Главная страница
qrcode

Источниковедение истории южных и западных славя... Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова исторический факультет московский государственный университет


НазваниеМосковский государственный университет имени м. В. Ломоносова исторический факультет московский государственный университет
АнкорИсточниковедение истории южных и западных славя.
Дата01.02.2017
Формат файлаdoc
Имя файлаIstochnikovedenie_istorii_yuzhnykh_i_zapadnykh_slavya.doc
ТипДокументы
#26777
страница1 из 21
Каталогkuchmed1975

С этим файлом связано 89 файл(ов). Среди них: Droyzen_I_-_Istoria_ellinizma_t_3.pdf, Istoria_SShA_T.pdf, Krom_M_Istoricheskaya_antro.pdf, De_Libera_A_-_Srednevekovoe_myshlenie_Historia.pdf, Ксенофонт.Греческая история.doc, Kassiy_Dion_Kokkeyan_-_Rimskaya_istoria_Knigi.pdf и ещё 79 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

ТРУДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ

7

INSTRUMENTA STUDIORUM

3

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

ИСТОРИИ

ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ

СЛАВЯН

ФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

1999

ТРУДЫ

ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

МГУ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


ТРУДЫ

ИСТОРИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

МГУ

Под редакцией С.П. Карпова [7]

СЕРИЯ III

INSTRUMENTA STUDIORUM ( 3 )

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

ИСТОРИИ

ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН

ФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Ответственный редактор Л.П. Лаптева











МОСКВА 1999



ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1999

6 Введение ___

Кандидат исторических наук доцент Е.С. Макова - источники по истории южнославянских народов до конца XVIII в.;

Доктор исторических наук профессор Л.В. Горина и кандидат исторических наук доцент Д.И. Полывянный - источники по истории Болгарии до конца XVIII в.

Научно-техническая работа над изданием проведена коллективом сотрудников кафедры под руководством З.С. Ненашевой в составе И.Г. Мороз и М.Н. Рацеевой. Особая благодарность за помощь в подго­товке рукописи к печати кафедра выражает М.А. Корзо.

Источники о древних славянах

Древним периодом истории славян называется время их расселе­ния в Европе до X в., когда у них господствовал родовой строй и появи­лись первые предпосылки образования государства. В это время славяне не имели своей письменности, и сведения о них дошли до нас от соседних народов: византийцев, западных писателей и писателей Востока (арабов).

Данные, содержащиеся в письменных памятниках с I пo VII в., свидетельствуют о географии расселения славянских племен, о соприкос­новении их с другими племенами Восточной Европы, о столкновениях славян с Восточно-Римской империей, о внутреннем строе древних сла­вян, их общественной организации, хозяйстве, военном деле, религии, нравах и обычаях.

Первые известия о славянах имеются у древних авторов. Са­мый ранний из них - Гай Плиний Секунд (старший), римлянин, родив­шийся в 23 или 24 г. н.э. и погибший в 79 г. при наблюдении за извер­жением Везувия. Он был военным деятелем, но досуг свой посвящал литературе, в частности написал энциклопедическое произведение «Есте­ственная история в 37 книгах». В ее географической части, где описаны Германия и Галлия, Плиний упоминает о славянах, называя их венедами, и указывает, что они обитали на восток от границ расселения древних германцев до реки Вислы.

Римский историк Публий Корнелий Тацит родился в конце 50-х гг. I в. н.э. (дата смерти неизвестна). Он занимал важные должности. Сохрани­лось несколько его произведений - «Анналы» и некоторые другие. В сочи­нении «О происхождении и местах обитания германцев» («Германия») Тацит также упоминает о славянах-венедах как о соседях германцев.

Великий греческий астроном и географ Клавдий Птолемей, живший в Александрии в первой половине II в. н.э., занимался в основном астрономи­ей и математикой, но создал также «Географическое руководство». В нем описаны различные части Европы. Упоминая о Сарматии, Птолемей отмеча­ет, что ее занимают весьма многочисленные народы - венеды.

Более подробные сведения о славянах появляются позднее. Они содержатся, например, в одном из крупнейших произведений эпохи ран­него средневековья - «Гётике» Иордана. Автор представил картину пе­реселения народов в IV - VI вв. и привел сведения из истории Северного Причерноморья, свидетельства о древних славянах на Висле, Днепре, Днестре и Дунае. «Гётика» написана на латинском языке (с грамматиче­скими ошибками). Сведения о славянах в ней скудны, но в своем роде

Источники о древних славянах

Источники о древних славянах


уникальны, поэтому представляют большой интерес. Иордан говорит о склавинах и антах, описывает их столкновения с готами.

Более основательно писали о славянах византийские авторы. Их сочинения делятся на три группы: монографические исторические сочи­нения, хроники, церковные истории. Первая группа - монографические сочинения- характеризует определенные периоды, прожитые самими авторами или изложенные по показаниям очевидцев. Эти произведения содержат много подробностей, уделяют основное внимание деятельности отдельных лиц, чтобы представить образцы сочинений для будущих по­колений. Мало внимания обращено на хронологическую сторону собы­тий - ее или нет совсем, или она не точна. Для исторических монографий византийцев характерны классический греческий язык и использование античной терминологии, которая в Византии уже не употреблялась. Об­разцом для них были древнегреческие историки - Геродот, Фукидид, Ксенофонт и др., сформулировавшие теоретические принципы описания истории. Согласно этим принципам, историк должен писать о том, что пережил сам, или о том, что могут подтвердить очевидцы событий. Он должен заботиться о правдивости и беспристрастности изложения и ис­кать причинную связь исторических явлений.

Наиболее ранним византийским автором такого направления был Приск (ок. 410 - 475). В его сочинении «История» имеются косвенные сведения о славянах. Славяне в этом сочинении прямо не названы, но сообщение Приска о посольстве к Атилле содержит данные о более ран­них сроках проникновения славян на Балканы, чем это засвидетельство­вано Прокопием, о котором и пойдет речь ниже.

Историк Прокопий Кесарийский родился в г. Кесарии (Палести­на) и жил с 490 до приблизительно 562 г. Получив риторическое и юри­дическое образование, он в 527 г. стал советником полководца Велиса-рия. Вместе с ним Прокопий участвовал в походах против персов на Вос­токе, против вандалов в Африке и против готов в Италии. Эти походы он описал. Всего перу Прокопия принадлежат три произведения. Первое из них - «Книга о войнах» в трех частях: «Персидская война», «Вандальская война» и «Готская война» (последнее известно также под названиями «История войны с готами» и «Война с готами»). В этих книгах освеща­ются события 502 - 552 гг. Подобно Геродоту и Фукидиду, которым он подражает, Прокопий описывает не только сами походы, но и сообщает сведения географического и этнографического характера о различных этникумах, с которыми контактировалась Византия, в том числе и о сла­вянских народах - венедах и антах. Главной фигурой сочинения Проко­пия является Велисарий. По поводу социальной ориентации Прокопия есть разные мнения. Одни ученые считают, что он был сторонником и

представителем сенатской аристократии, другие полагают, что Прокопий выражал интересы крупных землевладельцев, хотя сам всю жизнь оста­вался чиновником.

Свое отрицательное отношение к царствовавшему в его время им­ператору Юстиниану и его супруге Феодоре (но не к императорству как к институции!) Прокопий выразил во втором своем сочинении под назва­нием «Анекдота», что означает «Неизданные произведения», а в русском переводе оно известно как «Тайная история» (это сочинение возникло, вероятно, в 548 - 550 гг.). А к концу жизни (в 559 - 560 г.) Прокопий создал свой третий труд- «Трактат о постройках» («Энкомион»), где прославлял созидательно-строительную деятельность Юстиниана. Это сочинение - важнейший источник для топографии империи, военных и церковных построек, дворцов, дорог, мостов и т.д. в Константинополе, на Балканах, в Азии и в Африке. Если в «Тайной истории» писатель резко критикует все порядки Юстиниана и его двора, то трактат «О построй­ках» представляет собой панегирик строительной деятельности того же императора. Многие историки объясняли все это двуличием автора сочи­нения, однако недавно высказано мнение, что контрастные оценки дикто­вались риторическими правилами эпохи, определявшими особенности жанра. В соответствии с ними похвальное сочинение (в данном случае -«О постройках») не должно содержать критики, а памфлет «Тайная исто­рия» не должен заключать в себе положительных характеристик.

Как историк Прокопий имел много достоинств. Он обладал хоро­шим образованием и разносторонними знаниями, умел выбирать матери­ал, наблюдать и осмысливать виденное, чтобы затем все ясно изложить. Будучи участником событий, то есть войн Велисария, и находясь в той группе людей, которая часто оказывала решающее влияние на ход дел, Прокопий, конечно же, располагал всеми доступными тогда сведениями о жизни варварских и других народов. Труды Прокопия изобилуют важны­ми географическими и топографическими данными, отличаются точно­стью хронологии. В них имеются важные сведения по истории матери­альной культуры, по военной технике различных народов. По языку и стилю они близки к сочинениям классических греческих писателей (Фу-кидида). Сведения обладают высокой степенью достоверности и в боль­шинстве случаев подтверждаются другими источниками. Наибольшее значение для истории славян имеет упомянутое выше сочинение Проко­пия «История войны с готами». Он говорит о единстве славян и антов; дает сведения о территории, заселенной антами. Этот труд содержит так­же ценные известия о борьбе славян за Балканский полуостров и их вторжениях на территорию Восточно-Римской империи. У Прокопия много ценных сведений относительно общественного строя, быта и рели-

10

Источники о древних славянах

Источники о древних славянах

11


гии славян. Это позволяет сделать вывод, что у славян в VI в. уже шел процесс классообразования и существовало патриархальное рабство. Что касается быта и нравов славян, то Прокопий подчеркивает их грубость, примитивность, жестокость. Значительно меньше сведений о славянах в других сочинениях Прокопия. Так, в трактате «О постройках» упомина­ется о вторжении славян в Византию.

Продолжателем Прокопия в описании войн был Агафий Мири-нейский. Он родился в 536/7 г. в малоазиатском городе Мирина, откуда отец его, ритор, переселился в Константинополь. В 554 г. Агафий закон­чил свое общее образование в Александрии и возвратился в Константи­нополь, где прошел еще и курс юридических наук. Профессией его стала адвокатура, в связи с чем он получил прозвание «Схоластик».

Труд Агафия «О царствовании Юстиниана» (известный также под титулом «История») состоит из 5 книг и охватывает 7 лет событий в им­перии (552 - 558). Для изучения этого периода труд Агафия - главный источник. Автор повествует главным образом о войнах, которые вела Восточно-Римская империя, в связи с ними упомянуты и славяне. Сведе­ния о них важны в первую очередь для славянской ономастики. Кроме того для VI в. это единственный (если не считать Прокопия) источник о службе славян в византийской армии, а также о натурализации отдельных их представителей в Византии. Труд Агафия не окончен. Автор умер в 582 г., 46 лет от роду. В Византии сочинение Агафия получило широкую известность и служило образцом для подражания. В описании событий Агафий основывается на письменных и устных источниках. Общая кар­тина порядков Восточной империи нарисована Агафием достаточно правдиво, хотя он и уступал Прокопию в осведомленности о текущих событиях, знании военного дела и административного функционирования правительственной системы.

У Агафия был продолжатель в лице Менандра, также юриста. Ро­дился Менандр в VI в., о его жизни почти нет сведений. Подражая Ага-фию, он писал стихи. Поскольку Менандр служил в гвардии императора Маврикия, то получил прозвище «Протектор» (или «Протектор» - тело­хранитель). «История» Менандра охватывает период с 558 по 582 г., то есть от победы Велисария над гуннами во Фракии до смерти Тиберия. Но полностью она не сохранилась. Дошедшие до нас отрывки содержат мно­го географического, этнографического и бытового материала о славянах. По обилию содержащихся в ней сведений «История» Менандра является одним из важнейших источников VI в. Извлечения из Менандра сохрани­лись в большой исторической компиляции, составленной в X в. по прика­занию Константина Багрянородного, и касаются истории столкновений древних славян с Восточно-Римской империей. Сочинения Прокопия,

Агафия и Менандра служили источником для сирийских писателей в составлении хроник и исторических повествований.

Особое место среди византийских источников о славянах занимает «Стратегикон» Маврикия, византийского полководца, а с 582 по 602 гг. - императора. В отличие от упомянутых выше исторических со­чинений, «Стратегикон» представляет собой военное руководство, обоб­щение предшествующей практики, предназначенное для обучения воинов и военачальников. Возник «Стратегикон», вероятно, в 595 г., но получил статус официального руководства, видимо, лишь тогда, когда Маврикий стал императором. Главное внимание в трактате уделено военной органи­зации Византии, но есть и этнографический материал - характеристика общественного строя, нравов, быта варваров, а именно тех народов, кото­рые в эпоху Маврикия представляли наибольшую опасность для империи. Это персы, скифы, франки, ломбарды, а также склавины и анты. Описа­нию этнографии отведена специальная XI книга, причем склавинам и антам посвящена ее 4-я, самая обширная глава, в которой заметно влия­ние этнографических сочинений «древних», из них Маврикий заимствует не только общие оценки варварского мира, но и конкретные формы его описания. Военные же обычаи склавинов и антов могли быть известны Маврикию только на основе обобщения современной ему боевой практи­ки. Вполне возможно, что Маврикий лично участвовал в экспедициях в славянские земли. В целом военно-этнографическая информация о скла-винах и антах изложена автором в полном соответствии с той господ­ствовавшей в Византии политической концепцией, согласно которой состояние военной организации варварского народа определяется общим уровнем его развития. «Стратегикон» сохранился в рукописи на грече­ском языке в нескольких списках; в четырех из них имеются разделы, где говорится об антах и склавинах. В XVII в. трактат был переведен на ла­тинский язык и издан в 1664 г. в Швеции. С этого издания сделан и пер­вый русский перевод (издан в 1908 г.). По поводу авторства «Стратегико-на» существовали разные мнения. Более 300 лет назад было высказано предположение об авторстве Маврикия, и большинство ученых с этим согласились. Однако в советской историографии 50-60-х гг. нашего века авторство Маврикия считалось недоказуемым, так что трактат именовал­ся «Стратегикон Псевдо-Маврикия». Ныне все же авторство Маврикия считается установленным.

Важные сведения о славянских племенах на Балканах в VI - VII вв. содержатся в «Истории» Феофилакта Симокатты. Он жил в первой половине VII в. (родился в Египте ок. 590 г.), принадлежал к высшему сословию, получил хорошее образование, был начитан в античной лите­ратуре и философии, знал и высоко ценил античную культуру. Симокатта

12

Источники о древних славянах

Источники о древних славянах

13


жил при Ираклии II и выражал интересы того класса, который пришел к власти после периода смут (Ираклий сверг и убил Маврикия). «История» состоит из 8 книг и описывает правление императора Маврикия (582 -602 гг.), продолжая по замыслу изложение Менандра. Главная тема сочи­нения - войны Византии на Балканском полуострове со славянами и ава­рами и на восточной границе с Ираном. Содержится в нем и богатый фактический материал о славянах. Есть сведения о большой численности славян. Феофилакт упоминает географические пункты, указывает рас­стояния между ними, направление дорог, описывает детали, позволяющие расширить общее представление о славянах того времени. В «Истории» много материала о походах славян, некоторых сторонах быта и славян­ских вождях. Сведения обладают высокой степенью достоверности и подтверждаются другими источниками. Приводимые даты в подавляю­щем большинстве верны, представления о местах действий византийских войск отчетливы. Сохраняется известная беспристрастность и объектив­ность в изложении событий. Составлена «История» на основании пись­менных источников: анналов, протоколов дел цирка, записей дворцовых событий, трудов предшествующих историков. Есть основания утвер­ждать, что автор не пренебрегал устными сведениями. В стиле изложения заметно влияние античных писателей. Писалась «История», видимо, ме­жду 628 и 638 гг. Из нее черпали сведения и последующие авторы. Большое влияние на потомков оказали язык и стиль Симокатты. На рус­ском языке это сочинение впервые издано полностью в 1957 г.

Самым крупным византийским историком, труды которого зани­мают важнейшее место в ряду источников по истории народов Восточной Европы, является Константин Багрянородный (Порфирогенет). Он родился, по одним сведениям, в 905 г., по другим - в 912/913 г., был сы­ном императора Льва VI Мудрого, коронованным формально уже в шес­тилетнем возрасте, но фактически находившимся в течение еще многих лет под опекой своего дяди Александра и тестя Романа, узурпировавших власть в империи. Самостоятельно Константин правил с 945 по 959 г. Устраненный от власти, он проводил молодость в занятиях науками и искусствами, а позднее покровительствовал их развитию. По его приказу была учреждена комиссия с целью собрать все сочинения о Византии. Так возник известный «Константинов сборник», разбитый по наукам на 53 раздела. До нового времени дошли целиком только 3 раздела, от ос­тальных уцелели лишь малые фрагменты. Сам Константин стоял во главе византийской историографии X в. Его перу принадлежат 7 сочинений, из которых лучшим по разработке является «Жизнь Василия Македоняни­на» - императора, правившего в Византии в 867 - 886 гг. (Василий - дед Константина). Собственными трудами и трудами ученых, которых Кон-

стантин поддержал и объединил для общей работы, он создал почти всю историю Восточно-Римской империи до середины X в. Самыми важными следует считать два сочинения Константина, составляющих как бы еди­ное целое: «О фемах» и «О народах». Обычно они упоминаются в литера­туре под единым названием «Об управлении империей» и датированы 948 - 952 гг.

«О фемах» содержит описание империи по провинциям, причем иногда излагается и история провинции. Описаны все народы империи (9-я глава посвящена россам, 29-36-я описывают иллирийских славян, 38-40-я - угров, 41-я - моравов, 50-я - пелопонесских славян). Особенно важны сведения именно о славянских народах - западных, русских и, главное, южных, обитателях Балканского (точнее, Иллиро-Фракийского) полуострова. О некоторых славянских народах, например сербах и хорватах, именно в сочинении Константина содержатся первоначальные сведения об их истории. Автор дает подробный историографический и исторический очерк хорватов и сербов от времени их прихода на Балканский полуостров и рассе­ления на территории бывшей римской провинции Далмации.

Константину приписывается еще одно сочинение - «О церемони­ях», хотя скорее всего он был лишь его «редактором». Здесь описан ви­зантийский придворный этикет, унаследованный от времени Диоклетиана и отчасти дополненный и измененный отцом Константина Львом Муд­рым, а затем и самим Константином. Для истории славян представляет интерес часть, где описаны церемонии при приеме послов варварских народов. Сведения о западных славянах, о хорватах, имена славянских князей заимствованы, видимо, из отчетов о миссии Кирилла и Мефодия в Моравию и Хорватию, из рассказов лиц, бывавших в славянских землях, а также различных варваров, посещавших Константинополь. С точки зрения достоверности, материалы Константина о славянах неравноценны. Но большая часть свидетельств заслуживает доверия и подтверждается другими источниками. Константин не только много знал, но и понимал ценность полученных сведений, добросовестно распоряжаясь своими знаниями. Он был в курсе дел самой империи, а также стран, находив­шихся с ней в тех или иных отношениях. Но получаемая им информация могла и не быть достоверной, чем, вероятно, и объясняются некоторые встречающиеся в произведениях Константина ошибки и неточности. Без трудов Багрянородного не может обойтись ни один исследователь древ­ней истории славян.

Последним в ряду византийских писателей, до X в. включительно, касавшихся истории славян, стоит Лев Диакон Калойский. Родился он ок. 950 г. в Калое на реке Каистр (Фракийская фема) в провинциальной семье, вполне состоятельной, но не занимавшей особенно видного поло-

14

15


жения в обществе. Окончив школу в Константинополе, Лев решил слу­жить по духовной линии и, вероятно, получил место в канцелярии патри­архата. Некоторые исследователи считают, что он находился при армии во время похода Цимисхия против Святослава и присутствовал при встрече названных лиц. Однако ныне этот факт не считается доказанным. По мнению современных историков, в период правления Цимисхия Лев жил в основном в Константинополе, а подробности о боях с дружиной Святослава и, в частности, о его внешности, приводимые в «Истории», заимствованы из устных показаний очевидцев и из какого-то официаль­ного источника. Предполагается, что в начале 80-х гг. Лев получил долж­ность придворного дьякона. Сопровождая императора Василия II в его походах, он в 986г. едва не погиб во время крупного поражения визан­тийцев в битве с болгарами. Около 990 г. Лев Калойский закончил писать свою «Историю» и стал типичным византийским придворным. Ему при­надлежит также панегирик Василию Второму. На основании сочинений Льва Калойского и того факта, что он занимал придворную должность, можно заключить, что автор обладал энциклопедической образованно­стью. Написав «Историю», Лев Диакон долго не предавал ее гласности: она содержала много - не всегда правдивых - оценок правления Васи­лия II, которые могли бы не понравиться императору и оказались бы по­мехой карьере автора.

Десять книг «Истории» Льва Диакона освещают преимущественно события 959 - 976 гг. Одним из основных сюжетов сочинения являются балканские войны киевского князя Святослава в 968 - 971 гг. Сообщае­мые в «Истории» сведения нередко уникальны. К тому же автор не только излагает события, но и пытается их интерпретировать, дать им оценку.

Сочинение Льва Диакона дошло до нас в одном рукописном спи­ске Парижского кодекса XII - XIII вв. В 1820 г. в Петербурге был опуб­ликован перевод «Истории» на русский язык. В 1988г. издательство «Наука» в Москве опубликовало новый русский перевод «Истории» с учетом новейших данных о памятнике и его авторе. Сведениями «Исто­рии» Льва Калойского пользовались более поздние писатели, например Кедрина, Зонара и др.

Наряду с историческими сочинениями в Византии писались хро­ники, в которых тоже имеются сведения о славянах. Особенность хроник состоит в том, что историческое развитие определяется в них некоей единой «линией»: от сотворения мира Богом, через приход в мир Христа и до эсхатологической границы - «последнего суда». Как правило, хро­ники отличаются и более точной, чем другие сочинения, хронологией, а также обращают особое внимание на события церковной истории, содер­жат сведения о «мировых катастрофах», о сенсационных событиях, о

частной жизни власть имущих, о «чудесах», «видениях» и т.п. Предна­значались хроники для чтения относительно малообразованными слоями населения и писались языком, близким к византийской разговорной речи.

Старейшей византийской хроникой со сведениями о славянах явля­ется хроника Иоанна Малалы. Он родился в Антиохии в конце V в. (ок. 490 г.), переехал после 535 г. в Константинополь. Ему принадлежит «Хронография» в 18 книгах, где излагается всемирная история начиная от Адама. Основное внимание уделено событиям в Византии в период прав­ления Юстиниана, годом смерти которого (565) хроника и заканчивается. Это типичный образец византийского летописания. Исторические факты даются без отбора и без причинной связи, часты анахронизмы, уделено внимание легендам, мифам и «анекдотам». В изложении событий, кото­рые освещались также Прокопием, Иоанн Малала совершенно независим. Хроника его пользовалась огромной популярностью и оказала влияние на развитие не только византийской, но также и восточно-славянской и за­падно-славянской хронографии. Сведений о славянах в хронике немного, упоминаются лишь отдельные события с участием славян, но зато эти сведения всегда уникальны. Уже в X в. хроника была переведена на сла­вянский язык.

Другим византийским хронистом был Феофан Исповедник. Ему принадлежит «Хронография» о периоде 284 - 813 гг., дошедшая до ново­го времени лишь в позднейших списках. Феофан жил приблизительно в 752 - 819 гг., был сыном знатных родителей, но ушел в монастырь, где занимался перепиской рукописей. Он включился в борьбу за почитание икон (против иконоборцев), и его труд, описывающий византийскую историю от Диоклетиана до Михаила I, является важнейшим источником по истории иконоборческого движения в Византии. Сведения о славянах частично заимствованы из сочинений Прокопия и Феофилакта. «Хроно­графия» Феофана содержит единственное в литературе Византии свиде­тельство об аланах и данные о протоболгарах. На русский язык источник переведен в XIX в.

Третьим видом византийских сочинений, упоминающих о славя­нах, были церковные истории. Характерная черта этого жанра - точное цитирование источников, используемых для защиты христианства. Цер­ковные историки усматривали конечную цель исторического развития в абсолютной победе ортодоксии над ересями, христианства над язычест­вом, утверждении христианского государства.

Прежде всего в этой рубрике следует назвать Евагрия Схоластика, который жил приблизительно с 535/536 по 593 г. По происхождению он сириец. Его «Церковная история» в 6-ти книгах излагает события 431 -593 гг. Термин «славяне» он не употребляет, но историками установлено, что,

16

Источники о древних славянах

Источники о древних славянах

17


говоря о нападении варваров на империю Юстиниана, он имеет в виду славян.

Наиболее ценные сведения о славянах содержатся в «Церковной истории» Иоанна Эфесского (или Азийского). Он родился ок. 506/07 г., по происхождению сириец, христианин монофизитского толка. Четырех лет от роду он был отдан в монастырь, в 529 г. стал дьяконом. Ок. 535 г. ввиду начавшихся преследований монофизитов бежал в Константинополь и был благосклонно принят императором Юстинианом, который и назна­чил его епископом в Эфес. С приходом к власти Юстина Второго против монофизитов начались гонения, и Иоанн подолгу сидел в тюрьме, умер, вероятно, в 585/86 г. Его «Церковная история» состоит из 6 книг и 3 частей, начинается от Юлия Цезаря и заканчивается 585 г. Однако пол­ностью сочинение до нас не дошло. Написано оно на сирийском языке, но Иоанн свободно владел и греческим. Прожив 30 лет в столице империи, он был достаточно осведомлен о славянских племенах. В 540 г., находясь в предместье Константинополя, подвергся прямому нападению варваров. Из столицы Иоанн мог наблюдать за этапами дальнейшего наступления на Константинополь с дунайской границы. Поэтому «Церковная история» Иоанна весьма существенно дополняет данные о славянах, имеющиеся у Менандра и Феофилакта Симокатты, тем более, что от сочинений первого сохранились только фрагменты, а второй не был непосредственным сви­детелем событий. Особенно ценны сведения Иоанна Эфесского об отно­шениях между аварами и славянами, жившими к востоку от реки Тиссы. Из сочинений Иоанна можно сделать вывод, что в нашествии на Визан­тию в VI в. участвовали не западные славяне и не анты, а дунайские сла­вяне, жившие между Тиссой и областью расселения антов (т.е. Скифией). Показания Иоанна Эфесского обладают высокой степенью достоверно­сти, т.к. он имел обыкновение рассказывать только о том, что видел соб­ственными глазами. Именно поэтому события 571 - 579 гг. не нашли от­ражения в его «Церковной истории», т.к. автор находился в заключении,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов


связь с админом