Главная страница
qrcode

курсовая репа. Министерство культуры российской федерации


НазваниеМинистерство культуры российской федерации
Дата29.01.2020
Размер1,89 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая репа.docx
ТипКурсовая
#158538
Каталог


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при российской академии художеств»

Факультет теории и истории искусств

Отделение заочного обучения

Трусова Екатерина Борисовна

Курсовая работа

II курс

Научный руководитель:

Р.В.Головенкова

Санкт-Петербург

2019

Оглавление

Введение……………………………………………………………...3-9

Глава 1. Художественно-стилистический анализ картины И. Е. Репина «Осенний букет»…………………………………………..9-11

Глава 2. Художественно-стилистический анализ картины М. В. Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой»……………………..….12-14

Глава 3. Художественно-стилистическое сравнение картин «Осенний букет» и «Портрета О. М. Нестеровой»………….….14-18

Заключение…………………………………………………………....19

Список использованной литературы ………………………….........20


Введение

Картины Ильи Ефимовича Репина «Осенний букет» и Михаила Васильевича Нестерова «Амазонка» интересны и сами по себе, но в сравнении они словно дополняют и одновременно с тем оттеняют друг друга, показывая в каждом из портретов свои самые увлекательные с точки зрения живописи, исторической подоплеки и общей концепции черты. Картина И. Е. Репина «Осенний букет» написана в 1892 году. Неизвестно, как на портрет отреагировали современники Репина, так как письменных замечаний того времени об этой картине не осталось. Возможно, они просто не обратили на нее должного внимания, ведь год назад до этого портрета на всю Россию прогремел успех другой, более знаменитой исторической картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Первым упоминанием в письменных источниках исходит из пера самого творца. В одном из писем к Татьяне Львовне Толстой от 10 августа 1892 года1
Репин писал: «…Теперь начал писать с Веры: посреди сада, с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности и неги». И все-таки, спустя почти полвека после написания «Осеннего букета» о нем начали писать многие искусствоведы, основательно рассматривающие творчество Репина. Это значит, что живописные достоинства картины нельзя оставить незамеченным, пусть это и не портрет какого-нибудь видного художественного деятеля и не этюд к какому-либо нагремевшему монументальному полотну великого художника. Впервые картина «Осенний букет» была рассмотрена у исследователей творчества Репина в монографии И. Э. Грабаря 1937 года, посвященной живописцу. Правда, автор лишь вскользь коснулся этого произведении художника, написав совсем немного, но достаточно информативно выложил свой взгляд на портретное творчество художника того периода: «Осенью ему все же удается пописать, и он делает с дочерей Надежды и Веры два этюда на воздухе: с первой – в охотничьем костюме, с ружьем за плечами, со второй – с букетом цветов, в желтом берете – «Осенний букет» Третьяковской галереи. Оба портрета писаны с тем смешанным чувством живописного задора при максимальной объективности, которое видно в портрете Кюи : прекрасно, сильно, но этой удаче вредит та доза холода, который с этого времени присущ большинству репинских портретов»2

Глава I. Художественно-стилистический анализ картины Репина «Осенний букет»

Начиная сравнительный анализ портретов двух выдающихся художников, логичнее всего начать с истории создания описываемых нами работ и выявить общее настроение в жизни художников, во время которой они приступил к их созданию. В мае 1892 года Репин приобрел имение Здравнёво под Витебском на деньги, полученные от продажи картины «Запорожцы» императору Александру III. Вплоть до начала 1900-х годов художник проводил здесь летние месяцы с семьей. В Здравневе он писал не очень много. Но в 1892 году именно здесь он создал два портрета дочерей: «На охоте» и «Осенний букет», а также этюд «Белорус». Портрет, получивший название «Осенний букет», написан ранней осенью 1982 года. Портретируемая – старшая дочь Репина, Вера Ильинична. Работа написана на холсте масляными красками. Размеры – 111см на 65 см. Портрет покаленный, фигура повернута в три четверти, лицо расположено в фас. На формате модель расположена несимметрично – она чуть ближе к левому краю холста, портретируется на фоне природного ландшафта – сзади нее расположено поле, небольшая рощица и небольшой участок затянутого осеннего неба. Сама она – загорелая, со здоровым розоватым румянцем, указывающим на свежую юность портретируемой, на ее ясное отношение к миру. Но, несмотря на молодость, видно, что в характере модели отсутствуют какие-либо экзальтированные нотки: она спокойно и серьезно смотрит прямо на зрителя. Из одежды на ней сверху - коричневая с узором приталенная блуза, под которой находился корсет; в фасоне блузы также есть модные в то время буфы у плеч. Белый воротничок из тонкого кружева; от него выходит декоративный элемент в виде белой полоски из мелкой складки, на которой располагались такие же белые пуговицы. Внизу из блузы выходит белая непышная юбка с мелким узором. На голове – панама оранжевого цвета с оттенком английской красной. На левой руке массивная золотая цепь-браслет. Весь наряд портретируемой создает впечатление простого, но элегантного и в чем-то кокетливого образа. Цвета одежды природные, гармонирующие с пейзажем. В белых цветах есть оттенки охры (кроме изумительно белоснежного воротничка); в блузе – неравномерный узор, вторящий неярким переливающимся цветам осеннего ландшафта и цветам, бережно лежащим в руках девушки. На воротничке – оранжевая брошь. Отдельного внимание стоит описание букета в руках Веры Ильиничной – написанный живо и пастозно, он является второстепенным композиционным центром (главным является лицо модели в обрамлении темной панамы). Букет немного не влезает в формат, создавая ощущение, будто художник не пытался вместить всю фигуру в центр, будто ему не хватило времени и желания додумывать идеальную композицию – его творение выходит за пределы живописной плоскости. Такой эффект можно сравнить с запечатленным мгновением на снимке, когда фотограф будто хочет уловить само движение жизни. Оранжевые цвета в букете перекликаются с бутоньеркой, прикрепленной к груди натурщицы, и с головным убором, создавая основные композиционные пятна. В некоторых местах на картине, и в особенности в букете, проглядывается холст; от этого создается впечатление, будто Репин написал этот портрет быстро, не выверяя каждый мазок и не переписывая картину, чем он часто грешил в других своих работах. Из букета выпал маленький розоватый цветок – он почти незаметен в узоре юбки, на фоне которой запечатлен. Что хотел этой малозаметной, но необычной деталью показать живописец? В этом моменте присутствует некоторая фотографичность. Пейзаж написан в приближенной приглушенной гамме. Среднерусская осенняя природа в «ржавых» оранжевых и приглушенно зеленых тонах. Вдали – деревянные дома и заборы поселка, кое-где - дым из трубы. Они заметны только при близком рассмотрении. На самом горизонте – черта темного густого леса, написанная темнее основного пейзажа. Ближе к нам – небольшая роща с тонкими деревьями, чьи листья уже успели пожелтеть. Рощица будто обрамляет голову девушки. Вообще все основные элементы пейзажа находятся на уровне головы портретируемой, тем самым немного рассеивая наш взгляд на лицо девушки. Репин будто добивался этим меньшей звонкости звучания основного композиционного центра, добиваясь большего слияния портретируемой с природой. Небо затянуто серыми облаками. Основную часть пейзажа занимает чистое поле болотно-зеленых оттенков с добавлением охры. Ближе к портретируемой – немного сиреневатых оттенков. Работа «Осенний букет» хороша в своей легкости исполнения, но добился ли Репин той задачи, что поставил перед собой, садясь писать этот портрет? Написать дочь «с выражением чувства жизни, юности и неги». Портретируемая вышла, можно выразится, весомой. Краски, использованные в портрете, правдивы и жизненны, они отображают реальность, но отображают ли они вместе с этим какое-то чувство? Фигура натурщицы дородна, что только усиливает ощущение объективной реальности, в чем-то суровой, в чем-то неказистой – такой, какая она есть. Фигура модели не сливается с пейзажем, но и не обособляется от него. Вообще, эту работу Репина можно назвать образцом объективного изображения. Все то, что любят показывать живописцы, когда портретируют красивую молодую девушку – юность, изящество, мечтательность – Репин осознанно избегает. Если в Вере Ильиничной мы и видим красоту молодости, то это потому, что она действительно была молода и хороша собою. Сами краски, манера исполнения не говорят нам об этом. Репин не желал что-либо «приукрашивать».

Глава II. Художественно-стилистический анализ картины «Портрет О. М. Нестеровой» («Амазонка») М. В Нестерова

Начиная с 1905 года, Нестеров написал четыре портрета, два из которых были писаны с дочери художника, Ольги Михайловны. Летом 1906 года Нестеров поехал в Уфу, а оттуда на Урал, в свой старый родной дом, где с жаром писал этюд за этюдом. Там он написал и «Портрет дочери», который теперь является одним из самых известных и любимых публики произведений автора. В 1907 году он выставил эти портреты на собственной выставке в Петербурге и Москве, и оттуда «Амазонка» была приобретена в собрание Русского музея, где и поныне является одним из лучших его украшений. Катрина «Амазонка» написана Нестеровым в августе 1906 году. Портретируемая – единственная дочь художника, Вера Михайловна. Материал – холст, масло. Размер картины – 175см на 86см. Фигура натурщицы расположена на формате строго симметрично, в полный рост. Тело повернуто немного вправо, голова же, в противоположность, наклонена влево. Портретируемая помещена в окружении северной природы. Ритм ландшафта как бы разрезает фигуру портретируемой. Ольга Михайловна изображена в своей одежде для верховой езды - амазонке. Комплект состоит из приталенного жакета и длинной юбки, всё черных цветов. На жакете над грудью – светлая пуговица (возможно, брошь) – яркий акцент в преимущественно темном наряде портретируемой. Под жакетом – белая рубашка с галстуком. На голове – красный головной убор, напоминающий что-то среднее между беретом и шляпой-таблеткой. На ногах – черные лакированные туфли. Руки в узких кожаных перчатках телесного цвета аккуратно держат белый кнут. Многие ранние работы Нестерова написаны с использованием зеленоватых оттенков. Из-за этого фигуры на картинах будто бы пытаются стать чем-то общим с природой, вбирая в себя рефлексы окружения, в котором они изображены. И в «Амазонке» также присутствует подобная черта – лицо портретируемой вбирает в себя не только отблеск уходящего солнца, но в тени ее бледное лицо приобретает зеленовато-фиолетовые рефлексы. От этого складывается ощущение, что девушка не совсем здорова. Красной помаде на губах - яркому акценту на лице – вторят красноватые оттенки у глаз и на ушке, освещенном солнцем. Также ярким красным пятном выделяется головной убор натурщицы. Нестеров – мастер по гармоничному использованию рефлексов. Незаметные разноцветные мазки при дальнем рассмотрении вблизи становятся неким открытием для зрителя. В обувке можно рассмотреть синие оттенки, на платье – в тени – охристые, голубые и зеленоватые. Цветом уходящего солнца написаны лицо, перчатки и плетка. Брошь на жакете отражает лучи солнца и является сильным акцентом в фигуре портретируемой. Отдельно стоит затронуть написание пейзажа. Он очень интересен с композиционной точки зрения. По колориту довольно сдержан. В нем угадывается северная русская природа. Светлое охристо-розоватое небо и река чуть более холодного оттенка чередуются с пространством равнины на другом берегу и земли, на которой стоит модель. Равнина на другом берегу имеет фиолетовый оттенок, вдали обобщенно написана роща, которая вместе с берегом отчетливо отражается в воде. Почва под ногами натурщицы усеяна травой болотно-зеленого цвета и разноцветными, но вялыми, условно написанными цветами. Отдельного пристального внимания стоит композиционное решение картины – то, из-за чего она и производит такое сильное, неизгладимое впечатление. Форма, в которую Нестеров облачил свое произведение, в многом символична. Наверное, поэтому данная его работа и является одной из самых знаменитых и любимых публике полотен Нестерова – как раньше, так и сейчас. Силуэт портретируемой, цельное пятно ее фигуры с характерным движением тела, отрешенный взгляд этой «Незнакомки» то, что Нестеров включает девушку в формат целиком, оставляя симметричное количество пространства по сторонам, пейзаж, разрезающий фигуру – все это служит обобщением, стремящимся создать не реальный портрет реальной девушки, но некий образ, ощущение от фигуры, от пространства, от человека в пространстве. Это и создает «Амазонку», которую мы знаем.

Глава III. Художественно-стилистическое сравнение картин И. И. Репина «Осенний букет» и М. В. Нестерова «Амазонка»

Обе работы представляют собой портреты молодых женщин в природной среде. Портреты написаны с юных дочерей художников, что не может не придать им большей интимности и душевного отклика от модели у самого живописца. Оба созданы на стыке двух веков. Портреты написаны в период одного из переломных моментов в судьбе живописцев, а потому являются некой вехой в творчестве каждого из них. Так или иначе, но эти работы интересно сравнить и из-за поражающей внешней схожести, и из-за интересных различий между ними, которые помогут выявить суть каждого из портретов. Нестеров всегда восхищался размахом живописного дарования Репина. Но, при всем уважении, он не считал Репина великим русским портретистом, всегда на первое место ставя Крамского или Ге. Особенно Нестерову нравился портрет «Неизвестной». На взгляд автора, эта вещь Крамского могла сыграть свою роль в том художественном образе, который впоследствии выявился в «Амазонке». Но не стоит думать, что Нестерова вовсе не восхищали портреты Репина. В свое время его, как, в прочем, и остальных современников, очень впечатлил портрет Икскуль 1889 года. На нем – фигура элегантной нарядной женщины в полный рост, композиционно и по впечатлению во многом схожий с «Амазонкой». Пожалуй, внешнего сходства в этих двух портретах даже больше, чем с «Осенним букетом». Поэтому тут также можно предположить, что «Портрет дочери» Нестерова писался под впечатлением и этой работы Репина в том числе. Вообще, портреты, которые написал Нестеров, начиная с 1905 года, и которые выставил на собственной выставке 1907(с «Амазонкой» их было всего четыре), были, если можно так выразиться, предтечей дальнейшей творческой деятельности живописца, отблеском великой славы Нестерова как советского портретиста. Около трех последующих десятилетий живописец по большей части работает над церковной живописью, но, всегда оставаясь собой и ставя художественную свободу превыше всего, на закате жизни, Нестеров меняет свое привычное творческое русло и становится портретистом. Во всей этой ситуации есть некая символика, созданный самой жизнью. «Амазонка», самый впечатляющий и полюбимившийся портрет Нестерова начала 20 века, становится и закатом, и рассветом в творческой деятельности Нестерова-портретиста. Она ставит точку в художественных портретных исканиях молодого Нестерова и служит неким ориентиром для Нестерова-портретиста зрелых лет. То, какую роль для Репина играют его картины вроде «Осеннего букета», написанные приблизительно в то же время и в схожей технике исполнения, тоже можно назвать знаменательными. Это последняя творческая вспышка перед угасанием мастерства великого русского живописца. Конец двадцатого века, годы, которые можно назвать поворотом Репина к новым живописным исканиям, характеризуются портретами, превосходными по живописи, простыми и ясными по композиции и, что самое важное, свежими. Здесь Репин не копирует сам себя, а ищет и находит то новое, что чувствует в искусстве. Особенно удачно это чувствуется в портретах и современных бытовых сценках. Теперь главным кредо художника становятся строки «как, а не что». В Репине это было всегда, но только на закате своей творческой карьеры он понял со всей ясностью, какое ему нужно искусство. «Осенний букет» входит в число одних из последних удачных работ живописца, относясь к времени, когда принципы художника и его техника исполнения работ в меньшей мере противоречили друг другу. Это были времена цельности, которой по большей части не хватало Репину на протяжении всей его жизни. На обеих картинах изображены юные дочери художников (им обеим в момент написания портретов было по двадцать лет). Обе они красивы; просто, но изящно одеты; обе изображены в окружении русской северной природы позднего лета или ранней осени – Уфы и окраин Витебской губернии. Ольга Михайловна в руках держит плётку, Вера Ильинична – букет цветов. На обеих – головной убор, являющийся ярким акцентом в картине. Похожа и поза портретируемых: обе натурщицы держат руки полусогнутыми перед собой, держа свои атрибуты; обе повернуты корпусом немного в сторону – у Репина влево, у Нестерова вправо - с наклоненной в другую сторону головой. Голова Веры Ильиничной повернута к зрителю, взгляд прямой; у Веры Михайловны голова задумчиво запрокинута в сторону, взгляд ускользает от зрителя. Также обе натурщицы одеты в приталенные одежды с корсетом - женственный силуэт отчетливо читается у обоих моделей. На обеих – пышные юбки, по моде того времени - у Ольги Михайловны за счет нарядных складок, а у Веры Ильиничной из-за внутренних драпировок. Обе натурщицы держатся с идеальной осанкой, производя впечатление спокойной уверенности в себе. Линия горизонта в работах практически не отличается – на обоих портретах в большом ракурсе изображена земля, и небольшим кусочком показано небо. Правда, в «Амазонке» река отражает воздушное пространство, из чего возникает ощущения большего простора и свежести, чем в «Осеннем букете», где почти все пространство занимает зеленый травяной ковер. Колорит в этих двух работах довольно разнится, но и в нем присутствует доза схожести. Оба портрета решены в приглушенной гамме природных оттенков. Но, если Нестеров, добиваясь образности, пользуется приемом локального цвета, то у Репина все цвета как бы играют друг с другом – нет ничего, что имело бы строго определенный цвет, все переливается и немного мельчится. Нельзя сказать, какая их работ написана ярче и сочнее. Единственное, что можно отметить – «Осенний букет» решен в теплой цветовой гамме, а «Амазонка» - в холодной. Композицию этих работ лишь условно можно назвать похожей. Во-первых, «Амазонка» запоминается во многом благодаря своему формату; ее формат – как бы кадр, который сфокусирован только на модель, но то, чтобы полностью взять силуэт ее фигуры, и больше ничего. В этой работе все остальные составляющие – для внешней красивости, для бьющего эффекта. «Осенний букет» решен иначе. В нем изображаемая девушка – это как бы часть целого. Она не занимает центр картины. Формат полотна разрезает часть букета в руках девушки и собственно ее фигуру. Пейзаж играет подчиненную роль, но при этом имеет и свою историю, развивающийся сюжет. Отдельно стоит затронуть тот факт, что оба портрета настолько полюбились зрителями, что приобрели собственные, фактически народные названия, которые сами художники им не давали. Изначально эти работы назывались одинаково – «Портрет дочери». Но, в силу выразительности и яркой индивидуальности обеих работ, эти обобщенные и немного безэмоциональные названия не сохранились. «Портреты дочерей» настолько поражали своей образностью, что приобрели собственные названия, став не просто портретами, но портретами-картинами. И название соответствует самой характерной черте рассматриваемых работ: у Репина это - букет полевых цветов, написанных в приглушенной осенней гамме, как ровно и все полотно. Зрители тонко прочувствовали эффект гармоничного слияния человека с пейзажем, с цветами в руках Репиной, уловили этот спокойный диалог осенней природы и молодой девушки. Работа Нестерова, напротив, производит совсем другое впечатление – здесь «Портрет дочери» стал «Амазонкой» из-за декоративной составляющей, присутствующей в работе. Прочувствовав новые веяния, живописец с большим талантом использует модернистические приемы в своем, казалось бы, сугубо реалистическом портрете, высказывая с помощью четкого силуэта девушки в амазонке и локального цвета ее одежд свое ощущение от пары «человек – пейзаж». Интересно и то, что, добившись такого звонкого звучания от фигуры в черной амазонке, мы не можем говорить о противопоставлении человека и природы, ведь пейзаж, в дополнение к фигуре девушки, также решен в декоративной манере. Портретируемая не спорит с окружением; скорее, девушка и пейзаж говорят на одном языке, решены в одной пластике четких контуров. Из-за этой образности зрителям в первую очередь и запомнился силуэт. Запомнилась «Амазонка». Отдельно автор хочет сказать, что его впечатлил тот символизм, который можно увидеть только в выдающихся художественных памятниках. Эти картины будто говорят не о чем-то конкретном, но о многом. Манера Репина, его видение натуры, его стремление именно увидеть человека, разглядеть его, разгадать, все это – голос реалистического творчества с точки зрения ясного и гуманистического искусства девятнадцатого века. В нем – и влияние передвижников, и стремление к свету и прямоте, свойственное Золотому веку русского искусства в принципе, и Репину в частности. Юная, здоровая девушка с цветами, изящная и живая – такими люди старой закалки и хотели видеть будущие поколения. «Осенний букет» - будто памятник искренней правдивости и оптимизму людей века гигантов русского искусства. «Амазонка» же является перед нами в совершенно ином свете. Она вся – трагическая струна, олицетворение того времени, в котором жила эта девушка. Нестеров впоследствии, когда его спрашивали по поводу того, почему Вера Михайловна вышла на портрете непохожей на себя, говорил: «Я бы хотел, чтобы она была именно такой». Он поступился своим обычным правилом писать портреты, как можно менее отходя от реального лица и пластики модели. Следовательно, автор рискнет предположить, что эта работа для Нестерова была не сколько портретом (пусть и безусловно удачным), сколько картиной, отображающей с помощью женского образа собственное видение, ощущения живописца от времени, в котором он жил и людей, которых видел. В фигуре своей дочери он уловил этот романтический и, безусловно, завораживающий образ томной «Незнакомки». Об этом говорит и живопись, и композиция портрета, и те модернистические приемы, которые использует художник.

Заключение

В заключении автор хочет подчеркнуть основные схожести и различия в работах двух рассматриваемых нами в этой работе живописцев. Обе работы, что «Амазонка» Нестерова, что «Осенний букет» Репина, представляют собою произведения, написанные в переходный период. У Нестерова этот период характеризуется переходом к другому изобразительному языку – в «портрете дочери» зритель улавливает те живописные приемы, которые в полной мере обретут свой язык уже в советские времена, во времена расцвета творчества Нестерова как портретиста. В «Амазонке» мы не видим той литературщины, в коей живописца часто упрекали за его картины в бытовом жанре. Она – объективно в полной мере живописное полотно, направленное по большей части на выявление пластически удачного образа. В этом Нестеров достигнет больших успехов в своих портретах, созданных в советский период. Для Репина же его «Осенний букет» стал некой точкой отсчета в сторону завершения его художественной мощи, последним отблеском перед угасанием творческого потенциала. В «Осеннем букете» живописец достиг предельной объективности изображения, даже некоторой фотографичности, при безусловных живописных достоинствах. Но, к сожалению, на этом Репин исчерпал себя. Помимо «заседания Государственного совета» и нескольких неплохо написанных портретов, после «Осеннего букета» он не написал ничего выдающегося. По итогу хотелось бы сказать, что эти превосходные портреты, во многом схожие, производят совершенно различные ощущения. Они – прекрасный пример того, насколько более тонкая разница может быть между двумя работами талантливых мастеров. Ни схожий колорит, ни сюжет, ни композиция не могут сделать действительно похожими работы художников, если их виденье натуры и искусства настолько отличаются, насколько это заметно в творчестве Нестерова и Репина.

Список использованной литературы
Репин, И. Е. Письма. Кн. I. М.: Искусство, 1949. С.64. Письмо к Т. Л. Толстой от 10 августа 1892 года
  • И. Э. Грабарь Илья Репин, т.2, М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1937.
  • О. А. Лясковская И. Е. Репин. М.: издательство Государственная Третьяковская галерея, 1953.
  • О. А. Лясковская И. Е. Репин. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1982.
  • А.А. Федоров-Давыдов И. Е. Репин. М.: Искусство, 1961.
  • Н. Д. Моргунова-Рудницкая Илья Репин. Жизнь и творчество. М. : Искусство, 1965.
  • С. Дурылин Нестеров портретист. Л.: Искусство, 1949.
  • С. Н. Дурылин Нестеров-портретист М.: Искусство, 1949,
  • А. И. Михайлов М. В. Нестеров жизнь и творчество. М.: Советский художник, 1958.
  • А. А. Русакова М. В. Нестеров к столетию со дня рождения. М.: Академия художеств СССР, 1962.

    Список Иллюстраций


    Слева: И. Е. Репин. Осенний букет. Холст, масло. 111*65 см. 1992. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

    Справа: М. В. Нестеров. «Амазонка». Холст, масло. 175*86 см. 1906. Государственный Русский музей, СПб.


    Слева: И. Н. Крамской. Неизвестная. Холст, масло. 75,5*99 см. 1883. Государственная третьяковская галерея, Москва.

    Справа: И. Е. Репин. Портрет Г-жи Икскуль. Холст, масло. 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


    Репин, И. Е. Письма. Кн. I. М.: Искусство, 1949. С.64. Письмо к Т. Л. Толстой от 10 августа 1892 года

     И. Э. Грабарь Илья Репин, т.2, М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1937, с. 125.

     О. А. Лясковская И. Е. Репин. М.: издательство Государственная Третьяковская галерея, 1953. с. 173.

     О. А. Лясковская И. Е. Репин. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1982. с. 348.

     А.А. Федоров-Давыдов И. Е. Репин. М.: Искусство, 1961.

     А.А. Федоров-Давыдов И. Е. Репин. М.: Искусство, 1961. С. 132-134.

     Н. Д. Моргунова-Рудницкая Илья Репин. Жизнь и творчество. М. : Искусство, 1965.

     С. Дурылин Нестеров портретист. Л.: Искусство, 1949. с. 54.

     С. Н. Дурылин Нестеров-портретист. М.: Искусство, 194. с. 53.

     С. Н. Дурылин Нестеров-портретист М.: Искусство, 1949, с. 52.

     А. И. Михайлов М. В. Нестеров жизнь и творчество. М.: Советский художник, 1958. с. 205.

     А. А. Русакова М. В. Нестеров к столетию со дня рождения. М.: Академия художеств СССР, 1962. с.10-11.

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом