Главная страница

Лекция 8. Культура республиканского Рима. Лекция Религия и культура республиканского Рима Вопросы лекции Особенности религиозной жизни


Скачать 75,13 Kb.
НазваниеЛекция Религия и культура республиканского Рима Вопросы лекции Особенности религиозной жизни
АнкорЛекция 8. Культура республиканского Рима.docx
Дата07.10.2017
Размер75,13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 8. Культура республиканского Рима.docx
ТипЛекция
#41168
Каталогid182820178

С этим файлом связано 44 файл(ов). Среди них: Толстой Лев. Исповедь.doc, Ernst_Yunger_-_Mir.pdf, Толстой Лев. Исповедь.doc, Nastavlenie_dlya_inzhenernykh_voysk_Polevaya_fortifikatsia_PF-43 и ещё 34 файл(а).
Показать все связанные файлы

История Древнего Рима

Тема вторая. Римская республика.
Лекция 8. Религия и культура республиканского Рима

Вопросы лекции:

1. Особенности религиозной жизни.

2. Культура Ранней республики.

3. Культурные успехи Рима в эпоху великих завоеваний.

4. Римская культура конца республики.

I. Особенности религиозной жизни.

Важнейшей особенностью духовной жизни римлян была их способность воспринимать религиозные представления других народов. В начальный период истории Рима под сильнейшим влиянием этрусков сформировалась т.н. «религия Нумы». С V века до н.э. начинается мощное воздействие греческой религии. В итоге она приобрела гораздо большую популярность, чем какая-либо другая из иноземных.

Прежде всего римляне попали под влияние греческих оракулов. Язык римских богов был очень скуп и фактически ограничивался словами «да» и «нет». Греческие боги через оракулов говорили гораздо больше и давали советы, которым римляне охотно внимали. Они высоко ценили пророчества кумской Сивиллы, жрицы Аполлона. Для их объяснения в начале IV века до н.э. была учреждена коллегия дуумвировов или священнодействий из двух жрецов. По своему рангу она уступала только коллегиям авгуров и понтификов.

Достаточно рано римляне стали обращаться к знаменитому Дельфийскому оракулу Аполлона. Под влиянием эллинских мифов появляются сказания об Энее, устанавливающем родство римлян с греками, о Геракле - Геркулесе и другие. Постепенно происходило отождествление богов римского и греческого пантеонов. При этом римские божества постепенно теряли свой первоначальный характер. Они приобретали антропоморфный вид и наделялись индивидуальными чертами. Список наиболее значимых римских божеств, с указанием их греческих эквивалентов, выглядит следующим образом:
Божества света и неба

Юпитер - верховный бог неба, отец богов и людей, охранитель мирового порядка (греческий Зевс).

Юнона - царица неба, сестра и супруга Юпитера, покровительница брака и материнства (греческая Гера).

Диана — богиня Луны, покровительница растительной жизни в лесах и на полях, а также охоты (греческая Артемида).

Минерва - дочь Юпитера, богиня мудрости, покровительница наук и искусств (греческая Афина).

Янус - древнее италийское божество, почитаемое первоначально как бог света, небесный привратник, утром открывавший, а вечером закрывавший врата неба, позднее - как бог всякого начала, а также входа и выхода (греческого аналога не имеет).
Боги общественной жизни

Веста - древняя италийская богиня очага, охранительница домашней, семейной и государственной жизни (греческая Гестия).

Вулкан - бог огненной стихии, впоследствии почитавшийся как покровитель кузнечного дела (греческий Гефест).

Меркурий - бог торговли и всякого промысла, воплощение ума, ловкости и изворотливости (греческий Гермес).
Боги природы и сельской жизни

Сатурн - древнее италийское божество посева и жатвы, довольства и благосостояния (в позднейшее время отождествлялся с греческим Кроносом).

Венера - богиня весны, пробуждающейся природы, любви и красоты (греческая Афродита).

Либер - покровитель виноделия, позднее отождествлялся с греческим Вакхом (Дионисом).

Либера или Прозерпина – супруга Либера (греческая Персефона).

Марс - первоначально бог весны и земледелия, впоследствии бог войны, отождествляемый с греческим Аресом

Фавн - древнее италийское божество, охранитель лесов и защитник стад от волков (греческий Пан).

Церера - богиня растительности, земледелия и хлеба (греческая Деметра).
Божества вод

Нептун — бог морей (греческий Посейдон).

Нимфы — божества рек и источников, сходные с греческими божествами того же названия.

Камены - речные нимфы, сообщающие людям вдохновение и прорицание, впоследствии отождествлялись с греческими Музами.
Боги смерти и преисподней

Плутон - главное божество подземного мира, властитель царства мертвых (греческий Аид).

Орк - бог разрушения и смерти, увлекающий свою жертву в подземное царство и держащий ее там в плену (отождествлялся с Плутоном).
Чрезвычайно популярными были чисто римские божества:

Гении - духи человека или народа, города, государства, податели и хранители жизни;

Пенаты - покровители семьи;

Лары - покровители дома;

Маны - добрые духи, души умерших, пребывавшие в подземном мире, но являвшиеся время от времени на землю и наблюдавшие за жизнью живых.
В римский пантеон вошли греческие божества, не имевшие прямых италийских аналогов:

Аполлон - греческий бог, почитавшийся как защитник блага и порядка, покровитель предсказаний и оракулов, поэзии, музыки и пения, позднее ставший богом солнечного света и в этом качестве прозванный Фебом (Светлым), отождествленным с Гелиосом.

Геракл (греческий Геркулес) - знаменитый герой, за свои подвиги удостоенный бессмертия и причисленный к сонму богов.

Диоскуры, братья-близнецы Кастор и Поллукс, сыновья Зевса и Леды - покровители в битвах и на море. Кастор славился как укротитель коней, а Поллукс как кулачный боец.

Эскулап (латинская форма для греческого «Асклепий») - сын Аполлона, бог врачевания.
У римлян вошло в обычай переселять богов побежденных в Рим, чтобы заслужить их расположение и уберечься от их гнева. В качестве примера можно привести обряд зазывания карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: «Богиня ты или бог, который простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры».
Из восточных божеств наибольшую популярность обрели:

Кибела - Великая матерь богов (Magna mater deorum), фригийская богиня земли и плодоносящего начала. Во время войны с Ганнибалом в Рим привезли её изваяние. Богине построили храм на Палатине и вскоре учредили игры в её честь. В 204 году до н.э. был официально введён культ Кибелы. Это был первый случай официального признания в Риме восточных божеств.

К концу Республики распространилось почитание египетских богов Исиды, Осириса и Сераписа, а также персидского солнечного бога Митры.

Иноземные верования с такой быстротой начали распространяться в Италии, что сенату пришлось принять суровые меры против тех из них, которые слишком резко противоречили древним нравам. Так, например, в 186 году до н.э. сенат издал специальное постановление против культа Диониса. Около 7 тысяч человек попали под суд на основании этого постановления и многие были приговорены к смертной казни. Спустя некоторое время было наказано ещё 3 тысячи участников вакханалий.
II. Культура Ранней республики.
Устное народное творчество

До нас не дошли примеры жанров устного народного творчества от царского и раннереспубликанского периодов. Но об их существовании известно из различных источников. Так, например, известно, что существовали застольные песни. На пирах под аккомпанемент музыкальных инструмен­тов, главным образом флейты, воспевали деяния великих мужей. На похоронах исполнялись погребальные песни, в которых оплакивался покойный, восхвалялись его заслуги.

Распространены были фесценнины - шутливые хоровые песни, сопровождавшиеся плясками. Их распевали при уборке урожая. Римская традиция связывает фесценнины с Этрурией, производя их на­звание от города Фесценнии. У Тита Ливия есть рассказ о том, как в 364 году до н.э. римляне, страдая от эпидемии и желая умилос­тивить богов, пригласили этрусских актеров. Те разыграли представление, состоявшее из пляски под флейту.

Римской молодежи якобы так понрави­лось зрелище, что она стала ему подражать, прибавив к пляскам шут­ливые стихи. В итоге этот жанр народного творчества закрепился на римской почве. К фесценнинам можно отнести также свадебные и солдатские песни. В последних воины, следовавшие за полководцем во время триумфального шествия, прославляли его подвиги и в то же время подшучи­вали над ним.

Римские народные поговорки нашли отражение в немно­гочисленных пословицах и изречениях, сохраненных в литературе. Народные верования проявились в заговорах против болезней. Некоторые из них приводят римские писатели. Так, например, чтобы избавиться от подагры, нужно было, по свидетельству Марка Теренция Варрона, до еды подумать о ком-нибудь, трижды девять раз дотронуться до зем­ли и плюнуть, а затем сказать: «Я думаю о тебе, вылечи мои ноги. Земля, возьми болезнь, а здоровье оставь здесь».
Зарождение литературы

Еще в царскую эпоху римляне заимствовали от греков Южной Италии алфавит. Наличие письменности сделало возможным запись сакральных текстов («Записки понтификов»), правовых документов («Законы XII таблиц»), международных договоров (с Карфагеном, латинами и другие). Складывалась основа для появления собственно литературного творчества.

Первым римским писателем считается Аппий Клавдий Цек («Слепой», ок. 340-273 гг. до н. э.). Этот выдающийся государственный деятель впервые начал литературно обрабатывать свои речи. Сохранилась его знаменитая речь против Пирра. Аппий Клавдий первый составил сборник сентенций (крылатых выражений поучительного содержания) на латинском языке. Наиболее известное из них - «Faber suae quisque fortunae» («Каждый сам кузнец своей судьбы»). Помимо этого, ему принадлежит идея модернизации латинского языка, в частности некоторые изменения в орфографии. В правописании отдельных слов Аппий Клавдий заменил букву s буквой r. Это приблизило латынь к более изящному и ясному выговору.

Возникновение театра

Как и в Греции, театр возник из праздничных игр по случаю сбора урожая. Хоровое пение и танцы сопровождались элементами шутливого драматического действия. С III века до н.э. развитие римского театра шло под сильным влиянием греческого. Пережитки древних карнавалов сохранились в ежегодном римском празднике Сатурналий, посвященном богу посева Сатурну. Праздник, длившийся семь дней, сопровождался необузданным весельем, пьянством, обжорством, сексуально распущенностью. Рабы «освобождались» на один день, в который сидели за столом, а господа им прислуживали в знак того, что в «золотом веке Сатурна» не было никаких различий между людьми.

Сохранился еще один жанр народного театра - ателланы, получивший свое имя от городка Ателлы в Кампании. Это были небольшие представления, напоминавшие греческие мимы и разыгрывавшиеся городскими ремесленниками. Они были очень несложны, переполнены грубыми остротами и шутками, исполнялись экспромтом, без заранее написанного текста. Позже, со времени Суллы ателланы получили литературную обработку. Их постоянными персонажами были Папп - старый скряга, которого все надувают, Доссен - горбатый шарлатан и плут, хитрый и пронырливый Макк, и назойливый болтун, и подхалим Буккон.

Зодчество

Римляне были исключительно практичным народом, добивавшимся вершин в тех сферах, которые считали необходимыми. Они построили мощное государство, наиболее совершенное в Древнем мире. Римское право до сих пор считается образцовым. Римляне довели военное дело до высоты, какой еще не знал Древний мир. Крепостные стены, храмы, дворцы, сады, амфитеатры, триумфальные арки, термы, дороги, мосты, водопроводы создавали максимум удобств для народа.

Строительная деятельность во всем своем блеске развернулась в конце Республики и особенно при Империи. Однако и в ранний период римское зодчество обнаруживало признаки своего будущего величия. Остатки древнейших крепостных стен Рима, которые в своей массе датируются IV веком до н.э., поражают своей мощью. Оборонительная система города была построена на комбинации земляного вала, рва и каменной стены. Последняя была сложена из массивных блоков туфа, обтесанных в форме прямоугольников.

В других частях Италии сохранились остатки более древней кладки стен - так называемой циклопической. Огромные глыбы камня неправильной формы строители клали друг на друга. Промежутки между ними заполнялись мелкими камнями и глиной. На смену циклопической кладке явилась более совершенная – полигональная. Каменные блоки обтесывались в форме многоугольников и плотно пригонялись друг к другу. Дальнейшим развитием стала квадровая система кладки в виде прямоугольных блоков. Две последние системы часто встречались одновременно.

Римская архитектура довела до полного развития арочную систему, заимствованную у этрусков. В древнейших сооружениях Рима, например, в так называемом Туллиане - подземной части Мамертинской тюрьмы, арка имеет еще примитивный характер. Ее образовали выступающими друг над другом ряды камней («ложный свод»). В дальнейшем арка совершенствуется. В постройках IV века до н.э. уже налицо настоящий каменный свод, состоящий из клинообразных камней с верхним, так называемым ключевым клином.

Этрусское влияние сказалось на архитектуре римских культовых сооружений. Этрусский храм отличался от греческого. Он имел почти квадратную форму, глубокий портик с несколькими рядами широко расставленных колонн и помещение собственно храма, разделенное стенами на три части. По такому плану был построен знаменитый храм на Капитолии, посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве и законченный по преданию в 509 году до н.э. Такого же типа были и другие римские храмы ранней эпохи.

Со второй половины IV века до н.э. в римском храмовом строительстве все сильнее начинает проявляться греческое влияние. Храм вытягивается в длину, расстояние между колоннами портика уменьшается. Наряду с прямоугольными храмами в Риме возводились круглые святилища - храмы Пенатов, Весты и другие. Этот тип принято выводить из древнейшей формы италийского жилища - круглой или овальной хижины.

Сельский жилой дом (domus) у зажиточных людей состоял из продолговатой четырехугольной одноэтажной постройки. Посреди нее находилась большая общая комната – атрий (лат. atrium), служившая центром семейной жизни. В середине ее был очаг для отопления и приготовления пищи, дым которого уходил в отверстие в потолке (комплювий). В полу под отверстием было сделано углубление для стока и хранения дождевой воды (имплювий). Освещался атрий через комплювий.

В атрии стоял жертвенник, у которого совершались молитвы домашним богам. Здесь приготовляли и съедали пищу, производили домашние работы, принимали гостей и т. п. Вокруг атрия располагались спальни и другие помещения. К дому примыкал сад, огород и двор со служебными постройками.

Из этого сельского дома в первые столетия Республики развился городской дом, более сложный. Он состоял из трех главных частей - атрия, таблиния и перистиля. Атрий превратился теперь в парадный приемный зал, куда входили с улицы через вестибюль и переднюю (остий). За атрием следовал кабинет хозяина - таблиний. По сторонам его шел небольшой коридор, через который проходили из атрия в перистиль. Последний представлял внутренний открытый двор, окруженный колоннадой. Посередине перистиля часто находился садик с бассейном, по сторонам - жилые и рабочие комнаты: спальни, столовая (триклиний), кухня, баня, помещения для прислуги, кладовые и прочее.

Городской богатый дом часто бывал двух - и трехэтажным. Часто возводилась экседра - пристройка либо отдельное сооружение, вдоль стены которой непрерывным рядом шли каменные скамьи с высокими спинками. Она служила для разговоров, чтения лекций, дискуссий.

Со второй половины IV века до н.э. под греческим влиянием меняется быт зажиточных римлян. Стал распространяться греческий язык. Появляются обычаи возлежать за столом во время еды, стричь коротко волосы и брить бороду. В начале III века до н.э. у римской знати появляется серебряная посуда.
Изобразительное искусство.

Немногочисленные данные о развитии в Ранней республике скульптуры и живописи свидетельствуют об этрусско-греческом влиянии. Этрусским мастером из Вей были изготовлены глиняные статуи Капитолийского храма. Глиняные рельефы и украшения его создали в этрусском стиле два греческих мастера. В этрусско-греческом стиле были выполнены и фрески. На развитие римского индивидуального портрета повлиял этрусский обычай снимать с умерших восковые маски. Они хранились в таблинии римского дома и выносились из дома во время торжественных празднеств. Чем больше было таких масок, тем знатнее считался род.

Бронзовые статуи в раннюю эпоху отливались, как правило, этрусскими мастерами, а начиная со II века до н. э. - греческими скульпторами. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V века до н. э. С IV века до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились установить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II веке до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было принято решение, по которому многие из них были сняты.
III. Культурные успехи Рима в эпоху великих завоеваний
Усиление греческого влияния

Со времени войны с Пирром и особенно с эпохи Пунических войн греческое влияние становится решающим для развития культуры Рима. Оно проникало самыми разнообразными путями. Римляне вступали с греками в военные, дипломатические и деловые отношения. Они собственными глазами наблюдали изысканный быт богатых греков Южной Италии, Сицилии и Греции. Сокровища греческого искусства были массами вывезены в Италию в результате ограбления Сиракуз, Коринфа и других городов. В 167 году до н.э. Эмилий Павел привез в Рим прекрасную библиотеку царя Персея.

Греки во множестве начинают появляться в римском обществе в качестве рабов, заложников и дипломатических представителей. Актеры и переводчики пьес знакомили римлян с греческим театром. В Риме учителя, доктора, музыканты и другие представители «свободных профессий» почти без исключения были греками. Такие высококультурные люди, как историк Полибий или философ-стоик Посидоний, оказывали огромное влияние на римскую знать.

Знакомство с греческим языком было довольно широко распространено среди нобилитета уже в начале III века до н.э. В 282 году римский посол Постумий объяснялся с гражданами Тарента по-гречески. В 280 году до н.э. посол Пирра Киней говорил в сенате без переводчика. Старшие анналисты Фабий Пиктор и Цинций Алимент писали свои произведения на греческом языке. Марк Порций Катон, глубоко презиравший современных ему греков, изучал труды Фукидида и Демосфена.

Быстрый процесс эллинизации римского быта и культуры шел во II веке до н.э. Сципион Африканский и его единомышленники были страстными поклонниками греческой культуры. Луций Корнелий Сципион, когда ему воздвигли статую на Капитолии за победу над Антиохом, пожелал, чтобы его изобразили в греческом одеянии. Авл Постумий Альбин, член комиссии, которой было поручено устройство Греции как провинции, написал римскую историю на греческом языке.

Поэзия и театр.

Ливий Андроник (около 284-204 гг.) считается первым римским поэтом. Он был греком из Тарента, попавшим в плен к римлянам и обращенным в рабство. Хозяин, Марк Ливий, отпустил его на волю, дав родовое имя Ливиев. Главным занятием Андроника было обучение греческому и латинскому языку детей Марка Ливия и других богатых людей. Помимо этого, он был актером и писателем.

В своей педагогической деятельности Ливий Андроник натолкнулся на весьма существенное затруднение. В Риме отсутствовали книги, по которым можно было бы преподавать латинский язык, кроме устаревшего текста «Законов XII таблиц». Это заставило Андроника перевести на латынь «Одиссею». Перевод не отличался литературными достоинствами, но вплоть до Ранней империи оставался главным школьным пособием.

В 240 году до н.э. на Римских играх, празднике в честь капитолийской триады (Юпитер, Юнона и Минерва), эдилы решили впервые поставить настоящее театральное представление. Ливию Андронику было поручено приспособить для этой цели греческую трагедию и комедию. Так греческий театр был перенесен на римскую почву.

Из трагиков Андроник переводил и переделывал главным образом Эврипида, из комедиографов - Менандра и других представителей новоаттической комедии. Он выступал и в качестве лирического поэта. В 207 году до н.э. Андронику был заказан государством гимн в честь Юноны, который исполнялся хором девушек во время религиозной процессии.

Гней Невий (ок. 270-200 гг. до н.э.) в молодости принимал участие в 1-й Пунической войне, которую впоследствии воспел в большой эпической поэме «Bellum Punicum». Это было первое оригинальное эпическое произведение в римской литературе. По примеру Ливия Андроника Невий писал и для сцены. Известно, что он создал пять или шесть трагедий и до 37 комедий.

Сюжеты пьес Невия частью были заимствованными у греческих писателей, частью оригинальными. Он стал создателем римской исторической драмы - претексты. Нам известны названия двух - «Ромул» и «Кластидий». Невий впервые стал употреблять прием объединения двух греческих комедий в одну римскую (так называемая контаминация). Из немногочисленных известных фрагментов произведений видно, что язык их был прост и ясен.

Квинт Энний (239 - 169 гг. до н. э.) родился в Калабрии, где греческие влияния были очень сильны. Это не могло не отразиться на его творчестве, проникнутом эллинистическими мотивами. Эннию принадлежит реформа римского стихосложения - введение греческого гекзаметра. Как и его предшественники, он занимался переделкой греческих комедий. Энний писал трагедии, подражая в них главным образом Эврипиду. По примеру Невия, сочинил претексты - «Сабинянки» и «Амбракия».

Творчество Энния не ограничивалось театром. Он уделял много внимания сатурам. Это название стало прилагаться к новому жанру - стихотворениям различного характера. К ним относили сказки, басни, эпиграммы, пародии, легенды, философские стихотворения и т. п. Среди сатур Энния мы встречаем такие, как «Спор между жизнью и смертью», эпиграммы в честь Сципиона, философские поэмы «Эпихарм» и «Эвгемер».

Тит Макций Плавт (около 254-184 гг. до н.э.), уроженец Умбрии и профессиональный актер. Был чрезвычайно плодовитым писателем, но сочинял только для сцены. Традиция приписывает Плавту около 130 пьес. До нас дошли только 20 полных комедий, в том числе «Хвастливый воин», «Близнецы», «Шкатулка», «Пленники», «Кубышка», «Амфитрион», «Грубиян», «Пуниец» и другие. Как и его предшественники, Плавт занимался переделкой новоаттической комедии. Но в отличие от них, он не столько придерживался греческих образцов, сколько перерабатывал их применительно к римским условиям жизни.

Плавт прекрасно знал сцену и в совершенстве владел тайной драматических эффектов. Ориентируясь главным образом на плебейские массы, он в своих комедиях ставил вопросы, актуальные для нее. Язык комедий Плавта очень богат. Будучи в основе разговорной речью культурных римлян, он был насыщен элементами народного говора с его грубыми остротами, поговорками, ругательствами и т. п. Римский грамматик Элий Стилон, живший во II веке, сказал, что «сами музы пользовались бы языком Плавта, если бы захотели говорить по-латыни».

Публий Теренций Афр (около 195-159 гг. до н.э.) родился в Африке. Мальчиком был привезен в Рим в качестве раба. Получил хорошее греческое образование и впоследствии был отпущен на волю своим хозяином. Из творчества Теренция сохранилось только шесть пьес: «Андрия», «Евнух», «Свекровь», «Братья», «Формион» и «Наказывающий самого себя». Как и Плавт он переделывал греческие комедии с применением контаминации. Исходным материалом служили почти исключительно пьесы Менандра. С точки зрения композиции, языка и психологических характеристик действующих лиц Теренций значительно превзошел своих предшественников. Язык его произведений более изящен и гладок, чем у Плавта.

Оригинальная латинская проза.

Марк Порций Катон (234 - 149 гг. до н. э.) за свою долгую политическую карьеру произнес бесчисленное количество речей. Важнейшие из них под конец своей жизни он литературно обработал и издал. Сохранилось около 80 отрывков этих речей, в большинстве мелких. Они дают возможность составить представление о Катоне как ораторе и писателе. Несмотря на некоторую архаичность его языка, в нем уже есть элемент художественности. Речи Катона характеризуют выразительность, остроумие и находчивость. Он любил прибегать к образам, взятым из действительности, к метким сравнениям, пословицам и поговоркам.

Катон был образцовым семьянином в старом римском духе. Он сам занимался образованием своего сына Марка и написал для этой цели несколько руководств. В совокупности они составили нечто в роде энциклопедии знаний, необходимых для молодого римлянина. Сюда входили материалы по медицине, красноречию, военному делу и юриспруденции. От некоторых из них сохранились незначительные отрывки.

Кроме пособий, предназначенных для домашнего употребления, Катон написал также несколько сочинений для более широкого круга читателей. Сюда относятся специальная работа по военному делу и особенно знаменитое сочинение «О земледелии». Последнее является единственным произведением, которое сохранилось от Катона, и вместе с тем самым древним римским прозаическим сочинением, дошедшим до нас.

Содержание работы Катона шире ее заглавия. В ней автор дает наставления не только по сельскому хозяйству, но и по домоводству, включая правила для изготовления блюд, медицинские рецепты и т. п. Материал мало систематизирован, что объясняется отчасти добавлениями и переделками произведения Катона в позднейшие эпохи, отчасти самим характером книги. Она представляет скорее сборник хозяйственных советов и правил, чем систематическое изложение знаний.

Архитектура

В архитектуре следует отметить строительство крупных общественных сооружений. На левом берегу Тибра, ниже Авентина, в 193 году до н.э. был построен огромный торгово-складской комплекс, получивший греческое название «эмпорий». Сооружение, длиной более 500 метров и шириной 90 метров представляло собой гигантский портик, разделенный на пятьдесят крытых галерей с цилиндрическими сводами.

Позднее к комплексу пристроили еще два почти таких же огромных эмпория. Свое второе название – биржа, или bursa («кожа», «шкура», «кошелек»), он получил от находившегося рядом «Бычьего рынка», на котором торговали, в основном, свежевыделанными бычьими кожами. Здесь же находились гавань для разгрузки торговых кораблей и своего рода «таможня» для сбора «входной» платы - portoria.

В 70-х годах II века до н.э. появляются крытые каменные продовольственные рынки – мацеллумы, пришедшие на смену старым торговым рядам с деревянными лавчонками. Вокруг них группировались таберны (лат. «дощатая хижина», «лачуга») - различные лавки, мастерские, магазины и кабачки. В центре двора обычно находился бассейн с рыбой, часто окруженный колоннами. В Риме начинают воздвигать колоннады и арки, украшенные позолоченными статуями греческого типа. Главные улицы города мостили лавой.

Эллинистический стиль все более вытесняет этрусский. Однако он был переработан римскими зодчими с учетом практических потребностей. Если в греческой архитектурной традиции главной доминантой являлся храм, то в Риме основное внимание уделялось общественным зданиям и инженерным сооружениям. Создание разветвленной системы дорог, мостов, акведуков, амфитеатров и триумфальных арок, терм и базилик, дворцов и вилл требовало не только инженерной мысли, но и новых строительного материалов.

В конце III века до н. э. при постройке дорог начинает применяться исключительно прочный и водоупорный материал - римский бетон. В его состав, кроме извести и щебня, входил вулканический песок, который придавал особую прочность. Применение этого материала позволило не только удешевить постройки и ускорить их возведение, но и создать принципиально новую конструкцию арочно-сводчатых перекрытий для больших помещений. Наряду с бетоном в строительной технике использовались туф, твердый известняк - травертин, кирпич-сырец, а с конца II века до н. э. и обожженный кирпич различных конфигураций.

К концу Республики складываются своеобразные, характерные формы римского зодчества. Появляются типы сооружений, определившие оригинальный характер римской архитектурной традиции. Развитие храмовой архитектуры шло к греческому периптеру (здание, со всех сторон окруженное колоннадой) прямоугольной и круглой формы (храм Весты на Бычьем рынке), а затем к оригинальному римскому псевдопериптеру - зданию с колоннадой по фасаду, а с остальных сторон снабженному только полуколоннами, наполовину выступающими из стены.

Применение ордера в храмовом строительстве определялось по преимуществу интересами декора. В отличие от греков римские зодчие не задумывались над конструктивной логикой ордеров. Сочетание коринфских колонн с дорическим фризом считалось у них вполне дозволенным.

Позднее одним из распространенных типов общественных зданий становится базилика - прямоугольное в плане здание, обычно разделенное внутри на три или пять пролетов (нефов). В противоположном от входа конце находилось возвышение (трибунал), служившее местом для выступления ораторов. Базилика стала неотъемлемой принадлежностью италийского форума. В ней происходили важные встречи, решались городские вопросы и личные проблемы граждан, совершались торговые сделки и велось судопроизводство. Первая базилика в Риме была сооружена Марком Порцием Катоном в 184 году до н.э. на форуме рядом со зданием сената (Порциева базилика).

В эпоху Республики в основных чертах сложился еще один тип сооружений, ставший отличительной чертой римского архитектурного пейзажа. Это общественные бани - термы. Прекрасно сохранившиеся Стабиевы термы в Помпеях (II век до н. э.) дают представление о планировке банных комплексов республиканского периода. Термы начинались с раздевальни - аподитерия, далее шли фригидарий - своеобразный предбанник с холодным бассейном, затем тепидарий, где система подогрева делала воздух теплым, и, наконец, кальдарий - собственно баня, где находилась большая мраморная ванна или бассейн с горячей водой. Позднее в банях появляется парильня - лаконик. Кроме того, на территории банного комплекса находились палестры - залы для гимнастических упражнений, борьбы и спортивных игр, плавательные бассейны и иные помещения для проведения досуга.

В ту же эпоху складываются основные типы зрелищных сооружений - цирки, театры и амфитеатры. Цирки являли собой открытые стадионы овальной формы, предназначенные в основном для состязаний колесниц. Возможно, их прототипом был греческий ипподром. Наиболее древними сооружениями такого типа в Риме были Большой цирк, расположенный в низине между Палатином и Авентином, и цирк Фламиния, сооруженный на Марсовом поле в 221 году до н. э.

Театры появились сравнительно поздно. Первоначально они представляли собой временные сооружения из дерева. Первый каменный театр был построен в Риме только в 55 году до н.э. Это был театр Помпея на Марсовом поле, который стал образцом для всех позднейших сооружений такого рода. Из сохранившихся театральных построек самое раннее - Большой театр в Помпеях (III-II вв. до н. э.). Он был сооружен по греческому образцу на ступенях, врезанных в холм. Площадка для хора - орхестра была правильной окружности. Сцена представляла отдельное здание, за которым находился большой портик, служивший своеобразным фойе.

Совершенно оригинальными римскими сооружениями были амфитеатры. Их строительство было связано с появлением такого специфически римского вида развлечений, как гладиаторские бои и травля диких животных. Амфитеатр представлял собой как бы соединение двух театральных полукружий с ареной в центре. Арена, первоначально круглая, постепенно приобретала форму эллипса.
Скульптура

Особыми успехами в период Республики было отмечено развитие скульптуры. Римляне достигли исключительного мастерства в искусстве портрета. Начало ему было положено традицией посмертных восковых масок. Впоследствии они стали заменяться бюстами. При этом от скульптора требовалось точное воспроизведение черт умершего. В отличие от греков, которые стремились к типизации пластических образов, римские авторы чаще старались достигнуть физиономического сходства, не забывая при этом отразить особенности характера изображаемого лица.

Быт и нравы

Изменения в быту богатых римлян, которые наметились еще в IV веке до н.э., принимают характер настоящей революции. Жилища начинают обставлять с изысканной роскошью, до сих пор чуждой Риму. В домах богатых людей появляются предметы греческого искусства, книги, серебряная посуда, мебель с бронзовой отделкой, ковры и т. п.

Меняется характер обеденного стола, увеличивается количество блюд. Они изготовляются тоньше и вкуснее. Повар-профессионал вытесняет из кухни хозяйку, которая раньше сама с помощью рабынь приготовляла еду для семьи. Кулинарное искусство дифференцируется. Из него выделяется хлебопечение, приготовление пирожных и т. п.

Греческие вина и понтийская рыба получают широкий доступ к римскому столу. В старые времена греки и римляне пили вино, сильно разбавленное водой. Теперь попойки с неумеренным употреблением неразбавленного вина, сопровождаемые игрой и танцами греческих арфисток и танцовщиц, становятся обычным явлением.

Меняется не только домашний, но и общественный быт римлян. Количество праздников и народных увеселений растет, увеличивается их продолжительность. Распространяются театральные зрелища эллинистического типа, о которых говорилось ранее. Однако, несмотря на любовь римского плебса к театру, он по-прежнему предпочитал более грубые зрелища.

Иногда нельзя было закончить спектакля, так как зрители массой уходили из театра смотреть кулачные бои или травлю зверей. В 167 году до н.э. лучшие греческие флейтисты оставили публику совершенно холодной. Тогда эдилы приказали им прекратить игру и вступить между собой в кулачный бой, что вызвало неописуемый восторг зрителей.

Широко распространяются гладиаторские бои и травля зверей. Бои гладиаторов, как пережиток человеческих жертвоприношений в память умершего, появились в Риме под влиянием этрусков. В 264 году до н.э. братья Бруты на похоронах отца впервые устроили бой трех пар гладиаторов на Бычьем рынке. В 216 году до н.э. в Риме сражались уже 22 пары гладиаторов, в 200 году до н.э. - 25 пар, в 183 году до н.э. - 60 пар. В дальнейшем эти цифры все растут. Травля животных развивалась параллельно гладиаторским играм. Первое массовое зрелище такого рода засвидетельствовано в 186 году до н.э., когда в Рим были привезены африканские звери.

Происходили глубокие сдвиги в римских нравах и общественной психологии. Особенно заметно это сказалось на семейной жизни. Устои римской патриархальной семьи начинают расшатываться. Наиболее ярким выражением этого факта явилась женская эмансипация. Римские матроны стремились завоевать право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Закон не давал для этого никаких оснований, и поэтому они начинают прибегать к различным уловкам - фиктивным бракам и т.п. чтобы добиться освобождения от опеки агнатов.

В результате в женских руках скапливаются такие крупные состояния, что в 169 году до н.э. правительство вынуждено было запретить назначать женщин наследницами по завещаниям. Женская эмансипация шла одновременно с ослаблением власти отца семьи. Увеличивалось число разводов, которые в Ранней республики были редкостью. Первый случай датируется только 306 годом до н. э.

Ослаблению семейных устоев ревнители традиционной морали противодействовали не только словом и делом, но и личным примером. Плутарх в биографии Марка Порция Катона пишет, что он «был добрым отцом семейства, хорошим мужем и превосходным хозяином». Как ни ценил Катон государственную деятельность, однако исполнение долга гражданина, как он его понимал, т. е. рачительного хозяина и главы семьи, ставил выше всего. Он говорил, что «предпочитает быть хорошим мужем, чем знаменитым сенатором».

Катон всегда присутствовал при том, как его жена купала и пеленала детей. Только неотложные государственные дела могли помешать этому. Он требовал, чтобы жена сама кормила грудью ребенка.

Своего старшего сына Катон учил сам, хотя у него был образованный раб-учитель. Он обучал сына чтению и письму, законоведению, гимнастике, фехтованию, верховой езде и т. п. Он собственноручно переписал свое историческое произведение большими буквами, чтобы сын мог познакомиться с историей родного города. Катон был чрезвычайно сдержан в присутствии детей, остерегаясь произносить при них грубые слова.

Образ жизни Катона был крайне прост и расчетлив. Никаких трат на роскошь или даже простой комфорт не допускалось. Он не покупал дорогих рабов и богатой одежды. В доме не было ковров, а стены оставались неоштукатуренными. Обычный стол Катона отличался непритязательностью и умеренностью. Только в случае появления гостей допускались некоторые излишества.

Среди своих рабов Катон поддерживал суровую дисциплину. Без разрешения хозяина ни один из них не смел выходить из дома. Раб, по мнению Катона, должен был или работать, или спать. За мелкие погрешности он имел обыкновение собственноручно наказывать провинившегося. В случае тяжелого проступка сам судил виновного в присутствии всех рабов, приговаривал его к смерти и приказывал казнить на их глазах.

Один его раб совершил без ведома господина торговую сделку. Когда это стало известно Катону, раб повесился. Старых или больных рабов, по мнению Катона, следовало продавать, чтобы не кормить даром. Он поощрял ссоры среди рабов, считая, что это обеспечивает хозяину безопасность.

Свои твердые принципы Катон проводил и в политике. В бытность цензором в 184 году до н.э. он нагнал ужас на римское высшее общество беспощадными мерами против роскоши и распущенности нравов. Катон исключил массу уважаемых лиц из сената за проступки, которые казались строгому цензору неблаговидными. Один сенатор, например, на которого смотрели как на кандидата в консулы, был исключен, по словам Плутарха, за то, что поцеловал свою жену днем и в присутствии дочери.

Огромными налогами на предметы роскоши - платья, колесницы, женские наряды, домашнюю утварь, Катон пытался вернуть римлян к старой простоте. Он приказал уничтожить трубы, с помощью которых была проведена вода из городского водопровода в дома и сады частных лиц. Распорядился сносить строения, занимавшие часть государственной земли, и т. п. Но этими строгими мерами было невозможно остановить развитие в римском обществе новых взглядов, обычаев и нравов.
IV. Римская культура конца республики
Политическое и судебное красноречие

Политическое напряжение во время гражданских войн способствовало развитию искусства полемики. Расцвет ораторского мастерства, начавшийся с эпохи Гракхов. Уже Тиберий поражал современников силой своего слова. Его брат Гай достиг подлинных вершин политического красноречия.

После Гракхов на политической и судебной трибуне блистал Луций Лициний Красс (140-91 гг. до н.э.). Во время службы на Востоке он жил в Афинах и слушал там самых замечательных ораторов и риторов. По возвращении в Рим Красс вел судебные процессы и играл большую политическую роль на стороне сенатской партии. Цицерон считает его одним из самых замечательных римских ораторов, у которого сила речи сочеталась с изяществом.

На римских ораторов все сильнее влияла малоазиатская риторическая школа (азианская). Ее отличали погоня за внешними эффектами, напыщенность, ритмичность речи и т. п. Крупнейшим представителем этой школы был Молон Родосский, учитель всех великих римских ораторов I века до н. э.

Римское красноречие достигло высшей точки в лице Цицерона. Он прошел прекрасную школу риторики сначала в Риме, а затем в Афинах. Цицерон пользовался советами выдающихся учителей красноречия и слушал самых блестящих ораторов своего времени. Бурная эпоха, в которую жил Цицерон, открывала широчайшие возможности для практического приложения знаний и таланта. Кроме большого количества судебных и политических речей, произнесенных Цицероном, он оставил несколько сочинений по теории ораторского искусства - «Об ораторе», «Брут», «Оратор» и другие.
Историческая проза

Жанр исторической прозы периода гражданских войн представлен прежде всего трудами Саллюстия и Цезаря.

Гай Саллюстий Крисп (86-35 гг. до н.э.) - видный политический деятель, сторонник Цезаря и страстный противник сената. Он написал три исторических произведения, из которых до нашего времени дошли «Югуртинская война» и «О заговоре Катилины». Что же касается третьего произведения - «Историй», то от него сохранилось совсем немного.

Как историк Саллюстий отличается хорошей осведомленностью и добросовестностью в изложении фактов. Находясь в гуще политической борьбы и имея доступ к архивным материалам, он широко использовал для своих исторических работ как личные наблюдения, так и официальные документы. Вместе с тем, его политическая позиция мешала объективно подойти к оценке лиц и событий. Этим объясняется, например, пристрастное освещение фигуры Катилины.

Гай Юлий Цезарь (101 - 44 гг. до н.э.) бы не только выдающимся государственным деятелем, но и первоклассным писателем. Сохранились два его крупных произведения - «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне». «Записки о галльской войне» разделены на 8 книг, из которых первые 7 написаны Цезарем. Они повествуют о событиях 58-52 годов до н.э. 8-я книга составлена легатом Цезаря Авлом Гирцием и охватывает период 51-50 годов до н.э., вплоть до конфликта Цезаря с сенатом и начала гражданской войны.

«Записки о гражданской войне» также не докончены Цезарем. Они состоят из трех книг и охватывают события 49 и 48 гг. до н.э., до прибытия его в Александрию. Дальнейшие события были описаны сотрудниками Цезаря в трех небольших книжках: «Александрийская война», «Испанская война» и «Африканская война».
Философия.

Философский дух был совершенно чужд трезвым и практичным римлянам. Поэтому в этой области сильнее всего выступает их зависимость от эллинов. Во II- I веках до н.э. в Греции популярными являлись две философские школы: скептицизм и стоицизм. Они оказали наиболее сильное влияние на философские труды римских авторов.

Цицерон соединил в своих трудах представления как скептиков, так и стоиков. Из его чисто философских сочинений важнейшими являются «О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «Об обязанностях», «О природе богов» и «О гадании». Два его сочинения, пользовавшиеся в древности широкой популярностью - «О государстве» и «О законах», которые относятся скорее к категории политических трактатов. Цицерон прекрасно справился с трудной задачей перевода на латинский язык греческой философской терминологии.

Тит Лукреций Кар (около 98-54 гг. до н.э.) считается величайшим римским философом. В своих взглядах он не оригинален, следуя великому греческому материалисту Эпикуру. От Лукреция осталась неоконченная поэма «О природе вещей» в шести книгах. В ней автору удалось гармонически слить науку, философию и поэзию. В ярких художественных образах Лукреций рисует картину природы и человеческого общества, взятых в их непрерывном развитии, понимаемых как вечно движущийся мир материи.
Сатира

Сатура – легкий непринужденный рассказ в прозе или стихах в это время приобретает вид сатиры, резкой насмешки, обличения. Первым представителем жанра был богатый римский всадник Гай Луцилий (ок. 180 – ок. 100 гг. до н.э.). Он написал 30 книг сатир, из которых до нас дошло около 800 фрагментов. Луцилий широко использовал народный язык, что явилось одной из причин его широкой популярности. В сатирическом жанре успешно пробовал свои силы и Марк Теренций Варрон. Он написал большой сборник «Менипповых сатур» в 150 книгах, от которых дошли только разрозненные фрагменты.
Лирика.

В I веке до н. э. в Риме появляется группа молодых поэтов, образовавших литературный кружок. Они начали реформу латинского поэтического языка, отказавшись от архаизмов и введя в употребление разнообразные греческие лирические размеры. Самым выдающимся из них был Гай Валерий Катулл (ок. 87 – ок. 54 до н.э.). Он родился в Северной Италии, в городе Вероне, и происходил из богатой всаднической семьи.

Катулл был чрезвычайно разносторонним поэтом. Он отдал дань модному тогда александрийскому стилю. У Катулла есть и политические стихотворения - серия эпиграмм, направленных против Цезаря и его окружения, грабивших Галлию. Позднее поэт примирился с будущим диктатором.

Главное место в творчестве Катулла занимала любовь к Клодии, сестре известного политического деятеля Публия Клодия. С необычайной силой поэт изобразил все этапы и перипетии своего чувства, начиная первым увлечением и кончая трагическим разрывом.
Театр

Трагедия. Римская драма переживает краткий период расцвета, после чего начинает клониться к упадку. Последним крупным драматическим автором республиканской эпохи был сын вольноотпущенника Луций Акций (170 – ок. 85 гг. до н.э.). Он написал около 50 трагедий, подражая в них греческим трагикам, преимущественно Эсхилу, Софоклу и Эврипиду. Кроме этого, Акцию принадлежат две претексты на римские сюжеты - «Брут» об изгнании Тарквиния Гордого и «Энеады» о самопожертвование Деция Муса в битве при Сентине.

Комедийный жанр. В I веке до н. э. господствуют ателланы и мимы. Оба эти жанра получают литературную обработку. Известны имена римских поэтов Помпония и Новия, которые придали ателлане правильную литературную форму. От них дошли многочисленные заглавия пьес и ряд мелких фрагментов.

Прототипом римского мима были, вероятно, аналогичные греческие произведения эллинистической эпохи. Этот жанр получил литературное оформление также в начале I века до н.э. Наиболее знаменитыми авторами мимов были римский всадник Децим Либерий и вольноотпущенник Публилий Сир.

Если ателлана была построена на четырех основных персонажах-масках (Папп, Доссен, Макк и Буккон), то мим предоставлял большие возможности автору и актеру. Роли в нем исполнялись без масок, в женских ролях выступали женщины. Сюжеты миму давала обыденная жизнь, но встречались пьесы авантюрного и даже мифологического характера. Язык мима был простонародным, большое место отводилось импровизации. Подобно ателлане, мим прекрасно подходил невзыскательным вкусам римского зрителя и продержался на римской сцене вплоть до времен Поздней империи.


перейти в каталог файлов
связь с админом