Главная страница

О. Горюнова. Курс лекций «Медиа. История экспан... Курс лекций Медиа история экспансии


Скачать 0,66 Mb.
НазваниеКурс лекций Медиа история экспансии
АнкорО. Горюнова. Курс лекций «Медиа. История экспан.
Дата18.10.2017
Размер0,66 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаO_Goryunova_Kurs_lektsiy_Media_Istoria_expan.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКурс лекций
#43410
страница1 из 12
Каталогeddkar

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Pyatigorskiy_A_M_Materialy_po_istorii_indiyskoy.pdf, Lomonosov_A_G_Vozvraschenie_k_sebe_Opyt_transtsendentalnoy_filos, O_Goryunova_Kurs_lektsiy_Media_Istoria_expan.pdf, A_A_Ivanenko__I_G_Fikhte_ob_obrazovanii_i_ego_roli_v_istorii.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Медиа: история экспансии. Курс лекций
Курс лекций «Медиа: история экспансии» посвящен такой процветающей на Западе и находящейся в зачаточном состоянии в России дисциплине, как медиа теория. Медиа теория изучает медиа технологии: историю развития, историю влияния на общество, культуру, искусство. Поскольку в качестве доминанты современного постиндустриального общества выступает инф ормация, основным полем существования и ф ункционирования которой служат медиа технологии, то именно последние становятся той ф ормой, по направлению к которой сегодня мутируют практически все виды человеческой деятельности.
Современная ситуация, в которой музыкант, художник, писатель, архитектор, инженер, программист и машинистка (нынешняя наборщица) одинаково сидят перед экранами практически идентичных компьютеров, не может не влиять на результат их деятельности и подтверждает важность изучения медиа технологий и их влияния на цивилизацию.
В лекциях рассматриваются различные традиции осмысления медиа — от ф илософ ии техники XIX века до новейших исследований. Материал структурирован в попытке выработки систематических представлений о происхождении медиа технологии и техники, об их отличии от других явлений культуры, об эволюции медиа и развитии роли медиа технологий в жизни общества (первобытного, земледельческого, индустриального и постиндустриального). Внимание уделяется таким вопросам, как: репродукционная техника и традиционное искусство, художник и медиа технологии, человек в современном обществе техногенного контроля и другим. Курс логически распадается на три части: история медиа технологий и их роль в обществе разного уровня развития; отдельные школы и направления в медиа теории как самостоятельной дисциплине;
современные направления изучения циф ровых медиа технологий, наиболее яркие вопросы и концепции, отдельные имена.
Первоначальный вариант текста лекций составила в 2001 году Ольга Горюнова — ф илолог, литератор, медиа теоретик,
специалист по сетевому искусству. В настоящем варианте издания текст существенно изменен и дополнен.
Медиа: история экспансии. Курс лекций. Часть I. История медиа: Традиция
Определение медиа
Традиционное определение гласит: «медиа» — это устройство для записи, хранения и передачи инф ормации. Причем привычно, — устройство именно технологического характера. В большинстве случаев именно этот смысл вкладывают исследователи и специалисты в понятие «медиа». Однако в качестве средства для хранения и передачи инф ормации может выступать и письмо. Некоторые исследователи полагают, что и устный язык можно рассматривать как медиа технологию особого рода (впрочем, это вопрос крайне спорный).
Три главнейшие ф ункции медиа технологий объединяет одна черта — опосредованность. Значение слова «медиа» (точный перевод с английского) — средство, способ, посредник, промежуточная ступень. Поскольку обмен инф ормацией —
необходимая составляющая жизни общества, то медиа технологии, как опосредующее звено человеческой деятельности,
PDFmyURL.com
являются одним из способов коммуникации, условием человеческой активности.
Медиа технологии сопровождают человека давно. Медиа условно делят на пять типов:
1. Ранние медиа — письменность.
2. Печатные медиа — печать, литограф ия, ф отограф ия.
3. Электрические медиа — телеграф , телеф он, звукозапись.
4. Масс-медиа — кинематограф , телевидение.
5. Циф ровые медиа — компьютер, Интернет.
Существует некоторая терминологическая неразбериха с употреблением понятий «медиа технологии» и «техника».
Техника:
Техника (techne — этимологически происходит от греческого слова τέχνη) — искусство, мастерство, умение, ремесло; термин,
одновременно применявшийся для обозначения и искусства, и техники. Технология — систематическая обработка.
В XVII веке в английском языке слово «техника» означало систематическое изучение искусства или терминологию конкретного вида искусства, в XVIII веке его значение стало приближаться к практическим искусствам, и только в XX веке,
с бурным развитием науки, термин стал мало-помалу приобретать современное значение. Еще в начале XX века, в словаре
Брокгауза, «техника» — это совокупность приемов, направленных на обработку и переработку сырых материалов в предметы, годные для потребления; (науки о названных приемах называются технологией). В 1960-х годах техникой была названа вся масса средств — приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком, — используемая людьми для производства предметов материальной культуры. Но с появлением инф ормационного продукта, который не подпадает под определение материальной культуры, определение снова меняется.
Жак Эллюль, социолог и ф илософ техники, предлагает следующее определение: «техника — это вся масса методов, которые выработаны рационально и используются с абсолютной эф ф ективностью в любом поле человеческой активности».
Медиа — Техника:
Философ ы техники рассуждают об истории техники, начиная с орудий древних людей и включая в эту линию компьютер, и не используют термин «медиа»; медиа теоретики смутно представляют себе происхождение медиа технологий, рассуждая, при необходимости исторического обзора, о первых экранах, которыми служили ширмы, устанавливаемые между камином и кроватью, и оптических игрушках.
В свете нынешнего состояния техники и медиа технологий, можно предложить следующую аналогию: техника — это hardware,
а медиа технологии — software. Историю техники можно проследить, опираясь на материальные предметы, инструменты,
историю же медиа технологий проследить трудно, поскольку начало ее скрывается в том времени, когда определенная медиа технология возникала лишь при работе человека с техникой, в момент применения знаний и умений, хранившихся
PDFmyURL.com
непосредственно в памяти работника. Именно поэтому среди определений медиа можно встретить и такие: «Медиа — это не ф иксированные объекты: у них нет естественных краев. Они представляют собой сконструированные комплексы желаний,
верований и процедур, встроенных в сложные культурные коды коммуникации».
В принципе, в понятие техники можно вместить и медиа технологии, как это делают исследователи «старой закалки». «Мы можем определить сегодня технику как совокупность всех алгоритмов, процессов и средств их реализации. Понимая под алгоритмами традиционную технологическую рецептуру, под процессами — только ф изико-химическое,
под средствами — материалы, оборудование и строительные сооружения, мы получим классическое определение технологии материального производства. Относя к алгоритмам поведения законодательную систему, традиции и морально-этические установки общества, к процессам — его социальную динамику, к средствам — государственный аппарат, систему социальных институтов, мы получим определение технологии социального управления».
Большинство же современных исследователей, работающих с ф еноменами инф ормационного общества, доминантной которого является инф ормация, предпочитают использовать термин «медиа», как обозначающий те технологии, сутью работы которых является запись, хранение и воспроизведение инф ормации.
История
В истории западной цивилизации традиционно выделяется четыре типа обществ:
1. Первобытное общество, в котором люди занимались охотой и собирательством.
2. Традиционное общество, земледельческое.
3. Промышленное, индустриальное общество.
4. Постиндустриальное, инф ормационное общество.
Каждому типу общества соответствует своя техника и свои медиа. В каждом из этих обществ техника, медиа технологии и их развитие играют разную роль, вопреки провокационным высказываниям Маршалла Маклюэна в стиле: «Коротко говоря,
каждая новая технология — это эволюция, биологическая мутация человеческого вида, открывающая двери новым ф ормам восприятия, новым возможностям и сф ерам действия». Историческая реконструкция, представленная ниже, произведена на основе традиционных представлений западных теоретиков об истории техники и медиа технологий: Льюиса Мамф орда,
Жака Эллюля, Гарольда Инниса, Маршалла Маклюэна, Питера Друкера и других исследователей.
Первобытное общество
Судя по имеющимся свидетельствам, человек стал охотиться и добывать огонь приблизительно 500 тысяч лет назад. Около
100 тысяч лет назад, на конечной стадии оледенения, появился Homo Sapiens. Примерно этим временем датируются и первые наскальные рисунки. Около 30 тысяч лет назад смена культур заметно убыстряется, увеличивается и скорость изобретений. В период между 30 и 15 тысячами лет до новой эры человек изобретает первую настоящую машину — лук со
PDFmyURL.com
стрелами. Это первое оружие, являющееся результатом абстрактного мышления — аналогов ему нет ни в животном мире, ни в теле человека. Тогда же появляется и первый музыкальный инструмент — дудка.
Но если описывать лишь материальную часть ранней техники, то получается, как считает Льюис Мамф орд, что многие насекомые, птицы и животные превзошли человека с его силками, ловушками, копьями и загонами. Так, ульи пчел, плотины бобров, сложнейшие муравейники представляют собой изобретения куда более сложные, чем дубина (интересно, отмечает американский ученый, что это легендарное оружие древнего человека никто никогда не находил, и оно ни разу не было изображено в наскальной живописи). Более того, например, калан — соленоводный родственник выдры, живущий в Тихом
Океане, также пользуется орудиями труда, — камнями, которые он, доставая со дна, кладет на грудь и, и, лежа на спине на поверхности воды, использует для разбивания твердых панцирей моллюсков. Поэтому говорить о влиянии орудий труда на развитие человечества мы не станем, тем более, что, если верить историкам техники, язык уже на заре цивилизации был куда более сложным, чем весь набор тогдашних инструментов. Когда появилась первая письменность, люди еще пользовались каменными топорами.
Анри Бергсон писал, что язык — это такая человеческая технология, которая сократила и ослабила ценности коллективного бессознательного. Маклюэн называл язык величайшим из масс-медиа. Но рассматривать язык как первую из медиа технологий — занятие практически невозможное, особенно, если учесть его неразрывную связь с мышлением. Можно только заметить, что, помимо традиционного представления о влиянии орудий труда на развитие человека, есть и другое,
постулирующее первостепенную значимость в этом процессе общественных действий, культуры и языка. «Изготовление и применение орудий долгое время отставало от церемониальных средств выражения и сотворения речи», — пишет
Мамф орд. Чарльз Дарвин, пытавшийся исследовать туземцев Огненной Земли — крошечные общины, не знавшие никакой материальной культуры, кроме огня и тюленьих шкур, — посчитал, что их речь едва ли можно назвать человеческой. Однако священник Томас Бриджес, который с 1861 по 1879 год жил в одном из этих племен (в племени яганов), составил словарь, куда вошли около 30 тысяч слов яганского языка.
Язык был тесно связан с магией, — он не просто имел элементы магического, он сам и был магией. Даже после того, как власть оружия увеличила шансы человека на выживание, в «Наставлениях ф араону Мерикаре» пишут: «Будь искусен в речах, дабы ты мог властвовать, ибо власть (человека) — его язык, а слово сильнее оружия». Магия языка стала впоследствии одним из оснований для коллективной организации труда.
Существует несколько противоположных взглядов на время становления и развития языка, — нынешние антропологи склонны считать, что ф ормирование языка было связано с коллективной охотой (Ледниковый период). В последние ф азы палеолитической культуры преобладает охота на крупную дичь. Несмотря на то, что многие десятилетия исследователи называли этот период этапом «вооруженной руки» и считали, что именно рука освобождает человека от власти вида,
главной техникой этого времени теперь считаются не орудия убийства животных, а техника совместной охоты.
Пример. Загонщик вспугивает дичь. В естественной ситуации это значило бы, что он упустил добычу. Но в рабочем
коллективе, благодаря совместной деятельности людей, он в итоге получит свою долю. Охота развертывается в некоем
пространстве. Действия отдельных охотников совершаются в разных точках леса. Все эти действия должны быть
PDFmyURL.com

жестко согласованы: один вспугивает дичь, другой ее гонит, третий ждет в засаде, и так далее. Каждый участник охоты
должен четко представлять себе картину охоты и знать о роли всех ее участников. Кроме того, предполагается глубокое
знание анатомии зверя и очень тщательное обдумывание плана.
Коллективная стратегия, большое число участников предполагает племенное или родовое устройство общества (конец
Палеолита).
Уникальным техническим изобретением человека также считается использование и поддержание огня. Приблизительно около 10 тысяч лет до новой эры человек вплотную приблизился к стадии одомашнивания. В это время в его распоряжении уже существовали: веревки, сети, корзины, светильники, специализированные орудия, в том числе и хирургические инструменты, разные виды оружия, краски, граф ические знаки.
Традиционное земледельческое общество
Около 10 тысяч лет до новой эры последняя ф аза Ледникового периода подошла к концу и люди стали вести оседлый образ жизни (возможно, деревня возникла и около 20 тысяч лет назад, но такой образ жизни стал преобладать лишь после таяния ледников). Постоянная угроза голода ограничивала численность племени, а необходимость кочевать не способствовала его развитию. Земледельческая жизнь предъявляла человеку совсем иные требования. Он должен был уметь включаться в длительные ритмические последовательности сезонов, планировать свою деятельность на месяцы и годы вперед,
ф ормировать отношения с соседями. Начав заниматься земледелием как техникой жизни, человек стал превращать землю в артеф акт, творение своих рук. Так, охотники не заботились о природе, а брали у нее, как дети, как животные,
а земледельцы должны были накапливать, хранить богатства, и приумножать их, — заботиться, чтобы плодородность земли не иссякала. Возникла первая технизация природы. Одомашненные животные, засеянные поля и виноградники, сады, — это уже не ландшаф т и не природа, а часть культуры — созданной техническими действиями человека. Возникла и разнообразнейшая машинерия — плуги, ступы, веретено, луки, оружие. Но даже технические действия по одомашниванию животных и растений уже являются самой изощренной техникой.
Пример. Перескажу древнюю технологию поднятия тяжестей племени аку-аку, описанную Туром Хейердалом (Аку-Аку).
Племени необходимо было поднять древнюю статую Бога шириной в три метра и весом в 25–30 тонн. Этому подъему
предшествовали ритуальные пляски и песни. Затем была организована группа из 11 человек. Их единственными орудиями
были три круглых деревянных бревна и множество собранных вокруг камней и валунов. Статуя лежала плашмя, — лицо
ее было зарыто в землю. Люди подвели под него концы бревен и повисли на других концах. Внешне в положении статуи
ничего не изменилось, но староста лег на живот и стал засовывать под голову статуи камешки, — очевидно, там
образовалось небольшое пространство. К вечеру голова великана уже поднялась над землей на целый метр,
и образовавшееся пространство было забито камнями. На девятый день работы великан лежал грудью на горке из камней
высотой в три с половиной метра. На одиннадцатый день члены племени стали наращивать каменную горку под грудью
и животом, переводя статую в вертикальное положение. На семнадцатый день вождь выложил полукруг из камней
и совершил ритуал. На восемнадцатый день голову статуи обвязали веревками и стали тянуть, — другие подталкивали
фигуру бревном. Гигант пошевелился, поднялся, закачался и — остался стоять. Эта технология — типичная древняя
PDFmyURL.com

техника. Она слита с магией и передается из поколения в поколение как мистическое знание.
В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и миф ологическим миропониманием. Мировоззрение древнего человека отличается анимизмом: он верит, что все живые существа от Богов до растений имеют души. Человек может влиять на души других посредством магических ритуальных действий. Эти действия — естественный способ воздействия на души других: обмен (жертвоприношение), запугивание
(заклинание), вовлечение души в действие (ритуальный танец). Техническое действие понимается точно так же. Душу предмета, Бога невозможно заставить встать и двигаться помимо своей воли. Другое дело — склонить душу предмета или
Бога на свою сторону ритуальным действием (сопровождаемым и техническим действием). Когда человек замечал эф ф ект своего действия — например, принцип рычага, он объяснял это благотворным влиянием такого типа деятельности на душу предмета. Все древние технологии были магическими и сакральными.
Древние египтяне считали, что миропорядок поддерживается совместными действиями людей и Богов. Боги выполняли свое предназначение — Бог солнца Ра каждый день светил и грел, а Бог кирпичей следил, чтобы они получались крепкими и правильными. И люди следили за миропорядком: жрецы, писцы поддерживали его. Когда в Древнем Египте для восстановления полей после разлива рек использовались чертежи с планами, они не осмыслялись как научное знание,
они воспринимались как описание жизни Богов. Разрушение границ полей — не стихийное бедствие, а уклонение в действии
Богов и нарушение миропорядка. Восстановление полей — описание и восстановление божественного устройства мира.
Заново устанавливая границы полей, применяя научное знание в нынешнем его понимании, люди сакральным образом возвращали в мир нарушенный порядок.
Источник технологий
Технологии либо открывались людям сами в процессе опыта многих поколений (рычаг), и знание о них передавали из поколения в поколение (либо Боги, полубоги и герои обучали людей началам искусств). Все практические навыки (techne)
определены и предписаны Богами и являются божественными законами: следует как можно точнее придерживаться их предписаний. Технические знания вообще не воспринимаются как знания, — это рецепты, сакральная мудрость, которой владеют лишь избранные, знающие. Единственное возможное обращение с ними — точное повторение и передача в неизмененном виде из поколения в поколение, избранным. Так, на глиняных табличках, добытых из развалин Древнего
Шумера и Вавилона встречаются надписи типа «знания можно передать от знающего к знающему и нельзя передавать незнающему». Ремесло нельзя было объяснить, его можно было лишь показать: ремесло было недоступно тем, кто не прошел обучения у мастера. Ремесленничество и тогда, и затем, вплоть до промышленной революции, носило мистический характер. В античности ремесленник, он же художник, не творил вещи, — это могут делать лишь Боги, а выявлял в материале то, что было в нем заложено. Например, в дереве заложена идея скамьи — ремесленник ее и выявляет,
соприкасаясь с божественной идеей (такое понимание технического творчества бытовало до конца XIX века, и нашло выражение в работах Фридриха Дессауэра).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом