Главная страница

Консорциум женских неправительственных объединений Нарушение прав женщин или дискриминация по признаку пола в России


Скачать 1,17 Mb.
НазваниеКонсорциум женских неправительственных объединений Нарушение прав женщин или дискриминация по признаку пола в России
Анкорnarushenie_prav_zhenschin_v_Rossii.doc
Дата15.11.2016
Размер1,17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаnarushenie_prav_zhenschin_v_Rossii.doc
ТипРеферат
#347
страница2 из 10
Каталогtigracz

С этим файлом связано 68 файл(ов). Среди них: ZhenskayaIstoricheskayaNoch6.pdf, Prehled_zmen_provedenych_novelou_zakona_o_pobytu_cizincu_-_od_15, sb0081-2017.pdf, ZhenskayaIstoricheskayaNoch5.pdf, ZhenskayaIstoricheskayaNoch4.pdf, ZhenskayaIstoricheskayaNoch3.pdf, ZhenskayaIstoricheskayaNoch2.pdf, ZhenskayaIstoricheskayaNoch.pdf, Zakaznoe_pismo.doc и ещё 58 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Часть 2. Региональные Уполномоченные по правам человека РФ о нарушениях прав женщин: взгляды и деятельность
Как реагировали региональные Уполномоченные по правам человека (УПЧ) в ходе реализации проекта Консорциума на проблематику нарушения прав женщин в РФ и их регионах? Что они думали и делали по этому поводу? Мы выясняли эти вопросы разными методами, В их числе: анкетирование Уполномоченных – участников наших семинаров; мониторинг их отношения к вопросам дискриминации женщин в сфере труда и занятости, насилия над женщинами и пр.; анализ Ежегодных докладов Уполномоченных с точки зрения включения в них проблем гендерного неравенства; анализ специальных докладов Уполномоченных по проблемам нарушения прав женщин.

Представляем полученные результаты.
1.
Ежегодные доклады

региональных Уполномоченных по правам человека, в которые включена проблематика прав женщин

 

О соблюдении прав и свобод человека и гражданина

в Калининградской области за 2007 год .

Доклад Уполномоченного по правам человека Калиниградской области

И. Вершининой

(извлечения)

VII. О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ СЕМЬИ И МАТЕРИНСТВА. ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАВЕНСТВА ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН. (ст. 7, 38 Конституции РФ, ст.  ст. 5, 9, 20, 21, 25)


Демографические показатели в регионе в целом соответствуют

средним российским. B Калининградской области проживают 937,4 тысяч граждан. B распределении населения по полу наблюдается перевес женщин. На 1 января 2007 года численность населения состояла в процентном соотношении – 53,7% женщин и 46,3% мужчин, в том числе среди городского населения 54,2% женщин и 45,8% мужчин, один из минимальных показателей перевеса женского населения над мужским среди всех регионов России.

Средний возраст жителей Калининградской области – 35,9 лет, в том числе женщин – 41 год, мужчин – 35,7.

По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области с 1992 года в Калининградской области началась естественная убыль населения; численность населения увеличивается только за счет миграционного прироста. С 2000 года миграционный прирост перестал компенсировать естественную убыль населения и численность населения области сокращается.

Количество заключенных браков в 2007-м году увеличилось на 8,7% (на ноябрь 2007 года: 8012 - в 2007-м). Количество разводов в 2007-м году по сравнению с 2006-м годом также увеличилось на 8,1% (4476 в 2007-м).

Количество родившихся детей на ноябрь 2007 году увеличилось по сравнению с прошлым годом на 11,2% и составило 9308 детей (8367 – в 2006-м).

Остается высоким уровень рождаемости у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 1990 году он составлял 14%, в 2005- 30%, в 2006-и – 27% .

Число абортов на 100 родов снижается: с 238 в 1990-м году до 121 в 2006-м. Смертность снизилась на 9,5%: на ноябрь 2007года умерших было 13135 человек (14510 – в 2007 году),

Средняя продолжительность жизни мужчин – 58 лет, женщин- 71 год.

Представляется необходимым проведение комплексного исследования причин низкой, по сравнению с женщинами, продолжительности жизни мужчин, разработка профилактическим мер для сохранения здоровья и семейного благополучия.

В Российской Федерации и в Калининградской области органами государственной власти и местного само­управления были приняты нормативные акты, направленные на обеспечение социальной защиты женщин, семей с детьми, в том числе, на решение демографической проблемы.

С 1 января 2007 года в соответствие с Законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, и женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующих детей обеспечивается возможность улучшения жилищных условий, получения образования, повышения уровня пенсионного обеспечения. Правом на дополнительные меры государственной поддержки могут воспользоваться и мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей.

Для реализации дополнительных мер государственной поддержки выделяются средства федерального бюджета - материнский (семейный) капитал. Размер материнского (семейного) капитала составляет 250 тысяч рублей, будет ежегодно пересматриваться с учетом темпов роста инфляции.

В соответствие с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.10.2006 N 730, вступившем в силу с 1 января 2007 года, на основании родового сертификата оплачиваются не только услуги в части медицинской помощи, оказанной женщинами в период беременности и родов, но и услуги в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. В регионе продолжается работа по программе «Родовые сертификаты». В 2007 году в учреждения здравоохранения региональным отделением фонда социального страхования перечислено 82 млн. рублей.

Вступило в силу "Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей", согласно которому право на получение государственных пособий теперь имеют временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.

Всем женщинам, в том числе не подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивается пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Размер пособия повышен с 700 до 1500 рублей. При рождении второго ребенка размер данного пособия удваивается. Работающие матери получают пособие до достижения ребенком возраста полутора лет в размере 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Размер пособия не может быть выше 6000 и ниже 1500 рублей. Установлено пособие, выплачиваемое при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). Его размер аналогичен размеру единовременного пособия при рождении ребенка - 8000 рублей.

С 1 января 2007 года пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Установлено, что гражданам, которые приступили к работе до 1 января 2007 года и которые до этого срока имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере, превышающем размер пособия, полагающегося в установленном порядке, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере.

Комплекс мер по поддержке материнства и детства принят Правительством Калининградской области, в том числе увеличены размеры пособий, социальных выплат. В то же время в связи с постоянно растущими расходами семей, связанными с инфляционными процессами, установленные размеры выплат не являются для семей с детьми достаточной государственной поддержкой. Так, Постановлением Правительства Калининградской области от 29 декабря 2007 г. N 905 «Об установлении размеров ежемесячных социальных выплат, финансируемых за счет средств областного бюджета, на 2008 год» установлены пособия в следующих размерах: ежемесячное пособие на ребенка - 123 рубля; ежемесячное пособие на ребенка, воспитывающегося в многодетной семье, - 84 рубля. Размеры пособий повышены, но явно недостаточны.

Многодетным семьям c 8 и более несовершеннолетними детьми предоставляется дополнительная поддержка в виде пакета социальных услуг, предусматривающего улучшение жилищных условий, приобретение автотранспорта, помощь в развитии фермерства и предпринимательства, оздо­ровление членов семей, обучение детей или переобучение одного из родите­лей (общая стоимость этих услуг — 436 тыс. рублей).

В 2007 году Уполномоченным предпринимались меры по защите прав граждан, имеющих малолетних детей, на получение социальной поддержки.

К Уполномоченному обратилась гр-ка Р., вдова, мать двоих детей, проживающая в Гвардейском р-не без регистрации. Семья Р. Прибыла в Калининградскую область в 2004-м году из Кыргызстана. Дети получили гражданство Российской Федерации, документы заявительницы находятся в стадии оформления. По причине отсутствия регистрации по месту жительства в соответствие с Законом Калининградской области от 14.01.2005г. №487 «О пособиях гражданам, имеющим детей» заявительнице не выплачивались детские пособия.

После обращения Уполномоченного в министерство социальной политики и труда Правительства Калининградской области было принято решение о назначении ежемесячного пособия на двоих детей гр-ке Р., а также о необходимости внесения изменений в законодательство Калининградской области, направленных на защиту социальных прав граждан на получение детских пособий.

По вопросу социальной защиты одинокой матери к Уполномоченному обратилась гр-ка К., гражданка Украины, обучается в одном из вузов г. Калининграда на заочном отделении, проживает в г.Калининграде, имеет разрешение на временное проживание в Российской Федерации, имеет регистрацию в Калининградской области, оформляет документы для получения гражданства Российской Федерации. Заявительнице отказано в выдаче пособий на ребенка М., родившейся 21.08.2007 года в г.Калининграде.

По существующему законодательству Российской Федерации (Закону Российской Федерации от 05.12.2006г. №207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей») с 1 января 2007 года иностранные граждане имеют право на государственные пособия, финансируемые из федерального бюджета, в случаях постоянного проживания на территории Российской Федерации, либо временного проживания, при условии, что они работают.

Поскольку гр-ка К. является одинокой матерью, воспитывает двоих малолетних детей и учится, она не имеет возможности работать, а соответственно не обладает правом на получение пособия.

В соответствие с Законом Калининградской области от 14.01.2005г. №487 «О пособиях гражданам, имеющим детей»: право на их получение имеют иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства в Калининградской области.

В соответствие с п.2 Соглашения «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов» (Москва, 9 сентября 1994 года), сторонами которого являются, в том числе Россия и Украина: «Каждая из Сторон на своей территории не будет устанавливать каких-либо ограничений по признаку гражданства на получение гарантированной государственной социальной помощи лицам, имеющим детей».

Министерство социальной политики и труда, куда обратилась Уполномоченный, считает вышеуказанное Соглашение неприменимым к данной ситуации в связи с отсутствием у заявительницы факта постоянного проживания на территории стороны Соглашения. В результате одинокая женщина с малолетними детьми детских пособий не получает.

Считаю необходимым устранить существующий пробел в законодательстве, предусмотрев механизм социальной защиты семей с детьми, независимо от места проживания, обеспечив соблюдение равенства прав и свобод человека, исполнение международных договоров.

К Уполномоченному обратилась гр-ка Р., вдова, мать двоих детей, проживающая в Гвардейском р-не без регистрации. Семья Р. Прибыла в Калининградскую область в 2004-м году из Кыргызстана. Дети получили гражданство Российской Федерации, документы заявительницы находятся в стадии оформления. По причине отсутствия регистрации по месту жительства в соответствие с Законом Калининградской области от 14.01.2005г. №487 «О пособиях гражданам, имеющим детей» заявительнице не выплачивались детские пособия.

После обращения Уполномоченного в министерство социальной политики и труда Правительства Калининградской области было принято решение о назначении ежемесячного пособия на двоих детей гр-ке Р., а также о необходимости внесения изменений в законодательство Калининградской области, направленных на защиту социальных прав граждан на получение детских пособий.
Уполномоченный неоднократно обращала внимание на необходимость создания механизма реализацииположений Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Постановления главы администрации Калининградской области от 14.12.1992 N 300 «О реализации Указа Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»…».

К Уполномоченному обратилась гр-ка А., многодетная мама. Семье А. в 2006-м году был бесплатно предоставлен земельный участок под строительство жилого дома, установив определенный срок, в течение которого необходимо завершить строительство. В семье врачей отсутствуют необходимые материальные средства для приведения в порядок земельного участка под строительство дома. Заявительница предлагает предусмотреть возможности по предоставлению многодетным семьям дотаций либо льготных или беспроцентных кредитов для строительства жилья.

В аппарат Уполномочен­ного в 2006 году обращения по фактам дискриминации по половому признаку не поступало.

Из года в год все большее количество женщин занимает ключевые посты в органах государственной власти и местного самоуправления Калининградской области.

В составе Правительства Калинин­градской области на паритетных началах работают мужчины и женщины, что привело к усилению социальной направленности политики органов региональной власти.

В Калининградской области женщины обладают высокой общественной активностью. В области активно работают более 20 женских общественных объединения, деятельность которых осуществляется в соот­ветствии с законом Калининградской области «О взаимодей­ствии государственных органов и общественных организа­ций».

Одной из гендерных проблем Калининградской области, как и России в целом, является вопрос занятости.

По информации, предоставленной Агентством по обеспечению занятости населения Калининградской области, в регионе достаточно низкий уровень вовлечения граждан в официальную трудовую деятельность - из 937,4 тысяч граждан, 465 тысяч человек (49,6 %) постоянно имеют легальную работу. Заявленные в службу занятости свободные рабочие места не отвечают требованиям лиц, ищущих работу, как из-за низкой оплаты труда, так и из-за отсутствия у работодателей возможностей предоставления жилья, общежитий, социальных гарантий, возрастного ценза заявленных вакансий - почти половина работодателей хотят видеть своими потенциальными работниками граждан не старше 35-40 лет. Из более 117,7 тысяч впервые обратившихся в 2007-м году граждан, поставлены на учет только 31,3 тыс. человек (каждый четвертый), 56 % из которых составляют женщины.

В наиболее сложном положении на рынке труда оказыва­ются слабо защищенные категории женщин — женщины, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие роди­тели, выпускницы учебных заведений, жены военнослужащих, пенсионеры, а также женщины 16-28 лет — из-за недостатка или отсутствия опыта или образования, низкой квалификации; и женщины 44-55 лет — в связи с предпенсионным возрастом.

Молодые матери с маленькими детьми часто ищут место на неполный рабочий день или со свободным графиком, но количество данных мест год от года сокращается, предприятиям чаще требуются работники на 8-12-часовой рабочий день.

Представляется, что необходимо менять норму Закона о трудовых пенсиях, в соответствие с которой в страховой стаж, который учитывается при назначении пенсии, входят только два отпуска по уходу за ребенком — сроком до полутора лет. В случае появления третьего ребенка, время ухода за ним в страховой стаж не включается. Применение данной нормы права приведет к тому, что пенсия женщины, занимающейся уходом за детьми, окажется мизерной. Таким образом, нерешенными являются проблемы реализации права на труд и выбор профессии в связи с трудностями в трудоустройстве граждан предпенсионного возраста, молодежи без опыта работы, инвалидов и прочих слабо защищенных слоев населения; в связи с отсутствием вакансий с неполным рабочим днем для студентов и женщин c малолетними детьми до 3-x лет.

Решить вышеуказанные проблемы возможно путем установления налоговых льгот для предприятий, использующих труд слабо защищенных слоев населения; увеличения количества бюджетных факультетов, отделений по подготовке специалистов, востребованных на региональном рынке труда профессий. Необходимо создание банка данных вакансий с неполным рабочим днем для студентов и женщин, имеющих малолетних детей; расширения сети детских садов для реализации права на труд женщин, имеющих детей дошкольного возраста.

Постановлением Правительства Калининградской области 8 декабря 2006 года принята целевая программа Калининградской области «Развитие системы социальной защиты населения и совершенствование трудовых отношений на 2007-2015 годы», в которой предусмотрены некоторые меры по укреплению и развитию института семьи, защите семей с детьми, материнства.

  Определенная работа по обеспечению женской занятости проводится общественными организациями региона. На территории Калининградской области были созданы международный центр женской карьеры "NIKA" в г. Калининграде, женские ресурсные центры в г.Мамоново и в  г. Балтийске Калининградской области.

Другая проблема, требующая первоочередного решения, без чего невозможно улучшение демографической ситуации – это проблема обеспеченности семей с детьми жильем. В 2007 году благодаря увеличению объемов ипотечного кредитования построено 8917 квартир. В рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье» оказана государственная поддержка 1217 молодым семьям. Несмотря на принятые меры, жилищная проблема остается нерешенной. Так, в г.Калининграде по состоянию на 01.01.2008 г. числится в общей очереди 19643 человека (19880 человек – на 1.01.2007г.). Улучшили свои жилищные условия за 2007 год лишь 6 многодетных семей.

ВКалининградской области, в том числе в г.Калининграде, не решена и проблема с обеспеченностьюдетскими садами, яслями. Так в г.Калининграде более 8,5 тысяч детей ждут места в детском саду. В ходе недавней перерегистрации в муниципальных дошкольных учреждениях, очередь выросла на 880 человек. При этом родители стараются встать в очередь с первых дней рождения ребенка. Всего в Калининградской области 13,8 тысяч семей стоят в настоящее время в очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Острой, но трудно решаемой в России по причине крайне высокого уровня латентности и безнаказанности остается проблема домашнего насилия. По данным УВД Калининградской области, ежегодно на бытовой почве совершается более половины всех тяжких насильственных преступлений, жертвами которых в 88% случаев становятся женщины и дети. Вопросы о необходимости консолидации гражданского общества в борьбе с домашним насилием и продвижении женской самозанятости в Калининградской области обсуждались в ходе форума, проходившего в сентябре 2007 года в г.Калининграде. С 2006 года в рамках сотрудничества Европейского Союза и России совместно с итальянскими партнерами "Formaper" и "Differenza Donna" осуществлялась реализация проекта  "Укрепление гражданского общества как ключ к мобилизации внутренних резервов женщин - интегрированный проект по борьбе против домашнего насилия и  продвижение женской самозанятости в Калининградской области". По инициативе и при финансовой поддержке некоммерческой ассоциации "Звезда надежды" в 2006 году были созданы общественные организации, работающие с женщинами, подвергшимися домашнему насилию, в г.г. Немане, Правдинске, Светлом. Социальными партнерами в реализации проекта выступили областной Кризисный Центр помощи женщинам, центры занятости населения, правоохранительные органы, учреждения образования и здравоохранения, социальной защиты, женские общественные организации, Уполномоченный по правам человека в Калининградской области, СМИ и др.

Совместная деятельность органов власти, местного самоуправления и структур гражданского общества позволила организовать кампанию осведомленности, обучение специалистов, открыть пункты первичного приема для женщин-жертв домашнего насилия, оказывать им комплексную реабилитационную помощь, решать вопросы самозанятости и развития малого предпринимательства. Всего в 6 пунктах первичного приема оказана помощь более 1,5 тысячам женщин, оказавшимся в кризисной ситуации, в том числе 235 женщинам-жертвам домашнего насилия.Реализация проекта позволила в отдельно взятых городах и районах Калининградской области выделить насилие в семье и насилие в отношении женщин  в самостоятельную социальную проблему, разработать и применить систему профилактических и коррекционных мер, направленных на ее разрешение, изменить отношение гражданского общества к проблеме насилия в семье, способствовать уменьшению количества женщин и детей, страдающих от домашнего насилия.

    В то же время  в Калининградской области проблема насилия  в семье все еще не воспринимается многими представителями государственных и муниципальных структур  как угроза жизни и здоровью женщин и детей.   Практически отсутствует официальная статистика о количестве женщин, подвергшихся разным видам домашнего насилия. В настоящее время  в области недостаточно подготовленных специалистов для работы с жертвами домашнего насилия.

    В целях профилактики насилия в семье предлагается:

 Органам государственной власти Калининградской области:

  • оказывать повсеместную   поддержку женским и неправительственным организациям, занимающимся оказанием помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию, в том числе, уделяя им приоритетное внимание при  рассмотрении конкурсных  проектов, финансируемых из областного бюджета;

  • разработать систему отчетности правоохранительных органов, включающую в себя данные о всех случаях домашнего насилия, и содействовать расширению осведомленности населения по данной проблеме;

  • организовать подготовку специалистов  учреждений здравоохранения, социальной защиты населения с целью распознавания ситуации риска и правильного оформления документов для возбуждения уголовных дел, организации адекватного лечения физических и психологических последствий насилия; правоохранительных органов и судов, общественных объединений для работы с категорией женщин и детей, пострадавших от домашнего насилия;

  • Средствам массовой информации продолжить кампанию осведомленности граждан, включающую в себя освещение деятельности всех заинтересованных в решении проблемы насилия учреждений, организаций, общественных объединений; привлекать внимание  общественности к обсуждению причин и последствий насилия в отношении женщин;

  • Учреждениям образования организовать проведение бесед, диспутов, «круглых столов» с целью профилактики домашнего насилия;

  • Способствовать   развитию общественных объединений, волонтерских  движений, обеспечивающих помощь жертвам насилия, и консультирование населения по вопросам профилактики насилия в семье.

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области и сотрудники аппарата в течение 2007 года принимали участие в мероприятиях, направленных на достижение равенства прав и возможностей мужчин и женщин. В марте 2007 года общественная организация «Союз женщин Калининградской области» совместно с областной избирательной комиссией, Уполномоченным по правам человека провела круглый стол «Россия, женщина, судьба», посвященный 100-летию принятия резолюции «О всеобщем равном избирательном праве мужчин и женщин».  На обсуждение была вынесена проблема достижения реального гендерного равноправия, улучшения положения женщин.

Уполномоченный приняла участие в работе конференции по гендерным вопросам, посвященной завершению международной канадской программы обменов и консультаций в области управления (GAEP) в России, организованной Общероссийской Ассоциацией женских общественных организаций  "Консорциум женских неправительственных объединений".

В мае 2007 года РОО «Лига избирательниц Калининградской области» при содействии Программы защиты прав женщин Американской ассоциации юристов с участием аппарата Уполномоченного проведен семинар "Международное законодательство и практика по правам женщин. Мониторинг и отчетность по Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин".

В апреле 2007 года в г. Санкт-Петербурге проходил семинар для руководителей аппаратов Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ «Опыт организации работы аппарата Омбудсменов в Швеции», в котором приняла участие сотрудница аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области. Семинар организован  Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром  «СТРАТЕГИЯ», Институтом прав человека при поддержке Центра Улафа Пальме.

Гендерный состав заявителей в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области в процентном соотношении из года в год остается примерно одинаковым. В 2007 году в аппарат Уполномоченного обратилось 495 женщин, 497 мужчин (531 женщин, 494 - мужчин в 2006-м году). С устными обращениями традиционно жен­щины обраща­ют­ся чаще мужчин: из 420 человек - 282 женщины (из 439 - 29 женщины в 2006-м году - 67 %, как и в 2006-м и в 2005 гг.).  

Характерными для женщин являются обращения в за­щиту прав детей: из 72 обращений в защиту прав детей 58 от женщин – 80% (77 % - в 2006-м году), в защиту социальных, в том числе - жилищных, пенсионных прав. Мужчины чаще обращаются по вопросам нарушения условий содержания в местах лишения свободы, нарушения уголовного процесса и судопроизводства. Из 263 обращений данной тематики 51 – от женщин, в том числе 5–от женщин-заключенных (9- в 2006-м г.), 46 –– от женщин – родственников заключенных (35 – в 2006-м году), оставшиеся 212 обращений – 80% -от мужчин (219 – 83% - в 2006-м г.).

Из 611 письменных заявлений от жен­щин поступило 205 - 34% (37% - в 2006 году). Если не учитывать 263 обращения, поступивших из пенитенциарной системы, из которых лишь 5 – от женщин, из оставшихся 364 жалоб от женщин получено 200 - 54 % (60% - в 2006 году).

Ежегодно в аппарат Уполномоченного поступают обращения по вопросу взыскания с бывших мужей алиментов на содержание детей. По информации Управления ФССП России по Калининградской области в 2007-м году на 23% произошло увеличение количества обращений по исполнительным производствам по алиментным обязательствам. Было рассмотрено 267 таких обращений, что составляет 27% от общего количества обращений, рассмотренных в аппарате Управления (в 2006 году - 217 – 22 %). Для многих взыскателей получение пособий на детей через органы собеса является единственным источником дохода. В процессе рассмотрения данных обращений установлено, что большое количество должников по алиментам официально не работает, ведет асоциальный образ жизни. Исполнительные производства указанной категории часто переходят на исполнение из года в год.

К Уполномоченному обратилась гр.Г. по вопросу большой задолженности по алиментам на содержание трех несовершеннолетних детей ее бывшим мужем.

Уполномоченный направила материалы на рассмотрение в Управление ФССП по Калининградской области.

В здании Гусевского городского суда должник был предупрежден письменно об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов.

Однако милицией ОВД Гусевского городского округа было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении должника на том основании, что Г. ни разу не было вручено официальное предупреждение об уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов.

В настоящее время задолженность по алиментам более 200 тысяч рублей. Исполнительное производство в Гусеве прекращено и направлено на исполнение в Гвардейск в связи с переменой места жительства должника.

В регионе имеются определенные трудности c начислением задолженности по алиментам морякам загранплавания; данная категория лиц, обязанных выплачивать алименты, скрывают свои реальные доходы.

B большинстве случаев лица, обязанные уплачивать алименты, не имеют постоянного места работы либо трудовые отношения с ними по месту фактической работы должным образом не оформлены, в связи c чем невозможно установить размер реального дохода должника. B большинстве своем должники скрывают фактическое место работы и не платят алименты, ссылаясь на отсутствие заработка, государственными органами информация об их месте работы не предоставляется длительное время или предоставляется не в полном объеме, что приводит к неисполнению исполнительных документов.

При исполнении документов o взыскании алиментов судебные приставы-исполнители часто встречались c фактом не проживания должника по месту регистрации и отсутствием информации o его фактическом месте проживания.

В соответствие со ст.15 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он: уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами…

B связи c особым географическим положением Калининградской области, в Управлении ФССП России по Калининградской области принимаются к должникам меры по ограничению права выезда за пределы Калининградской области. В 2007г. рассмотрено 69 обращений данной категории или 7% от общего количества, за аналогичный период предыдущего года  32 обращения (или 3%).

Опыт применения данной статьи службой судебных приставов показал эффективность применения данной меры к неплательщикам алиментов, в связи с чем необходимо активизировать ее применение к должникам.

В 2006 году Правительством Калининградской области, Калининградской областной Думой при участии Уполномоченного по правам человека обсуждался вопрос о необходимости усиления ответственности родителей за неуплату алиментов на содержание детей. Необходимо активизировать деятельность правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по применению мер воздействия к родителями, уклоняющимися от уплаты алиментов. Возможно также усиление административной ответственности родителей за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних в виде административного ареста.

С целью обеспечения возможности эффективного исполнения решений судов о взыскании алиментов необходимо увеличить штат, финансирование деятельности, заработную плату представителей служб судебных приставов для обеспечения возможности исполнения судебных решений. Прокуратуре, органам опеки и попечительства, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо контролировать исполнение судебных решений по уплате алиментов.

Неоднократно Уполномоченным по правам человека в Калининградской области    осуществлялась проверка условий содержания обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений в ФГУ ИЗ-39/3 УФСИН МЮ РФ, воспитанников Колосовской воспитательной колонии для несовершеннолетних УФСИН МЮ РФ, заключенных ФГУ ИК-4 УФСИН МЮ РФ для женщин    Жалобы из вышеуказанных учреждений в Аппарат Уполномоченного по правам человека поступают крайне редко. Условия содержания соответствуют  нормам уголовно-исполнительного законодательства.

    Заключенные, содержащиеся  в ФГУ ИЗ-39/3 для женщин, подростков, бывших работников правоохранительных органов, с которыми беседовала Уполномоченный,  не выражали своих претензий к сотрудникам пенитенциарных учреждений. Для нуждающихся в психологической разгрузке создан комфортно оборудованный кабинет, в котором ведет прием квалифицированный психолог.

    Женщины, содержащиеся в  ФГУ ИК-4,  также удовлетворены организацией условий их проживания. Женщины имеют возможность работать  в цеху по производству обуви и в цеху по обработке янтаря, что позволяет им приобрести новую профессию и заработать денег для своей семьи. В свободное от работы время женщины  читают книги, пользуясь услугами библиотеки, вышивают в уютной комнате отдыха. Имеется конференц-зал для проведения культурных мероприятий. В колонии женщины имеют возможность участвовать в богослужениях в специально оборудованном по канонам Православной Церкви  помещении. Женщины выразили пожелание о пополнении библиотеки юридической литературой, свежими периодическими изданиями.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов
связь с админом