Главная страница
qrcode

Минск2011 удк 873. 122 (29)


НазваниеМинск2011 удк 873. 122 (29)
Анкорkniga-belarus 20-20 2011 final.pdf
Дата25.01.2018
Размер3.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkniga-belarus_20-20_2011_final.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#58060
страница1 из 57
Каталогid4791306

С этим файлом связано 40 файл(ов). Среди них: russkaya_mysl_xi-xvi_vekov.pdf, Elena_Osokina_Za_fasadom_Stalinskogo_izobilia.pdf, Woods-m_2.pdf, Ernst_Nolte--Evropeyskaya_grazhdanskaya_voyna.pdf, Aryes_F_Vremya_istorii_M_2011.pdf и ещё 30 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57
Леонид ЗАИКО
Ярос лав РОМАНЧУК
БЕЛАРУСЬ
20/20
В ЛАБИРИНТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
Минск
2011

УДК 873.122 (29)
БКК42
Лео нид ЗАИКО
Ярос лав РОМАНЧУК Книга посвящена анализу теорий и практики системной трансформации, переходу от централизованной плановой экономики крынку на постсоветском пространстве. Вначале книги авторы представляют параметры основных соци ально-эко но ми чес ких моделей, обращая внимание на теорию интер вен ци о низма. Установлены причины наибольшей популярности этой теории среди поли си мей ке ров, механизмы конвертации политической власти в экономическую, а также издержки ограничения политической и экономической конку рен ции.
В книге подведены итоги летнего периода системных трансформаций. Особый акцент делается на постсоветском пространстве, но при этом представлена ком пара ти вис тика по странам Центральной, Восточной Европы и Бал тии. Оценка эффективности и успеха перехода от плана крынку дается на основании статистических данных, комплексных рейтингов и индексов и социологических опро сов.
Авторы представляют свой оригинальный взгляд на параметры и механизмы экономической системы века, а также три инновационных документа для Бела руси. В них есть конкретные ответы на вопросы, как в условиях кризисной реальности х годов модернизировать национальные институты, создать систему стимулов для основных экономических субъектов и поли си мей ке ров для обеспечения синергии творческой энергии, ресурсов и человеческого потенциала модер низа ци он ных сил нашей страны. Речь идет об Антикризисном плане для Бела руси, программе Миллион новых рабочих мести Национальной платформе биз неса.
Под писано в печать с готовых диапозитивов заказчика. Формат х 1/32. Бумага офсетная. Печать офсетная. Отпечатано в ОАО Белгородская полиграфия, РФ, г. Белгород, ул. Восточная, Тираж 1000. Заказ № 748
УДК 873.122 (29)
БКК42
© Леонид ЗАИКО, 2011
© Ярослав РОМАНЧУК, 2011
Глава 1. Теории перехода от плана крынку. Результаты их реализации. . . . . . 9
1. Вашингтонский консенсус Миф о западной панацее для переходных эко но мик . . . . . . . . . . 11 2. Три парадигмы системных трансформаций. Нео гос план. . . . . 14 3. Три парадигмы системных трансформаций.
Интер вен ци о низм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 4. Проблема принципал агент в модели интер вен ци о низма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 5. Три парадигмы системных трансформаций. Свободный рынок, или модель laissez faire . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 6. Теория трансформации интер вен ци о низма . . . . . . . . . . . . . . . 57 7. Причины популярности государственного планирования и регулирования. . . . . . . . Глава 2. Выбор модели транзита в Бела руси . . . . . . . . . . . . . . . . . 87

1. Эклектика как метод теории и выбор практики. От Маркса к Кей нсу и далее к постмодерну. Экономическая теория как вторичное. Теоретические тупики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 4. Поли си мей ке рство как функция бессодержательного. Одень гах. Социологический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 6. Gemeineigentum.BY. Субстанция и метаморфозы белорусского мутанта собственности. . . . . . . . . . 113 7. Конвертация политической власти в экономическую как содержание современной постсоветской эпохи . . . . . . . . 116 8. Новая революция собственности. 118 9. HRM.BY = кадровый бреж не визм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 10. Рынок как неот ран зи тив ный белорусский «конструкт» . . . . 124 11. Диапазон возможного. . . . . . . . . 127 12. Economic Space – механизация геополитики и гео экономики постсоветского пространства. Трансформация славянского коромысла. Содержание
Глава 3.
20 лет спустя. Системные итоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
1. 20 лет трансформаций. Разочарование в рынке и демократии 2. Аутсайдер системных трансформаций. Бела русь и миролюбие. Мы воюем сами с собой . . . . . . . . . . 165 4. Бела русь с малоэффективной, недееспособной властью. Нечестное государство после 20 лет трансформаций. Оценка качества государственного управления. Нео гос план не добавляет Бела руси конкурентоспособности. . . . . . . 191 8. Экономическая свобода. Непонятая и непри ня тая панацея. . 207 9. Без прав собственности без шансов на цивилизацию. Биз нес-кли мат Бела руси 20 лет спустя . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 11. Человеческий потенциал Бела руси 20 лет спустя. . . . . . . . . 228 12. Новая методика оценки благополучия. Альтернатива ВВП от ОЭСР? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 13. Индекс социального благополучия Ивановна. Недооцененное время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 14. Сохранение консервативной «памяркоўнасцi». . . . . . . . . . . 253 15. Богатство строитель демократии. Рекомендации от Ренессанс капитала. Фискальная политика. Императив глубокой бюд жетно-нало го вой реформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 17. Экспортный потенциал и импортная зависимость. Торговля между Бела русью и Россией. Бела русь и МВФ. Разговор на разных языках. Доходы и расходы домашних хозяйств . . . . . . . . . . . . . . . . 316 21. Фамильное серебро Бела руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 22. Малый бизнес на запасных путях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 23. 20 лет без финансовой устойчивости. Инвестиционная непривлекательность. Содержание
ГЛАВА Синтезирование белорусского постмодерна. История и субстанция кризиса. Свободная экономика. Дилеммы Бела руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 2. Как эффективно развивать рынки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 3. Кризис годов. Аналитическая оценка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Перезагрузка ожиданий. . . . . . . . . . . 377 5. Матрица кризиса. Кризис и финансовые рынки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Противопожарная экономическая безопасность. Денежная матрица Бела руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388 8. Кейс 2010». Рублевая ком пара ти вис тика недавнего прошлого. Новые времена. Кейс 2011 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396 10. Лидеры и аутсайдеры. Кто заплатит за чужую музыку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399 11. Контурное мышление и реальность. Российский магнит смещенная навигация. Уроки 2010 года. Что может быть при классическом оживлении экономики. Первые признаки роста – идентификация ситуации. Внутренний рынок – динамика перспективы. Внутренний рынок – политическая доминанта. . . . . . . . . 414 14. Специальная тема. Бензин как производственное отношение. Глава 5. Параметры и механизмы экономической системы ХХI века . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
1. Между Адамом Сми томи инновациями. Новые реалии и парадигмы. . . . . 430 3. Возможные диспропорции и их устранение. Содержание

5. «Антиминистерский» подход. . . 437 6. Человеческий капитал. Образовательный феномен страны . . 439 7. Теорема доверия. Стра новые и странные условия. Дефинитивный канцероген. Методология экономической политики. Системный образ . . . . . . . . . . . . . . . 456 9. Методология экономической политики. Системный образ . . 460 10. Союз политических таможенников или Таможенный союз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463 11. Особая папка. Внешний контекст будущего Бела руси . . . 470 12. 20 лет спустя. Риски и угрозы мировой экономики. Падение в долговую яму. Время платить по счетам. Торможение и смятение мировой экономики. Размер имеет значение. Культура не защитила нас от возвращения Левиафана. . . . . . . . 490 16. Всемирный банк в ловушке оптимизма. Параллельный мир. Теневая экономика как реакция на интер вен ци о низм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 18. Беспечная надежда на государство, которому нет доверия. . . . . . . . . . . Глава 6. Реформы для Бела руси – 2030. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Антикризисный план для Бела руси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523 2. Программа Миллион новых рабочих мест для Бела руси Построим новое, сохраним лучшее. Национальная платформа бизнеса Бела руси – Время конкретных дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 635
I. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 635
II. Результаты реализации Платформы На пути к благоприятному деловому климату. Приоритетные направления реформирования делового климата страны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Содержание
Эта книга нужна не тем, комуза, а более моло дым.
Дело в том, что большинство просто не знает, а кто-то забыл,
какой была страна в 1991 году. Тогда все и начиналось, удивительно и с яркой новиз ной.
Но буквально через три года новизна и краски поблекли.
Страна вернулась на соци а лис ти ческо-номен кла тур ный путь развития. И мы на сравнительном материале показываем результат этого – в тоннах и метрах, ВВП и импорте, в максимально возможных стоимостных и натуральных вели чи нах.
Воп ро сов много и ответов хватает. Например, почему долларовая зарплата не отражала реалии страны, в чем причины клэша монетарной политики Чем закончился двадцатилетний опыт неосо ци а лизма? Какова действительная экономическая идентичность страны?
Вто рая задача – провести тестовый анализ позиций, методологии и техники экономической политики, особенно на макроуровне, выявить и охарактеризовать теоретическую идентичность. Найти в кластерах попу лизма и номенклатурного техницизма следы экономической теории. И что мы видим – микст,
в значительной степени воспроизводящий домар ксово рикар - ди а нство, номинализм в духе немецкой исторической школы,
левое кей нси а нство, советское планирование. Как результат двадцатилетней эволюции стихийный постмодерн. Поэтому разлом денежной политики и «цено цид» 2011 года стали закономерными. Разруха в экономической политике начинается с разрухи в теоретической экономике.
Наша традиционная задача – познавать все в сравнении. По этой причине практически половина книги посвящена сравнениям, сопоставлениям, измерениям. С этой точки зрения авторы хотели дать экономический и социальный энциклопедический материал, включая и результаты собственных методов измерений. За что, полагаем, нам будут благодарны скорее не чиновники экономического блока правительства, а преподаватели колледжей и университетов, аспиранты и студенты. Преимущественно именно их мы видим среди своих читателей. Мы предлагаем оценивать развитие страны в рамках многоаспектных международных сравнений, что называется, со стороны. Смотреть на самих себя, на собственное изображение в зеркале.
Введение
7
Но часть реалий поражает. В е годы, годы развитого социализма с чего начиналась перестройка Хлеб стоил – 25 копеек сейчас, при зачер кивании пяти нулей, водка рубля сейчас, вареная колбаса рубля
(сей час 2 – 3 рубля. Многие другие цены тоже поразительно совпадают. Как и средняя зарплата, пенсии. Какие 20 лет лет – вот наша машина времени. Отличие номенклатура на мерседесах, виллы и коттеджи для 5% насе ле ния.
Время остановилось. Ожидание перемен разочаровывает уже сотни тысяч белорусов. Около миллиона выезжают работать и жить за пределы страны с разной продолжительностью пребывания там. Голосуют ногами. И это наша новая иден тич - ность.
За 20 лет в мире произошли большие изменения. Технологический прогресс сделал нас сильнее и умнее, несмотря на внутреннее сопротивление части людей. Некоторые тайно боятся компьютеров, другие не пытаются скрывать, что не владеют иностранными языками. И общество принимает такое положение вещей.
Пока можно констатировать, что Бела русь напоминает именно консервативную часть мирового сообщества. Но это не Великобритания, где правят традиции и рафинированная элита. Увы, у нас беспросветный постсоветский кон сер ва - тизм.
Но есть и 20 лет движения впереди их следовало бы использовать с пользой. Книга и об этом.
Лео нид ЗАИКО,
Ярос лав РОМАНЧУК
22 сентября 2011 года.
Введение
8
Глава 1. Теории перехода от плана крынку. Результаты их реализации Вашингтонский консенсус. Миф о западной панацее для переходных экономик.
2. Три парадигмы системных транс фор маций.
Неогос план Три парадигмы системных трансформаций.
Интер вен ци о низм.
4. Проблема принципал – агент в модели интер вен ци о низма.
5. Три парадигмы системных трансформаций. Свободный рынок, или модель laissez faire.
6. Теория трансформации интер вен ци о низма.
7. Причины популярности государственного планирования и регу ли ро вани!
Сис темные трансформации централизованной плановой экономики в Европе начались в конце х годов ХХ века. У политиков и реформаторов того времени не было ни теоретических моделей перехода, ни знаний, ни практического опыта.
Никому до этого не доводилось переходить от модели тотального централизованного планирования со стопроцентной государственной собственностью к модели частной собственности, открытой конкуренции и свободной торговли. Классический Запад в лице США и стран Западной Европы не был готов оказать интеллектуальную поддержку первым демократическим правительствам. Среди теоретиков и практиков ведущих аналитических центров и правительств западного мира не нашлось людей, которые имели бы разработанную парадигму системных реформ. Развал СССР и социалистического блока был большой неожиданностью для всего мира. Состояние интеллектуальной готовности Запада помочь странам бывшего СССР прекрасно отражено в книге председателя Феде -Теории перехода от плана крынку. Результаты их реализации
раль ной резервной системы (ФРС) Алана Грин спена Эпоха потрясений. Привлечения в Новом Свете. Один изведу щих поли си мей ке ров того времени так описывал ежегодную встречу представителей МВФ и Всемирного банка в Таиланде в октябре 1991 года Дискуссии продолжались два полных дня.
Если бы мне надо было одним словом описать, как чувствовали себя главы западных центральных банков и министры финансов, я выбрал бы слово импотенция. Мы знали то,
что осталось от Советского Союза, разваливается. Мы знали, что вооруженным силам не платили, что коллапс военной силы может создать серьезную угрозу миру. У нас были серьезнейшие опасения по поводу ядерного оружия. Ухудшение было внутренними политическим. МВФ мог говорить только одень -
гах. А деньги небыли проблемой. Мы закончили тем, чем обычно
закан чи вали при таких обстоятельствах мы делегировали комиссию для дальнейшего изучения и обсуждения проблем Вот такая мощная получилась интеллектуальная поддержка российских и постсоветских реформаторов. По мнению Грин спена, их ситуация была еще сложнее, чему чехов и поляков, которые опирались на волю народа. В Советском же
Союзе многие гордились своей страной и готовы были жертвовать многим ради ее спасения и восстановления. При этом даже среди пенсионеров не было тех, кто помнил бы о частной собственности или имел опыт ведения бизнеса. Не было юристов, бухгалтеров, аудиторов, финансовых аналитиков и маркетологов. Не было опыта создания института бан кро тства.
Поли си мей керы не знали, что делать с новым феноменом безработицы. Никто не знал, как проводить приватизацию, которая и на Западе появилась в конце х годов прошлого века. У руководителей постсоветских стран было искаженное представление о важнейшем рыночном общественном институте цене. Замена условных единиц, в которых назывались цены в
Совет ском Союзе, объективными информационными индикаторами в виде настоящих ценна все факторы производства проходила медленно и про ти воре чиво.
Тран сфор ма торы централизованной плановой экономики были мало знакомы с теорией биз нес-цик лов. Поэтому они не ставили перед собой задачу ликвидировать структурные искажения предыдущих бумов и падений, чтобы впервые за десяти -Глава 1 10
ле тия сформировать естественную структуру производства и заня тости.
Явно недооцененной оказалась проблема государственного управления. Жесткая централизованная вертикаль власти, которая была создана и настроена на работу по административному распределению ресурсов, доведению заданий для производителей и товаров до потребителей в условиях монополии на внешнюю торговлю и запрета иностранных валют, оказалась непригодной для выполнения социальных обязательств государства перед гражданами. Сохранение большого размера государства (большая доля гос расходов к ВВП и блокировка приватизации) стало очередной стратегической ошибкой при проведении рыночных реформ. Радикально изменилась система мотивации распорядителей чужого (чиновников и политиков. В условиях резко ослабленного государственного и общественного контроля, ломки старых механизмов управления распорядители чужого стали основными источниками коррупции, мошенничества и злоупотреблений. Именно они стали первыми бенефициарами первого этапа системных реформ и тормозом для их продолжения. Вашингтонский консенсус Миф о западной панацее для переходных bbэко но мик
В начале х годов консультанты США, ЕС, ООН, МВФ и
Все мирного банка активно продвигали модель реформ, которая получила название Вашингтонский консенсус. Суть ее сводилась к трем простым советам стабилизация, либерализация, институциональные преобразования. За ними не было детальных инструкций, проработанных модельных зако нов,
мат рицы действий или механизмов реализации. На самом деле Вашингтонский консенсус не был ни программой, ни кон - сен су сом.
Про сто Джон Уильям сон, в 1989 году работавший во Всемирном банке и Институте международной экономики, опросил экономистов и поли си мей ке ров в Вашингтоне. Вкруг респондентов вошли представители мозговых центров, гос служащие, представители международных финансовых учреждений Теории перехода от плана крынку. Результаты их реализации
и академических кругов. Дж. Уильям сон выяснял, какие факторы являются самыми важными для экономического роста, впер вую очередь для Латинской Америки. Самые распространенные ответы нескольких десятков человек легли в основу того, что потом стало известно во всем мире как Вашингтонский консенсус, матрица реформ для переходных эко но мик
Европы и Азии. Так волею случая один неформальный опрос одного американского профессора для одного из регионов стал едва лине классической схемой реформирования ст ран,
кото рые имели совсем иные институты, весьма отличные от стран Латинской Америки. Гарвардский экономист Дэни Род - рик критически отнесся к перечню советов под названием Вашингтонский консенсус. Он утверждал, что если бы в
70-е годы подобный опрос провели среди экономистов Вашингтона на предмет развития Китая, то эта страна никогда не сумела бы сначала х по начало х ежегодно увеличивать ВВП на 8 – 9%. Китаю посоветовали бы использовать весь бюрократический арсенал экономики развития, который доказал свою несостоятельность в десятках все еще развивающихся стран мира.
Вот как выглядит матрица системных реформ под названием Вашингтонский консенсус. При таком качестве интеллектуальной поддержки неудивительно, что интер вен ци о - низм на теоретическом и практическом уровне стал доминирующей парадигмой среди 29 переходных ст ран.
Вот рекомендации для проведения экономической политики по обеспечению роста враз ви ва ю щихся странах, известные как Вашингтонский консенсус»:

фис каль ная дисциплина перераспределение средств государства по принципу нуждаемости, а не политических преференций расширение налоговой базы и сокращение предельных ставок налогов;

либе ра ли за ция финансовых рынков (отсутствие контроля над ценами и выходом на рынок для инст и ту тов,
оди на ко вые правила игры для иностранных ком па ний,
отсу т ст вие контроля над перемещением капитала);

кон ку рентные ставки обменного курса;

замена торговых квот тарифами Глава 1 12
ликвидация барьеров для конкуренции на товарных рынках;

при ва ти за ция государственных предприятий ликвидация барьеров для прямых иностранных инвестиций надежная и эффективная защита прав собственно ст и.
Дан ный перечень представляет собой набор общих деклараций, которые могут трактоваться весьма широко. Нет описания относительной важности и приоритет но ст и факто ров,
после до ва тельности и времени их применения. Нет соотнесения с непреднамеренными последствиями действий распорядителей чужого в очень неустойчивой институциональной среде бедных ст ран.
Сам Дж. Уильям сон не был намерен превращать этот список в основу новой теории роста. Он неоднократно выражал удивление и сожаление по поводу того, какое значение придавали ему разные страны и экономисты. МВФ и другие международные организации сознательно или неосознанно перепутали цель создания этого списка. Впоследствии сам Дж. Уильям сони перуанский экономист Педро-Пабло Кучин ски
(Pedro-Pablo Kuczynski) в 2003 году предложили существенно сократить список до четырех факторов меры экономической политики, которые позволяют избегать финансового кри зиса,
осо бенно фиксированные обменные курсы либерализация внутренних рынков, в том числе рынков услуг (снижение тарифов и протекционистских мера также либерализация рынка труда усиление внутренних институтов, способствующих экономическому росту признание того, что страна, которая хочет обеспечить экономический рост, не может позволить себе игнорировать распределение экономических благ.
Эко но ми ст ы указывают на необходимость расширения возможностей в сфере образования в большей степени, чем в сфере распределения через налоговую политику.
Д. Род рик предложил пойти другим путем и усилить оригинальный список из десяти пунктов еще десятью положе ни ями.
Вот как выглядит перечень мер по обеспечению экономического роста, предложенный Д. Род ри ком в 2003 году:

пра во вая/поли ти чес кая реформа;

эффек тив ные регуляторные институты Теории перехода от плана крынку. Результаты их реализации
эффективные анти коррупционные законы и механизмы принуждения к их исполнению гибкость рынка труда;

выпол не ние норм торговых договоров ВТО;

при мене ние и исполнение эффективных финансовых кодексов ист ан дар тов;

бла гора зум ное открытие счета капитала режимы обменного курса, совместимые с финансовой стабильностью эффек тив ная инфраструктура для обеспечения социальной защиты;

эффек тив ные программы сокращения бедно ст и.
В этом списке опять много благих пожеланий, которые могут вольно интерпретировать даже самые ярые противники рыночных реформ. Эффективность, благоразумие ,совме ст и мост ь – интер вен ци они ст ы трактовали все эти понятия в пользу сохранения своих привилегий, права арбит - рально распределять находящиеся в государственной собственности ресурсы. Запад в лице правительств США ист ран
ЕС, а также МВФ, Всемирный банки ООН – никто из них не представил адекватные постсоветским институтам, человеческому и управленческому капиталу реформы системы госуп рав - ле ния, налоговой системы, банковской и финансовой сист ем,
напи санные в виде модельных концепций или законов. Не было готовых законодательных матриц по проведению приватизации, созданию благоприятного делового климата, проведению пенсионной реформы и обеспечению адресности социальной помощи. Зато при размытых формулировках относительно требований кси стеме государственного управления было много призывов к активному стимулированию спроса, в том числе за счет государственных расходов и ресурсов государственных банков, к сохранению госрасходов на уровне 40% ВВП и больше. Три парадигмы системных транс форма ций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

перейти в каталог файлов


связь с админом