Главная страница
qrcode

Эрик Шпикерманн - О шрифте. Манн, Иванов и Фербер Эрик Шпикерманн


Скачать 70,68 Mb.
НазваниеМанн, Иванов и Фербер Эрик Шпикерманн
Дата25.08.2019
Размер70,68 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЭрик Шпикерманн - О шрифте.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#157364
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1
О шрифте
Москва
«Манн, Иванов и Фербер»
Эрик Шпикерманн
О шрифте
Перевод с английского
Людмилы Лаврухиной
2017

Шрифт существует. Он неотъемлемая часть нашей жизни. Стоит усвоить эти простые факты для более эффективной коммуникации.
Между прошлым и будущим. Современное понимание шрифта обусловлено тем, кто мы и как общаемся. Шрифт — живое существо, присутствующее в сознании и культуре общества.
Глаз учится распознавать шрифт, цепляясь за знакомые элементы на странице. Чтобы понять, как работает шрифт, прежде всего нужно его рассмотреть, начиная от основных форм и заканчивая мельчайшими деталями.
Выбор шрифта для определенной цели должен быть не сложнее формирования гардероба. Подобрать подходящий шрифт к конкретной задаче легко!
Чтобы определить, какой шрифт использовать и какое место он займет на странице, необходимо понимать интонацию, иначе говоря, настроение текста.
Достаточно усвоить основные характеристики шрифтов, чтобы без труда их узнавать. Простые различия легче всего объяснить на примере строения человеческого тела.
Удобочитаемость, разборчивость шрифта зависят от нескольких основных факторов, в частности от расстояния между буквами и словами.
Выбор правильного шрифта для правильного текста подразумевает и правильную разрядку.
Эффективность шрифта определяется условиями, в которых ему предстоит жить и работать. Следуйте простым правилам, и вы сможете создать практичный макет страницы.
Раньше экранный шрифт был бедным родственником печатного. Но сейчас, несмотря на некоторые технические ограничения, неподходящему шрифту на экране компьютера уже нет оправдания.
Шрифт — основной элемент коммуникации. Вместе со средствами коммуникации меняется и шрифт.
Библиография, список шрифтов.
7
кража овец? Разрядка строчных букв?
Представители любых профессий, будь то стоматологи, плотники или ученые-ядерщики, общаются между собой на малопонятном для других языке.
Дизайнеры шрифта и типографы не исключение.
Терминология в типографике звучит настолько загадочно, что способна отпугнуть всех, кроме заядлых типофилов. Цель этой книги — обучить языку типографики людей, которые с помощью шрифта хотят сделать обмен информацией более эффективным.
Сегодняшняя разношерстная аудитория нуждается в более эффективных способах коммуникации. Известно, что восприятие информации у слушателей увеличивается за счет правильной интонации. Шрифт — та же интонация, это наглядный язык, соединяющий автора и читателя. Но выбрать из тысяч гарнитур нужный шрифт (для выражения даже простой идеи) для тех, кто не занимается версткой профессионально, довольно затруднительно.
В этой книге на простых и привычных примерах показано, что типографика — не искусство для избранных, а мощный инструмент, доступный всем, кому есть что сказать и кто хочет выразить свои мысли как на бумаге, так и на экране. Вы поймете, откуда взялось множество разных гарнитур, как надлежит их использовать и почему каждый день их требуется все больше и больше.
Посмотрите, какие изменения претерпел знак за последние два десятилетия: фотография справа — из первого издания книги
1992 года, фотография слева — из второго издания книги 2003 года.
Это маргиналия (комментарий на полях). Размер шрифта не для слабонервных (и не для обычных читателей). В узкую колонку втиснута вся информация, от которой у новичка голова пойдет кругом. Но она окажется под рукой при первых же приступах типомании.
Для тех, кто уже кое-что знает о шрифте и типографике и хочет проверить некоторые факты, посудачить или подвергнуть критике мои субъективные замечания, эта колонка обязательна к прочтению.
В 1936 году Фредерик Гауди приехал в Нью-Йорк на вручение диплома за достижения в области дизайна шрифта. Взяв в руки диплом, он взглянул на него и сказал: «Делать разрядку в готическом шрифте — все равно что красть овец». На самом деле Гауди выразился иначе, опустим это в печати. Каллиграф, собственноручно выводивший буквы на дипломе, присутствовал в это время в зале; вышло неловко. Гауди потом долго извинялся, уверяя, что не имел в виду ничего конкретного.
Возможно, вы заметили, что на обложке книги фраза про овец набрана строчными, а здесь речь идет о готическом шрифте, — это разные вещи.
Строчными буквами, в отличие от ПРОПИСНЫХ БУКВ, набран этот текст.
Готический шрифт встречается нечасто и выглядит вот так.
Я не знаю, как в этой истории «фрактура» превратилась в «строчные буквы», но я всегда слышал последнее. Как бы то ни было, это совершенно справедливо. Надеюсь, что, прочитав эту книгу, вы поймете и оцените заявление Гауди.
Нас окружает такое количество надписей, что порой мы перестаем их замечать.
Это не всегда плохо, как в случае со знаком слева, согласно которому запрещено въезжать на улицу с одиннадцати до шести, а также с одиннадцати до шести, и категорически запрещено с одиннадцати до шести.
Пауль Вацлавик
(1921–2007) — автор
«Прагматики человеческих коммуникаций», книги о влиянии средств массовой информации на поведение людей.
Приведенное утверждение признано первой аксиомой коммуникации по Вацлавику.
Человек не может не общаться пауль вацлавик
9
Шрифт вездесущ глава
1
11
вы были в японии? Мой друг, недавно вернувшись оттуда, посетовал на то, что никогда в жизни не чувствовал себя таким потерянным. Почему?
Потому что ничего не мог прочитать: ни дорожных знаков, ни ценников, ни других указателей. Он добавил, что из-за этого попадал в глупые ситуации и осознал, как сильно мы зависим от письменного общения.
Представьте себе мир без шрифта.
Без назойливых рекламных объявлений, скорее всего, легко обойтись, но как вы узнаете по одним упаковкам, что за продукты у вас на столе? Конечно, на помощь придут картинки: пасущиеся коровы послужат намеком на молоко, а аппетитные изображения на коробке с кукурузными хлопьями вызовут чувство голода. А как быть с солью и перцем? Правильно, искать S или P!
Срабатывает в большинстве языков и позволяет избежать безвкусицы: S — значит «соль» (от англ.
salt), P — «перец»
(от англ. pepper).
Попробуйте сориентироваться в окружающем мире без шрифта, и вы потеряетесь так же, как большинство из нас теряется в Японии среди множества надписей, понятных лишь тем, кто знает соответствующие символы.
Вы едва открыли глаза, а вам уже нужно переварить первую порцию шрифтов. Как иначе вы узнаете, сколько кальция содержится в ложке каши?
13
Для кого-то завтрак немыслим без утренней газеты.
И снова шрифт! Большинство людей называют его «печатным», не обращая внимания на нюансы дизайна. Вероятно, вы никогда не сравнивали мелкий шрифт, которым набран текст в разных газетах, но, согласитесь, одни газеты читать легче, чем другие. Возможно, шрифт в них крупнее, или печать более качественная, или многочисленные заголовки помогают быстро отыскать нужный материал. Как бы то ни было, все эти различия обусловлены шрифтом. Собственно говоря, газета обретает индивидуальность благодаря шрифту и тому, какое место он занимает на полосе. Мы без труда узнаём любимую газету в киоске по краю страницы, так же как друзей по рукам или волосам. Подобно тому, как отличаются друг от друга люди в разных странах, так же непохожи и газеты. Газета, совершенно неприемлемая для североамериканца, придется по душе французу, а итальянец, скорее всего, сочтет ежедневную немецкую газету слишком скучной.
Конечно, газеты различаются не только шрифтом и макетом, но и совокупностью слов. Для одних языков, например французского, характерны многочисленные диакритические знаки, в других, таких как голландский или финский, много длинных слов, а в английском, наоборот, коротких, что заметно по британским таблоидам. Нет универсального шрифта, подходящего для всех языков, и этим объясняется популярность тех или иных видов шрифта в одних странах и непопулярность в других.
Шрифт способен рассказать о газете больше, чем текст, который им набран.
То, что кажется пугающе сложным и абсолютно непостижимым людям, привыкшим только к латинскому или кириллическому алфавиту, снабжает информацией большинство населения планеты: на китайском и арабском языках говорят более половины жителей Земли.
áåæäàœöøçß¡¿
Диакритические знаки и специальные символы придают каждому языку уникальный вид.
Дизайн газет меняется очень медленно: черно-белая фотография справа — из первого издания книги, вышедшей в 1992 году, цветная слева — из второго издания от 2003 года.
15
Вернемся к шрифту и газетам. В ежедневной газете все кажется само собой разумеющимся и обычным, но за этим стоит тщательное планирование и мастерское воплощение. Даже газеты с внешне хаотичными полосами структурированы с помощью сложной модульной сетки и строгой иерархии.
Мастерство подачи информации заключается в том, чтобы читатель не отвлекался на мысли, что кто-то старательно упорядочивал на странице каждую строку, абзац и колонку. Дизайн, по крайней мере в данном случае, должен оставаться незаметным. Следовательно, и шрифт для подобной трудоемкой работы нужен
«невидимый», выглядящий естественно, чтобы читатель не замечал его как таковой. Вот почему дизайн шрифта — мало известная профессия. Кому придет в голову думать о людях, выполняющих невидимую работу? Тем не менее весь наш жизненный путь определен, выражен и, без сомнения, обусловлен шрифтом и типографикой.
USA Today, одна из ведущих газет США, сверстана по модульной сетке.
Как и у газеты с довольно сложной структурой (на противоположной странице), у данной книги свой определенный шаблон.
Страница состоит из 144 прямоугольных модулей: 12 модулей по горизонтали и 12 по вертикали. Все элементы макета располагаются по этим базовым линиям сетки, незаметным для читателя, но необходимым для макетирования и верстки. Такого рода сетка выстраивает страницу так же, как кирпичи — здание.
Небольшого размера, они годятся для всех архитектурных стилей и в то же время выступают в качестве отправной точки для всех остальных пропорций.
Все больше людей узнают новости не со страниц печатных изданий, а с экрана телевизора или монитора компьютера. Шрифт и макет следует пересмотреть с учетом этих носителей.
17
Если вы думаете, что выбор шрифта — дело малозначительное, поскольку все равно никто не заметит разницы, то удивитесь, узнав, как много времени и сил специалисты уделяют совершенствованию деталей, невидимых нетренированному глазу.
Представьте, что на следующее утро после понравившегося вам концерта вы читаете в газете, что дирижер-то был слабый, оркестр фальшивил, а музыка не заслуживала живого исполнения. Вы прекрасно провели время, а некоторые специалисты остались недовольны, потому что их критерии оценки и ожидания отличались от ваших.
То же самое применительно к вину.
Допустим, вам оно нравится, но за столом обязательно найдется кто-то, кто скривится и пустится в пространные рассуждения о том, что бутылка слишком теплая, год выдался неудачным, а у него дома как раз стоит ящик превосходного вина, который дядя его друга поставляет прямо из Франции.
Значит ли это, что вы невежда, или все дело в том, что качество бывает разным и у всех нас к нему разные требования?
Продукты питания и дизайн упаковки: как часто мы покупаем типографические обещания, почти ничего не зная о продукте? В этом сила стереотипов: некоторые цвета ассоциируются с определенными продуктами, некоторые шрифты — с определенными вкусами и свойствами.
Если бы не эти неписаные правила, мы не знали бы, что покупать.
Как говорится, каждому свое
В мире существует бесконечное множество продуктов и напитков.
И вряд ли найдется человек, знающий все это многообразие. Проводниками в лабиринтах вкусов и запахов, рецептур и питательной ценности служат этикетки на продуктах (последние
«упакованы» в контейнеры, несущие информацию). Без типографики мы не узнали бы, что входит в состав продукта и как его готовить.
Неудивительно, что шрифт для упаковок продуктов часто рисуется вручную, поскольку стандартные наборные шрифты едва ли способны отразить всю гамму вкусов и богатство содержания. Современный рисованный шрифт подразумевает использование программ, таких как Adobe Illustrator, позволяющих комбинировать наборные и рисованные шрифты на уровне, казавшемся невероятным еще несколько лет назад. Теперь реально осуществить любой замысел графического дизайнера.
С помощью компьютера легко имитировать ручной набор, шрифт, высеченный на камне, вышитый на ткани или выгравированный на металле.
19
Большинству из нас нравится разглядывать этикетки на бутылках с вином, на коробках конфет или шоколадных батончиках, подогревая аппетит или наслаждаясь красотой шрифта (в зависимости от предпочтений). А вот другая весьма распространенная форма печатной продукции, как правило, вызывает полное отторжение. Речь о бланках.
Подумайте об этом, и вы будете вынуждены признать, что бланки содержат значительный объем информации, переписывать которую каждый раз заново было бы крайне утомительно.
Требуется лишь поставить галочку и подпись и получить желаемое. (Конечно, если речь идет не о налоговой декларации, когда желаемое приходится отдавать. Или о случаях, когда бланк так плохо составлен, спроектирован или напечатан (или все это вместе), что приходится прилагать массу усилий для его понимания.) При нынешней массе типографических возможностей плохим бланкам, неразборчивым счетам, убогим формам заявления, нелепым квитанциям и сбивающим с толку бюллетеням нет никакого оправдания. Не проходит и дня, чтобы не пришлось иметь дела с подобной печатной продукцией, а ведь так просто сделать ее удобной!
Хотя онлайн-формы ограничены в типографических средствах, они избавляют пользователя от нудной необходимости каждый раз заново набирать номер кредитной карты.
Стандартный вид большинства бланков когда-то был продиктован техническими требованиями их обработки. Несмотря на то, что этих требований больше нет, вид бланков остался прежним, что подкрепляет наше предубеждение против стандартизированной печатной продукции такого рода.
Шрифты для деловой коммуникации зачастую разрабатывают под конкретную технологию: для оптического распознавания символов, игольчатых принтеров, пишущих машинок с моноширинным шрифтом и другого оборудования.
То, что прежде было техническим ограничением, сегодня может стать трендом. «Недизайнерский» вид шрифта OCR B, старые добрые шрифты пишущих машинок, даже шрифты для игольчатых принтеров и других устройств с низким разрешением дизайнеры взяли на вооружение для создания определенных эффектов.
Если вы не хотите вступать в дискуссию о том, каким шрифтом следует набирать письма и счета, вернитесь к гарнитурам Courier, Letter Gothic или другим моноширинным шрифтам
(с. 175), хотя они неудобочитаемые и занимают больше места, чем «правильные» шрифты. Или же наберитесь смелости и попробуйте гарнитуры, специально созданные с учетом удобства чтения, экономии места и ожиданий читателя.
Это некоторые из шрифтов, разработанных специально для работы на устройствах вывода с низким разрешением, таких как простые принтеры или маленький экран.
Handgloves
Letter Gothic
Courier
Handgloves
OCR B
Шрифты, спроектированные с учетом определенных технологических ограничений.
Handgloves
Base Nine
Handgloves
Lucida
Handgloves
ITC Officina Sans
Handgloves
Verdana
21
handgloves
FF Atlanta
Andale mono
Handgloves
FF OCR F Light
Handgloves
FF OCR F Regular
Handgloves
FF OCR F Bold
Handgloves
FF Dot Matrix Two
Сегодня любой пользователь компьютера знает, что такое шрифт, может назвать по меньшей мере несколько гарнитур (например, Helvetica, Verdana и Times) и понимает, что шрифты передают разные эмоции. Хотя то, что мы видим на экране монитора, на самом деле не что иное, как близко стоящие пиксели, в которых невооруженный глаз узнаёт привычные формы: ожидается, что любой шрифт будет выглядеть как «печатный».
Пока общество, одержимое дизайном, старается применять новые технологии везде (даже в сферах, для которых они никогда не предназначались, например в птицеводстве), мы можем продолжить типографические изыскания, разглядывая состав купленного продукта.
Видя дату на каждом яйце, я задаюсь вопросом, как там оказался шрифт? Неужели у каждой курицы свой резиновый штамп? Или яйца катятся через машину, деликатно наносящую печать на хрупкую поверхность?
Интересно, а на яйца разных сортов наносятся разные шрифты? Brush Script — на яйца домашних птиц
(с. 187), Copperplate — на элитные гусиные и Helvetica — на инкубаторные яйца?
Не знаю, умышленно ли производители вина Brunello di Montalcino выбрали узкий шрифт для своих этикеток, но цифрам с большой разрядкой и крепким прописным буквам присуща некоторая элегантность. Качественному дизайну есть место даже в условиях ограничений моноширинных шрифтов. Шрифт Andale Mono (распространяется бесплатно) от дизайнеров корпорации Monotype тому пример. Цифры для оптического распознавания символов неотделимы от штрихкодов, но даже такой рядовой шрифт лег в основу совершенно новой гарнитуры. И если вам нужно сымитировать печать на яичной скорлупе, то прерывистые линии шрифта FF Atlanta позволят сделать это довольно убедительно. Пока производители матричных принтеров стараются воспроизвести оригинальные логотипы, дизайнеры настоящих шрифтов разрабатывают способы печати ресторанных чеков.
Newark
Newark
A. Для большей заметности темным буквам на светлом фоне необходимо добавить «весу», но не перебарщивая.
B. Светлые буквы на темном фоне должны быть потоньше, тогда они будут смотреться четко, как и в других вариантах.
23
Newark
Newark
В повседневной жизни на глаза то и дело попадаются надписи, в создании которых, равно как и в выборе для них шрифта, не участвовал дизайнер. То, как будут выглядеть дорожные указатели, решал какой-нибудь инженер, администратор или бухгалтер в госучреждении.
Вероятно, он собрал комиссию из других инженеров, администраторов и бухгалтеров, которые в свою очередь вошли в состав группы экспертов вместе с производителями знаков, специалистами по безопасности дорожного движения, лоббистами со стороны автомобильных ассоциаций и еще несколькими инженерами, администраторами и бухгалтерами.
Ручаюсь, в этой группе не было ни одного типографа или графического дизайнера: судя по результату, никто не задумывался о разборчивости шрифта, не говоря уже о самом сообщении и его красоте. Тем не менее от знаков нам никуда не деться. Они захватили наши просторы и в значительной степени формируют визуальную культуру страны.
Раньше буквы для указателей конструировали из геометрических фигур, чтобы их можно было легко воссоздать в любом месте. Современным шрифтом гораздо легче манипулировать, поэтому в наше время отсутствие настоящих шрифтов на указателях непростительно.
Некоторые страны заимствовали британский шрифт
Transport, созданный для дорожных знаков.
К сожалению, кто-то сильно ужирнил его буквы: наверное, какой-то инженер рассудил, что более насыщенный шрифт легче читается. На самом деле — наоборот.
Системы дорожных знаков должны удовлетворять многочисленным требованиям. В инверсии (англ. negative), например, белые буквы на синем фоне, шрифт кажется более жирным, чем в позитивном использовании (например, черные буквы на желтом фоне), а знаки с внутренней подсветкой воспринимаются не так, как с внешней. Надписи приходится читать в разных обстоятельствах: в движении (например, из автомобиля), стоя на хорошо освещенной платформе или в чрезвычайной ситуации, — в работе над типографикой необходимо учитывать подобные обстоятельства. В прошлом такой проблемой пренебрегали.
Отчасти по причине ограниченных технических возможностей, отчасти потому, что дизайнеры предпочитали не придавать значения этим вопросам, предоставив решать их другим людям, которые попросту не знали о том, что правильно подобранный шрифт способен улучшить положение.
В настоящее время разрабатываются шрифтовые системы со множеством близких по насыщенности начертаний, чтобы упростить подбор как для знаков с подсвеченным белым шрифтом на темном фоне, так и для белых щитов с черными буквами, освещенных сверху солнечным светом. PostScript дает возможность вывести шрифты, сгенерированные в графических редакторах, для последующего вырезания букв любого размера из ПВХ, металла, дерева или других материалов.
Плохо оформленным знакам, как на дорогах, так и в зданиях, больше нет оправдания.
Handgloves
TERN
Handgloves
Frutiger
Handgloves
Transport
Handgloves
Clearview
C. В слишком насыщенном шрифте теряются внутрибуквенние просветы (внутренняя часть знака, поле, частично или полностью находящееся между его элементами), и буквы расплываются.
D. В инверсии шрифт усиливает этот эффект. Знаки с задней подсветкой выглядят еще хуже (см. следующую страницу).
Information
Information
C. Здесь необходима более светлая версия этого же семейства.
D. Теперь буквы легче различить.
А. Светлый шрифт на темном фоне должен быть не слишком жирным.
B. Подсвеченный сзади шрифт кажется еще жирнее.
25

Clearview
За дорожные знаки по старинке отвечают инженеры. И они думают, что Arial — лучший из всех возможных шрифтов, просто потому что он распространен. Но даже в этих кругах наблюдаются признаки прогресса: комитет по промышленной стандартизации Германии наконец пришел к давно известному дизайнерам выводу: некоторые символы легко спутать с другими. Например, цифра 1 похожа на строчную букву l и прописную I. В новом промышленном стандарте решено добавить
«хвостик» к букве l, засечки к прописной I и нижний горизонтальный штрих к цифре 1.
Почему бы тогда не использовать шрифт с засечками повсеместно, спросите вы. Интересный вопрос. К сожалению, инженеры, вошедшие в состав комитета, это даже не обсуждали (хотя среди них был один дизайнер шрифта). Они сочли шрифт с засечками устаревшим и непригодным для использования в знаках и других современных нуждах.
С момента первого издания книги в 1993 году немало дизайнеров шрифта обратило свое внимание на эту область, хотя подобное занятие не сулило им ни славы, ни состояния.
На указателях скоростных автострад
США теперь красуется шрифт Clearview, разработанный Джеймсом Монтальбано на основе Highway Gothic. Новый — более четкий и удобный. Аэропорты по всему миру переняли Frutiger, шрифт, изначально спроектированный
(в 1976 году) для парижского аэропорта Шарль де Голль. Недавно Frutiger пополнился версией для указателей, в которую вошли усовершенствованные знаки l, 1 и точка внутри цифры 0
(для отличия от буквы О).
Транспортная система Берлина с 1992 года пользуется специальной версией шрифта Frutiger Condensed, а именно FF Transit. В аэропорту
Дюссельдорфа надписи на указателях выполнены шрифтом FF Info. Другие шрифты, упрощающие ориентирование: Wayfinding Sans (Ральф Герман),
Vialog (Вернер Шнайдер и Гельмут
Несс) и Arrival (Кит Чи-Хан Там).
Таллула Бэнкхед
(1902–1968) — знаменитая на весь мир актриса, известная скандальными выходками. Все свои дурные поступки она совершала с неповторимым обаянием и безупречным вкусом.
Это не так сложно, как кажется
Т
аллула
Б
энкхед
27
Что такое шрифт г
лава
2
29
SENATVS•POPVLVSQVE•ROMANVS
IMP•CAESARI•DIVI•NERVAE•F•NERVAE
T R A I A NO • PR E T T Y • L E G I BL E • DA C ICON
MAXIMO•TRIB•POT• XVIII • IMP• VI•COS• VI•P•P
ADDECLARANDVM•VERY•SPACED•OUT
с появлением письменности люди, прежде чем переносить мысли на бумагу, задумываются о читателях. Буквы должны выглядеть по-разному и меняться в зависимости от того, кому предстоит читать написанное: многим людям (в официальных документах или подписях), одному человеку (в письме) или только автору (в записной книжке или дневнике). Чем больше аудитория, тем строже форма букв: читатель не должен угадывать смысл.
Одни из первых сообщений, рассчитанные на широкий круг читателей, были выполнены не пером, а резцом. Крупные надписи на памятниках Древнего Рима тщательно размечались. Буквы сначала выводили на камне кистью и лишь затем высекали. Если бы тогда существовала корректирующая жидкость, едва ли с ее помощью удалось бы устранить ошибки на камне. Предварительная разметка была важна еще и потому, что камнерезы в те времена ценились меньше, чем мраморные или гранитные плиты.
Рисунок римских капитальных надписей, как на колонне
Траяна в Риме, никогда не выходил из моды.
Внизу. Многие цифровые шрифты воспроизводят неподвластную времени красоту античных надписей и ранних наборных шрифтов. Adobe
Trajan (Кэрол Туомбли,
1990 год) — прекрасный образец.
Графический дизайн и типографика — занятия не из легких, но даже простым проектам пойдет на пользу мысленная визуализация возможных решений и тщательное обдумывание всех этапов производства.
31
«Официальные» стили письма, в свою очередь, оказывали влияние на восприятие почерка и обучение письму в школах и других образовательных центрах, например монастырях.
Сегодня требование писать разборчиво подразумевает печатные буквы. Мы едва ли разберем то, что было написано 200 лет назад «хорошим» по тем временам почерком, в то время как прочесть древнеримские и более старые письмена не составит труда. Аналогично шрифты 500-летней давности (вскоре после изобретения подвижных литер) по-прежнему кажутся нам знакомыми, хоть и необычными.
Возможно, современные буквы выглядят несколько иначе, но основные формы и пропорции все те же.
Страница из издания
Альда Мануция
«Гипнэротомахия
Полифила», 1499 год.
Фрактура (буквально «ломаное письмо»), готический шрифт, в течение нескольких веков занимала ведущее положение в Северной
Европе. Термин «антиква» (англ.
Roman) и шрифт использовались в романских языках, например в итальянском, французском и, конечно, в латыни.
С расширением международных связей стали популярны более универсальные шрифты. Сегодня фрактуру и другие готические шрифты используют для напоминания об ушедшей эпохе, например в логотипах газет, таких как The New York Times.
Готические шрифты пригодятся в работах с немецким подтекстом.
Нацисты, без сомнения, финансировали так называемые германские шрифты и даже приказывали (как у них было принято) их применять, поэтому после Второй мировой войны эти шрифты неизменно ассоциировались с соответствующими историческими событиями.
Некоторые шрифты выдержали испытание временем и сегодня выглядят не менее современными, чем 500 лет назад, с той лишь разницей, что у цифровой версии чище контур.
Другие шрифты ясно читались еще несколько десятилетий назад, но вряд ли кто-то прочтет их сегодня.
Связано это с культурными различиями, а не с физическими свойствами шрифтов.
Крайнее изображение слева. Первый шрифт Альда Мануция, напечатанный в 1499 году. Современный эквивалент — шрифт Bembo, работа дизайнеров корпорации
Monotype 1929 года.
Слева. Шрифт Библии Гутенберга, около 1455 года.
l i p l k j h s c v V
33
l i p l k j h s c v V
Хотя базовые формы букв не меняются на протяжении сотен лет, вариаций на их тему тысячи.
Буквы составляли из человеческих фигур, архитектурных элементов, цветов, деревьев, инструментов и различных предметов быта и находили им применение в качестве монограмм или орнаментов. Однако в основе шрифтов, предназначенных для чтения, обычно лежит рукописное письмо.
Шрифты Гутенберга основаны на почерках профессиональных немецких писцов XV века. Венецианские типографы, разрабатывая шрифты несколько десятилетий спустя, тоже обращались к местным почеркам. На протяжении веков культурные различия проявлялись в манере письма. Профессиональные судебные писцы в Европе старательно писали остроконечными перьями. С распространением грамотности люди стали жертвовать красотой и удобочитаемостью ради быстрого выражения мыслей.
Перья, авторучки, карандаши и фломастеры повлияли на внешний вид рукописного текста.
Общий знаменатель, латинский алфавит, эти изменения почти не затронули.
Слева вверху. Итальянская рукопись примерно 1530 года демонстрирует, как писали в те времена.
Слева. Фрагмент из книги по каллиграфии Людовико дельи
Арриги, отпечатанной с гравюр на дереве около 1521 года.
Шрифт на странице —
Adobe Jenson Italic
(Роберт Слимбах,
1996 год).
H
A
S
N
D
G
l
O
V
V
E
H — Gill Floriated Capitals,
Эрик Гилл
A — Mythos,
Минь Ван и Джим Васко
N — Tagliente Initials,
Джудит Сатклифф
D — Rad, Джон Риттер
A — Bickham Script,
Ричард Липтон
G — Rosewood,
Ким Букер Ченслер
L — Mythos
J — Kigali Block,
Артур Бейкер
V — Zebrawood,
Ким Букер Ченслер
E — Studz, Майкл Харви
S — Critter, Крейг Фрэзьер
G
35
Аналогичным образом дома, считавшиеся престижными столетия назад, и сегодня остаются таковыми. Мода кардинально поменялась с XV века, но люди по-прежнему носят рубашки, брюки, носки и туфли. Изменились технологии, но материалы — шерсть, шелк и кожа — не только используются, но и зачастую даже более востребованы, чем их современные альтернативы.
В конце концов, форма человеческого тела за последние 500 лет не поменялась, как, в сущности, и наше мировоззрение. Важную роль в восприятии окружающего мира играет природа: растения, животные, погода, ландшафт. Как правило, то, что представляется гармоничным и приятным глазу, соответствует правилам пропорций, заимствованным у природы. Им же подчиняются и классические шрифты. В противном случае они кажутся нам странными: в лучшем случае немодными, в худшем — нечитаемыми.
183
(+16+27)
226
(+16+27)
Некоторые исследователи измеряли человеческое тело, пытаясь ответить на вопрос, почему одни пропорции кажутся нам красивее других.
«Модулор» Ле Корбюзье (система его представлений о современной функциональной архитектуре) основан на измерениях человека с поднятой рукой. Неудивительно (для тех, кто хоть однажды интересовался законами гармонических пропорций), к какому выводу пришел французский архитектор: золотое сечение — основополагающий принцип построения человеческого тела.
Человеческое тело за прошедшие столетия не претерпело заметной эволюции, поэтому и вещи, такие как обувь, тоже принципиально не изменились, если не считать влияния моды. Перед вами коллекция обуви с XV века по сегодняшний день.
37
Первое поколение, выросшее при телевидении
(то есть рожденное в 1950-х), все еще подражает образу жизни телевизионных кумиров. За ним следует поколение музыкальных клипов, виртуальной реальности и интернета. Манипуляции звуками и изображениями, открытие искусственной реальности, жизнь в техногенной среде — все это ставит под вопрос наши «естественные» правила восприятия. Как и другие культурные и технологические достижения последних двух тысячелетий, все это не может не отражаться на шрифте и типографике. Если так пойдет и дальше, то внешний вид шрифта к 2023 году изменится больше, чем когда-либо с XV века. Возможно, следующее поколение сочтет приемлемым и весьма удобочитаемым то, что сегодня кажется нам нелепым.
«Это никогда не приживется» — разве не так говорят о любом крупном открытии или изобретении?
Первые образцы технологических устройств редко походят на современные аналоги, во всяком случае внешне. Но основополагающие черты были с самого начала. Без них самолеты не смогли бы летать, трубки телевизоров взрывались бы, а машины ехали бы со скоростью телеги.
Только мы успели привыкнуть к «настоящим» шрифтам принтеров и компьютерных мониторов, как на экраны телефонов и карманных устройств вернулись растровые шрифты. В то же время современные технологии позволяют дизайнерам воссоздавать любой стиль, когда-либо существовавший, — от шрифтов в стиле Дикого Запада до примитивного пиксельного шрифта, вошедшего ныне в моду.
Сверху вниз. Шрифты
Зузаны Личко 1987 года, навеянные растровыми шрифтами; экранные шрифты для мобильных телефонов Nokia,
Ericsson и Sony; Nugget и Jackpot фирмы House
Industries; FF Peecol и FF Sub Mono фирмы
Eboys.
>Ciao, carissima!
Зигмунд Фрейд
(1856–1939), австрийский невролог и основатель психоанализа, описал метод свободных ассоциаций и полагал, что сны представляют собой невыраженные сексуальные желания. Нелепые обмолвки и описки часто называют
«оговорками по Фрейду».
Иногда сигара — это просто сигара зигмунд фрейд
39
Рассматривая шрифт глава
3
Перевод на с. 207
Small print is called small print even though it is actually only the type that is small. To overcome the physical limitations of letters being too small to be distinguishable, designers have gone to all sorts of extremes, making parts of letters larger and/or smaller, altering the space in and around them so ink doesn’t blacken the insides of letters and obscure their shapes, or accentuating particular characteristics of individual letters. Another trick is to keep the letters fairly large, while at the same time making them narrower than is good for them or us so more of them will fit into the available space. Often enough, however, type is kept small deliberately, so that we have a hard time reading it – for example, in insurance claims and legal contracts.
Newspaper typography has created some of the very worst typefaces, typesetting, and page layouts known to mankind. Yet we put up with bad line breaks, huge word spaces, and ugly type, because that is what we are used to. After all, who keeps a newspaper longer than it takes to read it? And if it looked any better, would we still trust it to be objective?
type in books hasn’t changed much over the last five hundred years. Then again, the process of reading hasn’t changed that much either. We might have electric lights, reading glasses, and more comfortable chairs, but we still need a quiet corner, a little time on our hands, and a good story. Paperbacks crammed full of poorly spaced type with narrow page margins are a fairly new invention, born out of economic necessities, i.e., the need to make a profit. Chances are the more you pay for a book, the closer it will resemble a good historical model that dates back to the Renaissance. By the time we are adults, we have read so much that is set in what are considered “classic” typefaces that we all think Baskerville, Garamond, and Caslon are the most legible typefaces ever designed…
Adobe Caslon Regular
FF Meta Book
Swift Light
41
достаточно доли секунды, чтобы беглым взглядом охватить все, что находится на странице, а именно расположение различных элементов и внешний вид каждого из них. Общее впечатление складывается еще до того, как мы прочтем первое слово. Подобным образом мы составляем впечатление о новом знакомом прежде, чем что-либо узнаем о нем, и потом нам трудно поменять это мнение.
Легче всего читать то, что мы читаем чаще, даже если это плохо набрано, плохо оформлено и плохо напечатано. Это не значит, что без хорошего шрифта, искусного оформления и качественной печати можно обойтись, однако определенные образы глубоко укоренились в сознании читателя.
Графические дизайнеры, верстальщики, редакторы, типографы и все, кто имеет дело с печатной коммуникацией, должны помнить об этих ожиданиях. Иногда разумнее подчиниться правилам.
А иногда, чтобы лучше передать смысл, правила следует нарушить.
Хорошие дизайнеры учатся соблюдать правила до того, как начинают их нарушать.
Handgloves — универсальное слово, неоднократно повторяющееся на страницах этой книги. Оно содержит достаточно нужных форм, по которым можно судить о шрифте, хотя для этой цели типографы используют слово
Hamburgerfons. Handgloves иллюстрирует гарнитуры, использованные в образцах или упомянутые в тексте.
Шрифты для определенных целей разрабатывают чаще, чем принято считать. Свой шрифт есть у телефонных справочников, маленьких объявлений, газет, Библий и у корпораций.
Есть также шрифты, созданные специально с учетом технических ограничений, например для принтеров с низким разрешением, для экранов мониторов, моноширинных пишущих машинок и для систем оптического распознавания. Все они подражают историческим образцам. Даже растровые шрифты стали такой моделью, хотя сами появились по необходимости. Ниже представлены шрифты, решавшие конкретную задачу.
Bell Centennial разработан для телефонных справочников
ITC Weidemann изначально предназначался для нового издания Библии
Spartan Classified для небольших объявлений в газете
Corporate ASE
корпоративный шрифт Daimler Chrysler
Sassoon Primary
для обучения школьников письму
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом