Главная страница
qrcode

Большаков. Человек и его Двойник. Научноеиздание Издательство алетейя


НазваниеНаучноеиздание Издательство алетейя
АнкорБольшаков. Человек и его Двойник.pdf
Дата25.03.2020
Размер5.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBolshakov_Chelovek_i_ego_Dvoynik.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#29995
страница4 из 22
Каталогid49054056

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: Kontrol_i_upravlenie_Internetom.pdf, Benyamin_Avtor_kak_proizvoditel.pdf, Voronin_A_A_-_Programma_obschego_chelovekovedenia_F_T_Mikhaylova и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Было бы в высшей степени вероятным ожидать, что смысл категории kA каким-то образом отражается в иероглифе, которым постоянно пишется это слово. Этот знак поднятых вверх рук
(в сочетании Hm(w)-kA, служитель kA» — опущенных вниз ) принято обычно понимать как символ охвата, те. как выражение защиты, что связывается с пониманием как гения-защитника человека. Путаницу в настоящую проблему внесло существование архаического титула
[Petrie, 1900-1, pl. 20], который следует читать как sxn(.w)-Ax обнимающий Ax» [Sethe, 1928, S. 193]. Сходство в компоновке монограмм и привело к появлению мнения, что это два разновременных варианта одного по существу титула, и что в знак должен также читаться как sxn(.w) [Montet, 1925, p. 403; Spiegel, 1939, S. Г. Фишер опроверг это мнение, и, надо полагать, окончательно, написанием множественного числа от как
(CG 1384), где Hm(w).w явно жрецы,
— объект их деятельности, т. е.,
конечно же, kA [Fischer, 1977-3, р. 6, note 6]. К тому же функции архаических sxn(.w)-Ax нам совершенно неясны, так что нет никаких реальных оснований сближать их с Hm(w).w-kA, да и само представление об Ax настолько отлично оттого, что мы понимаем под kA, что ни о каком сходстве речи быть не может. Другое дело, что графика
, где смысл «охватывания»
заключен в знаке повлияла на графику и повлекла перевертывание знака kA, хотя смысла в этом уже не было см ibid., p. 5–6] (ср. уникальное нормальное написание
[AbuBakr, 1953, fig. 38]). Таким образом, основной аргумент в пользу понимания знака kA как символа охвата оказывается снятым.
Недавно было сделано согласующееся с излагаемой здесь концепцией предположение,
что первоначально в знаке была отражена не идея защиты, а мысль о сходстве человека и его kA — если мы говорим как две капли воды, у египтян можно предполагать другую метафору того же смысла — как две руки [Hodjash, Berlev, 1982, p. 14]. В таком случае перевод kA словом Двойник оказывается наиболее точно отражающим не только сущность египетской категории, но даже и ее графическую интерпретацию.
Крайне важно также установить, какие слова относятся к тому же корню, что и kA, и выяснить, в какой степени значения этих слов согласуются с нашим пониманием Двойника.
Прежде всего следует обратить внимание на слова, писавшиеся с использованием знака Первую попытку связать по смыслу некоторые из них предпринял ИЛ. Снегирев [1930]. К сожалению, поскольку исходной позицией и методологией его работы является абсурдная яфетическая теория, обязательная в советской лингвистике того времени,
полученные выводы далеки от действительности, однако сама идея взаимосвязи слов по признаку сходства ключевого знака весьма плодотворна. Полвека спустя к ней совершенно независимо от Снегирева пришел В. Вестендорф [Westendorf, 1980]. В соответствии со своим Например, описание какого-либо бога каким-либо другим именем (при помощи формулы m rn.k / m rn.f) позволяло ему принимать образ носителя этого имени [Матье, 1930], представления же о таких трансформациях благодаря изменениям изображения не было
пониманием kA как космической силы, поднимающей в небо солнце [Westendorf, 1968-1,
S. 65, 80, Anm. 14; 1968-2, S. 96] он реконструировал корень *kA(j) со значением «heben»,
«tragen» > «hervorbringen», «erzeugen». При этом он учел далеко не все слова, на которые следовало бы обратить внимание, а его объяснения (равно как и сама трактовка kA) выглядят весьма надуманными. Через несколько лет свое понимание проблемы изложил автор настоящей работы Большаков, 1985-1, с. 16; 1987-1, с. К сожалению, ни одна из существующих теорий египетской системы письма не может быть признана полностью удовлетворительной оценка соотношения в этой системе изобразительности и фонетики также далеко не окончательна. Современная египтология,
проявляя возрастающий интерес к чистой лингвистике, все меньше внимания обращает на специфику письменности. Такой подход, направленный на изучение языка как такового,
свою задачу, несомненно, выполняет, но вместе стем, абстрагируясь от специфики письменной фиксации языка, он обедняет наше понимание египетской культуры в целом,
ибо многие ее черты объясняются особенностями системы письма.
Различия в понимании ее исследователями прошлого проявлялись прежде всего в том,
где проводилась граница между фонетическими и идеографическими знаками [см.:
Петровский, 1978, с. 15–58]. В целом развитие взглядов шло здесь по линии признания все большего значения фонетики, но характер границы между двумя основными группами иероглифов при этом специально не исследовался. Между тем провести сколько-нибудь четкое разграничение невозможно. Ведь хотя идеограммы и пиктограммы не разделяли передаваемые слова на звуки, они все-таки произносились [ibid., ст. е. имели некоторое звуковое значение, так что сами египтяне при систематизации не отличали их от чисто фонетических знаков [ibid., с. 128–132]. С другой стороны, всякий фонетический знак имел изобразительное обличье, и нельзя отделаться от впечатления, что употребление многих из них не в последнюю очередь определялось их внешней формой. Устойчивое употребление ряда фонограмм для написания совершенно определенных слов зачастую не может быть сведено к одним лишь правилам орфографии и иногда выдает связь изобразительной формы звукового знака с семантикой этих слов. Именно так обстоит дело с иероглифом
. Хотя его принято считать чисто фонетическим (за исключением идеографического значения в слове kA — Двойник [Gardiner, 1927= 1950, р. 445; р. 453]), очень похоже, что до
[72] Нового царства большинство слов, в состав которых он входил, имеет что-то общее. В Новом царстве его начинают употреблять в так называемом
«слоговом письме для передачи звука k с соответствующими гласными (например, jkn — сирийский сосуд [Wb. I, S. 140:2], увеличивается также прежде незначительное количество слов, в которых его использовали только фонетически (например,
, skA
— обозначение какого-то животного [Wb. IV, S. Здесь не место заниматься определением соотношения фонетики и идеографии в знаке
, однако явно осмысленное его употребление заставляет предполагать, что значительная часть слов, писавшихся в ранние эпохи сего использованием, принадлежит к одному корню. Примем это предположение как рабочую гипотезу и сведем слова, о которых идет речь, в общий список В него включены в основном слова, появившиеся до Нового царства, а также ряд более поздних слов, обнаруживающих явную смысловую связь с ними.
При этом, разумеется, степень достоверности наших построений для разных слов неодинакова по соображениям фонетического, морфологического и семантического плана.
Слова, которые суверенностью можно отнести к общему корню, отмечены в нашем списке тремя знаками v v v; те, трактовка которых вызывает некоторые затруднения, — двумя знаками v v; наконец, те, понимание которых гипотетично, — одним знаком v. Список распадается на пять смысловых групп Автор признателен АС. Четверухину, ознакомившемуся с положениями этого параграфа в рукописи и сделавшему ряд ценных замечаний с позиций лингвиста, изучающего египетский язык на основе афразийской языковой общности
44
I. Двойникисвязанныеснимявления
v v v
,
, kA — Двойник (употребляется начиная со Старого царства) [Wb. V, S. 86–87].
v v v
, kA — имя (употребляется начиная с XXII дин) [Wb. V, S. 92:17–23].
v v
, kAr — часовня (употребляется начиная со Старого царства) [Wb. V, S. 107–
108; Faulkner, 1962, p. 284].
v v
, tkAw — огонь, свет, светильник (употребляется начиная со Старого царства) [Wb. V, S. 331–332; Faulkner, 1962, p. 301–302].
v v
, tkA — сжигать, гореть, освещать (XVIII дин. — Поздний период. V, S. 332–333; Faulkner, 1962, p. 302].
[73]
v
, kAp — кадить (употребляется начиная со Старого царства) [Wb. V, S. 103:9–
15].
v
, kAp — кадильница (употребляется начиная со Старого царства) [VFft. V, Эти слова составляют группу, наиболее тесно связанную с представлением о
Двойнике человека или бога. Имя является понятием, идентичным kA, часовня же представляет собой место, где находятся изображения, те. где живет Двойник изображенного. Свет, без которого невозможно зрение, жизненно важен для Двойника,
обитающего в темной часовне (см. гл. 4, § 5). Каждение было одним из важнейших культовых действий, совершавшихся перед изображениями, те. обеспечивавших существование Двойника. Размножение v v

, kA — бык (употребляется начиная со Старого царства) [Wb. V, S. 94–98;
Faulkner, 1962, p. 283].
v v v
, kAt — «вульва» (употребляется начиная со Старого царства) [Wb. V, S. 93–94;
Faulkner, 1962, p. 283].
v v v
, (tA) kAj — девка (употребляется начиная с Нового царства) [Wb. V, S.
101:74–75].
v v
, bkA — быть, становиться беременной, делать беременной (употребляется начиная со Среднего царства) [ Wb. I, S. 481:1–14; Faulkner, 1962, p. 85].
v v
, bkAt — беременная женщина (употребляется начиная со Среднего царства. I, S. 481:72–73; Faulkner, 1962, p. 85].
v v
, (tA) bkA — стельная корова (употребляется в Новом царстве) [Wb.
I, S. Все эти слова связаны с размножением и плодородием, важнейшим символом которых в Египте всегда был бык. Такой характер корня *kA хорошо осознавался египтянами;
похоже, что они учитывали его, создавая новые слова в Поздние периоды v

, bkA.tj — «тестикулы» (употребляется в текстах храмов греческого времени. I, S. 482:3].
III. Работа v v
, kS.t — работа > строительство (употребляется начиная со Старого царства. V, S. 98–101; Faulkner, 1962, p. 283].
[74]
v v v
, kAw.tj — строительный рабочий > носильщик (употребляется начиная со Среднего царства) [Wb. V, S. 102:4–10; Faulkner, 1962, p. 283].
45
v v
, mkA.t — фундамент, постамент (употребляется в Старом царстве) [Wb.
II, S. 162:13; Faulkner, 1962, p. Всякая работа (а слово
) является наиболее общим ее обозначением)
представляет собой создание, порождение чего-то нового, те. умножение существующего.
Применительно к строительным работам этот оттенок проступает, пожалуй, наиболее явственно.
Сельскоехозяйство. Пища v
, skA — пахать (употребляется начиная со Старого царства) [Wb. V, S. 315–
316; Faulkner, 1962, p. 251].
v v
, skA — зерно (как результат обработки земли, урожай зерна (Среднее царство — Новое царство) [Wb. IV, S. 316:11; Faulkner, 1962, p. 251].
v v
, skA — тягловый бык (употребляется в Среднем царстве) [Wb. IV, S.
316:11; Faulkner, 1962, p. 251].
v v
, skA.t;
(tA) skA — разновидность поля (употребляется в
Новом царстве) [Wb. IV, 316:12; Faulkner, 1962, р. 251].
v v v
, kA;
,
, kAw;
, kAj — пища (употребляется начиная со
Среднего царства) [Wb. V, S. 91–92, 102; Faulkner, 1962, p. 283].
v v
, kiw;
, kAj — инжир (Среднее царство — Новое царство) [Wb. V, S.
96:14–16; 102].
v v
, kAw — род садовой культуры (употребляется в Новом царстве) [Wb. V, S. 94:6].
v v
, kA.t — съедобный продукт (употребляется в Новом царстве) [Wb. V, S. 94:5].
v
,
,
, kAnw — виноградник, фруктовый сад (употребляется начиная с XVIII дин) [Wb. V, S. 107:4–9; Faulkner, 1962, p. 284].
[75]
v
, kAnj — садовник (употребляется в Старом и Среднем царстве) [Wb. V,
S. 107:5–9; Faulkner, 1962, p. 284].
v
,
, kAmw — виноградник, фруктовый сад (употребляется начиная с XVIII дин) [Wb. V, S. 106:4–9; Faulkner, 1962, p. 284].
v
,
, kAm(w) — урожай винограда (употребляется при XVIII дин) [Wb.
V, S. 106:3; Faulkner, 1962, p. 284].
v
, kAmw — садовник (употребляется начиная с XVIII дин) [Wb. V, S.
106:10–11; Faulkner, 1962, p. 284].
v
, kArj — садовник (употребляется с конца Среднего царства) [Wb. V, S.
108:13–16; Faulkner, 1962, p. Слова этой группы продолжают тематику плодородия, на сей раз растительного. На то, что корень kA и здесь имеет прежде всего значение умножения, указывают слова со значением урожай — урожай есть в чистом виде результат природного умножения,
плодородия, это то, что не существовало раньше Как продолжение садовой тематики группы можно с некоторой долей вероятности рассматривать ряд названий сосудов,
например v
, kAz (употребляется в эфиопское время) [Wb. V, S. 108:17]. Сюда же можно отнести и название камня, использовавшегося для изготовления сосудов, v
, употребляется в Старом царстве) [Wb. V, S. 93:70].
25
А. Ю. Милитарев склонен возводить глагол
— пахать к афразийскому у взрыхлять и засеивать поле [Милитарев, 1983]. На наш взгляд, гораздо предпочтительнее расценивать его как каузатив от kA, образованный при помощи префикса s. To, как этот глагол укладывается в предлагаемую здесь схему, подтверждает наше понимание
46
V. Колдовство v
, HkA,
,
,
, HkA.w — колдовство (употребляется начиная со
Старого царства) [Wb. III, S. 175–176; Faulkner, 1962, p. 179].
v v
, HkAw.t — колдовство (употребляется в Книге мертвых) [Wb. S. 177:6;
Faulkner, 1962, p. 179].
v v
,
,
,
, Hki(w) — бог @kA(w)» (персонификация
[76]
колдовства)
(употребляется начиная со Старого царства) [Wb. III, S. 177:7–2; Faulkner, 1962, p. 179].
v v
, HkAw;
, HkAj — колдун (употребляется начиная со Старого царства) [Wb. III, S. 177:10–12; Faulkner, 1962, p. 179].
v v
, HkAj — колдунья (употребляется в Новом царстве) [Wb. III, S. 177:13].
v v
, — заколдовывать, быть заколдованным (употребляется начиная с
Нового царства) [Wb. III, S. Слова этой группы достаточно сложны в интерпретации, так как египетские представления о колдовстве требуют самостоятельного изучения. Для нас, однако, важен тот вполне ясный момент, что колдовство, подобно многим другим абстрактным понятиям,
могло персонифицироваться в существо, которое воспринималось как внешнее проявление колдуна, его двойник см Bonnet, 1952, S. 301–302; Kákosy, 1977, S. 1108–1110;
Перепелкин, 1988-2, со возможности принадлежности bkA к корню *kA см Kákosy,
1977, Anm. Какими бы разными ни казались на первый взгляд слова этих пяти групп, смысловая связь между ними налицо. Их объединяет идея множественности, умножения растительного, животного и т. д. Понятие Двойник оказывается лишь частным случаем этой множественности — выражением двойственности Правда, как уже говорилось,
современная афразийская лингвистика еще не в состоянии дать надежные критерии отбора,
так что достоверна принадлежность к общему корню не всех перечисленных слов. Автор на этом и не настаивает очень вероятно, что в ряде случаев мы имеем дело всего лишь с излюбленной египтянами графической игрой — при написании слов, не относящихся к корню kA, но хотя бы отчасти созвучных сними имеющих хотя бы отдаленное сходство с семантикой этого корня, использование знака могло служить изобразительным намеком на это сходство. Для каждого слова потребуется специальная проверка, однако сведение части написаний к такой графической игре не может быть аргументом против однокоренного происхождения остальных слов.
Кроме того, следует учитывать, что есть еще ряд слов, обходившихся без использования знака
, но имевших в консонантном составе
[77]
сочетание k+A или просто k, которые также принадлежат к тому же смысловому (корневому) единству. Рассмотрим их в рамках тех же групп, что и учтенные ранее слова.
Двойникисвязанныеснимявления
v v v
, kA(j) — думать, намереваться (употребляется начиная со Старого царства) [Wb. V, S. 83–84; Faulkner, 1962, p. 283].
v v v
, kA.t — мысль, замысел (употребляется начиная со Среднего царства. V, S. 84:2-4; Faulkner, 1982, p. 283].
v v v
, nkA(j) — думать, размышлять (употребляется в Среднем и Новом царствах) [Wb. II, S. 345:74; Faulkner, 1982, p. 141].
26
Сюда же должно относиться и слово mfkA.t — бирюза (употребляется начиная со
Старого царства) [Wb. II, S. 56], но какова его связь с рассматриваемым единством, сказать трудно
Эти слова отражают чрезвычайно важную сторону представления о kA, которая полностью остается за пределами настоящей работы, — то, что он является субъектом мыслительного процесса человека (см. Заключение).
Поскольку процесс мышления расценивался египтянами и многими другими древними народами как разговор см Большаков, 1985-2 с. 21–23; ср. также Wb. V, S.
623:3–4], вполне естественна принадлежность к этой группе также глагола v v v
,
kA(j) — говорить (употребляется начиная с Нового царства) [Wb. V, S. Сюда же следует отнести и формант v v v
, kA, образующий глагольную форму sDm.kA.f, имеющую несомненное значение будущего времени [Gardiner, р. 347]. Всякое событие, о котором говорится в будущем времени, есть то, о чем помыслили в настоящий момент именно это и передает формант Это значение будущности объясняет и принадлежность к корню *kA слова
, bkA
— завтрашний день (употребляется в Текстах пирамид ив Новом царстве) [Wb. I, S.
481:17; Faulkner, 1962, р. 85].
KA есть не только организатор мышления, но и центр всей жизнедеятельности человека. Этот аспект его отражает слово v v v
, nkAkA — доброе состояние плоти»
(употребляется в Текстах пирамид) [Wb. II, S. Трактовка ряда последующих слов, относящихся как к I, таки ко II группе,
основывается на предположении о возможности очень раннего ослабления A >j.
[78]
v
, kjj
— другой употребляется начиная со Старого царства. V, S. 110–115; Faulkner, 1962, p. 285].
28
v
, kwj — другие > чужеземцы (употребляется начиная с Нового царства) [Wb. V, S. 110–115, 116:1–5].
v
, kwj — враги (употребляется в поздних текстах ив греческое время. V, S. 116:7].
II. Размножение v
, nk(j) — совокупляться (употребляется начиная со Старого царства) [Wb. II, S.
345:3–10; Faulkner, 1962, p. 141].
v v
, nkw — любовник, прелюбодей (употребляется начиная со Старого царства) [Wb. II, S. 345:11].
v v
, nkk — любовник, прелюбодей (употребляется в Книге мертвых ив поздних текстах) [Wb. II, S. 347:5].
v v
, nkjkj — оплодотворять (употребляется в Текстах пирамид) [Wb. II, Слов, которые можно сколько-нибудь достоверно отнести к III, IV и V группам, нет 27
Таким образом, взаимосвязанными оказываются замысел, говорение и работа, те. создание задуманного. Это подводит нас непосредственно к представлению о творении мира мыслью и словом божества
(см. гл. 5, § 1) и к родственным концепциям Вариант написания
[Wb. V, S. 101] свидетельствует о возможности такого перехода A > j.
29
В этом слове ослабление A > j также выглядит весьма достоверным В свое время У. Швайцер на основании существования раннего варианта написания слова «Двойник»
как предположила возможность связи с Двойником слова k — корзина (корзина как вместилище для приносившихся ему продуктовых жертв) [Schweitzer, 1956, S. 20–21]; тем самым она, не заявляя об этом прямо,
возвела это слово к корню kA.
Наконец, нельзя не упомянуть еще одно слово — v v v , nTr — бог (употребляется начиная с додинастическоговремени) [Wb. II, S. 358–360]. Переходи совершенно естествен, так что принадлежность слова бог к тому же корню, что и
«Двойник», не вызывает сомнения. При этом, конечно, очень трудно определить, какой аспект божества был изначально главным, связывающим его с kA,
33
ново всяком случае, множественность форм проявления божества вовсе времена была одной из важнейших его характеристик в египетской религии.
Таким образом, спектр значений слов, которые мы возводим к корню kA, весьма широк, нов целом сводится к понятиям множественности и умножения. Наиболее независимой и специализированной оказывается терминология, имеющая непосредственное отношение к Двойнику, — она охватывает самые разные стороны очень сложного и комплексного представления о нем. Связь ряда слов с чудесностью, божественностью,
волшебством также совершенно понятна, ибо они касаются самых основ египетских представлений о сверхъестественном.
Тщательная лингвистическая проверка наверняка сможет доказать, что некоторые рассмотренные здесь написания представляют собой лишь графическую игру. Однако и сам факт такой игры весьма показателен, поскольку он свидетельствует о том, что египтяне намеренно хотели сблизить эти слова графически, то есть видели их семантическую близость, которую хотели подчеркнуть.
Настоящий параграф — самый дискуссионный раздел работы, который, несомненно,
вызовет резкую критику. Однако — in omnia paratus — автор сделал свой выбор вполне сознательно. Он, конечно, не мог разрешить проблему, доступную лишь совместным усилиям специалистов в разных отраслях египтологии и афразийской лингвистики, но гораздо важнее для него было показать, что такая проблема существует, и наметить путь к ее пониманию Например,
Tbw— подошва ноги (Pyr. е) и
, kb.w(j) — сандалии (Pyr.
22b). Ср. необычное написание Ddk
— также (Pyr. 27c).
32
См [Edel, 1955, § 129, 135; Schenkel, 1990, § 2.1.2.2].
33
См, например [Goedicke, 1986] и возражения [Lorton, 1994, р. 59–61]
49
[80]
Глава 4
ЕГИПЕТСКОЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕОЗРЕНИИИСВЕТЕ
1
В предыдущей главе мы установили, как возникает представление о kA. Оно основывается на непривычной для нас, нов целом очень естественной интерпретации свойства человеческой памяти воспроизводить содержащийся в ней образ человека при восприятии его изображения. Логика исследования заставляет нас теперь обратиться к египетскому пониманию зрения — это включит kA в группу представлений, имеющих сходную основу, и тем самым существенно расширит складывающуюся у нас картину.
Представления о зрении — одна из определяющих областей египетского объяснения мира. Писалось о них немало есть весьма интересные и важные исследования, однако на то,
что проблематика зрения едина, что именно в ее рамках в центральный для древней онтологии комплекс объединяется масса как будто разрозненных и несвязанных между собой фактов, до сих пор не обращали должного внимания. Лишь недавно вопрос о зрении был, наконец, четко поставлен и был указан путь его разрешения [Hodjash, Berlev, 1982,
p. 14]. Характер книги СИ. Ходжаш и ОД. Берлева — публикация музейной коллекции не позволил авторам дать сколько-нибудь подробную картину и привести систему доказательств,
[81]
однако один-единственный посвященный данной проблеме абзац знаменует собой начало принципиально нового подхода к изучению египетского миропонимания.
Проблема зрения предельно широка, и рассмотреть ее в настоящей работе скольконибудь подробно невозможно. Поэтому мы коснемся ее только в той степени, в которой она связана с непосредственной темой предпринимаемого исследования 1. СпособыкормленияДвойника
Отличительная черта древнего сознания — множественность и равноправие различных объяснений одного итого же явления каждое из них касается лишь какого-то одного его аспекта, а потому увеличение их количества создает более полную картину и,
следовательно, вполне естественно и желательно. Этот принцип, на котором основывается любое древнее мировоззрение, в высшей степени характерен для Египта ив значительной степени определяет специфику его культуры. Найдя какое-либо новое объяснение,
египтянин никогда не отказывался от старого, даже если оно диаметрально противоположно,
и рассматривал их на равных. Полученное единство, совершенно для нас неприемлемое,
было для него вполне органичным.
В полной мере это проявляется в культовой практике, в том числе в многообразии способов кормления умершего. Вывод о сущности kA был сделан на материалах гробничных изображений — одного из таких способов, имеющего непосредственное отношение к зрительному восприятию. Поэтому рассмотрение представления о зрении будет логично начать с выяснения того, насколько с ним связаны другие способы кормления.
Представления окормлении и, если брать шире, о снабжении мертвого лежат в основе всей египетской картины вечной жизни. Мертвый сам по себе совершенно беспомощен,
поэтому ему необходима забота живых — его нужно кормить, поить, одевать и т. д. Широко распространившиеся в Старом царстве изображения позволяли сделать это с наибольшими удобствами и гарантиями. Возможность изобразить не только сами продукты, но и процесс их производства, те. полностью все хозяйство умершего, позволяла обеспечить его всем Настоящая глава не могла бы быть написана без содействия ОД. Берлева, которому я обязан многими ценными указаниями. Именно он обратил мое внимание назначение надписи о факеле из гробницы ZSnw, на смысл книги Да будет прочен мой rn» и на интерпретацию стелы #nt(j)-m-smj.tj. Что же касается § посвященного богу Js.t-jr.t, то основу его составляет неопубликованная концепция Олега Дмитриевича,
которую он любезно разрешил мне для полноты картины включить в эту книгу
чего он ни пожелает, и делала этот способ кормления наиболее универсальным. Однако в истории представления о необходимости кормления умершего он оказывается лишь дублированием древнейшего способа — ритуального. Ритуальное кормление заключалось в целой совокупности обрядов, получившей неудачное, как будет показано ниже (гл. 5, § название заупокойного культа. Об отдельных обрядах и о заупокойном культе в целом существует обширная литература, так что у нас нет необходимости заниматься сейчас их анализом нам важна их общая направленность — то, как они должны были, по египетскому представлению, поддерживать жизнь мертвых.
Если отвлечься от частностей, то основу культа составляет принесение продуктовых жертв, которые с соответствующими ритуалами складываются на жертвенник перед ложной дверью. Состав жертв несколько менялся со временем ив зависимости от случая, по которому они приносились (праздничные, естественно, были богаче, чем повседневные, но главными среди них были несколько сортов хлеба, различные куски мяса жертвенных животных, убитые птицы и некоторые другие на жертвенник также возливалась вода для утоления жажды. Таким образом, жертвы, приносившиеся в египетской гробнице,
представляли собой еду и питье для кормления умершего.
3
Казалось бы, с появлением вечных изображений культ, кратковременность и ненадежность которого была очевидна, должен был утратить значение. Этого, однако, не произошло более того, именно ритуалы вовсе времена воспринимались как основной способ кормления. Отсюда постоянная забота египтян об обеспечении своего культа даже в тех случаях, когда все стены их гробниц были покрыты изображениями неслучайно на стенах показывали и жреческие службы, переводя их из мира реального в мир изображений,
где сточки зрения нашей логики они были бессмысленными.
Здесь, однако, возникает очень серьезная проблема. Жертвы в гробнице приносятся изображениям, те, однако совершенно очевидно, что реальные продукты и Двойник имеют разную природу, принадлежат к разным мирами точно также не может насытиться настоящей едой, как Буратино — засунуть нос в нарисованный котел. Как ни странно, этот вопрос, ключевой для понимания египетского культа, никогда по-настоящему не рассматривался, хотя неоднократно отмечалось, что продукты на жертвеннике оставались нетронутыми и жрецы, приходившие наследующий день для совершения очередной службы, должны были это видеть. Встречающиеся иногда ссылки на то, что продукты якобы поедали дикие животные, особенно шакалы, в изобилии водившиеся в пустыне и, конечно,
рыскавшие по ночам в поисках еды и по некрополю, несерьезны уже хотя бы потому, что часовни запирались и были для них недоступны. К тому же известно, что после того, как жертвы некоторое время полежали в часовне, жрецы уносили их в другие гробницы, в которых они совершали службы [Gardiner, 1938, р. 87–88], и, вероятно, в конце концов забирали их себе Таким образом, жреческая практика подтверждает, что никто и не думал,
будто Двойник кормится самой жертвенной пищей. Здесь действует тот же самый механизм,
что ив случае с изображениями продукты, лежащие на жертвеннике, нужны не сами по себе, а потому, что они служат напоминанием о еде, таким же, как и ее настенные изображения, и вызывают ее образ, те. порождают ее kA. Им-то и питается Двойник умершего, ибо они единосущностны и принадлежат к одному миру. Это, кстати, привело к появлению жертвенников с изображениями продуктов, которые были ничуть не менее действенными, чем настоящая пища на жертвеннике без изображений. Точно также реальные жертвы могли заменяться иногда глиняными или гипсовыми моделями представление об изображении и здесь смыкается с представлением о жертвоприношении См, например, обзор Г. Юнкера [Junker, 1938, S. 98–115], конечно, далеко неполный, но точный и проблемный То, что эти жертвы имели и мифологическую интерпретацию, для нас сейчас неважно — изначальный их смысл состоял в чисто физическом насыщении покойного Тоже самое происходило и с храмовыми жертвами. Огромное количество продуктов, приносившихся в жертву в храмах Нового царства, доставалось не только жречеству, но и распределялось каким-то образом среди населения города
Правда, количество таких моделей в погребальных камерах гораздо больше, чем в часовнях,
но это совершенно естественно — в открытых помещениях они легко исчезали.
Существовал и еще один важный способ кормления, вызревавший в недрах ритуального. Несомненно, что с глубочайшей древности ритуалы сопровождались произнесением вслух определенных фраз, которые в силу их установившегося характера можно назвать формулами, — соединение действия и слова есть характерная особенность всякого ритуала. Как первоначально, до того, как ее начали писать, звучала формула,
связанная с жертвоприношением, мы не знаем и никогда уже не узнаем, но, вероятно, не будет большой ошибкой предположить, что в основном ее смысл был аналогичен тому, что нам известно поболее поздним надписям о жертвенной формуле см Barta, 1968; Lapp,
1986; также Gardiner, 1927 = 1950= 1957-1, p. 170–173]. Жертвенная формула в староегипетской редакции говорит, что царь и кто-либо из богов (сперва Jnpw, затем также и другие) дают умершему определенные блага.
Репертуар этих благ со временем расширялся, однако основу его составляют продуктовые жертвы. Именно их перечень первоначально назывался выхождением голоса, те. произнесением вслух, возглашением, и лишь позднее это название распространилось навесь комплекс благопожеланий, в том числе и не имеющих отношения к насыщению. Как видно по многочисленным изображениям ритуалов, жертвенную формулу по свитку папируса зачитывал Xr(j)-H(A)b(.wt) — жрец праздничных книг (это, собственно,
и было возглашением. Вместе
[84]
с формулой как ее продолжение зачитывались и списки жертв, в развитом Старом царстве включавшие до ста наименований таким образом;
рацион мертвого был весьма обширен.
Действенность жертвенной формулы объясняется представлением о rn и его соотношении с kA. Всякое название, в том числе и название продукта, есть имя обозначаемого, поэтому, когда в составе формулы перечисляются названия жертв, для адресата возникают их rnw. Поскольку, несмотря на некоторую разницу между Двойником и Двойником, они единосущностны, kA хозяина получает приемлемую для него пищу.
Этот способ кормления, будучи первоначально лишь составной частью ритуального,
имеет тот же недостаток — он неизбежно преходящ. Когда невозможность вечного обеспечения культа становится очевидной, происходит перенос центра тяжести со жрецов,
читающих заплату, на случайных посетителей некрополя, которые должны читать из чисто моральных побуждений. Для того, чтобы убедить прохожих читать жертвенную формулу,
при V дин. ее начинают сопровождать формулой обращения к живым см Garnot, 1938], в которой говорится, что чтение труда не составляет, но зато полезно и мертвыми самим прохожим — они могут надеяться, что в будущем тоже самое кто-нибудь сделает и для них Таким образом, всякий прохожий автоматически превращался в жреца и культ становился более надежным но механизма действия жертвенной формулы это не меняло.
Жертвенная формула превратилась в самостоятельный способ кормления, отличный от ритуального, в тот момент, когда ее стали писать на стенах часовен Впервые это происходит в конце царствования %nfr-w(j) в мейдумской мастабе Ra(w)-Htp(.w) [Petrie, 1892,
pl. 13] (в несколько более ранней мастабе его брата Nfr-mAa.t формула еще отсутствует 5
Разумеется, речь не идет об организации материального обеспечения культа — начиная с IV дин. оно гарантировалось царем, а для более ранних времен это не засвидетельствовано Чрезвычайно ярко последнее выражено в тексте поздней, уже птолемеевского времени стелы &A-js.t
(ГМИИ I.1.b.270), где тезис об обоюдной пользе чтения повторен трижды [Hodjash, Berlev 1982, p. 191].
7
В Старом царстве, когда профессиональное жречество еще не сложилось, это было особенно естественно Точно также и современный египтолог, вовремя своей работы читающий жертвенную формулу, тем самым невольно совершает жертвоприношение — в рамках египетских представлений система снабжения действует безукоризненно даже спустя тысячелетия после гибели породившей ее культуры Тем не менее формулу и после этого тысячелетиями читали вовремя совершения ритуалов,
а обращения к живым появились уже после того, как ее стали писать. Здесь, однако, нет ничего удивительного в этом выражается одно из проявлений тенденции многократного дублирования, о которой как рази идет речь О датировке этих гробниц см [Bolshakov, 1991-2].
Для кого же она предназначалась в таком виде На первый взгляд — для жреца Xr(j)-H(A)b(.wt) как замена его свитку. Однако это не так во-первых, масса изображений свидетельствует, что и во времена, когда формулу писали на стенах, жрец читал ее все-таки по свитку во-вторых, и это самое главное, в некоторых гробницах списки жертв, связанные с формулами, находились на восточной стене — чтобы читать по ним, пришлось бы поворачиваться спиной к ложной двери, а это было невозможно. Таким образом, формулы, написанные на стенах, предназначались не для жрецов, и, следовательно, читать их должен был Двойник хозяина гробницы, тем самым совершавший для себя жертвоприношение. В этом случае механизм действия формулы несколько более сложен, так как rnw продуктов возникают благодаря зрительному (чтение),
а не слуховому восприятию, но никакой принципиальной разницы с рассмотренными ранее представлениями здесь нет. Мы уже знаем, что поскольку зрение и слух в равной мере порождают образы увиденного и услышанного, они в этом отношении представляют собой единое чувство, условно названное выше (гл. 3, § 5) внутренним зрением. Таким образом,
все способы кормления основываются на том, что kA способен видеть внутренним зрением все то, что ему необходимо. Однако это лишь одно из проявлений универсального представления о зрении 2. Зрениекакусловиежизни
Получаемая Двойником при помощи зрения пища является необходимым условием его жизни. Однако жизнь без зрения невозможна не только потому, что слепота означает голод. Здесь мы имеем дело с инверсией представления о том, что существует все то, что человек видит, — то, чего человек не видит, не может существовать. Слепота есть небытие окружающего мира, невозможность действовать в нем, те. смерть мертвый поэтому всегда мыслится как слепой. Лучшей иллюстрацией этого положения будет представление о соколообразном боге Летополя, которому одну из своих классических книг посвятил
Г. Юнкер [Junker, 1942]. Этот бог носит два имении, которые означают Тот, у кого во лбу глаза и Тот, кто без глаз во лбу. С присущей ему наблюдательностью Юнкер отметил, что когда бог носит первое имя, он описывается как живой, когда второе — как мертвый [ibid., S. 9; ср.: Brunner-Traut, 1975, S. 926–927]. Однако явно следующего отсюда вывода о зрении как условии жизни не сделали ни сам Юнкер, ни другие исследователи, обращавшиеся к его трудам. Зато широкое распространение получило ошибочное предположение Юнкера о том, что M-xnt(j)-jr.tj / M-xnt(j)-n-jr.tj — это универсальный небесный бог, Weltgott, ведущее к мысли о существовании в Старом царстве практически монотеистических тенденций. Лишь Дж. Г. Гриффитс указал на необоснованность этой точки зрения [Griffiths, 1958, р. 192–193], тем самым сделав шаг к освобождению ядра идеи Юнкера от скрывающих его напластований, но при этом он выплеснул с водой и ребенка, заявив, что M-xnt(j)-jr.tj второго имени не имела встречающиеся написания с n перед jr.tj являются лишь вариантами единственного имени.
Нельзя не признать, что это утверждение Гриффитса должным образом не доказано, и аргументы, приведенные Юнкером в пользу существования двух имен бога-сокола и,
следовательно, представления об огромной роли зрения [Junker, 1942, S. 12–15], остаются в силе. В таком случае, для жизни необходимо выполнение двух условий, обеспечивающих зрение. Это, во-первых, наличие глаз, без которых человек слепи, во-вторых, присутствие света, без которого глаза беспомощны [ср.: Assmann, 1975, S. 56]. Выяснение смысла представлений, которые египтяне связывали с глазами и со светом, имеет принципиальнейшее значение Например, KA(.j)-nfr(w) (Г № 2150) [Reisner, 1942, fig. 260]; %Sm(.j)-nfr(.w) I (Г № 4950 = ГЛ № 45) [LD
II, Bl. 28]; $nm(w)-Htp(w) (CM № D-49) [Petrie H., Murray, 1952, pl. 17-1]; Nfr-sSm-ptH/^Sj (Саккара, без №)
[Capart, 1907-2, pl. 101].
53
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов


связь с админом