Главная страница

Литература по истории русского христианства Введение. Русское православие после Киевской Руси формирование биполярности


НазваниеЛитература по истории русского христианства Введение. Русское православие после Киевской Руси формирование биполярности
Анкор+LURIE-pravka.pdf
Дата27.01.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаLURIE-pravka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#795
страница1 из 17
Каталогtopic29115409_25294114

С этим файлом связано 82 файл(ов). Среди них: zhurakovskiy.djvu, vinnichuk.djvu, Grazhdanskaya_voyna_v_SShA_1861_1865.fb2, kontsept.doc, Tyorner_F_Dzh_Frontir_v_amerikanskoy_istorii_2009.pdf, Andreev_Yu_V_Gomerovskoe_obschestvo_2004.pdf, Alexeev_V_P_Stanovlenie_chelovechestva.djvu, F_Engels_-_Proiskhozhdenie_semi_chastnoy_sobst.doc, V_M_KABUZAN_-_UKRAINTsY_V_MIRE.djvu, Popravki_ko_2.docx и ещё 72 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
В . М . Л
УРЬЕ Русское православие между Киевом и Москвой
В. МЛ УРЬЕ(игумен Григорий)
Р
УССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
МЕЖДУ
К
ИЕВОМ
И
М
ОСКВОЙ
Очерк истории русской православной традиции между XV и XX веками
Т
РИ КВАДРАТАМ Апостола. Львов, 1571
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Библиографическая справка основная литература по истории русского христианства . . . . . . . . . . . . . . . . . Введение. Русское православие после Киевской Руси формирование «биполярности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Русский исихазм в XIV веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Первые признаки разделения между русскими западом и востоком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава I. Процесс разделения Киевской митрополии (Источники и историография . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
1. Киевская митрополия от смерти митрополита Фотия до падения Константинополя (1431–1453) . . . . . . . . . . . . . . . 24
1.1. Флорентийская уния и митрополит Исидор Киевский . . 24
1.2. Киевская митрополия между Фотием и Исидором . . . . . .
1.3. Москва, 1441: отвержение Исидора, принятие унии . . . . .
1.4. Киевская митрополия между Исидором и Ионой . . . . . . .
1.5. Иона – митрополит без автокефалии . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.6. Церковно государственная идеология Твери . . . . . . . . . . Библиографическое замечание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.7. Промежуточный итог Киевская митрополия накануне 1453 года . . . . . . . . . . . . .
5
С
ОДЕРЖАНИЕ
УДК 130.2:27
ББК 71.0
Л21
В оформлении переплета использована гравюра Василия Кореня Второй день творения (лист 2 из Библии, Издатель С.Митурич
Редактор: Т. Ершова
Корректор: А. Мартынова
Производство: Е.Кострикина
ЛУРЬЕ В.К.
Русское православие между Киевом и Москвой . – М. : Три квадрата, 2009.
– 288 с. – ISBN 978 5 94607 112 Вставить библиограф. аннотацию строк 5 8
© В.Лурье, 2009
ISBN 978 5 94607 112 7
© Три квадрата, 2009

4.4. Сакрализация личности царя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.5. Московская монархическая идеология и ее оппоненты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава III. Московское патриаршество установление, падение, восстановление (1589–1633)

1. Установление Московского патриаршества Рим все еще третий, но уже не единственный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Значение повторной хиротонии Московского первосвятителя .
2.1. Происхождение обряда повторной епископской хиротонии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Применение повторной хиротонии к поставлению первосвятителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Московский примат вместо примата Римского . . . . . . . . .
3. Смутное время одновременный крах царства и
«священства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Патриарх Филарет вторая попытка православной вселенной в пределах только Третьего Рима . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава IV. Киевская митрополия до Переяславской Рады. Две Руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. До Брестской Унии 1596 года богословские кружки, библия,
братства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Супрасльский монастырь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Кружок князя Курбского и старца Артемия в Миляновичах
2.3. Острог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4. Острожская Библия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.5. Братства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Брестская уния (1596): ожидания и ближайшие последствия.
Библиографическое замечание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Последствия Брестской Унии 1596 – 20 е годы XVII века . . . .
5. Попытка заключения второй унии. Петр Могила и церковный раскол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Псевдоморфоза православия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Разделение Киевской митрополии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Константинопольский патриархат после турецкого завоевания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Киевская митрополия отвергает унию (1454–1459) . . . . . .
2.3. Антиуниатская идеология Киевской митрополии . . . . . . .
2.4. Новая хронология Киевской митрополии Московский собор 1459 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.5. Новая хронология Киевской митрополии митрополит Иона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.6. Проблема преемства митрополиту Ионе . . . . . . . . . . . . . .
2.7. Отложенный статус Киевской митрополии . . . . . . . . . .
2.8. Предпосылки московского раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.9. Московский раскол факты и легенда Иосифа . . . . . . . .
2.10. Вторая попытка введения унии в Литве . . . . . . . . . . . . . . .
2.11. Митрополит Спиридон и стабилизация московского раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.12. Смены митрополитов на Киевском престоле в Литве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.13. Третья попытка введения унии в Литве . . . . . . . . . . . . . . .
2.14. Итоги разделения Киевской митрополии . . . . . . . . . . . . . Глава II. Московская церковь между иосифлянами и нестяжателями (1503–1584)

1. Каноническое право для Третьего Рима реформы иосифлян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Московский собор 1503 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Москва – Третий Рим Послание старца Филофея . . . . . . . .
1.3. Родословие московских царей от кесаря Августа . . . . . . . . .
1.4. Стоглавый собор (1551) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Контрреформы нестяжателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Нестяжательство как программа политической оппозиции:
князь Андрей Курбский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Князь Курбский и третий Рим Чингисхана . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. НС. Трубецкой о наследии Чингисхана» . . . . . . . . . . . . .
4.2. Государственная «метарелигия» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.3. Культ царского рода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
7
Содержание
Русское православие между Киевом и Москвой

5.1. Раскол между диаконом Феодором и протопопом
Аввакумом. «Ануфриевщина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2. Беспоповство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.3. Поповцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.4. Единоверие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава VII. Реформы Петра I и синодальный период
государственной Церкви (1700–1917)
1. Ограничение патриаршей власти (1700–1721) . . . . . . . . . . . . . Библиографическое замечание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Учреждение Святейшего Правительствующего Синода (1721) .
3. Развитие Петровских реформ в XVIII столетии . . . . . . . . . . . . .
4. XIX столетие. Основные тенденции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Крах государственной Церкви в 1917 году и его последствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1. Предреволюционное положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2. Восстановление патриаршества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.3. Обновленчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.4. Церковные разделения в период гонений . . . . . . . . . . . . . Заключение. Общерусская православная традиция . . . . . . . . . . Литература
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава V. Церковная юрисдикция Киева в спорах между Константинополем и Москвой
Библиографическое замечание. Киевская митрополия после Переяславской Рады (1654–1683) .
2. Подготовка Киевской митрополии к переводу в Московский патриархат (1683–1685) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Кто, с кем и почему вел переговоры в Турции . . . . . . . . . . . . . .
4. Договоренности 1686 года маленькие дипломатические хитрости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Первоначальная позиция Москвы (октябрь 1685) . . . . . . .
4.2. Исходная позиция Москвы для переговоров в Турции (ноябрь 1685) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.3. Формальные итоги переговоров в Турции . . . . . . . . . . . . .
4.4. Предварительный проект патриарха Досифея . . . . . . . . . .
4.5. Непосредственная реакция Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.6. Итоги 1686 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Ближайшие последствия переподчинения Киевской митрополии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Исторический постскриптум дело о Польской автокефалии . Глава VI. Великий расколи староверие
1. Русская культура в XVII веке и кружок боголюбцев
(ревнителей благочестия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Начало Великого раскола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Библиографическое замечание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Кто были главные действующие лица с 1650 х годов по 1682 год . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Патриарх Никон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Непосредственные противники Никона и царь Алексей Михайлович . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Иностранцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.4. Монашество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Реакция традиционалистов внутригосударственной церкви. Ересь пестрых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Староверие. Жизнь старообрядческих общин до ХХ столетия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
Содержание
Русское православие между Киевом и Москвой

В
год 1020 летия Крещения Руси естественно задуматься о путях русского православия – причем, именно путях, так как единого пути у русского православия не было. Через несколько столетий после Крещения Руси оно разделилось между двумя центрами, Киевом и Москвой. На отдельные столетия киевский центр мог физически перемещаться в Новогрудок (на территории современной Белоруссии, а московский – в Санкт Петербург, но символического значения Киева и Москвы это никогда не отменяло. Киев оставался центром западнорусской православной традиции, общей для нынешних Украины и Белоруссии,
а Москва – для православной традиции восточнорусской. Эти традиции нередко сталкивались в конфликтах, но никогда не отделялись друг от друга окончательно. Православная традиция,
наследовавшая Крещению Руси при князе Владимире, спустя пять веков после Крещения стала биполярной, ноне распалась окончательно на две независимых традиции. Истории такой би полярности русского христианства и посвящена эта книга.
Первый вариант этого очерка был написан по английски как глава «Russian Christianity» для The Blackwell Companion to Eastern
Christianity
1
. Тогда главной задачей было дать предельно краткое
11
Предисловие
1
B.
LOURIÉ, Ch. 10. Russian Christianity // The Blackwell Companion to Eastern
Christianity / Ed. by Ken Parry (Oxford: Blackwell, 2007), Апостол Ивана Федорова. Москва, 1564

занимает положение, в лучшем случае, какого то экскурса, либо мы видим историю Украинской церкви, возводимую едва лине куда ток крещению древних укров (о которых см, напр.:
Ч
АЙЧЕНКО,
2003 3
) святым князем Украины Володымером, и которая чуть лине вся состоит в сопротивлении москалям Нонам в Великой России грешно смеяться над потомками древних укров»: мы делаем тоже самое, что и они, когда подменяем историю русской Церкви историей церкви Московской.
С какого то времени (во всяком случае, уже к XIV веку) история русского христианства, не разделяясь окончательно на два самостоятельных потока, стала биполярной. Русское христианство поляризовалось между двумя центрами притяжения – вос точнорусским и литовским, то есть западнорусским. Ниже мы постараемся дать краткий очерк истории этого биполярного развития русского православия, стараясь не допускать диспропорциональности во внимании ник одному из обоих полюсов
4
введение в современное состояние изучения всех проблем, связанных с историей русской православной традиции от начала до настоящего времени (что, впрочем, было совершенно нереально уместить вили тысячах английских слов. Всякая попытка систематизации хороша тем, что дает шанс если и не всегда открыть нечто новое, то, по крайней мере, по новому увидеть нечто старое. Самое интересное из этого старого, что мне тогда удалось увидеть, – это, как ни странно,
единство русской христианской традиции даже ив период с по XVIII век. Это единство таково, что оно кажется само собой разумеющимся для тех, чье знакомство с русской церковной историей не выходит за пределы (всегда идеологически ангажированных)
учебников, а для тех, кто изучает церковную историю сколько нибудь глубже – уже далеко не очевидно. Для них очевидно другое что имеются налицо две разных традиции, обе из которых возводили себя к Киевской Руси и святому Владимиру. Одна традиция – московская, а другая – киевская. Не секрет, что даже в худшие времена церковного раскола и разрыва евхаристического общения между Киевом и Москвой) культурное и даже собственно религиозное взаимодействие между соответствующими традициями оставалось очень тесным. Тем не менее, политическая и церковно политическая конъюнктура никогда не складывалась так, чтобы излагать историю русского православия без налета московской или
«киевской» партийности. Обычно мы видим другое либо такую историю русской церкви, в которой речь идет только о церкви Московской, а рассказ о западнорусской церковной жизни, если он есть вообще,
12
13
Р УС С КОЕ ПРАВОСЛАВИЕМ ЕЖ Д У КИЕВ ОМ ИМ ОС КВО Й
П РЕДИС ЛОВИ Е
2
Поэтому в английский вариант не вошло многое из того, что вошло в русский.
Но ив русском имеются сокращения по сравнению с английским вариантом (главным образом, это раздело христианстве в Киевской Руси. В нынешнем варианте работы уточнены также многие факты и выводы исторического и канонического характера, так что в целом английский вариант можно считать устаревшими во многих случаях не отражающим нынешнюю точку зрения автора.
3
Специально привожу эту ссылку, дабы не оказаться заподозренным в юморе. Мне хотелось бы поблагодарить всех тех, кто тем или иным образом помог появлению этой книги. В частности, это переводчик с английского первоначальной редакции этой работы А. Полещук, литературный редактор его перевода монахиня
Кассия (ТА. Сенина), а также постоянно участвовавшие в обсуждении этой книги на всех стадиях ее написания А. В. Солдатов (взявший на себя труд отредактировать разделы по новейшей церковной истории и староверию), Юрюс Бруклюс
(оказавший мне неоценимую помощь своими консультациями по истории Великого Княжества Литовского и Польши, ДА. Шабанов (подробно обсуждавший со мной множество проблем церковно канонического характера, особенно связанных с историей подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату),
Е.М. Бормотова, монахиня Ксения (О. В. Митренина), Г. И. Беневич, Д. В. Каштанов, П. В. Лукин, Дан Шапира, В. И. Земскова, В. Паршев и читатели моего веб лога http://hgr.livejournal.com . Разумеется, все ошибки, допущенные в этой книге,
лежат исключительно на совести ее автора
первых, то знание источников, которое соответствует уровню начала XX в.
(Флоровский писал почти исключительно на основании дореволюционных исследований, сегодня уже является устаревшим. Во вторых, в нем не особенно подробно освещен период до 1700 года, а что касается и XIX вв., то чувствуется заметный дисбаланс в пользу взглядов, бытовавших в стенах духовных академий. Несмотря на недостатки, монография относится к числу основных работ по русскому богословию это первая попытка пересмотреть всю историю христианства в России с позиций того, что позднее будет названо неопатристическим синтезом.
В настоящей книге библиографический аппарат, выходящий за пределы этих основополагающих исследований, по возможности, минимизирован. Упор сделан только на новейшей научной литературе и на тех работах, которые проясняют отдельные сложные или спорные вопросы, не получающие должного (как мне представляется) освещения в работах более общего характера.
П РЕДИС ЛОВИ Е
Думается, одна из лучших монографий в данной области была написана
А. П. Доброклонским (Его Руководство по истории Русской Церкви, впервые опубликованное в 1890–1894 гг., представляет собой относительно краткое введение в историю христианства в России,
охватывающее период от истоков дох годов XIX в. (Д
ОБРОКЛОНС
КИЙ
, 2001). Среди священнослужителей и профессоров, занимавшихся светской наукой, Доброклонский выделялся редкой способностью сочетать в себе холодный критичный ум ученого историка с глубоким пониманием особых жизненных механизмов, функционирующих внутри
Церкви.
Также следует упомянуть о многотомном труде, в котором предпринята попытка охватить всю историю Русской Церкви вплоть до 1997 г.

АКАРИЙ
, 1994–1999). Он основан на тринадцати томах «Истории
Русской Церкви, написанной Макарием (Булгаковым), митрополитом
Московским и Коломенским (1816–1882). Впервые История Русской
Церкви» издавалась с 1857 по 1883 г. Вклад митр. Макария (Булгакова) в изучение русской церковной истории сопоставим с вкладом Николая Ка рамзина (1766–1826) в историю Российского государства. Сегодняшний
«Макарий» включает все 13 томов с обильными комментариями и библиографическими дополнениями, сделанными группой современных ученых. В добавление к этому, период с 1700 по 1917 г. отражен в русском переводе прекрасной монографии ученого эмигранта из России И. К.
Смолича (1898–1970), первоначально издававшейся на немецком языке в и 1991 гг. ИК. Смолич известен также своими исследованиями русского монашества (опубликованы на немецком языке в 1952 и 1953 гг.),
перевод которых также вошел в «Макария». Таким образом, на сегодняшний день «Макарий» является еще и лучшим введением в историю русского монашества до 1917 года. Относительно периода 1917–1997 гг. новый
«Макарий» отличается куда меньшей надежностью.
Что касается истории идей в русской христианской традиции, то здесь прежде всего нужно отметить эпохальный и до сих пор непревзойденный труд Пути русского богословия (впервые издан на русском языке в Париже, 1937), написанный протоиереем Георгием Флоровским
(1893–1979), который был выдающимся патрологом и одним из крупнейших православных богословов XX столетия (Ф
ЛОРОВСКИЙ
, 1983; ср.
авторизованный перевод на английский язык F
LOROVSKY
, 1979; ср. также. Труд, тем не менее, имеет некоторые недостатки. Во
14
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов
связь с админом