Главная страница
qrcode

Мысленным взором


Скачать 464,85 Kb.
НазваниеМысленным взором
АнкорLazarus Myslennym vzorom.pdf
Дата24.10.2017
Размер464,85 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLazarus_Myslennym_vzorom.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#44264
страница2 из 10
Каталогid37808137

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Вовк і семеро козенят.ppt.ppt, Бременскі музиканти.ppt.ppt, Бедлер Р., Гриндер Д., Сатир В. - Семейная терапия и НЛП - 1999., Analiz_rechevoy_kommunikatsii.pdf, Skazka_v_treninge_Stishenok.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Психотерапевт: Например?
Пациент: Большинство из них я не могу вспомнить, но среди них было то, что я делал в детстве. Я очень любил работать на ферме.
Психотерапевт: Давайте проведем простой эксперимент. Могли бы Вы сейчас войти в напряженное, тревожное, подавленное состояние Постарайтесь почувствовать сильную нервозность.
Пациент: Это проще простого (Через несколько секунд) Получилось. Даже в животе шевеление возникло.

Психотерапевт: Как Вы вызвали у себя негативные ощущения?
На каких мыслях, образах, картинах вы концентрировались?
Пациент: Яне знаю.

Психотерапевт: Не может быть. Вы ведь думали о чем-то? Вы представляли себе дойку коров?
Пациент: Нет. (Пауза) Мне кажется, я подумало своем волнении и о том, что я просто превращаюсь в развалину. Ни о чем конкретном я не думал.
Психотерапевт: Вернитесь в тревожное состояние. Почувствуйте, как тревога нарастает. (Пауза) Оставаясь в этом состоянии,

представьте себе любую сцену из своего прошлого. Быстро. Что Вы видите?
Пациент: Знаете, что пришло мне в голову Я почему-то вспомнил пони, которого отец купил мне, когда мне было десять лет.
Что же из этого можно извлечь
Психотерапевт Представьте себе этого пони максимально отчетливо. Закройте глаза и посмотрите на него.
Пациент (заметно расстраиваясь Пони сломал ногу, и его пришлось усыпить.

Психотерапевт: Это образ, который возник в Вашем сознании?
Пациент (со слезами Нет. Так было на самом деле. Мой старший брат ехал верхом на пони. Пони провалился ногой в яму.
Сейчас я ужасно волнуюсь.
Психотерапевт: Может быть, мы добрались до чего-то важного.

Представьте себе, как ваш брат едет на пони. Что Вы видите?
Пациент: Яне могу себе этого представить. Ничего не вижу.
Психотерапевт: Расслабьтесь. Откиньтесь на спинку кресла.
“Отпустите” напряжение. Дышите глубже почувствуйте, как с каждым выдохом напряжение уходит из Вашего тела. (Пауза секунд) Теперь представьте себе, как Ваш брат едет на пони.
Пациент долго молчит.

Психотерапевт: Какие образы Вы видите?
Пациент: Очень странно. Яне могу ясно представить себе своего брата. Я вижу его на пони, а потом вдруг его образ сменяется моим — теперь уже я еду на пони. Мы как бы сменяем друг друга.

Психотерапевт: И сливаетесь?
Пациент: Что Вы имеете ввиду Психотерапевт Вы не можете отделить свой образ от образа брата Пациент Не знаю. Непонятно.
Психотерапевт: Давайте попробуем еще раз. Не торопитесь,
расслабьтесь, устройтесь поудобнее, подышите спокойно, а затем попытайтесь представить себе своего брата верхом на пони.
Пациент (открывает глаза примерно через 30 секунд Дамы сливаемся. Образ одного из нас улетучивается и сменяется образом другого. Неясно, кто едет на пони — я или мой брат.
Психотерапевт: Это тот брат, который умер несколько лет назад Пациент Да, самый старший.

Психотерапевт: Давайте посмотрим. Он был на восемь лет старше Вас?
Пациент: Да. Два других брата старше меня налети на 4 года.
Не знаю, что это может означать. Не хочу менять тему, но должен Вам сказать, что я очень плохо себя чувствую.
Психотерапевт: Что с вами
Пациент Болит голова, возникло головокружение и напряжение в груди.
Психотерапевт: Да, заметно, что Вы расстроены и взволнованы. Ноя начинаю понимать, что с Вами происходит. Давайте продолжим. Сколько лет было вашему брату, когда он умер?
Пациент: Пятьдесят два года, у него случился инфаркт.
Психотерапевт: А Вам сейчас пятьдесят один.

Пациент: Ну, и что?
Психотерапевт: Как Выдумаете, почему образы сливались в

Вашем воображении?
Пациент: Что Вы хотите сказать?
Психотерапевт: Нам никак не удавалось понять, почему несколько месяцев назад у Вас вдруг возникла тревожность и подавленность.
Казалось, что никакого логического объяснения этому нет. В Вашей жизни вроде бы все в порядке, нов последнее время Вы становились все более тревожным, напряженными несчастным...

Пациент: И Высчитаете, что все это как-то связано с моим братом?
Психотерапевт: А Вам Ваше шестое чувство ничего не подсказывает Возможно, Вы слишком сильно идентифицировали себя со своим братом. Я думаю, Вы соперничали с ним во многом. Так или иначе, он умер от инфаркта в 52 года, и, я думаю, что в уголке Вашей души живет мысль о том, что его участь предопределяет
Вашу и что Ваша жизнь точно также закончится в 52 года.

Пациент: И поэтому мне так тревожно?
Психотерапевт: Вам такое объяснение не кажется правдоподобным Пациент Не знаю. То есть не могу ответить ни дани нет.
Психотерапевт: Давайте поработаем с другими образами. Закройте глаза и постарайтесь максимально расслабиться. (Пауза около секунд) Теперь представьте себе, что ваш брат стоит перед Вами.
Представьте его себе насколько возможно ярко и отчетливо.
Пациент (примерно через 30 секунд Яне могу По-моему, Вы правы. Его образ постоянно сменяется моими наоборот. Если проблема в этом, как же мне с ней справиться?
Психотерапевт: Начнем с простого упражнения. Снова расслабьтесь, закройте глаза и повторяйте про себя Яне мой брат, я это я. Повторяйте это в течение нескольких минут.
Пациент (примерно через минуту Знаете, тревога от этого сильно уменьшается
Комментарий. Когда вскрылись новые факты, исходную гипотезу относительно причин состояния пациента пришлось расширить, но использование образов позволило обнаружить основной источник тревожности. Применение образотерапии часто позволяет проникнуть через завесу слов к сути проблемы. Люди нередко запутывают себя и других, слишком серьезно раздумывая над проблемой и затмевая ее суть множеством слов. Образотерапия помогает психотерапевту преодолеть эти барьеры.
Образные ассоциации часто оказываются действенным орудием,
помогающим вскрыть причину повседневных расстройств. Безусловно, при наличии высокой тревожности, депрессии и других эмоциональных нарушений необходимо вмешательство профессионала. Однако если вы почувствовали напряжение, нервозность или другие неприятные ощущения и не можете понять, что именно вас расстраивает, вы можете самостоятельно воспользоваться образными ассоциациями. Постарайтесь максимально расслабиться. (Упражнения на расслабление приведены в приложении. После этого вернитесь к своим негативным ощущениями попытайтесь усилить их. Например, если вы нервничаете, постарайтесь разнервничаться еще больше если злитесь — дайте своему гневу овладеть вами. Поймайте образ, возникший перед вашими глазами. Постарайтесь увидеть его максимально ярко. (Большинство людей предпочитает выполнять такие упражнения с закрытыми глазами, но это необязательно. Перед вашими глазами могут одновременно начать появляться другие образы. Если это происходит, старайтесь сделать каждый из них максимально ярким. Если другие образы не появляются, приблизьте к себе исходный образ, как будто надвигаете на него объектив фотоаппарата. Образ должен находиться на минимальном расстоянии от вас. Это поможет рассмотреть значимые связи между разными его частями или же породит новые образы. Следуя за каждым из образов, вы можете возвращаться к предыдущим образам или их частям. Главное — стремитесь увидеть каждый из них максимально отчетливо.
Это простое упражнение часто порождает интересные инсайты и позволяет сделать неожиданные открытия. Великие ученые —
такие как Уильям Джеймс, много писавший о потоке сознания, и
Зигмунд Фрейд, первым использоваший метод свободных ассоциаций отдавали себе отчет в ценности информации, получаемой посредством погружения в глубины мышления. Техника образных ассоциаций связана с многочисленными теориями, рекомендующими выуживать ценные факты из сменяющих друг друга калейдоскопических картинок, проходящих перед нашими глазами, и событий, развивающихся в нашем воображении.
В следующей главе будет описана более высоко структурированная техника, позволяющая добиться того же результата. Я называю ее пошаговой техникой

21 2. ОБРАЗЫ — КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ
Понимание роли, которую играет воображение в нашей жизни,
помогает разгадать многие, казалось бы, неразрешимые загадки.
Например, недавно ко мне обратилась молодая женщина сжало- бой на то, что она чувствует себя несчастной, не понимает, что с ней происходит, и ее преследует тревога. Она объяснила мне, что эти симптомы появились, как только она получила повышение по службе. Мне сообщили, что меня повышают и переводят в другой отдел, где я буду отвечать за приобретение товара, и что моя прибавка в зарплате составит более 25 долларов в неделю. И хотя меня порадовало повышение жалованья и новые обязанности мне понравились, я сразу же запаниковала. Яне понимаю, в чем дело:
ведь у меня нет никакой причины не радоваться повышению. Она должна была приступить к выполнению своих новых обязанностей через три недели и просто не знала, как ей быть в этой ситуации.
Практикующий психотерапевт сталкивается с такими загадками на каждом шагу. Что же в действительности беспокоило эту женщину В голову приходило много идей. Может быть, она боялась,
что дополнительная ответственность будет ей не по плечу Или ей казалось, что она не заслуживает прибавки к жалованью Или что новая работа помешает ей иметь детей Возможно, муж стал бы возражать Мы обсудили все эти возможные причины, плюс еще несколько, но источника тревоги обнаружить не удалось. Тогда я решил призвать на помощь образы.
Пошаговая техника
Я попросил клиентку устроиться поудобнее, закрыть глаза, расслабиться и успокоиться. После нескольких минут расслабления я предложил ей представить себя на работе. Представьте, что Вы уже работаете в новом отделе. Не торопитесь, представьте себе, что вы находитесь на рабочем месте. Что вы видите Перед ее мысленным взором возникли разные картины она работает с покупателями, дает советы продавцам, задает вопросы торговым представителям, подсчитывает объем продаж, заказывает товар. Ни одна из этих мысленных сцен не вызвала у нее чувства дискомфорта. Загадка оставалась неразрешенной. Тогда я решил сделать следующий шаг.
“Представьте себе, что Вас дальше продвигают по службе. Теперь Вы вице-президент компании. Через несколько секунд она открыла глаза и выпрямилась. Теперь я начинаю понимать, что меня беспокоит”.
Выяснился важный факт. Представив себе, что она стала вице- президентом, моя клиентка поняла, что подобная возможность не так ужи нереальна и что она вполне могла получить высокую должность года через два. В течение нескольких минут она переваривала эту мысль. “Здесь-то и кроется проблема, — объяснила она. — У меня есть некоторые не совсем еще определенные планы на ближайшие пять лети мысль о том, что моя теперешняя работа меня затянет, меня очень пугает. Если все будет получаться слишком хорошо, я могу там завязнуть, а потом пожалею об этом”.
Позже она добавила Я хочу делать свою работу хорошо, но боюсь делать ее слишком хорошо, потому что в конце концов я могу соблазниться деньгами и престижем и начать заниматься чем-то ужасно скучным. После этого у нас появилась возможность обсудить ее неуверенное состояние и возникающие в ее карьере соблазны и прийти к логическому решению проблемы.
Это пример использования образов в целях диагностики. Непри- украшенные образы часто помогают разобраться в сложных ситуациях. Если вы не можете найти объяснения каким-то своим действиям или чувствам, постарайтесь представить себе ситуацию, в которой они проявляются. Если ответ все-таки не приходит, вспомните о пошаговой технике. Вообразите себе развитие ситуации на несколько шагов вперед. Так вы можете обнаружить в себе нечто,
о чем раньше и не подозревали.
Одна из причин действенности пошаговой техники заключается в том, что она позволяет нам проникнуть сквозь барьер естественного сопротивления. Человеку свойственно ограждать себя от неприятных мыслей, образов, чувств и событий. Мы склонны уходить от проблем. Однако если мы о них не думаем, если мы не
“работаем” со своими негативными эмоциями, нам редко удается сними справиться. Сделав следующий шаги представив себе возможные последствия, мы не только даем себе возможность взглянуть в глаза реальности, но и несколько отстраняемся от ситуации
и можем увидеть ее более бесстрастным взглядом. Таким способом можно обнаружить решения сложных проблем и найти способы бороться с несчастьями. Следующий пример послужит хорошей иллюстрацией сказанному.
Еще один пример пошаговой техники
Как видно из предыдущего случая, пошаговая техника может помочь пролить свет на суть проблемы, но кроме этого, как станет видно из следующего примера, ее можно использовать и для борьбы с тревожностью.
Один студент жаловался на то, что его очень тревожили приближающиеся выпускные экзамены. Я нахожусь в таком напряжении,
что не могу сконцентрироваться. Я уверен, что провалюсь, — говорил он. Я спросил его, что произойдет, если он действительно провалит экзамены. Список ожидаемых несчастий был привычным:
он не оправдает ожиданий своих родителей, будет выглядеть дураком в глазах товарищей, будет разочарован в себе самом. Я попытался сосредоточить его внимание на той мысли, что его неудача,
несмотря на то, что она расстроит его и создаст определенные неудобства в жизни, все-таки не будет кошмарной катастрофой, но он продолжал настаивать на том, что последствия провала на экзаменах будут ужасными и фатальными.
Поскольку рациональное оспаривание не принесло результатов,
я решил обратиться к пошаговой технике. Во-первых, я предложил ему закрыть глаза и расслабить мышцы. Когда он максимально расслабился, я попросил его представить себе, что на экзаменах его постигла неудача. После этого я предложить ему увидеть ее последствия в преувеличенном масштабе. Он непросто расстроил своих родителей — они отказались от него, точно также от него отвернулись друзья и школа не согласилась его восстановить. В
общем, он превратился в настоящего парию. Что Выбудете делать теперь — спросил я его. Подумав несколько секунд, он ответил, что уедет в другую страну и начнет все сначала. Ему стало ясно, что даже при невероятном стечении обстоятельств жизнь для него не кончилась бы. На этой ноте мы и закончили сеанс.
Через несколько дней он позвонил мне и сообщил, что подготовка к экзаменам идет хорошо, потому что тревога почти исчезла. Это меня порадовало, ноне удивило. Пошаговая техника часто позволяет нам увидеть реальные перспективы. Теперь моему клиенту стало понятно, что, если бы он провалил экзамены, это не стало бы концом света. Это дало ему возможность продуктивно работать и надеяться на лучшее.
У пошаговой техники множество применений. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, которые нам неприятны или которые нас очень беспокоят. Меня проверяет налоговая инспекция, Я поступаю в медицинский институт, Мне предстоит собеседование”,
“На следующей неделе я должен выступать перед аудиторией. Если подобные события очень беспокоят человека, ему может очень помочь пошаговая техника. Нужно просто представить себе, что произошло самое худшее, а потом создать образ того, как вы справляетесь с ситуацией — даже самой ужасной. Реальная ситуация,
скорее всего, окажется во много раз менее ужасной, чем то, что вы себе вообразили.
Я использовал пошаговую технику при работе с женщиной,
пережившей тяжелый браки еще более тяжелый разводи после этого боявшейся близких отношений с мужчинами. Мужчины пытались назначать ей свидания, но она всегда отказывалась. Она была одинока, перепугана, не уверена в себе и казалась себе неполноценной. Под влиянием своего бывшего мужа она убедила себя в том, что является бесполыми непривлекательным существом. В
действительности же большинство знакомых считали ее очень привлекательной и живой. Попытки переубедить ее ник чему не приводили. Я спросил, почему же, если она так непривлекательна,
столько мужчин хотят с ней встречаться. Она отвечала, что, наверное, из жалости. Тогда я задал ей другой вопрос что произошло бы, если бы она приняла одно из предложений Ой, не знаю, ответила она, — наверное, мужчина пожалел бы об этом и проводил меня домой как можно раньше. Тут-то я и решил применить пошаговую технику.
Я попросил ее удобно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить себе то, что я буду описывать. Она приняла предложение привлекательного и обаятельного мужчины встретиться с
*Некоторые люди настолько негативно настроены по отношению к жизни, что просто не могут представить себе позитивный подход к проблемам. Им скорее всего потребуется более углубленная тренировка воображения, чем та, что описана в этой книге
ним. Он заехал за ней, и они отправились ужинать в очень хороший ресторан. Весь вечер кавалер был милым, приятным, оказался интересным собеседником, но по дороге домой, в машине, он вдруг повернулся к ней и сказал Не могу не сказать вам, что у меня никогда не было более скучного свидания. Вы мне также интересны, как половая тряпка. Приглядевшись к вам, я понял в
Вас нет никакой изюминки. У Вас нет ни одного положительного качества — поверьте, я был очень внимателен. В Вас плохо всё:
мне не нравится, как выходите, как говорите, даже то, как выедите, как сидите, как движетесь и как дышите. Ваша одежда безвкусна, а в Вашем теле столько же сексуальности, как во вчерашнем мусоре. Ваш муж, должно быть, святой, раз он смог так долго Вас выдержать”.
Женщина начала улыбаться при словах вчерашний мусора когда я упомянуло ее муже — просто расхохоталась. Она открыла глаза и произнесла Все это никто никогда не скажет Я согласился с этим, но добавил Они могут это подумать. Тут мы повторили упражнение, но теперь уже кавалер вез ее домой молча,
мысленно сожалея о потраченных деньгах и размышляя о том, какой глупой, скучной и уродливой она оказалась. Клиентка представила себе, что критике подверглось все — от ее ногтей до ее ценностей и убеждений.
Когда мы встретились через 10 дней, эта женщина сообщила мне, что за неделю у нее было шесть выходов в свет с двумя разными мужчинами. Она объяснила Когда мне предложили встретиться, я решила, что терять мне нечего. Все что угодно покажется мелочью после той мясорубки, через которую вы меня пропустили. Чтобы они обо мне ни сказали, я-то знаю, что самое худшее я уже слышала. Так пошаговая техника позволила решить еще одну эмоциональную проблему.
Кроме пошаговой техники существуют еще десятки простых и незамысловатых, но чрезвычайно эффективных техник, в которых используются образы. Для этой книги я выбрал те из них, которые приносят наибольшую пользу. В конечном счете, образы окрашивают наши чувства и порождают эмоции. Печаль, гневи тревога возникают оттого, что мы представляем себе что-то плохое.
Образы могут выступать ив роли особого рода пророчеств — если мы воображаем, что неспособны справиться с неприятностью, она действительно может привести к эмоциональным проблемам. И
наоборот. Ив этом заключается одна из главных идей книги если мы систематически представляем себе успешное достижение своих целей, воображаемое имеет все шансы стать реальным.
Идеализированный образ “Я”
Самым лучшим примером образов, помогающих добиться успеха, будет, наверное, техника, известная под названием идеализированный образ Я (ИОЯ), разработанная доктором Дороти
Зюскинд из колледжа Хантер в университете Нью-Йорка. Цель этого метода — помочь тем, кто страдает от недостатка уверенности в себе и низкой самооценки. ИОЯ включает в себя следующие этапы. Максимально расслабьтесь (см. приложение, затем закройте глаза и представьте себе, что у вас уже есть все те качества и умения, которые вам хотелось бы иметь. Не представляйте себе ничего такого, что находится вне пределов досягаемости сосредоточьтесь на том, чего можно достичь в достаточно короткие сроки. Старайтесь представлять все как можно конкретнее. Например, не стоит говорить себе Хочу добиться успеха — это слишком расплывчатая формулировка. Вместо этого представьте себе, что вы стали человеком уравновешенным, с пытливым умом, научились лучше общаться с окружающими и т.д.
2. Мысленно сравните свое идеальное Я с реальным. Это позволит вам определить, что необходимо сделать, чтобы изменить свое поведение. Вспомните о чем-то, что у вас хорошо получилось, — это помогает в выработке уверенности в себе. Задержитесь на этом воспоминании и пробудите в себе чувства, которые вы испытывали в момент успеха. Перенесите эти чувства в сегодняшний день, чтобы они относились к тому, что выделаете сейчас и будете делать в ближайшем будущем. Сконцентрируйтесь на идеализированном образе Я. Чтобы вы ни делали — говорите ли друзьями, идете ли по улице, присутствуете ли на совещании, — идентифицируйте себя с этим образом. Если почувствуете, что ваше идеальное и реальное
Я расходятся, спросите себя, что выделаете неправильно.
Представьте, что меняете тактику. В том, что выделаете и чувствуете, старайтесь быть похожим на свое идеальное ЯНа маленьком примере можно рассмотреть, как применяется
ИОЯ. Двадцатичетырехлетняя женщина страдала избыточным весом, боялась выступать на занятиях (она изучала английскую литературу) и часто ощущала неловкость приобщении. Между ее ИОЯ
и ее реальным Я было три различия она видела себя стройной,
а не толстой она представляла себе, как задает вопросы и вставляет реплики на занятиях ей хотелось быть спокойной и расслабленной приобщении с людьми. При каждой возможности она представляла себе свой идеализированный образ. День заднем она видела себя стройной и спокойной. Постепенно позитивный образ стал проявляться в реальных ситуациях. Когда у нее возникало желание съесть что-то высококалорийное, она представляла себе свой идеализированный образ и это помогало ей не нарушить диету. На занятиях, представив себе ИОЯ, она несколько раз рискнула выступить. В результате она начала увереннее чувствовать себя в аудитории и ей стало легче общаться с людьми. Обычно я опасалась о чем-то спрашивать у чужих людей, но мое идеальное “Я”
вело себя совсем по-другому, и я решила стать больше похожей на
“новую себя, и я этому очень рада”.
Как показывает доктор Зюскинд, когда мы концентрируемся на своих ошибках, недостатках и проблемах в отношениях с людьми,
мы все время ждем неудач — мы их сами себе пророчим, и пророчество это вполне может сбыться. Техника ИОЯ дает нам основу для перемены стиля своей жизни в лучшую сторону.
ИОЯ — лишь одна из множества описанных в этой книге техник,
помогающих нам конструктивно изменить свое поведение, выработать реальное позитивное представление о себе и поднять свою са- мооценку.
Недостающее звено
Все знают, что на свете нет двух одинаковых людей. Разные люди по-разному реагируют на одну и туже ситуацию. Возьмите двух атлетов, переживших тяжелую травму, которые никогда уже не смогут участвовать в спортивных соревнованиях. Один из них
впадает в депрессию и постоянно думает о самоубийстве. Для него жизнь потеряла всякий смысл. Другой спортсмен, переживший точно такую же травму, спокоен, уверен в себе и даже оптимистичен. Что же вызвало такие противоположные реакции Разные образы.
Первый спортсмен концентрировался на том, что он потерял,
с чем он безвозвратно расстался, на том, чего он никогда уже не достигнет, на том, кем он мог бы стать, но уже не станет, на случившемся с ним несчастье. Другой же юноша думал хорошем — не о том, что он потеряла том, что у него оставалось. Он говорил,
что по натуре и по воспитанию он боец, что с атлетических видов спорта он переключится на сидячие — бридж, шахматы или что- нибудь еще — и что, вполне возможно, он станет победителем чемпионатов и соревнований. Так, один человек видел себя готовым к моргу, а другой представлял, как приобретет новые навыки и добьется новых успехов. Разные образы порождают разное поведение, разные чувства, мысли и стратегии решения проблем.
У многих возникнет вопрос как получилось, что у этих двух спортсменов выработались такие противоположные способы реагированию на проблему Ответ на этот вопрос непрост. Чтобы найти его, необходимо исследовать взаимодействие темперамента,
значимых событий детства и приобретенные навыки решения проблем в целом. Однако для нас главный вопрос состоит в том, могут ли такие люди, как спортсмен, впавший в депрессию, научиться применять позитивные образы взамен образов вредных и нигилистических. К счастью, в большинстве случаев ответ — да.
Вся наша книга — об этом.
Взаимное недопонимание и эмоциональные стычки часто можно предотвратить, восстановив недостающее звено — невысказанный образ. Например, мужи жена собираются провести выходные в загородном мотеле — просто, чтобы развлечься. Муж представляет себе, что большую часть времени они будут спать, заниматься любовью, еду будут заказывать в номер и, может быть, посмотрят пару передач по телевизору. Жена же представляет себе, что они будут играть в теннис, плавать в бассейне, танцевать и общаться с другими парами. Этим людям хорошо было бы выстроить единый образ предстоящих выходных до того, как они отправятся отдыхать,
иначе развлечение может обернуться размолвкой. Классический пример подобной ситуации изображен в мультфильме, в котором женихи невеста едут со свадьбы домой. Жених представляет себе
как он отдыхает, а жена подает ему завтрак в постель. У невесты образ тот же самый, только завтрак подает муж.
Кстати, о недостающем звене перед многими деловыми женщинами сегодня стоит серьезная проблема — отсутствие четкого образа своей роли и функций. У женщин, занимающих ответственные посты, слишком мало примеров для подражания, и они часто испытывают трудности, стараясь найти подходящий им продуктивный способ общения с коллегами — будь то мужчины или женщины. Часто деловой женщине бывает непросто настаивать на своем,
не боясь показаться агрессивной, или оставаться женственной, не выглядя при этом кокеткой или, наоборот, мамочкой. В этих случаях большую помощь может оказать использование театрализации или тренировки достижения цели (см. главу 4). Многим женщинам стоит начать играть в бизнес-игры по-новому. Те, кто в бизнесе прибегает к традиционным женским хитростям, в конце концов, скорее всего, проиграют. Успешная деловая женщина избегает дамских манипуляций — она не плачет, не выходит из себя, не дуется. Независимо оттого, носит деловой человек брюки или юбку, проводимые им переговоры будут успешными, если он или она подготовят себя при помощи серии образов, в которых они будут вести себя уравновешенно, с юмором, настойчиво, тактично и осторожно. Для этой цели также может оказаться очень полезной тренировка достижения цели (см. главу Построение мостика
Чем больше узнаешь о богатстве образов и разнообразии субъективных смыслов, тем более очевидной становится ограниченность психологии, объясняющей поведение человека по принципу сти- мул-реакция (S-R). Приверженцы теории S-R полагают, что, зная,
каков стимул (S), можно понять, предсказать и проконтролировать реакцию (R). Но тот факт, что разные люди по-разному реагируют на один и тот же стимул и что даже реакция одного итого же человека на один и тот же стимул в разное время может быть разной, говорит о том, что на пути от стимула к реакции происходит что-то еще. Сегодня многие психотерапевты считают, что образ или серия образов являются мостиком от стимула к реакции.
Вот типичный пример. Группа людей сидит вечером у камина,
приятно беседуя. Вдруг в комнату вбегает щенок и начинает облизывать некоторых гостей. Один из них мгновенно бледнеет, начинает дрожать и кричит Уберите от меня собаку В терминах теории появление щенка — это стимула взволнованное поведение гостя — реакция.
Подобная реакция на стимул кажется логически абсолютно неоправданной. Если бы в комнату с рычанием ворвалась злая собака, тогда выкрик Уберите от меня собаку был бы понятным.
Заметьте, что между стимулом и реакцией мы вставили образ.
Злая собака сама по себе не вызывает страха. Представьте себе, что она в два раза злее и агрессивнее, но заперта в железной клетке.
Вызвал бы стимул злая собака туже самую реакцию страха в этом случае Конечно, нет — если только у кого-то не возник бы образ злой собаки, вырывающейся из клетки!
Предыдущие примеры указывают на одно очень важное обстоятельство. Недостающее звено между разными стимулами и реакциями, оказывается, находится в воображении. В случае с человеком,
который так неадекватно отреагировал на появление в комнате игривого щенка, мы нашли причину его поведения, исследовав содержание образов. Он представил себе, что щенок оскаливается,
больно кусает егоза лодыжку, рвет брюки. Более того, он мысленно увидел, что рана воспаляется настолько, что ему требуется медицинская помощь. (Много лет назад его укусила маленькая собачка, в рану попала инфекция, и процесс выздоровления был весьма тяжелым) Итак, многие на первый взгляд необъяснимые связки стимулов и реакций оказываются вполне понятными, если посмотреть на возникающие в промежутке между ними образы.
СТИМУЛ ОБРАЗ РЕАКЦИЯ
S
Появление щенка
R
Протест гостя
СТИМУЛ
Злая собака
ОБРАЗ
Собака кусает
РЕАКЦИЯ
Страх
Каждое событие нашей жизни трансформируется в образы и мысли. Все, что мы переживаем, откладывается в нашей психике и оказывает влияние на наши действия. Тысячи лет назад греческий философ Эпиктет написал следующее:
“Разум человека тревожит не происходящее, но суждения о происходящем. Поэтому, когда мы раздражены, расстроены или взволнованы, следует винить не других, а самих себя,
то есть наши собственные суждения. Возложение вины за свои несчастья на других — признак недостаточной образованности возложение вины на себя показывает, что обучение началось и только тот, кто не винит ни себя, ни других, завершил свое образование”.
Потрясающе, что такое выдающееся наблюдение было сделано в первом веке нашей эры. На подобных идеях основывается рациональное направление современной психотерапии. Они были уточнены и развиты Альбертом Эллисом, директором Исследовательского института рациональной психотерапии в Нью-Йорке.
Как показывает Эллис, суждения, о которых говорит Эпик- тет, состоят из обращений к себе (утверждений, умозаключений и размышлений о происходящем. Аарон Бек — профессор психиатрии, работающий на медицинском факультете Университета штата
Пенсильвания, — подчеркивает, что в промежутке между активизирующим событием и эмоциональной реакцией на него в нашей голове успевают промелькнуть мысли и образы. Сейчас уже многие авторитетные ученые соглашаются стем, что для объяснения причуд человеческого поведения намнет нужды рассуждать о подсознательных комплексах, скрытых силах, демонах и даже об условных рефлексах. Слова, мысли, ценности, установки и убеждения все переполнено образами. Отыщите образы — ивы поймете поведение. Более того, найдя образы, вы можете, если угодно, изменить чувства и поведение.
Перед тем, как обратиться к конкретным упражнениям с применением образов и примерам того, как можно использовать образы для распутывания эмоциональных проблем, некоторым читателям, возможно, захочется получить более полное представление о процессах, происходящих в воображении. В следующей главе мы коснемся некоторых теоретических моментов и поговорим о факторах, ответственных за возникновение образов

32 3. КАК РАЗВИТЬ СВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Мы постоянно слышим о бессознательном мышлении и об оккультных силах, действующих за порогом нашего сознания. Согласно утверждениям некоторых известных авторов, водоворот подсознательной деятельности ведет непрестанную работу в глубинах нашего разума, управляя многими нашими чувствами и поведением. Многие полагают, что все мы — жертвы глубоко вытесненных импульсов и мистических энергий, которые, в конечном счете,
контролируют наши действия. Приверженцы этого взгляда во всем ищут скрытый смысл. В любом человеческом проявлении они видят символ чего-то более фундаментального. Гордость, по их мнению, — это оборотная сторона ненависти, а радость — замещение грусти. Они считают творчество сублимацией сексуальной энергии, а амбиции — компенсацией комплекса неполноценности!

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом