Главная страница

4. механизм рыночного ценообразования. 4. механизм рыночного ценообразования.ppt. Микроэкономика


Скачать 1,72 Mb.
НазваниеМикроэкономика
Анкор4. механизм рыночного ценообразования.ppt
Дата07.10.2017
Размер1,72 Mb.
Формат файлаppt
Имя файла4. механизм рыночного ценообразования.ppt.ppt
ТипДокументы
#41190
Каталогid98618424

С этим файлом связано 24 файл(ов). Среди них: Карпов СП '' История Средних веков''. Том 1.doc, 5. эластичность.ppt.ppt, 4. механизм рыночного ценообразования.ppt.ppt, антология исследований культур.doc, 9.монополия.ppt.ppt, НОМАДЫ.pptx.pptx, 8.совершенная конкуренция.ppt.ppt, Voprosy_po_Vseobschey_istorii_2012.doc и ещё 14 файл(а).
Показать все связанные файлы

Раздел Микроэкономика


Основы теории спроса и предложения
Теория потребительского выбора
Производство экономических благ
Фирма как совершенный конкурент
Теория несовершенной конкуренции
Рынки факторов производства
Общее равновесие и экономическая эффективность

Тема 1. Основы теории спроса и предложения


Рынок: сущность, типы и функции.
Механизм рыночного ценообразования: спрос, предложение, рыночное равновесие.


Рынок совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Основные обозначения


D (Demand)


Спрос


S (Supply)


Предложение


P (Price)


Цена


Qd (Quantity demanded)


Величина спроса


Qs (Quantity supplied)


Величина предложения


I (Income)


Доход


TR (Total Revenue)


Общая выручка


e (elasticity)


Эластичность

Спрос и величина спроса


Величина спроса – количество единиц товара/услуги, которое покупатели хотят и могут купить при данной цене в данном месте, в данное время
Спрос – зависимость величины спроса от цены (при прочих равных условиях)


Уменьшение величины спроса – только в результате изменения цены


Уменьшение спроса – в результате действия любого другого фактора спроса кроме цены


D


P


Qd


P


Qd

Какие причины роста спроса вы можете назвать?


Изменение доходов покупателей
Повышение цен заменителей или снижение цен дополнителей
Увеличение количества покупателей
Благоприятные изменения вкусов, обычаев, моды
Благоприятная информация о данном товаре/услуге (например, удачная рекламная компания)
Благоприятный сезон
Ожидания покупателей – ожидаемый в будущем рост цен на товар или изменение доходов


В линейном случае функция спроса принимает вид Qd = a - bр,
где а - максимальная величина спросана данный товар
b - показывает, на сколько единиц изменится величина спроса при изменении цены товара на единицу (∆Qd =-b∆p),
a/b - резервная цена


Пример. Рассмотрим спрос жителей города Новые Васюки на яблоки. Пусть функция ежедневного спроса на яблоки имеет вид
Qd =15 - 0,5p, где Qd— величина спроса на яблоки (кг в день), а р — цена яблок (рублей за кг).

Предложение и величина предложения


Величина предложения – количество единиц товара/услуги, которое продавцы готовы продать при данной цене в данном месте, в данное время
Предложение – зависимость величины предложения от цены (при прочих равных условиях)


Qs


S


P


Qs


P


Рост величины предложения – только в резуль-тате изменения цены


Рост предложения – в результате действия любого другого фактора предложения кроме цены

Какие причины роста предложения вы можете назвать?


Усовершенствование технологии производства
Увеличение объема доступных ресурсов для производства и/или снижение их цен – и издержек производства
Увеличение количества продавцов
Благоприятная гос. политика (снижение налогов, введение субсидий)
Благоприятные ожидания продавцов
Благоприятные погодные условия (например, урожайный год на рынке с/х продукции)


В линейном случае функция предложения принимает вид
Qs = c + dр,
где c - минимальная величина предложения
d - показывает, на сколько единиц изменится величина предложения при изменении цены на единицу (∆Qs = d∆p),
- c/d - резервная цена


Пример. Рассмотрим предложение брусники в Карелии. Пусть функция предложения брусники жителями имеет вид Qs = 7p – 4, где Qs – величина предложения брусники (кг в день), а р – цена брусники (евро за кг).


Рыночное равновесие - ситуация, при которой количество товара, которое готов продать продавец, равно количеству товара, которое готов приобрести покупатель по данной цене.

Рыночное равновесие 1


Если на рынке сложилась цена P1,
-Сколько готовы купить покупатели?
-Сколько готовы продать продавцы?
-Каковы последствия?
Если на рынке сложилась цена P2,
-Сколько готовы купить покупатели?
-Сколько готовы продать продавцы?
-Каковы последствия?


Qd, Qs


D


P


S


P1


P2


Дефицит


Избыток продукции

Рыночное равновесие 2


Pe – равновесная цена
Qe – равновесный объем продаж.
Отсутствует избыток/дефицит товара
Нет стимула ни к росту, ни к падению цены
Продается максимальное для данных спроса и предложения количество товара


Qd, Qs


D


P


S


Pe


Qe= Qd = Qs

Пример


Пример
Функция спроса на услуги общественного транспорта в Алапаевске имеет вид
Qd = 11- p, а функция предложения Qs = 2p – 4. Определите равновесную цену и равновесное количество поездок в Алапаевске. Какая ситуация сложиться на рынке услуг общественного транспорта в Алапаевске, если стоимость одной поездки составит 4 рубля?

Общая выручка (TR – Total Revenue)


Это произведение объема продаж продукта на среднюю продажную цену одной его единицы, т.е.
TR = PQ

Сравнительная статика 1


Каковы последствия роста спроса?
Повышение равновесной цены и равновесного объема продаж


Qd, Qs


D


P


S


Pe1


Qe1


Pe2


Qe2

Сравнительная статика 2


Каковы последствия роста предложения?
Снижение равновесной цены и рост равновесного объема продаж


Qd, Qs


D


P


S


Pe1


Qe1


Pe2


Qe2

Индивидуальный и рыночный спрос


Индивидуальный спрос – это спрос отдельно взятого покупателя.
Рыночный спрос – суммарный спрос всех покупателей на данном рынке.
В большинстве случаев рыночный спрос получается в результате суммирования по горизонтали индивидуальных спросов.

Индивидуальное и рыночное предложение


Индивидуальное предложение – это предложение отдельно взятого продавца.
Рыночное предложение – суммарное предложение всех продавцов на данном рынке.
Рыночное предложение получается в результате суммирования по горизонтали индивидуальных предложений.

Построение рыночного спроса: пример


Покупатель


Анна


Берта


Вера


Галя


Дина


Елена


Цена спроса


40


50


30


20


15


30


Готова купить


3 кг.


1 кг.


3 кг.


6 кг.


4 кг.


2 кг.


Qd


P


15


30


50


20


40


1


4


9


15


19


25

Излишек потребителя (Consumer’s Surplus)


D


P


Излишек потребителя – это площадь фигуры, которая находится выше рыночной цены, но ниже линии спроса.


Qd

Построение рыночного предложения: пример


QS


P


5


15


25


20


10


70


110


130


Продавец


Андрей


Борис


Виктор


Георгий


Дмитрий


Цена предложения


15


5


26


20


15


Готов продать


30 кг.


10 кг.


20 кг.


40 кг.


30 кг.


26

Излишек производителя (Producer’s Surplus)


S


P


Излишек производителя – это площадь фигуры, находящейся выше кривой рыночного предложения и ниже цены.


QS

Общественное благосостояние (выигрыш от торговли)


S


P


Торговля выгодна и покупателям, и продавцам: в результате торговли и потребитель и производитель получают свои излишки. Общественное благосостояние – это сумма излишков потребителя и производителя.


Qd, QS


D

пример


Функция рыночного спроса задана как Qd = 70 – P. Функция рыночного предложения задана как Qs = 2P – 20.
Рассчитайте величину излишков потребителя и производителя.

Вмешательство государства и общественное благосостояние


Государственное регулирование рыночного механизма представляет собой воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования уровня цен и объемов продаж на каком-либо рынке.


Основными методами государственного регулирования уровня цен являются:
    установление фиксированных цен: в этом случае экономические агенты обязаны заключать сделки только по строго регламентированным ценам. Если фиксированная цена превосходит равновесную, то на рынке образуется избыток; если фиксированная цена ниже равновесной,то на рынке образуется дефицит;
    установление предельных цен, регулирующих верхнюю или нижнюю границу рыночной цены.


Максимальная цена (цена потолка) — устанавливаемая государством максимально возможная цена, по которой могут осуществляться продажи на рынке.
Минимальная цена (цена пола) — устанавливаемая государством минимально возможная цена, по которой могут осуществляться продажи на рынке.


Функция рыночного спроса задана как Qd = 70 – P. Функция рыночного предложения задана как Qs = 2P – 20.
Каковы последствия введения потолка цен Pmax = 20?
Рассчитайте новые величины излишков потребителя и производителя.


Основными методами государственного регулирования объемов продукции являются:
    введение квот.
    введение налогов и субсидий.


Введение налога вызовет параллельный сдвиг кривой предложения вверх на величину налога (Т). Если изначально кривая предложения имела вид Qs = c + dр, то новая кривая ( с налогом) принимает вид Qs1 = c + d(р – Т).


Функция рыночного спроса задана как Qd = 70 – P. Функция рыночного предложения задана как Qs = 2P – 20.
Каковы последствия введения налога на продавцов в размере t=9 с каждой проданной единицы товара?
Рассчитайте новые величины излишков потребителя и производителя.

Вывод


Сокращение объема торговли в результате вмешательства государства приводит к потерям общественного благосостояния.
Аналогичные потери общественного благосостояния происходят и при монополизации рынка.


Введение субсидии вызовет параллельный сдвиг кривой предложения вниз на величину субсидии (Н). Если изначально кривая предложения имела вид Qs = c + dр, то новая кривая ( с субсидией) принимает вид Qs1 = c + d(р + Н).


Функция рыночного спроса задана как Qd = 70 – P. Функция рыночного предложения задана как Qs = 2P – 20.
Каковы последствия введения субсидии продавцам в размере s=9 за каждую проданную единицу товара?
Рассчитайте новые величины излишков потребителя и производителя.

Итог


Любое вмешательство государства в рассмотренных условиях приводит к снижению общественного благосостояния: вмешиваясь в работу какого-либо рынка, государство способно изменить положение потребителей и/или производителей на этом рынке, а также других своих граждан (например, налогоплательщиков). При этом потери от вмешательства государства всегда больше, чем выигрыши.
Классическая экономическая теория рекомендует свести к минимуму государственное вмешательство в рыночный механизм, предоставив работать «невидимой руке рынка»

В каких случаях все-таки требуется вмешательство государства в работу рыночной экономики?


Защита конкуренции, предотвращение монополизации рынков.
Перераспределение доходов, сокращение неравенства
Корректировка проблем внешних эффектов и общественных благ.
Макроэкономическое регулирование


перейти в каталог файлов
связь с админом