Главная страница
qrcode

Морской петух на вселенской карте Апокалипсиса из Жироны. Музей Жиронского собора


НазваниеМорской петух на вселенской карте Апокалипсиса из Жироны. Музей Жиронского собора
Анкорmonster pre.pdf
Дата04.11.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmonster_pre.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#46048
Каталогmash_abrash

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: 31:08.pptx.pptx, prochital-pereskaji-instruction.pdf, Technical_ceramics_from_the_workshop_of_alchemist_jeweler_and_gl и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы

25
Рис. 4
Морской петух на вселенской карте Апокалипсиса из Жироны. Музей Жиронского собора.
Первые средневековые карты с морскими чудовищами
Беатовы Самые ранние из сохранившихся средневековых карт мира, датируются VIII–X веками. В большинстве своём это простые и схематичные «т-О карты *
, названные так потому, что Средиземное море, реки нил и танаис (Дон)
*
В отечественной литературе встречается также термин схема т».
образуют на них подобие буквы т, отделяя друг от друга Европу, Африку и Азию внутри
О-образного кольца океана
23
Карты этого типа иллюстрируют списки рукописей Исидора «De natura rerum и
Etymologies» О природе вещей, Беды Достопочтенного (О природе вещей) и «De ratione computandi» (О расчё- тах разума, труда, ошибочно ему приписываемого, Саллюстия «Югуртинская война и
Лукана О гражданской войне (Фарсалия). Карты того же времени из списков Комментария ко Сну Сципиона“» Макробия крупнее и географически несколько более детализиро-
Рис. 5
Человек, возможно, Иона, внутри большого морского чудовища на вселенской карте Апокалипсиса из Жироны. Музей Жиронского собора.

ваны, однако почти ни одна из них не содержит изображений морских чудовищ. Размер большинства этих карт просто не оставляет места для чудищ, но ив случае более крупных карт, где свободное место, казалось бы, имеется, оно остаётся пустым – видимо, изображение чудищ на картах тогда ещё не стало частью традиции. так как вселенские карты типа «T-o» – это самые многочисленные из средневековых карт, можно заключить, что в большинстве своём средневековые карты не содержат изображений морских чудовищ.
Существует группа карт значительно большего размера, более подробных и богаче украшенных, составленных в период между и XIII веками, на которых изображены многочисленные морские обитатели и морские чудовища. Речь идёт о вселенских картах, служащих иллюстрациями толкования на Апокалипсис, принадлежащего перу монаха и богослова Беата Лиебанского
25
. Это произведение, известное в нескольких рукописных списках, включает карту, иллюстрирующую миссионерские путешествия и евангельскую проповедь апостолов в обитаемом мире. За картой следует список частей света, которые посетил каждый из них. А на некоторых картах апостольский путь прослежен и графически миниатюрная голова каждого апостола указывает места его проповеди. Все сохранившиеся карты списков занимают полный развороти ориентированы на восток. В верхней части находится Эдемский сад, символически представленный либо четырьмя райскими реками, либо изображением Адама, Евы и змия. на этих картах художественно отображены горы, реки, а порою и города рис. Они примечательны обилием морских чудовищ, в особенности по контрасту с совершенным отсутствием сухопутных животных. В названную группу входит 17 карт. натр х из них ни рыб, ни морских чудовищ мы не обнаруживаем, нона всех других в омывающем сушу всеобъятном океане плавают по меньшей мере рыбы, а натр х картах мы видим и более экзотических морских обитателей. на карте из рукописного списка Беатова толкования на Апокалипсис, который находится в Жироне (Испания) и датируется 975 годом, в северной части всеобъятного океана на рис. 3 слева, изображены как корабли, таки морские существа. В остальной части океана кораблей нет, тогда как морских обитателей множество. Четырёх из них можно скорее отнести к чудищам, нежели к рыбам. Правее то есть южнее) помещено гибридное земноводное существо с собачьей головой и туловищем рыбы, по-видимому, представляющее собой
canis marinus, или морскую собаку, а наверху слева (то есть на северо-востоке) мы ясно видим гибридного морского петуха рис. 4)

28
. Оба животных принадлежат к числу гибридных существо которых шла речь в предисловии.
В правом верхнем (юго-восточном) углу карты можно видеть рыбу с зазубринами на хребте. Это serra, или рыба-пила, традиционное морское чудище, упомянутое как Исидором, таки другими авторами, которое, как считалось, могло распилить днище корабля, проплыв под ним. В нижней (то есть западной) части карты виден человек, находящийся внутри гигантского морского чудовища. Это некто иной, как Иона (рис. 5), по промыслу Божьему проглоченный китом и проведший в его чреве три дня, пока на море бушевала буря. то, что этим человеком является именно Иона, подтверждает его жестикуляция рука, поднесённая корту, символизирует речь. тем самым художник показывает, что Иона молится Господу, находясь в китовом чреве (Иона 2:1–9). Обращаясь к образу Ионы, художники Средних веков практически всегда изображали его в пасти, а не во чреве кита, поэтому рисунок этот необычен. Существуют, правда, две византийские псалтири IX века, где Иона изображён внутри чудовища. Это значит, что у образа Ионы на Жиронской вселенской карте имеются предшественники. Однако неясно, каким образом художник из Жироны мог подпасть под влияние византийской иконографической традиции. так что Иона на Жиронской вселенской карте остаётся в некотором роде загадкой. Список толкования на Апокалипсис, ныне находящийся в Манчестере, был создан около 1175 года. Здесь, как и на Жиронской карте, в северной части всеобъятного океана изображены и корабли, и морские обитатели. наличие кораблей отражает тот факт, что северные широты были лучше изучены и более пригодны для мореплавания. на юго-востоке всеобъятного океана, то есть в той его части, что находится на наибольшем удалении от Европы, изображения кораблей отсутствуют, зато здесь можно видеть примечательную группу морских чудищ рис. Художник изобразил поразительной длины сирену, которая рукой держит морского змея в хвост сирены вгрызается рыба, а рыбу эту пытается проглотить длинный морской змей с кошачьей головой. Эта группа чудищ занимает бóльшую часть южной стороны океана. такие цепочки из животных, поедающих друг друга, не редкость в изобразительном искусстве романского периода, но подобного изображения нет не только на других картах из списков Апокалипсиса, но и вообще ни на одной из известных мне средневековых карт. Это изображение служит свидетельством творческой свободы художника. Оно наглядно показывает, какие дикие нравы царят в даль-
Рис. 6
Сирена держит морского змея, в её хвост вгрызается рыба, которую, в свою очередь, поедает длинный морской змей. Вселенская карта из Манчестерского списка Толкования на Апокалипсис, приблизительно 1175 год. Манчестер, Библиотека Джона Риландса, Манчестерский университет
них пределах всеобъятного океана среди обитающих в нём чудовищ.
Карта в списке Апокалипсиса из Сан-
Андрес-де-Арройо датируется приблизительно годом, имеет округлую форму в противоположность закруглённым прямоугольникам Жиронской и Манчестерской карт. Кроме того, по сравнению с двумя другими она явно выполнена более искушён- ным мастером на ней изображено множество городов, горы изобретательно представлены грудами камней, а своей выразительной цветовой гаммой она отличается от всех других карт из списков Апокалипсиса. Земля на ней бордового цвета, а поверхность воды украшают белые полосы. Морские обитатели представлены главным образом рыбами с удлинёнными телами и морскими змеями, но есть и чудища. Две сирены одна на юго-вос- токе и другая на северо-востоке
32
– помещены рядом с кораблями. Жестикуляция их – как в танце – не оставляет сомнений, что они поют, соблазняя моряков на кораблях рис. 7), как соблазняли сирены Одиссея в Рис. 7
Сирена возле корабля в Южном океане на карте Апокалипсиса из Сан-Андрес-де-Арройо,
1248 год. Похожий на танец жест сирены, вероятно, показывает, что она завлекает моряков своим пением. Париж, Национальная библиотека Франции
поэме Гомера и как описывают их средневековые бестиарии
33
В западной части океана на карте из Сан-
Андрес-де-Арройо видна фигура человека под водой в схватке с двумя морскими змеями. Подобной сцены, очеловечивающей океан, мы не найдём ни на одной другой карте из списков толкования на Апокалипсис. также здесь различимы спрут, морская звезда и крупное ящероподобное существо, по всей видимости,
draco marinus, то есть морской дракон (рис. 8). Расположение морской звезды на карте совпадает стем, куда её помещали Фома из Кан- тимпре в своём трактате О природе вещей
(«De rerum natura», параграф 7.73) и Альбертус
Магнус в трактате О тварях («De animalibus», параграф 24.52), утверждавшие, что морская звезда – обитатель Западного океана. Карта из Сан-Андрес-де-Арройо была составлена в XIII веке, не ранее 1248 года, а значит, после того, как Фома завершил свою работу до 1240 года, и, возможно, после того, как это сделал Альбертус (до 1256 года или около того. Изображение морской звезды на карте – прак-
Рис. 8
Водяной дракон, Океан в образе человека в схватке с двумя морскими змеями и морская звезда на карте из Сан-Андрес-де-Арройо. 1248 год. Париж, Национальная библиотека Франции

32

33
тически несомненное свидетельство влияния Фомы из Кантимпре. В частности, звезда наделена улыбающимся человеческим лицом, что соответствует по крайней мере двум иллюстрированным спискам трудов Фомы – пражскому манускрипту середины XIV века и манускрипту начала XV века из Гренады. Это знаменательный пример воздействия, которое может оказать на содержание вселенской карты за- вершённый до этого энциклопедический труд. Добавим, что различия в изображении морских животных на этой карте и на двух описанных ранее свидетельствуют о желании художника творить по-новому, а непросто копировать животных из рукописи, взятой им за образец.
Вселенская картав Сен-Северском манускрипте (Париж, выполненном в конце
XI века, является самой географически подробной и наиболее часто воспроизводимой картой из всех списков толкования на Апокалипсис. на ней в омывающем сушу океане есть несколько кораблей и рыб, похожих одна на другую, однако морских чудищ там нет. Между тем в том же манускрипте имеется ещё один рисунок земной поверхности, на котором изображены как рыбы, таки морские чудища. Рисунок этот не уделяет внимание географическим деталям, но рассматривает мир в качестве подмостков, на которых разыгрываются события Священной истории. такое отношение к карте как к сцене для того или иного исторического эпизода характерно и для некоторых других средневековых вселенских карт рис. 9)

36
. В данном случае перед нами разворачивается апокалиптическая драма, описанная в книге Откровения Рис. 9
Мир как он предстаёт в Сен-Северском беатусе конца XI века – с рыбами, морским козлом и водяным львом вводах всеобъятного океана.
Рис. 10
Морской козёл и водяной лев из Сен-Северского беатуса. Париж, Национальная библиотека Франции
Иоанна Богослова (7:1-8)
37
. Здесь мы видим
«четырёх ангелов, стоящих на четырёх углах Земли, держащих четыре ветра Земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Ангел, восходящий от востока солнца, несёт печать Бога живого, чтобы положить её на челах рабов Бога нашего, изображённых в серединной части карты. Земля имеет подпись «terra», а океан вокруг подписан «mare», в нём плавают несколько крупных рыба слева на карте, то есть на севере, можно увидеть двух морских существ рис. 10). Один из них – явно гибридное чудище, с трудом поддающееся идентификации. Выглядит оно как leo marinus, или водяной лев с головой и передними лапами льва, нос рыбьим хвостом. У второго животного – тело рыбы, но козья голова. ни Плиний, ни Исидор такого существа не упоминает, нов античной и средневековой культуре подобное изображение хорошо известно это классический символ созвездия Козерога, которого изображали именно в виде козла с рыбьим хвостом
39
Причисление Козерога на этой карте к морским чудищам вызывает некоторое удивление, хотя, вероятно, выбор художника был обусловлен главным образом экзотичностью изображения животного, а не астрономической значимостью символизируемого им созвездия. Заметим, что козлоподобная рыба фигурирует также в росписи потолка средневековой церкви Святого Мартина в Циллисе Швейцария, о чём речь пойдёт ниже. Мы можем не сомневаться в том, что некая карта присутствовала в толковании на Апокалипсис уже в его оригинальной рукописи века в тексте имеется отсылка к карте, а новейшее исследование текста толкования доказывает, что фрагмент, содержащий эту отсылку, был в рукописи изначально. Присутствие морских животных на большинстве (за исключением трёх) вселенских карт из позднейших рукописных списков толкования, ив особенности их присутствие на двух картах, которые, как принято считать, с художественной точки зрения наиболее близки к изначальному оригиналу текста, позволяет нам с большой вероятностью предположить, что изображения морских обитателей присутствоволи и на карте оригинала. Это значит, что история морских чудищ на средневековых картах может по праву отсчитываться с VIII века
42
Морские существа на вселенских картах из списков толкования на Апокалипсис служат очевидной цели – помочь разделить сушу и море. Они также насыщают жизнью всеобъятный океан, делая край света визуально не менее интересным, чем материки намекая на необузданный характер далёких океанских просторов. Поскольку в той части текста Беата Лиебанского, иллюстрацией которого служит карта, не упоминаются ни сирены, ни другие морские чудища, при этом никакой закономерности или преемственности в изображении тех или иных чудищ на картах из различных списков обнаружить неуда т- ся, мы можем сделать вывод, что право выбора, каких именно существ изображать, всегда оставалось за создателями карт.
Да произведёт вода. Морские чудовища и Сотворение мира
Если вселенские карты Беатовых манускриптов иллюстрируют евангелизацию мира апостолами в ожидании Апокалипсиса, то византийская рукопись Восьмикнижия, то есть первых восьми книг Ветхого Завета, использует вселенскую карту для иллюстрации сотворения мира – в том числе морских чудовищ – согласно описанию в книге Бытия (Очевидно, в византийской культуре Восьми- книжие играло особую роль. В средневековой Европе были широко распространены рукописи Пятикнижия, то есть первых пяти книг Ветхого Завета, и ни одной богато иллюстрированной копии Восьмикнижия не сохранилось до наших дней. В тоже время до нас дошло не менее пяти византийских кодексов Восьми- книжия, составленных приблизительно между
1050 и 1300 годами
44
на вселенской карте одного из них рис. 11) мир представлен в виде прямоугольника суши, который с запада рассечён Средиземным морем и со всех сторон окружён всеобъятным океаном. Сушу с четырёх кра-
ёв обдувают четыре олицетворённых ветра. Карта эта удивительно схожа с картами из Рис. 11
Картина сотворения животных, в том числе и морских чудовищна вселенской карте XII века из византийского Восьмикнижия. Стамбул, Музей дворца Топкапы.
рукописных списков Христианской топографии, которую составил купец, а впоследствие монах Козьма
Индикоплевст, живший в VI веке. Как и подобает иллюстрации к семи дням творения, мир карты из Восьмикнижия полон жизни
46
на суше изображены лиса, баран, бык, лев, слон, медведь и газель, а вводах Средиземного моря и всеобъятного океана – несколько рыб, один угорь – и поморскому чудищу в каждом из углов карты. Чудища эти показаны с собачьей головой и рыбьим змееподобным хвостом. В двух списках Христианской топографии
Козьмы очень похожему существу дано название, или тюлень, нов других контек- стах оно же выступает как «
» (китос), что по-гречески означает морское чудовище. В средневековой литературе это существо наиболее часто встречается либо в изображениях созвездия Кита, либо в иллюстрациях библейской легенды о ките, проглотившем Иону
49
так как головы четырёх гибридных животных в углах карты из Восьмикнижия обращены внутрь, животные эти, по-видимому, являются стражами границ нашего мира. Первоначальный оригинал сохранившихся византийских иллюстрированных списков Вось- микнижия был выполнен в интервале между концом VI и началом XI века, из чего можно суверенностью заключить, что изображения морских чудовищна картах присущи византийской культуре сочень ранних пор. Обращаясь к теме творения, художники средневековой Европы нередко прибегали к образу мира, во многих случаях изображая его схематично, в виде простой карты типа
«т-О»
50
, но ничего, подобного рассмотренной иллюстрации из Восьмикнижия, где мирна карте был бы населён животными – сухопутными и морскими, мне на ум не приходит
51
Морские чудовища в гавани Бриндизи
В знаменитой библиотеке аббатства в городе
Санкт-Галлен, Швейцария, хранится интригующая карта, на которой среди прочего изображены и морские чудища. Карта приложена к рукописи Лукана «Фарсалия, или Поэма о гражданской войне. находится она на полях й страницы рукописи, изображает портовый город Бриндизи в Италии и служит иллюстрацией находящегося рядом фрагмента текста. В нём автор, описывая гавань, отмечает косу, выдающуюся в море, два мыса, защищающую гавань с обеих сторон, и острову входа вне (рис. Карту украшают несколько морских чудовищ. В левой протоке мы видим рыбу с собачьей головой, возможно, гибридную водяную собаку (или тюленя, и устремляющуюся к ней с протянутыми руками однохвостую сирену. В правой протоке изображены морская ящерица или дракона также четвероногий гибрид с головой свиньи и лапами не то льва, не то кошки, живущий, однако, вводе. Ещё одна однохвостая сирена указывает на острову входа в гавань. В этом фрагменте текста Лу-

37
кан никаких морских существ не упоминает. не играют они сколько-нибудь существанной роли и вообще в «Фарсалии»
54
. Мы не найдём их изображений ни на одной из трёх других карт Санкт-Галленского манускрипта – ни на замечательной карте со сценой сражения в прибрежном городе (который в электронном каталоге библиотеки назван Марселем, а на самом деле является всё тем же Бриндизи
55
), нив двух миниатюрных вселенских картах, находящихся в последующем тексте манускрипта. Следовательно, морским чудищам на первой карте Бриндизи мы обязаны движению души художника, который вольно или невольно сделал изображение водной стихии визуально более интересным, нежели просто топографические элементы карты, в которых, собственно говоря, и заключалось её предназначение.
Множеством текстов и многочисленными картами чудовища, как сухопутные, таки морские, определены куда-то на окраины нашего мира, но согласно карте гавани Бринди- зи, расположенной в центре Средиземноморья, экзотические существа обитают совсем недалеко от предполагаемых европейских пользователей карты, напоминая им о таинственности морской пучины, везде – вблизи или вдали.
Воображаемая карта с морскими чудовищами
Приблизительно в 1100 году Бодри де Бургей
(1046–1130), ставший впоследствии архиепископом Доль-де-Бретань на западе Франции, сочинил поэму, озаглавленную Графине Аде- ли («Adelae Commitissae»), в которой он описывает изысканное убранство воображаемых покоев, якобы принадлежащих Адели, графине де Блуа, дочери Вильгельма Завоевателя. Свою поэму Бодри написал по заказу самой графи-
Рис. 12
Карта гавани Бриндизи с изображениями морских чудовищ в манускрипте «Фарсалия» Лукана. Конец XI века. Санкт-Галлен, Библиотека аббатства Св. Галла
ни, которая намеревалась использовать её для обучения своих детей. Согласно поэме потолочная роспись покоев Адели имитирует ночное звёздное небо с планетами и созвездиями, стены украшены гобеленами, на которых вышиты исторические и мифологические сюжеты, а пол представляет собой мозаичную или же рисованную карту земли, на которой суша окружена водами океана
58
Бодри подробно описывает эту карту строки 719–948), уделяя особое внимание горами рекам, но едва упоминая города строка, возможно, потому, что историю человечества он затрагивал ранее, описывая гобелены. Он говорит, что на карте изображены различные животные и расы чудовищ вида самого причудливого, причём каждому подписано имя (строки 725, 806, 900). начиная своё описание со всеобъятного океана, он говорит об островах, китах (ballenas), кашалотах (cete) и всех прочих морских монстрах monstra
maris, строка 737). Все они изображены так живо, что кажется, будто стоит только протянуть руку – и вытащишь чудище из воды строка 740). Упоминает они чудовищную
Сциллу (Scylla), о которой впервые рассказал
Гомер в Одиссее и которая якобы пребывает в Средиземном море.
И покои Адели, и находящаяся в них карта – плод воображения поэта, но, похоже, рассказ базируется на какой-то действительно существовавшей карте. По меньшей мере, поэма даёт нам ясное и несомненное свидетельство того, как в представлении учёного мужа начала XII века могла или должна была выглядеть идеальная вселенская карта. Отсюда и упоминание китов с кашалотами, и настойчивое подчёркивание присутствия подписей под всеми изображениями. Последнее представляет особенный интерес, так как позволяет сделать предположение, что в XI веке существовали карты с подписями под изображениями морских чудовищ. А это, в свою очередь, ведёт к предположению о том, что картограф, составивший такую карту, опирался на какой-то учёный труд по зоологии – бести- арий либо энциклопедию. Следует также подчеркнуть, что воображаемая карта Бодри и её реальный прототип, если он вообще существовал, были значительно богаче населены морскими чудовищами, чем Эбсторфская и Хере- фордская карты, о которых речь пойдёт ниже. трудно устоять перед соблазном выдвинуть свою версию такое обилие морских чудовищна воображаемой карте Бодри связано с образовательной целью его поэмы, созданной для детей Адели.
Выставленные напоказ вселенские карты нередко служили символами могущества особ королевской крови иродовой аристократии
59
Можно счесть вполне уместным использование карты, подобной той, что описывает Бодри, для украшения покоев, владелица которых носит титул графини. С другой стороны, нам известно слишком мало примеров средневековых карт, выполненных по заказу женщин, поэтому карта Адели – пусть лишь только воображаемая представляет большой интерес как свидетельство внимания женщин Средних веков к картографии
Морские чудовища на потолке
Если Бодри де Бургей украшает пол в покоях графини воображаемой картой, то потолок церкви Святого Мартина в Циллисе (Швейцария) украшен настоящей вселенской картой. Прямоугольник потолка церкви, датируемой серединой XII века, состоит из 153 панелей, расписанных сценами из Библии и Жития святого Мартина. В четырёх углах прямоугольника расположились ангелы с двумя трубами. Изображения эти явно вдохновлены словами святого Иоанна о четырёх ангелах, стоящих на четырёх углах земли (Откр. 7:11). Вода вдоль четырёх сторон прямоугольника – это, несомненно, омывающий землю всеобъятный океан. таким образом, потолок, не являясь картой в современном смысле этого слова, подобно рассмотренной выше карте из Сен-Северского беатуса, отображает мир как сцену, на которой разыгрываются эпизоды Священной истории. Всеобъятный океан на потолке Циллис- ской церкви полон морскими чудищами, среди Рис. 13
Водяной бык-единорог с потолочной росписи в церкви Св. Мартина в Циллисе.
XII век. Швейцария.
Рис. 14
Водяной слон с потолочной росписи церкви Св. Мартина в Циллисе. Возможно, так художник представлял себе моржа. XII век. Швейцария
которых сирены и многочисленные гибриды полурыба-полуволк, рыбокозёл, рыбопетух, олень-рыба, лев-рыба, рыбоконь, слон-рыба итак далее рис. 13 и 14). такое многообразие отражает упомянутую выше средневековую теорию, согласно которой каждому наземному существу соответствует его морское подобие. При этом морские чудища ясно показывают, что края обитаемого мира полны экзотических чудес и опасностей. Эту же мысль передаёт череда человекоподобных монстров на крайнем юге Африки на вселенской карте из псалтири
XII века, фрагмент карты из герцогства Корну- олл (около 1260–1285), Эбсторфская (XIII веки Херефордская (около 1290–1310) карты мира и вселенская карта, иллюстрирующая рукопись
Ранульфа Хигдена «Polychronicon»
64
(XIV век. Изображения чудовищна потолке церкви в
Циллисе, возможно, показывают разнообразие и полноту творения Господня
65
Потолочная вселенская картав церкви Святого Мартина – не единственная в своём роде. Существуют другие карты в церквах, например, фреска середины XII века (ныне изрядно потускневшая) в церкви Сан-Педро-де-
Рокас в Оренсе, Испания, копирующая карту
Беата Лиебанского
66
. Сохранились фрагменты мозаики XII века из церкви Сан-Сальваторе в турине (теперь перенесённые в палаццо Ма- дама в том же городе, изображавшей колесо Фортуны в сочетании со вселенской картой. Существовавшая некогда огромная фреска – картав церкви Святого Силуана в Шаливуа-
Милон (Центральная Франция, да и Хе- рефордская карта мира XIII века, вероятно, занявшая место на стене внутри Херефордско- го кафедрального собора вскоре после своего создания, – примеры подобных карт.
Заманчиво предположить, что во всех этих случаях карты рассматривали и как ценный исторический памятники как своеобразную Книгу природы (согласно идее познания невидимой Божественной сущности в её видимых проявлениях, но развивать далее подобное обобщение за недостатком сведений было бы затруднительно
72
Гигантские морские чудовища на двух миниатюрных вселенских картах теперь от карт, украшающих архитектурные сооружения, вернёмся к картам в манускриптах. Марку туллию Цицерону, древнеримскому философу, государственному деятелю и оратору, принадлежит вымышленное описание сна военачальника Сципиона Эмилиана.
Сципион якобы во сне перенёсся на небо и оттуда, с высоты, увидел землю во всём разнообразии её климатических зон – от холода на полюсах до жары на экваторе. Приблизительно в 400 году Феодосий Макробий написал Комментарий ко Сну Сципиона», и во множестве средневековых списков этого труда стали появляться вселенские карты с обозначениями климатических зон. Однако мне известна лишь одна из Макробиевых карт, где изобра-

перейти в каталог файлов


связь с админом