Главная страница

М. В. ОсоринаСекретный мир детей впространстве мира взрослых


Скачать 3,36 Mb.
НазваниеМ. В. ОсоринаСекретный мир детей впространстве мира взрослых
Анкорm.v.-osorinasekretnyy-mir-detey.pdf
Дата24.10.2017
Размер3,36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаm_v_-osorinasekretnyy-mir-detey.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44284
страница1 из 18
Каталогid37808137

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Вовк і семеро козенят.ppt.ppt, Бременскі музиканти.ppt.ppt, Бедлер Р., Гриндер Д., Сатир В. - Семейная терапия и НЛП - 1999., Analiz_rechevoy_kommunikatsii.pdf, Skazka_v_treninge_Stishenok.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

М. В. Осорина
Секретный мир детей в
пространстве мира взрослых

Посвящается моим родителям
Владимиру Ивановичу Осорину
И Ольге Николаевне Гречиной
Введение
Глава 1. Картина мира в колыбельных песнях и рисунках маленьких детей
Глава 2. Освоение пространства дома: материализация «Я»
Глава 3. Освоение домашнего простра нства в действиях и фантазиях
Глава 4. Выход в мир: куда и с кем.
Глава 5. Детская практика посещения "страшных мест"

Глава 6. Чем привлекательна свалка?
Глава 7. Как дети налаживают отношения с ландшафтом.
Глава 8. Детские "секреты"

Глава 9. Зачем дети строят «штаб»?
Глава 10. Освоение общественного транспорта: поездки со взрослыми
Глава 11. Поездки без взрослых новые возможности

Глава 12. Что делает городской ребёнок на прогулке?
Глава 13. Чему можно научиться на ледяной горке
Глава 14. Каким должно быть место детского отдыха и игр.
Заключение

Введение
Этот мальчишка, который задорно смотрит на вас с фотографии, олицетворяет для меня детский мир, о котором пойдет речь в этой книге. Веселый, озорной и немного застенчивый, он не боится смотреть в глаза взрос лому, если надеется на ответную симпатию и уважение. Он способен творчески «вписаться» в ситуацию, найти себе занятие даже там, где нет ничего привлекательного. Вот — уцепился за обрывок каната, раскачивается и доволен своей выдумкой.
Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы удивитель но слепы по отношению к жизни и культуре «племени де тей». Эта книга поможет читателю посмотреть на детей новым взглядом и познакомиться с детскими традиция ми «обживания» большого мира. Она посвящена тому, как дети исследуют и осваивают пространство окружающего мира с момента своего появления на свет и до подросткового возраста. Сразу после рождения младенец получает собственное место в виде колыбели или кроватки, куда его кладут взрослые. Но д еятельное освоение мира, в который пришел ребенок, требует от него многолетней и колоссальной по объему самостоятельной работы.
Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, следуя традициям детской субкультуры, которые естественным образом воспроизводятся в каждом новом поколении, дети объединяются для совместного исследования простираю щихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у
взрослых они умудряются выстроить свой с обственный секретный детский мир. Он служит им чем -то вроде экологической ниши: дети учатся жить на свете и формируют некоторые ценные навыки, необходимые для выхода в мир взрослой жизни. Практически все мы в той или иной степени были причастны когда-то к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрез вычайно помочь в понимании собственных детей.
Исходя из всего сказанного, сформулированы задачи этой книги.
Во-первых, мне хотелось описать феноменологию детского территориального поведения: как дети налаживают отношения с ландшафтом, какие места они посещают, что они там делают и т.д. Мне кажется важным ввести этот ма териал в научный обиход, привлечь к нему внимание психологов, этн ологов,
педагогов. Думаю, что он также будет интересен родителям и всем, кто практически работает с детьми.
Во-вторых, в традиционных формах жизни мира детей и его субкультуры, которые разворачиваются в реальном физическом пространстве, мне было важно у ловить психологические закономерности и найти им объяс нение, то есть ответить на вопрос, почему происходят те или иные события детской жизни.
Зачем ходят дети в «страшные» места? Что происходит, ког да они сидят в своем «штабе»? Чем привлекательна свалка? Каков психологический смысл детских «секретов» и тайников? Почему дети так любят кататься с ледяных гор? Отчего детям нравится играть в одних местах и не нравится в других? Я попыталась
найти ответы на эти вопросы, исходя из логики психического развития ребенка и его становления как личности.
Эмпирический материал, на основе которого делаются эти выводы, собирался в течение длительного периода,
растянувшегося почти на 20 лет. Основными методами сбора информации были: включенное наблюдение за поведением детей в естественной обстановке, длительные глубинные ин - тервью с детьми и взрослыми, вспоминавшими о своем детстве,
письменные развернутые ответы информантов на поставленные мною вопросы (всего в этой работе приняло участие более двухсот человек).
Естес твенно, этому предшествовал тщательный психологический анализ и моих собственных детских воспоминаний, который обычно необходим в подобном исследовании.
Поскольку эта книга посвящена необычной теме,
раскрытой в непривычном ракурсе — секретный детский мир,
увиденный изнутри, — мне кажется важным обозначить ее место в научно-психологической традиции.
Историческим предтечей такого рода исследований я считаю Стенли Xолла, знаменитого основателя педологии, и в частности его небольшую но во многих отношениях замечательную статью, написанную в начале нашего века,
«История одной кучи песку», где прослежена многолетняя игра ком пании мальчиков, создавших в этой куче целый мир
(сноска: Холл С. История одной кучи песку //Холл С. Очерки по изучению ребенка Б.М.: П учина, 1925. С.125-141.)
В методическом плане наиболее значимы для меня были исследовательские принципы двух замечательных детских
психологов — Жана Пиаже и Эрика Эриксона. Оба — каждый по-своему — поразили меня когда-то глубиной и тонкостью своей наблюдательности. Благодаря им я поняла, что внимательное наблюдение за живыми событиями должно предшествовать всем другим видам исследовательской активности психолога и служить для них фундаментом.
Предлагаемая читателю книга не может претендовать на полноту описания и объяснения всех аспектов грандиозной темы, обозначенной в ее на звании, — секретный мир детей гораздо шире того, что удалось изложить в 14 главах этой работы. Поэтому каждая из глав относительно автономна и представляет собой нечто вроде разверн утого комментария к одной из страниц книги детского бытия.

Глава 1. Картина мира в колыбельных песнях и рисунках маленьких детей
Покидая материнскую утробу, новорожденный человек становится частью сложнейшей системы пересекающихся,
соседствующих, надстроенных друг над другом и разнообразно взаимодействующих миров. Некоторые из этих миров отчетливо видимы, другие - как, например, мир психической жизни , - будучи незримыми, воплощаются в материале других миров,
становясь таким образом зримыми, чувственно воспринимаемыми.
Для того чтобы научиться жить и успешно действовать в мире,
человеку, входящему в жизнь, необходимо осознать представшую ему многомерн ую вселенную как умопостигаемое целое, по отношению к которому он будет самоопределяться,
искать в нем свое место и прокладывать свои пути. Это невозможно в отсутствие важнейших пространственных и смысловых ориентиров, обобщающей схемы мироздания и представления о месте своего нахождения в ней. Любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира,
созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обряда х и ритуалах,
закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит
опорой для построения индивидуал ьной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.
Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно -предметной и природной среды, с другой стороны, ак тивно строит сам, в определенный момент объединяясь в этой работе с другими детьми.
Фольклористы, этнографы, культурологи могут многое рассказать о моделях мира древних египтян и ацтеков,
австралийских аборигенов и народов Сибири, - вопрос же о том,
как и кем формируется и что представляет собой модель мира современных детей, покрыт мраком неизвестности в гораздо большей степени, чем модель мира алеутских эскимосов.
Можно выделить три главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка. Первый - это влияние
«взрослой» культуры, активными проводниками которой являются прежде всего родители, а затем и другие воспитатели.
Второй - это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально -творческой деятельности.
Третий - это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в возрасте между пятью и двенадцатью
годами для понимания того, как освоить мир вокруг.
Модель мира любого человека, даже маленького ребе нка,
доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она каким-то образом воплощена,
«овнешнена»,
материализована - в виде рассказа, рисунка, поступка и т.п.
Анализируя их, опытный наблюдатель с определенной степенью достоверности может реконс труировать внутреннее содержание душевной жизни другого человека, в частности выяснить некоторые особенности его картины мира.
Если же взрослый (например, воспитатель) хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов,
а значит, и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного,
изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни,
басни, картины, модели поведения и т.д.), который максимально легко и полно может быть усвоен воспиту емым.
В этой главе мы рассмотрим, как начинается формирование модели мира у маленьких детей от рождения до трех лет и от трех лет до пяти. Современные родители часто совсем не представляют себе огромности объема той внутренней работы,
которую проделывает в этот период ребенок, чтобы упорядочить свои представления о мире. Поэтому на двух показательных примерах мы познакомимся с двумя сторонами этого процесса.
Сначала посмотрим, как может быть осуществлена помощь со стороны взрослых и как может быть передано мировоззренческое содержание в тексте, обращенном к
маленькому ребенку. В этом плане поучителен опыт народной культуры, в которой построение базовой системы координат начиналось сразу после появления младенца на свет. На примере анализа текстов русского ма теринского фольклора мы познакомимся с традиционными способами помощи ребенку в психологическом структурировании пространства окружающего мира и осознании своего места в нем. А затем рассмотрим, как начинается самостоятельное создание модели мира на пример е детских рисунков, когда ребенок сам овладевает культурным инструментом - в данном случае изобразительным языком, через который он выражает свое понимание мироустройства.
Инициаторами мироустроительной работы ребенка являются взрослые: именно они вводят его в мир материальной культуры и родного языка, которыми в разнообразных формах представлены важнейшие пространственно -смысловые координаты, помогающие ребенку организовать и осознать его непосредственный (в первую очередь телесный) личный опыт.
В ходе социализации ребенок испытывает множество явных и неявных направляющих воздействий со стороны взрослых. Это системы запретов и поощрений, выражающихся не только через язык, но и существующих как данность и опредмеченных в самой организации специфически детс кого пространства
(детской кроватки, детской комнаты, детской площадки) как участка выгороженного и отграниченного от запретных пространственных измерений. Не менее мощным средством формирования пространственного сознания и источником
базовых элементов этнокультурной концепции мироустройства является родной язык.
Лингвистическое упорядочение непосредственного пространственного опыта ребенка начинается уже на самых ранних этапах освоения им словаря и грамматики родного языка. Кроме того, воспитатели использу ют специальные
«моделирующие» тексты, в которых ребенку в образной и доступной форме дается смысловая схема пространства мира. В
этом плане особый интерес для психолога представляет традиция народной педагогики.
Для русской народной культуры было характер но стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок,
задолго до того, как он будет этот мир практически осваивать сам. Построение картины мира ребенка начиналось уже в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор
- колыбельные песни, пестушки, потешки и т.п. Они должны были обеспечить ребенку целостное мировосприятие и ощущение своей включённости в общий порядок мироздания,
т.е. задать некую систему основных координат, помогающих ребенку самоопределиться в жизненно важных отно шениях с миром.
Поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы
«слепым пятном». Первый этап в осознании человеком факта своего существования в этом мире начинается через других людей. Это они замечают, что «Я» есть, выделив ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав его по
имени. Такое личное обращение постоянно присутствует в текстах материнского фольклора, адресованных ребенку.
Пестушки, потешки, приговорки сопровождают в народной культуре телесные игры с маленьким ребенко м.
«Сорока-ворона кашку варила, деток кормила: этому дала,
этому дала...» - так приговаривает мать или няня, перебирая пальчики ребенка, сидящего у нее на коленях. С
психологической точки зрения, важность этих игр неоценима.
Таким путем взрослый помогает р ебенку формировать осмысленный образ собственного тела.
Образ своего телесного «Я» - это база для развития личности малыша (равно как и для жизни личности взрослого). Ведь наличие тела - это критерий истинности утверждения «я существую». Одновременно тело - это исходная точка отсчета,
необходимая для ориентации человека в окружающем физическом мире, и, как мы увидим позже, главный измерительный прибор, который все люди используют в процессе освоения физического пространства.
В телесных играх с детьми, сущ ествующих в народной традиции, мать помогает ребенку ощутить и эмоционально прожить отдельные части его тела в живом контакте с ее руками. Пальцы рук ребенка, его ладошки, предплечья,
подмышки, головка и т.д. становятся персонажами сюжетных игр, каждый из которых обладает собственным именем и характером и исполняет определенную игровую роль.
Очень важно, что эти части тела получают в игре свои названия

- имена, которые многократно повторяются на разные лады.
Называние придаёт частям тела ребенка новое каче ство существования, они обретают новый статус. Сначала они становятся осмысленными элементами образа телесного «Я»,
которое начинает восприниматься как устойчивая совокупность тактильных, кинестетических, зрительных, вестибулярных и тому подобных ощущений, постепенно складывающаяся в целостный образ. А по мере того, как ребенок научается не только непосредственно чувствовать, но и знать, где и сколько у него глаз, ушей, пальцев, ртов, носов, по мере того, как он запоминает их названия, неизменность их место нахождения и взаиморасположения, - у него начинает складываться схема тела. Схема тела представляет собой уже обобщенные и объединенные в знаковую" структуру знания о теле - нечто вроде крупномасштабной карты телесного ландшафта, на которой обозначены наиб олее важные пункты. Построение такой «карты» собственного тела, несомненно, является продуктом аккультурации и систематизации психотелесного опыта ребенка, целенаправленно происходящих в процессе его общения с матерью или няней.
Осмысление ребенком устрой ства своего телесного «Я»
абсолютно необходимо для нормального умственного и личностного развития. Не случайно в народной культуре этот процесс направлялся и контролировался традицией. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты материнского фольклора, обращенные к детям.
В них оказались зафиксированными наиболее удачные по содержанию и по
форме способы обучения ребенка пониманию собственного тела. Образные, рифмованные, легко запоминающиеся тексты пестушек, потешек, пальчиковых игр были общеизв естны. А
потому даже самая глупая и нерадивая воспитательница,
которая их использовала, волей -неволей развивала ребенка в соответствии с заложенной в эти тексты культурной программой освоения пространства телесного
«Я».
Если мы обратимся к другим жанрам м атеринского фольклора,
например к колыбельным песням, то и там обнаружим присутствие культурных программ, целью которых является символическое представление основных пространственных координат мира, куда вошел ребенок после появления на свет.
Упорядочивание, структурирование пространства начинается с фиксации точки, в которой находится ребенок. В колыбельных песнях част очень подробно и преувеличенно положительно описывается колыбель - первое собственное место ребенка в этом мире, его исходное личностное пр остранство.
Висит колыбель
На высоком на крюку.
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крюки золотые.
И золотые крюки, и бархатные ремни, конечно, не бытовые реалии крестьянской жизни. Они образно выражают родство
детской колыбели и царского трона. Ребенок здесь подобен маленькому божеству, окруженному ценными дарами
- праздничной едой:
Ой, ляльки -ляльки-ляльки,
В изголовье крендельки,
В ручках яблочки,
В ножках прянички,
По бокам конфеточки,
Винограду веточки.
В колыбельных песнях этог о типа утверждается высшая качественность и ценность занимаемого ребенком места, а младенчество описывается как идеальное состояние благополучия.
Действительно, для полноценного психического развития ребенку исключительно важно утвердиться в том, что мест о,
занимаемое его «Я» в этом мире, - самое хорошее, мама - самая лучшая, дом - самый родной. Главной личностной задачей младенческого периода является формирование так называемого «базового доверия к жизни»
- интуитивной уверенности человека в том, что жит ь хорошо и жизнь хороша,
а если станет плохо, то ему помогут, его не бросят. Уверенность в своей желанности, защищенности, в гарантированности положительного отклика окружающего мира на его нужды младенец приобретает в ходе повседневных взаимодействий с матерью. Постоянство присутствия матери, точность понимания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов
связь с админом