Главная страница

микроистория_мазаев. Курс Близкая история изучение отечественной и всеобщей истории


Скачать 17,5 Kb.
НазваниеКурс Близкая история изучение отечественной и всеобщей истории
Анкормикроистория_мазаев.docx
Дата14.12.2016
Размер17,5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаmikroistoria_mazaev.docx
ТипДокументы
#12420

Курс

«Близкая» история: изучение отечественной и всеобщей истории

через призму истории повседневности и истории семьи
В современном информационном обществе мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда прошедший и с успехом сдавший школьный курс истории ученик не может осуществить простейшей, казалось бы, операции – включить свою частную историю в контекст мировой, т.е. фактически для него историческое прошлое страны и мира существует как бы в параллельной реальности с историей семьи. Более того, современный подросток в силу самых разных причин часто даже и не пытается углубиться в свою семейную историю и не может рассказать почти ничего о жизни своих ближайших родственников. Целью предлагаемого курса является привлечение внимания учеников к своей частной истории через методы таких популярных в современном гуманитарном знании течений, как микроистория и история повседневности.

В ходе занятий участники спецкурса познакомятся с различными аспектами отечественной и мировой истории, получат навыки сбора, структурирования и анализа информации, научатся видеть за обычными предметами, ежедневно встречающимися им в быту, как большие исторические процессы, так и маленькие, но от того не менее важные, человеческие истории.

В основе методологии данного курса лежит представление о необходимости вовлечения ученика в процесс изучения (learning) предмета и попытки исключить «насаждение истины» в жанре традиционной лекции (teaching). Поэтому в течение всего учебного года ученики будут создавать собственный проект и(ли) исследовательскую работу, которая может послужить основой для участия в юношеских научно-исследовательских конференциях и даже стать большим подспорьем при поступлении в ВУЗ.
Занятия проводятся раз в неделю во второй половине дня, продолжительность одного занятия – 2 академических часа. Курс рассчитан на подростков старше 12 лет.
Тематический план:

Блок 1. Введение в предмет:

  • Что такое микроистория и история повседневности, когда появились эти направления, каковы их основные методы. Чтение и обсуждение «классических» трудов по микроистории и истории повседневности – 6 ч.

Блок 2. История семьи:

  • Составление семейного древа – 4 ч.

  • Подготовка к биографическому интервью: сбор первичной информации – 8 ч.

  • Проведение, расшифровка и обсуждение полученной информации – 8 ч.

  • Сбор и структурирование визуальной информации (фотографии, слайды, аудио- и видеозаписи) – 6 ч.

  • Сбор и описание артефактов (семейных реликвий, старинных вещей, знаковых для своего времени предметов и проч.) – 6 ч.

Блок 3. Соотнесение фактов семейной истории с историческим контекстом:

  • Проведение занятий по истории России в XX веке с упором на темы, затронутые при создании проектов по семейной истории – 10 ч.

  • Выделение «якорных» точек в истории России ХХ века и соотнесение их с семейной историей – 6 ч.

Блок 4. Разработка и оформление проектов:

  • Структурирование всей полученной информации и создание текста – 8 ч.

  • Оформление работы, подготовка презентаций для стендовой конференции – 6 ч.

  • Проведение итоговой стендовой конференции и подведение итогов – 4 ч.


Автор и ведущий курса:

преподаватель истории Отделения теории и истории мировой культуры (ОТИМК) гимназии 1514(52)

Петр Алексеевич Мазаев.
связь с админом