Главная страница
qrcode

Большаков. Человек и его Двойник. Научноеиздание Издательство алетейя


НазваниеНаучноеиздание Издательство алетейя
АнкорБольшаков. Человек и его Двойник.pdf
Дата25.03.2020
Размер5.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBolshakov_Chelovek_i_ego_Dvoynik.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#29995
страница6 из 22
Каталогid49054056

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: Kontrol_i_upravlenie_Internetom.pdf, Benyamin_Avtor_kak_proizvoditel.pdf, Voronin_A_A_-_Programma_obschego_chelovekovedenia_F_T_Mikhaylova и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
§ 8. Представлениеокартуше
Существующие в тесной взаимосвязи представления о зрении и свете — тема безграничная, поэтому обратимся еще лишь к одному проявлению этой взаимосвязи — к представлению о картуше, овальной рамке, в которую заключаются имена царей [Kaplony,
1980-3; Beckerath, 1984, S. Впервые окружать свое имя картушем стали у него картуш уже имеет свой классический вид двойной вытянутой петли, сохраняющийся на протяжении всей последующей истории Египта. Однако вытянутость эта объясняется лишь необходимостью охватывать картушем довольно длинные имена [Gardiner, 1927=1950=1957-1, р. 74]; когда же его изображают как таковой, без имени внутри, он представляет собой круглую петлю такую же форму имеет и иероглиф картуш [Gardiner, 1927=1950, р. 507, V-9; 1957-1, р. 522,
V-9]. Первичность кольцеобразности картуша подтверждается и тем, что именно в этой форме он встречается до превращения в рамку для царского имени. Первое известное его изображение находится на деревянном обломке из Абидоса, на котором упомянут царь I дин [Petrie, 1901-1, pl. 7–12].
[100]
33
Обзор мнений см [Schneider, 1977, р. 132].
34
Традиционное нежелание искать механизм действия формулы настолько сильно, что оно само становится фактором, определяющим направления, по которым идут исследователи. Так Г. Шнайдер был вынужден отказаться от обычной оценки sHD как инфинитива или формы sDm.f— освещен Js.t-jr.t такой-то»
т. п, так как это означало бы, что последующее заклинание предназначено только для достижения этой цели, 1977, р. 133]. Такая позиция привела его к пониманию sHD как субстантивированного причастия,
служащего эпитетом — «giver of life» [ibid.].
35
Это очень похоже на представление об Ax, стой лишь разницей, что там просветлен сам человека здесь его заместитель-ушебти.
36
Термин картуш, введенный на заре египтологии французскими учеными,
явно неудачен, так как вызывает у европейца ненужные ассоциации, и уже давно его предлагают заменить на
«царское кольцо («Konigsring» и т. п. В настоящей книге сохранено традиционное название картуш для обозначения овальной рамки вокруг царского имени, а кольцом называется ее исходная круглая форма.
Разумеется, такое разделение чисто условно и отражает лишь внешнее различие, так как в конечном счете кольцо и картуш идентичны Попытки доказать, что первые картуши появляются уже при II дин. (y Nfr-kA-zkr [Kaplony, 1977,
S. 12]) или при III дину, судя по всему, некорректны [Beckerath, 1984, S. 50,
Anm. 13; S. 51, Anm. 1].
О происхождении кольца спорят. В свое время Г. Жекье считал его усеченной формой знака жизни [Jéquier, 1914, р. Этот вывод, основывающийся на совершенно верном наблюдении о взаимозаменяемости ив ряде символических композиций (см.
ниже), не находит никаких подтверждений. Во всяком случае,
несомненно, что картуш изображает кольцо, свернутое из веревки.
Именно так выглядят картуши %nfr-w(j) из склепа его жены @tp-Hrs принадлежащие к числу самых ранних. В надписях настойках балдахина @tp-Hrs I, отличающихся большой тщательностью и проработкой мельчайших деталей, и картуш с именем царя, и кольца в когтях небесных коршуниц показаны как веревочные, что подтверждается передачей отдельных прядей веревки [Reisner, Smith, 1955, pl. Смысл картуша состоял, видимо, в том, чтобы при помощи завязанной вокруг написанного имени царя веревки защитить его от внешней опасности или угрозы распада;
кольцо
, вероятно, изначально было веревочным узлом-оберегом. Во всяком случае именно как оберег картуш (вытянутое кольцо) изображен на шеях статуи anfx.w (III дин Аи фигуры Jj-nfr на его дахшурской ложной двери начала дин. [Staehelin, 1966, Abb. 10, 23]. Однако уже очень рано кольцо , и картуш получили также и солярную интерпретацию, не имеющую отношения к первоначальной. Скорее всего форма кольца восходит к знаку , Sn тем более что и первоначальное название картуша также Sn [Schafer, 1896, S. 167; Wb. IV, S. 488]. Таким образом, он легко мог превратиться в изобразительный намек на глагол Snj — окружать, который часто употреблялся для обозначения суточного движения солнца [Wb. IV, S. 489:4]. Тогда внутри этой орбиты оказывается заключенным весь мири картуш выражает идею господства над ним царя-солнца [Gardiner, 1927=1950=1957-1, р. Но и этим не исчерпываются древние интерпретации картуша. Поскольку понимание кольца как орбиты солнца придало ему солярный характер, вполне естественные ассоциации велик интерпретации его уже как солнечного диска. Традиция кольца-солнца зародилась, видимо, в связи с появлением вначале Среднего царства идеи божества солнечной диска JTn
39
и оказалась очень живучей — ее проявления встречаются вплоть до Позднего времени. Как раз поздние памятники, а именно саркофаги, дают недвусмысленное доказательство такому отождествлению. На внутренней стороне их крышек нередко делали изображение небесной богини Nw.t, рождающей солнце, так что надлежащим в саркофаге мертвецом простиралось небо с плывущим по нему светилом. Суточное движение солнца при этом передавалось тем, что его диск мог изображаться неоднократно, например, у головы Nw.t и возле ее ног. Для нас, однако, важно то, что иногда на месте солнечных дисков могут находиться кольца
. Так, на крышке саркофага anx.f-n(j)-x-n(j)-sw(.t)
(CG 41042, XXV–XXVI дин) изображена Nw.t с солнечным диском над головой под ее ногами находится скарабей с раскрытыми крыльями, держащий в передних лапках другой диска в задних — кольцо [Gauthier, 1913-2, pl. 2]. При этом оба диска и внутренняя часть кольца имеют одинаковый красный цвет [Gauthier, 1913-1, р. 14] — цвет солнца.
Аналогичную по смыслу картину дает и эрмитажный саркофаг P(A)-dj-(j)z.t (ГЭ 775), на крышке которого Nw.t отсутствует. В изголовье его показан солнечный диска в изножье кольцо, внутренняя часть которого имеет один цвет с солнцем [Ланда, Лапис, табл. 103]. Количество примеров можно умножать, однако и без того ясно, что на саркофагах кольца выступают в роли эквивалента солнечного диска Именно это имеет ввиду герой Повести о ZA-nh.t», когда в своем письме к царю он говорит (pBerlin
3022, 213): Покорил ты все окружаемое солнцем См. ранние свидетельства в Пророчестве Nfr.tj» (pHermitage 1116B, rt. 24) ив Повести о ZA-nh.t»
(pBerlin 10499, 6–7).
В случае с саркофагами нам чрезвычайно помогает их полихромия. К сожалению, на большинстве египетских памятников раскраска утрачена, что, как правило, лишает нас веского аргумента. Однако мы можем обратиться еще к одной группе памятников, в силу своего назначения изготовлявшихся извечных материалов, не теряющих цвета, — к ювелирным изделиям. Поскольку все они былине просто украшениями, а отражением совершенно определенной идеологии, зачастую на них встречаются композиции,
включающие кольца . Очень часто внутренняя часть имеет заполнение — пастовое или из полудрагоценного камня, — которое всегда бывает красного цвета обычно для вставок использовался сердолик. Первые примеры этого дают украшения из «дахшурских кладов»
Среднего царства — пекторали царевны ZAt-H(w).t-Hr(w) (Каир, JE 52001 [Aldred, 1978,
pl. 19], царевны ZAt-H(w).t-Hr(w)-jwn.t (Каир, JE 52712; Нью-Йорк, ММА 61.1.3.) [ibid., pl. 26,
24], царицы Mrr.t (Каир JE 52002) [ibid., pl. 29] и самого Z-n(j)-wsr.t III (CG 52002) [Morgan,
1895, pl. 19]. Традиция эта продолжается ив Новом царстве (см, например, браслет Царицы) (Каир, JE 52068) [Aldred, 1978, pl. 47]), особенно в украшениях &wt-anx-jmn серьгах (Каир, JE 61969) [Berlin, 1980 = Köln, 1980, № 18], пекторалях (№ по Картеру
261.РЗ.261.0) [Aldred, 1978, pl. 62, 65]), подвесках (№ по Картеру 270.0, 267.1, М =
JE 61893) [ibid., pl. 72–73, 79]), нагрудных украшениях (JE 61876 [Berlin, 1980 = Köln, 1980,
№ 36], JE 61892 [Aldred, 1978, pl. 78]) и т. д. Ювелирные изделия поздних эпох
[102]
также имеют красные вставки в кольцах ; приведем в качестве примера хотя бы прекрасную подвеску царя PA-sbA-xA-n-nw.t (JE 85790 [Rotterdam, 1979, № 63]), близкую к композиции со скарабеем на рассматривавшемся уже саркофаге anx.f-n(j)-x-n(j)-sw.t. Столь устойчивая традиция несомненно свидетельствует в пользу предложенного понимания кольца Теперь можно обратиться и к свидетельствам стел Среднего царства и последующих эпох, раскраска которых, как правило, утрачена. В их верхней полукруглой части часто встречается композиция из кольца в центре и двух глаз (или заменяющих их двух шакалов) по бокам. На том же самом месте, однако, может находиться и изображение крылатого солнечного диска, со временем становящееся все более распространенным
(например, CG 20397, Среднее царство [Lange, Schafer, 1902-2, Taf. 28]). Вполне естественно предположить, что две сцены взаимозаменяемы, и тогда кольцо опять-таки оказывается эквивалентом солнца. Что именно таки было на самом деле, подтверждают композиции,
содержащие элементы обеих сцен. Например, на стеле PA-ra(w) (ГМИИ а, XIX дин.)
над кольцом, расположенным между двух глаз, находится большой знак восходящего солнца в седловине гор
[Hodjash, Berlev, 1982, p. 141]. Таким образом, смысл сочетания кольца и глаз, изображавшегося помимо стел также на саркофагах (например, CG 28029–28030 [Lacau,
1904, pl. 15–16]), на пирамидионах (например, [Rammant-Peeters, 1983, pl. 6–12, 8–22]) и т. д.
и тем самым являвшегося одним из наиболее распространенных в египетской культуре символов, становится совершенно понятным. Композиция эта служит гарантией зрения для умершего — глаза дают ему способность видеть, а кольцо-солнце обеспечивает свет,
внешнюю возможность зрения. Особенно хорошо это проявляется в весьма частых на новоегипетских стелах изображениях солнечного диска с одним крылом и глазом вместо другого крыла (например, CG 34009, 34040, 34058, 34065, 34170 [Lacau, 1926-1, 2, pl. 6, 25,
35–38, Картуш представляет собой лишь вариант кольца
, кольцо же есть эквивалент солнца. Следовательно, картуш дает свет, те. жизнь, заключенному в него имени Это хорошо подтверждает новоегипетская стела CG 34008, где в верхней части между двумя шакалами (заменителям глаз) находится нетрадиционное кольцо, а картуш правившего вовремя создания стелы царя +sr-kA-ra(w) [Lacau, 1926-1, pl. 6] — поскольку картуш служит заменителем солнца, он дает свети имени +sr-kA-ra(w), его rn. To же самое говорит и Это нив коей мере не исключает представления о картуше как о знаке господства над миром такая многозначность в высшей степени естественна для египтян
упомянутая выше подвеска царя PA-sbA-xA-n-nw.t, на которой скарабей держит в задних лапках кольцо с красной
[103]
вставкой, а в передних — картуш с царским именем. Связь картуша с жизнью (а жизнь rn и есть жизнь носителя имени) хорошо проявляется и во взаимозаменяемости ив символических композициях. На стелах знак жизни легко заменяется кольцом, находящимся между глазами (например, CG 20068 [Lange, Schafer,
1902-2, Taf. 7]), а небесная коршуница может протягивать царю то
, как на дахшурской пекторали Z-n(j)-wsr.t III (CG 52002 библиография РМ III
2
, p. 884]), то
, как на аналогичной пекторали Jmn-m-HAt III (CG 52003 библиография ibid.]). Как уже говорилось,
этот факт был замечен еще Г. Жекье, но объяснен им совершенно неверно. Сейчас можно утверждать, что кольцо как эквивалент солнца выступает в роли источника света и жизни, и поэтому знак , в свою очередь, оказывается его эквивалентом. В наиболее завершенном виде эта идея проявляется тогда, когда петля знака изображается охватывающей солнце круг замыкается, и с происходит тоже самое, что и с кольцом .
§ 9. Бог jr jr jr....ttttизрение
Непосредственное отношение к нашей теме имеет представление об одном из важнейших египетских богов, имя которого обычно передают в грецизированном виде как
Осирис (”Osirij). В свое время М.Э. Матье отмечала, что облик этого божества остается, по существу, до сих пор еще полностью не вскрытыми не проанализированным [Матье, с. 52]. За прошедшие десятилетия, несмотря на появление новых работ, среди которых следует выделить книги Дж.Г. Гриффитса [Griffiths, 1966; 1980], положение коренным образом не улучшилось, ибо сущность представления остается незатронутой.
Ключ к его пониманию дает имя божества, которое до сих пор все еще вызывает споры. Лексикон египтологии приводит 13 (!) вариантов чтения [Griffiths, 1982, S. 624–
625], что является лучшей иллюстрацией нынешнего положения дел. Немалые сложности вызывает существование многочисленных написаний, весьма отличающихся друг от друга.
41
Начать следует, разумеется, с выявления исходного варианта. Предпочтение здесь следует отдать написанию, в котором знаки имеют идеографическое или пиктографическое значение. Таковым является
(
), широко встречающееся в Текстах пирамид. Прочтем это сочетание буквально, как состоящее из пиктограмм — Js.t-jr.t, Место глаза. Подобный перевод («Sitz des Auges») в свое время уже предложил К. Зете,
интерпретировавший его как «Augenfreude» [Sethe, 1930, § 94]. Аналогичное чтение отстаивал также В. Вестендорф [Westendorf, 1977], однако он отождествлял глаз с солнцем.
Между тем, интерпретация Места глаза совершенно определенна.
Еще вначале века Э. Гардинер объяснил значение сочетаний, построенных по схеме «js.t + часть тела [Gardiner, 1912, р. 261, note 14], однако его вывод остался незамеченными даже Зете о нем не знал. Лишь спустя много лет О. Фирхов самостоятельно, независимо от Гардинера, пришел к тем же результатам. Сочетания «js.t +часть тела означают функцию этой части тела, так что js.t rA, место рта, означает речь, а js.t jb, место сердца, — желание [Firchow, 1954]. Соответственно, место глаза есть зрение, а бог Js.t-jr.t — его персонификация, Зрение. Поскольку в имени первоначальная идея божества отражается наиболее явно, Js.t-jr.t есть специальное божество зрения, прочие же его функции вторичны.
Таким образом, Js.t-jr.t оказывается персонифицированной абстракцией, и этот его характер подтверждается историей его появления в текстах. Ранние памятники имени Js.tjr.t не упоминают вообще, появляется оно лишь в Текстах пирамиды Wnjs. В гробницах Группу написаний с начальным w (ср. коптск. ousire, ousiri), внесшую немалую путаницу в исследование проблемы, следует объяснить скорее всего отражением диалектальных вариантов произношения имени
65
Гизы его упоминания встречаются только на рубеже V–VI дин в Саккаре несколько раньше, возможно при Jzzj,
43
ново всяком случае, позднее N(j)-wsr-ra(w)
44
(ср. [Bolshakov,
1992]). До этого времени господство исконного бога мертвых Jnp(w) безраздельно, после этого Js.t-jr.t начинает его постепенно вытеснять ив конце Старого царства упоминается примерно также часто, как и Jnp(w). Такая внезапность появления Js.t-jr.t наводит на мысль, что оно было обусловлено необходимостью разрешения при его помощи какой-то насущной проблемы, а для этого лучше всего подходит достаточно абстрактное и искусственное построение, в случае божества — персонифицированная абстракция.
Какая же причина могла вызвать к жизни специального бога зрения Возможно,
дело здесь заключается в следующем. Первоначально культ совершался в светлых местах перед мастабой, в огороженном дворике, в наружной часовне, — и лишь появление внутренних часовен
[105]
перенесло ритуалы в темное помещение. Экономика IV дин.
могла обеспечивать преемственность культа, и полагались тогда в основном на него, так что искусственное освещение вовремя служб могло еще считаться вечным. При V дин.
неизбежность прекращения культа стала очевидной, и центр тяжести был перенесен на изображения. Для них же было необходимо обеспечить вечную возможность видеть, что и гарантировал новый бог зрения.
45
Для характеристики Js.t-jr.t как персонифицированной абстракции важно то, что,
заметно потеснив древнего бога мертвых Jnp(w), он не перенял всех его функций. В
жертвенной формуле просьба доброго погребения в некрополе практически всегда обращена ка просьба о принесении жертвы обращена как к Jnp(w), который был ее адресатом первоначально, таки к Js.t-jr.t, его здесь вытесняющему [Barta, 1968, S. 15]. Это очень понятно похороны относились к деятельности Jnp(w) как бога-бальзамировщика, ив это чисто практическое дело Js.t-jr.t не вмешивался, а жертвоприношение, сводящееся в конечном счете к зачтению жертвенной формулы, что связано со внутренним зрением, уже всецело относится к его сфере.
Разумеется, будучи богом зрения, Js.t-jr.t был тем самыми богом света. Неслучайно поэтому один из текстов позднего храма на острове Филэ именует его сотворившим свет) еще в утробе своей матери [Wb. IV, S. 283:12]. Для понимания этого его аспекта чрезвычайно важна проблема Великого бога — nTr aA. Некоторое время она вызывала большие споры, однако сейчас ясно, что nTr aA — это солнце [Gardiner, Sethe, 1928, p. 11–12;
Barta, 1968, S. 291–292; Kaplony, 1976, S. 78] и что понимать его нужно не как «Великого»,
а как Старшего бога, противопоставленного своему сыну, Младшему богу (nTr nfr), т. е.
царю [Berlev, 1972-2, р. 12, note 2; Hodjash, Berlev, 1975, р. 11–12; 1982,
[106]
р. 37, note с 42
См. [Junker, 1940-1, S. 18].
43
Например, N(j)-kA(.j)-anx (СМ № D-48, ВМ 1275) [British Museum, 1961, pl. 21-1]; Wr-jr(.t)-n(j)-ptH
(BM 718) [ibid., pl. 28, 29-1]; anx(.j)-m-a-kA(.j) (CM № D-16) [Mariette, 1889, p. 214–218]: %nDm-jb(.j) (CM № D-28)
[ibid., p. 259]; @tp-Hr-Ax.t(j) (CM № D-60) [Holwerda et al., 1905, Taf. 17–18]; §jj (CM № D-22) [Steindorff, 1913.
Taf. 45, 109, 135–136, 139–140] и др Они еще отсутствуют, например, в такой эталонной гробнице, как N(j)-anx-Xnm(w) и $nm(w)-Htp(.w)
[Moussa, Altenmiiller, 1977].
45
Разумеется, в целом проблема появления Js.t-jr.t гораздо сложнее и комплекснее. Поскольку мы признаем гетерогенность Текстов пирамид, постольку мы должны признавать, что Js.t-jr.t появился уже в предшествующей их записи устной традиции ив неизвестных нам ранних текстах, писавшихся на папирусе.
Этим объясняется и разнообразие, и противоречивость его упоминаний Текстами пирамид. Судя по всему, он был очень древним, специфически царским божеством, связанным с особой природой царя, и упоминания его на памятниках частных лиц были невозможны. Для выяснения времени появления представления о нем следует выяснить, когда сложились упоминающие его в разных аспектах части Текстов пирамид — задача, до разрешения которой еще очень далеко. Однако в конечном счете для нас сейчас важно не это, а то, что
«рассекречивание» Js.t-jr.t совпадает повремени с осознанием ненадежности культа, проявившимся, в частности, в записи древних текстов на стенах пирамид, — бог зрения понадобился тогда, когда стало ясно, что культ не может обеспечить вечного света О небесном светиле и о царе как об отчем и сыновнем солнцах в амарнское время см. [Перепелкин,
1979, с. 258–271]. Представления Г. Юнкера о Великом боге [Junker, 1934, S. 47–57; 1953, S. основанные на идее якобы существовавшего в Старом царстве универсального небесного божества крупнейшей его ошибке в изучении египетского мировоззрения, — не находят никакого подтверждения
Действительно, памятники Старого царства Старшим богом называют преимущественно) например, Urk. I, S. 116]. Однако, и как раз это было причиной многочисленных заблуждений, Старший бог мог иногда иметь эпитет владыка Запада [Capart, 1906, pl. 3;
1907-2, pl. 11, 44; Jequier, 1929, pl. 12, 17; Mariette, 1889, р. 412; Urk. I, S. 202:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов


связь с админом