Главная страница

1.11. Наука. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки


Скачать 0,64 Mb.
НазваниеНаука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Анкор1.11. Наука.pdf
Дата01.04.2019
Размер0,64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1_11_Nauka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#10920
Каталогid149466963

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: 04_ORFOGRAFIYa_kurs_teorii__praktika.pdf, 23_Zadanie_23_EGE_2017_po_RUSSKOMU.pdf, Ch_2_Sakharov_A_N_Istoria_Rossii_10kl_XVII_-_XIXv.pdf, Algoritm_vypolnenia_zadania_S9.pdf, 03_SLOVOOBRAZOVANIE_kurs_teorii__praktika.pdf, 22_Zadanie_22_EGE_2017_po_RUSSKOMU.pdf, Ch_1_Sakharov_A_N_Istoria_Rossii_10kl_s_drevneyshikh_vremen_do_k, Anisimov_E_-_Istoria_Rossii_ot_Ryurika_do_Putina_Lyudi_Sobytia_D, Algoritm_vypolnenia_zadania_S8.pdf и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы

Наука.
Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на
производство знаний о природе, обществе и о самом познании,
имеющая непосредственную цель постижения истины и
открытия объективных законов. Наука – это:

социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

отрасль духовного производства (НИОКР);

особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
1.Классификация наук.

по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

2.Функции наук.

культурно-мировоззренческая,

познавательно-объяснительная,

прогностическая,

социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
3.Общекультурные характеристики науки.

рациональность

критичность

индивидуальность

коммуникабельность.
Научное познание
Особый вид познавательной деятельности, направленный на
выработку объективных, системно организованных и
обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности:




объективность;

развитость понятийного аппарата (категориальность);

рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

проверяемость;

высокий уровень обобщения;

универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

использование специальных способов и методов познавательной деятельности
Универсальные методы
научного познания:

анализ – разложение целого на части;

синтез – воссоединение целого из частей;

дедукция – выведение общего положения из фактов;

дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

аналогия – сходство нетождественных объектов;

моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

Социальные науки
Форма духовной деятельности людей, направленная на
производство знаний об обществе.
Классификация социальных наук:

Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология

Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика

Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
Социальное познание:
процесс приобретения и развития знаний о человеке и
обществе
Уровни, формы и методы научного познания

Уровни
Эмпирический
Теоретический
Формы
Научный факт - отражение объективного факта в человеческом сознании;
Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами
Вопрос;
Проблема – осознанная формулировка вопросов
(теоретическая и практическая);
Гипотеза – научное предположение;
Теорияисходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений;
Концепция – определѐнный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Методы
(строгость и
объективность)

наблюдение;

эксперимент;

измерение;

классификация;

систематизация;

описание;

сравнение.

Единство исторического и логического

Восхождение от абстрактного к конкретному

Формализация

Математизация

Математическое моделирование
Социальное и гуманитарное знание.
Общественные науки
Гуманитарное знание
Изучение фактов, законов, зависимостей
Изучение целей, мотивов, ценностей человека,

общественно-исторического процесса
его личностного восприятия
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений
Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
Особенности:

Понимание;

Обращение к текстам;

Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям;
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы. http://humanitar.ru/page/ch1_13

перейти в каталог файлов
связь с админом