Главная страница

Л. М. Кроль Научный консультант серии ел. Михайлова


Скачать 6,01 Mb.
НазваниеЛ. М. Кроль Научный консультант серии ел. Михайлова
АнкорUdo_Baer_Terapia_tvorchestvom.pdf
Дата24.10.2017
Размер6,01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUdo_Baer_Terapia_tvorchestvom.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#44263
страница1 из 30
Каталогid37808137

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Вовк і семеро козенят.ppt.ppt, Бременскі музиканти.ppt.ppt, Бедлер Р., Гриндер Д., Сатир В. - Семейная терапия и НЛП - 1999., Analiz_rechevoy_kommunikatsii.pdf, Skazka_v_treninge_Stishenok.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30



Udo Baer
Gefuhlssterne, flngstfresser,
Veruuandlungsbilder...
Kunst- und gestaltungstherapeutische
Methoden und Modelle библиотека психологии и психотерапии
Удо Баер
Творческая терапия Терапия творчеством
Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности
Перевод с немецкого Е. Климовой и В. Комаровой
Москва
Независимая фирма Класс
Б 15
Баер У.
Б15 Творческая терапия - Терапия творчеством (Теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности) / перс нем. Е.
Климовой и В. Комаровой. - М Независимая фирма Класс, 2015. - 552 сил- Библиотека психологии и психотерапии. ISBN В предлагаемой читателю книге немецкого арт-терапевта Удо Баера описываются проверенные практикой методы и приемы групповой и индивидуальной работы с использованием различных форм творческой активности. Клиенту он предлагает не только краски и другие изобразительные материалы, но и песок, золу, газетную бумагу и клей, музыку и танец, сказки, активное символизирование и многое другое. Во второй части книги кратко изложена теоретическая модель креатив- ной психотерапии, основанной на целостном телесном опыте человека.
Книга будет полезна психологам, специалистам в области арт-терапии и других направлений психотерапии, а также их клиентам.
Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии ЕЛ. Михайлова
ISBN 978-5-86375-178-8
© 2007 Semnos Verlag, Neukirchen-Vluyn
© 2015 E.A. Климова, В.В. Комарова, перевод на русский язык 2015 Независимая фирма Класс, издание, оформление 2015 Д.В. Рябуха, дизайн обложки
Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству Независимая фирме Класс. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправными преследуется по закону.
Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах Москва Дом книги Арбат, торговые дома «Библио-Глобус» и Молодая гвардия, магазин Медицинская книга. Санкт-Петербург: Дом книги. Предисловие к пятому переработанному и дополненному изданию
Десять тысяч проданных экземпляров книги по психотерапии это повод быть благодарным за интерес, проявленный к этой книге.
Чтобы выйти из сложного положения, мы, если нам не хватает слов, можем прибегнуть к помощи картин и скульптур, звуков и движений. В последние годы этот взгляд стал находить все большее понимание, и, надеюсь, эта тенденция будет развиваться и дальше. Эта книга, как показывает обратная связь от ее многочисленных читателей, помогает найти пути выразить себя и отыскать способы взаимопонимания, минуя слова.
Десять тысяч проданных экземпляров для книги, предназначенной для профессиональных психотерапевтов, - этот необычный и исключительный результат побудил меня вновь обратиться к книге. Я переработали расширил ее дополнил несколькими главами, прежде всего о работе с телом, с движениями и с Компасом сенсорных ощущений. Пятнадцатая глава прежней книги, посвященная теории, стала в новом издании отдельной второй частью с коротким обсуждением актуальной и важной теоретической модели креативной психотерапии, основанной на целостном телесном опыте человека.
Я приложил все усилия, чтобы книга осталась, как и прежде, ориентированной на практику и прозрачной для понимания. Список литературы увеличился, так как я с целью лучшей читабельности убрал из текста книги некоторые ссылки на литературу.
Я желаю нашим читателям много сил и решимости для экспериментирования, желаю испытать много радости вовремя претворения в жизнь всего того, что представлено в этой книге.
Декабрь 2006 г, Удо Баер
5
УДК 615.851
ББК 53.57
Вступительное слово Мартина Ленца
«Сессия заканчивается. Пожалуйста, взгляни еще раз на свой рисунок. Но теперь присмотрись к второстепенному, побочному, к тому, на что мыс тобой до сих пор не обращали особого внимания - Закрыв только что прочитанную книгу
Удо Баера, я вспоминаю эти его слова, с которыми он часто обращается к клиенту. Они будят во мне желание еще раз охватить взглядом все те многочисленные картины, образы и ситуации, что возникали у меня вовремя чтения описаний терапевтических сессий. Перед моим внутренним взором также проходят эпизоды и из моей повседневной практики музыкального психотерапевта в психиатрической клинике...
Я еще долго остаюсь под впечатлением от второстепенного, побочного этой замечательной книги, которая тронула и вдохновила меня своей искренностью и творческой наполненностью.
Можно ли считать второстепенным то, что я как музыко- терапевт ни на одно мгновение не почувствовал, что книга предназначена для арт-терапевтов? Это книга - для всех творчески ориентированных терапевтов. Важно не ток какому терапевтическому направлению они принадлежат, а то, что они открыты тому, чтобы видеть в клиенте то внутреннее содержание, которое ждет образного оформления и выражения вовне. Терапевты, для которых написана эта книга, не проводят четкой грани между разными видами психотерапии (например, между музыкотерапией и арт-терапией), они вместе с клиентами ищут адекватный, уместный в данный момент способ помочь душе найти утраченную любовь к жизни.
«Второстепенное» книги Удо Баера, на самом деле, и есть главное. При чтении этой емкой, насыщенной примерами и размышлениями книги (не ставшей при этом сводом готовых рецептов лечения всех и каждого, ясно ощущаешь, насколько автор
6 Вступительное слово Мартина Ленца воодушевлен своей работой и с каким уважением он относится к каждому человеку, встречающемуся ему вовремя терапии или обучения.
Главное для автора - и это всегда очень отчетливо прослеживается в книге как в главах, посвященных теоретическим размышлениям, таки в каждом описании примера практической работы - позиция терапевта по отношению к клиентами психотерапевтические отношения.
Отношения клиента и терапевта, описанные в книге, поистине человечны, особенно если вспомнить, какие тревожные тенденции проявляются сегодня в терапевтическом сообществе ориентирование на результат, руководство исключительно финансовыми мотивами и чрезмерная озабоченность юридическими вопросами.
Достоинство позиции У. Баера и его терапевтического подхода заключается ив том, что для него изменения в поведении ив душе клиента, возникающие в результате работы с красками, глиной и другими изобразительными материалами, не являются чем-то побочными второстепенным».
Встав на такую позицию, любой заинтересованный терапевт может легко разобраться, как применить в своей работе описанные
Байером творческие психотерапевтические методики. И это как будет определяться непрофессиональным тщеславием терапевта, атеми практическими и методическими возможностями, которые и каждом индивидуальном случае задаются целями клиента и состоянием отношений между терапевтом и клиентом.
Я желаю этой книге найти таких читателей, которые будут готовы учиться такой терапевтической позиции, такому терапевтическому подходу.
Мартин Лещ, г. Вюнде, лето 1999 г

Введение
Психотерапия как искусство
Психотерапия - это прежде всего искусство, а не наука. Поэтому эта книга - ненаучная. Ведь в соответствии с естественнонаучными критериями гипотеза считается доказанной, если точно определенная причина имеет точно определенное следствие. Эта связь между причиной и следствием всегда должна воспроизводиться в экспериментах, и все без исключения научные высказывания должны быть действительными. (Например, очень важно, чтобы статический расчет был верен для всех без исключения мостов и домов, а не только для большинства из них.)
Психотерапия не отвечает этим критериям. Каждый человек слишком индивидуален, чтобы в естественнонаучном смысле воспроизводить результаты экспериментов. Факторы, оказывающие влияние на чувства, мышление и поведение человека, слишком сложны и многообразны, поэтому отдельные причины и отдельные следствия нельзя связать друг с другом в строгом естественнонаучном смысле.
Конечно, психология и другие гуманитарные науки (включая медицину) для научного обоснования своих теорий и гипотез стремятся применять социально-научные критерии. Нов этих науках имеет силу неподтверждение однозначной связи причины и следствия, а доказательство того, что связь причины и следствия существует у большинства людей или у определенных групп людей. (И устанавливается эта связь благодаря тестам или опросам.)
И все же - как может помочь психотерапии знание того, что, например, большинство людей реагирует на стресс определенными симптомами, а вовремя аутогенной тренировки многие люди расслабляются Ведь в терапии мы имеем дело нес людьми вообще и нес абстрактным большинством, ас конкретным человеком, индивидуумом. Откуда мне как психотерапевту может быть известно, принадлежит ли мой клиент или моя клиентка к большин-
8 Введение ству или к меньшинству Для того чтобы узнать человека, клиента, мне необходима встреча с ним, конкретной личностью, мне нужно пережить на собственном опыте все особенности этого человека. И это всегда - созидательный акт, творческий процесс.
О таких творческих процессах и пойдет речь в этой книге.
Разумеется, чтобы успешно проводить терапию, терапевт должен опираться на определенные теоретические модели и принципы, лежащие в основе этих моделей, а также терапевт должен владеть методическими инструментами.
Несомненно, терапии необходимо учитывать опыт, накопленный естественными и социальными науками, и базировать на нем свои гипотезы.
Но все же психотерапевты всегда должны помнить о важном и неизменном принципе люди никогда не станут полностью понятными и объяснимыми, а их поведение - предсказуемым.
Именно этот принцип определяет границы строго научного подхода к пониманию природы человека и его лечению.
Из этого основного принципа также следует вывод о том, что любые методы и теоретические модели терапии всегда должны служить Встрече с конкретной личностью, с чудом природы, которым является Человек. Каждый терапевтический контакт - это не греча людей, уникальный творческий акт.
Все, что происходит в психотерапии, основывается на отношениях между терапевтом и клиентом, и эти отношения - самое существенное в каждом случае терапии, эти отношения - его содержание и фундамент. Если отношения не построены - никакая методика не поможет. Мне важно сказать об этом заранее, вначале этой книги, книги о методиках и приемах психотерапии.
Эти приемы и способы работы для меня очень важны, иначе и просто не стал бы писать эту книгу. Но для меня важнее еще раз подчеркнуть, что эти методики и техники второстепенны по сравнению с качеством терапевтических отношений. Только терапевтические отношения определяют успех терапии.
Искусство терапевта состоит в первую очередь в том, чтобы выстроить с клиентом такие отношения, которые дают им обоим возможность пойти на риски заставить таять замороженные стереотипные модели реагирования (ригидные паттерны поведения, чувствования и восприятия, сделать их более гибкими, подвергнуть сомнению их незыблемость и постоянство и хотя бы
Психотерапия как искусство 9
ради эксперимента попытаться испробовать новые варианты пове- дения.
Только в рамках подобных терапевтических отношений терапевт может судить о том, какие методы, когда, в какой ситуации ив какой вариации он может применить. Для этого ему необходимо основательное и качественное образование, серьезный опыт самостоятельной работы и самопознания, а также опыт суперви- зии. Поэтому в своей книге я обращаюсь прежде всего к терапев- там-профессионалам и к студентам образовательных программ по психотерапии.
Описанные в книге приемы работы - это неконкретные рецепты, не призывы Для исправления этого нарушения возьмите вот эту методику, ивы получите вот такое излечение. Знание клинических диагнозов, конечно, может помочь терапевту распознать в поведении клиента доминирующие способы реагирования, понять, какая модель построения взаимодействий преобладает в данном терапевтическом процессе. Но нельзя забывать, что каждый клиент оригинален и неповторим, что его нарушения, трудности и проблемы в каждом случае имеют индивидуальное выражение, и поэтому требуют индивидуальной диагностики.
Из этого следует, что нельзя механически соотносить определенные терапевтические методы с определенными нарушениями или ригидными образцами поведения у клиента. Многие люди нуждаются в подобных четких соответствиях или параллелях, чтобы чувствовать себя надежно и уверенно. Немало книг по психотерапии предлагают подобные однозначные соответствия между проблемами клиента и технологиями их решения, а иногда даже обязывают терапевтов следовать только им.
И все же, я считаю, любое проведение подобной однозначной связи мешает терапевту воспринимать клиента как неповторимую индивидуальность и препятствует творческому течению терапевтического процесса.
Представляя различные методики, я руководствуюсь прежде всего своим собственным терапевтическим опытом, и всегда буду отмечать, в каких проблемных областях и при каких нарушениях конкретная методика может наиболее успешно применяться, но по вышеупомянутым причинам никогда не буду проводить соответствия между конкретными нарушениями и методиками.
Мы, терапевты, должны взять на себя труд устанавливать неповторимый живой контакт с каждым клиентом. Поэтому не Введение стоит хитрить с самим собой, подглядывая в книгу рецептов удобства ради или из страха перед тем, что может вызвать в нас самих этот живой контакт.
В этой книге я не ставлю перед собой цель основать новое направление или умалить достоинство других направлений, подвергая сомнению их основы, как это, к сожалению, делается во многих публикациях. Эти основы могут быть разными, и о них можно и нужно спорить.
Я считаю, что на терапевтическом поле есть место для разных цветов. Выводы о смысле или бессмысленности терапевтических методов могут делать только клиенты. И именно они, клиенты, учат меня, терапевта, быть скромным. Они показывают мне, что у терапевтов больше вопросов, чем ответов. Они ставят меня перед необходимостью находиться в постоянном поиске.
Большинство терапевтов работают на основе определенных гипотез и допущений и применяют в работе самые разные методы и техники. Также работаю и я.
Свой первый терапевтический опыт я получил, работая в русле гештальт-терапии, и именно гештальт-терапия своими основополагающими понятиями, такими как здесь и сейчас, контакт и эксперимент, определяла и определяет до сих пор мою профессиональную деятельность. И все же для меня решающим фактором в выборе методики приемов работы служат не рамки той или иной теории, асами клиенты, а также терапевтические отношения и фазы их развития.
Иногда случается так, что для конкретного случая терапии никакая из известных мне техник не подходит, и тогда я, исходя из ситуации, создаю какую-нибудь новую технику или варьирую старую. О таких методиках в основном и идет речь в этой книге. Они прошли проверку и оправдали себя в процессе моей практической работы. Вот уже несколько летя с удовольствием передаю их ученикам в Мастерской будущего. Многие из моих коллег, прошедшие профессиональное психотерапевтическое обучение в нашей Мастерской, с успехом применяют эти методики в собственной практике.
«Новыми» методиками я называю такие, о систематическом применении которых другими психотерапевтами мне до сих пор не было известно и о которых я ничего не смог найти в литературе. Если я что-то проглядел, прошу меня простить. Я знаю, что многие психотерапевты работают с клиентами очень творчески,
Психотерапия как искусство
11
так что с большой вероятностью может оказаться, что их и мои методики во многом могут совпадать.
В этой книге я не ставлю задачи подчеркнуть оригинальность той или иной новой терапевтической техники. Мне важно, чтобы то, что разработано мною, могло не только передаваться моим ученикам на практических занятиях в нашей Мастерской будущего, но и, благодаря этой книге, стать доступным более широкому кругу моих коллег. Вот так не больше, но и не меньше.
Представленные в этой книге приемы работы отличаются, как правило, большой простотой - нет ничего сложного для их понимания или запоминания, для их проведения от терапевтов не требуется больших затратили посвящения в профессиональные тайны».
В большинстве случаев использование этих методик кажется клиентам само собой разумеющимся. Я взял себе заправило всегда объяснять клиентам смысл используемых на сессиях приемов работы и связанные сними мои намерения и планы.
Я не хочу быть «чародеем-волшебником», я хочу обращаться с клиентами, уважая их, и принимать их потребность понимать, что происходит в терапии и почему. Поэтому так важно употреблять понятные клиенту слова и не прибегать к латинской, греческой или американской напыщенной терминологии. Поэтому я говорю о превращении, а не о метаморфозе, говорю о смене точки зрения, а не о «рефрейминге».
И в моей терапевтической практике я постоянно учусь сводить на нет в своей речи употребление терминологической мишуры и разговаривать с клиентом, используя слова, соответствующие его запросами находящие отклик в его личности.
В этом, намой взгляд, заключается искусство психотерапии, о котором уже шла речь.
Есть несколько основополагающих принципов, которые для меня особенно существенны и которые, несомненно, находят отражение в методиках или в особенностях их проведения. В теоретической главе книги я освещу их подробнее. Вот самые главные из этих принципов. Как правило, люди приходят на терапию, когда не могут самостоятельно справиться со своими жесткими моделями — так называемыми ригидными паттернами - в поведении, чувствовании, мышлении, когда эти их привычные, ставшие стереотипны Введение ми способы реагирования начинают мешать им жить и даже заставляют страдать.
Прежде всего мне как терапевту важно запустить процесс по изменению, расшатыванию подобного стереотипа и сопровождать клиента в процессе этого изменения.
При этом предлагаемые мною психотерапевтические методики и приемы помогают клиенту выразить содержание его бессознательного, изменить его точки зрения, опробовать новые позиции и подходы и т.д. Преобразование содержания бессознательного, создание условий для выведения его вовне, оформление его во внешний образ при помощи изобразительных средств - очень важный момент. Носам по себе он не всегда способен исцелить. Поэтому я особенно ценю и люблю методики и приемы работы, когда клиент, оформляя свои состояния и чувства при помощи изобразительных средств, начинает активно формировать и проживать происходящие в нем изменения (это относится, например, к таким техникам, как «Картины-превращения», "The Next Gene- ration", «Книга-спутник», «Картины-мазилки»).
2. Иногда психотерапия ограничивается тем, что клиент создает некий образа потом терапевт и клиент об этом беседуют. По мнению многих клиентов и терапевтов, настоящая терапевтическая работа происходит уже после изобразительной работы.
Подобную узколобость я никогда не мог принять. Такая позиция не использует в полной мере терапевтические возможности изобразительного процесса.
Психотерапия и творчество как процессы имеют много общего о чем я расскажу во второй части книги. Уже в самом ходе создания образов человек открывает для себя целый веер возможностей самостоятельно расширять границы восприятия и осозна- вания, пробовать новые способы поведения. Тем самым психотерапия и творчество направляют человека на путь исцеления.
Само собой разумеется, что беседа с клиентом в то время, когда он порождает и созидает образы - важная часть терапевтического процесса, но - только часть. Водной из глав я опишу приемы, которые помогают перейти от работы с изобразительными материалами к беседе. Я надеюсь, что многие описанные здесь методики будут подтверждением того, что применяемая нами психотерапия дает клиентам нечто большее, чем возможность создавать образы, которые потом будут использоваться лишь как материал для разговорной терапии.
Психотерапия как искусство 13
В такой же степени узколобо и односторонне - делать акцент только на целительную силу рисования или какого-либо другого созидательного процесса. Может быть, для инициации изменения некоторым людям и достаточно только рисования, лепки или другого способа самовыражения, однако большинству людей все же необходимо общение, обмен мнениями с другими, живой контакт и поддерживающее сопровождение.
Сердцевина любой терапии - отношения между клиентом и терапевтом. Терапия происходит и развивается в живом контакте, в межличностном взаимодействии. Это относится также и к нашему подходу к психотерапии, обращенному к творчеству и опирающемуся на креативность терапевтов и клиентов.
Некоторые методики уже изначально несут в себе взаимодействие, что облегчает вхождение в контакт непосредственно вовремя процесса создания образа, будь то контакт между терапевтом и клиентом (описанный мною ниже как воплощающий диалог) или между членами группы (например, методики Картины, сопровождаемые пением или Картины из песка. Мы, терапевты, нужны клиентам в трех ипостасях: как питающие, дающие подпитку, как отражающие, дающие обратную связь, как визави,
собеседники.
В какой пище клиент нуждается, какие отражения он может принять, какого рода визави благотворны и живительны для него - это знает только сам клиент, и только он может быть последней инстанцией в принятии решений.
Максимум того, что мы, терапевты, на основании нашей профессиональной и личной способности к вчувствованию в клиента можем сделать, - это в подходящий момент занять нужную, правильную роль. Под нужной ролью я понимаю ту, которую можно назвать исцеляющей и изменяющей застывшие, мешающие адаптивному поведению схемы и стереотипы клиента. О том, соответствовала ли эта наша роль потребностям клиента, может, в конечном счете, сказать только сам клиент. Основная установка, которой руководствуюсь я и мои коллеги, может быть сформулирована как уважение компетентности клиента и обращение к ней.
И сущности, клиенты знают о себе все, даже если вначале они не отдают себе в этом отчета Введение Мы, терапевты, используя все наши знания и способности, можем лишь сопровождать и поддерживать своих клиентов в процессе изменения, подчеркивая их компетентность и обнаруживая те ловушки, которые они сами себе ставят.
Основная терапевтическая установка на компетентность клиента состоит в том, что я (терапевт) не могу быть экспертом в жизни клиента я отклоняю любые формы толкования и трактовки и вместо этого использую те методики и техники работы, которые поддерживают клиента в том, чтобы он сам интерпретировал созданные им образы и при этом открывали развивал свои собственные истолкования.
Такая позиция не исключает возможности того, что я делюсь с клиентом своими собственными внутренними образами или ассоциациями по поводу его рисунка, скульптуры и т.п. Предоставлять подобную информацию в распоряжение клиента - существенная составная часть наших с ним терапевтических отношений. Ноя преподношу клиенту эти образы, идеи и мысли четко и недвусмысленно, делая акцент на том, что они мои личные, и всегда оставляю за клиентом выбор принять их или отвергнуть.
Следовательно - и здесь моя позиция совершенно определенная- для меня не существует рази навсегда принятых толкований значения различных цветов, символов, движений и т.п.
Клиенты научили меня видеть, насколько индивидуальным может быть, например, значение какого-либо цвета один и тот же красный цвет может означать для одного человека гнев, для другого- зависть, для третьего - глубокое оскорбление, а для четвертого, наоборот, символизировать радостное ощущение полноты жизни. Я работаю в русле гуманистической психологии и рассматриваю человека как целостность. Для обозначения этой целостности и существуют различные понятия и термины. Я использую понятие "Leib" из феноменологической философии и интегративной психотерапии. Из модели целостного человека следует, что при работе с людьми в любом терапевтическом подходе важны и существенны взаимосвязи между телесными ощущениями, чувствами и мыслями, а также социальными взаимоотношениями.
Описанные в этой книге методики отвечают этой модели. При этом одни (как, например, «Картины-отношения») направле-
Психотерапия как искусство
15
ны прежде всего на социальные контакты, другие (как Звезда чувств) делают акцент на чувства, а третьи (как методика «Ман- дала Моего Тела) служат проводником между внутренними телесными процессами и внешними изобразительными.
Применяя любую методику или технику, важно, чтобы всегда все эти взаимосвязи оставались в поле зрения и поочередно становились то фигурой, то фоном терапевтического процесса.
И еще одно замечание все способы работы, описанные в этой книге, могут применяться как в области психотерапии, таки в социальной работе.
Я также надеюсь, что описанными мною методиками будут пользоваться в своей практике терапевты самых разных направ- лений.
В тексте книги чаще всего я использую слово клиент, так как и не провожу различий между клиентами и пациентами. Как правило, мыс клиентами на вы, но если я знаком с клиентом по работе с группой или по другому взаимодействию, где привычнее обращение на ты, то и вовремя терапии мы на «ты».
Я благодарен всем, кто участвовал в процессе создания книги- прежде всего моим коллегами моей жене Габриэле, в лице которой я нашел не только спутницу жизни, но и товарища пора- боте и профессиональному росту.
Габриэла вместе со мной на протяжении нескольких лет создавала новые методики и участвовала в их апробации. Некоторые примеры этой книги взяты из ее самостоятельной терапевтической практики.
Я благодарю ее и моих коллег Мартина Ленца, Хайке Шпар- мани Монику Цвек-Ленске, Франка Фрика за работу над проектом текста и за их замечания и предложения по его улучшению.
Я обязан также госпоже Добельман за неутомимую помощь в печатании текста, а также своим клиентами студентам, которые предоставили мне свои картины, скульптуры и тексты.
Спасибо клиентами участникам образовательных программ за их готовность включиться в работу по представленным в книге методиками, замужество проводить эксперименты и за их поддерживающую обратную связь.
Всем терапевтами клиентам, держащим в руках эту книгу, я желаю увлекательного чтения, полного открытий, сюрпризов и раздумий. Часть Из практики - для практики

, Глава Воплощающий диалог
Любая терапия - это диалог диалог слов, взглядов, мимики, жестов и движений, диалог материалов-посредников, используемых вовремя терапии, диалог голосов и диалог настроений.
Существенное содержание любого терапевтического процесса и любого терапевтического опыта заключается не только в том, чтобы люди что-то о себе узнавали и что-то для себя открывали, но также ив том, чтобы они в этом процессе учились идти на контакт с другими и находиться в этом живом непосредственном контакте.
Многие нарушения и проблемы, побуждающие людей обратиться к помощи психотерапевтов (или социальных работников это проблемы контакта и общения. Проблема может быть в том, что человека беспокоит в себе нечто такое, что описать слонами невозможно или очень трудно. Часто такие люди ив общении с другими ощущают, что для полноценного контакта им недостаточно только уровня слов.
Проблема может заключаться ив том, что человек снова и снова повторяет одни и те же образцы, схемы поведения и взаимодействия, и не может найти выход из этих, так мешающих ему ригидных моделей.
Если в диалоге клиента и терапевта используется не только и не столько вербальный языка скорее опосредованный язык (то есть коммуникация, общение происходит посредством таких материалов, как краски, газетная бумага, ткань, дерево, глина, пластилин и т.д.), то такой диалог на языке материалов-посредников, на языке творчества я называю воплощающим диалогом.
Такой диалог может открывать клиентам новые пути для общения и для развития их коммуникативных способностей, позволяет им испытать, опробовать наделе новые возможности самовыражения, восприятия и обмена информацией и тем самым может
Глава I. Воплощающий диалог
19
стимулировать рост их внутренних сил, необходимых для построения и поддержания общения.
Здесь я хочу еще раз пояснить, что под воплощающим диалогом я понимаю нету ситуацию, когда клиенты, задействовав свои творческие силы, сначала что-то создают, а уже затем терапевты обсуждают сними то, что получилось.
Воплощающий диалог для меня - это процесс, вовремя которого между терапевтом и клиентом происходит непосредственное общение при помощи изобразительных или других выразительных средств.
Диалог могут сопровождать слова, звуки или движения, но он может быть и бессловесными ограничиваться только работой с изобразительным материалом.
Какую форму диалога я выберу и какой материал - это непринципиально мой выбор зависит от конкретного предыдущего опыта и потребностей клиента, а также от постановки темы.
Я часто работаю в русле творческого воплощающего диалога, так как считаю, что он предоставляет прекрасное пространство для экспериментирования и осознавания. В таком диалоге становится более отчетливым то, что происходит между двумя людьми, проясняется, что в данный момент возможно, а что - нет, становится понятным, где диалог открыта где он застопорился и т.п.
Ригидные модели общения и важные для клиента темы становятся доступны переживанию и наблюдению.
В таком диалоге терапевт - действуя в роли Другого, в роли визави - вступает в непосредственный контакт с клиентом. (Многие терапевты открещиваются от такого непосредственного контакта, опасаясь потерять так называемую профессиональную дистанцию При пристальном рассмотрении воплощающий диалог - всего лишь особая форма того, что мы как терапевты так или иначе делаем. Мы находимся в диалоге с клиентом, в состоянии обмена какими-то содержаниями, информацией, мы включены в этот диалог интеллектуально, телесно и эмоционально - и одновременно мы как бы со стороны (или с высоты птичьего полета) наблюдаем затем, что делаем мы и что делает клиент.
Терапевту особенно важно помнить о том, что в процессе воплощающего диалога клиенту становится видимым его, терапевта, собственный стиль общения, его способ коммуникации Часть I. Из практики - для практики клиент получает возможность вникнуть в эту модель коммуникации, разобраться в ней, а иногда и поспорить с ней.
Кроме того, и терапевт со своей стороны в таком диалоге часто узнает клиента более непосредственно, чем просто в беседе. Я как терапевт сам участвую в этом диалоге телом, разумом и эмоциями, включаюсь в него своими внутренними образами, представлениями и воображением, и все это реализую в непосредственных диалогических действиях, например, глиной или красками.
Эти двусторонние непосредственные отношения между терапевтом и клиентом часто содержат в себе указания на новые возможности, на выходы из коммуникативных тупиков. Как показывает мой опыт, воплощающий диалог - очень хорошая возможность обогатить контакт между терапевтом и клиентом (а тем самым также между клиентом и другими его партнерами по общению, продвигать и поддерживать терапевтический процесс.
Воплощающий диалог используют в работе творческие психотерапевты самых разных направлений. Станет ли он их постоянным рабочим инструментом, зависит прежде всего от особенностей терапевтических отношений насколько открыто ищется и строится контакт с клиентом.
Некоторые психотерапевтические техники, прибегающие к помощи изоматериалов (как, например, Взаимодействие красок, требуют исполнения точных инструкций или правил. Я отказываюсь от универсальных правили исхожу из принципа всегда согласовывать правила с особенностями ситуации и потребностями, которые вытекают из работы с конкретным клиентом».
Ниже я приведу несколько примеров, наглядно показывающих наиболее часто встречающиеся варианты воплощающего диалога. Каждый пример делает акцент на одной из граней такого диалога, выделяя его определенную особенность.
Подпитывающий диалог
Клиентка В. очень робка и нерешительна. У нее серьезные проблемы со сном, она часто чувствует себя не в своей тарелке и считает, что с ней «что-то происходит не так. Женщина очень хочет иметь больше контактов с другими людьми, хочет раскрыть спои творческие силы и развить их Раньше я с удовольствием рисовала, но это было так давно».
Глава I. Воплощающий диалог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

перейти в каталог файлов
связь с админом