Главная страница
qrcode

Схема истор бол ПФ. Методические указания для студентов V курса, к самостоятельной внеаудиторной работе Уфа 2019 тема профессор Юлдашев В. Л


Скачать 298,5 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов V курса, к самостоятельной внеаудиторной работе Уфа 2019 тема профессор Юлдашев В. Л
Дата29.01.2020
Размер298,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСхема истор бол ПФ.doc
ТипМетодические указания
#158535
Каталог

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ИДПО
«
Зав. кафедрой

профессор В.Л. Юлдашев

«31» августа 2019 г.

Дисциплина
Специальность
Курс
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему: «

Методические указания

для студентов V курса,

к самостоятельной внеаудиторной работе

Уфа 2019

тема:
профессор Юлдашев В.Л.

Автор: Марфина Н.А.

Утверждено на заседании кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИПО

"31"08 2019 г.

1. 2.
2.1. Конкретные цели: Для достижения цели студент должен уметь:

а) собрать анамнез жизни и болезни,

б) полностью обследовать соматический, неврологический и психический статус больного,

в) использовать все данные стационарной истории болезни (консультация специалистов, параклинических и лабораторных исследований), синтезировать их в обосновании диагноза,

г) провести дифференциальную диагностику,

д) уметь назначить лечение, решить экспертные и реабилитационные вопросы.
2.2. Для формирования умений студенты должны ЗНАТЬ:

1) методику сбора анамнеза, обследования психического состояния

2)методику неврологического, соматического экспериментально-психологического исследования

3) интерпретацию результатов параклинических методов обследования

4) правила оформления истории болезни.
3. Вид занятия – внаудиторная работа
4.Продолжительность занятия - 2 академических часа.
5. Оснащение: схемы истории болезни
6. Содержание занятия

6.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов необходимых для освоения темы занятия.

6.2. Самостоятельная работа студентов под, оформление медицинской документации).

6.4. Подведение итогов занятия.
Студент осваивает методы обследования психически больного и правила оформления истории болезни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

(лечебный и педиатрический факультеты)
УКАЗАНИЯ К КУРАЦИИ
1. Важно расположить к себе больного, вызвать его доверие, склонить к откровенной беседе.

2. Обращение к больному должно быть по имени и отчеству. Недопустимо стандартное обращение (например, больной).

3. Беседуйте с больным неторопливо, в спокойном, ровном и серьезном тоне.

4. Не входите с больным в обсуждение его болезни. Не спорьте в его присутствии друг с другом, воздерживайтесь от оглашения при больном обнаруженных у него болезненных нарушений, а так же данных объективного анамнеза.

5. В случае обращения больного к куратору с различными вопроса ми по поводу его болезни, лечения и пр., следует отсылать его к лечащему врачу, как постоянно наблюдающему больного.

6. Все высказывания больного, даже явно бредового характера или просто абсурдные, выслушивайте внимательно и с участием, не вступайте с больным в пререкания, не раздражайте его. При большой многоречивости больного мягко отклоните беседу в желаемом Вами направлении.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
1. Фамилия, имя, отчество- не пишется (инициалы -пример: К.Н)

2. Год рождения

5. Национальность

6. Семейное положение

7. Образование

8. Занятие

9. Место жительство- не указывается

10. Дата поступления в клинику
ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО
АНАМНЕЗ СО СЛОВ БОЛЬНОГО И ОБЪЕКТИВНЫЙ
А.. Семейный анамнез

Сведения о здоровье родственников. Не страдали ли родители или другие члены семьи психическими заболеваниями, алкоголизмом, судорожными припадками (или какими-нибудь другими припадками), сифилисом, туберкулезом.
Б. Анамнез жизни больного (со слов самого больного - субъективный)

Возраст и здоровье родителей во время зачатия. Какая была по счету беременность у матери и как протекала. Роды - нормальные, патологические (явления асфиксии, родовые травмы, кесарево сечение и др.).

Раннее развитие: когда стал ходить и говорить. Перенесенные в детстве заболевания, особенности воспитания. Когда начал учиться в школе. Как давалось учение. Чем преимущественно интересовался. Каков был по характеру в это время (общительный, замкнутый, добрый, ласковый, эгоистичный, вспыльчивый, раздражительный, спокойный, усидчивый, и т.д.). Чем занимался по окончании школы (работал, учился). Изменился ли характер в последующие годы (в чем выражалось изменения). Половая жизнь Какие заболевания перенес в течение жизни, как они влияли на нервно-психическое состояние. Имели ли место тяжелые психические травмы (потрясения), трудные жизненные ситуации, покушения на самоубийство, физические травмы, в т.ч. головы: ушибы, контузии, коммоции, воздушные травмы (терял ли при этом сознание), ранения, перенесенные операции.

Вредные привычки: курение, употребление алкоголя. Социально-бытовые условия.

Эти сведения дополняются анамнезом жизни со слов лиц, хорошо знающих больного (объективный анамнез).

Структура личности и особенности характера.

а) Способность развивать интенсивную нервную деятельность. Темп деятельности: быстрый, медленный. Работоспособность, активность в работе. Утомляемость, выносливость.

б) каковы преобладающие эмоциональные реакции (астенические, стенические). Сдержанность, терпеливость (тип эмоционального реагирования).

в) приспособление к новым условиям, поведение в трудных жизненных условиях. Взаимоотношения с окружающими, замкнутость, общительность.

г) как засыпает и как просыпается (быстро, медленно). Оценка типа высшей деятельности по И.П.Павлову и склад характера.
В. Анамнез заболевания.

Когда впервые обнаружились признаки психического заболевания, как оно протекало. Наблюдалось ли непрерывное нарастание болезненных явлений или наступали временные улучшения или даже периоды полного исчезновения болезненных расстройств. Отмечались ли приступы возбуждения или депрессии, тоскливости с покушениями на самоубийство. Наблюдались ли галлюцинации, бредовые идеи, навязчивые состояния, судорожные приступы. Лечился ли больной раньше в нервно-психиатрических учреждениях. Каково было заключение врача о заболевании, чем непосредственно вызвано стационирование больного в клинику.
ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО
А. Соматическое состояние.

Рост, телосложение, питание, кожные покровы, полость рта. Данные исследования внутренних органов.

Б. Нервная система.

Состояние зрачков (ширина, равномерность, реакция на свет, на болевое раздражение, симптом Арджи Робертсона). Сухожильные рефлексы. Патологические рефлексы. Вазомоторные расстройства. Речь (невнятная, афазические расстройства). Расстройства почерка.
В. Психическое состояние.

1) Контактность больного. Доступность, недоступность, формальный контакт.

2) Внешний вид и манера поведения.

3) Сознание и его расстройства. Сознание своей личности и сознание окружающего. Способность ориентироваться во времени и месте. Отношение к болезненному состоянию.

4) Внимание. Повышенная истощаемость, отвлекаемость, прилипчивость (плохая переключаемость). Проба на внимание (по Крепелину).

5) Восприятие окружающего мира, собственного тела и личности (гиперестезия, сенестопатии, деперсонализация, нарушение схемы тела, иллюзии, галлюцинации).

6) Память и ее расстройства. Память на прошлое и текущее. Способность к запоминанию и воспроизведению. Амнезии (антероградная, ретроградная и другие, если есть). Ошибки и обманы памяти. Тесты на запоминание.

7) Мышление и его расстройства. Темп мышления (быстрый, медленный, средний и т.д.). Последовательность, логичность суждений (разорванность, бессвязность, резонерство, патологическая обстоятельность, детализация, символизация, неологизмы и т.д.). Навязчивые мысли и страхи: форма, содержание, сверхценные и бредоподобные идеи. Бредовые идеи: систематизированные, отрывочные, содержание бредовых суждений.

8) Интеллект. Психологические пробы на обобщение, различие. Понимание переносного смысла (пословицы, поговорки, афоризмы). Способность к формированию понятий, комбинаторные способности. Запас общежитейских, школьных, профессиональных знаний, кругозор, круг интересов и общих понятий. Соответствие запаса знаний образованию, жизненному опыту, воспитанию. Умение оперировать своими знаниями. Слабость суждений, умозаключений. Конкретно-описательный тип мышления. Интеллект высокий, низкий, поверхностный. Слабоумие врожденное, приобретенное, тотальное, парциальное.

9) Эмоциональная сфера. Настроение ровное, пониженное, неустойчивое (эмоциональная слабость), злобное, благодушное, тревожное, раздражительное. Эйфория. Дисфория. Апатия. Эмоциональная тупость. Страх. Депрессивное, маниакальное состояние. Амбивалентность эмоций, адекватность, глубина.

10) Двигательно-волевая сфера. Усиление или ослабление влечений. Абулия, гипобулия, гипербулия. Ступор. Мутизм. Негативизм. Заторможенность, взбудораженность, манерность, вычурность, импульсивность. Установка на лечение. Планы на будущее.
Лабораторные, инструментальные и специальные методы исследования.

Дневник наблюдений

(с указанием ухода, надзора и лечения, сна, поведения).

Поведение больного в отделении, соблюдение режима, общительность, замкнутость, отношение к лечению, трудовым процессам. Чем занят, как проводит время.
Клинический диагноз

(развернутый нозологический и основной синдром, подробное обоснование диагноза).
Дифференциальный диагноз

(какие формы болезней сходны по синдрому, течению и т.п.). Основные отличия применительно к данному больному.
Социально-профилактические и лечебные мероприятия.

Как лечится заболевание вообще и подробный план лечения Вашего больного с рецептурой, латинской транскрипцией, разовыми и суточными дозами, рекомендациями и обоснование предложенного лечения, советами по режиму и т.д.

Прогноз

(развернутый в отношении жизни, здоровья, течения болезни). Трудоспособность (больничный лист или перевод на инвалидность, какой группы, нуждается ли в смене работы и т.д. с обоснованиями). Годность к военной службе (с обоснованием, с указанием статьи).

Судебно-психиатрическая экспертиза

(вменяем или невменяем по психическому состоянию).
Рекомендации при выписке
ЭПИКРИЗ

(с отражением основных данных анамнеза, состояния, течения заболевания, лечения, прогноза).


Литература основная:

Психиатрия и наркология [Электронный ресурс] : учебник / Н. Н. Иванец [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2014. -on-line. - Режим доступа: Психиатрия и наркология : учебник для студентов / Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина. - М. : Гэотар Медиа, 2009. - 829 с.
  • Незнанов Н.Г. Психиатрия [Электронный ресурс]: учебник / Н.Г. Незнанов. – Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - on – line. – Режим доступа:
  • Хритинин, Д. Ф. Лекции по психиатрии [Электронный ресурс] / Д.Ф. Хритинин. -Электрон. текстовые дан. - М.: Медицина, 2011. -on-line. - Режим доступа:
  • Цыганков, Б. Д. Психиатрия [Электронный ресурс]: учебник / Б.Д. Цыганков, С.А. Овсянников. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -on-line. - Режим доступа:

    Литература дополнительная:

    Алкоголизм, наркомании и другие психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ [Электронный ресурс] : учеб. пособие, рек. ГБОУ ВПО "Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова" для студ., обуч. по спец. "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология" и "Мед.-проф. дело" / Л. М. Барденштейн [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2015. - on-line. - Режим доступа: Иванец, Н. Н. Наркология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, М. А. Кинкулькина. - Электрон. текстовые дан. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. -on-line. - Режим доступа:
    Лечение неврозов [Электронный ресурс] : учебное пособие / ГОУ ВПО БГМУ ; сост. О. А. Пермякова [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Уфа : Изд-во БГМУ, 2010. - on-line. - Режим доступа: Неврастения. Диагностика. Лечение: учеб. пособие для студентов / ГОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" ; сост.: В. Л. Юлдашев, В. Е. Алехин, И. Ф. Тимербулатов. - Уфа : Изд-во ГОУ ВПО "Башгосмедуниверситет Росздрава", 2011. - 43
  • Руководство по психиатрии под ред. А.В.Снежневского. М., 1983, т. 1, с. 456-468, т. 2, с. 93-108, с. 214-227.
  • Руководство по психиатрии под ред. Г.В.Морозова. М., 1988, т. 1, с. 558-609, т. 2, с. 5-27.
  • Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. - М., 1994.
    Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. - Ростов-на-Дону: изд. "Феникс", 1997. - 448с.

    Хэзлем М.Т. Психиатрия: Вводный курс /Пер. с англ. - М., 1998. - 624с.
    перейти в каталог файлов


  • связь с админом