Главная страница
qrcode

Продвижение порталов и интернет-магазинов. Леонид О. Гроховский Иван Олегович Севостьянов


НазваниеЛеонид О. Гроховский Иван Олегович Севостьянов
АнкорПродвижение порталов и интернет-магазинов.pdf
Дата04.10.2017
Размер0.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаProdvizhenie_portalov_i_internet-magazinov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#40423
страница2 из 4
Каталогid32165310

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: SEO_dlya_biznesa.pdf, Effektivnoe_prodvizhenie_saytov.pdf, Prodvizhenie_portalov_i_internet-magazinov.pdf, 10_oshibok_pri_sbore_semanticheskogo_yadra.pdf, Rukovodstvo_po_poiskovoy_optimizatsii_ot_Google.pdf, Spravochnik_po_SEO_optimizatsii.pdf, Sergey_Potapov_-_Kak_upravlyat_proektami.txt и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4
Глава 2
Анализ конкурентов
Специалисты по SEO придают большое значение анализу конкурентов. Но значитель- ная часть проектов продвигается неэффективно, а их анализ приводит к заимствованию бес- полезных решений. В этой главе вы научитесь выбирать проекты для анализа и сможете определять, какие решения конкурентов могут быть вам полезны.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
16
Кого анализировать?
Поскольку наша цель – стать лидером в теме, то и изучать надо лидеров поискового трафика. Как правило, это 2-3, очень редко 5-6 сайтов. В некоторых темах, например фото- графии, лидер всего один.
Что необходимо изучить:
□ структуру сайта, его разделы и сервисы;
□ типы и источники контента;
□ семантическое ядро;
□ присутствие в социальных медиа;
□ источники ссылок;
□ видимость в поисковых системах;
□ трафик с поисковых систем.
Последний пункт очень важен: для продвижения нам надо анализировать не трафик в целом, а именно трафик с поисковых систем (ПС). При этом далеко не всегда лидер по общему трафику будет лидером по трафику с поиска. В этом смысле очень показательна автотематика, в которой наибольший объем поискового трафика собирает далеко не самый посещаемый в целом проект CarsGuru.net.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
17
Инструменты для определения лидеров
SEORate – сервис, разработанный компанией «Ашманов и партнеры». Система соби- рает данные о видимости сайтов в ПС, анализирует позиции, частотность поисковых запро- сов и – частично – количество проиндексированных ссылок. Существенным недостатком системы является работа по сравнительно небольшому числу наиболее частотных запросов,
однако и этих данных достаточно для того, чтобы выявить лидеров и получить общее пред- ставление об их состоянии (рис. 2.1).
Рис. 2.1
MegaIndex позволяет бесплатно получать данные о видимости тех или иных сайтов по поисковым запросам с учетом региона и в динамике от апдейта к апдейту (рис. 2.2). Коли- чество запросов также ограничено несколькими сотнями даже для самых больших сайтов,
однако в целом сервис более информативен, чем SEORate.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
18
Рис. 2.2
Wordstat.yandex.ru. Помимо сбора семантики, к которому мы еще вернемся, позво- ляет оценить тайп-ин-трафик, то есть трафик, получаемый по запросам, совпадающим с именем сайта. Разумеется, цифры не абсолютные, но сравнительные оценки получаются довольно точными (рис. 2.3).

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
19
Рис. 2.3
LiveInternet.ru. Представляет абсолютные цифры по суточному трафику, а если вла- делец сайта не закроет доступ к статистике сайта – еще и массу другой полезной информа- ции (трафик с ПС, география, наиболее популярные страницы и т. п.) (рис. 2.4).

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
20
Рис. 2.4

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
21
Сравнение авторитетности ресурсов
Для оценки авторитетности достаточно сравнить ряд косвенных признаков продвиже- ния:
□ тематический индекс цитирования (ТИЦ);
□ PageRank;
□ количество проиндексированных страниц в «Яндексе» и Google;
□ число входящих ссылок на основе Solomono.ru или другого сервиса (сервисов);
□ данные whois, в первую очередь дату регистрации, хотя записи DNS тоже могут дать пищу для ума.
К этому следует добавить результаты продвижения: объем поискового трафика, коэф- фициент видимости в поисковых системах и т. п. Все данные сводятся в таблицу, на основе которой легко определить сайт с самым эффективным продвижением. Например, оценим количество входящих ссылок и сайтов доноров при помощи сервиса Solomono.ru (табл. 2.1).
Таблица 2.1
В таблице представлены данные по трем крупнейшим порталам одной тематики.
Совершенно очевидно, что наибольшего внимания заслуживает сайт CarsGuru.net, который при заметно меньших возрасте и количестве страниц имеет отличные видимость и поиско- вый трафик. Изучая его, мы можем (и должны) найти те факторы, которые сделали его одним из лидеров.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
22
Общий анализ портала-конкурента
Еще раз приведем список характеристик и факторов, на которые следует обратить вни- мание, анализируя портал-конкурент:
□ структура сайта, его разделы и сервисы;
□ типы и источники контента;
□ семантическое ядро;
□ присутствие в социальных медиа;
□ источники ссылок;
□ видимость в поисковых системах;
□ трафик с поисковых систем.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
23
Структура сайта
В рамках изучения структуры (рис. 2.5 а, б) вы должны определить:
□ разделы, их взаимосвязь, источники трафика для каждого из них;
□ типы страниц, источники трафика для них;
□ структуру URL;
□ схему перелинковки;
□ структуру метатегов.
Пример схемы перелинковки (рис. 2.6).
Вовсе не обязательно слепо копировать все приемы, используемые конкурентом, но взять на вооружение наиболее эффективные из них необходимо. Кроме того, совокупное изучение структуры сайта и статистики позволит получить информацию о том, что именно нужно пользователю и как именно он решает свои проблемы при помощи сайта. Вполне возможно, что у лидера есть серьезные ошибки в навигации: они вряд ли отпугнут старых пользователей, но вот новые вполне могут предпочесть ваш портал просто потому, что он удобнее.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
24
Рис. 2.5, а

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
25
Рис. 2.5, б

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
26
Рис. 2.6
Кластеры. Если портал имеет нормальную структуру, в нем легко выявить кластеры,
которые будут иметь URL типа site.ru/klasterl, site.ru/klaster2, site.ru/klasterl/podklasterl и т. п.
Крайне желательно составить максимально полный список всех кластеров и подкластеров с масками URL – это позволит упростить изучение индексов.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
27
Сравнение индексов
Изучая поисковые индексы «Яндекс» и Google с помощью операторов inurl: и site, мы можем найти разницу в количестве проиндексированных страниц по сайту в целом и по каждому кластеру в частности. Это самая простая и эффективная проверка сайта на ошибки,
дубликаты, мусор, проблемы индексации, и она позволит нам составить перечень проблем.
Например, такой.
□ Одна и та же страница расположена по разным URL (дублирование). Причины раз- нообразны – это и смена системы URL без установки кода ответа 301 (страница перемещена навсегда), и использование кода ответа 302 (страница перемещена временно) вместо 301,
просто создание нескольких страниц с одинаковым контентом, неправильное использование тегирования, отсутствие закрывающих инструкций в robots.txt и многое другое.
□ В индексе отражены версии страниц для печати.
□ Страница выглядит как сообщение об ошибке, но на уровне сервера отдает код ответа
200 (все в порядке).
□ Страницы с практически идентичным контентом.
□ Страницы с ошибкой базы данных (страница отдает код ответа 200, но весь контент на ней – ошибка базы данных (БД)).
□ Дубли, связанные с индексацией страниц с www и без.
□ Дубли, связанные с возможностью зайти на сайт по IP.
□ Дубли, связанные с Session ID.
□ Дубли, связанные с сортировкой элементов в каталогах.
□ Дубли, связанные с пагинацией и календарем событий.
□ Индексация страниц внутренней поисковой выдачи (тут следует отметить, что
«Яндекс» не желает индексировать такие страницы, но грань между страницей внутренней поисковой выдачи и страницей каталога довольно зыбка).
□ Страницы с поддоменов – зеркальных, тестовых и т. п.
Веселая история про тестовый поддомен. Забавная история из практики связана с тестовыми поддоменами. Клиент звонит в ужасе и говорит: «Мы попали под фильтр». –
«Почему?» – «У нас одна страница в выдаче». Смотрим – правда, одна страница в выдаче.
Непонятно, как так получилось. Вчера было несколько тысяч страниц, сегодня одна. Оказа- лось, программист, перенося сайт с тестового домена на основной, поскольку на тестовом все продумано, перенес и robots.txt со строчкой «disallow/». Все.
Все отмеченные ранее проблемы приводят к тому, что вес размывается, нужные стра- ницы не индексируются и ранжирование осуществляется не по тем страницам, которые нам необходимы, а по тем, которые нашел робот. При создании нами портала все эти проблемы должны быть исключены.
Как выявлять подобные проблемы?
Большая разница между количеством проиндексированных страниц в кластере гово- рит о том, что какая-то система проиндексировала большое количество дублей (это почти всегда Google) или какая-то система вследствие большого количества ошибок не хочет полноценно индексировать кластер (мы не будем называть ее по имени, но это, конечно,
«Яндекс»). Таким образом, разница в индексах является важным поводом для более при- стального изучения.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
28
HTML-код страниц разных типов
Детальное изучение кода страниц – очень кропотливая и неинтересная работа, но ее необходимо выполнить. Это позволит вам выявить ошибки, допущенные конкурентом, и решения, им разработанные. И то и другое необходимо учитывать при создании собствен- ного сайта.
Типичные ошибки в коде:
□ избыточное и ничем не обоснованное использование тегов заголовков (например,
выделение заголовком H1 (главный заголовок страницы) названия рубрики «Наши парт- неры»);
□ незакрытые теги;
□ дублирование ссылок с размыванием анкорного веса (типичный пример – из каталога на страницу товара ведут три ссылки – с анкором в виде заглавия товара, с анкором в виде картинки и с анкором «Подробнее»).

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
29
Типы и источники контента
Изучать контент следует в плотной взаимосвязи с изучением видимости в поисковых системах и трафика. Цель – разработать стратегию наполнения нашего портала, которая по эффективности будет как минимум не уступать стратегии лидера. Если же вам удастся найти скрытый потенциал, например практически не проиндексированные разделы контента, то ваши инвестиции в контент могут стать еще более эффективными.
Видимость сайта в поисковых системах. О сервисах, которые позволяют частично оценить видимость сайта, я писал ранее. Вам необходимо изучить:
□ запросы, по которым сайт находится на высоких позициях, и трафик с них;
□ запросы, которым сайт пока не достиг высоких позиций (и попытаться определить причины);
□ основные входные страницы для поискового трафика (в идеале необходимо прило- жить немного усилий и определить страницы для разных поисковых систем);
□ запросы, по которым продвигаются конкуренты.
Если у вас установлены «Яндекс.Метрика», Awstats или LiveInternet, необходимо собрать все возможные низкочастотные запросы, по которым находится сайт. Они дополнят нашу семантику.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
30
Ссылочная масса
С тех пор как «Яндекс», а затем и Yahoo! (который, впрочем, все равно показывал далеко не все) закрыли доступ к просмотру ссылок, для оценки ссылочного веса прихо- дится пользоваться платными сервисами. Для этой цели подходят системы Solomono.ru,
Ahrefs.com, Majestic-SEO.com (рис. 2.7), которые представляют массу полезных данных.
Рис. 2.7
Что важно оценить?
□ Общую ссылочную массу, а по мере работы над порталом (конкурентов надо анали- зировать не раз и не два) – и динамику ее прироста.
□ Источники ссылок, в том числе и естественных. Это позволит вам определить соци- альные сервисы и форумы с вашей целевой аудиторией. Кроме того, изучая естественное ссылочное ранжирование, вы узнаете, какие материалы вызывают наибольший интерес у пользователей.
□ Примерный бюджет на закупку ссылок, структуру закупки.
□ Анкор-лист.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
31
Каким разделам следует уделить особое внимание?
Форум. Хорошо работающий форум является основным источником пользователь- ского контента и очень важным источником низкочастотного поискового и закладочного тра- фика. Нередко форум является главным сервисом портала и основным фактором его успеха.
В качестве примера можно привести форумы порталов club.foto.ru и searchengines.ru – без комьюнити, сформировавшихся на базе форумов, оба портала были бы практически ничем.
Коллекция видео. Далеко не для всех тематик коллекция видео является мощным генератором трафика, но в ряде случаев без нее просто никуда. Так, очень большое внимание видео уделяют автопорталы, кинопорталы, музыкальные, игровые проекты и т. п. Основ- ную ценность в данном случае опять же представляют комментарии: удачное видео может спровоцировать оживленную дискуссию и привлечь массу ссылок из социальных сетей и с форумов.
Доски объявлений и аналогичные сервисы. Портал Auto.ru, порталы, посвященные поиску работы, и некоторые другие привлекают львиную долю трафика именно благодаря мощной доске объявлений или сервису размещения вакансий/резюме. Нередко подобная
«биржа» запускается в рамках форума. Это не самое удачное решение: перевод доски объ- явлений с форума на собственный интерфейс (зачастую гораздо более совершенный) тре- бует массы усилий и времени. Впрочем, пусть лучше доска функционирует на базе форума,
нежели вообще нигде.
Запуск и развитие подобных сервисов должны быть спланированы еще до начала работы над порталом.
Справочные и обучающие статьи. Статьи обычно привлекают гораздо меньше посе- тителей, чем форум или доска объявлений, но они позволяют собрать трафик по запросам,
которые могут быть просто не отражены на форуме. Кроме того, большая масса текстов,
представляющих портал в выдаче по низкочастотным запросам, очень важна и для продви- жения по высокочастотным запросам. Если у вас есть ответы на любой узкий вопрос, свя- занный с покупкой и эксплуатацией любой модели автомобиля, то, скорее всего, ваш портал будет неплохим ответом и на вопрос «купить автомобиль». Это означает успех в поисковом продвижении, большой трафик и приличную прибыль. С этой точки зрения любые вложе- ния в создание контента всегда оправданны. Проблема лишь в организации производства контента в промышленных масштабах, но в нынешних условиях она легко решаема.
Каталог предприятий. Поразительно, но зачастую при создании порталов каталог компаний либо вовсе не создается, либо его создание и наполнение осуществляются по оста- точному принципу. Между тем в ряде тематик (например, автомобильной и промышленной)
каталог компаний может быть одним из лидеров по объему привлекаемого трафика. Роль каталога компаний легко определить при анализе конкурентов.
Отзывы. Раздел с отзывами неизменно привлекает пользователей. Разумеется, пер- вичное наполнение придется сделать самому (тут очень важно, чтобы созданием отзывов занимались профессионалы), но очень быстро раздел начинает наполняться самостоятельно и требует лишь модерации. Модерация в этом разделе должна быть очень оперативной,
поскольку по достижении определенной посещаемости его станут использовать как для прямой рекламы своих продуктов, так и для борьбы с конкурентами. Будут и спамеры, и спам-машины разной степени изощренности. На весь этот поток разнообразных сообщений необходимо будет реагировать быстрее, чем это делают юристы компаний, которым посвя- щены негативные отзывы. При этом включать премодерацию крайне неразумно: пользова- тель хочет видеть свой текст и реакцию на него сразу – в противном случае он, скорее всего,
уйдет.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
32
Новости. Как правило, это наименее посещаемый раздел на коммерческих сайтах, но не всегда. В моей практике были случаи, когда грамотно написанная и своевременно раз- мещенная новость собирала за день до 2000 просмотров – больше, чем какая-либо другая страница на портале. При этом новость, разумеется, должна быть актуальной и интересной.
Плохой рерайт статьи о давно прошедшем событии интереса не вызовет.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
33
Еще раз о структуре портала
Вот принципы создания портала, которые следует соблюдать всегда.
□ Оптимальная структура портала – вещь строго индивидуальная, однако лидеры в конкурентных тематиках почти наверняка имеют неплохо продуманную структуру. Позаим- ствовать ее хотя бы отчасти – не самая плохая идея.
□ Древовидная структура разделов от общего к частному со страницами, посвящен- ными отдельным моделям/материалам/товарам/объектам, – отличная идея на все времена
(рис. 2.8).
□ Если конечная страница содержит ссылки на тематические страницы разных серви- сов или просто информацию с этих тематических страниц, это означает только одно – такая страница представляет более полную информацию. При этом по возможности следует избе- гать дублирования больших фрагментов текста.
□ Отдельные поддомены для разных регионов улучшают индексацию, ранжирование в региональной выдаче, делают портал более удобным для пользователей, упрощают тарге- тинг для рекламодателей и в конечном итоге работают на вас.
□ Вынося ссылки на последние темы на форуме, последние отзывы, последние вакан- сии или последние объявления на главную страницу, мы заметно упрощаем индексирующим роботам задачу поиска нового контента и добиваемся более быстрой индексации.
□ Перелинковка может и должна быть удобной для пользователя (рис. 2.9).
□ Лишние с точки зрения SEO, но полезные для пользователя ссылки необходимо про- писывать при помощи JavaScript или иных технологий. Это позволит эффективно управлять весом продвигаемых страниц.
□ Закрывая лишние с точки зрения поисковой оптимизации фрагменты страницы в noindex, мы можем добиться лучшего ранжирования.
Рис. 2.8
1 Из работы Юрия Моисеева, выпускника 8-го потока профессионального курса.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
34
Рис. 2.9

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
35
Подведение итогов
Итак, давайте подведем итог. По результатам анализа конкурентов мы должны соста- вить некий перечень контентных решений, которые могут дать нам больше трафика, чтобы мы смогли увеличить поток пользователей на свой сайт:
□ составление перечня контентных решений, собирающих трафик;
□ изучение потенциала по каждому решению, выставление приоритетов;
□ описание реализации каждого из решений.
Примерно то же самое – в технологическом разрезе:
□ составление перечня технологических решений;
□ выставление приоритетов по простоте реализации;
□ описание реализации;
□ определение характеристик, потенциала развития и возможностей продвигаемого сайта относительно конкурентов.
Приоритеты расставляются на основе двух параметров – простоты реализации и потенциального трафика. К примеру, каталог расходных материалов не привлечет на сайт много пользователей, но он прост в реализации – приоритет высокий. Раздел обзоров спо- собен привлечь некоторый трафик, но наполнение этого раздела – трудоемкий и дорогой процесс – приоритет низкий.
ДМИТРИЙ ИВАНОВ:
«Своевременный аудит сайтов-конкурентов способен раскрыть
интересные решения и уберечь от ошибок при продвижении. Зачастую,
разобравшись в том, как построен и оптимизирован сайт-лидер, можно
построить успешную стратегию, которая позволит сэкономить много
ресурсов. Речь идет не о слепом копировании, а об анализе тех или
иных факторов, которые при прочих равных позволяют конкуренту
ранжироваться выше.
Для успешного продвижения портала очень важно определить
каналы, по которым приходит основной трафик. Речь идет не об одном, а
о десятках источников. Это могут быть поисковые системы, рекламные
площадки, группа в соцсети или свой форум. Каждый канал ведет на сайт
уникальную аудиторию, которая может вовсе не пересекаться с другой,
поэтому важно оценить ее размер и постоянство. Необходимо выявить
и проанализировать потребности всех целевых групп. К примеру, для
аудитории "Фейсбука" потребностью могут быть интересные новости,
для форума – отзывы и обратная связь, для аудитории ваших рекламных
площадок – уникальные предложения, для YouTube – видео о том, как
пользоваться продукцией, для поисковика – полные и доступные ответы на
тысячи запросов».
ИВАН СЕВОСТЬЯНОВ:
«Анализ конкурентов – это первое, с чего надо начинать при
продвижении любого сайта. Не только портала. Почему?
Во-первых, алгоритмы работы поисковых систем "Яндекс" и Google
учитывают поведенческие и асессорские факторы. Этих факторов много.
Одним из них является дизайн сайта. Кроме того, существуютфакторы, no
которым оцениваются коммерческие сайты: информация о компании, цены,
схема проезда, разнообразие информации на сайте и т. п.

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
36
Во-вторых, проводя анализ конкурентов, можно почерпнуть
множество идей и скопировать или модифицировать часть из них для
своего сайта. В маркетинге для этого есть даже термин "бенчмаркинг".
Применительно к порталам анализ конкурентов полезен еще и
тем, что можно понять, как конкуренты работают со структурой
сайта, контентом (какую часть контента генерируют автоматом),
семантикой, какие сервисы используют, откуда берут информацию и как
ею распоряжаются.
На основании полученных данных можно делать определенные выводы
и корректировать контент, структуру, добавлять сервисы.
Для порталов очень важен такой параметр, как разнообразие
информации на сайте и на странице. Чем больше разнообразной
информации на вашем портале, тем выше будут асессорские оценки. Чем
больше разнообразной информации на одной странице, тем выше будут
оценки и позиции».
ИВАН СЕВОСТЬЯНОВ:
«Практикум "Анализируем своих конкурентов"
Цель – узнать максимум о своих конкурентах: трафик, структуру,
сервисы, методы продвижения, внешние ссылки, дизайн, технологические
решения. Чем больше вы будете знать о тех, кто пока выше вас, тем
быстрее догоните их.
Задача-минимум – проанализировать 4-5 своих конкурентов.
Задача-максимум (для продвинутых) – посмотреть 8-10 конкурентов.
Методика анализа
Шаг 1. Определяем лидеров по трафику в своей нише. Скорее всего,
это 4-5 сайтов.
Шаг 2. Анализируем сами сайты.
Шаг 3. Смотрим сайты, которые находятся в топ-10 по сложным
запросам.
Шаг 4. Анализируем структуру сайтов и сервисы.
Шаг 5. Анализируем технические параметры.
Шаг 6. Формулируем выводы и шаги по внедрению изменений.
Время на выполнение практикума – 2-3 недели. Это трудоемкий
анализ.
Вопросы присылайте на e-mail book@topexpert.pro».

Л. О. Гроховский, И. О. Севостьянов, Д. В. Иванов… «Продвижение порталов и интернет-магази- нов»
37
1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом