Главная страница
qrcode

Святитель Николай Сербский.Слово о Законе (Номология). Наука о закону (номологиjа)Београд2002


НазваниеНаука о закону (номологиjа)Београд2002
АнкорСвятитель Николай Сербский.Слово о Законе (Номология).pdf
Дата08.10.2017
Размер4.67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSvyatitel_Nikolay_Serbskiy_Slovo_o_Zakone_Nomologia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#41428
страница1 из 8
Каталогmartinis09

С этим файлом связано 67 файл(ов). Среди них: Katasonov_Lzheproroki_poslednikh_vremen_Darvinizm_i_nauka_kak_re, Svyatitel_Nikolay_Serbskiy_Slovo_o_Zakone_Nomologia.pdf, Пейсатели СССР.docx, Ivin_A_A_Logika.pdf и ещё 57 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8

ЕПИСКОП ж ички
HИKOЛAJ
НАУКА О ЗАКОНУ
(НОМОЛОГИJА)
Београд
2002
.

СВЯТИТЕЛЬ
Н И К О Л А Й С Е Р Б С К И Й
Слово о Законе
н о м о л о г и я
М О С К В А
Издательство Братства святителя Алексия
Издательство ФЕОФАНИЯ
2 0 0 7

ББК 86.372
Н 63
По благословению
Высокопреосвященнейшего ПРОКЛА, архиепископа Симбирского и Мелекесского
Н 63 Николай Сербский (Велимирович), святитель.
СЛ О ВО О З А К О Н Е (Н О М О Л О ГИ Я). - М.:
Издательство Братства святителя Алексия, Центр святооте­
ческих переводов; Издательство «Феофания», 2007. —
128 с.
ISBN 5-86060-041-0
ISBN 5-93694-003-9
Перевод выполнен по изданию:
ЕПИ СКО П Ж ИЧКИ H И KOЛAJ,
НАУКА О ЗА К О Н У (Н О М О Л О ГИ JА)
Београд, 2002
Перевод с сербского Н. Г. Феофановой
Корректор Л. М. Боровикова
Художественное оформление С. А. Хидоятов
© М ОО СДП «Братство святителя Алексия», 2007
© ООО «Феофания», 2007
© Н. Г. Феофанова, перевод, 2007
ISBN 5-86060-041-0
ISBN 5-93694-003-9

ВВЕДЕНИЕ
О б о в сех важных предметах, о которых повседнев­
но говорят по всему миру на всех языках, гово­
рится и в Библии, за одним исключением — в ней не говорится о законе природы. В Библии даже не упоми­
наются такие слова — «закон природы».
И ни о чем ученые сыны человечества в наше время не рассуждают так много, как о законе природы, или о законах природы, естественных законах. Но именно об этом в Библии нет ни слова. То ли ученые сыны человечества не понимают, о чем говорят, то ли всеобъ­
емлющая Книга жизни всё же не знает ничего о том предмете, о котором ученые сыны человечества толку­
ют больше всего. Трудно предположить как одно, так и другое.
Действительно, современный человек может уди­
виться тому, что в основной, главной Книге рода челове­
ческого, в книге, насчитывающей более тысячи стра­
ниц, издающейся на сотнях языков и расходящейся ежегодно в миллионах экземпляров, нет слов «закон природы».
О законе природы — именно об этом — говорит с кафедры профессор, и молодежь слушает его, пора­
жаясь чудесам природы и могуществу законов природы.
А в Библии нет ни слова об этом законе, ни в един­
ственном числе, ни во множественном.
О законе природы говорит даже христианский про­
поведник в храме, о законе природы как о параллель­
ном с нравственным законом, а народ слушает его и не понимает, как могут существовать два закона, так часто противоречащих друг другу, при одном Законодателе.
Между тем в основной Книге нашей веры нет даже упоминания о законе природы.
Изучение законов природы считается в наше время самым важным познанием. Ради познания этих законов создаются бесчисленные школы, университеты, акаде­
мии, лаборатории и тратятся кучи денег, сил человечес­
ких и времени, исчисляемого годами. Так почему же в священной, богодухновенной Книге ни словом, ни зна­
ком не упомянуто о тех законах?
«Природа!», «Законы природы!» — самые громкие лозунги нашего времени. Каждый европеец слышит их с первого класса школы до завершения университета.
Любые другие девизы звучат гораздо тише. Другие лозунги есть, но они — словно тот слабый глас, что пророк Илия слышал на горе Хорив, по сравнению с шумом и гамом лозунга «Законы природы!». Может быть, святые пророки, которые Духом Божиим писали
Библию, не расслышали слов «законы природы»? Или ослышались? Или забыли их записать?
Поклонники природы нашего времени ставят под заголовок «законы природы» и свое знание, и свое незнание. Всё, что знают, вернее, думают, что знают, они называют законами природы, однако и то, чего не знают, прежде чем узнают, заранее приписывают зако­
нам природы. При таком положении вещей человек вправе с недоумением спросить: да существовали ли те
же самые законы природы в древние времена, когда создавалась и писалась наша Священная Книга более чем в тысячу страниц?
Всевластие законов природы над духом и разумом человека в Европе и Америке сегодня стало абсолют­
ным. Автократия — лучше сказать, тирания — законов природы над этой частью человечества кажется такой же неограниченно полной, как полный круг без единой на­
чальной или конечной точки. Так видели ли создатели
Библии вокруг себя ту же природу, если ни единой линией даже не начали описывать тот стальной круг, который сегодня сомкнулся вокруг людей? Или, может, тогда еще не заявляли о себе, не действовали законы природы? Или люди были нечувствительны к ним?
А западные богословы! Находясь под влиянием естественных наук и напуганные, вероятно, их непрек­
лонно указующим перстом, богословы западного полу­
шария приняли законы природы за нечто само собой разумеющееся, естественное. Тем самым они взвалили на себя тяжкий труд примирения Библии с естественны­
ми науками, стараясь, чтобы тот угрожающий указую­
щий перст не обратился на них самих. По правде говоря, им не удалось примирить Библию с естественными науками. Они сумели только утихомирить ученых и примириться с ними на том, что законы природы — бесспорны. Мы можем быть им признательными за то, что они разглядели многое из того, что есть в Библии, но они не могли найти того, чего в Библии нет. А в
Библии нет слов ни «закон природы», ни «законы природы», ни «естественные законы».
Поистине, тяжкая задача — привести в соответ­
ствие Книгу, в которой нет и следа упоминания о законах природы, с грудами книг, которые ни о чем другом не говорят, кроме как о законах природы.

В наше время не только библиофобы, ненавистники книг, но и библиофилы, ценители книг, с трудом могут написать пару страниц, не упомянув о законе природы или естественных законах. Но смотрите, на тысяче страниц сакральной Книги нигде, ни в одном месте не упоминаются законы природы. Не в этом ли тайна великая? Так почему все-таки в Библии не говорится о законах природы?
II
ПОЧЕМУ БИБЛИЯ НЕ ГОВОРИТ
О ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ
Весьма усталые, измученные долгой дорогой странники, путник и его проводник, сели на берегу озера отдохнуть. А когда насытили взоры красотой озерной сини, разукрашенной белыми чайками, и когда укрепили души молчанием, путник заговорил с провод­
ником.
Путник. Скажи-ка, ведущий меня, почему в Свя­
щенной Книге не упоминается ни один из законов природы? Я внимательно слушал все, что ты говорил мне в пути, и удивлялся, как это я сам до сих пор не заметил этого. Столько раз читал Святую Книгу, но никогда ранее не замечал и даже не догадывался, что в ней не говорится о законах природы, о которых без конца кипят споры на двух континентах. Так объясни мне, отчего в Библии даже не упоминается о том, о чем наши ученые-современники спорят больше всего?
Проводник. Оттого, что законов природы не су­
ществует.
Путник. Да правильно ли ты расслышал мой воп­
рос? И правильно ли я понял твой ответ? Похоже, ты
шутишь? Разумеется, странникам, устало бредущим по дороге жизни, приличествует шутить ради душевного отдохновения. Однако я спрашиваю совершенно серь­
езно: почему Библия ни слова не говорит о законах природы?
Проводник. Но я, мой уважаемый спутник, со всей серьезностью выслушал твой вопрос и с полной серьез­
ностью дал свой ответ. Библия не говорит о законах природы потому, что никаких законов природы даже и не существует.
Путник. О, я поражен и удивлен до чрезвычайности.
Весь мир признаёт законы природы, а ты мне твер­
дишь, что они не существуют! Как можем мы вдвоем идти против всего мира?
Проводник. Позже я объясню тебе, что не весь мир признает законы природы, но лишь некая часть челове­
чества, а теперь хочу тебя спросить: даже если весь мир посчитает неправду за правду, испугаемся ли мы с тобой всего мира? Некогда во всем мире было всего двое людей, которые признавали одного истинного Бога, —
Авраам и Лот, и они не побоялись мрака языческого, окутывавшего тогда весь свет. Так испугаемся ли теперь мы, двое, пребывающие в одиночестве с Правдой, идти против огромного войска огромной неправды?
Путник. Должен признаться, меня дрожь пробира­
ет от мысли, что я должен порвать с убеждениями стольких поколений на протяжении стольких веков, со школой и с учителями, учившими меня, со всеми свои­
ми понятиями и представлениями о мире, которые были у меня до сего времени.
Проводник. Всё это или прошло, или пройдет, у тебя нет причин сокрушаться. Разве не написано, что
времени уже не будет (Откр 10. 6)? И разве не читал ты о людях, о поколениях, что ...всякая плоть — трава,

и вся красота еекак цвет полевой. Засыхает
трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение
Господа; та к и народтрава (Ис 40. 6, 7)? Не сокрушайся более ни о школе, ни об учителях твоих, ни о теориях и понятиях, что придумали люди. Всё это или прошло, или пройдет, и только истина, объявленная в
Священной Книге Божией, останется на веки вечные.
И в той вечной Книге не упоминаются законы природы.
А не упоминаются они потому, что не существуют. Ибо невозможно представить, что в Библии, где упомянуты гораздо более незначительные вещи, не были бы упо­
мянуты законы природы, если бы эти законы суще­
ствовали.
Путник. И всё-таки должен признаться, что тебе не удалось развеять мои сомнения. Я непоколебимо верю Библии. Это Божия книга, Божие Откровение истины людям. И в той Книге книг с первой страницы до последней говорится о законе. Так возможно ли, чтобы в целой Библии, где бы в ней ни говорилось о законе, нигде, ни в едином случае не подразумевался бы закон природы?
Проводник. Да, так и есть. Это факт. Во всей великой Книге Божией говорится о законе — и ни о чем так много не говорится, как о законе, — но нигде и никогда не подразумевается закон природы. Однако поднимайся, пойдем дальше. Нам нужно спешить.

III
НЕВОЗМОЖНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ
Когда наши современники говорят о законах приро­
ды, они делятся на два враждебных лагеря. Из одного лагеря слышится утверждение, что природа сама себе и законодатель, и законоисполнитель. А из другого лаге­
ря — что Бог суть Законодатель законов природы, а природа исполнитель.
Любители истины, взгляды которых не запороше­
ны пылью партизанской войны этих двух лагерей, спотыкаются и об одно, и о другое утверждение. И приговоры, которые они выносят и тому, и другому суждению, весьма тяжки.
Они обращают внимание приверженцев обеих то­
чек зрения на один очевидный факт, за которым стоят реальность и логика: Тот, Кто устанавливает законы, и тот, кто их принимает к исполнению, должны быть мыслящими сущностями. Не может бессознательный предписывать законы сознательному, как и сознатель­
ный не может устанавливать законы для бессознатель­
ного. Ибо закон по сути своей — творение мыслящего разума. Закон предполагает, что с обеих сторон его присутствует сознательный разум: со стороны дающего закон и со стороны принимающего закон. Если на какой-то из сторон нет мыслящего разума, то закон — не закон, а нечто совершенно другое, и должен назы­
ваться по-другому.
Вынеся общий приговор обоим лагерям сразу, сто­
ронники истины теперь обращаются отдельно к после­
дователям первой точки зрения и говорят им следую­
щее: если природа одновременно и законодатель, и
11
исполнитель законов, то это значит, что она, не обладая мышлением и разумом, устанавливает для себя законы и сама же следует им. Однако это противоречит самому понятию закона, ибо закон, в сущности, есть творение мыслящих разумных существ с обеих сторон.
А последователям второй точки зрения сторонники истины говорят следующее: вы утверждаете, что зако­
ны природы создал Бог. Это, с одной стороны, кажется логичным, но с другой стороны — нет. То есть, в вашем случае, Законодатель — воистину разумная Сущность, но законоприимец — вещь не мыслящая, бессознатель­
ная. И эта точка зрения не отвечает понятию закона, которое предполагает наличие сознательного мышле­
ния у обеих сторон.
Согласно этому природа не может ни создавать и диктовать законы, ни их принимать и исполнять. А из этого следует, что так называемые законы природы не существуют.
На одном философском сходе собравшиеся бурно дискутировали о законах природы. После долгих спо­
ров и препирательств один из участников встал и сказал следующее: «Некоторые из нас стоят за законы приро­
ды, а другие — за природные, то есть естественные, законы». Все вокруг зашумели, говоря, что не видят различия между этими двумя понятиями. А он им ответил: «Различие огромное. З а законы природы сто­
ят те из вас, кто считает природу законодателем, а за естественные законы — те, что считают Бога законода­
телем природы. Оба суждения возможны, но и оба подлежат критике. Я не знаю, к какому мнению присо­
единиться».
Там оказался и один из приверженцев чистой истины. Он встал и сказал: «А я не могу присоединить­
ся ни к тому, ни к другому мнению. О законах природы
и речи не может быть, ибо подобным предположением отрицается Бог как надприродная, сознательно мысля­
щая и самостоятельная Сущность, а на Его место поставлена природа, которой приписывается мысли­
тельная и законодательная роль. Тем самым природа сама себя обожествляет и делается своим собственным творцом и законодателем. А это не что иное, как бессмысленное идолопоклонство.
Но точно так же не может быть и речи о естествен­
ных законах, данных природе Богом. Разве кто-нибудь решится устанавливать законы для камня, или дерева, или птицам и рыбам, или овцам и козам, или слонам и верблюдам? Разумеется, никто. Как же тогда можно приписывать Богу такую бессмыслицу?!
Закон идет от разума к разуму, от мыслящей сущности к разумной, от подобного к подобному. По­
этому природа не могла ни сама себе установить зако­
ны, ни принять их от Бога. Поистине, одного только
Бога можно представить в роли Законодателя, кем Он фактически и является. Однако Бог как Законодатель изо всего сотворенного Им сущего во вселенной мог установить законы только для человека.
Бог и в самом деле дал закон человеку, и только человеку. Это и есть тот самый единственно существу­
ющий закон. А то, чем Бог наделил остальную приро­
ду, внешне напоминающее закон, по сути — не закон, а нечто другое, что ученые называют инстинктом, чуть­
ем, подсознательным чувством. Из сказанного ясно следует, что ни закона природы, ни естественных зако­
нов не существует, потому что и то, и другое противо­
речит логичному, реальному понятию закона».

ОДИН ЗАКОНОДАТЕЛЬ И ОДИН ЗАКОН
В Библии говорится только об одном Законодателе и единственном законе — это Бог и Его нравственный закон.
Никаких других законодателей, кроме Бога, Биб­
лия не знает и ни о каких других законах, кроме нравственного, не говорит. Но так как обычно ветхоза­
ветный закон называют заповедями Моисея, то необ­
ходимо ясно пояснить, что Законодателем и тогда явил­
ся Бог, а Моисей был лишь избранный Богом законо­
блюститель и провозвестник закона Божия.
Когда люди хотят написать законы, они выбира­
ют, как правило, самых разумных, самых порядочных и поручают им дело законотворчества. Значит, испо­
кон веков люди считали наивысший ум и наивысшую порядочность необходимыми чертами тех, кто состав­
ляет законы. Подобным выбором достойнейших лиц для трудов на ниве законотворчества люди признава­
ли, что далеко не всякий человек (хотя всякий чело­
век — разумное существо) способен быть законопи­
сателем.
Так разве этот факт, всеобщий для всех народов на протяжении всей человеческой истории, не свиде­
тельствует против физической природы как законода­
теля? Вся сознательность и совестливость человечес­
кая во все времена восстают против того, чтобы тварный мир, не обладающий таким разумом и таким сознанием, как у человека, мог устанавливать законы людям.
Бог — Творец и Царь Небесный, совершенное
Сознание и совершенная Совесть. Поэтому авторитет
и компетенция Бога как Законоположника — несом­
ненны и бесспорны. Создавая законы, люди как зако­
нодатели (лишь называемые так) или озвучивают за­
кон, данный Богом, или перефразируют его, разделяют и мельчат, чтобы применить к разным случаям жизни.
Разумеется, где свобода, там и злоупотребление.
Люди зачастую злоупотребляли как законом Божиим, так и своей законодательной властью, и навязывали обществу свои законы, выгодные лишь им самим, оскорбляя тем самым Бога и унижая ближних своих.
Подобные злоупотребления в законотворчестве допус­
кали как отдельные правители, так и завоеватели, и группы олигархов, и партии.
Злоупотреблений законом и законотворчеством
Бог не благословлял, однако попускал их ради сохране­
ния свободы людской и выявления человеческой злобы.
В сущности, только Творец есть единственный
Законодатель. Но так как человек представляет собой образ и подобие Божие, то он более всего похож на
Создателя. И в силу своей похожести на Создателя человек принимал и усваивал закон, данный Богом, или полностью, или частично, или никак. В последних двух случаях человек пытался и сам быть законодателем для себя и других. Но на этом поприще он должен был, рано или поздно, ощутить свою немощь, осознать свое падение и отпадение от Бога.
И только Законодатель совершенен и непогрешим.
И закон единственный — Его закон. Это закон нрав­
ственный, от Бога явленный и объявленный человеку и для человека.
Никто другой не мог быть законодателем, кроме
Сущности совершенного Сознания и Совести (святости), как никому другому на этом свете не мог быть дан закон, кроме как человеку, который как сознательное и
совестливое (святое) существо ближе всего к Богу, живой образ Божий.
Бог не мог дать человеку два одновременно дей­
ствующих закона — нравственный и естественный — потому, что есть только нравственный закон, а есте­
ственных, физических законов природы нет. Существу­
ет только один закон — нравственный. То, что люди называют естественными, или физическими, законами, в сущности, не законы, но лишь символы нравственно­
го закона.
Подобно тому как духовный мир — это единствен­
но реальный и сущий мир, а мир материальный, мир чувств и явлений — только символ духовного мира, точно так же нравственный закон — это единственно истинный и реальный закон, в то время как физические, или естественные, законы — не законы, но лишь симво­
лы нравственного закона.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом