Главная страница
qrcode

ЦПА. Методические рекомендации Санкт-Петербург, 2011 г


Скачать 131.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Санкт-Петербург, 2011 г
АнкорЦПА.doc
Дата28.09.2017
Размер131.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦПА.doc
ТипМетодические рекомендации
#39262
страница1 из 2
Каталогid233796089

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: Obraztsov_Bogomolova_Kriminalisticheskaya_psikhol.pdf и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации









УТВЕРЖДАЮ

Директор ФГБУ «СПб НИПНИ

им. В.М. Бехтерева» Минздравсоцразвития России,

д.м.н., профессор
_______________________________
Н.Г. НЕЗНАНОВ

28 ноября 2011 года



Психотерапия и психосоциальная реабилитация психически больных в условиях центра профессиональной адаптации
Методические рекомендации

Санкт-Петербург, 2011 г.

АННОТАЦИЯ
В настоящей работе описаны концепция и алгоритм деятельности центра профессиональной адаптации – внутрибольничного лечебно-реабилитационного подразделения, предназначенного для специальной психолого-психотерапевтической работы с профессиональными трудностями пациентов психоневрологического учреждения.

Рекомендации предназначены для специалистов, занятых в оказании психотерапевтической помощи (врачей-психотерапевтов, врачей психиатров, медицинских психологов, специалистов по социальной работе), а также для организаторов здравоохранения.
Организация-разработчик: Санкт-Петербургский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 192019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, 3.

Авторы: к.м.н., Р.К.Назыров – руководитель отдела новых технологий, организации научных исследований и подготовки кадров с отделением внебольничной психотерапии и реабилитации, С.В.Ляшковская врач-психотерапевт, младший научный сотрудник отдела организации научных исследований, новых технологий, подготовки кадров с отделением внебольничной психотерапии и реабилитации, С.А.Прощенко, клинический (медицинский) психолог, С.В.Чаплыгина, клинический (медицинский) психолог, Н. Бирюкова, клинический (медицинский) психолог, Е.Кириллова, клинический (медицинский) психолог.

ВВЕДЕНИЕ



Важнейшей характеристикой успешности проведения процесса реабилитации больных с психическими расстройствами является уровень социально-трудовой адаптации, достигаемый ими в посттерапевтическом периоде их функционирования в привычной жизненной среде.

Личность пациента, страдающего какой-либо формой психического расстройства, более уязвима в отношении профессиональных стрессоров, имеет меньший ресурс для преодоления проблем, возникающих в профессиональной сфере. Возникновение психического расстройства часто приводит к полной или частичной профессиональной дезадаптации. Более того, социально-психологические факторы, имеющие отношение к профессиональной сфере, могут занимать важное место в ряду психогенных механизмов, влияющих на возникновение психического расстройства либо его течение.

Проблема профессиональной адаптации (профадаптации) личности – один из аспектов общей проблемы ее социально-психической адаптации. Это такой процесс, посредством которого индивид:

А) удовлетворяет свои требования и ожидания, предъявляемые к профессии и условиям ее осуществления

Б) Соответствует тем требованиям, которые к нему предъявляют структура и содержание деятельности, условия ее осуществления и те социальные группы, под контролем которых протекает профессиональная деятельность личности.

Можно сказать, что речь идет об адаптации личности к своему официальному социальному статусу в группе (организации), к соответствующей роли и условиям ее осуществления (ролевого поведения).
Следует отметить, что многие адаптивные механизмы могут иметь два или более «векторов» функционирования. На основе этого можно выделить еще несколько разновидностей адаптации:
1.Внешняя адаптация – это адаптивный процесс, посредством которого личность приспосабливается к внешним, объективным проблемным ситуациям. Внешняя адаптация может быть с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением и т.п.
2.Внутренняя адаптация (коадаптация), имеет также ряд разновидностей:
а) внутренняя адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутрипсихических проблем личности;
б) внутренняя структурная адаптация в узком смысле – это процесс взаимодействия какого-либо адаптивного механизма с теми уже образованными адаптивными механизмами, с которыми он составляет комплекс. Это также процесс образования корределяций определенного адаптивного комплекса с другими, уже сформированными устойчивыми адаптивными комплексами;
в) внутренняя структурная адаптация в широком смысле: приспособление адаптивного механизма или комплекса ко всей структуре личности. Целостная структура личности может оказать сопротивление включению в ее состав новых адаптивных механизмов или комплексов как чужеродных или, напротив, может быть весьма «рецептивной» к другим механизмам и комплексам.
3.Реадаптация. Если адаптированный в данной социальной среде (в групповой ситуации) человек оказывается в новой группе, в которой преобладают другие ценности, нормы и привычные формы поведения, где ведущая деятельность тоже другая, то перед ним возникает задача реадаптации: адаптация в новой среде сопровождается пересмотром и частичным или полным отказом от норм, ценностей, способов поведения, социальных ролей, а также от некоторых адаптивных механизмов, их комплексов и стратегий.

В любом случае, профессиональная деятельность ставит перед личностью два вектора задач:

1) приобретение профессиональных знаний, умений и навыков и приспособление к условиям труда (профессиональная адаптация);

2) вхождение личности в данный производственный коллектив (систему официальных и неофициальных ролей) как новую социальную среду в качестве полноправного члена, изменение образа жизни личности (социальная адаптация).

Таким образом, можно выделить следующие возможные типы профессиональных сложностей:

1.Сложности в приобретении необходимых знаний умений и навыков в силу особенностей индивида.

2. Сложности в приспособлении к условиям труда:

а) сложности внешней адаптации (сложности в адаптации к объективным проблемным ситуациям с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением)

б) сложности внутренней адаптации

- наличие внутренних конфликтов, других внутрипсихических проблем личности;

в) Сложности реадаптации (адаптация в новой среде, сопровождаемая пересмотром и частичным или полным отказом от норм, ценностей, способов поведения, социальных ролей, а также от некоторых адаптивных механизмов, их комплексов и стратегий)


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Центр профессиональной адаптации (далее – ЦПА) - это функциональное и/или структурное подразделение, которое может быть организовано на базе психиатрического или психоневрологического ЛПУ.

Целью работы ЦПА является формирование специальной программы профессионально-трудовой реабилитации, основанной на дифференцированной диагностике имеющихся у пациентов проблем в сфере адаптации и качества жизни.

В ЦПА направляются пациенты, для которых развитие профессиональной сферы личного функционирования и профессиональных возможностей личности является клинически и социально обоснованным.

Для каждого пациента должна быть составлена специальная программа профессионально-трудовой реабилитации, основанная на:

  • дифференцированной диагностике имеющихся у пациентов проблем в сфере адаптации и качества жизни;

  • подборе компонентов программы профессиональной реабилитации, соответствующих глубине расстройства, ресурсам пациента, его целям и возможностям развития;

  • бригадных технологиях оказания психиатрической, психотерапевтической помощи, медико-психологической и социальной поддержки достигнутых результатов;

  • интеграции программ профессиональной реабилитации в общие лечебно-реабилитационные программы.

Основные варианты организации Центров профессиональной адаптации в ЛПУ.

Реализация задач профессиональной адаптации и реабилитации в лечебно-профилактическом учреждении может осуществляться в 3 основных организационных вариантах:

  1. Структурный. Для этого варианта в ЛПУ под задачи ЦПА организовано выделенное подразделение. В нем имеется собственное штатное расписание, помещения, возможно также наличие собственного стационара или дневного стационара. Реабилитационные и психотерапевтические мероприятия проводятся на базе подразделения сотрулниками подразделения.

  2. Функциональный. При отсутствии достаточной для структурного типа организационно-материальной базы предложенная модель ЦПА используется как организационно-методический алгоритм, в соответствии с которым строится программа мероприятий. Сами мероприятия проводятся на базе клинических подразделений специалистами, выполняющими функции ЦПА, но являющиеся при этом сотрудниками клинических подразделений ЛПУ.

  3. Сочетанный. При этом типе частично работа проводится на базе подразделения ЦПА (особенно специфичные мероприятия, такие как трудотерапия или милие-терапия), а частично – в клинических отделениях (например, профдиагностика, профконсультирование).


Задачи ЦПА:

  • Проведение клинико-психологических мероприятий, направленных на выявление причин профессиональной дезадаптации.

  • Проведение психологической диагностики (экспериментально-психологических мероприятий) для выявления сохранных и ресурсных возможностей пациентов, а также ограничений, связанных с психической и соматической патологией.

  • Разработка и реализация индивидуальных программ, направленных на профессиональную адаптацию, реадаптацию, реабилитацию.

  • Поиск оптимальной сферы профессиональной реализации, стимулирование целеполагания в профессиональной сфере (профконсультирование).

  • Осуществление психологического сопровождения по всему маршруту профессионального становления пациентов.

  • Осуществление психологического сопровождения трудоустроенных пациентов.

  • Разработка рекомендаций и осуществления взаимодействия с семьями пациентов, включение родителей, родственников и близких в адаптационный процесс, обеспечение преемственности коррекционно-адаптационных мероприятий с пациентами в домашних условиях.

  • Создание базы адаптированных вакансий («ярмарки вакансий») для пациентов и их близких с оговоренными условиями труда, способствующими длительной ремиссии и выздоровлению людей с психическими заболеваниями (факультативная опция, требующая специальных организационных усилий, направленных за пределы сферы медицинской помощи).


Группы пациентов, которые могут получать помощь в условиях ЦПА:

    • Пациенты с невротическими и другими пограничными расстройствами;

    • Пациенты страдающие психическими расстройствами в стадии становления ремиссии и вне обострения;

    • Пациенты с неврологическими заболеваниями;

    • Пациенты, страдающие разными видами химических и нехимических зависимостей;

    • А также люди, не страдающие психическими расстройствами, но имеющими психологические трудности в профессиональном самоопределении и реализации.



Этапы оказания помощи в ЦПА:


  1. Регистрация пациентов:

Пациенты при первичном обращении в ЦПА предоставляют в регистратуру необходимые документы. Регистратор оформляет карту пациента и направляет к ответственному куратору, который назначается для каждого пациента – врачу-психотерапевту или медицинскому (клиническому) психологу.


  1. Первичная консультация:

Цель:

  1. Формирование гипотезы относительно характера и причин проф. дезадаптации;

  2. Формирование плана диагностического этапа.

Специалист ЦПА (Куратор случая) знакомится с первичной информацией о пациенте через собеседование с ним, медицинские сведения (диагноз, ведущий синдром, мероприятия проведённые с пациентом в ходе лечения). Дополняет информацию при собеседовании со специалистами (психиатр, психотерапевт, мед.психолог), которые работали с данным пациентом. Если пациент не проходил лечение в ЛПУ, то куратор по необходимости направляет его на первичную консультацию к психотерапевту либо к психиатру с целью клинической диагностики и дальнейшего формирования индивидуальной диагностической и реабилитационной программы пациента.

Результат: Индивидуальный план проведения психодиагностических экспериментально-психологических мероприятий, направленных на выявление сохранных и ресурсных возможностей пациента.



  1. Диагностический этап:

Цели диагностического этапа:

  1. Выявление биологических, психологических и психосоциальных механизмов нарушения профессиональной адаптции;

  2. Выявление ресурсов пациента, которые можно использовать для адаптации и реадаптации;

  3. Формирование индивидуальной программы реабилитации, реадаптации, адаптации пациента.


Задачи профдиагностики:

  • оценка структуры и уровня психи­ческого дефекта;

  • исследование личности;

  • механизмов психологической компенсации;

  • прогнозирование вероятности и содержания затруднений в обучении, трудоустройстве и профессиональной деятельности;

  • оценка профессиональной пригодности к различным типам и классам профессий;

  • выявление психологических противопоказаний к конкретной профессии.

По результатам профдиагностики готовится заключение, в котором отражены результаты проведения психодиагностических методик, обобщённые данные клинико-психологического и экспериментально – психологического исследования, описание формы профессиональной дезадаптации, ее причины.

 

Структура заключения:

Заключение включает в себя следующие разделы:

1.Профессиональный анамнез.

2.Запрос пациента (варианты):

  • Мотив неопределённости. У пациента нет собственного плана профессиональной деятельности, но он сознаёт необходимость своевременного решения проблемы, появляется потребность выхода из неопределённой ситуации.

  • Мотив альтернативного выбора. У пациента есть несколько вариантов плана профессиональной деятельности - не знает, какой выбрать. Есть потребность в отвержении одного из вариантов (альтернативный вариант).

  • Обращение за консультацией,  Есть сформированный план профессиональной деятельности - проявляет потребность в подтверждении плана (подтверждающий вариант)

  • «Конфликтная ситуация». У пациента есть план профессиональной деятельности, на пути осуществления которого возникают фрустрирующие ситуации, с которыми он не справляется.

  • Мотив самопознания. Обращается за консультацией с целью реализации потребности в самопознании (узнать, на что я способен).



3.Заказ, сформулированный куратором случая - цель профессионально-диагностического исследования.
  1   2

перейти в каталог файлов


связь с админом