Главная страница
qrcode

клубника за окном


Названиеклубника за окном
Дата10.01.2020
Размер7,01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаV_Krishke_Klubnika_za_oknom.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипОбзор
#158430
страница9 из 16
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16
Польза для игрока
Кроме того, что карточные игры учат нас размышлять о самих себе, они учат нас раскрепощению и высвобождают наш творческий потенциал. Сегодня вокруг только и говорят о том, что, даже если рассматривать только экономический и финансовый аспекты вопроса, выжить в наше время очень непросто - требуются какие-то другие, совершенно новые решения. Сейчас недостаточно лишь досконального знания предмета, чтобы соответствовать предъявляемым нам требованиям
сейчас как никогда необходимо новое мышление и творческий подход, то есть умение реагировать на любые изменения ситуации спонтанно, креативно и интуитивно. В игре с ассоциативными картами как рази вырабатывается такое умение. Когда мы встречаем неожиданную карточную тему или комбинацию слови картинок, от нас требуется гибкость и фантазия - как ив повседневной жизни при неожиданных ситуациях. С устаревшими знаниями и устоявшимися привычками инертного мышления мы вряд ли продвинемся вперед в нашем быстро меняющемся, нестоящем на месте мире, мы сразу почувствуем свою несостоятельность, как в профессиональной жизни, таки в личной. Именно поэтому все чаще в разных профессиях используют карты.
Игры с ассоциативными картами учат нас смотреть в будущее открыто и без страха. Если мы в игре можем принять решение в неожиданной для нас ситуации и соответственно отреагировать, то ив жизни мы сможем смело идти навстречу новому и неожиданному исправляться с ним спонтанно, креативно и интуитивно.
Мы можем работать с картами на многих уровнях
В конкретной игровой ситуации в большинстве случаев содержится всего понемножку коммуникация на уровне образов и метафор и, соответственно, возможность узнать что-то о собственных чувствах, развитие креативности при спонтанном придумывании сюжетов историй, а также подсказки для решения каких-то житейских проблем, извлекаемые из карточных мотивов. Игрок так вживается в игровые ситуации, что это становится для него линией жизни или перспективой
Но и здесь мы руководствуемся лозунгом, что к играм в карты нельзя подходить чересчур уж серьезно. В играх с ассоциативными картами нет и не может быть каких-либо правили ограничений, карты можно использовать на самых различных уровнях
4. Ассоциативные карты как игровой инструмент в помогающих и обучающих
профессиях
Отчеты и обмен опытом пользователей
карт
Ассоциативные карты во всех областях жизни являются помощью в подлинных и полных ответственности отношениях с самим собой, а также хорошим тренингом спонтанности, креативности и интуиции. Они способствуют коммуникации на уровне картинок, символов и метафор и могут стать в группах и командах катализатором интерактивных групповых процессов. Благодаря этим свойствам карты успешно применяются во многих профессиях, где в центре внимания находится общение с людьми.
В этой главе выскажутся люди, различных профессий, у которых есть опыт общения с ассоциативными картами. Собранные здесь высказывания, которые подверглись сокращениям ради краткого обзора, бросают луч света на многообразие возможностей применения ассоциативных карт
4.1. Терапевтическая работа с детьми и молодежью карты - помощник в развитии психомоторики у детей
Психомоторная терапия - это программа помощи детям с неадекватным поведением и расстройствами двигательных и речевых функций.
Обучаемого ребенка погружают в различные игровые ситуации, требующие определенной динамики. Сосредотачиваясь на своих внутренних ощущениях при совершении тех или иных движений, ребенок накапливает обширный опыт и, таким образом, расширяет собственные моторные компетенции.
Осознание преодоленных трудностей при решении поставленных задач позитивно влияет не только на количество и качество моторного репертуара, но и поддерживает психоэмоциональные регулирующие механизмы, такие как мотивация и самооценка.
В рамках этой программы ассоциативные карты используют в различных целях.
Развитие речевых навыков
Для детей с затруднениями речи или с неадекватной речью игра с ассоциативными картами
- подходящая среда, где имеются очень наглядные и привлекательные мотивы, побуждающие детей говорить. В зависимости от возраста или уровня развития детей наборы карт могут быть составлены терапевтами заранее по избранным темам например, такие понятия, как природа, крепости, замки и т.п., взятые из карт О и Сага. Можно предложить детям самим свободно выбирать карты
что позволяет определять их предпочтения и интересы
Раз ребенок вытянул ту или иную карту, значит, ему знакомо то, что на ней изображено или же просто нравится. На основе этой карты (этих карт) терапевт может разработать простейшие речевые игры.
В ариант Каждый по очереди описывает основные характеристики своей карты, не называя того, что на ней изображено. А остальные дети должны угадать, что изображено на карте. Среди прочих диагностических аспектов терапевт в игре получает информацию о визуальном понимании картинок, языковую способность ребенка к выражению, а также понимание вербального описания.
В ариант Вторая игровая последовательность
- это придумывание общих тем для всех вытянутых ранее карт. Детям разрешается так расположить карты, как, на их взгляд, будет лучше, чтобы они подходили друг другу по содержанию. Затем они должны коротко описать общий аспект, например королева и замок, рыба и вода, охрана и крепость и т.д.
Такие тематические подгруппы часто образуют задел для сочинения собственной истории, так как дети чисто интуитивно придают большее значение каким-то определенным образам, которые становятся доминантами в развитии общей сюжетной линии.
Это создание коротких историй или сюжетных секвенций представляют в психомоторной терапии вторую основную цель использования
ассоциативных карта именно формирование игровых и двигательных задач, которые бы мотивировали ребенка на самостоятельные активные и успешные действия. В этом и заключается суть терапевтической работы. Источником такого рода игровых задач становятся так называемые Двигательные истории, в которых дети в разных ролях исследуют многообразный опыт действий и движений, а также могут проиграть собственные потребности и проблемы.
Мотивация успешных действий через движение и игру
Ассоциативные карты являются ключевыми моментами рассказываемой истории, инсценировка которых в игре и движении предлагает интересные моторные задачи, где можно в качестве протагонистов изобразить всяческие действия и, сталкиваясь с разнообразными конфликтами, справиться сними в игровой ситуации. Это показывает следующий пример:
Ш естилетнего Сайласа привели к терапевту из за незначительных речевых проблем, расстройства моторики и выраженной заторможенности во всевозможных игровых ситуациях и повседневной жизни детского сада.
Его подверженность фрустрациям и низкая самооценка привели к тому, что он все чаще сразу же сдавался при малейших вызовах. Входе терапии которая изначально была направлена на улучшение моторных компетенций, у него наметился прогресс Он охотно воспринимал предложенные ему поводы для движения, хотя сам демонстрировал лишь незначительные вариации в своих подвижных играх или сторонился, в широком смысле, групповых конфликтов. Использование двигательных историй
и маленьких ролевых игр открыли
Сайласу существование других вариантов. Сам Сайлас до сих пор не инициировал ролевые игры, но, так как он охотно заглядывал в книжки и слушал истории, я решила применить ассоциативные карты О которые хотя и могут представлять для детей определенные трудности в понимании, но зато развивают их фантазию, а главное, здесь задействованы речевые моменты описание картинок, рассказывание историй, то есть, как раз та область, которая не является сильной стороной Сайласа.

Я показала ему карты и попросила его выбрать те, которые ему нравятся. Сайлас был в восторге от картинок и спонтанно довольно подробно рассказал, что ему понравилось на той или иной картинке, а что нет. Сам он расположил карты таким образом, что они оказались связаны друг с другом по содержанию и, исходя из этого рассказал сочиненную им маленькую историю Работа с ассоциативными картами захватила его настолько, что он не хотел прекращать занятия, и только обещание, что наследующей неделе он снова займется картами, смогло убедить его
прерваться.
Следующее занятие мы начали с придумывания и рассказывания истории по картинкам, в которой шла речь о замке, сокровищах и разбойниках.
Из истории получается сценарий
Я записала историю испросила Сайласа, не хочет ли он сыграть эту историю. Следуя нашему сценарию, мы соорудили из кусочков пенопласта замок и спрятали там сокровища. Король (Сайлас) спал в своем замке, надев очки для сна, а разбойники (другой ребенок из группы) тем временем должны били попытаться по
возможности тихо пробраться в замок и похитить сокровища. И если Сайлас что-либо услышит, он должен громко ударить в гонг, чтобы позвать охрану и прогнать разбойников. Входе занятий он варьировал идеи с прятаньем и поиском сокровища также роли протагонистов. После занятий он гордо рассказывал эту историю своей материи показывал ей сценарий. Воодушевленные этой идеей, уже наследующих занятиях мы могли придумывать различные истории и инсценировать их. В этой фазе занятий Сайлас неоднократно выражал сожаление, что занятия такие короткие и что он хотел бы играть дольше. Мать сообщила что мальчик стал более общительный и начал играть дома в ролевые игры.
Наряду со своей Книгой сказок, которой он очень гордился,
Сайлас укрепился в своей самооценке, обретя уверенность в создании новых идей и историй в движении. Многие из них рассказывали о занимающихся разбоем пиратах сражающихся рыцарях и авантюристах, которым нужно было идти на риски бороться.
Такие герои Саги, как король, королева и солдаты, способствуют, в силу имплицитной тематики контроля и власти, проявлению у ребенка желаний и страхов, которые до сих пор вступали в противоречие с выработанным до этого внутренним образом самого себя. Ролевая игра выступает здесь как средство преодоления страхов и реализации скрытых желаний. Опыт успеха, нереализованный в повседневной жизни, материализуется инсценированным игровым содержанием и символическим применением материала, где ты являешься режиссером
Ролевые игры как модель действительности и средство переработки пережитого
Кто в рамках игры примерил на себя роль лидера и по реакции других игроков получил подтверждение своей компетентности в этой роли и признание своих заслуги усилий, сможет проявить эти качества ив реальной жизни.
Ролевые игры служат не только пробным камнем для протагониста разыгрываемого сценария, но и средством переработки и осмысления реально пережитого опыта. Так, например, срежиссированные самими детьми сценки, где они в рамках своих ролей сражающийся рыцарь, погружение в таинственные пещеры и покорение горных вершин, символическое пересечение бурной реки и т.д.) разными способами исследуют свое тело и его мобильные возможности, предоставляют поле деятельности для расширения своей моторной компетенции. Терапевт своим уважительным одобрением должен давать возможность пациентам пробовать по-разному проявлять себя в той или иной роли и стимулировать к выработке многообразных вариантов действий и решений.
Др. А. Круус, дипломированный специалист по
моторике, Дюссельдорф
Курс «0»-карт
Сексуальное надругательство В психотерапевтической работе с детьми и подростками сексуальное надругательство является одной из сложных и проблематичных тем. Я хотела бы рассказать о небольшом эпизоде с летней девочкой, которая на протяжении длительного
времени, подвергалась насилию со стороны ее родного отца, разведенного с матерью и живущего отдельно от них. Назову ее Анна.
Анна и ее мать не давали никаких показаний в силу свих религиозных и культурных убеждений однако Анне все-таки удалось порвать всяческие контакты с отцом.
Этика терапии предписывает прежде чем подойти непосредственно к болевой точке и обсуждать ее, следует какое-то время поработать над созданием атмосферы взаимного доверия, определить уровень самооценки пациента и его коммуникативные ресурсы и создать в его душе плацдарм для дальнейшего продвижения вглубь. Однако важно также, не забывать напоминать пациенту, ради чего, собственно, вы встречаетесь и работаете.
Описание одного занятия
Т.: Когда ты думаешь о своем отце, что происходит в твоей голове?
Анна: Яне люблю эти мысли и представляю, как я спускаю их в унитаз.
Т.: Но ведь это может быть опасным.
Анна: Почему же они тогда исчезают?
Т.: Да, они стекают в канализацию и дальше попадают через очистные сооружения в Рейна затем в море. Там они в один прекрасный день испаряются, превращаются в облако, и может такое случиться, что они обрушатся на твою голову в виде града.
Анна: Мм, я об этом не думала. Ну и что мне
делать?
Т.: У меня идея. Мы должны эти мысли спрятать в надежном месте, чтобы ты знала, где
они находятся и смогла бы их доставать, когда они тебе понадобятся, а потом снова прятать.
Анна задумывается на какое-то время, и я замечаю, как сложно ей представить какое-то надежное место. Для нее таким местом является дом, который как разине смоге защитить, а человек, с которым она чувствовала себя уверенно считая, что находится в надежных руках надругался над ней.

Анна: Моя мама говорит, что самое надежное место - это банк.
Прочувствовать символику образов ребенка
У меня до этого момента тоже не было никакой идеи, которую бы я могла ей предложить.
Отличительной чертой в детской терапии является умение сделать что-то узнаваемым, понятным, дать наглядные, легко запоминающиеся образы. Часто новые идеи возникают в процессе беседы с ребенком. Это может быть какая-то мысль или слово, которое дает допуск в образный и речевой мир ребенка.
Анна дала мне ключевое слово банка я развила тему дальше.
Т.: У меня идея что ты скажешь насчет
сейфа?
Анна: Это точно надежное место. И только я знаю комбинацию цифр.
Бумага, карандаши, ножницы всегда лежат наготове, иона с увлечением рисует и складывает сейф. И даже надпись - ТАЙНА - она так
витиевато и таинственно написала, что только мыс ней сможем это прочесть.
Итак, место мы нашли, теперь содержимое Как туда поместить мысли?
Анна доверяла работе с картами и картинками В терапии образов с детьми часто используют упражнения на представления и идентификацию. Я достала карты О иона нашла все сцены которые были для нее каким-то образом связаны с ситуацией изнасилования и ее мыслями поэтому
поводу.
Это были следующие карты
Она сама нашла эти карты. Мыс ней об этом не говорили. Анна казалось, ушла в себя, вздохнула
при этом, и я почувствовала, что она находится в состоянии сильного противоборства.
Мы скопировали карты, вырезали и поместили в только что созданный сейф. Такое действие все больше давало ей ощущение, что она нашла путь и может разобраться со своей историей, она способна на поступок и может чего-то добиться Она должна вновь обрести контроль над собой и своей жизнью, вновь ощутить свое реальное положение в маре и жить.
Когда мы закрываем сейф — на обратной стороне он склеен множеством полосок скотча - она смотрит с облегчением И пусть

он
останется здесь у Вас. Когда он мне понадобится я знаю, где он».
Г. Эндерс, детский и подростковый терапевт,
Кёльн
Игровая терапия с картами «Персона»
Однажды мать привела ком не на сеанс свою шестилетнюю дочь.
Она хотела знать справилась ли девочка стем что ее отец восемь месяцев назад покончил жизнь самоубийством. Или ей нужна помощь Девочка не выглядела несчастной - может, только слегка серьезной для своего возраста - но она болтала смеялась, как и положено ребенку. И, тем не менее можно было увидеть, что с ней было что-то не в порядке. Она вошла, мы познакомились, немного поиграли в кубики. Мама вышла из комнаты.
Настал момент, поговорить об ее отце. Я дала ей карты Персона и попросила ее найти подходящую карту для каждого члена ее семьи. Она внимательно рассмотрела каждую карту по отдельности и, наконец, выбрала три карты одну
для мамочки, одну для себя и одну для своего брата Я предложила ей упорядочить карты и разложить их на столе.
«Мамочка» была в центре - как самая главная Слева возле мамочки было ее собственное место, а рядом - ее брата.
Мы стали обсуждать, какой смысл имеет то что фигуры расположены близко другу к другу или далеко одна от другой — иона очень быстро поняла символическое значение карт. Символика — это форма выражения, которая очень близка детям Многие детские истории символичны например истории о животных - символ жизни людей. Свою собственную карту она положила рядом с мамочкой, а своего брата
— карту с изображением блондина в черной рубашке поместила под карту, изображающую маму. Она его очень любит, также как и меня, но он ведет себя по отношению к ней плохо».
«Есть еще кто-нибудь в твоей семье, кому не досталось карты - спросила я. Тогда она отыскала еще три карты две для родителей ее мамы и одну для другой бабушки. Мы обсудили как она разместит эти карты на столе пожилая супружеская чета несколько вдалеке, а другая бабушка намного ближе - и ближе к ней самой Совершенно самостоятельно она начинает рассказывать мне, что она очень любит эту бабушку, и что она часто ее навещает после школы, когда мама еще на работе. Из того, что она по собственной инициативе рассказала мне больше, чем я у нее спрашивала, я сделала вывод что она чувствует себя уверенно.
Я дала ей время поговорить, прежде чем
перегила к теме папа. Следующий вопрос был задан как бы вскользь Это все. Да, - ответила она. Я сказала ей, что большинство
детей находят карту для своего отца. Мой отец больше не живет снами ответила она. Я предложила ей, несмотря ни на что, найти и для него карту - просто, из дружеских побуждений потому что он тоже является членом семьи. Она ничего не ответила, взяла карты и очень основательно стала искать самую красивую картинку (ее слова. Она долго держала в руках
какую-то карту, потом сказала Яне знаю, куда мне ее положить. Через секунду Я положу ее сюда, рядом с мамой, потому что он был ее лучшим другом. Она положила карту справа около карты мамы. Однако потом она опять взяла папу и подвинула его ближе к его матери, своей любимой бабушке, через некоторое время она снова взяла ее и вернула на прежнее место.
Очевидно, что она не могла принять решение.
Я попыталась подбодрить ее, сказав, что все в порядке, она может любую личность свободно перемещать туда-сюда между двумя пунктами.
Какое-то время она таки делала, а затем остановилась. Папа остался у своей матери, в некотором отдалении от жены, но близко к дочери.
В ее глазах были слезы. Она посмотрела на меня и сказала Ему бы не понравилось, что его так перетягивают. Мама всегда переживала, когда он ходил к своей маме, ей это не нравилось. Затем она захотела к маме. Но прежде чем она пошла со своей матерью домой, она вновь подошла к столу и подвигала папу между двумя местами туда сюда, засмеялась испросила меня, в конце концов может ли она взять карты с собой - только те которые она использовала.
Это был не только диагностический процесс - все выглядело так, как будто бы девочка для себя самой пыталась решить до кота незавершенную задачу
Пару дней спустя мать приталась, что то действительно была основная проблема при жичии отца он разрывался между любовью к жене и преданностью своей матери, которая уже потеряла своего мужа и сына.
Семейная ситуация, которую представила девочка с помощью карт, стала началом терапии с матерью. Ее болезненное состояние вызывалось не только потерей мужа, но и осознанием факта что, по сути, она его никогда не знала.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

перейти в каталог файлов


связь с админом