Главная страница
qrcode

Мысленным взором


Скачать 464,85 Kb.
НазваниеМысленным взором
АнкорLazarus Myslennym vzorom.pdf
Дата24.10.2017
Размер464,85 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLazarus_Myslennym_vzorom.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#44264
страница8 из 10
Каталогid37808137

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Вовк і семеро козенят.ppt.ppt, Бременскі музиканти.ppt.ppt, Бедлер Р., Гриндер Д., Сатир В. - Семейная терапия и НЛП - 1999., Analiz_rechevoy_kommunikatsii.pdf, Skazka_v_treninge_Stishenok.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Бэтмэн и Робин снова связались с Питером по наручному радио,
выяснилось, что как раз злой учитель и был тем, кто их интересовал. Они попросили мальчика держать учителя под наблюдением. Робин сказал Питеру Этот человек может очень разозлиться,
но ты его просто игнорируй”.
В этот момент Питер, вербализуя свою подавленную агрессию,
стал настаивать на том, чтобы самому закончить историю. Он сказал мне, что поможет Бэтмэну и Робину заманить учителя в ловушку, чтобы они могли схватить его и доставить в ближайшую тюрьму. В конце сеанса я спросил Питера, попробует ли он осуществить свою собственную фантазию с участием Бэтмэна и Робина наследующий день в школе. (Обратите внимание я не спросил его, пойдет ли он в школу наследующий день. Ситуация требовала, чтобы основной упор в вопросе делался на то, как хорошо сможет
Питер воплотить свою фантазию в жизнь, придя в школу. К сожалению, не всегда удается так легко справиться с проблемами, однако Питер после единственного сеанса образотерапии смог спокойно прийти в школу, и никаких трудностей с этим у него больше не возникало.
Некоторых может обеспокоить то, что эмотивные образы могут заставить ребенка углубиться в мир фантазий и уйти от реальности. Я излечил при помощи образов десятки детей и при этом не
заметил никаких побочных эффектов. Мне никогда не приходилось встречаться с ребенком, который не мог бы отличить фантастические элементы эмотивных образов от реальных. А если дети и взрослые иногда прибегают к помощи фантазии, чтобы справиться с реальными трудностями, то что же в этом плохого?
Применение позитивных образов в профилактических целях
А что, если, вместо того чтобы наводнять сознание ребенка монстрами и чудовищами или занимать его воображение бессмысленными сказками, рассказывать им истории, содержащие реалистичные и полезные образы Например, родители с хорошо развитым воображением могли бы посредством историй знакомить ребенка с простейшими психологическими реалиями. Например,
можно было бы построить повествование вокруг такой важной вещи,
как допустимость ошибки, и внушить ребенку мысль, что необязательно стараться быть идеальными промахи дозволено допускать всем. Герой такого рассказа может прийти к пониманию того, что из своих ошибок можно извлекать пользу. Входе рассказа важно подчеркивать мысль о том, что извлечение полезных уроков из собственных просчетов — одна из лучших форм обучения в жизни человека. То, что ошибки допустимы, равно как и то, что все мы не без недостатков, — одна из психологических истин, которые полезно культивировать в сознании ребенка с самого начала. Посредством историй можно объяснить ребенку, что жизнь строится по принципу или — или и что большинство вещей, с которыми мы сталкиваемся, не являются правильными или неправильными, плохими или “хорошими”.
Помню, как вовремя консультаций в детском саду я рассказывал четырех- и пятилеткам разные истории, желая показать им,
как можно справляться с трудными ситуациями. Так, я придумал девочку по имени Памела. Однажды, разгуливая по большому магазину со своей мамой, она потерялась. Девочка не испугалась и не расплакалась. Она подошла к продавцу и сказала, что потерялась. Мы вместе с детьми обсудили, что еще могла бы сделать
Памела. Мы говорили о том, что она стала бы делать, если бы не нашла продавца, как вести себя, если ты потерялся в супермаркете, на параде или в своем районе. Образ маленькой Памелы, решавшей все эти задачки, поддерживал детское внимание и интерес, детям хотелось продолжать игру. Они выяснили для себя, что необходимо делать в сложных ситуациях и как не поддаваться панике и страху.
Одна моя приятельница рассказала мне, что ее четырехлетняя дочь стала бояться врачей. Страх начал проявляться после того, как ей пришлось сделать несколько уколов. Я предложил своей знакомой воспользоваться эмотивными образами. Каждый вечер перед сном она стала рассказывать дочке истории про добрых докторов,
которые особенно хорошо относились к маленьким девочками избавляли их от всех болезней. Примерно через четыре месяца девочка простудилась и ее потребовалось отвести к врачу. Она совсем не испугалась, вела себя как идеальный пациент и после сказала маме,
что доктор помог ей совсем как в тех сказках. Так удалось предотвратить развитие фобии на ранней стадии.
Основные моменты применения эмотивных образов в работе с детьми. Попытайтесь в доброжелательной форме выяснить, насколько развиты и интенсивны страхи ребенка и каковы окружающие их обстоятельства. Чем вызван страх Когда он проявляется в меньшей, а когда в большей степени Попытайтесь составить список страхов по возрастающей. Попытайтесь выяснить, кто герои ребенка. Обычно это персонажи телепередачи фильмов, радиопрограмм, книг или порождения его собственного воображения. Вам необходим сильный и влиятельный соратник, который будет участником историй, выстроенных вокруг страха ребенка. Затем, в соответствии с описанием, приведенным в этой главе, вам необходимо попросить ребенка закрыть глаза и рассказать ему историю, для правдоподобия напоминающую его собственную жизнь. В эту историю следует ввести любимого героя ребенка или его alter ego. (Это может быть история, подобная той, которая была рассказана Питеру о Бэтмэне и
Робине).
4. Каждый раз, упоминая сцены, вызывающие страх (начинать необходимо с тех, которые вызывают у ребенка наименьшую тревогу, вводите в них любимого героя. После каждой из
таких сцен спрашивайте ребенка, нестрашно ли ему, не чувствует ли он себя расстроенным, не возникла ли тревога. Если что-то подобное имеет место, предложите ему более приятную сцену с участием самого ребенка и его героя и не переходите к более страшным описаниям, пока не пройдут напряжение и страх. Описание следующего случая будет дополнительной иллюстрацией метода.
Дело для супермена!
Десятилетний мальчик очень боялся темноты. Ему было очень страшно, когда родители уходили по вечерами даже когда они были рядом, он отказывался входить втемную комнату. У его кровати все время горела лампа. Днем тревоги у ребенка не возникало, но после захода солнца он неизменно напрягался и начинал бояться.
Его страх впервые проявился примерно за год до описываемых событий, после того как он посмотрел страшный фильма затем еще и получил указание от своей бабушки не подходить по ночам к окнами дверям, потому что в это время по улицам бродят бандиты и похитители детей. Родители в течение нескольких месяцев водили мальчика к психиатру, но боязнь темноты не проходила.
Кроме того, мальчика стали мучить ночные кошмары, а дела в школе пошли заметно хуже. При помощи эмотивных образов ребенка удалось избавить от страха в течение трех сеансов.
Мальчику очень нравились истории про Супермена, поэтому в качестве героя мы использовали этого человека из стали. Мальчику предложили вообразить, что Супермен попросил его стать новым секретным агентом. Ему было сказано следующее Закрой глаза и представь себе, что ты сидишь за ужином с родителями. На дворе вечер. Неожиданно по наручному радио, которое дал тебе
Супермен, ты получаешь сигнал. Ты быстро убегаешь в гостиную,
потому что задание ты должен держать в секрете. В гостиную проникает совсем немного света из прихожей. Теперь представь себе,
что ты один сидишь в гостиной и ждешь Супермена. Представь себе это хорошенько...”
После этого мальчик рассказывало том, что он чувствует. Когда какая-то сцена вызывала у него тревогу, мы немного меняли ее,
так чтобы она представлялась менее страшной. К примеру, следующая сцена поначалу вызвала у мальчика беспокойство Ты один в своей спальне, там кромешная темнота. Ты выглядываешь в окно,
чтобы посмотреть, не идет ли Супермен. К этому описанию было добавлено такое указание Дай своим глазам привыкнуть к темноте, и ты заметишь, что на самом деле можешь довольно хорошо видеть. Когда ты расслабляешься и даешь глазам возможность приспособиться, ты начинаешь ясно видеть, и все вокруг становится более светлым”.
В конце третьего сеанса (мы встречались каждую неделю, в течение часа) мальчик мог представить себе, что сидит один в темной ванной и ждет сообщения от Супермена. Применение этого метода не только помогло ребенку избавиться от боязни темноты,
но ив целом оказало положительный эффектна его жизнь. Его школьные успехи улучшились, исчезли многие другие проявления страха и неуверенности в себе. Примерно через год его мать сообщила мне, что он стал совсем другим ребенком, а изменения имели положительный характер.
Эмотивные образы оказались чрезвычайно полезным орудием преодоления детских страхов. Несколько лет назад одна одиннадцатилетняя девочка, с которой я работал, назвала меня “человеком,
который забирает страх. Я с успехом использовал эмотивные образы в работе со страхами моих пациентов, детей моих друзей и моих собственных детей. Страхи и фобии приносят ребенку большие страдания. Ребенок очень легко может почувствовать себя одиноким, беззащитным ему легко запутаться в происходящем и испугаться. Любой метод, который помогает справиться с негативными эмоциями, заслуживает пристального внимания
Часть КАК ОБРАЗЫ МОГУТ
ПОМОЧЬ РЕШИТЬ
ПРОБЛЕМЫ

83 7. КАК ОБРАЗЫ МОГУТ ПОМОЧЬ
ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ВРЕДНЫХ
ПРИВЫЧЕК
До сих пор мы говорили о том, насколько полезными могут быть позитивные образы для преодоления страхов, фобий и связанных сними проблем. Теперь давайте посмотрим, как негативные образы могут помочь избавиться от проблем другого рода или, по крайней мере, свести их к минимуму.
Я впервые применил негативные образы в 1957 году, когда лечил летнего архитектора от навязчивого желания все проверять и перепроверять. Выполнение навязчивых действий мешало ему в работе до такой степени, что, будучи профессиональным архитектором, он работал чертежником. Я бесконечно проверяю размеры и, даже зная, что деталь начерчена правильно, я десять раз перепроверю чертеж, прежде чем начать делать следующий. Иногда это почти доводит меня до бешенства, ноя все равно все без конца проверяю”.
Этот случай был описан во всех подробностях в 1958 году, но здесь мне хотелось бы детально описать использование негативных образов в преодолении навязчивых действий. Пациент был загипнотизирован, и ему была дана инструкция примерно следующего содержания Вы чувствуете себя глубоко расслабленным, на душе у Вас мири покой. Я хочу, чтобы Вы представили себе, что находитесь на работе. Вы по-прежнему спокойны и расслаблены. Представьте себе, что вычертите план, проверяя его походу дела. Вы расслаблены. Вы проверяете чертеж один раз. Все начерчено правильно. Для того чтобы еще разв этом убедиться, Вы проверяете его снова. Вы все еще спокойны и расслаблены. Вы начинаете проверять чертеж в третий разно вдруг Вас охватывает тревога.
Вам становится не по себе, Вы напрягаетесь. Напряжение нарастает очень быстро. (В этот момент пациент был заметно встревожен и тяжело дышал) Вы оставляете план в покое. Больше Вы его не проверяете. Теперь начинаете новый чертеж. Представьте себе
новую ситуацию. Как только Вы перешли к другому делу, Вам снова стало спокойно и Вы расслабились. На душе у Вас снова мири покой. Когда я досчитаю до пяти, откройте глаза”.
Идея здесь довольно проста. Имеет смысл проверить чертеж один-два раза, но дальнейшая проверка ненужна и представляет собой проявление невроза. Поэтому пока пациент вел себя рационально, я предлагал ему позитивные образы, но как только его поведение становилось иррациональным — он начинал в третий раз проверять чертеж, — я вводил негативные образы, чтобы заставить его почувствовать себя напряженными расстроенным. Если пациент начнет ассоциировать излишние проверки с нарастающим напряжением, тревогой, общей нервозностью и другими неприятными ощущениями, он может захотеть отказаться от своей вредной привычки и начать вести себя более правильно. Вероятность того, что это произойдет, увеличится, если он начнет связывать приятные образы и ощущения с разумным поведением. Поэтому я говорил ему Как только Вы перешли к другому делу, Вам снова стало спокойно и Вы расслабились”.
Мы провели десять получасовых сеансов с использованием негативных образов в течение пяти недель. По прошествии этого времени пациент сообщил, что навязчивые действия перестали беспокоить его на работе. Я теперь делаю в пять раз больше. Иногда я все еще проверяю сделанное больше, чем нужно, но уже не беспокоюсь об этом”.
В описанном случае был применен гипноз, но он не является необходимой составляющей лечения. Я даже вовсе перестал его применять в сочетании с негативными образами, чтобы не тратить время даром. А вот релаксация помогает, особенно если человек расслабляется перед тем, как представить себе нужные сцены.
Например, после того как я закончил работу с описанным выше случаем, ко мне обратился мужчина, который хотел сократить количество выпиваемых им алкогольных напитков. Он не был алкоголиком, но частенько принимал лишнего на вечеринках и потом жалел об этом. Мы решили, что количество выпиваемого в течение вечера алкоголя должно сократиться до трех порций. Поскольку он пил преимущественно виски, мы решили считать порцией унции этого напитка. Он был крупного телосложения и весил более килограммов, поэтому мы решили, что его организм вполне справится с четырьмя с половиной унциями в течение вечера.
После того как пациент расслабился, я предложил ему представить
себе, что он выпивает порцию виски, затем другую, а потоми третью. Однако как только он превышал предел допустимого, его сразу должно было начать тошнить. Как только он в своем воображении подносил четвертую порцию виски к губам, он должен был представлять себе всякие неприятные сцены. Конечно, для успеха этой техники клиент должен сотрудничать с психотерапевтом, но для человека, искренне желающего улучшить контроль над собой,
негативные образы, введенные в решающий момент, могут быть чрезвычайно эффективными. С середины шестидесятых многие клиницисты стали сообщать о положительных результатах применения негативных образов в работе с клиентами, желающими избавиться от вредных привычек и изменить свое поведение в лучшую сторону.
Джозеф Котела из Бостонского колледжа широко использовал негативные образы, помогая своим пациентам бросить курить,
перестать воровать, избавиться от лишнего веса и сексуальных отклонений (таких, как эксгибиционизм, вуайеризм и педофилия).
Имея дело со сложными случаями, например с алкогольной и другими видами зависимости, необходимо пользоваться негативными образами, однозначно вызывающими отвращение. Доктор Котела заставляет алкоголика очень ярко представить себе ощущение невыносимой тошноты, возникающее сразу же после приема алкоголя. Первый же глоток вызывает отрыжку, в которой спиртное смешано с горькими частицами еды. При попытке снова проглотить все это человек начинает давиться. Потом становится еще хуже:
ощущение тошноты нарастает, по лицу начинают течь слезы, слизь и слюна, и все это стекает прямо в стакан с алкоголем. Потом пациент представляет себе, что содержимое желудка с громким урчанием подступает к горлу и его рвет — на одежду, на пол, в стакан везде желто-зеленые рвотные массы с омерзительным запахом. Его продолжает рвать на все вокруг, от запаха тошнит еще больше. Он снова отхлебывает из стакана, в котором плавает слизь,
частички еды и рвотных масс. У него снова возникают позывы к рвоте, его выворачивает, но желудок уже пуст. Он выливает все из своего стакана, отворачивается от бутылок и выходит на свежий воздух, где ему сразу же становится очень хорошо. Он погружается в прохладный журчащий поток (или становится под мягкий теплый душ — в зависимости оттого, что ему больше нравится) и выходит оттуда, чувствуя себя очищенными обновленным.
Мало кто в состоянии прочесть предыдущий параграф, представить себе описанную сцену и не почувствовать хотя бы малейшей
тошноты. Вот вам наглядный пример воздействия негативных образов В течение одного сеанса алкоголику может быть преложено представить себе около двадцати вызывающих отвращение сцен;
кроме того, ему рекомендуется между посещениями психотерапевта мысленно воспроизводить те же самые сцены дома. Психотерапевт может подготовить аудиопленку с описанием вызывающих тошноту сцен и вручить ее пациенту для домашнего прослушивания. В
профессиональной литературе уже существует несколько подтверждений эффективности этой техники — даже в отношении хронических алкоголиков.
Техники с использованием негативных образов, применяемые для ослабления или устранения вредных привычек, в целом очень похожи. Если задача состоит в том, чтобы пациент стал меньше курить, ему следует представлять себе, что его рвет после затяжки, что он курит сигареты, предварительно опущенные в рвотные массы, представлять себе картины, связанные с раком легких, губили горла. При лечении тучности или когда у пациента возникают проблемы стем, чтобы строго придерживаться диеты, следует представлять себе тошноту и прочие неприятности, возникающие после съедания запретных продуктов. Подобные негативные образы,
безусловно, могут способствовать укреплению самоконтроля итак называемой силы воли. У меня даже создается впечатление, что люди с хорошо развитым самоконтролем имеют в своем сознании готовые встроенные негативные образы. Одна женщина, похудевшая почти на 20 килограммов в течение восьми месяцев, рассказала мне о том, как ей удалось строго придерживаться диеты.
Она взяла полкило жира и положила его в прозрачный полиэтиленовый пакет. Жир в пакете выглядел отвратительно. Она показывала его всем своим друзьям, приговаривая Вот так выглядит полкило жира. Как только у нее возникало желание нарушить свою диету, она немедленно вспоминала о жире. Она очень ярко представляла себе, что лишние килограммы, от которых необходимо избавиться, выглядят внутри нее также, как тот кусок жира.
Другой женщине удалось после того, как она в течение десяти месяцев потеряла 33 килограмма лишнего веса, не набрать его снова. Всю жизнь я страдала синдромом Ваньки-встаньки’, — объясняла она. — Однажды я потеряла 20 килограммов, но потом сразу же набрала еще больше, потом снова похудела на 24 и снова набрала лишний веси так далее. На самом деле, как показали исследования, почти любой человек может похудеть главная проблема в том, что снова не набрать лишние килограммы. Эта женщина нашла простое решение проблемы. Она стала носить в своем бумажнике две фотографии. Одна из них изображала ее до, весящей килограммов, а другая была сделана недавно, и на ней она весила 48 килограммов. Когда у меня возникает сильный соблазн съесть больше, чем следует, я немедленно вынимаю избу- мажника обе фотографии и внимательно на них смотрю. Потом я закрываю глаза и представляю себе, что вешу 80 килограммов.
Желание полакомиться исчезает мгновенно!”
Прежде чем обращаться к негативным образам, необходимо прийти в соответствующее настроение и состояние. Большинство людей находит, что образы лучше всего ложатся на расслабленное состояние. Хорошо, если при этом человек удобно лежит на кровати, диване или другом ложе.
Фетиш доктора
Немногие специалисты знакомы с техникой применения негативных образов. Несколько лет назад ко мне обратился семейный врач, который ранее уже советовался с двумя психиатрами и несколькими психологами по поводу своей проблемы, которую сам он называл сексуальным фетишем. Доктор страдал навязчивым желанием контакта с женскими гениталиями. Меня неумолимо тянет смотреть на влагалище каждой женщины, приходящей ко мне на прием, и трогать его. Когда требовалось обследование тазовой области, все было в порядке, но когда женщине, жаловавшейся на головную боль или ангину, предлагалось раздеться, она приходила в некоторое замешательство. Врач боялся, что пациентки пожалуются на него в Американскую медицинскую ассоциацию.
Психотерапия, которую он прошел в поисках причин этой страсти, обращалась к прошлому доктора. Доктора расспрашивали о поведении его матери, об отношениях со старшей сестрой, о его психосексуальной истории и т.д. На экспериментирование с различными методами психотерапевтического воздействия у этого мужчины ушло шесть лета страсть все не проходила, ион продолжал ежедневно рисковать, осматривая своих пациенток. К тому моменту, когда он обратился ко мне, по крайней мере одна из них уже пожаловалась на него в комитет поэтике, ион подозревал, что слух о его поведении уже начал расползаться
Я объяснил пациенту, на чем основывается ив чем заключается процедура использования негативных образов. Было ясно, что,
проводя обследование, он концентрировался исключительно на возникавшему него сексуальном возбуждении, не думая при этом ни о риске, ни о негативных последствиях. Несмотря на то, что он всегда проводил обследование в присутствии медицинской сестры (которая знала о его страсти и не возражала противнее, многие пациентки выражали негодование, а некоторые совершенно справедливо вообще отказывались от осмотра. Иногда его желание становилось настолько сильным, что он даже спорил с женщинами, которые не соглашались раздеваться. В таких случаях его внимание было полностью сфокусировано на сексуальных эмоциях и мысль о последствиях просто не приходила ему в голову.
После того как пациент расслабился, я предложил ему представить себе типичную последовательность событий. К нему обратилась женщина с жалобой на боль в ухе. Осмотрев ее уши, носи горло, он попросил ее раздеться. Она подчинилась. Он пригласил в кабинет медсестру и осмотрел грудь пациентки, а затем обратился к ее гениталиям. Пациентка же оказалась полицейской подсадной уткой, посланной Комитетом поэтике, и как только он дотронулся до ее влагалища, в смотровой кабинет сразу же ворвалась группа женщин-полицейских. Ему предъявили ордер на арест и отправили в ближайший полицейский участок. Его обвинили в непрофессиональном поведении и других незаконных действиях,
посадили в камеру предварительного заключения, потом выпустили под залога в местной газете напечатали статьи о нем, в которых его назвали извращенцем и сексуальным маньяком. Походу дела пациент испытывал все больший стыди позор.
Я сделал негативные образы максимально яркими. Описание воображаемых событий продолжалось целый час, как нескончаемый кошмарный сони под конец доктор был бледен и дрожал, с него ручьями тек пот, ион жаловался на тошноту и головокружение.
“Запомните эти ощущения и эти негативные образы, — сказал я ему. После этого я произнес ключевую фразу Следующая женщина, которую Вы захотите подвергнуть ненужному осмотру, может оказаться переодетым полицейским”.
Пациент снова пришел ко мне через две недели. Пока все идет неплохо, — сообщил он. — У меня не возникало желания совершать глупости, но боюсь, что воздействие начинает проходить. Я объяснил, что для поддержания результатов воздействия негативных образов он должен сам активно использовать их. Как только у него возникал соблазн совершить неподобающее действие, он должен был на минуту остановиться, представить себе сцену с переодетым полицейскими тогда ему будет намного проще противостоять влечению. Мы снова повторили упражнение с негативными образами, нона этот разя сгустил краски, заставив пациента представить себе реакцию его родителей и оскорбленно-удивленное выражение лица его младшего брата. После этого доктор научился
“справляться с соблазном. С годами фетиш ослаб, но как только у этого человека возникало хоть малейшее желание перейти границы дозволенного, он тут же вспоминал негативный образ, который позволял ему удержаться в рамках.
Старшеклассница со склонностью к самоубийству
Хорошим примером использования негативных образов может служить случай летней девушки, у которой была склонность к самоубийству. Применение негативных образов помогло полностью изменить ее взгляд на жизнь. Ее доведенные до отчаяния родители обратились ко мне за консультацией по поводу давних психиатрических проблем своей дочери. Несмотря на то, что с ней работали несколько психотерапевтов, девушка в течение шести месяцев три раза пыталась покончить с собой два раза при помощи таблеток и один раз — разрезав себе вены. В последний раз она чуть не погибла и продолжала настаивать на том, что в следующий раз все сделает правильно”.
Разные специалисты ставили девушке такие диагнозы, как ма- ниакально-депрессивный синдром, шизофрения, психопатия и истерия, но ни один из них не смог дать объяснения ее саморазру- шительным стремлениям. Было очевидно, что девушка находилась в состоянии гнева, тревоги, смятения и испытывала чувство вины,
но ее основной мотив стал ясным только после того, как я предложил ей сделать следующее.
“Представьте себе, что Вы умерли. Вы покончили с собой, и после похорон Ваш дух витает над землей и смотрит на то, что происходит после Вашей смерти. Что Вы видите До этого момента на все вопросы девушка отвечала не знаю, нона этот раз она описала сцену, в которой ее родители, особенно мать, страшно страдают. Она говорила о том, как вся семья, включая теток, дядей и двоюродных братьев и сестер, а также двух ее родных сестер,
будут жалеть о том, что плохо с ней обращались при жизни. Их будет мучить чувство вины и раскаяния, и они будут думать, что лучше было бы им самим умереть.
Этот образ, в котором она была отомщена, вызвал у нее чувство глубокого удовлетворения. Девушка была очень незрелой личностью и у нее развилась иррациональная ярость и чувство отверженности по отношению к своей семье Она думала, что, покончив с собой,
отомстит своим близкими заставит их сожалеть о случившемся до конца своих дней. Я настаивал на том, что на самом деле все будет совсем не так Я ярко описал ей, как она умрет, как ее похоронят,
как ее тело будет разлагаться в сырой могиле, в то время как члены ее семьи, потосковав некоторое время, начнут снова радоваться жизни, наслаждаться солнцем, свежим воздухом, веселиться и смеяться, пока черви будут пожирать ее останки. Я подчеркнул, что стечением времени они все меньше будут думать о ней, пока,
наконец, она не превратится в ускользающее и смутное воспоминание. Я также обратил ее внимание на то, что к тому моменту, когда ее скелет начнет превращаться в пыль, ее уже все позабудут, наслаждаясь тем, чем она уже никогда не сможет насладиться.
Все это привело ее в замешательство. Возможно, Вы и правы согласилась она. После этого моей задачей стало научить ее жить собственной жизнью и стремиться к своему собственному счастью независимо оттого, будет ли ее любить семья и будет ли окружающим нравиться то, что она делает. В этом случае негативные образы также позволили нам открыть каналы для психотерапевтического общения и установить взаимопонимание.
Хорошо отточенные негативные образы превращаются в полезное орудие борьбы с вредными привычками и обретения самоконтроля. Исследования, проведенные в Стэнфордском университете, показали, что даже маленькие дети могут использовать образы как средство противостояния соблазну. Водном из экспериментов детей усадили за стол, уставленный тарелками с потрясающе вкусной пастилой. Им было велено проверить, как долго они смогут удержаться и не съесть ни кусочка. Дети, которым экспериментатор, доктор Вальтер Мишел, дал инструкцию превратить реальные объекты, находящиеся перед их глазами, в цветные мысленные картинки и представить себе, что на самом деле это всего лишь сухие кусочки ваты, удерживались от соблазна намного дольше, чем детине получившие такой инструкции. Это не пример образов, вызывающих отвращение, но иллюстрация силы воздействия негативных образов. Теперь давайте поговорим о том, как негативные образы могут применяться в сочетании с положительным подкреп- лением.
Использование негативных образов в сочетании с положительным подкреплением
Применение негативных образов в сочетании с положительным подкреплением оказалось весьма полезным в случае одной молодой женщины, у которой не складывались отношения со свекровью и которая всегда трепетала в преддверии ее визита. Эта молодая женщина всегда ссорилась со своим мужем до, вовремя и после визита свекрови. Напряженность и раздражение нарастали по мере приближения визита, и женщина обычно пыталась убедить мужа отменить их встречу с матерью. Он же отвечал, что его мать женщина добрая, хотя и может вести себя неправильно, позволять себе бестактные замечания и, сама того не желая, настраивать людей против себя. Она не имеет ввиду ничего плохого, — объяснял муж, — но ее поведение довольно глупо и неуместно. Разве тыне можешь быть выше этого и не обращать внимания на ее недостатки Жена начинала думать, что она мелочная, глупая и нетерпимая, и решала, что будет выше этого. Но свекровь вскоре разрушала ее добрые намерения своими непрошеными советами и потоками критики, от которых невестка чувствовала необходимость защищаться, что приводило к безрезультатному выяснению отношений между двумя женщинами.
Поскольку свекровь навещала молодую семью не чаще, чем разв три-четыре месяца и ее визиты длились не больше шести часов,
у меня создалось впечатление, что молодой женщине лучше просто избегать любых бесед со свекровью. Кроме того, мне казалось,
что бессмысленно пытаться изменить чрезмерную привязанность ее мужа к своей матери. Молодой женщине казалось, что, если бы она смогла контролировать свои эмоции и, обратившись к своему чувству юмора, начала соглашаться со свекровью, всем стало бы легче. В результате я решил использовать следующую технику.
“Расслабьтесь. Расслабьте все свои мышцы. Пусть Ваше тело станет тяжелым. Почувствуйте покой. Теперь представьте себе, что свекровь говорит Вам что-то из ряда вон выходящее. Из ее слов
следует, что Вы никчемный человек, что ее сын заслуживает лучшего, что Вы нечестная, безрукая, плохая жена, плохая невестка и никуда негодный человек. В ответ на все это Вы улыбаетесь;
представьте, что Вы игнорируете все нападки. В этот момент клиентка открыла глаза и сказала Яне могу. Я настолько злюсь при одной мысли об этом, что мне хочется броситься на нее. Я
предложил клиентке представить себе, что она находится под наблюдением и что ее расстреляют, если она позволит себе высказаться по какому-нибудь поводу. Если же она выдержит все нападки свекрови без скандала, то получит награду. Мы решили, что в качестве награды муж пригласит ее в ресторан, который выберет она сама.
Муж согласился с нашим планом. Если его жена спокойно переживет встречу со свекровью, он сразу же после этого поведет ее в ресторан. Результат был прекрасным. Общение со свекровью,
несмотря на все ее колкости, прошло спокойно. Через несколько месяцев клиентка сообщали мне, что перестала пользоваться образами, готовясь к визиту свекрови, поскольку решила, что ожидание награды в виде ужина в ресторане будет для нее достаточным стимулом, чтобы избежать столкновений. Этого, однако, оказалось мало. Как только она забывала о грозящем ей расстреле, тут же происходил скандал со свекровью, после которого молодую женщину мучило чувство вины, ей казалось, что она слабая и инфантильная. Женщина ссорилась с мужем, расстраивалась, что из- за ее поведения не состоится ужин в ресторане, ив целом чувствовала себя ужасно. Когда же в сочетании с ожиданием награды она использовала негативный образ, этого оказывалось достаточно,
чтобы она могла удержать в себе гневи бесстрашно выслушивать колкости своей свекрови.
Образы и сила воли
Некоторые люди имеют хорошо развитую силу воли. Они могут отказаться от соблазнительных кушаний, бросить курить ив целом избегать излишеств и не поддаваться вредным привычкам.
Я считаю, что дело не в том, что эти люди с так называемой сильной волей, умеющие легко отказываться от вредных привычек,
обладают какой-то особой внутренней силой, а в том, что они умеют хорошо представлять себе нежелательные последствия своих
поступков. Если бы вам необходимо было похудеть ивы вдруг оказались бы перед столом, уставленным потрясающими конфетами,
печеньем, пирогами, морожеными другими запретными продуктами, стали бы вы все это есть, если бы в этот момент ярко представили себе, как ваши артерии блокируются холестерином и как от избытка сахара в вашем теле образуются комочки жира Не думаю Человек со слабой волей просто-напросто не имеет перед своими глазами отчетливого образа нежелательных последствий;
вместо этого он думает о том, как будет поглощать заманчивые кушанья, как дивно они пахнут, как будут таять во рту. Примеры, приведенные в этой главе, должны помочь вам развить у себя мощную силу воли”.
Главное, необходимо усвоить как только вас начинает тянуть к чему-то вредному, остановитесь на мгновение и представьте себе отрицательные последствия. Не думайте о приятном (Какой вкусный, должно быть, этот шоколад, как он будет таять у меня во рту,
как мягко и тепло будет он скользить по моему горлу) — думайте о плохом (Этот шоколад — яд Мне будет плохо от него От него образуются бляшки в моих артериях Может быть, инфаркт Я растолстею омерзительный жир будет расти в моем теле. Если один-два негативных образа не помогут и вас будет продолжать тянуть к шоколаду, вы можете обратиться к образу, вызывающему отвращение (Представлю себе, что шоколад был опущен в рвотные массы и сверху покрыт мышьяком Он прилипнет к моей глотке, я подавлюсь и задохнусь, если съем его. Это должно помочь вам справиться с искушением, а когда это произойдет, вы можете вознаградить себя. (Разя не ел конфет и десертов всю неделю,
куплю себе новую пластинку”.)
В этой главе мы описали несколько конкретных образов, которые могут помочь вам развить самоконтроль и применять его враз- личных ситуациях. В следующей главе мы поговорим о том, как справляться с самой распространенной из всех отрицательных эмоций печалью и ощущением, что вы несчастливы. Как мы увидим из дальнейших глав, образы можно использовать для решения самых разнообразных задачи в самых разных ситуациях

94 8. РОЛЬ ОБРАЗОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ
ПЕЧАЛИ И УНЫНИЯ
Многие люди страдают оттого, что утрачивают радость бытия,
им кажется, что над ними повисла черная туча, накрывающая собой все их существование. Они теряют вкус к жизни, она становится унылой и тоскливой. Эти люди непросто печальны у них депрессия. Часто в смене их состояний наблюдается определенная последовательность, например, человек хуже всего чувствует себя сутра (особенно очень рано, перед рассветом, нов течение дня настроение может несколько улучшаться. Они страдают от бессонницы, часто просыпаются, после нескольких часов беспокойного сна просыпаются очень рано и не могут больше заснуть. Как разв это время чаще всего и приходят к ним тяжелые мысли, которые,
развиваясь, становятся все мрачнее и усугубляют страдания. У таких людей плохой аппетит, они худеют и обычно у них пропадает интерес к сексу. Они часто бывают поглощены переживаниями собственной никчемности и охвачены отчаянием.
Депрессия может быть вызвана причинами физиологического характера. Среди самых известных видов депрессии — постгриппоз- ная депрессия, послеродовая депрессия и депрессия, вызванная гипофункцией щитовидной железы. Многие специалисты согласны стем, что депрессия возникает в результате сбоя в биохимических процессах организма. Я так подробно говорю о “депрессии”,
поскольку хочу отделить это заболевание, при котором обычно показан прием антидепрессантов и применение других мер психиатрического воздействия, от обыденных неприятностей, которые периодически происходят с каждым, от периодов дурного настроения,
от тоски и разочарований, которые могут отнять у нас радость жизни. Описанные в этой главе техники образотерапии помогают избавиться от подобных повседневных проблем. Образы могут помочь преодолеть бесполезный пессимизм, который так часто подрывает нашу самооценку и вызывает апатию, уныние и чрезмерную самокритичность Как уже говорилось в главе 1, разные образы вызывают разные эмоции и чувства. Образы, печалящие нас, обычно вращаются вокруг какой-либо утраты. Мы чувствуем пустоту. (Тревожность же, с другой стороны, часто порождается образами, связанными с угрозой потери или ее неизбежностью. Безусловно, люди чувствуют и действуют в зависимости оттого, что они думают о себе и о мире, в котором живут. Покойный Джордж Келли определил один из основных принципов психологии Течение психологических процессов человека определяется тем, чего он ожидает от жизни”.
Ключевым в этой формулировке является слово ожидает. Смысл здесь в том, что людьми руководят их ожидания. Как мы уже многократно повторяли на протяжении всей книги, большая часть наших оптимистических или пессимистических ожиданий превращается в образы. Нас часто спрашивают Каким вы видите себя через пять лет Один из моих младших коллег на этот вопрос ответил,
что через пять лет он видит себя зарабатывающим в два раза больше, написавшим два учебника, купившим новый дом, ездящим на дорогой машине, лучше играющим в теннис и осваивающим гитару. Как выдумаете, его ответ был таким оптимистичным из-за того, что он сосредоточивался на позитивных образах, или у него сформировались позитивные образы потому, что он оптимист Я
глубоко убежден в том, что верно первое — образы порождают оптимистический или пессимистический взгляд на вещи. Приведу пример. Ко мне обратилась женщина средних лет, которая незадолго до того развелась с мужем. Она жаловалась на то, что чувствует себя несчастной, одинокой и ничего хорошего от жизни не ждет. Я таки вижу, как превращаюсь старую, никому ненужную развалину, — говорила она. Вот так образ Любой при таком негативном настрое практически обреченна страдания. Я сразу же решил помочь ей изменить эту жуткую картину будущего. Мы начали с того, что составили список дел, которые раньше были для нее интересными, вдохновляющими или приятными. Это были самые обычные занятия, например, прогулки по лесу, посещение музеев и концертов, игры с детьми младшей сестры, поедание мороженого, чтение журналов итак далее. Я далей домашнее задание представить себе, что она занимается этими некогда приятными для нее делами Окунитесь в эти приятные образы. Делайте это по крайней мере дважды вдень в течение пятнадцати минут.
Дайте волю своему воображению, но как только в Вашем сознании возникнет негативный образ, представьте себе огромный знак
“Стоп” и переключитесь на что-то радостное
Когда мы увиделись через неделю, женщина сообщила, что выполняла задание и чувствует себя лучше. Затем мы стали строить реалистичные планы на будущее. Какие позитивные шаги она могла бы предпринять, чтобы справиться со своим пессимистическим отношением к жизни Основная ее фантазия заключалась в том,
что она встретит мужчину, который ее полюбит и решит все ее проблемы. Я назвал этот образ “образом-паразитом”, подчеркнув,
что в принципе не стоит ставить свое счастье в зависимость от присутствия другого человека. Дело в том, что близкие отношения между мужчиной и женщиной сами по себе хороши, но ей необходимо было найти что-то, что сделает ее счастливой независимо от наличия мужчины в ее жизни.
В процессе обсуждения возможных вариантов стало ясно, что у этой женщины не было конкретной цели. В какой-то момент она сказала Я хотела бы стать агентом по торговле недвижимостью, ноне знаю, хватит ли у меня для этого уверенности в себе. Я предложил ей попрактиковаться, представляя себе, что она уже занимается покупкой и продажей домов. Представьте себе, что Вы беседуете с клиентами, обсуждаете, какой дом им нужен. Представьте,
что показываете им разные дома, — воображайте все это очень отчетливо. Делайте это по несколько разв день. И узнайте, куда можно пойти учиться, чтобы получить лицензию на это занятие”.
На третий — и последний — сеанс она пришла преисполненная радости и оптимизма. Передо мной открылось множество возможностей, я представляю себе столько разных вещей, которыми могла бы заниматься. У меня появились определенные планы на будущее. Образ старой развалины сменился образом интересной и интересующейся разными вещами женщины, занимающейся увлекательными делами, получающей удовольствие от жизни и движущейся в направлении разнообразных целей и подцелей. Она не отказалась от надежды на романтические отношения с достойным мужчиной, но эти отношения перестали быть необходимым условием счастья.
Связавшись с ней через год, я узнал, что она получила лицензию на торговлю недвижимостью и преуспевала в этом деле. У нее было несколько романов, но ни один из них не перерос в постоянную привязанность. Женщина заинтересовалась антропологией и пошла учиться в вечерний колледж — просто ради удовольствия”.
Она стала откладывать деньги на поездку за рубежи серьезно подумывала о том, чтобы начать собственное дело с двумя партнерами
Проекция и путешествие во времени
Трюизм время лечит обманчив. Лечит не само по себе течение времени. Представьте себе, что Рип ван Винкл был чем-то огорчен или расстроен прямо перед тем, как погрузиться в сон на двадцать лет. Проснувшись, несмотря на прошедшие долгие годы,
он, вероятно, снова грустил из-за того, что произошло двадцать лет назад. Время обычно позволяет нам самим залечивать раны. Это происходит из-за того, что мы думаем, чувствуем, переживаем и совершаем поступки таким образом, чтобы излечиться от старых психических травм. Вспоминая какие-то мелкие неприятности,
ужасно расстроившие нас десять лет (или даже шесть месяцев!)
назад, мы удивляемся тому, как они потрясли нас в то время.
Оглядываясь назад, мы понимаем, что они не стоили потраченных сил и уж тем более пережитых мучений.
Когда человек расстроен чем-то, что случилось в прошлом, ему часто бывает очень полезно представить себе, что он смотрит на случившееся в ретроспективе, скажем, через шесть месяцев. Например, один мой друг чрезвычайно расстроился, потеряв крупную сумму денег на бирже. Я просто схожу сума, думая об этом — говорил он. И действительно, он думал об этом так часто, что это мешало его работе, он почти перестал есть, а по ночам его мучили кошмары. Да, он потерял много денег, но при этом был очень далек оттого, чтобы остаться без гроша, но его реакция на происшедшее выглядела сильно преувеличенной. (Можно было бы сделать множество предположений по поводу образов,
вызвавших такое сильное расстройство, однако для того, чтобы изменить негативную реакцию, нет нужды сначала объяснять ее причины. Я предложил ему провести простой эксперимент с проекцией во времени.
“Сядь поудобнее и расслабься. Прислушайся к своим физическим ощущениями расслабь все напряженные мышцы. Почувствуй силу притяжения — приятную тяжесть веса своего тела. Теперь давай представим, что у насесть простая машина времени, которая может отправить тебя в будущее. Сначала отправься на две недели вперед. Прошло четырнадцать дней. За это время ты получил зарплату плюс комиссионные. Прошло еще две недели. За это время ты снова получил зарплату плюс комиссионные. Теперь отправимся в будущее еще дальше, точнее, еще на пять месяцев вперед — то есть в тот день, который наступит через шесть месяцев. А сейчас давай совершим большой прыжок во времени. С
сегодняшнего дня прошло два года — двадцать четыре месяца. Представь себе это отчетливо. Вообрази, что прошло целых два года.
Взгляни назад. Что ты видишь?”
Он тихо сидел с закрытыми глазами примерно полминуты. “Ну,
во-первых, я держался подальше от этой чертовой биржи. Я купил облигации и перестал гнаться за крупной добычей. Я высказал мнение, что он получил хороший, хотя и недешевый урок. Затем мы поболтали о других вещах, и к том моменту, когда ему пора было уходить, стало ясно, что его настроение существенно улучшилось.
Когда мы увиделись через несколько дней, он был таким же, как прежде. Это мысленное путешествие расставило все на свои места сказал он мне.
Когда я расстраиваюсь по какому-нибудь поводу (например, из- за вмятины на крыле новой машины или не дошедшего важного письма, или из-за того, что университетский комитет отказался предоставить грант на исследования или что издатель отверг мою рукопись, я всегда представляю себе, что смотрю на случившееся с расстояния в шесть месяцев, из будущего. Иногда я сразу же понимаю, что через несколько месяцев (а может быть, и через несколько дней) это происшествие не будет иметь практически никакого значения для меня. От этого я немедленно чувствую облегчение. Я говорю себе Не повезло и продолжаю заниматься своими делами.
В своем воображении мы можем перемещаться как вперед, таки назад во времени. Часто, возвращаясь в прошлое и представляя себе, что мы что-то сделали по-другому, мы приходим к важным для себя открытиями вырабатываем более конструктивное отношение к случившемуся. Приведу еще один пример из собственной жизни. Несколько месяцев назад, давая интервью, я рассказывало важных событиях и встречах, сыгравших решающую роль в моем профессиональном развитии. Отвечая на вопросы, я сказал, что,
оглядываясь назад, я жалею о том, что провел три с половиной года в Филадельфии и что если бы тогда я знал то, что знаю сейчас, тоне переехал бы туда. Мое пребывание в Филадельфии было неприятным по многим причинами я считал время, проведенное, там,
потраченным впустую. Услышав об этом, один из моих коллег предложил мне совершить путешествие во времени. Я согласился и, по его совету, представил себе, что сейчас 1967 год и что вместо того, чтобы согласиться на работу в Филадельфии, я отправился в другое место
Я отказался от своего билета и остался в Калифорнии, причем походу дела в моем воображении произошли некоторые приятные события. Затем я представил себе, что оказался в середине года, не проведя трех с половиной лет в Филадельфии. В своем воображении я чувствовал счастье и облегчение оттого, что со мной не случились все те неприятности, которые на самом деле произошли вовремя моего пребывания в Филадельфии. Я воображал, что как с личной, таки с профессиональной точки зрения, в Калифорнии мне жилось намного лучше. Затем я переместился в год, и постепенно, продвигаясь каждый раз на два года вперед,
добрался до семьдесят восьмого.
Подходя все ближе к настоящему времени, я понял две важные вещи. Во-первых, я вдруг осознал, что если бы не пережил определенных плохих событий в прошлом, тоне смог бы по-настояще- му оценить некоторых составляющих своей сегодняшней жизни.
(Например, если вы привыкли к первоклассной кухне, то любой прекрасный обед был бы для вас всего лишь еще одним обедом”,
тогда как если вы начали с бутербродов с сыром и постепенно перешли к деликатесам, вы научились по достоинству оценивать хорошую кухню и быть по-настоящему благодарным за вкусную еду).
Во-вторых, я понял, что семена некоторых важных открытий и отношений с дорогими мне сегодня друзьями были посеяны тогда, в Филадельфии, и, вычеркнув из своей жизни эти три с половиной года, я никогда не приобрел бы чего-то очень важного для меня. Непосредственными непреходящим результатом моего путешествия во времени оказалось то, что я перестал сожалеть она- прасно потраченных годах, проведенных в Филадельфии.
Недавно я использовал путешествие во времени при работе с клиенткой, которая изводила себя мыслью о том, что она вышла замуж не за того человека. Четыре года назад она сочеталась браком с мужчиной, с которым встречалась девять месяцев. До этого она была два года помолвлена с другим, но расторгла помолвку из- за того, что родителям не нравился ее избранники еще из-за того,
что он постоянно откладывал свадьбу. За две недели до того, как она вышла замуж, к ней пришел ее прежний женихи предложил руку и сердце. Когда она отказалась, он сказал Ты делаешь большую ошибку Несмотря на то, что ее замужество было удачными у нее был трехлетний ребенок, которого они с мужем обожали, ее не оставляла мысль о том, что она совершила ужасную ошибку и вышла замуж не за того. Я все время об этом думаю и не знаю
что мне делать Я предложил ей мысленно вернуться в прошлое.
Когда она расслабилась, я попросил ее представить себе, что она согласилась выйти замуж за своего бывшего жениха. По моей просьбе она очень ярко описала свою жизнь с ним. Я попросил ее представить себе, как она с ним спит, занимается любовью, просыпается, ходит в гости итак далее. Особое внимание я уделил сценам, в которых участвовали ее родители, и тому, как повлияло бы на ее совместную жизнь их молчаливое неодобрение. Затем она сама стала направлять свое воображение. Она представила себе, что у них родился ребенок, и то, каким отцом стал бы ее избранник.
Она представляла, как занимается хозяйством, семейным бюджетом, как отдыхает и т.п. Выполнив это упражнение, она сказала:
“Мне становится так плохо — нет, лучше сказать скучно, — когда я думаю о том, как жила бы с этим человеком. Уже после единственного путешествия во времени женщину перестали беспокоить мысли, что, выйдя замуж, она совершила ошибку. (Некоторые могут сказать, что она пыталась просто перехитрить сама себя, желая доказать себе, что не сделала неправильного выбора. Может быть,
и так, но ведь это помогло ей за тридцать минут избавиться от мыслей, мучивших ее четыре года!)
Путешествия во времени весьма эффективно помогают “залаты- вать” разбитые сердца, как станет ясно из следующего примера.
Разбитые сердца
Из своей клинической практики я знаю, что проблемой, достаточно легко поддающейся решению при помощи путешествий во времени, является проблема разбитых сердец. Когда любимый человек уходит к другому, когда роман подходит к концу, человек обычно тяжело страдает. Мало ситуаций заставляют людей так тщательно пересматривать свое отношение к себе, как разрыв с любимым или любимой. Человек ставит под сомнение практически все. Отвергнутый влюбленный страдает оттого, что сомневается в себе самом. Может, я глупый Может, я некрасивый Или я ничего не смыслю в сексе Может быть, окружающие просто терпят меня Заслуживаю ли я того, чтобы любить и быть любимым?
Эти вопросы порождают цепную реакцию. Тот, чья любовь оказалась невостребованной, обычно считает того, кто его отверг,
бесценным. Внезапно оказывается, что у него или у нее были только положительные качества. Этот человек — принц или принцесса, только он один во всем мире может дать нам счастье и сделать осмысленной нашу жизнь. Возникает неотложная потребность вернуть его или ее.
Для того чтобы разрушить эту потребность, я предлагаю несчастному влюбленному перенестись в будущее и представить себе, что он занимается всяким приятными делами. Например, я говорю:
“Давайте отправимся в будущее. Представьте, как Вы переживаете сегодняшний и завтрашний день. Да, Вы можете сидеть и плакать, страдать и есть себя поедом, надеться на возвращение возлюбленного и молить Бога, чтобы он вернул Вам его. Можете продолжать чувствовать себя несчастными одиноким. Но вместо этого представьте себе, что отправляетесь на природу, рисовать. Представьте себе это максимально ярко. Вы на зеленом лугу. Принимаетесь делать набросок или рисовать картину. Когда изображение начинает принимать форму, к Вам постепенно приходит чувство удовлетворения. Вы решаете снова заняться игрой на фортепиано.
Теперь представьте себе, что Выиграете и с радостью замечаете, что
Ваши пальцы чувствуют себя все свободнее”.
Чем более подавлен и печален человек, тем больше сцен следует ему представить себе вовремя сеанса психотерапии. Задача состоит в том, чтобы найти что-то, что он воспримет как приятное или потенциально приятное и приносящее удовлетворение. Недавно я столкнулся с молодым человеком, которого очень трудно было вдохновить. Чтобы я ни предлагал, все вызывало него слезы. Все заставляло его думать о том, что его девушка Мелани больше не рядом ион не может делить с ней радости жизни. Наконец, мы обнаружили занятие, которое ему нравилось — им оказалась верховая езда — и которое не было связано с Мелани. Я попросил его представить себе, как он едет на лошади, наслаждается своим мастерством, чувствует приятный ветерок. Это до некоторой степени помогло — он перестал плакать и погрузился в образ. Главное,
он согласился уже наследующий день поездить верхом. (В скобках замечу, что история быстро получила благополучное завершение. В школе верховой езды он познакомился с девушкой, которую вскоре нашел намного более привлекательной, чем Мелани).
Когда человек смотрит на неудачный романс расстояния в шесть месяцев, ему чаще всего становится ясно, что свет не сошелся
*Прежде чем предложить конкретное занятие, психотерапевт должен выяснить,
что доставляло клиенту наибольшее удовольствие в прошлом
клином на его избраннике или избраннице ив нашем перенаселенном мире еще есть, из кого выбирать. Если смотреть на вещи с клинической точки зрения, могу сказать, что, по моим наблюдениям, как только нам удается заставить впавшего в уныние человека признать, что он может получать удовольствие от какого-либо занятия, у нас появляется прекрасная возможность помочь ему выйти из депрессии. Когда же человек позволяет себе пережить удовольствие, прогноз обычно бывает прекрасным. Путешествие во времени достигает своей цели, потому что дает человеку возможность серьезно подумать о том, как сделать свою жизнь радостной,
творческой и интересной. Многие автоматически отказываются от всего, что может пролить солнечный свет на их жизнь. Погруженные в тоску, они забывают, что есть много дел, которые могут помочь им встряхнуться. Путешествие во времени заставляет их снова вспомнить о хорошем и перестать носиться со своей тоской и печалью.
Путешествие во времени может использоваться для борьбы с чувством собственной ненужности в самых разных его проявлениях. Ощущение своей ненужности, поражения и другие негативные эмоции усиливаются, если мы застреваем в прошлом, сосредоточиваемся на том, чего больше нет, на наших разбитых надеждах и на том, что могло бы быть, если бы мы в нужный момент совершили нужный поступок. Если же мы отправляемся в будущее,
осознавая, что сами играем важную роль в его построении, наше настроение меняется и мы приходим в состояние радостного ожидания. Отправляясь в будущее, нужно тщательно планировать,
какие позитивные шаги мы будем предпринимать день за днем,
неделю за неделей. В общем-то, путешествие в будущее — это программирование собственной жизни. Как только нас посещают дурные и мрачные мысли, надо сознательно гнать их прочь. Иногда необходимо сказать себе СТОП Я отказываюсь думать об этом!”
и обратиться к позитивным образам.
Путешествие во времени позволяет человеку пережить настоящее, когда происходящее по какой-либо причине не доставляет ему радости. Так, когда один из моих студентов натри месяца слег с ревматической лихорадкой, я помог ему пережить кризис при помощи путешествий во времени. Молодой человек был в отчаянии,
ведь у него пропадал целый семестра он надеялся заняться своей диссертацией как раз перед тем, как заболеть. Мыс ним переместились в будущее, для начала на шесть месяцев. К тому времени
как болезнь останется в прошлом, он будет рад, что позаботился о своем здоровье и не встал с постели раньше времени, и, кроме того, через шесть месяцев он уже почти наверстает упущенное в работе над диссертацией. Затем мы отправились на пять лет вперед,
чтобы он, оглянувшись назад, смог осознать, что в будущем для него практически не будет иметь значения, закончил он обучение в этом году или даже на два года позже. Также как ив случаях с применением другим методов образотерапии, когда мы представляем себе события, ожидающие нас впереди, вероятность положительного результата автоматически возрастает. Путешествие во времени это возможность превратить знание понаслышке в знание,
приобретенное на собственном опыте.
Образы владения мастерством
Теория приобретенной беспомощности, предложенная Мартином Селигманом из Университета штата Пенсильвания, может дать объяснение некоторым видам депрессии. Неуверенные в себе,
застенчивые и замкнутые люди, оказавшись в обстановке враждебности и неприятия, приобретают твердое убеждение в том, что все, что они делают, бесполезно, так зачем же стараться что-то изменить События, ведущие к возникновению депрессии, развиваются следующим образом 1) сначала, при попытке достичь желанной цели, у человека возникает сильная фрустрация 2) человеку кажется, что от предпринимаемых усилий нет никакого толку) появляется чувство беспомощности, только усиливающееся от дальнейшей фрустрации 4) подтверждается убежденность в том,
что поступки этого человека не получат положительного подкрепления) из-за этого уменьшается количество попыток, направленных на улучшение своего положения 6) возникает общее ощущение беспомощности 7) в конечном итоге развиваются депрессия и меланхолия.
Доктор Селигман говорит, что психотерапевтическое воздействие должно продемонстрировать такому человеку, что он или она сами в значительной степени управляют своей жизнью и необходимо учиться развивать свои умения и навыки. Я обнаружил, что образы мастерства — ключ к развитию многих навыков, которые все вместе превращают человека в способного. Консультируя человека, поведение которого подходит под описание приобретенной
беспомощности, вылившейся в тоску или депрессию, я начинаю с поисков какого-то дела, которое он умеет делать хорошо, но, тем не менее, старается не делать. Я убежден, что любой умеет что-то делать очень хорошо — будь то вышивание, рисование фигур по проставленным на бумаге цифрам, расстановка мебели в помещении, починка кранов, мытье машин, колка дров, сложение чисел, запоминание песен или любое другое дело. Я предлагаю человеку расслабиться, а затем прошу его представить себе, что он делает тов чем он мастер. Мы представляем сцену в живых подробностях, вместе с чувством владения мастерством, сопровождающим хорошо сделанное дело.
В ответ на такие небольшие победы многие говорят Ну, и что?”
Они утверждают для того чтобы реализовать себя в жизни, необходимо уметь намного больше, чем поджарить яйцо или отполировать медную вазу. В таких случаях я цитирую Бенджамина Франк- лина, сказавшего Человеческое благоденствие порождается небольшими удачами, которые случаются редко, а маленькими успехами, которых мы достигаем каждый день. В образах мы концентрируемся как раз на этих маленьких успехах. Человеко котором напечатали крошечную заметку в местной газете, не должен радоваться меньше, чем ядерный физик, чья математическая формула была опубликована в престижном журнале. Конечно, нет ничего проще, чем принизить любое достижение, сравнив его с величайшими открытиями, сделанными за всю историю человечества. Физик, считающий, что только Нобелевская премия может сделать его счастливым, скорее всего окажется жертвой постоянной фрустрации, которая может привести к беспомощности и депрессии. Авраам Линкольн сказал Большинство людей счастливы ровно настолько, насколько они согласны быть счастливыми”.
Поставить точку в этом обсуждении может помочь описание случая, в котором образы владения мастерством помогли преодолеть глубокую депрессию. Пятидесятичетырехлетняя женщина пережила инсульт, после которого у нее появились проблемы с движением.
Левая сторона тела ослабла, и при ходьбе женщина приволакивала левую ногу. До инсульта она много занималась гольфом и лыжами. Она была прекрасной спортсменкой, получала удовольствие от занятий спортом, и многие восхищались ее способностями и ловкостью. Теперь же она не могла больше тренироваться и стала апатичной, недовольной жизнью и несчастной
Муж убедил ее обратиться ко мне, иона согласилась. Он сказал ей У тебя в жизни не осталось радости. И действительно,
она была глубоко несчастной и заявляла, что, будь у нее мужество покончить с собой, она сделала бы это. Я подумал, что ей требуются антидепрессанты, и порекомендовал ей обратиться к моему коллеге-психиатру, который выпишет необходимое лекарство. Она отказалась испросила Нельзя ли сделать что-нибудь еще и обойтись без таблеток?”
Я решил посмотреть, как она отреагирует на терапию с использованием образов владения мастерством. В поисках дела, которое она могла делать очень хорошо, кроме гольфа и лыжного спорта,
мы, в конце концов, набрели на праздничный торт, который она пекла по особому рецепту. Я предложил ей ярко и подробно представить себе, как она печет этот торт, готовясь к приему гостей.
Кульминационным моментом стал образ, в котором гости превозносили ее кулинарные способности, в особенности торт. Но это несравнимо с победой в игре в гольф — сопротивлялась она. Я
объяснил, что нужно не сравнивать, а полностью сконцентрироваться на удовольствии, получаемом от любого хорошо сделанного дела, в ее случае — от приготовления восхитительного торта.
Были и другие вещи, которые она отлично умела делать. Она прекрасно играла в несколько карточных игр — от канасты до покера умела не только печь дивный торт, но и вообще превосходно готовила кроме того, в юности она была хорошим фотографом- любителем. Поэтому я предлагал ей в своем воображении увидеть,
как она справляется со всеми этими делами, не сравнивая их с гольфом и лыжами. Она должна была представлять себе, как использует свои умения одно за другим как больше узнает о покере, как приятно волнуется, делая ставку, как выигрывает джекпот. Потом она представляла, как готовит изысканный ужин и угощает им гостей. Когда она представляла себе все эти занятия, я просил ее всегда обращать особое внимание на испытываемое ощущение владения мастерством.
Образы владения мастерством сделали в этом случае два дела.
Во-первых, в то время как она сосредоточивалась на своих умениях, чувство тоски и подавленности постепенно уходило. Во-вторых,
она одновременно осуществляла мысленную тренировку (см. главу, поэтому я не удивился, когда она сообщила мне, что снова занялась фотографией и начала копить деньги, чтобы купить оборудование и соорудить фотолабораторию у себя в подвале. Это еще
один пример того, что депрессия может усугубляться, когда человек концентрируется на утраченном, вместо того чтобы оценить свои способности и найти пути их применения. Редко бывает полезным просто сказать человеку, что ему нет смысла погружаться в жалость к себе и страдание. Когда же мы используем образы, часто происходят важные изменения.
Умение переживать всю полноту удовольствия от выполнения простой задачи — это умение, которое стоит у себя выработать.
Достижение скромных целей в своем воображении, а затем реальное их достижение — один из лучших антидепрессантов. У этого
“лекарства” есть много благоприятных побочных эффектов, о которых мы поговорим в следующей главе

107 9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ
ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ
РАССТРОЙСТВ
В практике некоторых целителей используются образы, наполненные религиозными мистическим содержанием. Так, религиозные целители используют образ рука об руку с Христом, чтобы усилить уверенность в себе и достичь каких-то духовных целей.
Некоторые верят в магические жидкости и предлагают клиентам представлять себе, что они пользуются такими веществами. Европейские доктора, использующие в своей работе образы, предпочитают давать волю воображению и интроспекции пациента, вместо того чтобы направлять и контролировать происходящее, предлагая представлять себе совершенно определенные образы. Такой подход часто используют для того, чтобы разобраться в символах, якобы скрывающихся за образами, возникающими в голове пациента. В
особенности это касается психоаналитиков, интерпретирующих каждый образ через сексуальное влечение, фаллические символы,
фантазии, связанные с рождением, страх кастрации, замещение,
сопротивление и т.д. Кроме отчетов описательного характера, нет больше никаких данных, свидетельствующих о том, что такое использование образов дает предсказуемые и надежные результаты. С
другой стороны, входе нескольких исследований была выявлена причинно-следственная зависимость между использованием техник образотерапии, описанных в этой книге, и достижением именно таких результатов.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом