Главная страница
qrcode

Компенсаторика Вступление


Скачать 22.25 Kb.
НазваниеКомпенсаторика Вступление
АнкорКомпенсаторика.docx
Дата03.12.2017
Размер22.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКомпенсаторика.docx
ТипДокументы
#50088
Каталогalex_shakin

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: 20Христианский социализм.docx, Перечень контрольных вопросов.docx, Мои высказывания.docx, Темпераменты.docx, Перечень контрольных вопросов - копия.doc, Толпа.docx, Компенсаторика.docx, Классические темпераменты.docx, Шакин А. С. - интеллектуальное развитие молодеж...docx, Суть черного и белого списка.doc и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы

Компенсаторика

Вступление

Что такое компенсаторика? этот термин создан для обозначения закономерностей компенсации в человеческой психики и в общественных отношениях. Под компенсаторикой я подразумеваю, закономерность человеческой и общественной души в том, чтобы компенсировать различными способами и приемами свои потребности или недостатки в чем либо. Слово компенсация с латинского буквально говорит о том, что я имею в виду под компенсаторикой: “compensare” – уравновешивать, возмещать.

Компенсаторику я разделил на три формы проявления:

  1. - это компенсация душевных потребностей каждого индивида (внутренний мир);

  2. – формы компенсации недостатков человека, направленные на внешнее окружение, то есть на повседневное взаимодействие индивидов (внешний мир);

  3. – социальная форма компенсации (социальная среда).

Первая форма отличается от других тем, что она в большей степени не нуждается в окружающей реакции и направленна во внутренний мир человека, то есть происходит компенсация и дополнение душевной среды. Почему я говорю, что в большей степени, а не полностью? Потому что, так или иначе, действия направленные на внутренний мир является следствием окружающей реакции, то есть следствием реакции других людей на действия данного индивида. Причем, это действие может быть не только следствием, но и причиной последующих действий, как самого индивида, так и тех людей, которые с ним взаимодействуют или хотя бы имели единственный контакт. Иногда, компенсируя свои душевные потребности, подсознательно или сознательно, человек взывает к внешней реакции (к реакции определенного человека или ко всем, а скорее ко всем и к нему (ней) тоже). Но чаще всего эта форма компенсации направленна на разрешение внутреннего конфликта, на возмещение недостающего звена. Более правильное будит следующее определение: компенсация души человека - это поддержание на нужном уровне психологическую и социальную энергию.Что касается социальной энергии, то она больше нужна для пояснения второй и третьей формы компенсации, но также затрагивает и внутренний мир человека (подробнее 1-я часть, гл. 8).

Вторая форма – это внешний мир человека, его взаимодействие. Действия индивида направлены на окружающих людей, с которыми он вступает в коммуникацию, обращая их внимание на себе, чтобы они отреагировали на его (ее) горесть или радость или, чтобы люди поняли, посчитали, что «Я» на самом деле не плохой, не дурак, не виновен и так далее. Есть также различная степень важности, играемой роли и создаваемого образа, важности относительно тех людей, на которых направленно коммуникационное письмо (любой знак, символ, движение и действие, передающие нужную информацию). Данный вид компенсации скорее что-то среднее между социальным и психологическим, поэтому и является социально-психологической компенсацией и может относиться, как к первой форме, так и к третьей. Кроме того это суть взаимодействия людей, как потребность в социальной энергии, ее производство и обмен.

Социальная среда компенсаторики. Общество устойчиво тогда, когда внутри него происходит постоянная взаимная компенсация между структурными частями. Для этого само общество должно приводить, в первую очередь отдельного индивида, в такие формы социального действия, которые помогают воспроизводить жизнь общества. Конечно, данный вопрос рассмотрен многими учеными. Но в этой работе главной отличительной чертой будет опора на социальную и психологическую энергию, которые являются как продуктом деятельности, так и побудителями к действию. Поэтому сначала нужно определиться с понятиями данных видов энергии.

Однако, дать более полное и точное понятие социальной и психологической энергии крайне сложно, так как каждый из классиков психологии или социологии давали свои определения. Но постараюсь дать более общие определения, которое я разделяю на две части это энергия как нужда (потребность) и энергия как побудитель или то, что нужно высвободить. Последнее рассматривал Зигмунд Фрейд, который определил психологическую энергию, как побудитель к деятельности через то, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию либидо или мортидо. Либидо – это стремление к жизни, заканчивающееся и начинающееся с сексуального (полового) акта, как основа продолжения рода. Мортидо – это стремление к смерти или разрушению, как себя, так и всего во вне, высвобождающееся наружу в виде агрессии, зачастую неразделимо с либидо (мазохизм, садизм). Есть и более общее определение энергии, которое создано «для обозначения силы, приводящей в движение различные механизмы и процессы или способствующей осуществлению, реализации действий человека» (Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.). Я буду рассматривать психологическую энергию, как энергию, вырабатываемую при взаимодействии «Я» сознания и «Оно» подсознания, являющуюся также потребностью человеческой души. Соответственно при недостатке, желание наполниться энергией, а во время переизбытка – желания выплеснут ее. Вообще энергия – это продукт действий, труда, творчества и любой деятельности внутренней или внешней, однако мы не можем исключать и Фрейдовское понимание энергии. В любом случае всякую энергию я разделяю на ту: 1) которая высвобождается и накапливается, что есть либидо и мортидо; 2) и, которая потребляется и производится. Но все их соединяет одно понятие – потребность. Так или иначе, это разделение метапсихологично (номинально), как и любая, предлагаемая структура личности, но в любом случае это помогает, как теоретическому исследованию, так и практическому применению.

Что касается социальной энергии, то мы будем рассматривать ее, как продукт взаимодействия индивидов и социальных групп. Но также и как потребность человеческой души, поэтому, так или иначе, психологическая и социальная энергии взаимосвязаны, что по мере рассмотрения работы будет более глубоко раскрыто. Основное отличие данных видов энергии – это то, что психологическая может быть произведена отдельным человеком, а социальная только при взаимодействии как минимум двух людей (подробнее в главе «Энергия»). Социальная энергия относится ко второму типу энергии, то есть та, что производится и потребляется, а рядом с ней либидо, которое накапливается и высвобождается. Рядом потому, что оба вида способствуют социальному взаимодействию. Про энергию более подробно будет изложено в главе 4.
Что такое компенсаторика?

В большей степени я рассматриваю компенсацию по отношению к психики, однако считаю, что ее основные законы вполне пригодны и для определения социальных отношений, так как социальное не может быть без человека, а значит и без психики человека.

Компенсация делится на две основные формы:

  1. компенсация подобия

  2. компенсация противоположного

Эти формы, как постулаты, на которых определяются основные закономерности психики, как при рассмотрении внутреннего мира, так и при рассмотрении взаимодействия между людьми. Первая форма компенсации основывается на законе ассоциации или цепной реакции, а если речь идет о восприятии, то синестезия, плюс это сублимация и перенос – это все подвиды компенсации подобия. Вторая форма близка к понятию диалектика. И основывается на законе стремления к уравнению, то есть, кидаясь из противоположности в противоположность, человек тем самым стремится подвести все к середине. И чем дальше или больше человек уходит от середины, тем больше и сильнее он будет компенсироваться противоположностью. Проблема здесь состоит только в том, каким образом человек определяет свою середину, к какой из противоположностей середина ближе, – объяснить это можно либо эндогенной (внутренней) причиной, либо использовать биографический метод с учетом социокультурных условий. Чем дальше метапсихологическая середина от должной психологической середины, тем больше мы можем говорить об отклонении. Это отклонение мы будем рассматривать в большей степени с психоаналитической точки зрения, а именно опыт детства.

Я приводить много примеров не буду, так как они будут постоянно встречаться по всей работе. Но для ясности нужны образцы.

Первая форма, которая похожа на то, как идет переброс из одной сферы в другую, из одной части психики в другую, из одного органа восприятия на другой, из одного объекта на другой, оставляя при этом один и тот же смысл. Например, красный цвет равняется активности, агрессивности, горячим для ощущения. Или подавленная агрессия перенеслась с одного объекта на другой, который необязательно виновен, необязательно человек и необязательно живое существо. Даже на картину или любое художественное произведение можно перенести агрессию, а еще и в подсознание закинуть, а также стать невротиком. Многие великие люди появлялись во времена социальных проблем, когда им приходилось совершать компенсацию подобия, например, сатирики переводили агрессию и недовольство в смех, что у Фрейда называется сублимацией, другие поэты и литераторы просто обрисовывали историческую ситуации, чем совершали компенсацию. Однако сублимация является подтип компенсации подобия. Также компенсация подобия связана, например, с «Эго». Многие психологические тесты-рисунки, определяющие личность основаны на том, чтобы нарисовать что-нибудь любимое, а значит Эго, как основа любимого, и тут происходит уподобление дерева, цветка, животного на себя. То есть любимое, значит, рисуем себя, если конечно не разрушенное Эго (иногда рисуются близкие к Эго люди, подпущенные к Эго, но они обычно, как что-то находящееся рядом).

Вторая форма. Она похожа на архетип или какую-то подсознательную мотивацию, стремление к совершению противоположного во всех структурах психики и при взаимодействии с людьми, – это соединение дихотомического (не связываемого). Чтобы упростить понимание данного вопроса, приведу два примера из обыденной жизни. Многие слышали такую поговорку «Не делай добра, не получишь зла» – здесь речь идет о том, что совершив добро, получишь зло, а совершив зло получишь добро, что есть компенсация противоположности, однако люди иногда добавляют «в любом случае получишь зло», тогда уже речь идет о подобии зло=зло. Что касается отношений зла и добра, то это основной пример компенсации противоположностей. Но тут же мы знаем, что данные противоположности определяются обществом и «Сверх-Я» в нас, поэтому средняя линия зависит от социальных условий, например человек совершил плохой поступок, по мнению общества или мнению совести «Сверх-Я», то он, чтобы снять с себя обвинения будет компенсироваться добром. А если человек делает много доброго, то готов позволить себе «грешок». Второй случай нередко встречается среди лидеров, политиков, пастырей, начальников – «Я и так им много чего сделал» – подсказывает подсознание. Следующий пример – это так называемы «слова-сглазы», то есть «не говори, а то сглазишь». Человек говорит одно, а верит, что получит противоположенное, поэтому и старается избегать хороших пожеланий, что скорее можно отнести к отрицательному явлению компенсации.

Поэтому также любую из компенсаций можно разделить на три итога по отношению к влиянию на психику: 1) позитивная, 2) нейтральная, 3) негативная. Однако крайне сложно определить к какому типу компенсации относится та или другая ее форма, так как для одного человека она будет являться позитивной, а для другого негативной. Дальше, в работе будут приведены конкретные примеры позитивной и негативной компенсации.

Есть еще одно чрезвычайно важное замечание, а именно то, что обе формы компенсации практически всегда действую вместе или следуют друг за другом, создавая взаимодополнение; они могут работать в разных сферах, но на одну цель. Например, один психологический тип компенсируется другим, что является примером противоположной формы, но, он компенсируется не собственно действиями, а цветом, музыкой или воображением, где идут разные формы восприятие, означающие один и тот же конечный смысл противоположенного психологического типа. То есть, одновременно стремясь компенсироваться противоположным, используется способности психики на ассоциации, которые однотипны по своей сути. Работает стремление к уравнению психологических типов к середине и во время восприятия мира, используется уподобление противоположному.

Принцип одновременного действия и даже синтеза двух форм компенсации можно хорошо продемонстрировать на отличных друг от друга теориях Адлера и Фрейда, которых соединяет компенсаторика. Сначала Адлер. Представим, что растет ребенок с комплексом неполноценности, который может перейти в противоположное стремление к опровержению мнения о нем, он был маленьким, а станет большим, его угнетали, а он станет лидером, был глупым в глазах других, а станет умным. Или не поборол комплекс неполноценности и стал невротиком. По Фрейду, та же ситуацию, но объясняется по другому. Растет ребенок и подавляет агрессию, она переходит в «Сверх-Я» и начинает угнетать его. Ему также приходится подавлять либидо, так как никому не нужен такой слабый, тупой и т. д. Когда он вырастает, то становится лидером ради того, чтобы выбросить накопившуюся агрессию и удовлетворить свои сексуальные потребности, либо сублимирует все в творчество, либо становится невротиком. Итог один и тот же и оба в данной ситуации правы, и оби цели встречаются среди людей с комплексом неполноценности. Поэтому, что же здесь говорит компенсаторика? Что касается подобия, то здесь Фрейд, который объясняет дальнейшие эффекты в перенаправлении энергии, либо на другой объект, либо в более серьезных сублимациях (преобразованиях). А что касается компенсации противоположного, то здесь Адлер – «назло всем» я опровергну мнение о себе буквально в противоположную сторону. Суть в том, что на практики оба подхода действуют, поэтому компенсаторика готова теоретически все синтезировать. Например, все мы знаем, что дети строят свою семью, как родители, однако есть немало примеров того, когда дети строят семью противоположную той, что была у их родителей. В итоге нужно все рассматривать по сферам, где и какая форма компенсации используется. Также посферный подход важен в рассмотрении психологических типов и психологических функций. То есть человек либо синтезирует психологические подходы, либо разделяет их на различные сферы своей жизни.
перейти в каталог файлов


связь с админом