Главная страница
qrcode

Большаков. Человек и его Двойник. Научноеиздание Издательство алетейя


НазваниеНаучноеиздание Издательство алетейя
АнкорБольшаков. Человек и его Двойник.pdf
Дата25.03.2020
Размер5.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBolshakov_Chelovek_i_ego_Dvoynik.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#29995
страница8 из 22
Каталогid49054056

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: Kontrol_i_upravlenie_Internetom.pdf, Benyamin_Avtor_kak_proizvoditel.pdf, Voronin_A_A_-_Programma_obschego_chelovekovedenia_F_T_Mikhaylova и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22
k), входящий в группу указов (Коптос k–q), выпущенных одновременно — вдень месяца сезона Выхождение 1 года этого царя. Все они адресованы визирю и двум В соответствии с манерой поздней VI дин. в титулатуре царицы имя ее сына заменено названием его пирамиды, включающим в себя это имя Царица anx-n.s-mrjj-ra(w) / anx-n.s-pjpj II, жена Pjpj I, мать Pjpj II.
27
Царица anx-n.s-mrjj-ra(w)/anx-n.s-pjpj I, жена Pjpj I, мать Mrjj-n(j)-ra(w).
его сыновьям, один из которых носит имя В указе говорится [Goedicke, 1967, Abb. также Urk. I, S. 302–303]:
«@r(w) Указ царев "отцу бога, возлюбленному богом, князю, начальнику припирамидного города, верховному судье и визирю, начальнику писцов царских документов начальнику пророков, жрецу-облачателю бога Приказал (мой) Hm(w)
29
назначить для тебя 12 наставников "служителей Двойника" в часовню --30
, что от плоти твоей / = твою собственную, чтобы совершать службы для тебя, чтобы читать для тебя один месяц.
Приказал (мой) назначить для тебя 12 наставников "служителей Двойника" в часовню, что от плоти (твоей, которая в святилище бога Mnwкоптосского.
Приказал (мой) назначить для тебя 12 наставников "служителей Двойника" в часовню гробничную (?),
32
что от плоти твоей.
Приказал (мой) Hm(w) назначить для тебя 10 наставников "служителей Двойника",
чтобы делать для тебя вещь /= приносить жертвы в год погре[бения].
33
Приказал (мой) назначить 12 наставников "служителей Двойника для жены
[твоей], дочери царевой старшей, красы царевой единственной чтобы совершать службы для нее, чтобы читать для нее один месяц в часовне ее ив часовне твоей --...» Визирь зять царя, начальник Юга, чья юрисдикция распространялась на все верхнеегипетских нома, — значительная фигура в истории VIII дин. Группа коптосских указов от 1 года @r(w) NTr(j)-bA.w— лучшее проявление этой значительности, ибо ни одно лицо не может похвалиться таким количеством адресованных себе и своей семье царских документов. Интересующий нас указ k говорит об учреждении его культа в трех местах — в храме и, вероятно, в гробнице. Сопоставление с текстами других коптосских указов,
выпущенных одновременно, неопровержимо свидетельствует, что это произошло при жизни. Действительно, указ i назначает его вдень учреждения культа начальником над верхнеегипетскими номами [Goedicke, 1967, Abb. 18; также Weill, 1915 pl. 12-2]. Указ адресованный администраторам 5–9 номов, обязывает их сотрудничать с ^mAj[Goedicke,
1967, Abb. 17; также Weill, 1912, pl. 10; Urk. I, S. 295–296]. Указы m [Goedicke, 1967,
Abb. 20; также Urk.:S. 300–301] и n [Goedicke, 1967, Abb. 22; также Urk. I, S. посвященные назначению сына начальником над 1–7 верхнеегипетскими номами, и другого его сына, чье имя не сохранилось, на службу в коптосский храм адресованы самому Наконец, указ o
[Goedicke, 1967, Abb. 19; также Urk. I, S. 299], дублирующий, но адресованный уже самому рассеивает возможные сомнения по поводу того, что он назначался начальником над номами, которые находятся под юрисдикцией его отца, употребленное выражение m wHm (означает, как показал Гёдике, что он не заменяет
^mAjполностью, а выступает в роли его заместителя [Goedicke, 1967, S. 181].
28
Так у К. Зете у Г. Гёдике слово начальник пропущено по ошибке О концепции Hm(w), особой формы проявления богов и, соответственно, царя, см [Берлев, 1972-1, с Не совсем ясно, о какой часовне идет речь, и любая реконструкция разрушенного сомнительна. Ниже упоминаются храмовая и гробничная (?) часовни См [Перепелкин, 1966].
32
Ж. Пирен [Pirenne, 1935, р. 214] предложил перевод H(w).t-kA как «le tombeau de nécropole». Если речь действительно идет о гробнице см Faulkner, 1962, р. 175], то H(w).t-kA здесь означает, конечно жене всю ее, а лишь культовое помещение (с сердабом). Возможен и перевод как верхняя см Перепелкин,
1988-1, с. 13], имеющий некоторые преимущества, но что такое верхняя часовня, сказать трудно Чтение согласно Гёдике; у Зете слово не читается Чтение «10» у Зете ошибочно, как любезно сообщил мне проф. Гёдике.
35
Единственно возможное восстановление, чтение Зете неудачно Восстановление согласно Гёдике; Зете восстанавливал n(j).t но это слишком длинно для столь незначительной лакуны
Таким образом, культ был учрежден прижизненно. Это, кстати следует и из того,
что в указе k специально выделенные службы, совершающиеся в год погребения, упомянуты после назначения жрецов вовсе три часовни — сперва начинается культа уже потом умирает человек.
И еще один указ (Коптос r), относящийся к чуть более позднему времени, интересен для нас. Он выпущен царем @r(w) в пользу сына ^mAj. В нем сказано, 1967, Abb. 28; также Weill, 1915, pl. 4-1; Urk. I, S. 304–306]:
«@r(w) Указ царев "отцу бога, возлюбленному (богом, "князю, питомцу цареву, начальнику припирамидного города, визирю, жрецу-облачателю бога Mn(w) Что касается всех людей страны этой всей,
которые совершат дело злое и плохое со статуями, с жертвенниками, с деревом всяким тес деревянным культовым инвентарем, с памятниками,
которые во всех храмах и всех святилищах, тоне дает (мой) оставаться у них собственности букв "вещи их
/и/ отцов их, приобщаться им к Светлым
(Axw)в некрополе, быть им среди живых -которые причинят вредили уменьшение собственности букв.:
"вещи"/ твоей,
[131]
влюченной в документ x.t
39
или установленной для статуй твоих, которые в храмах
Верховья, из пахотной земли, [хлеба],
пива, мяса, молока, установленной для тебя грамотой то воистину, не позволяет мой)
Hm(w),
/чтобы/
пребывали они среди Светлых в
некрополе...»
Описываемая этим документом ситуация оказывается совершенно аналогичной рассмотренной выше. Указ явно адресован живому человеку, и, следовательно, культ статуй
Jdjначинался прижизненно, как и у +и Можно ли сказать, что рассмотренные случаи нетипичны в силу особого положения людей, установлению культа которых посвящены царские указы Несомненно, +aw, ^mAj и случаи уникальные, однако обстоятельства учреждения их культа нельзя признать необычными — для этого у нас нет никаких оснований. Уникальны лишь памятники, их отразившие большинство людей просто ничего не сообщало об этом как о банальности,
личное же благоволение царя фиксировалось обязательно.
Таким образом, абидосский и коптосские указы дают по существу неопровержимые свидетельства в пользу прижизненности начала египетского заупокойного культа если из них до сих пор не было сделано соответствующих выводов, то лишь из-за слепого следования давней традиции. Имеются, однако, и другие документы, подтверждающие нашу точку зрения.
Известен ряд высекавшихся в гробницах договоров о назначении жрецов и об определении их обязанностей. Было бы очень естественно, если бы в них оговаривалось время начала служб — несмотря на то, что в Старом царстве эти тексты еще очень кратки,
они представляют собой юридические документы, от которых мы вправе ожидать точности формулировок.
[132]
Однако момент начала культа был настолько самоочевиден, что специально оговаривать его не считали нужным — ни прямо (формулировки типа со дня моей смерти и т. дни как-либо косвенно. Правда, из одной безымянной гробницы возле Зете восстанавливает anx.w [tpj.w tA] — живых, которые на земле в таком случае речь в указе идет о смертной казни. Это неплохо согласуется с предшествующими последующим запретами святотатцам быть среди Светлых — казненного преступника, естественно, по обряду не хоронят, ион, следовательно, Светлым быть не может. Гёдике возражает против такого восстановления, считая, что места для tpj.w недостаточно, и понимает как «freien Bürgern» [Goedicke, 1967 S. 217–219]. Однако при нерегулярном расположении знаков, которым отличается именно эта часть указа, слова tpj.w tAвсе-таки могли уместиться на месте лакуны О значении wab.t см [Junker. 1940-1, S. 14; Goedicke. 1967, S. 219].
39
О x.t см.:[Берлев, 1978, с. 30–31].
40
О swD см, 1967, S. 270].
пирамиды #a(j)-f-ra(w) дошел договор (CG 1432), к сожалению, разрушенный как разв интересной для насначальной части, где сообщается, что текст был составлен (?), когда
«он /= хозяин был живи находился на ногах своих [Urk. I, S. 11 Borchardt, 1937, Bl. К сожалению, это свидетельство нельзя признак решающим — ведь прижизненность заключения договора сама по себе ей не исключает того, что речь в нем может идти о посмертных службах.
Лишь гораздо более поздний, относящийся уже к Среднему царству документ,
содержит надежную, хотя и далеко не очевидную информацию о времени начала культа. Это надпись +fAj-H(a)p(j),сиутского номарха времени Z-n(j)-wsrt I, являющаяся одним из выдающихся памятников египетского права, ибо в ней детально излагаются условия найма жрецов и их обязанности — то, о чем другие тексты говорят весьма кратко. В силу такой уникальности надпись +fAj-H(a)p(j) привлекла к себе внимание еще в прошлом веке [Erman,
1882], неоднократно переиздавалась [Griffith, 1889, pl. 1–9; Montet, 1935, р. 45–69] и переводилась [Breasted, 1906 § 535–593; Reisner, 1918], однако интерес был всецело обращен на юридическую сторону. Той же направленности придерживается и автор новейшего исследования [Spalinger, 1985; там же, note 1, см. полную библиографию по проблеме].
Между тем договоры +fAj-H(a)p(j) — источник очень разносторонний, содержащий и интересующие нас сведения мировоззренческого характера. Путь к пониманию их был проложен ОД. Берлевым, объяснившим одну принципиальную особенность текста [Берлев,
1972–1, с. 198–200, 255–256; 1978, с. 121–123], речь о которой пойдет ниже.
Надпись +fAj-H(a)p(j) включает десять договоров номарха со жрецом ив которых оговариваются их обязанности в культе его храмовых и гробничных статуй и обязательства нанимателя по оплате их службы. Еще Г. Дж. Брэстед заметил важнейшую черту этих договоров — то, что оплата производится из двух источников:
наследственного имущества (pr(w) jt(w)— дом отца) и должностного имущества,
служащего обеспечением должности номарха (pr(w) HAtj-a— дом князя
[133]
/= номарха/»)
[Breasted, 1906, § 536]. Так как культ устанавливался на вечные времена, +расплачивался по возможности наследственным имуществом — только это позволяло сделать нерушимое, абсолютно надежное распоряжение. Однако хозяйство даже этого богатейшего человека не позволяло расплатиться за все услуги имуществом дома отца это было невозможно если не из-за размеров хозяйства, которые, конечно же, были велики,
то из-за его структуры земледельцы (видимо, не принадлежали дому отца, и там,
где речь шла об их труде, оплата производилась из средств дома князя [Берлев, с. Разумеется, поскольку своим должностным имуществом +fAj-H(a)p(j) владел лишь до тех пор, пока оставался номархом, оплата жреческой службы имуществом дома князя была более шаткой. Поэтому два договора (№ 2 ив которых речь идет о должностном имуществе, резко выделяются среди остальных (их-то трактовкой мы и обязаны Берлеву).
Прежде всего, +fAj-H(a)p(j) приходится просить будущих номархов, к которым перейдет его достояние, не прекращать оплату службы жрецов Пусть не отменяет князь всякий будущий букв "который в свое время" / договора другого / те. прежнего / князя / те. +со жрецами будущими / букв "которые в свое время (стк. 281, 310–311). Надежда на выполнение этой просьбы основывалась на наследовании должности прямыми потомками, на моральной обязанности каждого египтянина с уважением относиться к сделанным ранее распоряжениям об обеспечении культа и, наконец, на том, что будущий номарх сам окажется в совершенно аналогичном положении и ради гарантии своего будущего культа поддержит традицию и не лишит обеспечения культ предшественника Одна из этих статуй (стоявшая в гробнице) сохранилась до наших дней. Ои была найдена вначале века А. Камалом, затем надолго исчезла, а в 1970 г. была приобретена Лувром (Louvre E.26915) [Delange, 1987,
p. 76–72]. Эта грандиозная, высотой более 2 метров, деревянная статуя, следующая традициям позднего
Старого царства, принадлежит к числу шедевров своего времени, а то, что мы в деталях знаем о происходивших именно передней событиях, придает ей в наших глазах особую прелесть
Но каким бы надежным ни выглядело это переплетение этических и чисто прагматических мотивов, в стране, пережившей смуты I Переходного периода, к ним должны были относиться с подозрением. Поэтому совершенно естественно, что было бы бессмысленным обещать жрецам ничем негарантированную оплату после своей смерти;
другое дело, если культ начинался при жизни, будучи надежно обеспеченным, а посмертно лишь продолжался по инерции. На это в договорах № 2 и 8 есть совершенно недвусмысленное указание он те. номарх/ ведь начинает приказывать букв "давать"/,
/чтобы / давал его те. лучшее зерно урожая всякий его земледелец в храм этот (стк. 279–
280, 309–310). Подчеркивание именно и только в этих договорах того, что +fAj-H(a)p(j)
начинаетвыплаты, отсутствующее в других договорах, совершенно понятно когда оплата идет из наследственного имущества, источник ее не меняется, номарх ее и начинает, и продолжает (теоретически вечно, здесь же он может лишь начать выплаты, а остальное зависит уже не от него. Тем самым +fAj-H(a)p(j) свидетельствует, что его культ начался при жизни Он же сообщает и о том, что это было не исключением, а общим правилом. Все в тех же договорах № 2 и 8 подчеркивается, что жрецы должны совершать для номарха ритуалы просветления (подобно тому, как они просветляют своих собственных знатных (несмотря оплату из должностного имущества, ибо так делает всякий nDs
Сиута (стк. 278–279, 309). Апелляция к практике среднего слоя населения (свидетельствует, что оплата культа, как правило, производилась не из личного имущества,
а из должностного, и что, соответственно, культ начинался при жизни не только у самой верхушки общества, но и у рядовыых служащих. К сожалению, за сто лет исследования соответствующие места текста таки небыли поняты и значение их лишь недавно было выяснено Берлевым; как ни странно, автор новейшей работы о договорах +fAj-H(a)p(j)
[Spalinger, 1985], постоянно ссылающийся на его книги, не заметил значения его выводов.
Кроме того, в надписи +fAj-H(a)p(j) есть еще одно свидетельство, не столь надежное,
но которое также можно истолковать в пользу прижизненности культа. Договор № озаглавлен как договор, заключенный "князем, начальником пророков +fAj-H(a)p(j), правым голосом с начальником пророков / бога / Wp(jw)-wAwt»(стк. 302). Однако начальником пророков Wp(jw)-wAwt, те. верховным жрецом местного бога, был, это водилось, сам номарх, что и отмечено в перечне титулов +fAj-H(a)p(j) (стк. 260). Таким образом, как владелец гробницы, он заключал договор с самим собой как с верховным жрецом, и,
поскольку согласно этому договору он сам наряду с другими жрецами должен был совершать ритуалы в своей гробнице, культ в ней начинался до его смерти. Договор с самим собой выглядит бюрократическим трюком, и можно возразить, что, вероятно, +был верховным жрецом лишь номинально, реально же эти обязанности выполняло другое лицо, скорее всего его сын. По-видимому, дело обстояло именно так, однако такое заключение договора с самим собой, пусть даже номинально, все равно свидетельствует в пользу прижизненности культа во всяком случае, о возможности такой интерпретации не следует забывать 42
О понимании nDs вдоговорах № 2 и 8 как воин см [Берлев, 1978, с. 122–12].
43
Новое понимание см [Hodjash, Berlev, 1982, p. 77, note d].
44
Исключительные заботы +fAj-H(a)p(j) о своемкульте дают ему индивидуальную характеристику, что в египтологии встречается нечасто. Естественно, это вызывает интерес к его личности и желание проследить его дальнейшую судьбу. Поэтому Дж. Э. Райзнер, обнаружив при раскопках гробницы К-Ш в Керме статуи) и его жены, решил, что он умер в Нубии, в тысяче километров от родного города, и поспешил приписать ему эту гробницу [Reisner, 1914–2, S. 43; 1915–2, p. 71–72]. В интерпретации Райзнера история +fAjH(a)p(j) оказывалась иллюстрацией тщетности египетской культовой практики. Ведь раз номарх не был похоронен на родине, его культ становился совершенно бессмысленным, а все заботы о нем напрасными, 1918, р. 88, 97]. Впрочем, вскоре Г. Юнкер показал, что некрополь в Керме имеет неегипетское происхождение [Junker, 1921], и сейчас это общепризнано [Hintze, 1964]. Что же касается гробницы К-Ш, то обряд погребения в ней местный, нубийский, а инвентарь включает вещи гиксосского времени [Sherif, р. 275–277]. Таким образом, +fAj-H(a)p(j) был похоронен скорее всего в Сиуте, а его смерть в Нубии является легендой, последними сторонниками которой оставались Э. Дриотон и Ж. Вандье [Drioton, Vandier, 1952, p. 272–
85
[135] В случае с +fAj-H(a)p(j) наш вывод основывается на интерпретации надежной, но косвенной информации Имеется, однако, и совершенно прямое свидетельство прижизненности культа изображений. Его дают памятники знаменитого сына @pw, жившего во времена расцвета XVIII дин Jmn-Htp(w)/@wjj вышел из среднего слоя общества (его отец был заурядным писцом в Атрибисе [Varille, 1968, р. 126]) и благодаря своим личным качествам достиг высочайшего положения. В своей жизни он выполнял массу ответственных поручений, однако сейчас особенно известен как архитектор,
начальник царских работ, руководивший при Jmn-Htp(w) III строительством в Карнаке и,
видимо, возведением поминального
[136] храма этого царя [Матье, 1961, с. 224]. За службу он получил наивысшую и совершенно уникальную награду — для него был coopужен храм рядом с поминальным храмом Jmn-Htp(w) III (Robichon, Varille, 1936]. Сооружение храма не для царя, а для человека должно было поражать воображение египтян, и, возможно, именно факт такого официального признания наряду с действительно высокими личными достоинствами Jmn-Htp(w)/@wjj послужил причиной того, что он был причислен к величайшим египетским мудрецам, а затем и обожествлен Культ обожествленного JmnHtp(w)/@wjj в его храме продолжался еще при Рамессидах, позднее же он переместился в другое место [Wildung, 1977–1, p. Время установления культа Jmn-Htp(w)/@wjj известно точно. Царский указ,
посвященный этому храму (стела ВМ 138), датирован 6 днем 4 месяца сезона Половодье года Jmn-Htp(w) III [Möller, 1910, Taf. 6; Robichon, Varille, 1936, pl. 1; Varille, 1968, fig. 8 и др библиография Varille, 1968, p. 67–68]. На основании представления о том, что культ начинается после смерти человека, А. Варий расценивал это событие как свидетельство смерти в 31 году Jmn-Htp(w) III [Varille, 1968, p. 12, 126]. Однако после того,
как книга Варийя была написана, но до ее выхода в свет (она оставалась неопубликованной около тридцати лет) стали известны памятники, опровергающие это мнение.
При раскопках дворцового комплекса Jmn-Htp(w) III в Малкате было обнаружено около 1400 иератических граффити на сосудах, в которых доставлялись во дворец продуктовые приношения. Среди них есть и 86 сосудов с именем царского писца @wjj
[Hayes, 1951, p. 100], в котором следует видеть нашего носившего тот же титул. Упоминаний обоих имен водном и том же граффити нет, однако ожидать этого в хозяйственных пометках и не следует то, что является правилом в торжественных надписях, здесь совершенно необязательно Более половины надписей на сосудах из дворца. Упоминать здесь эту легенду и не стоило бы, если бы не одно забавное обстоятельство. Ведь будь +fAjH(a)p(j) ив самом деле погребен вдали от дома, это, вопреки Райзнеру, было бы триумфом египетских представлений — культ изображений, полностью отделенный от тела, обеспечивал бы Двойника номарха всем необходимым вне зависимости оттого, где покоились его останки Имеется еще одна группа памятников Среднего царства, свидетельства которой могут быть интерпретированы в пользу прижизненности культа. Стела изготовленная его сыном Женева d'art et d'histoire D 50 [Wiedemann, Pörtner, 1906–2, Taf. 1; библиография PM V, p. 101]), упоминает посещение им Абидоса вместе со знаменитым в м году Z-n(j)-wsrt III. Недатированная стела самого, Ägyptisches Museum 1024 [LD II, Bl. 135-h; Berlin, 1913, S. 169–175; библиография РМV, p.
97]) описывает тоже самое событие и может быть отнесена к тому же году она также упоминает как служащего и участника его деятельности в Абидосе. Эти два памятника указывают на начало культа
Jj-xr-nfrtв м году Z-n(j)-wsrt однако другая его стела датирована м годом Jmn-m-HAt III (CG 20140
[Lange, Schafer, 1902–1, S. 165–166; 1902–2, Taf. 13; библиография РМV, p. 93]); к тому же году относится стела ZA-js.t(Louvre С 5 [Gayet, 1886, pl. 8–9; библиография РМV, р. 98–99]). Если стандартная хронология правления Z-n(j)-wsrt приписывающая ему 35 лет, справедлива, все это означает, что культ был установлен по крайней мере за семнадцать лет до его смерти. Однако й год может быть последним у Z-n(j)wsrt III [Simpson, 1972, p. 52–53; 1984, p. 903–904]. В таком случае, памятники не имеют отношения проблеме прижизненности культа, но о них все-таки не следует забывать (кстати, именно такова позиция
У. К. Симпсона, главного сторонника укорачивания правления Z-n(j)-wsrt III [Simpson, 1974, p. 3, note 20].
46
Сводки имеющихся сейчас данных об этом человеке см [Helck, 1975; Wildung, 1977–1; 1977–2].
47
Слава Jmn-Htp(w)/@wjj уступала, пожалуй, только славе строителя Ступенчатой пирамиды.
Даже судьбы этих людей и их посмертная знаменитость во многом сходны — оба были архитекторами, оба были после смерти обожествлены и превратились в богов-покровителей медицины Кроме 86 граффити есть также несколько надписей с именем царского писца однако
86
Jmn-Htp(w) III относится к 30, 34 и 37 годам этого царя [ibid., fig. 16] — годам его юбилеев,
когда необходимость продуктовых приношений была особенно велика. Среди граффити
@wjj часть также относится к 30 году (надписи 15, 95, 96, 184 по Хэйсу), а
[137] десять к 34 году правления (варианты надписей 39, 130, 158, 160, все не изданы, но см [ibid.,
p. 100]). Таким образом, Jmn-Htp(w)/@wjj непросто пережил первый юбилей своего владыки,
но и активно участвовал в поставках ко второму — сосудов сего именем больше, чем с именем любого другого вельможи [ibid.], — те. умер он не раньше 34 года Jmn-Htp(w) Таким образом, памятники Jmn-Htp(w)/@wjj совершенно несомненно свидетельствуют о прижизненном установлении его культа возражения могут касаться лишь того, что это был храмовый, а не гробничный культ. Действительно, храм Jmn-Htp(w)/@wjj был построен по образцу царских, погребальной камеры в нем нет, так что это именно храма не гробница.
Однако царские гробничные комплексы Нового царства, которым подражает храм состоят из тайной гробницы и отделенного от нее храма, которые, несмотря на расстояние между ними, представляют собой единое целое. Поэтому если мы не сомневаемся в характере царских храмов, нет никакого сомнения в том, что и храм JmnHtp(w)/@wjj является культовой частью комплекса стайной погребальной камерой Таким образом, никакой принципиальной разницы между храмом Jmn-Htp(w)/@wjj и культовыми помещениями обычной гробницы нет (как, впрочем, нет ее между всеми сооружениями для культа изображений. Нельзя также предполагать, что культ Jmn-Htp(w)/@wjj был специфичен в связи сего обожествлением оно произошло лишь спустя довольно значительное время после его смерти. Тогда храм действительно превратился в дом бога,
но первоначально он функционировал как обычная гробничная часовня, отделенная от погребения.
52
Итак, культ сына @pw, был установлен минимум затри года до его смерти, на 31 году правления Jmn-Htp(w) III.
53
При этом никакой специфики он первоначально не имел, так что прижизненность учреждения культа можно считать общей практикой, а не исключением, сделанным лишь для выдающегося деятеля Важные свидетельства о прижизненности гробничного культа дают также новоегипетские материалы из Дейр эль-Медины, позволяющие реконструировать биографии интересующих нас людей с максимальной для египтологии точностью.
54
В 9 году Ra(w)-ms(jw)-s(w) II для писца царского некрополя Ra(w)-ms(w) была изготовлена статуя, в надписи на которой упоминается установление жертвоприношений для его kA [Bruyere, 1952, pl. 35], что являет несомненным свидетельством начала культа. Однако писец Ra(w)-ms(w) был жив еще в 38 году Ra(w)-ms(jw)-s(w) II О. Michaelidis, 47:4 [Goedicke,
Wente, 1962, Taf. 50]; О. CG 25809, rt. 4 [Černy, 1935, pl. 112]) и даже, по косвенным данным,
в 39 году (О. CG 25573, col. 1, 4 [ibid., pl. 38]). 3начит, жертвы статуе приносились при жизни ее владельца на протяжении по крайней мере 30 лет.
У. Хэйс сомневался в возможности отождествления этих двух лиц [Hayes, 1951, р. 100, note 215], хотя и не невероятного, но недоказуемого К сожалению, все эти надписи фотографически не воспроизведены, а рукописные транскрипции даны лишь к некоторым из них, поэтому приходится всецело полагаться на наблюдения Хэйса, впрочем совершенно однозначные Интересно, что В. Хельк упомянул даты этих граффити на одной странице с датой храма, ноне сделал из этого никаких выводов [Helck, 1975, S. 219].
51
О погребальной части этого комплекса см [Bidoli, 1970; Helck, 1975, S. 220; Wildung, 1977–2, S. 289].
52
Об истории культа см [Wildung, 1977–1, p. 89–107].
53
За год до этого Jmn-Htp(w)/@wjj выполнил свое последнее известное нам поручение он участвовал в организации первого юбилея Jmn-Htp(w) III (Varille, 1968, fig. 14]. He было ли учреждение культа именно в м году связано с успешным выполнением задания Разумеется, одного участия в подготовке юбилея при всей важности этого празднества для царя и для страны было явно недостаточно для такой поистине царской милости, но, если учитывать прежние заслуги Jmn-Htp(w)/@wjj на разных поприщах, можно предполагать, что оно было не причиной, а поводом для награждения глубокого старика за совокупность выдающихся деяний Приводимые ниже примеры принадлежат Е. С. Богословскому, крупнейшему знатоку просопографии
Дейр эль-Медины, который, ознакомившись с концепцией автора, позволил использовать их для полноты картины
Другие памятники Ra(w)-ms(w) подтверждают этот вывод. Писцом царского некрополя он стал в 5 году Ra(w)-ms(jw)-s(w) однако одна из его стел, сделанная для этого титула не упоминает [Černy, 1958, No. 47] — она явно относится к более раннему времени, и, следовательно, совершавшиеся передней ритуалы были прижизненными (ср.
также лейденскую статую где сочетаются его ранние и более поздние титулы,
т. е. близкую к 5-му году [Capart, 1905, pl. Тоже самое относится и к гробницам Ra(w)-ms(w). Ему принадлежит гробница ДМ № сооруженная также длят. е. также имеющая установленный культ. В ней упоминается, что ее владелец вместе с визирем сопровождал своего владыку, Ra(w)-ms(jw)-s(w) при посещении им резиденции [ibid.; ср.: Bruyére, 1927, р. 94,
No. 104, fig. 118, pl. 4; 1948, p. 129–130, No. 137, fig. 212]. оставался визирем до 30 года когда его пост перешел к #aj[Helck, 1958, S. 458], и, следовательно,
культ в гробнице ДМ № 7 начался до этого времени, те. минимум залет до смерти ее хозяина. Позднее Ra(w)-ms(w) соорудил другую гробницу для ДМ № 212 [Černy et al.,
1949, p. 91], оставшуюся неиспользованной, а похоронен он был лишь в третьей гробнице,
ДМ № 250, также предназначенной для kA» [Bruyére, 1927, pl. 6]. Таким образом, при жизни) имелись три гробницы и ряд более мелких памятников с установленным культом.
Писец Ra(w)-ms(w) был богатейшим из жителей Дейр эль-Медины, однако и у людей гораздо более скромного достатка существовала аналогичная практика установления культа.
Так в своей гробнице, сооруженной для kA» [Černy et al., 1949, p. упоминается как рядовой работник, однако известно, что он дослужился до начальника отряда [Černy, 1973, р. 135, 301]. Стало быть, гробница его была оформлена до вступления хозяина в новую должность, и культ в ней был прижизненным.
В свете выясненного по-новому выглядят и некоторые староегипетские данные, сами по себе неоднозначные.
Надпись на притолоке некоего Jrj/&tj-snb(w)(Саккара) сообщает, что при сооружении своей гробницы он работал собственными руками вместе со своими детьми и братьями et al., 1988, pl. 3]. Судя по всему, гробница была завершена и культ в ней учрежден еще при жизни Jrj — в противном случае надпись были бы составлена не от его имени, а от имени кого-нибудь из его наследников.
Во времена визирь умер, не успев построить себе гробницу.
Строительством пришлось заниматься его сыну, унаследовавшему отцовскую должность, который в своей надписи [LD II, В. 76-c; Urk. I, S. 59–67] сообщает, что все работы были завершены за 1 год 3 месяца. Несомненно, что культ был установлен сразу же по завершении гробницы и продолжался на протяжении всего срока визирства MHj кроме первых 15 месяцев. Однако MHj строил непросто гробницу для отца, а целый семейный комплекс — рядом с большой отцовской мастабой (Гон возвел заметно меньшую собственную (Г № 2378). Разумеется, отцовская часть должна была отделываться в первую очередь, но поскольку строительство велось заодно, то и часовня MHj видимо была закончена вскоре после нее. В таком случае будет в высшей степени естественно предполагать, что те же самые жрецы, что совершали ритуалы для переходили в соседнюю часовню с теми же ритуалами для его сына.
Это подтверждается и данными провинциальных гробниц. Меирский номарх Pjpja вначале правления Pjpj II прирезал свою часовню к часовне своего отца N(j)a nx-pjpj / %bk-Htp(w) / так что получился один большой зал [Blackman, 1953, pl. Примерно в тоже время нечто подобное проделали элефантинский номарх %Abnj— его часовня соединена с отцовской проходом [Morgan et al., 1894, p. 144 = Brunner, 1936, Abb. Хотя часовни отца и сына в этих случаях разновременны, в высшей степени вероятно, что и здесь два культа были объединены.
Еще более определенное свидетельство дает номаршая гробница № 12 в Дейр эльГебрави. Номарх 8 и 12 верхнеегипетских номов +умер вскоре после своего отца Jbj
[Kanawati, 1980–2, p. 94; Urk. I, S. 147:13–16], не успев соорудить себе гробницу. Его сын и наследник должности, также +высек для него скальную гробницу, о чем и сообщил
[140]
55
О последовательности меирских номархов и о датировках их гробниц см [Kanawati, 1977–1, р. 52–
54]; предложенная схема значительно отличается от старой [Blackman, 1914, р. 9–10].
в помещенной в ней надписи [Davies, 1902–2, pl. 13; Urk. I, S. 145–147]. Себя он также приказал похоронить в этой гробнице Дал /= сделал (я, чтобы был (я) похоронен водной гробнице с этим+aw/отцом/ чтобы (я) пребывал с ним водном месте. Не потому, что (я) не имел возможности букв "руки сделать вторую гробницу, ноя) сделал это для того, чтобы видел (я) +aw отца / этого каждый день, для того, чтобы пребывал (я) с ним водном месте»
(стк. 15–18). В часовне имелись изображения как +таки +следовательно, когда совершались культовые действия для отца, вместе сними совершались ритуалы и для сына уже хотя бы потому, что они были изображены рядом Такое объединение двух культов упрощало службу жрецов и тем самым делало культы более надежными. Сыновняя преданность, о которой говорится в надписи, нив коем случае не исключает этого чисто практического интереса.
Таким образом, культ в гробнице начинался с момента ее завершения, вернее,
с момента завершения изображений что могло произойти задолго до смерти владельца.
Начавшись при жизни, культ изображений без изменений продолжался и после смерти (во всяком случае, видимых отличий не обнаружить, а значит, если они и были, то были невелики).
Едва лик существовавшему при жизни культу изображений после смерти присоединялись какие-либо действия, представляющие собой уже культ тела, — они были одноразовыми и совершались лишь вдень похорон. Во всяком случае, погребальная камера наглухо замуровывалась и оставалась недоступной для жрецов, а в часовне никаких ритуалов, кроме предназначенных для изображений, мы не знаем.
Итак, египетский гробничный культ, за исключением ритуалов похорон, был культом
Двойника и начинался с момента завершения изображений. Смерть владельца гробницы в этом культе ничего не меняла — раз начавшись, он продолжался в том же самом виде до тех пор, пока было возможно его материальное обеспечение, а теоретически вечно.
По существу, в жизни Двойника смерть его оригинала не играла никакой роли для него единственным рубежом было создание изображений. Поэтому принципиально неверно называть египетский гробничный культ заупокойным — этот термин вообще должен быть исключен из лексикона египтологов. Точно также не следует употреблять названий
«заупокойный
[141]
жрец и заупокойный храм — вместо них правильнее и лучше говорить служитель Двойника (или жрец kA») и поминальный храм».
Таким образом, предположение Юнкера о прижизненном начале культа всецело подтверждается на качественно ином уровне, наполняясь при этом принципиально новым содержанием. При всей важности предпринятой Юнкером постановки проблемы,
технологический характер объяснения не позволял увидеть в ней одно из проявлений сущности Двойника (показательно, что сам Юнкер никогда не отказывался от термина и широко применял его там, где речь шла о культе изображений. Теперь, когда прижизненность начала культа можно считать доказанным фактом, смысл которого находит объяснение в представлении о Двойнике, меняется не только наше понимание гробницы и связанной с ней практики — гораздо более значительной оказывается роль Двойника в египетском объяснении мира ведь он ведет активное существование одновременно со своим оригиналом и, следовательно, не отделен от него и от всего человеческого мира непереходимой границей смерти 3.
ВремяжизниДвойника
Теперь, наконец, мы подошли к одной из важнейших особенностей представления о Двойнике, без учета которой мы это представление не поймем, — к тому, что можно назвать его двойным рождением. Действительно, kA рождается как бы дважды в первый раз вместе с человеком и во второй — когда создается изображение (точнее, когда над ним О различении изображений +aw/^mAj и +см [Kanawati, 1977–2]. Выводы Н. Канавати не бесспорны и, хотя он отрицает такую возможность, может быть, что отец и сын изображались даже вместе,
в одной и той же сцене [Davies, 1902–2, pl. 7, 10].
57
В больших гробницах изготовление изображений занимало немало времени, и разрыв между завершением первых и последних сцен мог быть велик. Однако начинался ли культ отдельных изображений сразу же после их окончания, в еще незавершенной гробнице, или же дожидались окончания всего оформления,
сказать пока невозможно
совершаются ритуалы отверзания). Разумеется, это второе рождение представляет собой лишь выявление и фиксацию того, что уже существовало раньше, однако значение его столь велико, что по важности оно ничуть не уступает первому, истинному рождению.
Два этапа жизни kA — до создания изображения и после него — принципиально различны. Поскольку наше исследование построено на материалах изображений,
полученные выводы касались в основном второго этапа. На нем, благодаря изобразительной фиксации, kA явен, и существование его очевидно для всех, поэтому важнейшей его функцией становится выполнение роли субъекта вечной жизни. Напротив, до создания изображения kA очень неявственен, призрачен. Конечно, возможность видеть kA и на этом этапе (а именно так расценивается всякое воспоминание о человеке) подтверждает его существование, но, поскольку воспоминание сугубо индивидуально и случайно, оно вместе стем является свидетельством зыбкости невыявленного kA. В таком состоянии он, разумеется,
для роли гаранта вечной жизни непригоден — его следует выявлять изображением. Тем не менее нельзя считать, что на первом этапе kA существует лишь в потенции, реализующейся позднее, на втором этапе. Пока человек жив, kA выполняет определенные функции по обеспечению его жизнедеятельности, те. также играет очень важную роль.
Представления
[142]
об этом, однако, выходят далеко за пределы настоящей работы и не могут в ней рассматриваться.
Таким образом, в существовании человека и его kA имеются принципиально разные этапы и рубежи (рис. 7). Вся жизнь человека представляет собой однокачественное бытие без сущностных перемен, конечным рубежом которого является смерть, kA рождается одновременно с человеком и какое-то время существует в неявной форме. В момент завершения изображения, для изображаемого человека никаким рубежом не являющийся,
с kA происходит качественное изменение — он обретает явную форму. В ней он безболезненно переживает смерть человека, которая нанем никак не сказывается
(за исключением того, что он утрачивает функции обеспечения психики, ив неизменном виде продолжает свое существование дальше.
Как долго оно могло продолжаться и был ли у него конец Ответ на этот вопрос дает тот способ, которым египтяне боролись с жизнью Двойников своих врагов, — уничтожение изображений. Однако гибнет ли после этого kA окончательно или же только возвращается в свою исходную неявную форму Казалось бы, наиболее естественно именно второе:
изображение Двойника не создает, а только выявляет, гибель изображения может лишь сделать его неявным, ноне уничтожить (рис. 7а)На самом деле, однако, так быть не может.
Рис. 7 Этапы существования человека и kA
[143]
Ведь наличие kA при жизни человека при всей своей неявности подтверждается
самим существованием последнего — человека без Двойника просто не бывает, это обязательное исходное условие. Совершенно другое дело, когда человек мертв — только изображение доказывает теперь наличие kA и только наличие Двойника свидетельствует о том, что когда-то жили его оригинал. Достаточно уничтожить изображение, как не останется вообще никаких свидетельств ни о существовании ни о жизни человека. после гибели изображения должен превращаться в то, что существует, но никак себя не проявляет и никому неизвестно. Задумываться над возможностью существования таких объектов начали только в нашем веке в связи с созданием новейших моделей Вселенной,
перед древним же человеком, для которого то, что существует равнялось тому, что можно увидеть, подобные проблемы не могли вставать в принципе. Поэтому можно считать, что kA живет до тех пор, пока сохраняется изображение, а затем гибнет (рис. 7б).С
точки зрения египтян, всех людей, памятники которых мы видим в музеях, изучаем по изданиями т. д, живут до сих пор. И это несмотря на то, что египетская культура мертва уже два тысячелетия, что древние гробницы заброшены, а их составные части разъехались по всему миру Если сохранилось хотя бы одно изображение, kA не исчез. Египетская практика обеспечения вечной жизни оказывается безукоризненной в рамках лежащих в ее основе представлений и чрезвычайно надежной.
Но ведь гибель отдельных памятников означает, что, несмотря на свою монументальность, когда-нибудь должны разрушиться вообще все изображения, даже находящиеся в идеальных условиях. Означает ли это, что египтяне сознавали невозможность достижения бессмертия и старались лишь продлить заведомо конечную жизнь Разумеется,
такая постановка вопроса неправомерна. Египтянин, как и любой древний человек, вообще не мог представить себе вечность. Египетская картина мира предполагала его неизбежный конец с возвратом к первобытному хаосу, в котором сохранится лишь бог Кн. М, гл. 175
+ Otto, 1962]. В таком мире, разумеется, вечностью оказывается то, что мы понимаем под ней в быту — чрезвычайно большая по сравнению с человеческой жизнью длительность,
например время существования камня. Поэтому если для египтянина и есть что-то вечное, то это изображения на камне Таким образом, kA рождается вместе с человеком, выявляется при создании изображения и живет в явной форме до тех пор, пока оно сохраняется. Для нас такое бытие конечно, для египтян же, при условии соблюдения определенных мер предосторожности,
оно практически вечно. Эту вечность, однако, можно прервать, разрушив памятник. Отсюда постоянная забота об обеспечении безопасности изображений, об увеличенииих количества,
отсюда угрозы судом у Старшего бога, ожидающим осквернителей гробниц, и вполне реальные жестокие наказания этих святотатцев. Впрочем, жизнь рассудила по-своему, и все эти меры оказались бессильными, зато хорошо сохранились гробницы, засыпанные песком и заброшенные еще в древности, обнаружить которые довелось лишь современным ученым.
Так или иначе, но хотя бы некоторой части египтян в рамках их представлений все-таки удалось обеспечить жизнь своих по крайней мерена пять тысяч лет * До сих пор в настоящем параграфе речь шла о kA. Практически все тоже самое относится и к rn. Он точно также рождается с человеком исуществует до тех пор, пока сохраняется памятник, на котором написано его имя, те. в идеальных условиях теоретически вечно уничтожение имени означает гибель rn. Отличие заключается, видимо,
в следующем. Для kA очень важен момент его перехода в явную форму. Если судить о rn
58
С египетской точки зрения воспроизведение в современной книге должно расцениваться как создание нового памятника для давно умершего человека, те. как акт высшего благочестия. Например, домоправитель царицы в знак преданности реконструировал ее гробницу (Г № 4650) и изготовил новую ложную дверь [Junker, 1929. S. 216–218]. Когда Г. Юнкер опубликовал этот памятник [ibid., Abb. 51], результат его работы оказался для нее практически аналогичным. Точная публикация памятников не только необходима для египтологии, но и полезна для Двойников их владельцев
по аналогии, тоже самое должно быть и с ним, а моментом его выявления должна быть запись имени. Однако, поскольку и до этого имя выполняло совершенно определенную практическую функцию — обозначение индивида, — а потому постоянно повторялось, оно и до записи было вполне явным, хотя и незафиксированным. Тогда выявление rn по всей логике должно происходить при первом произнесении имени человека. В сво время
Г. Масперо, анализируя творение мира согласно Мемфисскому трактату, утверждал, что
«вещи и существа, названные про себя, существуют лишь в потенции чтобы они существовали в действительности, их надо произнести, назвать их имена [Maspero, р. 175]. Таким образом, согласно Масперо, неявным существованием rn (существованием в потенции) оказывается момент между возникновением в сознании идеи объекта и произнесением вслух его названия. Но если это справедливо для отвлеченных теологических построений Мемфисского трактата, едва ли тоже самое можно относить к повседневной практике египтян имя, в отличие от играло на первом этапе слишком очевидную практическую роль, чтобы восприниматься как неявное. О записи поэтому следует говорить не как о выявлении, а только как о фиксации rn, об обеспечении надежности его существования
92
[145]
Глава 6
ИЗОБРАЖЕНИЕЧЕЛОВЕКАВСТАРОЕГИПЕТСКОМИСКУССТВЕ
ИПРЕДСТАВЛЕНИЕОДВОЙНИКЕ
1
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22

перейти в каталог файлов


связь с админом