Главная страница
qrcode

Кулькова Ксения, 18703


Скачать 23.55 Kb.
НазваниеКулькова Ксения, 18703
Дата25.03.2019
Размер23.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе.docx
ТипДокументы
#155901
Каталог

Кулькова Ксения, 18703

Эссе

Правительства развитых стран выстраивали собственные стратегии выхода из кризиса 1970-х гг., исходя из сложившейся ситуации и традиций государственного регулирования. В чем состоит общность и различие мероприятий правительств Англии и США в период выхода из кризиса 1970-х гг.?

В начале 1970-х гг. ситуация в индустриальных странах заметно изменилась. Крупные американские и европейские компании превратились в транснациональные, благодаря чему они начинают контролировать рынки продукции, формировать потребительский спрос. Профсоюзы также заинтересованы в сотрудничестве с ТНК, т.к. с ними легче договориться о повышении заработной платы. Таким образом, начинает расти количество монополий, заработная плата под давлением профсоюзов начинает повышаться, несмотря на то, что производительность труда растет медленнее. Государственное субсидирование, распространившееся на большое количество фирм, начинает играть роль бюджетного финансирования. Все это приводит росту инфляции, сопровождающейся увеличением безработицы (стагфляции). Кейнсианская политика, распространенная в ведущих странах уже не была эффективной. Начался экономический кризис.

Наиболее радикальными программами выхода стран из экономического кризиса 1970-х гг. были программа Р. Рейгана («рейганомика»), проводимая в США в период 1981-1988 гг., и программа, победившей на выборах британского премьера в 1979г., М. Тэтчер – соответственно «тэтчеризм».

Обе эти экономические политики опирались на монетарную теорию, согласно которой нужно было: сократить инфляцию, уменьшить присутствие государства в экономике, снизить государственные расходы, а затем дать возможность частному сектору свободно инвестировать средства, тем самым стимулируя рост ВВП. В результате в США и Англии предпринимаются такие меры, как снижение налоговой ставки. Однако рейганомика предусматривала сокращение индивидуального налога, компенсируя это сокращением требований экологического законодательства. М. Тэтчер, в свою очередь, снизила ставку подоходного налога, при этом повысив налог на добавленную стоимость.

Главным отличием британских реформ 1980-х от американских была их радикальность и напряжение сил. Рейгану не пришлось заниматься приватизацией в том масштабе, в каком от государственной собственности избавлялся британский премьер. В США просто исторически никогда не существовало развитого госсектора, который в Соединенном Королевстве стал привычным делом к концу 1970-х. До 1980-х в Великобритании государство владело или активно присутствовало почти во всех секторах экономики – от автомобильной промышленности (марки Jaguar и Rover) до коммуникаций (British Telecom) и газодобычи (British Gaz). В результате приватизации доля государственной собственности в промышленности сократилась с 10,5 до 6,5%, а доля национализированных предприятий в 1978-м в британском ВВП составила 11,6%.

Конечно, приватизация и сокращение государственных расходов не могли не сопровождаться восстанием профсоюзов. Рейган отделался, куда меньшими усилиями, чем британский премьер, когда позволил себе просто уволить 11 тысяч, бастующих из-за замораживания заработной платы, авиадиспетчеров. Образцом, конечно, служит более чем годичное противостояние Тэтчер с бастовавшими горняками в 1984–1985 годах. Победа очевидным образом осталась за Железной леди.

Методы поддержания конкурентной среды также различались у правителей ведущих стран. Рейганомика предусматривала отказ правительства от предоставления различных льгот малоконкурентным производствам. Программа Тэтчер поощряла переход в собственность трудовых коллективов небольших предприятий, развитие малого и среднего бизнеса, повышение его экономической самостоятельности. Малый и средний бизнес стал новой силой в экономической структуре Великобритании. Также широко применялась сдача в концессию предприятий инфраструктуры.

Основным направлением бюджетно-налоговой политики обоих правитеей было сокращение государственных расходов. Было проведено сокращение численности государственных чиновников и общего уровня затрат на содержание государственного аппарата. Составляющим элементом сокращения государственных расходов было сокращение расходов бюджета на социальные цели и жесткий контроль над уровнем заработной платы.

Таким образом, можно выделить следующие сходства тэтчеризма и рейганомики:

  1. Сокращение государственных расходов на социальные программы

  2. Резкое сокращение ставок подоходного налога и налога на прибыль корпораций

  3. Значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства

  4. Сокращение бюрократического аппарата

  5. Значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства

Стилистическая разница между рейганомикой и тэтчеризмом легко раскрывается самими названиями. Если Рейган внес значительный вклад в дерегулирование финансового сектора при минимальном государственном участии, то Тэтчер изначально обрекала себя на масштабное противостояние со статус-кво в британской политике и экономике.

Можно сказать, что политические программы Р.Рейгана и М. Тэтчер, происходящие в одной и той же политической обстановке и почти в одно и то же время – «политические близнецы». Однако тэтчеризм носил более всеобъемлющий характер, и происходил куда более масштабно, нежели рейганомика.
перейти в каталог файлов


связь с админом