Главная страница
qrcode

Масааки ИМАИ - Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний


Скачать 23.97 Mb.
НазваниеКлюч к успеху японских компаний
Дата25.03.2020
Размер23.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМасааки ИМАИ - Кайдзен.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#158774
страница1 из 20
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
МАСААКИИМАИ
КЛЮЧ К УСПЕХУ ЯПОНСКИХ КОМПАНИЙ
Перевод с английского
Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»
Москва 2004
УДК 65.011
ББК 65.290-2
И50
Издано при содействии ЗАО «Центр "Приоритет"»
Перевод И. Гутман
Научный редактор Ю. Адлер
Редакторы П. Суворова, С. Турко
Имаи Масааки
И50
Кайдзен: ключ к успеху японских компаний/ Масааки Имаи; Пер. с англ. — М.: «Альпина Бизнес Букс»,
2004. — 274 с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
ISBN 5-9614-0079-4
Кайдзен — это постоянное стремление к совершенству всего, что мы делаем, воплощенное в конкретные формы, методы, технологии и обращенное к людям. Хотя концепция кайдзен и родилась в Японии, она получила широкое распространение повсюду в мире и многократно убедительно доказала свою эффективность, причем не только в промышленности, но и в сфере услуг, и в общественных организациях.
Эта книга — первоисточник. Ее автор, М. Имаи, именно здесь впервые ввел термин «кайдзен» и призвал читателей за пределами Японии обратить внимание на огромные возможности менеджмента пояпонски. Его призыв не остался незамеченным.
Прежде всего эта книга адресована руководителям предприятий и организаций всех областей человеческой деятельности, всех размеров и форм собственности. Она также представляет интерес для менеджеров всех уровней, сотрудников служб качества, управления персоналом, маркетинга и др. Студенты и аспиранты соответствующих специальностей найдут в книге много полезного. Не должны обойти ее вниманием консультанты в области общего менеджмента и менеджмента качества.
УДК 65.011
ББК 65.290-2
ISBN 5-9614-0079-4 (рус.)
ISBN 0-07-554332-Х (англ.)
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельца авторских прав.
© The KAIZEN Institute, Ltd., 1986 (KAIZEN is a trademark of The KAIZEN Institute, Ltd.) All rights reserved
© B.A. Лапидус, предисловие к русскому изданию, 2004
© Ю. Адлер, предисловие «Совершенство — откуда оно берется?», 2004
© «Альпина Бизнес Букс», перевод, оформление,
2004
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к русскому изданию......................................................................7
Совершенство — откуда оно берется?..............................................................11
Благодарности.........................................................................................................19
Список иллюстраций............................................................................................21
Глоссарий.................................................................................................................23
Предисловие............................................................................................................31
Кайдзен бросает вызов.........................................................................................33
Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ КАЙДЗЕН
...................................................................37
Ценности кайдзен.......................................................................................37
Кайдзен и менеджмент..............................................................................41
Внедрение контроля качества в кайдзен...............................................44
Кайдзен и TQC............................................................................................48
Кайдзен и система предложений............................................................49
Кайдзен и конкуренция............................................................................50
Менеджмент, ориентированный на процесс, и менеджмент, ориентированный на результат.........................................................51
Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ
..................57
Кайдзен и инновации (1).........................................................................57
Кайдзен и инновации (2).........................................................................64
Кайдзен и измерения.................................................................................71
Глава 3. КАЙДЗЕН И ВСЕОБЩИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
....................75
Контроль качества занимается качеством людей................................75
Японский и западный подход к контролю качества..........................78
Следуйте циклу PDCA (Развитие концепции колеса Деминга)......91
Кайдзен на основном уровне.................................................................108
Глава 4. ПРАКТИКА КАЙДЗЕН......................................................................111
Кайдзен для менеджеров .......................................................................112
Кайдзен оборудования............................................................................113
Кайдзен для группы,...........;....................................................................122
Индивидуальный кайдзен......................................................................138
Система предложений..................................••.........................................139
Глава 5. МЕНЕДЖМЕНТ КАЙДЗЕН..............................................................151
Межфункциональный менеджмент..........„..^..^................................153
Развертывание политики........................................................................166
Структурирование (развертывание) качества....................................176
Всеобщий уход за оборудованием (ТРМ)...........................................181
Глава 6. ПОДХОД КАЙДЗЕН К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ..........................185
Проблема — в менеджменте.................................................................185
Кайдзен и отношения между руководством и сотрудниками ......187
Менеджмент и сотрудники: враги или союзники?...........................194
Культура производительности..............................................................199
Обязательства высшего менеджмента.................................................224
Глава 7. ИЗМЕНЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ.........................227
Приговор качеству выносит потребитель..........................................227
Отношения с поставщиком...................................................................231
Изменение корпоративной культуры: вызов Западу.......................235
Подведение итогов...................................................................................245
Приложение A.
3-MU — контрольный листок действий кайдзен..........249
Приложение В.
Кайдзен-движение 5-S (пять шагов)................................251
Приложение
С. Пять W и одно Н..................................................................253
Приложение D.
Контрольный список четырех М...................................255
Приложение
Е. Инструменты кайдзен для решения проблем................257
Приложение
F. Премии Деминга...................................................................261
Приложение G.
Кайдзен-действия в Canon: конкретная ситуация.........265
Об авторе...............................................................................................................273
ПРЕДИСЛОВИЕ
К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
п еред вами — легендарная книга Масааки Имаи, которая, выйдя в 1986 году на английском языке, дала западным предпринимателям и экономистам, напуганным постоянным наступлением японских компаний, ответ в отношении главного секрета успеха последних.
Как писал Блантон Годфри, директор Института Джурана (США), член международной академии качества
(IAQ), «в конце 70-х многие компании США испытывали огромное давление... «Форд» за три года потерял 3 млрд. долл., «Крайслер» был вынужден занять деньги у правительства, чтобы избежать банкротства...
«Ксерокс» потерял половину своих рынков, электронная промышленность боролась за выживание, изготовители цветных телевизионных трубок продавали свои заводы или просто уходили из бизнеса...». Поэтому всех интересовали секреты успеха японцев и устремившихся за ними «молодых драконов» — Малайзии,
Сингапура, Тайваня, Кореи, Гонконга. На страницах различных изданий помещались статьи и заметки расового направления. Обстановка была напряженной. К 1986 году появилось немало работ, посвященных
«японскому чуду». Постепенно становилось ясно, что преимущества японцев и других представителей ЮгоВосточной Азии лежат в области нового менеджмента, ключевыми словами которого были качество, статистическое управление процессами, вовлеченность и т.п.
Целостная картина начала складываться вокруг понятий CWQC (управление качеством в масштабах компании)* и TQC (всеобщее управление
* См.: Кондо Й. Мотивация персонала — ключевой фактор менеджмента. — Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. — 206 с; Управление качеством в масштабах компании. — Н. Новгород: СМЦ «Приоритет»,
2002. — 254 с; а также: Цубаки X. Развитие менеджмента качества в промышленности Японии — Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001. — 47 с. качеством)*. В качестве обобщающего подхода г-н Масааки Имаи предложил стратегию кайзен, или — более приближенно к японскому звучанию — кайдзен**. Это «зонтиковая» конструкция, основа которой — постоянное совершенствование. Появление книги Имаи вызвало огромный интерес к понятию кайдзен и послужило толчком к преобразованию менеджмента и корпоративной культуры огромного числа компаний во всем мире.
Данная книга о кайдзен — не первая из вышедших на русском языке (в частности, отметим работу Майкла
Коленсо «Стратегия Кайзен для успешных организационных перемен»). А «постоянное улучшение» и «вовлеченность персонала» были одними из основополагающих принципов стандартов ИСО серии 9000 в версии 2000 года. В целом, российские специалисты в области TQM были знакомы с философией кайдзен достаточно давно и активно ее пропагандировали. Таким образом, книга М. Имаи приходит на подготовленную почву, но, пожалуй, только сейчас стратегия кайдзен начинает вызывать большой интерес у руководителей российских предприятий, в том числе весьма крупных.
Российский бизнес, следуя классической схеме переходного процесса от планово-распределительной экономики к рыночной, проходит три этапа: приватизация, капитализация, инновации. В период приватизации большинства компаний рынок работал на понижение: чем дешевле предприятие, тем лучше; а еще лучше, если оно — банкрот. После покупки предприятий, имеющих солидные активы, по заниженным ценам новые владельцы начинают предпринимать усилия по увеличению капитализации, но средств для инновационного обновления, требующего больших инвестиций, почти ни у кого нет. Именно в этой ситуации кайдзен как нельзя кстати, ибо помогает без крупных инвестиций добиться фантастических результатов: в десятки раз повысить качество и производительность, радикально уменьшить потери (а значит, себестоимость продукции), упростить организационную структуру, повысить гибкость организации. И более чем 50-летний опыт
Японии, а также других «драконов» убеждает: это возможно.
Напомним, что зарубежных инвестиций в послевоенную экономику Японии почти не было, ибо эта достаточно закрытая, этнически однородная и загадочная страна отпугивала инвесторов. Она, правда, построила очень эффективную для внутренних инвестиций пенсионную систему и добилась национального согласия по накоплениям населения, но решающим все-таки стало движение, основанное на кайдзен.
* Редактор перевода академик АПК РФ Ю.П. Адлер решил сохранить термины конца 1980-х и использовал определение «контроль качества» вместо «управление качеством». С исторической точки зрения, это оправданно, но практически — не имеет никакого отношения к традиционно понимаемому в России контролю качества как инспекции, то есть проверкам продукции работниками ОТК.
** Уточнение написания сделано Ю.П. Адлером после консультаций со специалистами по Японии.
Стратегия кайдзен открывает российским собственникам и менеджерам огромные возможности для улучшения их компаний, в том числе для роста капитализации. Дело за малым: изменить «репрессивный» менеджмент, уничтожить легенды о великой силе иерархии, о том, что лучшее устройство компании — мили-
таристическое, что главное — найти и наказать виновных, о российской лени и пьянстве как генетическом проклятии и т.п.
Однако в ряде компаний мы наблюдаем, как кайдзен или его части «точно вовремя», «бережливое производство», ИСО 9000:2000 и TQM начинают применять через принуждение, давление, репрессии, забывая или умышленно не замечая главное — ориентацию на ценность каждого сотрудника и сотрудничество. Вовлеченность людей, их мотивированность на улучшение своих рабочих мест и процессов — огромный потенциал, который нельзя купить. С людьми надо начинать строить новые отношения, основанные на партнерстве и доверии. И опыт наших весьма успешных компаний, таких как «Инструм-Рэнд» (г. Павлово),
«Трек» (г. Миасс), «Микрон» (г. Зеленоград), «Агро-Союз» (Днепропетровская обл.) и др., показывает, что это возможно. Они начинали свою деятельность без реальных инвестиций и построили успех на вовлечении персонала и лидерстве.
И вот здесь хотелось бы подчеркнуть особую роль лидерства как явления и как платформы для преобразований, в том числе на основе стратегии кайдзен. Основная сложность положения лидеров компаний (возможно, уже объединенных как команда) — сказать своим сотрудникам: «Вы — главный актив и ценность компании, но вас слишком много, в аналогичных компаниях за рубежом при тех же объемах производства работает в несколько раз меньше людей. Часть из вас нужно уволить». Это, к сожалению, реальность нашей жизни. В такой ситуации руководству дан очень небольшой перечень вариантов поведения при применении кайдзен: либо принуждать и манипулировать (а это путь к полному разрушению компании), либо (на наш взгляд, это единственно правильный путь) повторить слова Джека Уэлча, легендарного лидера «Дженерал Электрик» в период 1981—1996 гг., смысл которых таков: «Я начинаю менять компанию, я хочу поднять производительность, радикально улучшить качество, вдвое уменьшить число уровней иерархии и т.п.
Компания может выжить только при таких условиях, это не мой выбор — это закон конкуренции. Тех, кто готов строить новую компанию, я приглашаю в свою команду. Я никого не увольняю, но не успевающие за изменениями и за лидерами преобразований должны уйти». К сожалению, суровая правда для большинства российских компаний такова: много лишних людей. И программы кайдзен, основанные на лидерстве, позволяют отобрать лучших, а не производить сокращение численности без объявления правил, тем самым отказываясь именно от наиболее сильных, так как сильные люди не любят неопределенности и уходят искать другую работу.
Почему я об этом говорю? Я видел много искажений прекрасных идей и методов по причине непонимания их сути и способа адаптации к локальным условиям. Не хотелось бы, чтобы через некоторое время мы снова услышали нечто похожее на то, что уже слышали про другие замечательные подходы, стратегии и методы: «Нам это не подходит. У нас особенный путь, своя почва, мы сделаем по-своему — и выйдет не хуже».
И, что особенно страшно, — опять за счет манипуляций людьми.
Кайдзен — отличная стратегия для честного бизнеса и порядочных людей, строящих успех на основе партнерства и доверия. К остальным просьба: не беспокоиться по пустякам.
В.А. Лапидус, генеральный директор
ЗАО «Центр "Приоритет"», академик международной академии качества (IAQ)
СОВЕРШЕНСТВО — ОТКУДА ОНО

БЕРЕТСЯ?
Э
Все прогрессы — реакционны, если рушится человек.
А. Вознесенский
! та книга опередила время. Она появилась в середине 80-х годов еще прошлого века, но сразу попала в разряд бестселлеров. И до сих пор ее внимательно изучают там, где всерьез думают о совершенстве и о совершенствовании. Пришло время сделать в совершенствовании очередной шаг — и вот она, книга Масааки Имаи «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний», перед вами, теперь на русском языке.
Автор искренне пытается рассказать читателю о тех особых чертах японского менеджмента, которые отличают его от того, что принято считать эталоном менеджмента на Западе, прежде всего в США. На эти особые черты можно было бы не обращать особого внимания, приписав их национальным особенностям, рисовой культуре, религии, если бы не те выдающиеся достижения, которые демонстрирует Япония после
Второй мировой войны, вот уже более 50 лет.
Конечно, успех в бизнесе определяется сложной совокупностью множества самых разных факторов, условий и обстоятельств. Но не все они играют одинаковые роли. И, может быть, важнейшее достижение конца прошлого — начала нынешнего века — это осознание особой роли менеджмента в судьбе бизнеса. Прежде всего речь идет о первом лице. Как говорится, «каков поп, таков и приход». Именно первый руководитель или его команда (что еще лучше) определяет судьбу организации в жестком глобальном рынке, где уже не действуют привычные правила и законы, но еще не стали привычными, и даже понятными, новые. А чтобы судьба стала благополучной, руководитель должен добровольно и осознано взять на себя роль лидера, а значит и лидерскую ответственность со всеми вытекающими отсюда весьма далеко идущими последствиями.
Возникает естественный вопрос: «Почему на протяжении многих столетий всех устраивал начальник, шеф, босс, менеджер, а теперь вдруг подавай вам лидера?» Ответ и прост и сложен одновременно. В западном сознании (а значит, и у нас в стране тоже) долгие века Дело почиталось выше, чем человек — объект эксплуатации. Человек был беззащитен перед произволом начальства, о чем писали, например, такие авторитеты, как Гоголь и Диккенс. Понятно, что начальству это нравилось, даже очень нравилось. И это легко объяснимо. Все бы так и оставалось по сей день, если бы не одна маленькая загвоздка.
Нежданно-негаданно и почти незаметно изменился мировой рынок. Будь это в прошлом, наверно, сказали бы, что произошла очередная всемирная научно-техническая революция. А поскольку мы как раз сейчас все это переживаем и процесс может занять еще не один десяток лет, то название придумать пока не успели. Правда, нам от этого не легче, поскольку законы рынка не ждут, пока им придумают правильные названия, и не объявляют заранее о перемене правил игры, уповая на нашу сообразительность и догадливость.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов


связь с админом