Главная страница
qrcode

Бизнес-разведка. Доронин А.И.. Конкурентная разведка решает следующие задачи


Скачать 18.52 Kb.
НазваниеКонкурентная разведка решает следующие задачи
АнкорБизнес-разведка. Доронин А.И..docx
Дата16.11.2016
Размер18.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBiznes-razvedka_Doronin_A_I.docx
ТипДокументы
#5843
Каталогid6697759

С этим файлом связано 85 файл(ов). Среди них: Osobaya_realnost.fb2, Biznes_so_skorostyu_mysli_Geyts_Bill.doc, Krouli_Dnevnik_narkomana.fb2, Analiz_teorii_metodov_prinyatia_resheniyoro.doc, Biznes-razvedka_Doronin_A_I.docx, Almaznye_rossypi.doc, Iskra_zhizni.txt и ещё 75 файл(а).
Показать все связанные файлы

Разве́дка — практика и теория сбора информации о противнике или конкуренте для обеспечения своей безопасности и получения преимуществ в области вооружённых сил, политики или экономики.

Разведка может использовать как легальные методы сбора информации (например сбор и анализ данных из открытых источников, прослушивание радиоканалов из-за границы, наблюдение при помощи разведывательных спутников), так и нелегальные операции, подпадающие под понятие «шпионаж» или «кража информации».

Контрразведка — деятельность по пресечению разведывательной (шпионской) деятельности других организаций.

Конкурентная разведка (англ. Competitive Intelligence, сокр. CI) — сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм (в отличие от промышленного шпионажа); а также структурное подразделение предприятия, выполняющее эти функции. Главный принцип бизнес-разведки – строгое соблюдение законов и этических норм конкурентной борьбы. Другое определение понятия "Бизнес-разведка" - это особый вид информационно-аналитической работы, позволяющий собирать обширнейшую информацию о юридических и физических лицах без применения специфических методов оперативно-розыскной деятельности, являющихся исключительной прерогативой государственных правоохранительных органов и спецслужб.

Конкурентная разведка решает следующие задачи:

- Информационное обеспечение процесса выработки управленческих решений как на стратегическом, так и на тактическом уровне.

- «Система раннего предупреждения», то есть насколько возможно раннее привлечение внимание лиц, принимающих решения, к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу.

- Выявление благоприятных для бизнеса возможностей.

- Выявление (совместно со службой безопасности) попыток конкурентов получить доступ к закрытой информации компании.

- Управление рисками с целью обеспечить эффективное реагирование компании на быстрые изменения окружающей среды.

Приведенные выше задачи конкурентной разведки являются ключевыми для компании, они служат достижению фундаментальной цели существования подразделения конкурентной разведки — обеспечить в компании чувство защищенности вследствие осознания того факта, что судьба предприятия находится в его собственных руках и что фирма не станет внезапно жертвой обстоятельств, либо чьих-то враждебных действий.

Включение в организационную структуру не может быть оправдано только абстрактными целями разведки. Служба конкурентной разведки должна доказывать свою значимость, внося вклад в финансовый результат деятельности компании.

При сборе данных используются различные источники информации – сведения о компании, находящиеся в открытом доступе, публикации в СМИ, беседы с сотрудниками без нарушения закона. Также проводится сбор сведений, добровольно размещенных сотрудниками соответствующей компании в Интернете – в социальных сообществах, блогах и т.д.

Деятельность разведки может выражаться и конкретными, в том числе финансовыми, показателями. Приведем несколько примеров, когда конкурентная разведка может сыграть ключевую роль в жизни предприятия:

  1. Опережение конкурентов в тендерах.

  2. Оценка потенциальных рисков и благоприятных возможностей при инвестициях.

  3. Опережение шагов в конкурентов в рамках маркетинговых кампаний с помощью продуманных упреждающих действий, выработанных на основе данных, предоставленных конкурентной разведкой.

  4. Получение выгод от слияний и поглощений. Как правило, возможности слияний и поглощений выявляются конкурентной разведкой и, если бы не её работа, они могли бы остаться незамеченными. Это особенно важно в высокотехнологичных отраслях.

  5. Раннее предупреждение о появлении нового конкурента, новой технологии, нового канала сбыта.

  6. Выявление "как выглядит компания со стороны" (например с точки зрения клиентов, конкурентов, госорганов).

  7. Выявление каналов утечки информации (как это ни странно).

  8. Влияние на информационное поле вокруг компании.

Это лишь несколько наиболее очевидных примеров. При постоянной системной работе службы конкурентной разведки предприятие может получить ощутимые преимущества в гораздо большем числе областей.

Организация конкурентной разведки

Поскольку большинство методов разведки может вполне легально и при этом успешно применяться в бизнесе, компаниям нет необходимости прибегать к шпионским уловкам. Для ее эффективной работы даже не обязательно создавать специальный отдел в компании. Основные задачи способны решить действующие сотрудники предприятия, если их обучить принципам работы конкурентной разведки и обеспечить необходимыми инструментами.

Любая проблема, за которую берется разведка, решается с помощью следующего алгоритма действий.

1. Понять, что за проблему необходимо решить и зачем.

2. Понять, на какие вопросы для этого надо ответить.

3. Понять, у кого есть ответ на них.

4. Понять, как подойти к носителю информации и как потом уйти.

5. Собрать информацию по вопросам.

6. Проанализировать ее.

7. Проверить достоверность значимой информации.

8. Представить информацию в виде кратких выводов, позволяющих принять решение.

9. Своевременно представить выводы лицу, которое принимает решение.

Таким образом, сбор информации — лишь один из девяти пунктов, причем отнюдь не первый и, как показывает практика, не самый трудный для выполнения. Гораздо сложнее правильно интерпретировать информацию.

Незаконные методы разведки
Государственные разведки настолько хорошо отточили инструменты получения и обработки информации, что бизнес с удовольствием готов перенять максимум этих инструментов. Однако не все они могут использоваться в бизнесе на законных основаниях. Чтобы понять, почему, достаточно вспомнить, что государственная разведка априори предназначена для нарушения законодательства других стран и, прежде всего, уголовного.
Таким образом, в промышленном шпионаже могут быть применены все методы работы конкурентной разведки, но в конкурентной разведке не могут применяться все методы промышленного шпионажа.
Есть несколько методов разведки, которые подпадают под уголовно-правовой запрет и нарушают статьи УК РФ:
— подкуп лиц, способных передать документацию по интересующей тематике либо образцы продукции (ст. 204 «Коммерческий подкуп», ст. 291 «Дача взятки» УК РФ);

— шантаж эти же лиц (ст. 163 «Вымогательство» УК РФ);

— фрикинг — несанкционированное получение информации при помощи электронных устройств или технических средств снятия информации — ч. 2 ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» УК РФ, возможно также ч. 1 ст. 183 УК РФ (собирание сведений, составляющих коммерческую тайну);

— подслушивание деловых и личных телефонных и иных переговоров руководителей компании-конкурента, осуществление наружного наблюдения за ними — ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений);

— внедрение или вербовка агента для содействия в получении секретной либо компрометирующей ее информации — ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну» УК РФ);

— хищение документов или продукции конкурента —ст. 158 «Кража» либо ч. 1 ст. 325 УК РФ (похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия);

— тайное проникновение на объект конкурента с целью изучения обстановки — ч. 1 ст. 330 «Самоуправство»;

— диверсия — временный или постоянный вывод из строя образцов продукции, людей или предприятий конкурента — ст. 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» УК РФ, ст. 111, 112 или 115 (умышленное причинение, соответственно, тяжкого, средней тяжести либо легкого время здоровью), ст. 281 «Диверсия», если имело место хищение — ч. 2. ст. 158 УК РФ (кража, совершенная с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище).
Сомнительные методы получения информации
Помимо законных и незаконных методов получения информации в арсенале разведки существуют так называемые серые (копание в мусоре, проведение притворных переговоров с контрагентами либо соискателями вакансий, инициация притворных судебных процессов с целью получить доступ к документам конкурента, которые он обычно тщательно скрывает). Их применение не подпадает под нормы уголовного законодательства, но может причинить репутационный вред предприятию.


перейти в каталог файлов


связь с админом