Главная страница

Литература. Литературные направления


Скачать 46,98 Kb.
НазваниеЛитературные направления
АнкорЛитература.docx
Дата30.11.2016
Размер46,98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLiteratura.docx
ТипДокументы
#9950
Каталогmaria_zimmermann

С этим файлом связано 39 файл(ов). Среди них: EGE_2014_Istoria_Novy_polny_spravochnik.pdf, Samy_polny_istoricheskiy_slovar.pdf, EGE_2014_Istoria_Tipovye_testovye_zadania.pdf, EGE_2014_Istoria_Uchebno-prakticheskiy_spravochn.pdf, Istoricheskie_deyateli_C6.pdf, О. В. Владимирова История. Полный справочник дл...doc, zadacha.xls, Vse_proizvedenia_shkoln_progr_v_kratkom_izlozh.pdf, remizov_posolon.djvu и ещё 29 файл(а).
Показать все связанные файлы

Литературные направления.

Литературное направление

Периодичность

Характеристика

Представители


Классицизм

2-я четверть 18 – начало 19 века

(1730 – 1760)

- культ античности и разума

- высокая гражданская тематика

- триединство места, времени и действия

- отражение жизни в идеальных образах

- обращение к античному наследию

- говорящие фамилии

- строгое сословное деление

Для русского классицизма также характерна сатирическая, обличительная направленность, для них произведение – путь к совершенствования человеческой натуры. Большое место в русском классицизме занимают стихотворные жанры: оды, басни, сатиры.

В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.В. Державин, Д.И. Фонвизин

Сентиментализм

Вторая половина 18 века – начало 19 века.

- повышенный интерес к человеческой личности независимо от сословия, к ее чувствам и переживаниям, внутренней жизни

- культ чувства

- пейзаж – не просто фон развития действия, он созвучен личным переживаниям автора или героя

- преобладание малых жанров, распространение новых поэтических жанров (элегия, пастораль, послание) и новой, окрашенной чувством лексики

Основоположник в России – Н.М. Карамзин

Романтизм

Конец 18 – начало 19 веков

(1809 – 1840)

- изображение природы. Пейзаж – действующее лицо, помогает изобразить внутренний мир

- герой – исключительная неординарная личность с сильным характером. Находится в конфликте с окружающим миром

- идея двоемирия. Герой ищет возможности для обретения гармонии

- возвышенные чувства, богатую духовную жизнь, стремление к идеалу.

- герой зачастую одинок и нередко погибает

Жуковский, Лермонтов, раннее творчество Пушкина, черты романтизма есть в творчестве Тютчева, Фета, ранних рассказах Горького

Реализм

Начиная с 40-ч годов 19 века

- писатель объективно, достоверно изображает жизнь в типических характерах, действующих в типических обстоятельствах

- исследование социальных связей человека и общества

- нет четкого деления на положительных и отрицательных героев

Просветительский – Фонвизин, Крылов

Критический: Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов и др.

Социалистический: Горький, Шолохов

Символизм

Конец 19 – начало 20 века

Возник по Франции

Философская основа русского символизма – трактат Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы

- цель искусства – интуитивное постижение мира через символы

- идея о существовании двух миров: земной и вечный, совершенный. Земной мир – слабое отражение мира потустороннего. Поэт связующее звено.

- концепция нравственного совершенствования

Старшие символисты: Брюсов, Мережковский, Бальмонт, Гиппиус

Младосимволисты – Блок, Белый, Иванов

Брюсов: - твердый, чеканный стих

- Образ большого современного города

- использование латинских названий

- сквозной образ мечты, искусства

- стремление объять в своем творчестве все времена и страны

Бальмонт: - поэзия для него «выразительница говора стихий»

- в стихах звучит лирическое «я»

- эгоистичность, манерность, самолюбование

- стихи импрессионистичны

- необыкновенная музыкальность


Иванов: - творческие идеалы ищет в прошлом

- уход от индивидуального в искусстве

- обращение к античности

Блок (раннее творчество): сборник стихов о Прекрасной Даме

Акмеизм

1900-е – 1910-е годы

- отрицание мистических устремлений символов

- возвращение слову его первоначального значения

- конкретно чувственное восприятие внешнего мира

Мандельштам, Ахматова

Футуризм

(будетляне)

1910-е – 1920-е

- Современный мир – движение, устремленность в будущее

- искусство – средство создания новой реальности

- отрицание привычных норм грамматики, правописания (деформация слова, разрушение синтаксиса и др)

- призывали «сбросить Пушкина и других с корабля современности»

- цель – шокировать публику

- утверждали право на словотворчества

- смысл слова связан со звучанием, а не со значением

- сокрушали рифмы и ритмы, воспевали власть новых тем

- использование грубых выражений

Кубофутуристы (Гилея): Хлебников, братья Бурлюки, Крученых, Маяковский, Каменский

Эгофутуристы: Северянин, Игнатьев, Гнедов

«Центрифуга»: Пастернак, Асеев, Бобров

«Мезонин поэзии»: Шершеневич

Имажинизм

Течение периода русского декаданса

- приоритет самоценного образа, формы над смыслом, идеей

- задача творчества в придумывании небывалых ранее образов и слов

Есенин (некоторый период творчества)

Литературоведческие термины

Название термина

Определение

Примеры

Аллегория

Художественный прием, основанный на изображении отвлеченной идеи, абстрактного понятия через конкретный образ, мысль. Взаимосвязь между образом и его значением устанавливается по сходству.

Лиса – аналог хитрости, сова – мудрости, оливковая ветвь – аллегорическое изображение мира, Купидон – аллегория любви и тд.

Анафора

Единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких строф, стихов или полустиший.

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке

Инверсия

Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятого порядка слов

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням

Афоризм

Изречение, выражающее какую-нибудь обобщенную мысль, выявляющую обще и типическое в действительности, в лаконичной, художественно заостренной форме.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

«Счастливые часов не наблюдают»

Эпитет

Образное определение, дающее художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения

Румяная заря, робкое дыхание, бродяга ветер, живая вода…

Метафора

Вид тропа, в основе которого лежит перенос наименования по сходству или по аналогии.

«Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает правила правдоподобия, придает изображению условность и выводит образ за пределы вероятного

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый

Градация

Цепь однородных членов с постепенным нарастанием или убыванием их смысловой или эмоциональной значимости

Я звал тебя, но ты не оглянулась

Я слезы лил, но ты не снизошла

Аллюзии

Обозначение намека или указания на реальные исторические или литературные факты

Например, рассказ о 30 тысячах, за которые жена выкупила Свидригайлова, намекает читателям на цитаты из «Слова о сошествии Иоанна Крестителя во ад»: «Оценили меня в 30 сребреников»

Реминисценции

Присутствующие в художественных текстах «отсылки» к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям или их авторам. Реминисценциями могут стать цитаты или пересказ, названия произведений и прочее

Вторая строка стихотворения Мандельштама «Я список кораблей прочел до середины « («Бессонница. Гомер. Тугие паруса») отсылает читателя ко второй песне «Илиады»

Тавтология

Повторение одинаковых или близких по смыслу и звуковому составу слов

Ой, полным-полна коробушка

Топос

Художественные образы открытых природных пространств ,а также места разворачивания художественных смыслов

Русская земля в «Слове…» - это часть лесостепного пространства на юге Руси от Киева и до Курска

Фабула

Цепь событий, о которых повествуется в произведении, в их временной последовательности. Иными словами, фабула – «то, что было на самом деле», между тем как сюжет – «то, как узнал об этом читатель». Фабула может как совпадать с сюжетом, так и расходиться.

Сюжет и фабула расходятся, например, в романе «Герой нашего времени»

Синекдоха

Один из тропов, разновидность метонимии, основанный на переносе по количеству:

  1. Называется часть вместо целого

  2. Называется единственное число вместо множественного

Чичиков обращается к мужику: «Эй, борода».

«И слышно было до рассвета

Как ликовал француз»

Перифраз

Троп, обозначающий замену прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты

Царь зверей вместо лев, туманный Альбион вместо Англия

Метонимия

Вид тропа, в основе которого лежит перенос наименования по смежности

«Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал» (автор и его произведение)

Партер и кресла – всё кипит (предмет и человек)

Гипербола

Стилистическая фигура, состоящая в явном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления

Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна.

Литота

Термин, обратный гиперболе. Намеренное преуменьшение

Мальчик с пальчик

Оксюморон

Стилистическая фигура, состоящая в намеренном сочетании несовместимых понятий

Ей весело грустить, такой нарядно обнаженной

Живой труп

Синтаксический параллелизм

Сходное синтаксическое построение двух и более предложений или других фрагментов текста.

Когда умирают кони – дышат,

Кода умирают травы - сохнут

Звукопись

Система звуковых повторов тех или иных элементов звукового состава:

  1. Аллитерация – повторение одинаковых, однородных согласных

  2. Ассонанс – повторение одинаковых гласных

  1. Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея…

Звучал булат, картечь визжала…

  1. Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ли в многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Стихотворные размеры

Ямб

Двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Хорей

Двусложный размер, в котором ударение падает на первый слог

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна

Дактиль

Трехсложная стопа, в которой ударным является первый слог

Тучи небесные, вечные странники!

Степью лазурною, степью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную

Амфибрахий

Трехсложный размер, в котором ударным является средний слог

Гляжу, как безумный, на черную шаль

Анапест

Трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог

«Мы с тобой бестолковые люди»



Поэт

Годы жизни

Характеристика творчества

Ф. И. Тютчев

1803 - 1873

Природа для Тютчева – живое и одухотворенное существо, которое развивается, устремляясь к торжеству правды, добра, красоты, к мировой гармонии. Природа – это жизнь.

У Тютчева исчезают барьеры между человеческими и природными мирами: страдания и радости природы становятся страданиями и радостями человека. Природа и человек в состоянии творческого развития, которое проистекает между Космосом и Хаосом. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения. Космос – созидание, примирение, гармония.

В стихах о природе можно выделить два направления – дневное и ночное (гармоническое и трагическое)

А.А. Фет

1820 - 1892

Фет принадлежал к сторонникам «чистого искусства» и считал, что литература должна жить не гражданскими проблемами, что главной ценностью и целью поэта является красота.

Поэзия не биографична, лирический герой не равен автору. Фет передает субъективное состояние лирического героя (природы), ощущение невнятное, сиюминутное. Поэтическая манера Фета импрессионистская.

Музыкальность: звукопись, словесные повторы, индивидуальный ритмический рисунок, совпадают границы ритма и синтаксического членения.

Н. А. Некрасов

1821 - 1876

Основные темы творчества:

- крестьянская тема, тема народа

- тема Родины сливается с темой народа

- тема любви

- назначение поэта и поэзии

- гражданская поэзия

Стихи Некрасова сюжеты. В них используются простые обороты и стилизация под крестьянскую речь. Некрасов показывает неэстетичные темы.

В любовной лирике ярко выделяется панаевский цикл, в котором показаны сложные взаимоотношения двух сильных и талантливых личностей.

В любовной лирике проявляется «проза любви»: споры, конфликты. Лирический герой видит не только достоинства, но и недостатки. Поэтический анализ чувства.

И. А. Бунин

1870 - 1953

Ранняя лирика Бунина чаще пейзажная, обладающая конкретностью, точностью обозначений. Много слов, отражающих настроение, гармонию природы: запах, свет, цвет и ощущения. Преобладает чувство прекрасного и психологизм пейзажа.

Любовь в лирике Бунина драматична, даже трагична. Любовь – великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная.

А. А. Блок

1880 - 1921

При всем отличии ранних стихотворений от последующих, поэзия Блока выступает как одно целое, как единое произведение, развернутое во времени, как отражение пройденного поэтом пути.

Цикл «Стихи о прекрасной даме»: В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко воспринял он тогда учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить "землю" и "небо" и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.

Идеи "двоемирия", сочетание материального и духовного воплотились в этом цикле через сложную систему символов. Не менее многопланов облик героини. С одной стороны она предстает как вполне реальная, "земная" женщина. С другой стороны - это небесный, мистический образ "Девы", "Зари", "Величавой Вечной Жены".

Стихотворения на тему революции: Поэт ощущает свою сопричастность всему происходящему в тревожном, остро конфликтном мире повседневной жизни. Это прежде всего события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. Характерно, однако, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не считает себя достойным быть в их рядах:

Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, особое значение имеют стихотворения, где поэт развертывает образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней.



Белла Ахмадулина

Ахмадулина наиболее близка к романтической элегии. Она создала романтический вариант неоакмеизма. У Ахмадулиной всегда и обязательно «в начале было слово»: слово наполняет природу красотой и смыслом. Возникает оппозиция между миром, созданным магией слова, и реальностью. Лирическая героиня Ахмадулиной не совершает свой выбор, а остается «на пороге как бы двойного бытия» (Тютчев).

У Ахмадулиной поэт как бы заменяет собой воспетый им мир. Создавая свои стихи, он непременно соотносит их с окружающим миром. Сочинение стихов не противоположно миру, а посвящено разгадке заложенных в него смыслов.

«Манерный» стиль. В ее стиле всегда присутствует самоирония и трагический стоицизм. Мотив муки, пытки творчеством. Ахмадулина не скрывает страха перед трагической миссией поэта.

Иосиф Бродский

Лауреат Нобелевской премии. Лирика Бродского начала 60-ч включает описательные и изобразительные элементы. В них отчетливо звучит элегический мотив одиночества, прощания с любовью. Глубинные переживания – мысли и чувства.

Период с 1965 по 1972 был временем активного творчества, интенсивной разработкой его главных тем, углубления его художественного мировосприятия. Темы: духовная жизнь современного человека, вечная проблема любви и одиночества…

В поэзии Бродского следует подчеркнуть широту ее проблемно-тематического диапазона, естественность и ограниченность включения в нее жизненных, культурно-исторических, философских пластов, реалий, ассоциаций. Обращают на себя внимание реализованные в поэзии Бродского богатейшие возможности ритмики, виртуозность его рифмы. Несомненна та роль, которую Бродский сыграл в окончательном снятии языковых ограничений и запретов, в расширении творческого потенциала, развитии языка современной русской поэзии.

Андрей Вознесенский

Принадлежит в группе, называемой поэтами - «шестидесятниками». Для его творчества характерны своеобразные метафоры, в ассоциативное поле которых втянуты новейшие представления и понятия, рожденные веком НТР. Прямое преломление внешней реальности. С приметами НТР у Вознесенского соседствуют образы русской старины и великих художественных свершений, и отзвуки глобальных событий.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

( первая книга опубликована в 1928, четвертая – 1940)

Проблематика романа

«Тихий Дон» - монументальное произведение о революционной эпохе. Шолохова интересовали судьбы народа и переломные моменты в его истории.

Многоголосие народной жизни, множественность человеческих характеров, несущих в себе свойства времени, социальная среда и неповторимые черты личного своеобразия.

Писатель широко развертывает панораму времени, чтобы обрести возможность познания движений человеческого сердца, уяснить истинный смысл событий, происходящих в казацком кулачестве.

В «Тихом Доне» затрагиваются те события и решаются те проблемы, которые находились в поле зрения многих великих писателей.

История создания романа

Роман-эпопея "Тихий Дон", наверное, самое загадочное произведение XX века, вокруг которого ведутся постоянные споры литературоведов. Как это ни прискорбно, но многие работы даже талантливых литературоведов посвящены не раскрытию своеобразия и образности языка "Тихого Дона", но обсуждению темы плагиата и непричастности Михаила Шолохова к созданию романа.

Первоначальный замысел Шолохова охватывал лишь корниловский мятеж и назывался "Донщина", однако объяснить причины неудачи восстания без предыстории казачества ему действительно оказалось "не под силу". Первая книга "Тихого Дона" увидела свет на страницах журнала "Октябрь" в 1927 г., во многом благодаря Серафимовичу, сумевшему разглядеть в рукописи молодого автора великое произведение.

В 1934 году, на пятом году трагедии коллективизации, Шолохов заканчивает четвертую книгу "Тихого Дона". Через некоторое время он принимает (обычное для автора) решение полностью ее переписать. Полностью переписать книгу удалось лишь в 1939 г.

Эпичность

Шолохов поставил в центр эпического повествования такую социальную среду и героев, которые, казалось, не дают простора для глубокого философского осмысления эпохи и общечеловеческих проблем – жизнь простых тружеников деревни. Шолохов сумел увидеть в жизни простых неграмотных казаков такую силу страстей, нравственных идеалов, духовных поисков, такой сложный и богатый мир человеческих индивидуальностей, что через их труд, помыслы и трагедии показал характер самой революции и пути решения коренных общечеловеческих проблем.

Картины природы в романе

В романе "Тихий Дон" М. Шолохов активно использует оригинальный прием сопоставления явлений из жизни природы и человека, когда нет прямых уподоблений, сравнений с помощью союзов "как" или "будто". Этот прием называется "психологический параллелизмом". И природное и человеческое органично, неразрывно связаны друг с другом. Однако понимание этого нисколько не умаляет человека. Напротив - оно возвращает его в вечное лоно природы и дает человеческой душе чувство несравнимого умиротворения.

Быт и традиции в «Тихом Доне»

Повседневная жизнь, наполненная хозяйственными заботами, и события исторические выступают и конкретные обстоятельства, в которых действуют герои.

Течение жизни хутора Татарского медленно и неторопливо. Игрища да лихие скачки, труд до горького пота в степи и рыбалка – вот чем наполнены дни.

Шолохов рисует своеобразные нравы, закрепленные вековой традицией народные казацкие обычаи, детально показывает быт. Мы видим, как одеваются казак и казачка в будни и праздники, что требуется казаку на службу… Шолохов мастерски передает поэзию народного быта , очарование тех традиций, которые выбрал народ. Он не скрывает, что в некоторых народных обрядах и обычаях много грубого, иногда нелепого и даже унизительного.

В песнях, в метком слове раскрываются живой ум, острая наблюдательность, эстетическая культура народа. Сквозь грубый быт, тьму предрассудков пробиваются ростки прекрасного и возвышенного.

Мир семьи

В романе Шолохова показано несколько семей: Мелеховы, Коршуновы, Моховы, Листницкие. Однако лишь мелеховский курень является центром идейно-композиционным центром эпопеи. Мелеховы – прежде всего трудовая семья. Изображая ее, Шолохов не умалчивает ни о крутом нраве Пантелея Прокофьевича, ни о тяжкой доле женщины, ни о собственнических порядках. В изображении Шолохова «мелеховское» - это прежде всего высокие нравственные качества, ярко и сильно проявлявшиеся из поколения в поколение.

В сложном и противоречивом единстве свойств, составляющих содержание характера и мировоззрения Мелеховых, Шолохов стремится найти то главное, что предвещает возможность их утверждения в условиях новой жизни.

Семья Мелеховых испытала все этапы пути, пройденного казачеством в знаменательные годы. Она оказалась в центре событий, и это осложнило ее судьбу. В конце книги у порога мелеховского куреня остановился Григорий с Мишаткой. Эта сцена символична – за Мишаткой будущее.

Судьбы людей, преломленные сквозь призму революции

В образной системе «Тихого Дона» важнейшая роль принадлежит персонажам, отражающим борьбу непримиримых сил – сил революции и контрреволюции. Кого бы Шолохов ни изображал – белогвардейца или коммуниста, казака или интеллигента, - он стремится как можно глубже погрузиться в его человеческую природу, постичь характер изнутри.

Этот принцип изображения определил новаторскую сущность созданных писателем образов, воплощающих в себе полярные силы борьбы. Шолохов решительно от установившихся к тому времени канонов «положительного» и отрицательного».

В «Тихом Доне» коммунисты представлены большим многообразием характеров – людей разных социальных биографий и жизненных судеб. По мере развития событий они играют все большую роль в сюжете.

Очень сложный тип коммуниста создал писатель в образе Михаила Кошевого. Шолохов стремится нарисовать объемный, психологически многогранный характер человека, вырастающего на почве казачьей жизни , впитавшего его традиции и смело выступающего против всего злого, что таилось в старом укладе. Тем не менее, образ Кошевого в романе эмоционально скован. Воплощая в нем черты деревенского коммунизма, автор задумывается о перспективе его развития, возможности возобладания таких нравственных качеств.

Шолохов срывает маски с генералов, иронически изображает политиканствующих претендентов на роль «спасителя России» типа Краснова и Чернецова. Эпическая картина была бы не полной, если бы писатель не раскрыл идейный крах и духовную деградацию той части дворянской интеллигенции, которая не приняла революции.

Образ Григория Мелехова

Нелегко сложилась жизнь Григория Мелехова, трагически завершается его путь в «Тихом Доне». Шолохов не дает окончательного ответа на то, кто Григорий: жертва заблуждений, испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом.

Однако ни одна из этих концепций не охватывает образ в его целостности. События эпохи заставили Григория напряженно искать свое место в жизни. Проблема человека, вставшего «на грани в борьбе двух начал» воплощается в образе донского казака, в драматических изломах его жизненного пути и напряженных процессах его нравственной жизни.

Григорий – натура богатая, эмоционально яркая и порывистая, обладающая избытком сил и своеобразным обаянием. Портретное описание Григория Мелехова тотчас же выделяет его среди других героев романа, а яркая, неординарная внешность, свидетельствующая о своеобразии характера, обещает Григорию непростую, наполненную терниями, но достойную судьбу.

Первым серьезным испытанием для Григория стала его любовь к Аксинье. Познавший счастье настоящей любви, он чувствует себя пленником в мире патриархальных отношений и бросает вызов хутору, уходя в имение Листницких. Необузданный темперамент, гордое нежелание покорно подчиняться обстоятельствам составляют его индивидуальную психологическую основу. Приверженность истиной справедливости и понятием чести, в конце концов, отталкивает его и от красных, и от белых. Именно поэтому так проникновенно звучит в романе тема гуманизма, красоты человека, в сердце которого есть место и для любви, и для нежности к ребенку, и для тоски и привязанности к родному очагу.

Женские образы в романе

Очарования и простоты исполнена в глазах писателя красота, свободная грация женщины-казачки. Рисуя ее портрет, писатель выделяет черты, связанные с идеалом прекрасного.

Шолохов осуществляет принцип психологической трактовки характера, когда образ дается в развитии, с глубоким проникновением в скрытые пружины действий персонажа.

В характере Натальи получили свое воплощение те высокие нравственные качества, своеобразная грация и красота, которые складывались в недрах народной жизни. Аксинья – натура более импульсивная и страстная, для которой любовь стала тем единственным, ради чего она бросает вызов всему хутору, тем, ради чего она расстается с привычным укладом.

Другой примечательный образ в романе – образ матери Григория, Ильиничны. Она покоряет читателя мудрой проницательностью, милосердием и великодушием , она самоотверженна щедра в своем материнстве. Источник всего этого – народная нравственность, выработанная в условиях социальной обездоленности и нужды и пронесенная через века.

На пороге смерти Ильинична показывает удивительные величие духа, самообладание и твердость. Предсмертные дни ее наполнены попечением о живых. Так, в некотором смысле символично завершается судьба женщины, олицетворяющей и скорбную, тяжелую долю казачки, и нетленную красоту нравственных ценностей.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

История создания

1928-1929 гг. были тяжелыми годами для М. А. Булгакова. Именно в это время он приступает к созданию трех произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием "Кабала святош" и комедии, уничтоженной вскоре вместе с начатым романом.

Работа над романом возобновляется в 1930-1931 гг.

В 1937 г. структура романа окончательно сложилась. Тогда же появилось и бессмертное название "Мастер и Маргарита".

К 22-23 мая 1938 г. Булгаков полностью переписывает роман с утвержденной последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, внося по ходу стилистическую правку.

Впервые роман "Мастер и Маргарита" был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале "Москва" с громадными купюрами (более 150 изъятий текста). В том же году он полностью вышел в Париже и вскоре был переведен на основные европейские языки. В России полный текст романа появился лишь в 1973 г.

«Мастер и Маргарита» стал венцом творческого пути Булгакова и принес ему посмертную мировую славу.

Композиция

«Мастер и Маргарита» - это роман в романе, «двойной роман»: роман Мастера и Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера и его романа. С одной стороны эти два романа противопоставлены друг другу, тогда как с другой стороны образуют некое органическое единство. Действие романа о Понтии Пилате разворачивается почти две тысячи лет назад, в древнем городе Ершалаиме. А события, описанные в романе о судьбе Мастера – в Москве 1930-х годов, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний был, сатана. На сравнении этих эпох, установлении прямых и косвенных связей выстраивается художественное пространство романа, обогащается его идейное содержание.

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи. Они облечены в свободную, яркую, иногда причудливую форму повествования и тесно взаимосвязаны между собой инфернальным образом Воланда.



















М.Е. Салтыков-Щедрин.

Краткая характеристика творчества.

"В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит одно из первых мест в истории русской литературы", писал М. С. Ольминский. Салтыков-Щедрин прекрасно работает и в крупных, и в малых сатирических жанрах: список доступных ему жанров широк - роман с интересным сюжетом и глубоко прочувствованными образами, фельетон, сказка, драматическое произведение, рассказ, пародия. Салтыков-Щедрин является первооткрывателем жанра сатирической хроники, но так же он вдохнул новую жизнь в жанр романа

«История одного города»

Произведение написано в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом города Глупова, но исторические рамки ограничены - с 1731 по 1826 год. "Для будущего историка русского общества, когда он подойдет к переживаемой нами эпохе, не будет более драгоценного клада, как сочинения г. Салтыкова, в которых он найдет живую и верную картину современного общественного строя... Салтыков во всей истории русской литературы не знает себе равного, когда дело идет о том, чтобы схватить типические черты переживаемого обществом времени, чтобы живо подметить тот или другой новый народившийся тип и осветить его со всею яркостью своего мощного таланта".
"Меня ужасает эпоха, ужасает историческое положение...", - признавался Салтыков-Щедрин, начиная работать над романом. Салтыков-Щедрин сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто, доступно донести до читателя антимонархические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах простых людей.
В финале Образ романа явится самый страшный из градоначальников - Угрюм-Бурчеев, символ угнетения и произвола. В мечтах ему являются теории превращения мира в казарму и разделения людей на роты и батальоны воплощена мечта всех его предшественников, желающих власти во что бы то ни стало. Но даже и его правление едва приподнимает глуповцев с колен, и уже сама природа не выдерживает такой дикости - приходит страшное "оно", чтобы положить конец всему.

Глуповцы живут в избах, ночуют в овинах, занимаются полевыми работами, решают свои дела, собираясь миром; имеют предводителя дворянства и городского голову, шествуют в процессиях, устраивают пикники и банкеты. В Глупове настолько точно узнается Россия во вех ее самых страшных, косных, пассивных, запуганных от рождения проявлениях: "Это люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов, за которою почти ничего не видно. Поэтому о действительных "свойствах" и речи нет, а есть речь только о наносных атомах", - пишет писатель во введении к главе "Поклонение мамоне и покаяние". Тем не менее, Салтыков-Щедрин, истинный патриот, ни в коем случае не стремится очернить русский народ или русскую жизнь: только огромный любовью к Родине и болью за нее объясняется весь замысел произведения: автор критикует и осмеивает не конкретную социальную группу и не русский народ, а только "завещанные историей" социально отрицательные черты общественной психологии и поведения.

Главной причиной такой жизни глуповцев автор показывает общественно-политическую пассивность, терпение, послушливость, раболепное отношение к силе и власти. Это главный исторический грех русской жизни.

Многовековая вера в доброго царя продолжала существовать: бунтуя против отдельных представителей власти на местах, народ посылал ходоков к правителям. Евсеич, "самый древний в целом городе", не добился правды для мужиков, хотя трижды ходил к градоначальнику Фердыщенко, а лишь обрек себя на ссылку: "С этой минуты исчез старый Евсеич, как будто его на свете не было, исчез без остатка, как умеют исчезать только "старатели" русской земли".

Автора "Истории одного города" обвиняли в принижении роли народа в общественной жизни, в сознательном осмеянии русского народа, в непатриотизме. Но в письме Пыпину Салтыков-Щедрин объяснял: "...что касается до моего отношения к народу, то мне кажется, в слове "народ" надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собою идею демократизма. Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т. п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны сочувствием".

Все, чего хочет Салтыков-Щедрин - просветить народ, разбудить его гражданское самосознание для борьбы за свои права, помочь ему освободиться от рабской психологии, от векового гнета и бесправия - а для этого ему нужно показать это, настолько реально, насколько фантастическим и фантасмагорическим кажется Глупов.

Финал истории города Глупова не менее важен, чем все предыдущее повествование.

К власти приходит Угрюм-Бурчеев, который "был прохвост в полном смысле слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами", как концентрированный образ всех предыдущих правителей, символ произвола и жестокости, наглого попрания прав людей - и впервые за историю города Глупова его жители начинают чувствовать негодование: "Раздражение росло тем сильнее, что глуповцы все-таки обязывались выполнять все запутанные формальности, которые были заведены Угрюм-Бурчеевым".

"Когда цикл явлений истощается, - писал Салтыков-Щедрин в 1863 году в статье "Современные призраки", - когда содержание жизни беднеет, история гневно протестует против всех увещаний. Подобно горячей лаве проходит она по рядам измельчавшего, изверившегося и исстрадавшегося человечества, захлестывая на пути своем и правого, и виноватого. И люди, и призраки поглощаются мгновенно, оставляя вместо себя голое поле. Это голое поле представляет истории прекрасный случай проложить для себя новое и притом более удобное ложе".

Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима.

Грозное "оно", это "неслыханное зрелище", приходит извне: "Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки"; "Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой".

Некоторые критики склонны рассматривать развязку романа как намек на стихийное народное восстание, народную революцию, хотя глуповцы очевидно не способны к борьбе: увидев надвигающееся на них "оно", "глуповцы пали ниц", и "неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца".

Другие же считают, что исчезновение Угрюм-Бурчеева, уничтожение его силами самой взбунтовавшейся природы показывает надежду Салтыкова-Щедрина на то, что придет время коренных изменений в крепостнической и бюрократической России.
"История одного города" и одновременно с ней созданные сказки показывают, как изменился творческий метод писателя.

Салтыков создает новый тип гротескной политической сатиры, новые формы сатирического повествования.

Цель Салтыкова - "напомнить человеку, что он человек", и он преподносит читателям гиперболическую картину, не совместимой с понятиями человеческого общежития, античеловеческий мир, живущий по своим фантастически гротескным законам - но в то же время потрясающе узнаваемый: это реальная политическая действительность России.

Наряду с художественными сатирическими типами Салтыков-Щедрин дает четкие авторские комментарии к ним: "Литературному исследованию подлежат не только те поступки, которые человек беспрепятственно совершает, но и те, которые он, несомненно, совершил бы, если б умел или смел... Но это будет не преувеличение и не искажение действительности, которая любит прятаться за обыденным фактом и доступна лишь очень пристальному наблюдению. Без этого невозможно воспроизвести всего человека, невозможен правдивый суд на ним..."

Гротесковый тип - это обнажение характера, его осмысление как общественного явления. Писатель-сатирик "пользуется всяким темным намеком, всяким минутным явлением и с помощью ряда усилий вступает твердой ногой в храмину той, другой, не обыденной, а скрытой действительности, которая одна и представляет верное мерило для всесторонней оценки человека", - утверждал Салтыков-Щедрин.



перейти в каталог файлов
связь с админом