Главная страница
qrcode

клубника за окном


Названиеклубника за окном
Дата10.01.2020
Размер7,01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаV_Krishke_Klubnika_za_oknom.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипОбзор
#158430
страница4 из 16
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Адриан
«Представьте сейчас, вы - это данный персонаж. Представьтесь. Расскажите, например как вас зовут, где выживете, как выживете и вообще все, что придет вам в голову, глядя на своего героя».
Хельга
«Я внимательно наблюдаю за всем происходящим вокруг, сама же остаюсь недосягаемой. Я ник чему не привязана. С одной стороны это делает меня очень гибкой, что весьма важно для моей профессии, с другой же стороны, я постоянно слышу от других, что они готовы мне помочь найти свое место. Где я живу, я точно не знаю. Я представляю себя на своем рабочем месте Моя работа важная часть моей жизни. Имя мне в данный момент не приходит в голову. может быть «Гибкая»?
Адриан
«Сыграем второй тур теперь тащите карту действия из лежащих вверх рубашками карт посмотрите на нее и тяните (вслепую) любое количество карт с портретами, столько, сколько вам надо. Расположите карты так, как это вам видится, и рассказывайте историю!».
Сейчас на столе лежат две перевернутые колоды карт портретные карты и
карты
действия.
Хельга вытаскивает из колоды следующую
карту действия
На карте изображены отношення трех персонажей. Ей нужны еще две портретные карты. Хельга вслепую тянет еще две карты из колоды и открывает их только когда наступает ее черед. Звучит типичное для игр в любые ассоциативные карты «О!»)
Немного подумав, она располагает карты следующим образом и комментирует, войдя при этом снова в роль «Гибкой».
Хельга
«Сначала я подумала о том, что это могли бы быть коллеги по работе. но, внимательно разглядев эти карты и поразмыслив, я поняла, что тут, собственно, имеются две стороны, и обе они во мне. Но они скрыты от посторонних. Может это два полюса, которые переходят друг в друга и могут меняться, как показывают стрелки
Слева - Заботливая. Она надежна. Готова помочь, она радуется любому знаку одобрения признания со стороны окружающих. Стрелка от меня к ней пунктирная. может, потому, что я не очень охотно идентифицировала бы себя с этой солидной, но тоже зависимой ив чем-то уязвимой стороной. Справа - Агрессивная. Такой я тоже могу быть. Я очень хорошо могу вжиться в любую роль, если захочу...»
Когда закончился этот тура игроки обменялись возникшими в его ходе мыслями, одному из игроков пришла в голову новая идея, а именно, сделать так чтобы главным персонажам историй еще и сны снились, которые отражают весь их прошлый опыт. Тема сна бралась из вытянутой вслепую карты колоды «Сага».
Хельга вытягивает эту карту.
Хельга
«Это сон Гибкой она видит дом, где
находится ее офис, иона знает, что должна туда попасть. Все ждут ее, поскольку очень много работы. Она находится уже недалеко от этого дома, но путь пока еще закрыт невидимой стеной Правда, в стене есть ворота. Она не знает открыты они или закрыты. Ив своем сне она также не знает, должна ли она пройти через них или нет».
По снам своих главных персонажей игроки задаются вопросом Почему моему персонажу снится именно этот сон В ассоциациях, которые вызвали у Хельги эти карты относительно сна Гибкой ей кое-что бросилось в глаза. Она видит параллель между картой Сага и картой действия
Персона. У нее сложилось впечатление, что пунктирная стрелка в игре отношений, идущая от Гибкой к Заботливой, а идет она только водном направлении (и которую легко представить точно также идущей от Гибкой к Агрессивной, означает тоже, что и невидимая стена. И то и другое говорит ей, что нигде она не будет на своем месте, потому что она постоянно держится в стороне.
Впервые Хельга задумывается над тем, чтобы переименовать Гибкую в «Ни-рыба-ни-мясо», и о том, как долго еще она со своей уклончивой позицией, маскирующейся под гибкость, будет избегать определенности в отношениях у себя на работе
«ПЕРСОНИТА»
Жизненная позиция
И в этой игре речь идет тоже обобщении с другими людьми. Здесь мы видим исключительно портреты детей и подростков (приблизительно до 20 лет. Портреты, выполненные в очень разных манерах и техниках и восходящие к разным культурам, дают нам представление о личности, с которой мы бы хотели себя идентифицировать, или о ее душевном состоянии. Детям легче идентифицировать себя с героями «Персониты», нежели со взрослыми типажами Персоны, поэтому именно «Персониту» можно использовать в коррекционно-развивающих и социальных учреждениях для детей и юношества.
Язык жестов
Помимо 77 портретных карт, имеются еще и 44 ситуативные карты, схематично передающие позой персонажа его внутреннее состояние, атак же возможные действия и связи между играющими.
В отличие от игры Персона, где карты отношений сих линиями и стрелками апеллирует к разуму, ситуативные карты, демонстрирующие внутреннее состояние человека через его внешнее состояние, взывают непосредственно к чувствам. Глядя на нарисованную фигуру интуитивно можно описать не только ситуацию, в которой находится этот персонаж, но и понять его жизнеощущение. Если мы видим, что кто-то сидит, скукожившись на корточках в углу, кто-то прыгает, высоко задирая руки, а кто-то стоит, ссутулившись с опущенными плечами, то мы получаем сигнал не только о явной, очевидной стороне ситуации, но и о скрытой ее
части - чувствах, которые кроются за той или иной позой.
Портретные и ситуативные карты можно использовать как вместе, таки порознь. Можно вслепую тянуть карту то из одной, то из другой колоды поочередно, а можно из смешанной. Портреты в сочетании с ситуацией дополняют друг друга и подстегивают нашу фантазию.
Так, например, дети и подростки с помощью карт могут научиться понимать выражения лица также подбирать к определенному портрету соответствующую позу или наоборот. Ситуативные карты, без портретов, могут отражать групповые и динамические процессы. Участники одной группы выбирают себе определенную карту, которая должна отражать их собственное внутреннее состояние, и рассказывают об этом. Конечно же, ситуативные карты приглашают к игре и предлагают непосредственный переход к пластической работе с телом, к языку жестов. Это совсем необязательно должна быть сложная терапевтическая работа, это могут быть простые игровые расслабляющие упражнения на долгих занятиях или семинарах. Каждый участник тянет ситуативную карту из закрытой колоды (из тех карт, где изображена только одна фигура. Все по очереди изображают свои карты в виде пантомимы, а кто хочет, может еще и попытаться угадать скрытое за этой позой чувство. Это же можно проделывать и с группами из двух и более человек, используя фигуры, которые изображены на картах.
В остальном «Персонита» предоставляет те же возможности, что и Персона игра позволяет перевоплотиться для того, чтобы, во-первых, понять своеобразие других, а во-вторых, чтобы лучше узнать себя самого
Подруги договорились перетасовать обе колоды карт «Персонита» таким образом, чтобы в ситуативных картах остались только карты с изображением х фигура в качестве портретных карт отобрали только девочек подросткового
возраста.
Хайке вытянула эту ситуативную карту.
Хайке в данном случае на карте является фигурой справа, которая «уходит».
Мириам - в центре, она «статична».
Салина — слева, иона слегка обижена и расстроена тем, что Хайке хочет обеих бросить.
Хайке
«Я достаточно долго ждала, мальчики не идут а, кроме того, вы и сами не знаете, чем мы
займемся».
Мириам
«Я еще подожду, потому что мы обещали, что будем здесь, но опять опоздали».
Салина
«Хайке, если ты уйдешь, я тоже пойду. Ноты сама всегда такая непунктуальная».
Три подруги начинают разговор об их собственном поведении. Выясняется, что пунктуальность для Хайке — это путы, против которых она всегда с удовольствием бунтует
Салина считает, что непунктуальность — это проявление невоспитанности и пренебрежения к тем, кто тебя ждет.
Мириам — девушка основательная и потому занимает взвешенную позицию, она признает правомерность обеих точек
зрения и считает, что каждый имеет право иногда быть непунктуапъным, но злоупотреблять этим не
стоит.
Наконец три подружки приходят к единому мнению, что в их игровой ситуации можно было бы еще немного подождать, потому что всем хотелось быть вместе и что-нибудь придумать Более того, непунктуальные мальчики, сами того не подозревая, сделали девчонкам одолжение и позволили выговориться о том, что накопилось что было внутри
«ПРЕОДОЛЕНИЕ»
Совладание с кризисом
Каким образом люди, ив первую очередь молодые, справляются с ситуациями, когда они получают травму Этот вопрос задала себе израильский психолог, доктор Офра Аялой, в связи с террористическими актами и многочисленными попытками самоубийства в ее стране. По своему опыту работы с детьми она знала, что дети как бы оказывались пленниками своих травматических переживаний, потому что они былине в состоянии говорить о пережитом. Чувства, связанные с этими переживаниями, были, как правило, настолько сильными, что их вытесняли, чтобы не быть ими раздавленными. Не было эмоциональной дистанции, которая позволила бы поговорить о пережитом.
Рассматривать травматические переживания отстраненно
Офра поняла, что можно создать определенную дистанцию по отношению к пережитому и соответственно дать возможность поговорить об этом делать это надо на уровне мечтаний, фантазий и свободной игры. Дети чувствовали себя намного увереннее, когда они рассказывали о своих душевных ранах, как будто это была история кого- то другого. Это звучало для них не так угрожающе. Фантазия в виде выдуманной истории являлась связующим звеном между внутренним миром сего душевными ранами и внешним миром. Будучи терапевтом, специалистом по психологическим травмам, Офра, задолго до появления серии карт Преодоление, успешно работала с другими
ассоциативными картами, выпущенными издательством «О».
В картах Преодоление (Соре) намеренно заложены мотивы всякого рода кризисных ситуаций и травм. Карты - это нечто большее, чем просто толчок для беседы обо всем этом. Это основа для осознания, что в каждом из нас заложен большой потенциал для того, чтобы справиться с травмой. В основе терапевтической концепции колоды Преодоление лежит опрос, который Офра в свое время провела у себя на родине среди молодежи. Она задавала вопросы молодым людям, которые являлись свидетелями или жертвами терактов и которым на тот момент было 15-16 лет. Причем делала она это дважды вскоре после случившегося, и спустя некоторое время.
Вскоре после событий
«Когда это случилось, что ты делал, что чувствовало чем думал И что тебе помогло, а что наоборот усугубило твое состояние?»
Спустя какое-то время
«Что тебе помогло справиться с ситуацией, а что тебя угнетало Какие действия других людей тебе помогли, а какие, наоборот, только увеличили твое бремя?»
Этот вид опроса основан на предпосылке, что у каждого, будь то взрослый или ребенок, есть внутренний потенциал, помогающий побороть душевные травмы. В подобных ситуациях, сознательно или бессознательно, каждый использует так называемый ресурс преодоления, чтобы сохранить и стабилизировать свое ментальное и психическое здоровье. Вышеназванные вопросы
нацелены на то, чтобы этот механизм преодоления запустить сознательно.
Осознать этот механизм - это значит больше не чувствовать себя беззащитной жертвой. Только когда ты сам возьмешь ситуацию под контроль, ты поймешь, что тебе мешает, а что может помочь. Это терапевтический процесс, который приводит к ответственности перед самим собой.
Именно в таком контексте и следует понимать карточную колоду Преодоление. В отличие от других колод в Соре имеются 6 особых карт, на которых изображены руки (карты с руками»),
которые показывают различные стратегии преодоления - это все равно, что символически взять в руки собственную ситуацию, связанную с травмой.
«Карты с руками это следующие карты. Вера

Это может быть вера в Бога, в какую-либо сверхъестественную силу, доверие к

другому
человеку или вера в себя салюго.
2. Чувство
Д ать выход чувствам - это тоже один из видов преодоления. При этом речь может идти о любви или страхе, ненависти или мужестве, печали и радости, сочувствии или о многих других чувствах
3. Коммуникативная способность
Эти способности позволяют находить контакты с другими людьми. А это значит оказывать друг другу поддержку, иногда брать на себя ответственность, а иногда и роль лидера. Сила воображения

В этом - суть творчества. Именно она наделяет видением и делает способным осваивать новые пути, искать свежие решения и видеть альтернативу сложившейся ситуации. Познание
Оно важно для того, чтобы уметь просчитывать степень риска, заранее спланировать, разработать новую стратегию проанализировать ситуацию, понять проблемы и попытаться решить их. Физические способности

Эти способности включают в себя чувства. Это то, что можно слышать, обонять, пробовать на вкус, видеть или ощущать.
Биение сердца или другие сигналы тела тоже относятся сюда как работа мышечной силы
Карты с изображением рук могут совершенно по- разному использоваться в игре с картами
«Преодоление».
Молодой женщине, которая потеряла в автокатастрофе родителей, предложили выбрать одну из открытых карт и сказать все, что приходит ей на ум, глядя на эту карту. А шесть карт, на которых были изображены руки, еще раньше убрали и сложили их в отдельную колоду, положив рубашками вверх. Женщина вытянула карту, на которой был изображен маленький мальчик, скорбящий по своей мертвой собачке.
«Сейчас я чувствую себя также, как этот мальчик. Моя скорбь безгранична. Я чувствую себя опустошенной. Меня больше ничего не интересует.
Я сижу так целый день и меня не оставляют
горькие мысли».
После того, как ей дали время осмыслить и выразить это скорбное чувство, ее вновь попросили найти в ее карте что-либо положительное. Иона нашла это была утешающая рука на плече маленького мальчика. Нов тот момент для нее это не значило абсолютно ничего.
Затем женщине было предложено выбрать из лежащих передней карт с изображением рук одну из них в качестве стратегии для преодоления, которая могла бы помочь ей в ее ситуации и раскрыть потенциал, который в ней уже имелся, но наличие которого, она еще не осознавала. Карты с изображением рук перевернули картинками вверх и пояснили их значение. Она выбрала Веру и Воображение. Отвечая на вопросы терапевта, она смогла свободно рассказать о многих ситуациях, в которых эти способности в прошлом ей уже помогали справиться с кризисом. Ободренная, она
верила, что и сейчас так будет. Вовремя беседы она вспомнила, что конкретно значило в ее случае применить именно эту стратегию преодоления. Напоследок она должна была расположить перед собой три карты любым, наиболее подходящим с ее точки зрения образом. Обе карты с изображением рук она положила рядом, а карту с изображением травматической ситуации - над ними, ровно посередине, так что получилась пирамида, при которой стратегии преодоления практически несли пережитое, связанное с травмой.
«Преодоление» - это непросто карточная играно еще и введение в основы психологии травматических ситуаций, кризисов и конфликтов. Никакая другая карточная колода не имеет столь обширной инструкции. Доктор Офра Аялон вместе с
Моритцом Эгетмейером и русской художницей Мариной Лукьяновой знакомит нас со своим опытом игры в карты, который был ею накоплен на протяжении долгих лет практики в качестве кризисного терапевта. 88 карт этой колоды являются инструментом, который в нужное время ив нужном месте помогает уменьшить страдания. Это было желанием трех человек, работавших над этими картами. Их нации исторически связаны многими печальными событиями художник из России,
психолог из Израиля и немецкий издатель
2.2. Повествовательные колоды
«САГА»
Сказки им иф ы в нас
Наш пестрый и богатый внутренний мир, полный историй и фантазий, легкодоступен нашему сознанию пока мы дети. До 7-8 лет, иногда дольше, мы почти не разделяем наши внутренние образы и картинки внешнего мира. Все простои естественно, без полутонов - черное и белое, все исполнено магии. А тайное значение любой вещи лежит прямо под ее внешней оболочкой. Мы полны веры и доверия к жизни и ее смыслу.
Это ощущение рая рано или поздно покидает нас. Мы прощаемся с наивным, простым мироощущением, и пускаемся в путешествие, чтобы обрести свою собственную правду, собственное толкование происходящего и свою состоятельность. Видимо, именно на этой ступени нашего развития, когда явно превалируют интеллект, логика, контроль и порядок, нами овладевает тоска по прежнему раю, куда мы хотим вернуться. Однако дорогу к древу жизни, как говорит миф, преграждает ангел с огненным мечом.
Если ориентироваться на наши западные традиции, тов этой точке, как правило, путешествие заканчивается, и нам остается только тосковать по былой невинности, по простому ясному детскому видению, которое, как нам кажется, потеряно уже навсегда. Однако мистики и восточные мудрецы смотрят на это иначе, им известна цель, которая не достигается ценой огромных усилий, а обретается, как некий дар это вторая, нона этот раз уже осознанная простота и вернувшееся чувство целостности и возвращения домой, притом, что
предшествующий этому непростой этап поисков остается в памяти.
Подобный пример путешествия человека по жизни удивительно напоминает путешествия героев мифологии и многих сказок. Герой покидает дом и пускается в странствие по запутанным непрямым тропам, по дороге ему встречаются многочисленные чудовища, всякие твари, которые хотят сбить его с пути и не пропустить к цели. Наш герой пускается в приключения и сражения, в которых он закаляется и обретает зрелость, при этом многие существа, люди или добрые феи помогают ему. Иногда он терпит поражение, но вдруг - новый повороти он, как птица Феникс, вновь возрождается из пепла. И, наконец, он достигает столь вожделенной, трудно доставшейся ему цели и возвращается, в конце концов, домой с богатыми дарами и иногда совершенно другим человеком. Часто случается так, что по завершении возложенной на него миссии, которую он с честью выполнил, герой осознает себя настоящим принцем. И тогда дополнительно ко всем материальным благам, которые он получил, он обретает еще одну возможность - жениться на принцессе (последняя олицетворяет символ женственности. И тогда происходит свадьба, которой заканчиваются многие сказки, и которая является той самой, вновь обретенной целостностью, соединением мужского и женского. Этим соединением, которое было известно еще алхимикам средних веков, а также мистикам, как понятие
«unio mystica»
- алхимический брак, воспроизводится единство, но уже на новой ступени. В мифах многих народов первый человек был андрогин - мужчина и женщина водном лице. И только с наступлением полярности это единство исчезло. «Unio mystica» - это воспроизводство единства, нового качества
Потеря единства, уход героя из дома, прощание с нашим простым детским мироощущением - все это необходимо для того, чтобы мы обрели свой путь и нашли себя. Все это можно найти в сказках и мифах всех народов.
Символика цифр - тоже тема сказок. Единица символизирует единство, двойка - раскола тройка
- сумма 2 + 1 - создание чего-то нового. Поэтому обычно задают три загадки, прежде чем герой достигает своей цели. Магическое кольцо или фея исполняют три желания, а воскрешение наступает на третий день. По Джозефу Кэмпбеллу, чья работа оказала огромное влияние на возникновение карт Сага, значение сказок и мифов заключается в том, что они отражают внешне нечто такое, что движет людьми изнутри - причем не единицами, а всеми. Сказки в картинках повествуют о том, что проживается как отдельная индивидуальная жизненная ситуация, являющаяся воплощением архетипов коллективного бессознательного, которое трансцендирует и нашу собственную жизненную историю. Вот только в каком соотношении находится наше индивидуальное будничное переживание с такой коллективной, надличностной стороной жизни?
Нам, нормальным взрослым людям западной ориентации, с уже сформированным сознанием, как правило, ближе наши собственные индивидуальные переживания, чем надличностный опыт, который нам трудно понять. Как правило, у нас имеются свои собственные цели, свой опыт, своя правда и свои ценности. Коллективную, надличностную сторону жизни мыс трудом можем представить себе в отличие, например, от примитивных племен, где индивидуализм совершенно неприемлем, поскольку превалирует коллективное чувство
Образно говоря, мы люди своего времени и своего общества, находимся в ситуации тех, кто покинул родительский дом сего защищенностью и устоями, кто завоевывает новые пути, пытаясь найти себя и понять, кто мы такие. На наши взаимоотношения с окружающим миром накладывают отпечаток уже не только вера и доверие, но и потребность в контроле, а также интеллект и скепсис. На этой ступени комплексного сознания доступ к нашим внутренним образам закрыт, потому что наше сознание и наше логическое мышление ничего общего с образами не имеет.
Но это не значит, что этих образов в нас уже нет. Напротив, когда наше контролируемое дневное сознание удаляется - это может произойти во сне или при спонтанной, интуитивной реакции на ассоциативные карты - образы с силой пробиваются наверх в виде снов или спонтанных ассоциаций. Вот почему в игре с ассоциативными картами рефлексивное мышление должно как можно дольше оставаться выключенным, иначе для нашего подсознания, которое говорит снами именно образами, не остается шанса. Поэтому, играя в карты, мы обогащаемся спонтанными ассоциациями. Картинки из разных слоев нашего подсознания роятся в обширном пространстве нашего внутреннего мира образов. Об этом говорят нам наши сны.
Во-первых, это могут быть наши личные образы, которые напрямую связаны с нашими личными переживаниями. Во сне часто так называемые остатки дня делаются сырым материалом, полуфабрикатом, из которого формируются наши личные сновидения. Слоем ниже наше подсознание можно представить в виде двухэтажного подвала, в области, которую Юнг
называет коллективным бессознательным, находятся картинки-прообразы - неосознанные, недоступные пониманию на рациональном уровне, мотивы души. Юнг полагал, что символы- прообразы - архетипы - представляют собой вид проязыка, который существовал еще до сознания, и что эти праязыки одинаково представлены во всех культурах и обществах и что они никогда не менялись.
Сказки и мифы являются истинной сокровищницей архетипов. Поэтому Юнг назвал их Сны народов. У нас к сказочными мифологическим образам особое отношение, потому что они представляют аспекты нашей жизни живая вода, древо жизни, крепость и гора, пещера в земле, открытая могила, мудрая женщина, новорожденный ребенок, всепоглощающий огонь и т.д. Эти образы живут в нас. Номы не осознаем их значение. Чтобы понять их смысл, мы должны уметь обращать внимание на собственные сны, уметь медитировать, читать сказки или мифы. Но есть еще один путь завоевания пространства наших внутренних образов, а именно с помощью ассоциативных карт.
Если карты О вызывают скорее личностные, повседневные образы или воспоминания (по сути картинки отражают предметный мири его будни, то карты Сага служат тому, чтобы открыть доступ к живущим в нас архегипическим образам. Мотивы Саги включают в себя элементы сказок и мифов со всего мира в таком виде, как это некогда передавалось из уст в уста. Эти образы могут комбинироваться во всевозможных вариантах, как это всегда бывает при передаче из уст в уста, однако основа остается неизменной, как осколки стекла в калейдоскопе, которые постоянно складываются в разные узоры, асами не меняются. Таки тут есть образы четырех стихий (огонь, вода, земля, воздух
образы животных, мотивы на тему жизни и смерти, а также архетипические личности (мудрец, мудрая женщина, король и королева, шути т.п.).
Карты апеллируют к нашей фантазии и творческому потенциалу. Они приглашают нас, поодиночке или вместе с группой игроков сочинять собственные сказки и истории. Выглядит это так каждый игрок по очереди вытягивает карту и, глядя на нее, спонтанно произносит фразу, следующий ориентируется на предыдущее высказывание и продолжает так отдельные фразы складываются в целую историю. Вход идут все 55 карт Сага. Это как раз та игра, где даже взрослые смеются как дети. Она бросает вызов игрокам, устраивает им своего рода проверку на креативность, когда те вытягивают неожиданные для себя мотивы.
Более того, в игре с картами Сага возможно и многое другое. Все сказочные мотивы - это образы нашей души. Именно они имеют непосредственное отношение к нашей жизненной истории, ноне к той, которая снаружи, а к той, что внутри нас. В огне, вводе, на земле ив воздухе мы вновь обретаем себя, наделенными определенными свойствами. В каждом из нас узнается некое животное. Что касается короля и королевы, шута, воина, ведьмы и мудреца - то все они это часть нас самих. Например, когда мы звуками магической флейты приручаем морское чудовище, и оно становится нашим другом и помогает нам выиграть сражение и завоевать королевство, то иногда при определенных обстоятельствах эта придуманная история является реальностью, не внешней объективной, а
внутренней. Если присмотреться внимательно, тов своих историях мы можем вновь обрести себя. Это наш собственный внутренний мир сказок и мифов, который в игре Сага может материализоваться, принять зримый образ
Практически это может выглядеть так например, мы вытягиваем карту и, глядя на нее, сочиняем собственную сказку, на основании полученных нами ассоциаций. Мы можем записать эту ассоциацию, а заодно и сказку. Чтобы показать свое отношение к этой истории, она должна быть написана от первого лица. Мы соответственно примеряем на себя роль, какого-нибудь мифического существа или предмета, исходя из мотива карты, которую мы вытащили.
Важно записывать наши спонтанные ассоциации без длительной интеллектуальной селекции. Это касается и сочинения общей истории, когда в карты Сага играет целая группа. Поток ассоциаций не должен прерываться размышлениями или критическими замечаниями. Игра не будет замедлять свой ход, если мы дадим волю нашим ассоциациям. Упомянутая выше форма сочинения историй по карте больше подходит для одного, может быть, максимум двух игроков, но при этом, в отличие от коллективного сочинительства историй, непременным условием должно быть обоюдное доверие. Ибо такая история, если мы ее прочтем еще раз после того, как написали, и проникнемся происходящим, или расскажем друг другу, может очень многое поведать нам о нас самих на языке мифов и сказок.
Именно потому, что мотивы Саги так хорошо могут в простой, доступной форме выявить образы, с которыми мы себя под наплывом чувств можем идентифицировать, карты Сага применяются в терапии, как инструмент, способный выявить проблемы и конфликты, о которых непросто говорить словами. То, что, например, не принимает и отторгает наше сознательное Я, или что-то, что мы тянем за собой еще из старых доречевых времен, что-то, чего нельзя выразить языком. Тут-то как рази помогут образы. Сага может стать
инструментом в терапевтическом процессе, который способствует образному восприятию многих вещей.
Молодую женщину,
испытывающую
затруднения на сеансах психотерапии выражающиеся в том, что она не может рассказывать о себе и своих конфликтах, просят выбрать из открытой колоды карт Сага 5 карт и расположить их в определенном порядке. При этом она должна говорить, все, что ей приходит в голову по поводу увиденных мотивов. (Потому что то, что приходит нам в голову, глядя на карты всегда как-то связано снами, и мы непроизвольно говорим о себе).
Король - тиран (властитель, свою власть он может сохранить только путем насилия. Он подавляет, он жесток (как выяснилось позже клиентка идентифицировала с этим королем своего
отца).
Меч - символ борьбы против короля.
Один из тех, кто борется с королем - шут справится ли он стираном- это как рази подвергается сомнениям. Особого доверия к нему нет. (Однако именно такая шутовская энергетика неоднократно помогала нашей клиентке играючи сбросить с себя роль, которую она должна была играть в семье, — а именно в раннем возрасте заменить умершую мать
Дом — символ защищенности и порядка. Здесь находит выражение тоска по этой защищенности тоска по определенному порядку и ощущению дома в себе самой, чего клиентке не хватает в семье).
Лабиринт означает растерянность.
Спустя некоторое время, после проведения нескольких терапевтических сеансов, нашей клиентке предложили выбрать те карты, которые отвечают ее теперешнему состоянию и расположить их соответствующим образом.
Порядок расположения изменился:
Озорной клоун - ребенок, наличие которого молодая женщина готова признать в себе и выпустить наружу, стоит теперь на первом месте. Затем следует дом, потому что, после того, как она открыла собственного внутреннего ребенка, она уже более чем когда-либо обрела свой дом. Затем следуют отец, меча в самом конце
лабиринт.
С помощью карт клиентке удалось образно выразить терапевтический процесс, в котором она участвует, и проиллюстрировать самой себе то развитие, которое с ней происходит
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов


связь с админом