Главная страница
qrcode

Методические указания для самостоятельной аудиторной работы студентов, обучающихся по специальностям Лечебное дело , Педиатрия , Медико-профилактическое дело


НазваниеМетодические указания для самостоятельной аудиторной работы студентов, обучающихся по специальностям Лечебное дело , Педиатрия , Медико-профилактическое дело
АнкорOrg-tsia stat issledovania1.rtf
Дата05.02.2017
Формат файлаrtf
Имя файлаOrg-tsia_stat_issledovania1.rtf
ТипМетодические указания
#35302
страница1 из 3
Каталогid60210632

С этим файлом связано 26 файл(ов). Среди них: PVB_3_lektsia.zip, Ekzamen_voprosy_ped_fak_4_k.doc, testy_1.doc, Tema__7_Rabota_formirovaniy_MSGO_pri_vedenii_s.doc, Tema__6_Organizatsia_lechebno-evakuatsionnogo_ob.doc, Mediko-demograficheskie_pokazateli_metodika_ikh.doc, PVB_2_lektsia.zip, PVB_1_lektsia.zip и ещё 16 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

ГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»»

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С КУРСОМ МЕНЕДЖМЕНТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА





Утверждаю

Зав. кафедрой, профессор

_______________Н.Х. Шарафутдинова

« 7 » февраля 2011г.



Дисциплина:

общественное здоровье и здравоохранение

Специальности: «Лечебное дело»,

«Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Сестринское дело»

Курс: 4

Семестр: 7-8


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: Организация статистического исследования

Методические указания для студентов

Уфа 2011

Организация статистического исследования. Методические указания для самостоятельной аудиторной работы студентов, обучающихся по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Сестринское дело», составленные на основании типовой программы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», утвержденной МЗ РФ от 30 марта 2000г. и в соответствии с рабочими программами дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», утвержденными в 2008г. председателями Учебно-методических советов специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Сестринское дело»

Составители:

М.Ю. Павлова к.м.н. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом МСД,

М.А. Шарафутдинов к.м.н. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом МСД,
Рецензент: Э.Ф. Киреева к.м.н. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом МСД,

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с куром МСД, протокол №7 от 7.02.2011г.

1. Тема и её актуальность. Организация статистического исследования. План и программа исследования. Относительные величины: виды, методика вычисления. Графические изображения, виды и правила их построения. Статистические таблицы, правила оформления.

Для успешного решения вопросов, связанных проведением медико-биологических, гигиенических, экспериментальных, клинических исследований, а также с анализом деятельности учреждения здравоохранения, менеджер должен знать, как поэтапно организовать и провести такой вид деятельности.

2. Учебная цель: Научить организовать и провести санитарно-статистическое исследование.

Для формирования профессиональной компетенции

студент должен знать:

- виды, структуру и групповые свойства статистической совокупности;

- организацию статистического исследования и его этапы;

- статистические таблицы, требования к их оформлению;

- расчеты относительных величин;

- виды графических изображений и требования к их оформлению.

уметь:

- Формулировать по конкретной теме цель и задачи исследования;

- Составить план исследования и программу сбора в виде учетного документа;

- Разработать ЛНТ и оформить макеты статистических таблиц;

- Собрать материал;

- Правильно оформить различные виды графических изображений;

- Правильно выбрать, рассчитать и трактовать различные виды относительных величин;

- Проанализировать полученные результаты.

3. Вопросы для самоподготовки

  • Перечислите этапы статистического исследования.

  • Отличие цели от задач исследования.

  • Основные элементы первого этапа.

  • Отличие плана от программы исследования.

  • Виды наблюдения по времени, по охвату, по способу сбора материала.

  • Методы отбора выборочной совокупности из генеральной.

  • Методы расчета необходимого объема наблюдения.

  • Сущность программы сбора данных.

  • Типы группировок признаков.

  • Сущность ЛНТ.

  • Требования, предъявляемые к макетам таблиц.

  • Основные элементы этапа исследования.

  • Содержание статистического анализа ( этап)

  • Что такое статистическая таблица?

  • Для чего и когда применяются статистические таблицы?

  • Из каких частей и элементов состоит статистическая таблица?

  • Что подразумевается под статистическим подлежащим и статистическим сказуемым?

  • Как оформляются нумерационный и тематический заголовки таблицы?

  • Какие требования предъявляются к заполнению клеток таблиц?

  • Чем отличается "итого" и "всего" в статистической таблице?

  • какие таблицы называются простыми?

  • Чем отличается комбинационная таблица от групповой?

  • Какие основные условные обозначения используются в статистических таблицах?

  • Когда и где используются относительные величины?

  • Виды относительных величин?

  • Методика расчета интенсивных показателей.

  • Методика расчета экстенсивных показателей.

  • Методика расчета показателей соотношения.

  • Методика расчета показателей наглядности.

  • В каких единицах измеряется каждый из перечисленных показателей?

  • Укажите в чем различие между показателями интенсивности и соотношения?

  • Для чего используются графические изображения в статистическом исследовании?

  • Классификация графических изображений.

  • Назовите основные виды диаграмм.

  • Каковы общие правила составления графических изображений?

  • С какой целью применяют линейные диаграммы?

    • С помощью какого вида графических изображений можно изобразить сезонность явление?

    • С помощью каких диаграмм можно представить структуру изучаемого процесса?

    • Укажите, какой вид графических изображений рациональнее использовать при наличии динамики явления?

    • Какой вид графических изображений необходимо использовать для того, чтобы представить территориальные особенности изучаемого явления?

    • Какой вид графических изображений необходимо использовать при наличии данных о рождаемости, смертности или заболеваемости по различным территориям за один год?

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность - 4 часов.

6. Оснащение: методические указания, таблицы, схемы, вычислительная техника.

7. Содержание занятия:

7.1 Контроль исходного уровня знаний и умений

7.2. Совместно с преподавателем в группе разбираются узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия.

7.3 Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по составлению плана, программы исследования, макетов таблиц, вычислению относительных величин, оформлению графических изображений (задания прилагаются).

7.4. Контроль освоения темы занятия осуществляется решением тестовых заданий (тесты прилагаются)

7.5. При подведении итогов занятия преподаватель указывает на типичные ошибки студентов, оценивает выполненные задания.

Место проведения самоподготовки: учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112).
Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний студентов, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов проверки уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, задания).
Литература:

Основная литература:

4.1. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение // Учебник под ред. Ю. П. Лисицына. – М.: «ГЕОТАР-Мед», 2002. – 520 с.

4.2. Миняев В. А. Общественное здоровье и здравоохранение / В. А. Миняев, Н. И. Вишняков // Учебник для студентов под ред. В. А. Миняева. – М.: "МЕДпресс-информ", 2002. – 528 с.

Дополнительная литература

1. Зайцев, В. М. Прикладная медицинская статистика: учеб. пособ. для студ. мед. вузов / В. М. Зайцев, В. Г. Лифляндский, В. И. Маринкин. - СПб.: Фолиант, 2003. - 432 с

  1. Кучеренко, В.З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учебное пособие для вузов / В. З. Кучеренко [и др.]. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 188 с.


БЛОК ИНФОРМАЦИИ
Здоровье населения зависит от комплекса различных по своему характеру, направленности и силе влияния факторов. Эти факторы взаимодействуют друг с другом, меняются во времени, имеют региональные особенности. С целью изучения этих причинно- следственных закономерностей проводятся специальные медико-социальные исследования.

Важнейшими элементами организации любого исследования, проводимого на достаточно большой совокупности, являются его четыре этапа. Первым этапом статистического исследования является подготовительный (организационный), после чего переходят к сбору материала, разработке его, затем проводят статистический анализ результатов и заканчивают работу внедрением полученных результатов в практику.

I ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, включающий составление плана и программы

План исследования предусматривает формулировку темы, целей и задач, методики исследования и последовательности его проведения, определение объекта и объема статистической совокупности, времени и места исследования, сил и средств для его проведения. (Схема 2).

Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения, определять пути решения выбранной проблемы. Целью медико-социальных исследований может быть разработка мер по улучшению различных сторон здоровья населения, подготовка рекомендаций по оптимизации деятельности системы здравоохранения и т.д. Она должна быть сформулирована четко и недвусмысленно. Цель исследования может быть одна.

Задача исследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели, т.е. пошаговое достижение. Задач исследования может быть от 3 до 6.

Название темыдолжно соответствовать цели исследования. Тема обычно формулируется одним предложением.

Знакомство с литературой, которое позволяет:

Рабочая гипотеза - это обоснованное предположение о результатах исследования. В случае несовпадения полученных результатов с гипотезой исследователь должен убедиться:

а) в отсутствии ошибки в расчетах;

б) в адекватности выбранной методики исследования поставленным цели и задачам.

Изучение тех или иных явлений с применением статистических методов требует, прежде всего, умелого подхода к выбору объекта исследования (так называемой статистической совокупности), единицы наблюдения и ее учитываемых признаков.

Статистическая совокупность – это группа, состоящая из большого числа относительно однородных элементов (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства.

Объект статистического исследования - это статистическая совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения. Это могут быть население, студенты, больные, госпитализированные в больницы и т.п.

Единица наблюдения – это первоначальный элемент объекта исследования, который является носителем признаков, подлежащих учету.

Каждая единица наблюдения имеет много характеристик, однако учитываются только те из них, которые необходимы для достижения поставленной цели и решения конкретных задач исследования. Эти признаки учитывают (регистрируют) и поэтому их называют учитываемыми. Признаки классифицируются:

  • по характеру:

а) атрибутивные (описательные) признаки - выражены словесно (пол, профессия, нозологическая форма и пр.),

б) количественные признаки - выражены числом (рост, масса тела, число дней лечения и т.д.);

  • по роли в совокупности:

а) факторные признаки – влияют на изучаемое явление (методы профилактики и лечения, доза лекарств и т.д.),

б) результативные признаки – изменяются под влиянием факторных признаков (исход заболевания – выздоровление, смерть, инвалидность).

Различают два вида статистического наблюдения:

  • по времени:

а) единовременное (одномоментное) наблюдение – когда сбор информации по каждой единице наблюдения изучаемого явления приурочен к какому-либо определенному моменту (час, день). Например, перепись населения.

б) текущее (постоянное) наблюдение – когда регистрация проводится постоянно по мере возникновения единиц наблюдения. Например, регистрация диагнозов в «Карте выбывшего из стационара» производится по мере выписки больных.

  • по объему:

а) сплошное наблюдение - регистрация всех единиц наблюдения, входящих в изучаемую группу (совокупность)

б) выборочное наблюдение - регистрация только части совокупности для характеристики целого.

Объем статистического исследования – численность элементов совокупности, взятых для исследования.

Генеральная совокупность состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. В связи с большой трудоемкостью, дороговизной, а часто и с нецелесообразностью анализа всех единиц наблюдения, составляющие генеральную совокупность, исследования проводят на части генеральной совокупности, т.е. охватывают только определенную часть единиц наблюдения – выборочную совокупность.

Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным методом и предназначенная для характеристики генеральной совокупности. Она должна быть репрезентативной, т.е. в отобранной части должны быть представлены все элементы и в том соотношении, как в генеральной совокупности. Выборочная совокупность должна отражать свойства генеральной совокупности, т.е. правильно ее представлять.

Методы отбора изучаемых явлений:

  • случайный отбор - проводится по жребию. Например, по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.

  • механический отбор - когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная единица наблюдения. Например, каждая пятая (20 %), десятая (10 %) или др.).

  • гнездовой (серийный) отбор - когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбираются путем случайной или механической выборки. Например,для изучения заболеваемости сельского населения Н-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наиболее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.

  • метод основного массива применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Например, на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и 2 небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.

  • направленный отбор - отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.Например, при изучении влияния стажа рабочих на травматизм отбираются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одного образовательного уровня.

  • типологический отбор - отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однотипных групп. Например, при изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.

  • кагортный метод. Статистическую совокупность при этом методе составляют относительно однородные группы лиц, объединенные наступлением определенного демографического признака в один и тот же интервал времени. Например, при изучении вопросов, связанных с проблемой рождаемости, формируют совокупность (когорту) по признаку единого срока рождения женщин -исследование рождаемости по поколениям – или по признаку единого срока вступления в брак - исследование рождаемости по продолжительности семейной жизни.

  • «копи-пара», или способ уравновешивания групп (метод парных сочетаний). В основе его лежит подбор для каждой единицы наблюдения исследуемой группы «копи-пары» по одному или нескольким признакам. Например, известно, что на уровень младенческой смертности влияют такие факторы, как масса тела и пол ребенка. При использовании метода для каждого случая смерти ребенка из альтернативной совокупности благополучных случаев отбирается «копи-пара» по массе и полу. Этот способ отбора целесообразно применять для изучения редких явлений.

Характеристика исполнителей (кадры). Сколько человек и какой квалификации проводят исследование. Например, исследование по изучению санитарно-гигиенического режима учащихся старших классов средних общеобразовательных школ района проводят два врача и два помощника санитарного врача отделения гигиены детей и подростков ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ».

Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств:

  1. Лабораторное оборудование и приборы, соответствующие цели исследования.

  2. Канцелярские товары (бумага, бланки).

  3. Финансовые средства.

  4. Программы статистической обработки и др.


Программа исследования является перечнем вопросов, на которые следует получить ответы при проведении данного исследования (Схема 3).
Схема 3. Составление программы исследования
ПРОГРАММА

ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа разработки и сводки

Программа анализа

Программа сбора
Составление макета первичного учетного документа

Определение учетных признаков

Определение единицы

наблюдения

Перечень специальных статистических методик обработки результатов

Составление макетов таблиц

Составление листа

намеченных таблиц

Определение группировок признаков

Комбинационные

Групповые

Простые

Вариационная

для количественных признаков

Типологическая для качественных

признаков
Эти вопросы включаются в специальные статистические (регистрационные) бланки. В качестве статистических бланков можно использовать официальные учетные документы, такие как «Медицинское свидетельство о смерти», «Карта выбывшего из стационара» и другие, или специально составленные исследователем бланки (карта выборки из истории болезни, анкеты и т.д.). На первом этапе составляются в качестве будущей программы разработки также макеты таблиц, в которых будут представлены полученные результаты исследования.
II ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - СБОР МАТЕРИАЛА

Это процесс регистрации, заполнения официально существующих или специально разработанных учебных документов (талоны, анкеты, карты и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования. Сбор материала можно производить с помощью нескольких методов:

  • Анамнестический метод - регистрация сведений, полученных от больного или его близких, включающий в себя:

а) анкетный метод (заочный опрос) -предусматривает заполнение сведений о себе каждым из обследуемых. Этот метод целесообразно применять в случаях, когда необходимо получить сведения по глубоко личным, интимным сторонам жизни. Анкета должна быть, как правило, анонимной.

б) метод опроса (интервьюирование) - осуществляется путем беседы обследуемого с медицинским работником, проводящим исследование. Для использования данного метода необходимо важное условие - доверие опрашиваемого. Только тогда можно получить ценные сведения о медицинской помощи, о причинах заболеваемости и т. д.

  • Метод непосредственного наблюдения предусматривает регистрацию сведений при непосредственном осмотре больного или здорового человека, а также при санитарно-гигиеническом обследовании какого-нибудь объекта. К непосредственному наблюдению относится запись данных проб, анализов и др.

  • Выкопировка сведений из первичной медицинской документации. Источниками информации могут выступать медицинские карты стационарного больного, журналы, карточки, протоколы операций и др., т.е. документация, ведущаяся врачами в поликлинике, стационаре, диспансере, лаборатории. При выкопировке документов берутся лишь необходимые данные, соответствующие цели исследования и предусмотренные его программой.

III ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - РАЗРАБОТКА И СВОДКА ДАННЫХ

Включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия:

1. Контроль - проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. Например,в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы.

В этом случае необходимы дополнительные данные, например из официальных документов (амбулаторных карт, историй болезни и т.п.). Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем или от самого человека, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования.

2. Группировка материала - распределение собранного материала по атрибутивному и/или количественному признакам (типологическая или вариационная). Например: группировка студентов по курсам обучения: I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс.

3. Шифровка - применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной - только цифровые.

Например, Буквенная шифровка: Пол: муж. М

жен. Ж

Цифровая шифровка:

Возрастная группировка Шифр

до 20 лет включительно 1

21-29 2

30-39 3

40-49 4

4. Сводка материала - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы.

5. Вычисление статистических показателей и статистическая обработка материала.

6. Графическое изображение полученных показателей.

IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ.

Схема 4. Последовательность анализа различных явлений


ВЫБОР АДЕКВАТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ

ИЗУЧАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ




РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ОТНОСИТЕЛЬНЫХ, СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН И ДР.)




СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ЭТАЛОНАМИ И В ДИНАМИКЕ




КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (УРОВНЯ, СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ)




ПЛОХО




ХОРОШО




ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ




ЗАКЛЮЧЕНИЕ




ВЫВОДЫ




ОБОСНОВАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Пример составления плана и программы клинико-статистического исследования

  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом