Главная страница

Международные отношения и мировая политика. Москва2012


Скачать 0,88 Mb.
НазваниеМосква2012
АнкорМеждународные отношения и мировая политика.pdf
Дата06.01.2018
Размер0,88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMezhdunarodnye_otnoshenia_i_mirovaya_politika.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54833
страница1 из 16
Каталогid88710562

С этим файлом связано 52 файл(ов). Среди них: Mezhdunarodnye_otnoshenia_i_mirovaya_politika.pdf, The_Millitary_Balance_2017.pdf, Mirovaya_politika_M_M_Lebedeva.pdf, Afrika_yuzhnee_Sakhary.pdf, The-Silk-Road-Economic-Belt_SIPRI.pdf, Latinskaya_Amerika.pdf и ещё 42 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

1
Москва
2012
Международные
Международные
Международные
Международные
Международные отношения отношения отношения отношения отношения и мировая политика и мировая политика и мировая политика и мировая политика и мировая политика
2е издание, исправленное и дополненное
Допущено Научно методическим советом
по политологии Министерства образования и науки
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для студентов гуманитарных вузов и факультетов
Ю. А. Никитина
Введение в специальность

2
УДК 66.4
ББК
327
ISBN 978–5–7567–0645–1
©
Никитина Ю. А, 2009, Оформление. ЗАО Издательство
«Аспект Пресс, 2009, Все учебники издательства Аспект Пресс на сайте
www.aspectpress.ru
УДК 66.4
ББК 327
Н62
Р е цензе н ты доктор политических наук,
академик Академии военных наук, профессор кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ
имени МВ. Ломоносова В. Е. Петровский
;
доктор философских наук, профессор, проректор, завкафедрой политологии и политического управления Кубанского государственного университета В. М. Юрченко

Никитина Ю. А.
Н62
Международные отношения и мировая политика Введение в специальность Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. А. Никитина
. — е изд.,
испр. и доп. — М Аспект Пресс, 2012. —151 с Учебное пособие предназначено для студентов первого курса, обучающихся по специальностям Международные отношения, Политология, «Регионоведение». Студенты получают представление о том, что такое международные отношения, когда они зарождаются и как происходит их эволюция от формирования Вестфальской политической системы мира (1648) до возникновения на современном этапе мировой политики.
В отличие от традиционного подхода к структурированию материала по темам, данное учебное пособие предлагает комплексный подход, который позволяет показать историческое развитие процессов глобализации,
демократизации, регионализации, экономического сотрудничества и т.п.
в их неразрывной взаимосвязи. Также учебное пособие включает главы с рекомендациями по развитию навыков критического мышления и написания информационноаналитических работ

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ...................................................................................... Часть НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕОРИИ В СФЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ:
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ
Глава 1. Формирование научных и учебных дисциплин в рамках международнополитических исследований ...................... 8 Философия науки и теоретические основы исследований международных отношений ......................... 8 Формирование исследований международных отношений как научной дисциплины ................................. 14 Мировая политика реальность, область научных исследований и учебная дисциплина ................................ 22 1.4.
Регионоведение как научная и учебная дисциплина ........ Глава 2. Формирование принципов современных международных отношений на основе
Вестфальской модели ....................................................... 31 Формирование принципов Вестфальской модели.
Государственный суверенитет .......................................... 31 Формирование государствнаций .................................... 35 Признание государств, самоопределение народов,
территориальная целостность .......................................... Глава 3. Системы международных отношений в рамках
Вестфальской модели. Европейский концерт ............... 49 Системный подход к изучению международных отношений ......................................................................... 49 Европейский концерт как система международных отношений ......................................................................... Глава 4. Эволюция международных отношений и мировой политики в XX веке теоретические подходы .................... 64 4.1.
Межвоенная система международных отношений:
формирование классических теорий ............................. 64 Теоретические подходы периода биполярного противостояния сверхдержав ........................................... 71 Рост взаимозависимости в е годы новые акторы и новые факторы мировой политики ................................. 78
Глава 5. Тенденции мирового развития в конце — начале XXI века ......................................................... 86 Демократизация и либерализация — глобальные тенденции ........................................................................ 86 Суверенитет и изменение подходов к безопасности ........ 91 Демократия и авторитаризм соревнование в экономической сфере .................................................. Часть ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Глава 6. Критическое мышление, аналитические навыки,
экспертиза ...................................................................... 108 Высшее образование и профессиональная деятельность ................................................................... 108 Подходы к обучению и их влияние на получаемую квалификацию ................................................................. 110 Рекомендации по развитию навыков критического и аналитического мышления ........................................... 112 Профессиональная деятельность эксперта .................... Глава 7. Рекомендации по проведению исследований,
написанию информационноаналитических работ и подготовке презентаций .............................................. 119 Методы международнополитических исследований .................................................................. 119 Структура и содержание письменных работ ................... 123 Оформление письменных работ, правила цитирования, проблема плагиата ................................... 128 Рекомендации по подготовке презентаций .................... Приложение 1. Правила оформления списка литературы ............. Приложение 2. Стиль письменных работ примеры ....................... Приложение 3. Рекомендации по парафразу научных текстов ...... Приложение 4. Пример анализа литературы ................................. Приложение 5. Практикум по формулированию проблематики и выводов исследования ................................................. Приложение 6. Интернетисточники по международным отношениями мировой политике ................................... 148

5
Предисловие
Для студентовпервокурсников важно понять, что они будут изучать дополучения диплома и как полученные знания пригодятся им в жизни. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие дает представление о том, что такое международные отношения, когда они зарождаются и как происходит их эволюция от формирования
Вестфальской модели мира (1648) до становления на современном этапе мировой политики. В отличие от традиционного подхода к структурированию материала по темам, данное учебное пособие предлагает комплексный подход, который позволяет показать историческое развитие процессов глобализации, демократизации, регио
нализации, экономического сотрудничества одновременно с эволюцией их теоретического осмысления. Не претендуя на полноту освещения вопросов, которые традиционно входят в курсы по истории и теории международных отношений, мировой политике, предлагаемое учебное пособие помогает увидеть общую картину, которую студенты входе обучения будут собирать, как пазл, из кусочков информации, полученной в рамках самых различных курсов.
Учебное пособие включает главы с рекомендациями по развитию навыков критического мышления и написания информационноана
литических работ, что должно помочь вчерашним школьникам адаптироваться к требованиям высших учебных заведений. Во втором издании добавлены приложения, развивающие навыки самостоятельного написания аналитических работ. Пособие предназначено для студентов первого курса, обучающихся по специальностям
«Международные отношения, Политология, «Регионоведение».
Хотелось бы поблагодарить преподавателей и сотрудников факультета политологии МГИМО (У, где создавалось учебное пособие, отдельная признательность — профессору Владимиру Михайловичу Кулагину, пригласившему меня вести семинарские занятия по курсу Введение в специальность».
Особую благодарность хотелось бы выразить доктору политических наук, профессору Марине Михайловне Лебедевой за творческую атмосферу и возможности научного развития на возглавляемой ею кафедре мировых политических процессов

6
НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
И ТЕОРИИ В СФЕРЕ
ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ:
основные категории,
понятия, принципы
Глава ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ И УЧЕБНЫХ
ДИСЦИПЛИН В РАМКАХ
МЕЖДУНАРОДНО+ПОЛИТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Что должен уметь выпускник вуза, обучавшийся по специальности Международные отношения»?
Существует федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению Международные отношения, принятый Министерством образования России в 2009 г.
Согласно этому стандарту область профессиональной деятельности
бакалавров в области международных отношений (четыре года обучения) включает международные политические, экономические, научнотех
нические, военнополитические, гуманитарные, идеологические отношения, мировую политику регулирование глобальных политических, экономических, военных, экологических, культурноидеологических и иных процессов международные связи в области культуры, науки, образования иные сферы освоения общемирового пространства дипломатию, международные отношения и внешнюю политику Российской Федерации трансграничные связи российских регионов основы анализа современных глобальных проблем высшее образование в сфере международных отношений и комплексного обеспечения международной безопасности.
Согласно госстандарту бакалавры и магистры по направлению подготовки Международные отношения получают подготовку для
Философия науки и теоретические основы исследований...
выполнения организационноадминистративной, проектной, иссле
довательскоаналитической и учебноорганизационной деятельности. С указанной квалификацией бакалавр в соответствии с государственным стандартом может устроиться на работу в государственные ведомства, федеральные и региональные органы государственной власти и управления международные организации российские и зарубежные предпринимательские структуры, некоммерческие и общественные организации, поддерживающие международные связи или занимающиеся международной проблематикой редакции
СМИ; учреждения высшего образования с международной проблематикой, академические и научноисследовательские организации международного профиля. Несмотря на ориентацию на достаточно широкий выбор профессий для выпускников, образование поданному направлению нередко кажется студентам слишком академичным, то есть оторванным от практики, что не позволяет применить полученные знания при устройстве на работу.
Зачем учить теории Почему нельзя просто узнать факты и сделать выводы?
Значительное число политиков и чиновников не имеют специального образования в сфере государственного управления или имеют образование не по профилю своей политической деятельности,
но ответственные решения принимают. Так нужно ли получать профильное образование по международным отношениям И нужно ли практикам учить теории?
В XX–XXI вв. происходящие в мире политические, экономические, социальные процессы настолько усложнились, что их невозможно понять, руководствуясь обыденными представлениями, при этом цена ошибки при принятии решений многократно возросла. В результате ни одно серьезное решение не принимается без экспертизы.
Кто такие эксперты?
Единого четкого определения не существует, поэтому будем считать, что эксперт — это специалистпрактик, который дает рекомендации, разрабатывает и обосновывает с научной точки зрения принимаемые ответственными лицами решения. Другими словами,
эксперты занимаются прикладными (эмпирическими) исследованиями, которые направлены на решение конкретной задачи. Кроме этого, существуют еще и фундаментальные исследования, направленные на решение какойлибо существенной для данной научной
Формирование научных и учебных дисциплин в рамках. исследований сферы проблемы. Фундаментальными исследованиями занимаются ученые, которые одновременно могут выступать ив качестве экспертов по конкретным вопросам. Новые теории создаются именно на основе прикладных исследований. Экспертыпрактики работают для заказчика — государственных и частных структур, международных организаций, могут давать комментарии в СМИ. Ученые, как правило, проводят свои исследования ради развития науки. Вместе с тем,
эти два типа деятельности не являются взаимоисключающими.
Фундаментальные исследования нацелены на обобщение, прикладные — на конкретизацию. Например, прикладное исследование может отвечать на вопрос, нужно ли России признавать независимость
Косово и какие у этого решения могут быть последствия, фундаментальное же исследование будет изучать противоречия между принципом территориальной целостности и правом народов на самоопределение, а также выявлять критерии международноправового признания новых самоопределившихся государств. Еще одно важное различие между фундаментальными и прикладными исследованиями — степень их научной новизны. Результаты фундаментальных работ должны быть принципиально новыми, те. ранее неизвестными специалистам в данной сфере, а также универсальными, те. применимыми для разных случаев, разных стран и т.п. В прикладных же исследованиях новизна достигается путем применения, возможно, уже известного знания к новым конкретным обстоятельствам.
Каково соотношение фундаментальных и прикладных исследований?
Очевидно, что они взаимосвязаны без понимания проблем более высокого уровня часто невозможно решить конкретную задачу.
Задача экспертов и ученых — объяснить какоелибо явление и дать прогноз, предсказать развитие событий. Объяснить — значит подвести какоето явление под соответствующий закон природы или теорию, предсказать — вывести из теории суждения о фактах, еще неустановленных экспериментом или наблюдением. Объяснение и прогноз — основные функции теории, наиболее развитой и сложной формы научного знания.
Теория представляет собой системно организованное научное знание о некоторой области действительности научная теория должна наиболее полно описывать изучаемую сферу действительности, быть внутренне непротиворечивой, положения
Философия науки и теоретические основы исследований...
теории должны быть взаимосвязаны и принципиально прове
ряемы, а сама теория в целом — максимально простой, т.е.
объяснять факты при помощи минимума исходных положений.
Помимо теорий существуют еще и концепции, которые описывают не всю предметную сферу, а лишь ограниченный круг взаимосвязанных проблем и явлений. Считается, что концепции обладают меньшей доказательной базой, чем теории.
В сфере осмысления международных отношений ив социаль
ногуманитарных науках в целом может быть одновременно несколько теоретически обоснованных объяснений одних и тех же событий. Например, США вторглись в Ирак в 2003 г, чтобы избавить иракский народ оттирании Саддама Хусейна и предотвратить использование оружия массового уничтожения против Америки?
Или ради получения доступа к иракской нефти Объяснение и поиск соответствующих фактов будут зависеть оттого, считаете ли вы,
что в своих отношениях государства руководствуются эгоистическими национальными интересами или же преимущественно принципами морали и международного права. Проблема состоит в том,
что в определенный момент может быть недостаточно доказательств и фактов, чтобы выбрать более вероятное объяснение. Именно поэтому до сих пор нет единой теории (метатеории) международных отношений, а есть лишь соревнующиеся подходы.
От применяемого подхода может зависеть даже датировка событий например, некоторые исследователи считают, что холодная война закончилась в е годы с появлением разрядки международной напряженности, другие — что в 1985 г. (приход Горбачева к власти, большинство сходится во мнении, что это 1989 г. — падение Берлинской стены и эрозия социалистического блока, также называют 1991 г. — распад СССР. Если понимать холодную войну»
как столкновение идеологий, тогда правильной датой будет 1989 г.,
если как противостояние сверхдержав, тог, те. на вопрос, когда закончилась холодная война, нет единственно верного ответа.
После школы, где от учащихся ждут именно правильных ответов,
студентам приходится существенно перестраиваться важно понимать, что для объяснения одних и тех же фактов могут быть использованы разные теории, подходы, интерпретации. Представьте калейдоскоп внутри находятся одни и те же стеклышки (факты, но если повернуть их, получится совершенно иная картина мира
Формирование научных и учебных дисциплин в рамках. исследований
Но если теорий так много и они предлагают нередко альтернативные объяснения, то можно ли вообще понять,
что происходит в реальности?
Вернемся к аналогии с калейдоскопом картинки получаются разные, но принцип, по которому работает калейдоскоп, один для всех картинок. Точно также все создаваемые теории и концепции должны соответствовать определенным требованиям, а именно быть научными. Изучением того, что такое наука, какое знание является научным, занимается философия науки.
Наука — это специализированная сфера деятельности, направленная на производство достоверного, объективного знания о мире путем беспристрастного изучения реальности.
Попробуем найти ответы на вопросы. Какое знание является научным. Как беспристрастно изучить реальность (и возможно ли это сделать вообще. Как превратить полученное знание в теорию?
Сделать это пытались многие поколения исследователей. Изучение истории философской мысли, которое входит в программу высшего образования, помогает понять эволюцию представлений осознании, процессе познания окружающего мира, фундаментальных основах человеческого бытия. История философии дает представление, помимо прочего, об использовании логики и различных теорий истины и познания для обоснования аргументов и выводов.
Итак, принято считать, что научное знание проверяемо на практике;

логически непротиворечиво;

воспроизводимо (исследование может быть повторено стем же результатом);

объективно (свободно от субъективных предпочтений иссле
дователя).
Перечисленные критерии соответствуют классическому типуна iiучной рациональности, который характерен прежде всего для естественных наук. Рационализм как способ мышления сложился в эпоху
Просвещения (XVII–XVIII вв.) под влиянием развития естествознания и характеризовался убежденностью в безграничных познавательных возможностях человеческого разума. Считалось, что убеждения ученого не влияют на результат исследования, те. наука должна быть беспристрастной, а научное знание имеет универсальный и вне
Философия науки и теоретические основы исследований...
исторический характер, не зависит ни от исторической эпохи, ни от культурных традиций общества. Такой подход к объективности исключал из процесса познания самого человека (субъекта познания).
Вопросы рациональности, достоверности и проверяемости знания интересовали прежде всего представителей гуманитарных и социальных наук, объект изучения и методы которых не позволяли добиться таких же точных и непротиворечивых результатов, как в науках естественных. Во второй половине XIX в. немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833–1911) предложил различать естественные науки, задача которых — объяснять, и науки о духе (гуманитарные, которые помогают понимать. Произведения искусства и литературы, мифы можно понять, ноне объяснить. Основатель социологии — французский философ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом