Главная страница

Чейтоу Леон. Искусство пальпации. Контактная ди... Литература 20 Посвящение Глоссарий Тематическая вставка 1 Неразделимы ли структура и функция 23 Литература. 24 Глава Цель пальпаторная грамотность Предположения и парадоксы Задачи пальпации Пальпировать чувствуя


Скачать 4,44 Mb.
НазваниеЛитература 20 Посвящение Глоссарий Тематическая вставка 1 Неразделимы ли структура и функция 23 Литература. 24 Глава Цель пальпаторная грамотность Предположения и парадоксы Задачи пальпации Пальпировать чувствуя
АнкорЧейтоу Леон. Искусство пальпации. Контактная ди.
Дата29.03.2018
Размер4,44 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаCheytou_Leon_Iskusstvo_palpatsii_Kontaktnaya_di.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#14176
страница1 из 30
Каталогid139737771

С этим файлом связано 26 файл(ов). Среди них: Otoyti_ot_del_Molodym_i_Bogatym.doc, Kvadrant_denezhnogo_potoka.doc, N_A_Belaya_Rukoyodstvo_po_lechebnomu_massazhu_1983.docx, Finando_Entsiklopedia_massazha.pdf, Krasikova_Detskij-massazh.pdf, Atma_-_Tantricheskiy_Massazh.epub, Leon_Cheytou_Iskusstvo_palpatsii.doc и ещё 16 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Искусство пальпации. Контактная диагностика и оценка состояния пациента.
Леон Чейтоу, ND, ДО
Практикующий врач и старший преподаватель, Лондон, Великобритания
Предисловие Виолы Фрайман, ДО FAAO FCA MBBS MFHom
Детский остеопатический центр
Ла Холла, Калифорния, США
Иллюстрации Грэма Чемберса, почетного бакалавра искусств
Художник по медицинской тематике
Издательство Черчилль Ливингстон
Оглавление
Предисловие.. 15
Введение.. 17
Литература: 20
Посвящение.. 21
Глоссарий.. 22
Тематическая вставка 1: Неразделимы ли структура и функция?. 23
Литература. 24
Глава 1. Цель – пальпаторная грамотность.. 25
Предположения и парадоксы.. 26
Задачи пальпации.. 27
Пальпировать «чувствуя», а не думая. 29
Варианты пальпации. 30
Поэзия пальпации. 31
Описание того, что мы чувствуем.. 32
Литература. 33
Тематическая вставка 2. Доминирующий глаз и сенсорная грамотность 35
Как определить, какой из глаз является доминирующим?. 35

Глаза и положение тела. 36
«Сенсорная грамотность». 36
Визуальная оценка при медицинском осмотре. 37
Литература. 38
Глава 2. Первые шаги в повышении мастерства.. 39
Физиология прикосновения.. 39
Механорецепторы.. 40
Проприорецепция. 40
Ноцирецепторы.. 40
Терморецепторы.. 40
Адаптация рецепторов. 42
Специфические задачи. 45
Важные сравнительные описатели. 46
Упражнения на пальпацию... 47
Упражнение 2.1. 48
Упражнение 2.2. 48
Упражнение 2.3. 48
Упражнение 2.4. 48
Упражнение 2.5. 49
Упражнение 2.6. 49
Упражнение 2.7. 50
Упражнение 2.8. 50
Обсуждение упражнений 2.1. – 2.8. 51
Упражнение 2.9. 51
Упражнение 2.10. 52
Упражнение 2.11. 52

Упражнение 2.12. 53
Упражнение 2.13. 53
Упражнение 2.14. 53
Упражнение 2.15. 54
Мнение Фрайманн в отношении определения пульса. 54
Упражнение 2.16. 55
Упражнение 2.17. 55
Упражнение 2.18. 56
Упражнение 2.19. 57
Упражнение 2.20. 57
Упражнение 2.21. 58
Упражнение 2.22. 58
Упражнение 2.23. 58
Упражнение 2.24. 59
Упражнение 2.25. 59
Упражнение 2.26. 59
Упражнение 2.27. 59
Упражнение 2.28. 60
Обсуждение упражнений 2.7. – 2.28. 61
Состояние навыков пальпации. 61
Литература. 61
Тематическая вставка 2: Морфология рефлекторных и акупунктурных точек. 63
Литература. 64
Глава 3. Пальпация и оценка состояния кожи.. 65
Обучение измерению кожной температуры при помощи прикосновения. 67
Упражнение 3.1. 67

Упражнение 3.2. 68
Упражнение 3.3. 69
Упражнение 3.4. 69
Упражнение 3.5. 70
ПЕРЕМЕННЫЕ. 70
Пальпация кожи: температура и виды кожи. 71
Упражнение 3.6. 71
Упражнение 3.7. 72
Упражнение 3.8. 73
Упражнение 3.9. 73
Статус овладения мастерством пальпации.. 75
Льюит и его диагностические и лечебные методики использования кожи 75
Упражнения на растягивание кожи.. 78
Упражнение 3.10. 78
Упражнение 3.11. 79
Упражнение 3.12. 79
Упражнение 3.13. 80
Упражнение 3.14. 80
Упражнение 3.15. 80
Рубцы, шрамы.. 82
Упражнение 3.16. 83
Оценка МСТ. 83
Упражнение 3.17. 83
ОБСУЖДЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ 3.17.И 3.18. СИСТЕМЫ МСТ. 83
Упражнение 3.19. 85
Тематическая вставка 3: В чем проблема – в мышцах, или в суставах? 87

Упражнение к тематической вставке. 89
Литература. 89
Глава 4. Пальпация изменений мышечной структуры. 90
Как и почему происходят изменения в мягких тканях. 90
Синдром местной адаптации. 91
Мышцы, ответственные за поддержание позы, реагируют иначе, чем фазовые. 92
Задачи пальпации. 92
Нужны легкие и переменные прикосновения. 93
Возможные решения. 94
Пальпация и оценка структуры.. 94
Облегченный сегмент. 95
Тилли и Корр об облегченном сегменте. 97
Упражнение 4.1. 98
Упражнение 4.2. 99
Распознавание сегментарного облегчения (гиперчувствительности) при помощи пальпации 99
Метод пальпации Била для идентификации грудных областей сегментарного облегчения
(гиперчувствительности). 100
Упражнение 4.3. 100
Упражнение 4.4. 100
Мышцы и облегчение. 101
Описания. 101
Поддержка со стороны традиционной китайской медицины.. 102
Нервно-мышечная техника.. 103
ВКЛАД НИММО.. 103
Различные системы «точек». 104
Методы Лайифа. 104

ПАЛЬПИРУЮЩИЙ ПАЛЕЦ.. 105
Механика тела врача-оператора. 105
Исключительная важность контроля и нежности прикосновения. 106
Основа успешной НМТ – переменное давление. 106
УМНЫЕ ПАЛЬЦЫ.. 107
РАБОЧАЯ РУКА ДОЛЖНА БЫТЬ РАССЛАБЛЕННОЙ.. 107
МАНИПУЛЯЦИЯ УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦЕМ.. 107
Использование НМТ. 108
НМТ для суставов. 108
Является ли верным термин «нервно-мышечная техника»?. 109
Упражнение 4.5. 110
Упражнение 4.6. 110
Упражнение 4.7. 111
Упражнение 4.8. 111
Чувствительные точки Джонса и их важность. 111
Упражнение 4.9а. 112
Упражнение 4.9б. 113
Определения триггерных точек (ТТ) по Тревеллу и Саймонсу. 113
Упражнение 4.10. 115
План оценки ТТ по Раймонду Ниммо.. 115
Взгляд Льюита на значимость триггерных точек. 121
Упражнение 4.11. 122
Болевые точки надкостницы (БТН) 122
Упражнение 4.12. 124
Нервно-лимфатические рефлекторные точки Чэпмена.. 125
Упражнение 4.13. 127

Оценка плотных мышц, ответственных за поддержание позы (постуральных) 127
Тесты на укорочение мускулатуры, ответственной за поддержание позы (постуральной)
129
Облегчение и ограничение. 129
Упражнение 4.14а. 129
Упражнение 4.14б. 130
ПРИМЕЧАНИЕ. 131
Упражнение 4.15. 131
ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННЫХ ИКРОНОЖНЫХ И/ИЛИ КАМБАЛОВИДНЫХ МЫШЦ.. 131
ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОЙ КАМБАЛОВИДНОЙ МЫШЦЫ.. 132
Упражнение 4.16. 132
ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ СГИБАТЕЛЕЙ БЕДРА.. 132
Упражнение 4.17. 133
ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ ШИРОКОЙ ФАСЦИИ БЕДРА.. 133
Упражнение 4.18. 133
ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ ПОДКОЛЕННЫХ СВЯЗОК (ДВУГЛАВАЯ, БЕДРЕННАЯ,
ПОЛУСУХОЖИЛЬНЫЕ И ПОЛУМЕМБРАННЫЕ) 133
Упражнение 4.19а. 134
ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ ГРУШЕВИДНОЙ МЫШЦЫ.. 134
Упражнение 4.19б. 134
ЗАМЕЧАНИЯ ПО ГРУШЕВИДНОЙ МЫШЦЕ. 135
Упражнение 4.20. 135
ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ КВАДРАТНОЙ МЫШЦЫ КРЕСТЦА.. 135
Упражнение 4.21а и 4.21б. 136
ОЦЕНКА УКОРОЧЕНИЯ ОКОЛОПОЗВОНОЧНЫХ МЫШЦ.. 136
Упражнение 4.22а и 4.22б. 137
Упражнение 4.23. 138

Оценка укорочения большой грудной мышцы.. 138
Упражнение 4.24. 139
Оценка укорочения трапециевидной мышцы (верхней части) 139
Упражнение 4.25. 139
Оценка укорочения мышцы, поднимающей лопатку. 139
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УКОРОЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ УПРАЖНЕНИЙ НА
ПАЛЬПАЦИЮ 140
Упражнение 4.26. 140
Упражнение 4.27. 141
Упражнение 4.28. 141
Упражнение 4.29. 142
Состояние вашего мастерства пальпации.. 142
Литература: 143
Тематическая вставка 5: «Красная», «белая» и «черная» реакция. 145
Смысл «красной реакции». 148
Упрощенное использование реакции.. 149
ВОПРОС.. 149
Специальное упражнение к тематической вставке. 149
Литература.. 150
ГЛАВА 5. ПАЛЬПАЦИЯ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ (ВКЛЮЧАЯ ЦИРКУЛЯЦИЮ СМЖ,
ЭНЕРГИИ, И – «ЕСТЬ ЛИ У ТКАНЕЙ ПАМЯТЬ»?) 151
Оценка движения.. 151
Упражнение 5.1. 151
Исследования Эрлингхаузера в области циркуляции спинномозговой жидкости.. 152
Черепно-крестцовое соединение. 155
Упражнение 5.2. 155
Упражнение 5.3. 156

Упражнение 5.4. 156
СОЗДАНИЕ ТОЧКИ ПОКОЯ.. 156
Упражнение 5.5. 157
Энергия.. 158
Упражнение 5.6. 160
Упражнение 5.7. 162
Упражнение 5.8. 165
Упражнение 5.9. 166
Упражнение 5.10. 167
Упражнение 5.11. 168
Упражнение 5.12. 170
Упражнение 5.13. 170
Упражнение 5.14. 172
Упражнение 5.15. 174
Упражнение 5.16. 178
Упражнение 5.17. 180
Упражнения Бекера. 182
Упражнение 5.18. 183
Упражнение 5.19. 183
Упражнение 5.20. 183
Упражнение 5.21. 184
Упражнение 5.22. 184
Упражнение 5.23. 184
Упражнение 5.24. 185
Упражнение 5.25. 185
Упражнение 5.26. 185

Упражнение 5.27. 185
Упражнение 5.28. 186
ДИСКУССИЯ В ОТНОШЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ДАННОЙ
ГЛАВЕ. 187
ЛИТЕРАТУРА.. 188
Тематическая вставка 6: Оценка ограничений твердой мозговой оболочки 190
Упражнение к специальной вставке. 191
Литература.. 191
ГЛАВА 6. ОЦЕНКА “АНОМАЛЬНОГО МЕХАНИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ» В
НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ.. 192
Диагностика негативных механических напряжений (НМН) в нервной системе. 194
Область механического контакта. 195
Уязвимость нервов. 196
Упражнение 6.1. 198
Упражнение 6.2. 200
Упражнение 6.3. 200
Упражнение 6.4. 202
Упражнение 6.5. 203
Литература.. 206
Тематическая вставка 7: Источник боли – рефлекторный или местный? 207
Литература.. 208
Глава 7. Введение в функциональную пальпацию... 210
Упражнение 7.1. 214
Упражнение 7.2. 214
УПРАЖНЕНИЯ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СТАЙЛСА И ДЖОНСА. 215
Упражнение 7.2а. 215
Упражнение 7.2.б. 215

Упражнение 7.2в. 216
Эксперименты Хувера.. 217
Упражнение 7.3. 217
Упражнение 7.3.б. 219
Упражнение 7.3.в. 219
Применение функциональной техники на позвоночнике. 221
Упражнение 7.4. 221
Упражнение 7.5. 223
Упражнение 7.5а. 223
Упражнение 7.5б. 224
Упражнение 7.5в. 224
Упражнение 7.6. 225
Упражнение 7.6.а. 225
Упражнение 7.6.б. 226
Упражнение 7.7. 226
Упражнение 7.7.а. 226
Упражнение 7.7.б. 226
Упражнение 7.8. 227
Упражнение 7.8.а. 227
Упражнение 7.8.б. 228
Упражнение 7.8.в. 228
Упражнение 7.8.г. 229
Упражнение 7.7.д. 229
ЛИТЕРАТУРА.. 230
Тематическая вставка 8. Игра сустава, «конечное ощущение», диапазон движения: что это такое?. 231

Литература.. 235
Глава 8. Пальпация и диагностическая оценка позвоночника и таза 236
Осмотр, пальпация, активное и пассивное тестирование. 236
Упражнение 8.1. 237
Упражнение 8.2. 238
Упражнение 8.3. 238
Упражнение 8.4. 239
Упражнение 8.5. 239
Упражнение 8.6. 240
Упражнение 8.7. 241
Упражнение 8.8. 241
Упражнение 8.9. 242
Упражнение 8.10. 242
Упражнение 8.11. 243
Упражнение 8.12. 243
Упражнение 8.13. 244
Упражнение 8.14. 244
Упражнение 8.15. 245
Упражнение 8.16. 245
Упражнение 8.16а. 245
Упражнение 8.16Б. 246
Упражнение 8.17. 247
Упражнение 8.17А. 247
Упражнение 8.17Б. 247
Упражнение 8.17В. 248
Упражнение 8.17Г. 248

Упражнение 8.17Д.. 248
Упражнение 8.18. 249
Пальпация грудного отдела. 249
Упражнение 8.19. 253
Пальпация поясничного отдела. 253
Упражнение 8.20. 255
Упражнение 8.21. 255
Пальпация ослабленных ребер. 255
Упражнение 8.22. 256
Пальпация поднятых ребер. 256
Упражнение 8.23. 257
Упражнение 8.24. 258
Упражнение 8.25. 258
Диагностика акромиально-ключичной (АК) дисфункции. 258
Упражнение 8.26. 260
Диагностика ограничения отведения грудино-ключичного сустава (тест «пожимания плечами»). 260
Упражнение 8.27. 260
Диагностика ограничений горизонтального сгибания плеча (грудино-ключичное ограничение) – тест «молитва». 260
Упражнение 8.28. 260
Пальпация черепа.. 261
Упражнение 8.29. 262
Упражнение 8.30. 263
Упражнение 8.31. 264
Упражнение 8.32. 271
Упражнение 8.33. 271

Упражнение 8.33. 271
Упражнение 8.35. 272
Упражнение 8.36. 273
Упражнение 8.37. 273
Упражнение 8.38. 276
Обследование поясничной мышцы, включающее модифицированный тест Томаса. 276
Упражнение 8.39. 276
Тест на силу поясничной мышцы.. 276
Упражнение 8.40. 277
Упражнение 8.41. 279
Упражнение 8.42. 280
ЛИТЕРАТУРА.. 282
Тематическая вставка 9. Пальпация методом перкуссии.. 283
Упражнение к тематической вставке. 285
Перкуссия верхней и нижней границ печени. 285
ЛИТЕРАТУРА.. 286
Глава 9. Пальпация внутренних органов и оценка функции дыхания. 287
Эмбриологические воздействия. 288
Вдох-выдох (Инспир и экспир) 289
Хронобиология. 289
Висцеральные сочленения. 290
ТРИ ЭЛЕМЕНТА ВИСЦЕРАЛЬНОЙ ПАЛЬПАЦИИ.. 290
Влияние мускулатуры.. 290
КАК ВЫ ПАЛЬПИРУЕТЕ ОРГАН НА ПОДВИЖНОСТЬ?. 290
КАК ВЫ ПАЛЬПИРУЕТЕ ОРГАН ДЛЯ ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ?.
291
Упражнение 9.1. 291

Рекомендуемое время выполнения – 10 минут. 291
Оценка дыхания.. 292
Соображения структурного характера. 293
Дыхание и мышечная боль. 294
Дыхание, мышечная и суставная активность. 295
Диагностика функции дыхания. 297
Упражнение 9.2. 298
Рекомендуемое время выполнения – 20 минут.. 298
Оценка функции дыхания. 298
ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ССЫЛКИ НА ДРУГИЕ РАБОТЫ ПО ПАЬППАЦИИ.. 299
Схематические результаты.. 300
ЛИТЕРАТУРА.. 301
Тематическая вставка 10. Пальпация пульса по методу ТКМ. 303
Специальное тематическое упражнение 1. 304
Специальное тематическое упражнение 2. 304
Литература.. 306
Глава 10. Пальпация без касания (лечебное прикосновение) 307
Лечебное касание. 307
Так что же, на самом деле, делают врачи?. 308
Д-р Долорес Кригер. 308
Упражнение 10.1. 310
Упражнение 10.2. 311
Упражнение 10.3. 311
Упражнение 10.4. 314
Упражнение 10.5. 314
Упражнение 10.6. 315

Упражнение 10.7. 315
Упражнение 10.8. 316
Упражнение 10.9. 316
Упражнение 10.10. 319
ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ ПЫТЛИВОГО УМА.. 320
ЛИТЕРАТУРА. 321
Тематическая вставка 11. О гипервентиляции.. 322
Что делать с гипервентиляцией. 323
ПРАНАЯМА. 324
Заключение. 324
Литература. 325
Глава 11. Пальпация и эмоциональные состояния.. 327
Три кулака. 329
Почему концепция Лейти так важна?. 330
Упражнение 11.1. 330
КОММЕНТАРИЙ.. 330
Упражнение 11.2. 331
Упражнение 11.3. 332
Упражнение 11.4. 332
Упражнение 11.5. 334
Упражнение 11.6. 339
Упражнение 11.7. 341
Упражнение 11.8. 341
Описание происходящего. 342
Что дальше?. 342
Какое должно быть давление во время работы по Розен?. 343

Иерархия эмоций. 343
Цель. 343
Вклад Апледжера в эмоциональное облегчение. 343
Перекрытие. 344
СУЩНОСТЬ МАСТЕРСТВА ПАЛЬПАЦИИ.. 344
Литература. 345
Приложение.. 346
Алфавитный указатель.. 351
А.. 351
Б.. 351
В.. 352
Г.. 353
Д.. 353
Ж... 354
З. 354
И.. 354
К.. 354
Л.. 355
М... 356
Н.. 357
О.. 358
П.. 359
Р. 360
С.. 361
Т.. 362
У.. 364

Ф... 365
Х.. 365
Ц.. 366
Ч.. 366
Ш.... 366
Э.. 366
Я.. 367
Предисловие
Остеопат (а также и мануальный терапевт) должен быть вечным студентом, ибо каждый пациент является для него источником нового и уникального опыта. Студент, который пускается в это путешествие, в поиски мастерства в искусстве пальпации, обрекает себя на приключение длиною в жизнь. Леон Чейтоу прекрасно понял сущность этого путешествия. Ему не только удалось установить контакты с опытнейшими учителями прошлого и настоящего, и при этом я уверена, что он мало что и кого упустил, но и собрать по пути вместе их личные записи, создав тем самым подробную карту длинного, долгого, но вечно волнующего движения вперед.
Основанная на перцепции пальпация является ключевым моментом в диагностике, и чем более перцептивной она становится, тем менее заметны внешние признаки ее техники.
Уильям Гарнер Сазерленд мог просто сидеть, возложив руки на пациента, закрыв глаза и полностью сосредоточив внимание на больном. Этот могло продолжаться 5, 10, 15 и более минут. Вдруг по пациенту пробегала легкая дрожь, и лечение на этом заканчивалось. Его пальпация воспринимала все, что было нужно и при этом не была ни навязчивой, ни инвазивной. В первые годы существования Американской школы остеопатии Эндрью
Тейлор Стилл требовал уделять пальпации 1 час ежедневно, и касалось это ни мало, ни много - студентов первого года обучения! Стоит ли удивляться поразительной эффективности работы первых врачей-остеопатов? Ставящая перед собой ясную цель пальпация – суть эффективного лечения.
Последовательная, проходящая по нисходящей через все уровни пальпация структур, от костей – к мышцам, фасциям, жидкой среде, энергетическим полям, постепенно ведет студента к основной функции уравнения «структура=функция», которая есть движение.
Основной функцией каждой ткани, каждого органа, каждой клетки, является движение, движение внутреннее[1], существующее как неотъемлемое свойство. «В тот момент, когда прерывается движение по нерву, начинается болезнь» (Стилл). Только когда эта внутренняя подвижность физиологически уравновешена, орган будет эффективно исполнять свои специфические функции. Удар на большой скорости, который бывает при автомобильной катастрофе, или случается в горнолыжном спорте, может оказаться причиной переломов, контузии, сотрясения, или других структурных повреждений, которые можно лечить и даже вылечить. Но такого пациента нельзя будет считать полностью здоровым до тех пор, пока силовые факторы, проникшие при ударе в каждую клетку тела, не будут рассеяны. Внезапная остановка внутреннего движения в организме
может быть вызвана травматическим воздействием и в области эмоциональной энергетики. Так бывает при внезапной утере близкого друга. Когда внутреннее ритмическое движение в нервно-мышечно-скелетной системе восстанавливается, можно излечить парализующее человека горе.
Сазерленд писал о внутреннем движении, присущем головному и спинному мозгу.
Эрлингаузер, малоизвестный исследователь первых лет существования черепной концепции, открыл подвижность олигодендроглиальных клеток. Верн недавно продемонстрировал внутреннюю подвижность нейрона. Динамическое движение внутри энергетических полей является скрытым фактором иммунитета.
Живое движение в поле эмоциональной энергии дает четкий диагноз эмоциональной природы и эмоционального состояния данного пациента: однако не следует забывать и о том, энергетическое эмоциональное поле «отпечатано» в мышечно-фасциальной системе, что весьма ярко описано в Главе 11, и может, таким образом, находиться под ее обратным влиянием.
Тем не менее, я более всего благодарна Леону Чейтоу за то, что он поднял вопрос о праве терапевта на индукцию эмоционального облегчения. Если на двери висит табличка
«просьба не беспокоить», делать там нечего.
В гомеопатической философии Ханеман описал направление лечения изнутри наружу и сверху вниз. Во время курса определенного манипулятивного лечения, при котором наиболее общими приемами после удара на высокой скорости являются компрессия четвертого желудочка и «разматывание» фасций всего организма, могут наблюдаться эмоциональные реакции. К этому, в принципе, не стремятся и более того, это и не то, чтобы желательно, но когда начинается процесс лечения, может произойти эмоциональный взрыв, выплеск, и это очень благоприятно для пациента. И это генерируется целебными потенциальными возможностями самого пациента, а не техникой, применяемой терапевтом. Давайте всегда работать вместе с Богом, который точно знает, что и когда нужно пациенту.
Каждый остеопат (и мануальный терапевт) будет испытывать величайшую благодарность
Леону Чейтоу за самое всестороннее исследование пальпации, а при применении этого учения – слышать шепот постоянно повторяющихся слов Роллина Бекера: «Мы учимся у наших пациентов». Давайте никогда не прекращать учиться и слышать.
1997
Виола Фрайман
Введение
Основа, на которой строится все мастерство мануальной терапии – это способность проводить оценку состояния и умение читать знаки и сигналы, которые посылает тело. В очень большой степени эта способность зиждется на пальпаторной грамотности, развитие и повышение качества которой должны быть, таким образом, основной целью для любого, чья работа состоит в понимании, уходе и, в конечном итоге, лечении живого организма.

Оценка является основой качественных терапевтических мероприятий, пальпацию же можно рассматривать как сердцевину оценки. Немыслимо даже представить себе, чтобы направления лечения могли определяться без оценки состояния/пальпации вне зависимости от того, является такая оценка объективной, или субъективной, создает она основу для диагноза или нет, является ли прогнозом или проверкой прогресса в лечении
(или отсутствии такового).
Какие бы дополнительные средства не применялись – сканирование, рентген, лабораторные тесты, всегда найдется особое место для субъективного процесса оценки, связанного с пальпацией, надежность и точность которой давно установлены. Пальпация хоть обычно и расценивается, как средство сбора доказательств с точки зрения оценки, диагностики и прогноза, существуют, тем не менее, ситуации во многих сферах мануальной пальпации, когда между пальпацией, оценкой состояния и лечебной деятельностью существующая разница оказывается чисто теоретической.
Во многих видах черепной терапии, в частности, или при применении нервно-мышечных техник, режим оценки переходит в лечение и обратно почти постоянно. Эта та «серая зона» практики, в которой принимаются почти мгновенные решения, основанные на тончайшей информации, вводящейся в уравнение через пальпируемые ткани. Насколько свободно опытный и умелый практик-терапевт может почти интуитивно переключаться от пальпации к лечению и обратно, настолько можно считать, что он овладел совершенством в области пальпации.
Дональд Шон (1984) говорит следующее:
- …нетрудно понять, почему собственные действия часто оказываются загадкой для практикующих врачей (терапевтов) в тех областях практики, которые для них неясны…
Мастерство в том, чтобы не только принимать решения, но еще и уметь их выполнять…
Часто, когда опытный практикующий врач распознает в лабиринте симптомов определенный паттерн и создает основу для логически последовательного плана работы, или распознает понятный паттерн в информационной сумятице, происходит нечто такое, что трудно описать. Практикующие врачи [часто] делают качественные оценки, для которых сами не могут толком подобрать адекватные критерии. Они выказывают очевидное мастерство, но ни процедуру собственных действий, ни какие-то их правила описать решительно неспособны.
Шон тут имеет в виду особую демонстрацию знания, которую мы зачастую наблюдаем при многих наших спонтанных действиях. В практике умелые врачи нередко демонстрируют такое, когда выказывают способность к распознаванию, оценке, принятию решения и его исполнению таким образом, который можно назвать как «познание в действии». Умение циркача пройти по натянутому под куполом канату, или способность подающего в бейсболе «знать» и соответствующим образом использовать слабые стороны отбивающего игрока не могут рассматриваться как зависимые от спланированного, структурированного решения. И хотя мы иногда все-таки думаем, перед тем, как что-либо сделать, многие спонтанные действия в той области, где мы обладаем определенным мастерством, говорят о том, что существует некое знание, с интеллектом напрямую совершенно не связанное. Интересно, что при этом все мы очень легко характеризуем что- либо как отклонение от нормы и тут же оказываемся в явном затруднении, когда нас просят сказать, что такое норма, что такое отклонение, и чем они, собственно, отличаются друг от друга.

Это особенно верно в отношении информации, получаемой во время пальпации. Наши руки отлично распознают нормальное состояние и отклонения от него, но попытка выразить в чем, собственно, состоит это отклонение, словесно, или проанализировать его оказывается делом отнюдь не легким, если вообще возможным. Когда мы обдумываем тактильные ощущения, связанные с поверхностью материала (кожи, или какого-то другого), мы можем описать то, что чувствуем в таких терминах, как: грубый, теплый, гладкий, прохладный, пластичный, твердый, и т.п., но мы не говорим о реальных ощущениях давления, или трения на кончиках пальцев, хоть именно эти ощущения и создают понимание тех чувств, которые мы пытаемся описать словами. Из кончиков пальцев мы воспринимаем ощущения, которые интерпретируем как определенные качественные характеристики тканей.
В конечном итоге, квалифицированные люди обучаются выполнять сложные операции и при этом оказываются совершенно неспособны описать словами то, что хотя бы отдаленно напоминало совершаемое ими на самом деле. Метод проб и ошибок, применяемый людьми с чисто базовой подготовкой, оказывается значительно большим, чем простой вариант «попал-промазал», он происходит от внутренней логики, в которой неожиданные последствия влияют на картину того, что надо делать дальше.
Джазовый музыкант умеет слушать чужое и собственное исполнение одновременно и постоянно приспосабливаться к происходящему – обычно подстраиваясь под лежащую в основе музыкальную структуру, или гармонию. Вот это и есть отражение в действии. Мы ежедневно делаем это, беседуя с другими людьми, причем форма и содержание этих бесед могут принимать самые непредсказуемые направления, и тогда всем приходится идти на коллективную импровизацию.
Умелый врач-практик постоянно находится в процессе оценки, зондирования, моделирования, эксперимента, диагностики, определения оказания психического воздействия, и снова оценки – того, что делается, и описание чего оказывается столь несовершенным. Остается только надеяться, что познание навыков пальпации, предлагаемое в этой книге, приведет нас к лучшему пути описания того, чем нам приходится заниматься.
В книге приводится серия ранжированных упражнений и задач, которые помогут всякому находящемуся в поиске такой информации; это может быть и студент, и опытный практикующий врач - если целью их является, как минимум, достижение компетенции и, как мы надеемся, совершенства в способности через прикосновение почувствовать и понять мириады сообщений, хранящихся в тканях и функциях тела.
Что каждый врач (студент) извлекает из передающейся через пальцы информации и собственных наблюдений, какой из его оценки возникает план лечения (если возникает, конечно) – дело очень индивидуальное. Все зависит от личного уровня мастерства, подготовки, системы мнений и интерпретации обнаруженного. Для того, чтобы дать как можно более широкую возможность выбора, для написания этой книги была использована литература по многим разновидностям мануальной медицины, и поэтому упражнения, включенные во многие разделы, были взяты из источников, которые могут показаться несопоставимыми: из книг по хиропрактике, остеопатии, традиционной китайской медицине, медицине Аюрведы, физиотерапии, лечебному массажу, ортопедии.
Использовались и данные первопроходцев прошлого века (XIX), которые смогли найти свой путь к совершенству в пальпации и нанести этот маршрут на карты совершенно иных областей. В книге есть цитаты, находки, полученные интуитивным путем и упражнения, заимствованные у гигантов своего дела и относящиеся к оценке и пальпации всего, что
только возможно: кожи, мышечной структуры, мышечной функции, суставов, органов, эмоционального состояния и даже такой непростой вещи как «энергия». При изучении каждой из таких областей читателя просят об одном: быть восприимчивым, постоянно быть в поиске того, что он получает при повторных наблюдениях, оценках, практике, прикосновениях, чувствовать и учиться у тех тканей, с которыми ему придется иметь дело.
Рекомендуется вести журнал как средство регистрации того прогресса, который будет наблюдаться у учащегося в процессе роста мастерства пальпации, возвращаться к нему, сверяться с ним в течение многих месяцев, которые будут посвящены прикладному использованию этого текста. Отмечая так на карте свой маршрут, читатель будет иметь замечательную возможность сравнить, что он понял и «почувствовал» (во всех смыслах этого слова) в первый раз, когда он выполнял определенное упражнение, с тем, что он получает от него же месяцы или даже годы спустя. Мастерство в оценке и пальпации повышает способность врача-практика в поисках наилучшего выбора в конкретном случае ответственно и эффективно просчитывать, продумывать и рассматривать различные варианты лечения.
По правде говоря, путешествие это бесконечно, потому что в мастерстве пальпации достигнуть абсолютного совершенства невозможно, мы можем только лишь его расширять и оттачивать. И вместе с этим растет и наш лечебный потенциал. Составление упражнений и написание комментариев к ним была для автора сущей радостью, и он желает читателю такого же удовольствия в исследованиях структур и функций человеческого организма.
1997 Леон Чейтоу
Литература:
Schon D 1984 In: Christensen CR, Hansen A (eds) Teaching by the case method. Harvard
Business School, Boston, Mass., USA.
Посвящение
Эту книгу и традиции, в ней представленные, я с глубокой и искренней благодарностью посвящаю пионерам – остеопатам, хиропрактикам, физиотерапевтам, массажистам, врачам лечебной физкультуры, исследователям в области человеческого здоровья прошлого и настоящего, явившимся вдохновителями этой книги, и от которых я взял так много при ее написании. Особой благодарности заслуживают Берил Абакл, Майрон Бил,
Алан Бекер, Роллин Бекер, С.А. Баулз, Борис Чейтоу, Фрэнк Чэпмен, Бертран Деланет,
Элизабет Дик, Иржи и Вацлав Двораки, Клайд Форд, Виола Фрайманн, Джордж Гудхарт,
Филипп Гринман, Грегори Грив, Лаури Хартман, Маршалл Хоуг, Х.В. Гувер, Владимир
Дженда, Уильям Джонстон, Лоуренс Джонс, Брут Джой, Дин Юхан, Долорес Кригер,
Фредди Кальтенборн, Ирвин Корр, Филипп Лейти, Карел Льюит, Стэнли Лиф, Гарольд
Мэгун, Карл Мак-Коннелл, Фред Митчелл-младший, Реймонд Ниммо, Чарльз Оуэн,
Марион Розен, Ида Рольф, Дэвид Симмонс, Фриц Смит, Эдвард Стайлс, У.Г. Сазерленд,
Эндрью Тейлор Стилл, Р. Мак-Фарлейн Тилли, Дженет Тревел, Джон Апледжер, Пол Ван
Аллен, Девананчанд Варма, Уильям Уолтон – и многие, кого я не упомянул, но чья работа отражена в книге.
[1] Под термином «внутреннее движение» здесь понимается движение как неотъемлемое состояние материальных тел: органов, клеток и пр. Концепция этого движения имеет
много общего с понятием ЦИ (энергия, прана), принятой в традиционной китайской медицине. (Примеч. переводчика).
Глоссарий
Аббревиатура на
английском
Аббревиатура на
русском
Перевод
AC
АК
акромиально -ключичный
АМТ
НМН
неблагоприятное механическое напряжение
АР
ПЗ
Передне-задний
ASIS
ВПГПК
Верхний передний гребень подвздошной кости
CNS
ЦНС
Центральная нервная система
CSF
СМЖ
Спинномозговая жидкость
СТМ
МСТ
Массаж соединительных тканей
F-AB-ER-E
С-О-ВН-Р
Сгибание-отведение-вращение наружу- разгибание
FMS
СФМ
Синдром фибромиалгии
GAS
СОА
Синдром общей адаптации
HSZ
ЗПКЧ
Зона повышенной кожной чувствительности
HVS
СГВ
Синдром гипервентиляции
LAS
СМА
Синдром местной адаптации
МЕТ
ТМЭ
Техника мышечной энергии
MI
ОМК
Область механического контакта
NMT
НМТ
Нервно-мышечная техника
PKB
СКЛ
Сгибание колена в положении лежа
PNF
ПСШ
Пассивное сгибание шеи
PSIS
ЗГПК
Задний гребень подвздошной кости
РРР
БТН
Болевая точка на надкостнице
SI
КП
Крестцово-подвздошный
SLR
ППН
Поднимание прямой ноги
SOT
КЗТ
Крестцово-затылочная техника
ТСС
КТП
Коэффициент теплопроводности
ТСМ
ТКМ
Традиционная китайская медицина
TFL
М,, натягивающая fascia lata
TMJ
ВНС
Височно-нижнечелюстной сустав
ТР
ТТ
Триггерная точка
TR
ТР
Терморецептор
ULTT
ТНВК
Тест напряжения верхней конечности

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

перейти в каталог файлов
связь с админом