Главная страница
qrcode

Большаков. Человек и его Двойник. Научноеиздание Издательство алетейя


НазваниеНаучноеиздание Издательство алетейя
АнкорБольшаков. Человек и его Двойник.pdf
Дата25.03.2020
Размер5.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBolshakov_Chelovek_i_ego_Dvoynik.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#29995
страница5 из 22
Каталогid49054056

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: Kontrol_i_upravlenie_Internetom.pdf, Benyamin_Avtor_kak_proizvoditel.pdf, Voronin_A_A_-_Programma_obschego_chelovekovedenia_F_T_Mikhaylova и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
§ 3. Египетскоепредставлениеоглазах
Представления о зрении как условии жизни, наиболее явно проступая в образе бога / M-xnt(j)-n-jr.tj, пронизывают всю египетскую культуру. Только они позволяют объяснить один из ключевых эпизодов египетской мифологии, когда убитый бог воскресает благодаря тому, что его сын @r(w) дает ему свой глаз Поскольку у убитого оба глаза оставались на месте, передача ему глаза @r(w) не была компенсацией физического недостатка, ведущего к слепоте. Js.t-jr.t был слеп, как всякий мертвый сглазом) он обретал новое, искусственное зрение. Js.t-jr.t, получивший глаз, оживает, и это следует связывать, конечно, стем, что он становится зрячим. Впрочем, «искусственный»
характер этого нового зрения все-таки дает себя знать — по-настоящему живым Js.t-jr.t не становится, и поэтому слова воскресение и оживление неслучайно стоят здесь в кавычках. Быть живым — значит, помимо прочего, быть включенным в мир живых Js.t-jr.t же, хотя и обретает активность, в мир живых не возвращается, становясь царем мира мертвых. Js.t-jr.t, как это хорошо видно по тексту Тяжбы @r(w) и %tX», не присутствует в собрании богов, пребывая в своем царстве даже тогда, когда решается судьба его сына, и связь с ним осуществляется лишь
[87]
посредством писем (pCh. В. I, XIV:6–XV:10).
13
Таким образом, Js.t-jr.t оказывается живым мертвецом, хотя и активным, ноне выходящим за пределы своего мира. Для нас, однако, важно то, что, хотя бы и ограниченная, активность его
(т. е. подобие жизни) обеспечивается зрением.
С конца Старого царства, когда всякий умерший стал приравниваться к история воскресения этого бога стала историей воскресения любого человека. Согласно представлениям о загробном суде, относящимся уже ко времени Нового царства,
оправданного мертвого наделяет зрением сам Js.t-jr.t. В Книге мертвых, принадлежащей некой Ntjwnj, хозяйка изображена держащей в руке глаза и рот, которые она получила по приговору Js.t-jr.t, говорящего Дайте ей глаза ее и рот ее. Ведь сердце ее праведно, 1930, fig. 32 = Лапис, Матье, 1969, рис. 5]. Таким образом, наделение зрением
(глаза), наряду с возможностью говорить и есть (рот, оказывается важнейшим условием будущей жизни. При этом, разумеется, новое зрение, как и уносит особый характер,
что хорошо объясняет чисто практическую вещь — почему мертвых нельзя воскрешать при помощи ритуального воспроизведения истории Js.t-jr.t. Благодаря получению глаз, мертвый действительно прозревает и оживает, те. обретает активность, но оживает он не для мира живых, что означало бы подлинное воскресение а лишь для мира мертвых. Понятно,
что глаз @r(w), ожививший Js.t-jr.t, играет огромную роль в религии Египта и обыгрывается едва лине во всех сюжетах, касающихся богов и царя см Rudnitzky, 1956;
Anthes, 1961]. Особенно важно то, что с ним были отождествлены жертвы, приносимые богам [Wb. I, S. 107:14]; таким образом, всякое жертвоприношение оказывалось даванием глаза, возможности видеть, те. жизни Например Взял он / те глаз свой в руку свою. Дал он его тебе (Pyr. 579).
13
Определенную роль здесь, конечно, играет и очень естественное для бюрократического государства представление о преимуществе письменного документа перед устным словом, но все же симптоматично, что письма пишут именно и только к Js.t-jr.t. Подтверждением такого понимания этого эпизода является то, что когда египтяне по той или иной причине хотели вступить в общение с мертвыми (главным образом с просьбой о защите и помощи, они пользовались совершенно аналогичным способом, известным с конца Старого царства, — писали письмо и помещали его в гробницу (публикации Писем к мертвым см [Gardiner, Sethe,
1928; Gardiner, 1930; Clére, Piankoff, 1934; Černý, Gardiner, 1957, pl. 80; Simpson, 1966; 1970; Guilmot, 1973]; см.
также: [Guilmot, 1966]; новейшая сводка [Grieshammer, 1975]). Как и Js.t-jr.t, мертвый в своем мире активен, но из мира живых выключен (хотя и может на него воздействовать, а потому непосредственное общение с ним невозможно, необходим посредник — письмо В духе евангельского воскрешения сына вдовы в Наине (Лук. 1:11–17), дочери Иаира (Марк. 5:22–23;
Лк. 8:40–56) и Лазаря (Иоан. 11:1–46).
15
Мы не можем здесь касаться родственного с представлением о глазе @r(w) представления об
«анатомии» египетских божеств, имеющих отделяемые и самостоятельно действующие глаза, — оно чрезвычайно важно, но увело бы нас далеко от непосредственной темы исследования. Наиболее рельефно
Впрочем, все это примеры, имеющие конкретную мифологическую окраску. Гораздо показательнее и важнее наиболее общее и употребительное вовсе эпохи обозначение глаза.
Первоначальное его название восходит к общесемитскому корню — ajn [Wb. I, S. однако оно исчезло еще до сложения системы египетского письма, и единственное воспоминание о нем сохранилось в фонетическом значении an знака
(В по Гардинеру
[Gardiner, 1927 = 1950, р. 443; 1957-1, р. 451]). Его место заняло слово jr.t, однокоренное с глаголом jrj — делать, которое, вероятно, можно понимать как делатель. Оно несомненно связывает с глазами, со зрением, возникновение всего сущего. Интересно и важно также и присутствие в написании глагола jrj знака глаза
. Э. Гардинер видел здесь только фонетическое значение jr, полученное от идеограммы jr.t — глаз, однако связь оказывается более сложной. Знак входит в написание глагола как изобразительный намек насущность этого слова и получает свое фонетическое значение отсюда. В таком случае наиболее глубинное значение глагола jrj, уточняемое графически, — творить взглядом 4.
Ритуалыотверзанияустиочей
Наличие глаз — для зрения условие необходимое, но недостаточное нужно, чтобы эти глаза были зрячими. Однако, когда речь идет об изображении, совершенно ясно, что его глаза ненастоящие и, следовательно, слепые. С этим борются при помощи наборных глаз для статуй и саркофагов, которые выглядят очень живо, но и этого явно мало. Здесь вступает в действие все тоже отмеченное ранее противоречие между безжизненностью материала, из которого сделано изображение, и жизнью, которая с ним связана. Поскольку ясно, что вовремя изготовления изображение представляет собой лишь мертвое сырье, должен существовать момент, когда оно обретает качественно новые свойства. Эти свойства можно придать только ритуальным путем, а решающая роль зрения в представлении о Двойнике определяет характер ритуала. Если глаза у изображения ненастоящие, незрячие, их нужно сделать настоящими, функционирующими, их нужно открыть. Точно также для того,
чтобы изображение могло есть, следует открыть его рот.
16
[89]
Это и проделывалось при помощи комплекса ритуалов wp(j).t rA jr.tj — «отверзание уст и очей. Сложение его относится по крайней мере к Старому царству — отдельные обряды зафиксированы еще Текстами пирамид [Otto, 1960-2, S. 4–6] и другими царскими текстами, например Палермским камнем (vs., 4:3) и юбилейной надписью Pjpj I (CG 1747)
[Urk. I, S. 114:11]. Совершался они в гробницах частных лиц [Otto, 1960-2, S. 6–8], и хотя в
Старом царстве упоминания этого редки, самое раннее из них находится водной из первых часовен с изображениями, y MTn [LD II, В. 4–5]. Материальным свидетельством отверзания в столичных и провинциальных частных староегипетских гробницах являются находки целого ряда наборов инструментов (их известно уже 27 экземпляров, участвовавших в обрядах [Boston, 1988, р. 80–81, cat. no. Лучше всего зафиксировано отверзание у статуй. Оно совершалось сразу же после окончания изготовления статуи непосредственно в мастерской, называвшейся H(w).t-nb(w) двор золота [Wb. II, S. 238: 16–18].
18
Содержание ритуала наиболее полно отражено в его новоегипетских изображениях и надписаниях к ним. Порядок и смысл ритуальных действий отразившееся в новоегипетской Книге Коровы [Naville, 1876; 1885] ив позднем, но имеющем древние корни сказании о возвращении богини @(w).t-Hr(w) / &fnw.t из Нубии [Junker, 1911; West, 1969], это представление универсально и касается самой сути воззрений египтян на природу божества Совершенно аналогичное представление касалось и мумии — ее глаза и рот не функционируют, и их также требуется открывать Правда, поскольку в южной Саккаре два таких набора [Jequier, 1929, fig. 72, 137] были найдены in situ в погребальных камерах, использовались они скорее всего в ритуалах над мумией. Этот аспект
«отверзания» детально рассмотрен в двух прекрасных статьях Э.М. Рот [Roth, 1992; 1993] (с которыми,
впрочем, автор несогласен концептуально О смысле названия двор золота см [Берлев, 1979, с. 53].
все еще не истолкованы однозначно установлению их посвящен ряд работ, последняя из которых принадлежит Э. Отто [Otto, 1960-1, 2]. Отто детально реконструировал порядок сцен и свел отдельные сцены (он насчитывает их 75), разбросанные по разным гробницам, в единую систему [Otto, 1960-2, S. 8–10]. С отверзанием сочеталось множество других ритуалов, прежде всего многократные очищения, каждения и жертвоприношения, так что в
Новом царстве возникла громоздкая процедура, перенявшая название своей центральной части — «отверзание уст и очей Сточки зрения египтянина, бессмысленно говорить о более или менее важных ритуалах — действенность культа состоит в выполнении в равной мере всех обрядов, однако мы можем выделить ядро, игравшее определяющую роль, к которому со временем присоединялись уже вторичные действия.
Само отверзание, взятое помимо вспомогательных обрядов, заключалось в том, что жрец касался глаз и рта статуи теслом dwn-ra, теслом nwA, теслом nTr.tj (сцена 26 по Отто),
жезлом wr.t-HkA.w, который, видимо,
[90]
восходит к форме тесла (сцена 27), резцом сцена 32), жезлом в виде пальца (сцена 33), причем действия эти сопровождались диалогами жрецов, имеющими мифологический характер и восходящими к истории воскресения. Характерно, что участвующие в отверзании предметы, за исключением последнего,
являются орудиями, которыми работал египетский скульптор, или их имитациями, асами ритуалы в таком случае — имитацией завершающего этапа изготовления статуи, прорезания глаз и рта. М.Э. Матье полагала даже, что эти действия ритуалами не имитировались, а действительно проделывались вовремя их совершения [Матье, 1958-1, с. 351]. Это предположение прекрасно согласуется с древнейшей мыслью о неразрывности всякой работы и ритуала, ив додинастике, когда труд скульптора был менее квалифицированным,
дело скорее всего обстояло именно так — ритуалы и реальный процесс завершения или даже всего изготовления статуэтки могли составлять единое целое, жрец и мастер в это время могли быть объединены водном лице, как это известно по многочисленным этнографическим параллелям, Иначе было в династические эпохи сих высоким взлетом искусства и выделением художественного труда в самостоятельную ив свою очередь очень специализированную сферу деятельности. Нам, правда, известно некоторое количество скульпторов, занимавших одновременно и жреческие должности см Матье, 1947-2, с. 54–
95], но это все-таки случаи исключительные, и совершенно ясно, что огромное большинство жрецов профессиональными навыками скульптора не обладало. Поэтому, хотя вовремя отверзания его участники и переодевались в одежду ремесленников (сцена 11), они лишь имитировали их работу, прикасаясь к статуе соответствующими инструментами, ноне более того. Есть и еще один аргумент против предположения о завершении статуй вовремя ритуалов. Тщательность моделировки глаз и рта (причем не только у шедевров, но и у статуй среднего качества) требовала кропотливой и долгой работы, выполнить которую вовремя отверзания было просто нереально в случае использования твердого камня дополнительное время должна была занимать и окончательная шлифовка поверхности. Даже просто поместить в заранее прорезанную глазницу вставной наборный глаз не так-то легко — почти обязательно понадобятся какие-то поправки, а ведь после окончания ритуалов всякое вмешательство скульптора уже исключено. Тем не менее ритуалы отверзания действительно завершали процесс создания статуи, причем воспринимались они точно таким же практическим действием, как сама работа скульптора, качественно от нее не отличающимся.
Мы невидим разницы между статуей, прошедшей отверзание, и статуей, отверзанию не подвергавшейся, ибо ритуалы не изменяют ее внешности для египтянина же разница была принципиальной. Beдь дело не в том, чтобы глаза или рот были завершены в смысле бытовом, ремесленном, художественном, а в том, что, даже будучи законченным художником, они остаются незавершенными окончательно без ритуала. Поэтому,
проделывая отверзание, жрец, даже не изменяя ничего во внешности статуи, все равно переводил ее в новое качество, изменял ее сущность — раньше она была неживым В более раннее время ритуалы собственно отверзания были, видимо, отделены от прочих ритуалов,
направленных на кормление статуи, и выступали в чистом виде [Otto, 1960-2, S. 1].
материалом, теперь же обретала связь с Двойником, и о ней надлежало заботиться, как о живом человеке, — кормить, поить и т. д.
20
По вполне понятным причинам ритуалы отверзания у настенных изображений известны гораздо хуже египетский художник мог показать на плоскости действия со статуей, с объектом, имеющим объемно не мог дать изображение плоского изображения этого не допускала существовавшая система пространственных построений.
Староегипетские свидетельства существования отверзания уст и очей настенных изображений автору неизвестны, в более же позднее время они появляются.
Очень характерна в этом отношении абидосская стела-кенотаф Nb(w)-pw-z-n(j)-wsr.t времени Jnm-m-HA.t III [Blackman, 1935, pl. 1]. На ней дважды говорится, что открыто лицо Hr) хозяина стелы Открыто лицо. следуют титулы Nb(w)-pw-z-n(j)-wsr.t, /чтобы/
видел он красу бога Wp(j.w)-wA.wt вовремя процессии его доброй, когда он идет в мире в свой дворец радости Открыто лицо. следуют титулы Nb(w)-pw-z-n(f)-wsr.t, /чтобы/
видел он бога Js.t-jr.t, когда он делается правогласным в присутствии двух Девяток богов,
/когда/ мирен он во дворце своем, когда довольно сердце его вечно (имеются ввиду ритуалы, совершавшиеся в абидосском храме. Выражение открывать лицо синонимично выражению «отверзать уста и очи [ibid., p. 2, note 5], так что речь в этих надписях идет об интересующем нас ритуале. Особенно же они важны тем, что сделаны не в гробнице, где был похоронена на кенотафе, расположенном в Абидосе, так что видеть храмовые мистерии могли лишь изображения на кенотафе, а не сам его умерший владелец,
который скорее всего никогда в Абидосе и не бывал [ibid., p. В общем, видимо, никакой существенной разницы между скульптурами и плоскими изображениями в отношении отверзания не было неизбежные частные различия непринципиальны. Впервые факт этого сходства установил на материалах надписей поздних храмов Г. Юнкер, заметивший, что представления о гробничных статуях и храмовых рельефах имеют общую основу [Junker, 1910, S. 6–7]. Позднее Э.М. Блэкмен и У. Фэйермен пришли к аналогичными даже более значительным выводам. Они установили, что, согласно текстам храма в Эдфу, обряды отверзания совершались над каждым изображением в храме и их совокупность составляла «отверзание уст "ТронаЗащитника-Своего-Отца" те. эдфусского храма [Blackman, Fairman, 1946, p. 84–85, Таким образом, отверзанию подвергались все объемные и плоские изображения,
участвовавшие в храмовом ив гробничном культе. Резонно будет задать вопрос о том, как обстояло дело с другими изображениями считались ли они также живыми, т. е.
связанными с kA, или же среди них были и заведомо мертвые Отчасти ответить на него позволяет склеп царицы @tp-Hr.s I, матери #w(j).f-w(j), — один из замечательнейших староегипетских памятников, уникальный тем, что это единственная погребальная камера,
где сохранился нетронутым столь богатый инвентарь. В составе этого инвентаря есть несколько предметов с изображениями самой @tp-Hr.s I [Reisner, Smith, 1955, fig. 30 + pl. 14;
fig. 40 + pl. 28-a, 29-a, 35-6] и ее мужа, царя %nfr-w(j) [ibid., fig. 29-6 + pl. е — и это во времена #w(j).f-w(j), когда изображения исчезают из часовен, а в погребальных камерах их боятся как огня (и будут бояться еще два с половиной века, да к тому же еще в гробнице царицы, где все правила должны были соблюдаться особенно тщательно Видимо, именно этих изображений @tp-Hr.s I могла не опасаться, так как они считались безопасными,
мертвыми. Причина же этого в том, что вещи, на которых они сделаны, использовались %nfrw(j) ив быту, а не предназначались специально для погребального инвентаря. И
если над всеми гробничными изображениями ритуалы отверзания совершались обязательно,
то бытовые предметы, конечно же, обходились без этого. В результате изображения на них Обряды, сходные с египетским отверзанием уст и очей, совершались над статуями ив Месопотамии, 1924-2]. Некоторые различия в том, как совершался ритуал, не скрывают сходства в том, что он означал. Смысл его был явно аналогичен — сделать мертвое в процессе изготовления изображение «живым»
(ср. также некоторые собранные М.Э. Матье африканские этнографические параллели [Матье, 1958-1, с. 357–
362]).
жизнью не обладали и, соответственно, были безопасными (но зато и бесполезными).
К сожалению, практически во всех других погребальных камерах Старого царства инвентарь либо разграблен, либо слишком беден. Однако несомненно, что многие вельможи брали с собой в гробницу любимые вещи с изображениями — а в том, что таких предметов было немало, можно убедиться по свидетельствам более поздних эпох.
Таким образом, существовала значительная группа заведомо мертвых изображений на бытовых вещах — ведь абсурдно было бы предполагать, что отверзание совершалось,
например, над картинкой на ларце для одежды. Эти исключения как нельзя лучше согласуются стем, что египтяне, как мы уже убедились, жизнь Двойника, связанную с изображениями, обязательно подтверждали ритуалами отверзания.
§ 5. Представленияосвете
Огромное внимание, уделявшееся в египетской онтологии зрению, предопределило и значение представлений о свете (собственно говоря, это представления одного порядка,
которые можно разделять только
[93]
условно) — свет есть непременное условие зрения,
темнота же есть невозможность видеть, слепота.
Очень характерно в этом отношении то, что обряды отверзания совершались рано утром, при восходе солнца. Вероятно, наиболее раннее свидетельство этого дает стела #nt(j)m-smj.tj (BM 574), датированная временем Jmn-m-HA.t II [British Museum, 1912, pl. В перечне титулов ее владельца указано, что он был руководителем большим (xrp aA) во "дворе золота, когда рождается бог на рассвете (m nhpw)». Под богом здесь можно понимать только изготавливаемую в мастерской статую (об обозначении изображения словом nTr см [Spiegelberg, 1930]), а рождение есть ее завершение [Sethe, 1914] конечно, в сочетании с ритуалами отверзания, без которых она оставалась незаконченной и,
следовательно, «нерожденной». Таким образом, статуя обретала возможность видеть, свое внутреннее свойство в тот момент, когда вокруг появлялся свет — внешнее условие видения;
действенность ритуала тем самым усиливалась, тем более что именно с первым утренним светом по контрасту с ночной тьмой особенно тесно связывались представления о животворности (см. ниже. Еще красноречивее слова на новоегипетской стеле МСВ Твои уста отверзты и твоим членам дано быть чистыми перед лицом бога Ra(w), когда он восходит [Kminek-Szedlo, 1895, р. 196–197; Curto, 1961, tav. 52] — здесь отверзание совершенно явно связывается с появлением на небосклоне солнца-Ra(w).
Не случайно главенствующее место в египетском пантеоне вовсе эпохи занимали солнечные божества — первенство обеспечивал их характер светоносного начала, во всемирных масштабах дарующего зрение, а, следовательно, и жизнь. Так, согласно гелиопольской космогонии, началом мира было появление из первобытного хаоса солнечного бога (J)tm (например, Pyr. 1040).
22
Эта роль солнечных божеств хорошо отразилась во многих гимнах, и особенно ярко — в амарнском гимне богу JTn, начертанном в гробнице Jjj (в ту пору еще придворного) [Davies, 1908, pl. 27]. Ночная темнота описывается здесь как смерть Когда упокаиваешься тына западном небосклоне, земля во мраке, в разновидности смерти (стк. 3). В темноте господствуют враждебные человеку силы:
«Львы все выходят из логов своих букв "из логова своего, змеи все — жалят
[94]
/букв.:
"кусают"/ они (стк. 4), — а спящие люди оказываются совершенно беспомощными Когда политические события выдвигали на первое место богов, не имевших солярного характера
(фаюмский %bk в Среднем царстве, фиванский Jmn в Новом, они сразу же отождествлялись си тем самым превращались в солнце В данном случае для нас неважно, что первоначально (J)tm был хтоническим божеством, божеством первобытного холма (Pyr. 1587), — главное, что ко времени сложения Текстов пирамидон уже был переосмыслен как солнце Это место обычно переводят в подобии смерти, однако использованное здесь слово sxr сильнее;
речь идет не о подобии, а об одном из видов смерти Чрезвычайно характерно упоминание в этом контексте змей, свидетельствующее о гораздо большем
Не видит глаз другого человека букв "второго своего. Если взять вещи, которые под головами их, тоне узнают они об этом (стк. 3). Рассвет же, описываемый далее, означает наделение жизнью всего в мире, причем первое, что говорится о делах солнца после восхода,
это: Изгоняешь ты тьму (стк. 4), так что последующее оживление мира оказывается следствием освещенности Глубоко личное и любовное отношение к своему богу,
появившееся впервые при Ah(.j)-n(j)-jTn, подобного которому мы не знаем в предшествующие эпохи, создает яркую образность гимна, выделяющую его среди аналогичных сочинений.
Эту образность современный человек склонен принимать за метафоричность, однако здесь проявляются лишь очень традиционные и хорошо известные по другим текстам представления, только получившие новую эмоциональную окраску.
Весь Египет залит ярким солнечным светом, нов часовни гробниц и храмов, где в нем особая надобность, он не проникает из-за отсутствия окон настенные изображения и статуи пребывают в темноте. Эти помещения необходимо было освещать искусственно, хотя бы на время совершения ритуалов. Для этой цели использовались факелы и светильники.
Свидетельства староегипетских памятников на сей счет косвенны, и хоти ясно, что ив это время без искусственного освещения не обходились, более конкретные сведения дают лишь последующие эпохи см. сводку Fischer, 1977-1]. Так, сиутский номарх +времени Z-n(f)-wsr.t I, знаменитый договорами со жрецами относительно обеспечения своего культа (библиографию см. гл. 5, § 2), в этих договорах специально оговаривает, где и когда перед его статуями должен возжигаться света также особо упоминает обеспечение ламп фитилями (стк. 296–301, 305–318). Аналогичные данные есть и для храмовых ритуалов,
повседневных [Nelson, 1949, р. 321–325] и праздничных [ibid., p. Однако осветить часовню факелами или лампами можно лишь на время служб с постоянной темнотой в отсутствие людей таким образом справиться было также невозможно, как невозможно было обеспечить вечный культ. И здесь египтяне пошли потому же самому пути, который позволил им компенсировать временность культа, — по пути дублирования реальных действий разного рода заменителями. Наиболее очевидна следующая замена — раз светильник не может гореть вечно, его следует заменить его вечным изображением. Поэтому в инвентаре староегипетских гробниц наряду с настоящими светильниками (например, СЖ № М.ХII [Jéquier, 1929, fig. 92]) встречаются их модели
(например, СЖ № M.IV, M.IX [ibid., fig. 27, 70]) и статуэтки, изображающие пламя
(например, у _r-smAt [Hassan, 1941, fig. 13-a, pl. Имелся и другой способ дублирования. Из Дахшура происходит каменная подставка для факела tkA, изготовленная для часовни необнаруженной пока гробницы ZSnw времени позднего Среднего царства (датировка [Fischer, 1977-1, S. 81, Anm. 7]). Вокруг гнезда для факела помещена надпись [Fakhry, 1961, fig. 385], в которой факел отождествляется сглазом) (стк. 1–2). Благодаря свету факела дано тебе те. умершему небо, дана тебе земля,
даны (тебе) Поля тростников те. загробный мир в ночи этой доброй (стк. Характерно, что вечная ночь смерти становится для умершего доброй благодаря свету он обретает зрение и, соответственно, все то, что видит При этом свет факела должен быть вечным Да будет прочен (rwd) факел, как прочен rn бога (J)tm» и других божеств — ^w,
Tfnw.t, Gbb, Nw.t (стк. 12–18). Упоминания прочности rn в текстах довольно распространены чем простое бессилие человека перед природой. Змеи — существа первобытного хаоса, в котором еще не было света, и их появление приравнивает ночную тьму именно к этому древнему хаосу без солнца (мы назвали бы это состояние полным небытием, для древнего же человека такая абстракция была невозможна Характерно, что гимны источником жизни всегда называют солнечный свет, ноне тепло, о котором в жарком Египте говорить не приходилось Они входят в состав инвентаря погребальной камеры, однако это различие для нас сейчас неважно,
ибо свет был необходим и там Та же идея несколько по-другому, нов целом очень похоже отразилась в бронзовой подставке для факела из гробницы &wt-anx-jmn (Каир, JE 63254) [Carter, Mace, 1927, Taf. 60; Hildesheim, 1976, Nr. 61]. Она представляет собой персонифицированный иероглиф жизни anx, в руках у которого находится собственно держатель факела
и восходят еще к Текстам пирамид (Pyr. 1660–1670). Встречаются они ив гробницах Нового царства см Fakhry, 1961, р. 63] и, главным образом, в позднем сочинении, приходящем на смену Книге мертвых, носящем название Да будет прочен мой rn».
28
Эти упоминания были хорошо известны, но до находки подставки для факела ZSnw смысл их оставался неясен.
Теперь понятно, что прочность rn обеспечивается наличием света, а все тексты, где такие упоминания встречаются, направлены на его создание.
Очень интересное свидетельство дает также первая история демотического цикла о царевиче #a(j)-m-wAs.t. Мудрец #a(j)-m-wAs.t ищет в древних гробницах мемфисского некрополя написанную богом +Hw.tj магическую книгу, дающую своему владельцу неограниченную власть над миром, и наконец находит ее в гробнице волхва При помощи своих заклинаний #a(j)-m-wAs.t побеждает N(A)-nfr-kA-ptH, защищающего книгу,
и, едва при этом не погибнув, овладевает желанным свитком. Когда
[96]
после этого он покидал гробницу, свет шел передними темнота следовала за ним, а жена N(A)-nfr-kAptH сетовала о наступлении мрака (Ch. I, IV:34). Когда же N(A)-nfr-kA-ptH своими волхованиями вынудил царевича возвратить книгу и тот пришел с ней в гробницу, то он увидел, что как будто бог Ra(w) был во всей этой гробнице (Ch. I, VI:2). Несомненно, что свет в обители N(A)-nfr-kA-ptH создавал свиток, на который посягнул царевич.
В силу особого назначения книги Да будет прочен мой rn» и книги заклинаний порождение ими света неудивительно, однако мы имеем здесь дело с проявлением гораздо более общего представления. Когда читается какой-либо текст, оживают Двойники упомянутых в нем объектов — читатель или слушатель представляет их себе, видит их своим внутренним зрением, а возможность видеть равна освещенности. В полном соответствии стем, что мы уже знаем о египетской интерпретации внутреннего зрения»,
это свойство человеческого сознания превращается в свойство текста — текст оказывается порождающим свет. Выше (гл. 3, § 5) уже говорилось, что всякий текст есть создание
Двойников (kA.w и rn.w), теперь же мы видим, что жизнь этих Двойников гарантирована самой природой текста. Становится понятной и египетская вера в сверхъестественную силу письма, когда все написанное считается сущим — иначе и быть не может, раз текст порождает Двойников и обеспечивает их существование.
Благодаря этому Двойник хозяина гробницы даже в темноте может читать жертвенную формулу и тем самым насыщаться. Сочетание всех перечисленных и взаимоперекрывающихся способов освещения (факелы и лампы, их модели, формула прочности rn, природа написанного текста) не оставляет уже никаких сомнений в том, что жизнь его будет полноценной 6.
ПредставлениеобAx
Ax
Ax
Axизрение
Непосредственное отношение к тематике настоящей главы имеет и Ax — одна из важнейших категорий, при помощи которых описывается посмертное существование. До недавнего времени Ax оставался загадкой перспективы разрешения которой выглядели очень расплывчато. Эта ситуация с проблематикой Ax была подтверждена обширной новейшей работой, специально посвященной данной категории [Englund, 1978], которая, несмотря на тщательный анализ контекстов упоминаний Ax, таки не смогла сдвинуть дело с мертвой точки. Причина этого заключается в том, что Ax традиционно принято рассматривать как категорию того же порядка, что и kA, rn, bA и некоторые другие, описывающие сущность Вошедшее в литературу понимание названия книги как Да процветает имя мое («Que mon пот fleurisse») основано на ошибочном понимании первым издателем [Lieblein, 1895] слова rwd.
29
Характерно, что слово темнота написано с детерминативом, связывающим его с семантикой смерти —
(
).
30
Это вечное присутствие света отразилось в возможности именовать храмовую или гробничную часовню HD — светлая [Wb. III, S. 209:1–8].
человека. При этом не обращается должного внимания на играющее определяющую роль отличие если kA, rn и bA есть изначальные проявления человека, тов он превращается,
причем только после смерти и ритуальным путем — при помощи ритуала sAx, превращение в Ax». В трактовке Ax большое место отводится его связи с корнем Ax, быть светлым [Wb. I,
S. 13–18], откуда вытекает его понимание как «Verklärter», «esprit lumineux» и т. д явно связанное с европейскими представлениями о светящихся привидениях, ноне находящее подтверждения в египетских памятниках.
Лишь недавно был предложен принципиально новый подход к проблеме Ax [Hodjash,
Berlev, 1982, p. 72, note h], разрешающий ее в основном, хотя многие специальные моменты еще требуют доработки и объяснения. Основывается он на качественно ином осознании связи Ax со светом Ax — это действительно Светлый, однако речь идет не о свете,
излучаемом неким призраком, а о внутреннем свете, внутренней освещенности этого существа, те. о его зрячести. Такое словоупотребление вполне естественно — если внешним по отношению к человеку условием зрения является свет, то и его внутренняя возможность видеть также должна объясняться наличием света, только особого, внутреннего.
Поскольку в Ax превращаются после смерти, а свети зрение означают жизнь, Ax представляет собой обозначение мертвеца, характеризующее его как обладающего какой-то потусторонней жизнью. Сущность ее хорошо раскрывается известным по множеству настенных изображений ритуалом sAx — превращение в Ax». Ядро ритуала заключается в зачтении жрецом жертвенной формулы и сопровождающего ее списка жертв. Слыша названия продуктов, Двойник обретает их rnw, но, поскольку в силу специфики
«внутреннего зрения основа категорий kA и rn идентична, одновременно они видит эти продукты. Таким образом, ритуал sAx дает мертвому зрение через слухи гарантирует ему сытость в его инобытии.
Чтение жертвенных формул возможно лишь в том случае, когда имеется оборудованная гробница с изображениями и с установленным культом, поэтому в конечном счете Ax — это мертвец, при жизни позаботившийся о создании такой гробницы. Ритуал как и ритуалы отверзания, направленна создание ему нового, искусственного зрения,
только достигается это другим путем 7. Формулаушебтиизрение
Статуэтки-ушебти являются самой массовой (за исключением скарабеев) категорией египетских памятников, ими переполнены запасники
[98] музеев, им посвящено немало специальных исследований однако один принципиальнейший момент до сих пор остается незамеченным. Объяснить его можно только с позиций установленного в настоящей главе,
поэтому мы не имеем права пройти мимо проблемы ушебти, хотя хронологически она очень далека от наших материалов.
На ушебти обычно пишется формула, говорящая, что статуэтка будет заместителем своего владельца на царских работах того света, которых египтяне стремились избежать
(идея этих загробных царских работ принадлежит к иному кругу представлений, по сравнению с рассматриваемыми нами, но см. гл. 8). Значение формулы ушебти в целом вполне понятно, однако все еще неясно, что обеспечивает ее действенность, что сообщает активность мертвой статуэтке.
С конца II Переходного периода [ibid., p. 131] формула ушебти начинается словами + Js.t-jr.t + имя владельца. Обозначение умершего как бога Js.t-jr.t для этого времени совершенно естественно и не требует никаких комментариев проблема состоит в понимании слова sHD, являющегося каузативом отбыть белым, светлым [Wb. III, S. 206–208 Wb.
IV, S. 224–226]. В зависимости оттого, какое значение sHD, исходное или вторичное,
принимается исследователями, все существующие концепции распадаются на две группы Однако ср.: [Friedman, 1985].
32
Новейшая работа [Schneider, 1977]; в ней же подробный анализ предшествующих теорий
В свое время У.М.Ф. Питри предположил употребление вторичного значения «to instruct» [Petrie, 1935, p. 6] (в русском языке хорошее соответствие, передающее корневую связь со светом, — просвещать в смысле обучать, разъяснять. При такой трактовке формула оказывается наставлением, которое хозяин адресует статуэтке стем, чтобы объяснить ей ее обязанности. Сейчас эта теория имеет мало приверженцев, так как в таком значении слово sHD для религиозных текстов нехарактерно [Schneider, 1977, р. Другая группа теорий понимает sHD буквально тогда речь в формуле должна идти о свете, получаемом или излучаемом самим ушебти (или его хозяином, что в конечном счете одно и тоже Будучи свободными от недостатков идеи Питри, все эти теории в той же мере, что иона, не затрагивают самого принципа функционирования формулы ушебти. А
ведь именно изложения этого принципа мы вправе ожидать от первых, ключевых слов формулы.
34
[99]
Между тем здесь имеется полная аналогия уже хорошо известному нам представлению. Речь идет, конечно жене о какой-то внешней освещенности, а о внутреннем свете, о возможности видеть, дающей жизнь. Благодаря написанной на нем формуле ушебти становится зрячим, те. живым, активным, способным выполнять возлагаемые на него обязанности. Таким образом, начало формулы следует читать просветлен Js.t-jr.t такой-то»,
понимая, что это просветление означает наделение зрением, ради которого и была введена формула ушебти.
35
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов


связь с админом