-либо играл с ассоциативными картами.
Процесс игры динамичен, способен выходить за любые рамки и ограничения и может включать в себя всё, что угодно. Так, например, человек, играя с картами, имеющими отношение к искусству, может
вдруг придти к познанию самого себя, к осознанию каких-то до этого скрытых аспектов собственной личности. А карты для самопознания могут выявить способность создания собственных историй в повествовательной игре вместе с другими рассказчиками.
Игры с ассоциативными картами полны сюрпризов и не поддаются чётким классификациями правилам. Об этом свидетельствуют и многочисленные рассказы людей самых разных профессий со всего мира, которые также внесли свою лепту в эту книгу. Не без их участия была написана обширная глава, посвященная картам, как игровому инструменту, помогающему в профессиональной деятельности ив быту. Содержание главы основано на их личном опыте и на их мыслях по поводу нового применения карт и новых игровых возможностей. Я выражаю этим людям свою искреннюю благодарность.
Новая книга об ассоциативных картах является расширенным изданием первой книги Клубника за окном. Для тех, кто читал этот первый вариант, некоторые истории в новом издании покажутся знакомыми. Однако в ней много и нового, что, несомненно, будет представлять большой интерес даже и для знатоков. Хочется, чтобы для тех, кто уже знаком с картами, эта книга явилась источником наиболее полной информации о происхождении ассоциативных игр, истории их появления и развития об их скрытых психологических, философских и социологических аспектах а также о конкретных играх и о широком спектре их использования. С другой стороны, эта книга предназначена, чтобы дать информацию новичкам, заинтересовавшимся картами благодаря рассказам людей, уже в них игравших
Ассоциативные карты приглашают нас в полное приключений и неожиданностей путешествие в свой собственный внутренний мир - мир творческой фантазии.
Вальтрауд Киршке
П редисловие
Карты О впервые были изданы и представлены публике более 20 лет тому назад. Если это сравнить с камнем, брошенным вводу, тов нашем случае вокруг места падения камня возникли 20 кругов, подобных годичным кольцам дерева, которые растут все дальше и дальше.
Эту книгу читают более чем в 30 странах, где карты нашли своих поклонников. Карты О появились уже на 21 языке, на очереди дальнейшие переводы. За картами О последовали еще 17 карточных колод, каждая со своим собственным наименованием, которые могут использоваться, как сами по себе, таки в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт. Это происходило неспешно, но за такой срок даже медленно развивающиеся процессы достигают стадии расцвета.
Интернет-торговля
- бурно развивающийся, динамичный рынок. Естественно, что картам тоже должно найтись на нем место. 10 лет тому назад карты О можно было отыскать с трудом, так как торговля не могла определиться со статусом такой экзотики. Составители каталогов не знали, каких позиционировать, поскольку это и не книги и нетрадиционные карточные игры. А вот что всегда функционировало эффективно, так это людская молва, благодаря которой,
«О-Сайт» может похвастаться хорошей посещаемостью
Составной частью моей работы с ассоциативными картами являются семинары, способствующие моему профессиональному росту и развитию всей сферы ассоциативных игр. Так получилось, что занимаемую мною позицию в этом деле можно уподобить втулке колеса, к которой сходятся все спицы. Поэтому я выступаю посредником в различных вопросах использования карт, как в частной жизни, таки в профессиональной деятельности. А семинары наилучшим образом способствуют такой посреднической активности. Иногда организуются поездки в дальние страны, такие как Турция, Гонконг, Австралия или страны Северной Америки. Во многих местах люди охотно идут на проведение подобных мероприятий и устраивают одно- или многодневное обучение.
Это новое издание Клубничной книги, как ее между собой называют, является изданием расширенными дополненным, но, скорее всего, не последним. Все время появляются новые идеи, которым просто нужно время, чтобы вызреть. Я рекомендую заглянуть на сайт где можно найти сведения о самых последних новинках.
На очереди открытие «О-Института», который должен стать центром генерации идей и разработки методик. Для этого накапливаются рукописи и литература, касающаяся ассоциативных карт и идей их применения в самых разных областях. Спрос на эту информацию вырос и создание «О-Института», как рази будет нацелено на удовлетворение этого спроса. Я прошу обращаться к нам со своими пожеланиями и предложениями. Это можно сделать, в частности, на «О-Сайте».
Моритц Эгетмейер
7
1. Возникновение нового направления
История ассоциативных карт
Чтобы понять, в чем заключается уникальность семейства ассоциативных карт, для начала необходимо освободиться от привычных представлений, о том как играют в карты. Сделать это быстро удается далеко не каждому, и именно поэтому поначалу игры расходились плохо. Обычные игры предполагают соревновательный процесс и выигрыш/проигрыш, при этом интрига заключается в том, что один игрок выигрывает за счет слабости другого. И когда одно из издательств должно было напечатать карты О канадского происхождения, то рынок не увидел в ассоциативных картах игру похожую на привычные карточные игры. Обоснование было следующим карты слишком отличаются от остальных традиционных игральных карта их игровая техника совершенно не так которой привык игровой рынок. Ведь в ассоциативных картах речь идет о сотрудничестве и совместном процессе, но никак не о соревновании и выигрыше.
Однако в последние годы отношение к игре изменилось. Повысился спрос на игры, в которых развивается сотрудничество ради достижения поставленной групповой цели. В этих играх участники сражаются недруг с другом. Противником в известном смысле выступает сама игра, ее правила, условия и ограничения, ее атрибутика и ставящаяся в ней цель, которую надо достичь.
Ассоциативные карты уходят, однако, на шаг вперед по сравнению с обычными коллективными, настольными играми. Они живут и развиваются вместе с игроками. И наибольший интерес
возникает тогда, когда карты сами по себе уже отходят на второй план, потому что между игроками вдруг зарождается чувство какого-то небывалого единения и переживания чего-то уникального и неповторимого. В игре с ассоциативными картами нет ни фишек, ни определенного игрового плана, нет и цели в обычном ее понимании. Правило здесь только одно и оно такое то, что игрок увидит в своих картах при первом на них взгляде, таковыми остается, никакие новые интерпретации и толкования не допускаются. Эти карты не предназначены для игр, где может быть выявлен победитель, таких как скат, «рамс», преферанс и прочие, они созданы также для чего-то большего, чем просто настольная, коллективная игра типа Монополии но это и не карты для гаданий, как, например карты Таро. Эти карты представляют собой нечто совершенно новое, захватывающее. Это
- средство прорыва в собственную фантазию и креативность, инструмент для самопознания это катализатор, способный создать атмосферу раскрепощённости, когда пользователь начинает свободно говорить о самом себе. Это карты, которые не имеют общепринятого смысла, который можно было бы выявить, независимо от конкретной игровой ситуации. Они сами бросают вызов игроку, чтобы тот определил их смысла именно единственный в своем роде смысл, который они имеют для него сейчас, в данную секунду, в данной ситуации. Завтра это может быть совсем другой смысл.
Что особенного в ассоциативных картах?
Опыт показал, что притягательность ассоциативных карт словами описать невозможно, ее можно постичь только в процессе игры. Люди, впервые участвующие в игре и прочувствовавшие
кнк ec спму, таки царящую тут атмосферу, остаются к иосторге и, как правило, заражают энтузиазмом еиоих друзей и знакомых. Именно таким путем карты распространились во многих странах.
Вероятно, особенность ассоциативных карт заключается не только в открытости, но ив том, что они опередили время. С тех пор, как человек начал осознанно вступать в отношения со своим окружением, игра была частью его жизни. Если вдуматься, то видно, что по степени развития игровой культуры можно судить о степени развитости общества. Когда человек осознает грозящую ему опасность, от которой можно спастись, только действуя сообща, возникает то, что можно назвать коллективной игрой. Сегодня на всех уровнях межличностном, политическом и даже мировом пришло широкое осознание, что никакая сторона конфликта не может одержать окончательную и бесповоротную победу, уничтожив противника и упиваясь своим триумфом. Это отражается ив игровом сознании. На примере игр, можно сказать, что существуют три ступени в их развитии. Первая ступень соответствует, например монополии один выигрывает все.
Иллюстрацией второй ступени могла бы стать игра, в которой игроки побеждают или проигрывают вместе. Ассоциативные карты делают следующий шаги отражают, таким образом, сознание и образ мыслей, которые широко распространятся еще только в будущем. Люди, причастные к этому, осознают единство не только на социальном, но и на психологическом и, может быть, даже на духовном уровне. Возможно, ассоциативные карты существуют еще и для того, чтобы уяснить, что даже нечто негативное, с чем мы сталкиваемся как во внешнем мире, таки внутри самих себя, является частью большого целого, к которому относимся и
мысами. Поэтому здесь не может быть борьбы против или победы над. И еще если игровая культура общества состоит только из игр с правилами - будь то игры с коллективным или индивидуальным выигрышем, то игроки соответственно, будут ориентироваться направила, в этом и будет проявляться весь обучающий эффект. Такое обучение неприменимо для общества индивидов мыслящих и действующих самостоятельно. Игры же с ассоциативными картами, напротив, позволяют аутентичными равноправным партнерам свободно изменять ход игры, что является своеобразной подготовкой к творческому взаимодействию с действительностью.
Ассоциативные карты развиваются немного в стороне от магистрального пути развития других игр, в истинной атмосфере игровой культуры. История их развития и распространения практически сама является частью процесса. Она сопровождается явлениями синхронности в духе Юнга, динамическим развитием и рядом случайных обстоятельств, которые поразительным образом накладываются друг на друга ив конечном счете, делают карты тем, чем они сегодня являются.
Как родились карты «О»?
Началось все в 1975 году с первого наброска игральных карт, сделанного Эли
Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Произведения художников не должны быть искусством для искусства, предметом пассивного созерцания. Оно должно стать доступным для любого человека, то есть попасть ему в руки. Поэтому Эли был очарован картами, особенно непредсказуемостью результата игры
зависящего от карты, вслепую извлеченной из колоды.
В 1971 году он познакомился с картами Таро
Уэйтса, что воодушевило его разработать свою собственную колоду карт Таро, которую он назвал
«Раман Таро». Он упомянул об этих картах своему соседу, терапевту Джо Шлихтеру. Он дал ему дельные советы по многим пунктам, касавшимся этих первых карт О. Шлихтер также внес свою лепту в разработку правил игры и предложил Эли дальнейшее ее развитие не только как игры, но и как некого психологического инструмента для гештальт-терапии. Новаторская идея Эли состояла в разработке текстовых карт, которые неожиданно обогатили игру новыми возможностями. Эли просто-напросто резонно заметил, что определенные вещи легче выразить словами, а не картинками. Возможность сочетать одно с другим дало поразительный эффект. Игра захватывала своей особой динамикой, возникшей именно за счет комбинирования слови картинок. Именно так на свет появились первые карты «О»!
В 1981 году, после того, как выяснилось, что ни одно крупное издательство всерьез не заинтересовалось картами, Эли
Раман при финансовой поддержке друзей издает карты сам. В
1983 году Эли
Раман встречает
Моритца
Эгетмейера, который в это время жил со своей семьей на маленьком канадском островке севернее Ванкувера. То, что Эгетмейер был терапевтом по образованию и изучал психологию, позволило ему разглядеть в картах О столь долго искомый инструмент, с помощью которого он мог бы подтолкнуть пациента к откровенному разговору о себе и своих проблемах. Он заключил с Эли
Раманом договор, в котором было согласовано, что
Эгетмейер должен продавать О в Германии и
Европе. В этом же году он возвращается с семьей в Германию. Но и немецкие издательства считают игру чересчур специфической, а посему непродаваемой. И Моритц Эгетмейер налаживает сбыт сам. Таким образом, возникает О- издательство, которое до сегодняшнего дня специализируется исключительно на узкой нише ассоциативных карт.
Первые карты О появились в Германии в 1985 году. Эли Раман и Моритц Эгетмейер впервые представили игры публике в Эссене, когда там проходили дни игр. Сделано это было в
изначальном, терапевтически-ассоциативном формате вслепую вытягивались карты - одна с картинкой, другая с текстом и нужно было прокомментировать, какие спонтанные чувства, мысли и ассоциации возникали при этом. Многие представители крупных производителей с любопытством рассматривали эти карты на выставке игр в Эссене. Но тут возникли неожиданные осложнения. В выставочных павильонах невозможно было создать ту доверительную атмосферу, которая необходима для использования карт в терапевтических целях. Неожиданно Моритцу Эгетмейеру пришла в голову спасительная мысль, сопровождать картинки историями, чтобы облегчить освоение публикой совершенно нового вида игр. Эта идея явилась толчком, который позже привел к созданию Саги
- первой из следующих игр в цепочке.
«О» выходят в свет
В последующие годы появились многочисленные переводы карт О. Были налажены личные контакты с отдельными людьми в разных странах, и везде люди выказывали готовность стать распространителями в своей стране. Первые права
i i i m i i o распространения были предоставлены в 1986 т д у Голландии. В 1988 году последовал датский переводи распространение игры в этой стране, а дальше процесс перекинулся на Швецию и Финляндию. Стараниями
Кэт и М оритца
Эгетмейеров карты были переведены на норвежский, итальянский, польский и португальский языки, а также на иврит. В 1994 году
Джоан Лоуренс, которая с самого начала вместе с Эли Раманом занималась картами, осуществила их перевод на японский. Это сделало возможным распространение карт в Японии.
Чтобы характер карт О сохранялся при переводах, необходимо было наметить общие указания, которыми могли бы руководствоваться переводчики. Так при первой разработке
«рамочных» карт Эли Раман выбирал слова по определенным критериям, таким образом, чтобы они могли вызвать по возможности более широкий спектр настроений и чувств. Из ряда синонимов, которые он поначалу собрал, он отыскал в каждом случае наиболее убеждающее слово. Раман наметил для переводчиков 6 подсказок. Слово должно быть взято из общего словарного запаса. Следует избегать психологических и социологических понятий, атак же сленга и фразеологических выражений. Выбранное слово - из множества слов данного определенного смысла - должно быть наиболее сильным по воздействию. Слово должно быть самым убедительными вызывать наиболее широкий спектр ассоциаций оно должно порождать в первую очередь эмоциональную реакцию (такие слова как любить, мама, гомосексуальный, ив меньшей степени интеллектуальную
4. Различные грамматические категории существительное, глагол, прилагательное, единственное число, множественное число и т.д.) должны, благодаря своим смысловым содержаниям, открывать разнообразные возможности к интерпретации и ассоциации. По возможности слово, если это существительное, должно быть субъектом действия, а не пассивным объектом манипуляций, а если это глагол - стоять в активном залоге. Слова должны служить средством самопознания. Они оставляют простор для субъективной игры со значениями и смыслами. Многозначность предпочтительнее точной формулировки понятия, что дает возможность появления широкого многообразия личных интерпретаций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов


связь с админом