Главная страница

культура 17 в. Культура XVII в. Особенности русской культуры


Скачать 39,5 Kb.
НазваниеКультура XVII в. Особенности русской культуры
Анкоркультура 17 в.doc
Дата19.10.2017
Размер39,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлакультура 17 в.doc
ТипЛитература
#43541
Каталогid135611684

С этим файлом связано 35 файл(ов). Среди них: монополии.docx, Сперанский2.doc, культура вся.xls, Никон3.doc, культура 18 в..doc, Меншиков2.doc, культура 17 в.doc, Энциклопедия аргументов.doc, menshikov_2.doc, Столыпин1.doc и ещё 25 файл(а).
Показать все связанные файлы

КУЛЬТУРА XVII В.

Особенности русской культуры

  • Развитие новых социально-экономических и политических отношений привело к изменению и духовной сферы.

  • Развитие русской культуры XVII в. можно разделить на три этапа:

  1. 1600-1620 гг. застой, связанный с эпохой смуты и ее последствиями

  2. 1630-1670 гг. время бурного развития культуры , всех ее направлений

  3. 1680-1690 гг. период наивысшего развития культуры средневековья




    • Для последнего этапа культуры характерно усиление влияния культуры Западной Европы

    • Характерной чертой стало проникновение светских элементов, которые не стали доминирующими, но уже можно говорить об «обмирщении» русской культуры

Литература

В литературу этого времени проникают светские черты.

«Житие протопопа Аввакума» это наиболее яркое и выдающее произведение.

В литературе XVII в. появились новые жанры – сатира, поэзия, драма. Наиболее известные – «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякине суде» - здесь высмеиваются такие пороки, как взяточничество и волокита. В «Калязинской челобитной» и в ряде других произведений высмеивались нравы духовенства. В «Повести о бражнике» пьяница доказывал, что имеет больше прав на райское блаженство, чем святые, перечисляя прегрешения героев Священного Писания.

Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. В 1661 г. он переехал в Москву, где стал учителем при царских детях. С.Полоцкий стал первым придворным поэтом, сочинившим не только панегирики самодержавию, но и религиозные, сатирические стихи, моралистические произведения. Они составили два больших сборника – «Рифмологион», «Вертоград многоцветный». В своих стихах и поучениях, предназначенных для царской семьи, С.Полоцкий, рисует идеальный образ просвещенного монарха, закладываю учение о просвещенном абсолютизме. Ему же принадлежат «Комедия притча о блудном сыне», пьесы «О Навуходоносоре царе». Ученики С.Полоцкого были Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Летописание этого периода уступает место историко-публицистическим произведениям, для которых характерен отход от хронологического изложения событий, подбор фактов в соответствии с основной идеей произведения, обращение к роли в истории: «Повесть о Федоре Ивановиче», «Повесть 1606», «Новая повесть», «Плач о пленении». Крупной исторической работой был написанный по заказу патриарха Филарета «Новый летописец» (1630), официально обосновавший права Романовых на престол.

Общественная мысль

Предметом острых дискуссий в общественно-политической мысли стала идея о путях развития русской культуры. Значительное распространение приобретают идеи расширения культурных связей с Западной Европой как средство преодоления культурной отсталости России. Эти взгляды нашли отражение в сочинениях И.А.Хворостинина и подьячего посольского приказа Г.Катошихина, который в 1664 г. бежал в Швецию и составил там свое знаменитое описание Московского государства. За развитие русской культуры как части культуры общеславянской выступал публицист Ю.Крижанич, хорват по происхождению. Он приехал в Москву в 1659 г. и через два года был сослан в Тобольск по подозрению в деятельности в пользу католической церкви. В ссылке Крижанич провел 15 лет и написал свое знаменитое произведение – «Политика». В нем он котором выдвинул широкую программу о внутренних преобразованиях в России, основанную на принципах самодержавной власти.

Образование и наука.

Потребности в образовании были продиктованы практическими нуждами – развитием торговли, производства, формированием административного аппарата и т.д.

Уровень грамотности к конце столетия вырос до 52 % в среде купечества и служащих и до 42 % в других слоях населения. Количество учебных заведений было небольшим, так как требовало больших средств.

В 40-е гг. на средства боярина Ртищева в Андреевском монастыре созданном им же была открыта школа, где изучали латинский язык, русский, греческий, грамматику и философию.

Первым высшим учебным заведением в Москве стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 г. в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице. Ведущую роль здесь играли братья Лихуды, греки по происхождению и получившие образование в Падуанском университете и много сделавшие ля развития образования в России.

Образование в России имело следующие черты:

  1. носило узкий характер, т.е. образование получали лишь немногие.

  2. Сохранялся духовный характер образования.

Больших успехов достигло книгопечатание. В XVI в. вышло лишь 14 книг, а в XVII – 483, причем большим тиражом. Наиболее известным учебником стала «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, таблица умножения и т.д.

Русские экспедиции сыграли значительную роль в развитии географических знаний и исследованиях. Семен Дежнев со своей экспедицией еще в 1648 г. вышел к проливу между Азией и Северной Америкой. В следующем году Ерофей Хабаров изучил земли по Амуру, составил карту.

Архитектура

Шатровое строительство прекратилось по требованию патриарха Никона.

После определенного застоя связанного со временем «смуты», с 30-ых гг. получает распространение архитектурный стиль «дивное узорочье». Характерные черты этого стиля: небольшие размеры храмов сочетаются с их необыкновенной нарядностью – это затейливой формы наличники, сочетание белого и красного цвета, всевозможные декоративные детали в экстерьере, переливающиеся на солнце многоцветные изразцы.

Памятники этого направления – церковь Троицы в Никитниках, церковь Троицы в Останкино, Николы в Хамовниках и др.

Гражданское строительство получило свое распространение после пожара в 1626 г. правительство поддерживало строительство кирпичных зданий вместо деревянных. Образцом для строительства жилых зданий стал Теремной дворец (архитектор Бажен Огурцов). В 40-60-ые гг. были построены новое здание Печатного двора на Никольской улице Китай-города, Хамовный (ткацкий) двор в Замоскворечье, новый Гостиный двор в Китай-городе, Сухарева башня (М.Чоглоков).

Высшее достижение в развитии русской архитектуры допетровской эпохи – стиль «московского барокко» или «нарышкинское», особенностями этого стиля стал светски-нарядный облик храмов, многоярусность, элегантность декора и строгая симметричность. Нарышкинское барокко появилось в Москве в усадьбах Нарышкиных. Его сходство с западноевропейским было условным и в основе его лежит русская архитектурная тардиция. Примерами этого стиля стали – церковь Спаса а Уборах (Яков Бухвостов), усадебный храм Нарышкина – церковь Покрова на Филях.
Изобразительное искусство.

Иконопись остается единственным жанром изобразительного искусства, но изменения видны и здесь. Они связаны с проникновением западноевропейских традиций. Центром развития изобразительного искусства становится с 1640 г. иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, в котором под руководством Симона Ушакова работают лучшие мастера того времени.

Особенности этого времени и влияние западноевропейского стиля видны в реалистичности изображения и в том, как заменяются плоскостные изображения ликов объемными лицами, используются прием светотени.

В последние десятилетия XVII в. появляется новый жанр – парсуна (портрет). Парсуна была близка к иконе – использовались темперные краски, писали на досках, а не на холстах. Но в отличии от икон здесь изображались конкретные люди и отсутствовали канонические элементы иконы. У парсуны были свои законы – определенный ракурс персонажа, наличие регалий. Хорошо известны парсуны Скопина-Шуйского, Льва Кирилловича Нарышкина и другие.

Театр.

Народные формы театрализованных представлений, скоморошество были известны еще с древности. В XVII в. существовали два вида театра – придворный и школьный.

Придворный – появляется под влиянием западноевропейской культуры. Первые спектакли ставили иностранцы (первый поставил немец Грегори). В качестве сюжетов использовали библейские темы.

Школьный театр имел функции обучающие и воспитательные. Пьесы ставили силами учеников и обычно по поводу окончания учебного года.

Были еще домашние театры, например, в доме князя Голицына ставили комедии Ж.Б.Мольера.
перейти в каталог файлов
связь с админом