Главная страница
qrcode

УМК. Историография 2 Заочное. Министерство образования и науки РФ


НазваниеМинистерство образования и науки РФ
АнкорУМК. Историография 2 Заочное.doc
Дата02.11.2017
Размер140 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУМК. Историография 2 Заочное.doc
ТипПротокол
#45658
Каталогid48016932

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: УМК. Историография 2 Заочное.doc, umk-novejshaja_istorija_zaochniki.docx.
Показать все связанные файлы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»
Исторический факультет
Кафедра архивоведения, историографии и документоведения
__________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

Т.Г. Леонтьева

2012г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине
ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

(наименование дисциплины)
030401.65 «ИСТОРИЯ» 6 курс

(направление подготовки, специальность)
Заочная

(форма обучения)

Обсуждено на заседании кафедры Составитель:

к.и.н., доцент

1 сентября_2012 г.

Протокол № 2 И.Г. Серёгина
Зав. кафедрой

И.Г. Серёгина
Тверь 2012



  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели освоения дисциплины «Историография отечественной истории» следующие:

    1. понимание студентами процесса накопления научного знания, формирования научных школ, изменения концептуальных подходов;

    2. выработка критического мышления у будущих профессиональных историков.


Задачи дисциплины:

  1. изучение фактического материала по истории исторической науки;

  2. умение соотносить историю исторической науки с историей общества;

  3. освоение основных составляющих историографического процесса;

  4. изучение теоретических основ истории исторической науки.



  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО


Курс «Историография отечественной истории» изучается на 6 курсе (11 семестр).

В рамках данной дисциплины студенты актуализируют знания, полученные ранее при освоении следующих курсов:

1) Введение в специальность;

2) Источниковедение.

Подразумевается, что к освоению данной дисциплины студенты приступают, имея следующий ментальный «багаж»:

  1. знания о том, что история исторической науки является самостоятельной дисциплиной;

  2. умение работать с научной литературой и историческими источниками;

  3. готовность к активной самостоятельной работе.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 70 часов.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»

1. Вводная лекция
Предмет историографии. Историографический факт, его соотношение с историческим фактом. Принципы анализа историографических фактов. Историографический источник. Виды историографических источников. Специфические виды историографических источников советского периода. Историографическая ситуация. Частные историографические процессы. Внешние процессы, оказывающие влияние на историческую науку. Типологизация историографических ситуаций. Периодизация послеоктябрьской историографии, её принципы. «Размытые» хронологические грани периодов. Характеристика периодов и этапов.
2. В.И.Ленин и советская историческая наука

Влияние В.И.Ленина на советскую историческую науку: методологическое (концепция противоречий общественного развития; формационный подход; соотношение объективного и субъективного факторов в историческом развития; принципыисторизма, большевистской партийности; классовый подход; материалистический монизм; диалектический метод); проблемно-концептуальное (история Октябрьской революции, гражданской войны и интервенции, социалистического строительства); критика оппозиционной историографии; организационное (новые структуры науки, подготовка новых кадров историков, использование «старых» специалистов); политическое. Оценка роли В.И.Ленина и ленинских идей в науке и обществе в первой половине 1920-х гг.: Ленин - практик, политик, вождь. Формирование образа Ленина как ученого в советской исторической науке.

3.Советская историческая наука в 1917- первой половине 1920-х гг.

Положение «старой» исторической науки. «Воззвание ученых Петрограда», «Академический союз». «Российский союз ученых учреждений и высших учебных заведений». В.Г.Богораз-Тан, М.К.Любавский, П.В.Струве, Н.А.Бердяев, П.Н.Милюков, Н.И.Кареев, А.С.Лаппо-Данилевский. Отмена ученых степеней и званий. Введение советского устава высшей школы. Забастовки преподавателей и студентов. Сборник статей «Из глубины», «Русский исторический журнал», журналы «Дела и дни», «Анналы».

Утверждение марксизма-ленинизма в качестве единой идейно-теоретической основы советской исторической науки. Создание марксистских научно-исторических учреждений и учебных заведений: Социалистическая академия общественных наук, институт К.Маркса и Ф.Энгельса, Истпарт, Истпроф, Истмол, институт им. В.И.Ленина, институт красной профессуры, институтистории РАНИИОН, общество старых большевиков, общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Создание музеев. Реорганизация архивного дела.

Историческая периодика. Публикации произведений К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Г. В. Плеханова, М.Н.Покровского. Публикация исторических источников: тематические публикации, их идеологическая направленность. Проблематика исследований: история освободительного движения (А.В.Луначарский, М.С.Ольминский), Октябрьской революции и гражданской войны (С.А.Пионтковский), начала социалистического строительства (В.П.Милютин, Я.А.Яковлев). Переводная литература и источники по истории 1 мировой войны. Международные контакты историков.

  1. Советская историческая наука во второй половине

1920-х - 1930-е гг.
Структурная реорганизация науки и высшего исторического образования. Создание ИМЭЛ. Реорганизация Российской Академии Наук. Реорганизация архивной системы. Партийное руководство исторической наукой: проблемное, концептуальное. Тезисы ЦК ВКП (б) и Агитпропа. Издание произведений В.И.Ленина, партийных документов. Общество историков-марксистов. Первая всесоюзная конференция историков-марксистов.

Историческая наука и власть: исключение из членов Комакадемии К.Радека, Х.Раковского, Л.Д.Троцкого и др.; создание ВАРНИТСО; «пролетаризация» интеллигенции и «социализация» науки; критика «правого уклона»; кампания против Н.И.Бухарина, Кондратьева, Чаянова, Челинцева; разгром краеведения; «Академическое дело»; дискуссия о партии «Народная воля»; письмо И.В.Сталина в журнал «Пролетарская революция»; статья К.Е.Ворошилова «Сталин и Красная Армия»; создание учебников истории для средней и высшей школы; «История ВКП/б/. Краткий курс».

Публикация исторических источников: серийные публикации, новые тексты «Русской правды», переиздание русских летописей, учебное издание «Повести временных лет», «Крепостная мануфактура в России», «Пугачевщина», «Восстание декабристов», «А.И.Ульянов и дело 1 марта 1887 г.», «1905 г. материалы и документы», «Падение царского режима», «1917 год в документах и материалах», «Советы в Октябре», «Советы в эпоху военного коммунизма», «Комитеты бедноты», «Комбеды РСФСР: сборник декретов и документов о комитетах бедноты». Дискуссии о социально-экономических формациях.

Исследовательская проблематика: история Киевской Руси, декабристы, революция 1905-1907 гг.; денационализаторская и национализаторская концепции истории империализма в России; история Октября («Очерки по истории Октябрьской революции». В 2 тт. М.-Л, 1927; «История гражданской войны в СССР» т. 1, М, 1935); история гражданской войны ( Н.Е.Какурин, С.С.Каменев, Н.И.Тухачевский, А.И.Егоров, В.А.Антонов-Овсеенко, Д.Кин, М.Кубанин, И.Минц), история экономики, (В.В.Куйбышев, Г.М.Кржижановский, В.П.Милютин), история фабрик и заводов, история РКП/б/ (Е.М.Ярославский, А.С.Бубнов). М.Н.Покровский и его роль в истории советской исторической науки.

Международные контакты историков.

5. Российская историческая наука в эмиграции (1920 - 1930 гг.)

Научная деятельность российских учёных за границей (Берлин, Прага, Париж). Академические группы. Русский университет в Праге. Трудности исследовательской деятельности. Основные направления эмигрантской историографии: евразийское, социологическое, теософское. Позитивизм. Труды Г.В. Вернадского, Е.В. Шмурло, П.М. Бицилли, А.А. Кизеветтера. Творческая деятельность П.Н. Милюкова в эмиграции. Неонародническая и меньшевистская историография. Работы С.П. Мельгунова и Б.И. Николаевского по истории России, революции 1917 г., гражданской войне, советской истории. Исторические взгляды Н.А. Бердяева.

  1. Советская историческая наука в годы Великой Отечественной войны.

Эвакуация исторических ценностей, материалов, учреждений, высших учебных заведений. Историческая периодика в годы войны. Бюро научной пропаганды АН СССР. Пропагандистская и исследовательская проблематика. Роль военной проблематики: Отечественная война 1812 г., гражданская война. Публикация исторических источников. Сбор материалов по истории Великой Отечественной войны. Работа историков в эвакуации: изучение краеведческих материалов.


7 . Советская историческая наука во второй половине 1940-х - первой

половине 1950-х гг.
Борьба с космополитизмом. Дискуссии по историческим проблемам: о периодизации капиталистической и феодальной формаций (вопрос о критериях периодизации: К.В.Базилевич, Н.М.Дружинин, Л.В.Черепнин, В.Т.Пашуто), периодизация истории советского общества. Исследовательская проблематика: отмена крепостного права в России (П.А.Зайончковский), декабристы (М.В.Нечкина), новая экономическая политика (Э.Б.Генкина). Изучение отечественной историографии (Очерки истории исторической науки в СССР). Смерть И.В.Сталина. Начало обновления советской исторической науки. Понимание необходимости развенчания мифов, связанных с именем И.В.Сталина, международные контакты советских историков. Методологическое давление на историков стран народной демократии.

8. Советская историческая наука во второй половине 1950-х - первой

половине 1980-х гг.

XX съезд КПСС. Доклад А.М.Панкратовой. Журнал «Вопросы истории» - организатор изменений в исторической науке и его разгром. (А.М.Панкратова, Э.Н.Бурджалов). Развитие исторической периодики, образование новых журналов.

Открытие архивов. Возникновение постоянно действующих симпозиумов, конференций (симпозиум по изучению аграрной истории стран Восточной Европы, историографические и источниковедческие конференции и др.). Создание новых научных центров в Сибири, на Дальнем Востоке, Урале, Северном Кавказе. Коллективные монографии - основная форма научного творчества. Издание многотомных монографий («История СССР с древнейших времен до наших дней», «История КПСС», «История Сибири»).

Исследовательская проблематика: концепции истории Древней Руси (И.Я.Фроянов, В.Н.Горемыкина, А.А.Зимин, Б.А.Рыбаков, В.В.Мавродин), археологические раскопки Новгорода (А.В.Арциховский, В.Л.Янин); крестьянские войны (Р.В. Овчинников), история рабочего класса; история революций и гражданской войны ( И.И.Минц «Исторический опыт трех российских революций»,. М. II. Ирошников, Л.М.Спирин, К.В.Гусев, В.В.Комин), новая экономическая политика (Ю.А.Поляков, И.Я. Трифонов), индустриализация (Локшин, Касьяненко), коллективизация (И.Е.Зеленин, Н.А.Ивницкий), внешняя политика (Сиполс), Великая Отечественная война (публикация воспоминаний: Г.Жуков, К.Рокоссовский, С.М.Штеменко); «История Великой Отечественной войны» в 6 т. ; «История второй мировой войны» в 12 т.; «Краткая история Великой Отечественной войны», работы А.М. Самсонова); послевоенная история (М.И.Хлусов, И.М.Волков, А.П.Тюрина, И.Е.Зеленин).

Публикация источников: история Октября (публикация местных материалов); серийные публикации (по истории индустриализации и коллективизации). Ограничение доступа к архивным материалам. Закрытие семинара по методологии истории (М.Я.Гефтер). Застойные явления в историографии. Международные контакты историков.

9. Советская историческая наука во второй половине 1980-х - 1991 гг.
Начало перестройки в обществе. Всеобщий интерес к истории. Публицистика и история. Начало перестройки в исторической науке. Теоретико-методологические основы науки: отказ от классового принципа и принципа коммунистической партийности, цивилизационный подход в изучении истории. Расширение доступа к архивным материалам. Ликвидация партархивов, создание центров документации новейшей истории.

Публикация исторических источников: воспоминания (государственных деятелей дооктябрьского периода, представителей оппозиционных большевикам партий, бывших царских генералов, иностранных послов, писателей, эмигрировавших или репрессированных большевиков, современных государственных и общественных деятелей (М.С.Горбачев, А.И.Яковлев, А.А.Собчак, Э.А.Шеварднадзе), тематические публикации (по истории коллективизации, внешней политике), воспоминания о В.И.Ленине (А.Н.Потресова, Н.Н.Валентинова), материалы зарубежных архивов (документы Гуверовского архива). Деятельность исторической периодики.

Новые концепции: истории Октябрьской революции, гражданское войны, новой экономической политики, коллективизации, роли В.И.Ленина. Новая проблематика: реформы, парламентаризм. Публикации «из стола»: работы А.А.Зимина. Переводы работ зарубежных исследователей.

10. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

Основные тенденции развития современной отечественной историографии. Отказ от идеологической конъюнктуры, возрождение атмосферы дискуссий. Складывание альтернативных точек зрения на историю России.

Традиции и новации в отечественной историографии конца ХХ - начала ХХ1 вв. «Кризис» в исторической науке и поиск путей выхода из него. Переосмысление истории России с позиций цивилизационного подхода.

Новые исследовательские проблемы в изучении дореволюционного периода отечественной истории: вопросы генезиса феодализма в Древней Руси, возникновения и развития российской государственности, взаимоотношений церкви и государства, формирования служилой бюрократии, соотношений реформ и контрреформ в истории России.

Советский период в работах современных исследователей: изучение истории 1917 г., гражданской войны, новой экономической политики, проблем индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, складывания тоталитарной системы власти в СССР. Новые подходы в изучении истории Великой Отечественной войны и послевоенного периода.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Раздел дисциплины



Лекции




Самос-тоя-тель-ная работа

Всего часов



1.

Вводная лекция




1




2

3




2.

В.И. Ленин и советская историчес-кая наука




1




4

5




3.

Советская историчес-кая наука в 1917-первой половине 1920 гг.




2




8

10




4.

Советская историчес-кая наука во второй половине 1920-1930 гг.




2




8

10




5.

Российская историчес-кая наука в эмиграции (1920-1930 гг.)




2




7

9




6.

Советская историчес-кая наука в годы Великой Отечествен-ной войны




2




4

6




7.

Советская историчес-кая наука во второй половине 1940-первой половине 1950 гг.



1




4

5




8.

Советская историчес-кая наука во второй половине 1950-певой половине 1980 гг.



2




7

9




9.

Советская историчес-кая наука во второй половине 1980- 1991 г.



2




5

7




10.

Современная российская историчес-кая наука




1




5

6







ИТОГО




16




54

70





Оценка уровня освоения изученного материала

осуществляется в процессе следующих форм контроля:

- следящего (проводится оценка выполнения студентами заданий в ходе аудиторных занятий);

- текущего (оценивается работа студентов вне аудиторных занятий);

- итогового (экзамен).

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., 2009.



СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авторханов В.Н. Из истории централизации архивного дела в России (1917 - 1918гг.) // Отечественные архивы. 1993. - № 3.

2. Акиньшин А.Н. Судьба краеведов (конец 20-х - начало 30-х гг.) // Вопросы истории. 1992. - № 6-7.

  1. Алексеева Г.Д. История. Идеология. Политика. (20-30-е гг.). // Историческая наука России в ХХ веке. - М., 1997.

  2. Алексеева Г.Д. Некоторые вопросы развития исторической науки в 60-80-е гг. // Историческая наука России в ХХ веке. - М., 1997.

  3. Алексеева Г.Д. Октябрьская революция и историческая наука. // Историческая наука России в ХХ веке. - М., 1997.

  4. Артизов А.Н. Николай Николаевич Ванаг (1899-1937) //Отечественная история. 1992. - № 6.

7. Артизов А.Н. Проблемы отечественной историографии в трудах ученых старой школы в послеоктябрьский период. // История СССР. 1988. - №б.

  1. Артизов А.Н. Судьба историков школы М.Н.Покровского (середина 1930-х годов) // Вопросы истории. 1994. - № 7.

  2. Афанасьев Ю.Н. Феномен советской историографии. // Советская историография. - М., 1996.

  3. Балашов В.А., Юрченков В.А. Историография отечественной истории (1917 -начало 90-х гг.). - Саранск, 1994.

  4. Барсенков А.Р. Советская историческая наука в послевоенные годы (1945-1956 гг.). М., 1988.

12. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура. М., 1992.

13. Брачев В.С. «Дело» академика С.Ф.Платонова // Вопросы истории. 1989. - №9.

  1. Брачев В.С. «Дело историков» 1929 - 1931 гг. - СПб., 1997.

  2. Брачев В.С. Травля русских историков. - М.,2006.

  3. Вандалковская М.Г. П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер. История и политика. - М., 1992.

  4. Власть и историческая наука.// Отечественные архивы. 1992. - № 3,4,5.

  5. Городецкий Е.Н. Журнал «Вопросы истории» в середине 50-х годов. /Вводная статья к публикации доклада Э.Н.Бурджалова/ // Вопросы истории. 1989. - № 9.

  6. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. - № 2-3.

20. Данилов В.П. Современная российская историография: в чем выход из кризиса // Новая и новейшая история. 1993. - № 6.

21. «Дело» молодых историков (1957-58 гг.) // Вопросы истории. 1994. № 4.

22. Дискуссия о периодизации истории советской исторической науки // История СССР. 1960. - №1, 3, 4; 1961. - № 1- 4; 1962. - № 1, 2.

  1. Дмитренко В.А. Введение в историографию и источниковедение исторической науки. - Томск, 1988.

  2. Доклад Э.Н.Бурджалова о состоянии советской исторической науки и работе журнала «Вопросы истории» (19-20 июня 1956 г. Ленинград) // Вопросы истории. 1989. - № 9, 11.

25. Дубенцов В.В. Дискуссии о социально-политических взглядах А.Н.Ткачева в советской историографии 1920-х - начала 1920-х гг. // История СССР. 1991. - № 3.

26. Дудзинская Е.А. Международные научные связи советских историков. М., 1978.

27. Елпатьевский А.В. О рассекречивании архивов // Отечественные архивы. 1992. - № 4.

  1. Емельянов Ю.Н. С.П. Мельгунов: в России и эмиграции. - М., 1998.

  2. Есаков В. Д. О закрытии журнала «Исторический архив» в 1962 г. // Отечественные архивы. 1992. - № 4.

30. Жиромская А.Б. Возрождение исторического краеведения // Вопросы истории. 1989. - № 9.

  1. Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука России в преддверии третьего тысячелетия. - Тюмень, 1999.

  2. Искандеров А.А. Историческая наука на пороге ХХ1 века // Вопросы истории. - 1996. - № 4.

  3. Историки и писатели о литературе и истории. Материалы конференции //Вопросы истории. - 1988. - № 6.

  4. Историки мира спорят. Россия. ХХ век. - М., 1994.

  5. Историки России. Биографии. / Сост., отв. ред. А.А. Чернобаев. - М., 2001.

  6. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: Библиографический словарь. - Саратов, 2000.

  7. Историки России. Послевоенное поколение. - М., 2000.

  8. Историография истории СССР. Эпоха социализма. - М., 1982.

  9. Историческая наука российской эмиграции 20 - 30-х гг. ХХ века (хроника).

  10. Исторические исследования в России: Тенденции последних лет. - М., 1996.

  11. История и сталинизм. М., 1991.

42. Каганович В.С. К биографии Е.В.Тарле (конец 20-х - начало ЗОх гг.) // Отечественная история. 1993. - № 4.

43. Калистратова Т.Н. Институт истории ФОН МГУ - РАНИОН (1921-29).

  1. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920 - 1970). - Париж, 1971.

  2. Ковальченко И.Д. Сущность и особенности общественно-исторического развития (Заметки о необходимости обновлённых подходов) // Исторические записки. Вып. 1 (119). - М., 1995.

  3. Константинов С.В. Дореволюционная история России в идеологии ВКП(б) 30-х гг. // Историческая наука России в ХХ веке. - М., 1997.

  4. Корнеев В.А., Копылова О.Н. Архивы на службе тоталитарного государства (1918 - начало 1940-х гг.) // Отечественные архивы. 1992.

- № 3.

48. Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: российская историография в 20-х - начале 30-х годов XX века. // Отечественная история. 1994.№ 3.

49. «Круглый стол» советских и американских историков // Вопросы истории. 1989. - № 4.

50. Куликова Е.Н. О подготовке научных кадров в Институте истории АН СССР в годы Великой Отечественной войны // История СССР. 1986. - № 3.

  1. Куманёв В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. - М., 1991.

  2. Ленин В.И. М.Н Покровскому // Полн. собр. соч. Т.52.

53. Ленин В.И. О Социалистической Академии Общественных наук // Полн. собр. соч. Т.45.

  1. Логунов А.П. Отечественная историографическая культура: современное состояние и тенденции трансформации // Образы историографии. - М., 2001.

  2. Мамонов В.Ф. Кризис и историческая наука. Проблемы, теории, методология, методика. - Челябинск, 1997.

  3. Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» - энциклопедия и идеология сталинизма и постсталинизма // Советская историография. - М., 1996.

  4. Милица Васильевна Нечкина. М., 1987.

58. Мягков Г.П. Историческая наука в меняющемся мире // Новая и новейшая история. 1994.- № 2.

  1. Нечкина М.В. История истории. (Некоторые методологические вопросы истории исторической науки) // История и историки. Историография истории СССР. - М., 1965.

  2. Николай Михайлович Дружинин. М., 1987.

61. Новые документы о совещании историков в ЦК РКП(б). 1944. // Вопросы истории. 1991. - № 8.

62. 0 советском влиянии на польскую историографию//Вопросы истории. 1994. - № 2.

  1. Овсянников А.А. Непризнанный классик большевистской историографии: Л.Д. Троцкий // Историческая наука России в ХХ веке. - М., 1997.

  2. Очерки истории исторической науки в СССР. Т 1У. 1966.

  3. Павлова Т.Ф. Русский заграничный исторический архив в Праге // Вопросы истории. 1990. - № 11.

66. Пашуто В.П. Русские историки-эмигранты в Европе. - М., 1991.

  1. Пихая Р.Г. О некоторых аспектах «историографического кризиса» или о непредсказуемости прошлого» // Новая и новейшая история. - 2000.

- № 4.

  1. Пихоя Р.Г. Современное состояние архивов России // Новая и новейшая история. - 1993. - № 2.

  2. Поликарпов В.В. «Новое направление» 50-70-х гг. : последняя дискуссия советских историков // Советская историография. - М., 1996.

  3. Поляков Ю.А. Наше непредсказуемое прошлое. - М., 1995.

72.Простоволосова Л.Н., Станиславский А.Л. «Мы учим советских людей, а не древних греков» (из истории вузовской исторической науки конца 30 -40 х гг.) // История СССР. - 1989. - № 6.

73. Пшеничный А.П. Архивы на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны // Отечественные архивы. - 1992. - № 4.

74. Пшеничный А.П. Репрессии архивистов в 30-х годах // Советские архивы. - 1988. - № 6.

75. Раев М. Русское зарубежье. Культурная история русской эмиграции. - М., 1994.

  1. Россия в ХХ веке. Судьбы исторической науки. - М., 1996.

  2. Савин В.А. Формирование ГАФ СССР в 1920-50-х гг. // Советские архивы. - 1991. - № 1.

  1. Сахаров А.М. Методология истории и историографии. Статьи и выступления. - М., 1981.

  1. Сахаров А.Н. Новая политизация истории или научный плюрализм? О некоторых тенденциях в мировой историографии истории России ХХ в. // Новая и новейшая история. - 1993. - № 6.

  2. Сидоров А.Л. Основные проблемы и некоторые итоги развития советской исторической науки. - М., 1955.

  3. Сидорова Л.А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. - М., 1997.

  4. Силаева О.А. Вновь открытые архивные фонды // Вопросы истории. - 1989. - № 11.

83. Советская историография. - М., 1996.

84. Современная немарксистская историография и советская историческая наука. «Беседа за круглым столом» // История СССР. - 1988. - № 1.

85.Соловей В.Д. Организация учебного процесса и подготовка кадров историков в институте Красной профессуры (1930-1938) // История СССР. - 1986. - № 6.

  1. Соколов В.Ю. История и политика. - Томск, 1990.

  2. Цаплин В.В. Конференция историков-архивистов СССР 1-3 июня 1943 г. // Отечественные архивы. - 1993. - № 5.

  3. Чернобаев А.А. «Профессор с пикой» или Три жизни историка М.Н. Покровского. - М., 1992.

  4. Чернобаев А.А. Историческая наука России на пороге ХХ1 века // Вестник МЭИ. - 1994. - № 4.

  5. Чубарьян А.О. ХУ Международный конгресс исторических наук // Новая и новейшая история. - 1993. - № 3.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
В условиях реформы высшего образования в России значительное внимание уделяется переносу акцента с аудиторной работы студентов на самостоятельную работу. Самостоятельная работа студентов направляется на закрепление умений вести самостоятельный историографический поиск в рамках изучения: истории исторической науки в целом, одного из её периодов или аспектов (деятельность научных учреждений, издание исторических источников, организационные структуры науки и её кадры, историческая периодика и т.д.); истории изучения какой-либо отдельной проблемы (применительно к научным интересам студентов); в рамках изучения отдельных монографий или серий статей. В ходе самостоятельной работы студентов оттачивается умение вести самостоятельный историографический анализ: определить методологию и методы исследования автора, источниковую основу работы и методику анализа исторических источников, научную проблематику исследования, концептуальные подходы, новизну, глубину и обоснованность выводов автора.

Важным компонентом самостоятельной работы студентов являются целевые консультации (индивидуальные или в составе малых групп), в ходе которых, с одной стороны, студенты получают необходимую помощь, а, с другой стороны, преподаватель осуществляет контроль за самостоятельной работой студентов. В ходе контроля самостоятельной работы студентов проверяется уровень освоения студентами материала курса: изучение обязательной и рекомендованной литературы, степень освоения дидактических единиц.

Самостоятельная работа студентов предусматривает написание контрольной работы по теме одного из экзаменационных вопросов, защита контрольной работы происходит в ходе экзамена.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная аудитория с мультимедийной установкой и интерактивной доской.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИОГРАФИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

1. Предмет историографии. Историографическая ситуация.

2. Историографический факт. Историографический источник.

3. Периодизация послеоктябрьской исторической науки, ее принципы и критерии, характеристика периодов и этапов.

4. Влияние В .И.Ленина на послеоктябрьскую историческую науку: политическое, идеологическое, организационное, концептуальное.

5. Октябрь 1917 г. и историки «старой» школы (1917- 1920-е гг.)

6. М.Н.Покровский, его роль и значение в послеоктябрьской историографии.

  1. Организация послеоктябрьской исторической науки: академические структуры, общества, Истпарт, периодика.

  2. Првая всесоюзная конференция историков-марксистов.

9. Подготовка кадров профессиональных историков: Коммунистический университет им. Я.И.Свердлова, ИКП, институт истории РАНИИОН. 10.Публикация исторических источников (1920 - 1930-е гг).

11.Реорганизация архивного дела (1920 - 1930-е гг.).

12. Проблематика и изучение дооктябрьской истории России (1917 - 1930-е гг.).

13. Проблематика и изучение послеоктябрьской истории России (1917 - 1930-е гг.).

14. Международные контакты советских историков в 1920-е гг.

15. История и историки в русском зарубежье (1917-1930 гг.).

16. Историческая наука и власть во второй половине 1920-х - 1930-е гг.

17. Подготовка учебников истории для средней и высшей школы в 1930-е гг.

18. Историческая наука в годы Великой Отечественной войны.

19. Проблематика и изучение отечественной истории (вторая половина 1940-х - середина 1950-х гг.), публикация источников.

20. Хрущевская «оттепель» и историческая наука.

21. Проблематика и изучение дооктябрьской истории России (вторая половина 1950-х - середина 1980-х гг.).

  1. Проблематика и изучение послеоктябрьской истории России (вторая половина 1950-х - середина 1980-х гг).

  2. Публикация исторических источников (вторая половина 1950-х - середина 1980-х гг).

24. Международные связи советских историков (вторая половина 1940-х - середина 1980-х гг.).

  1. Историографическая ситуация второй половины 1980-х - 1991 г.: теоретико-методологические аспекты, проблематика, концепции, публикация исторических источников, деятельность периодики.

  2. Основные тенденции развития современной отечественной историографии.

перейти в каталог файлов


связь с админом