Главная страница

Неелов В. М


Скачать 1,56 Mb.
НазваниеНеелов В. М
АнкорPosobie.pdf
Дата02.10.2017
Размер1,56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPosobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЗадача
#40239
Каталогid43025939

С этим файлом связано 26 файл(ов). Среди них: virolyuciya_vazhneyshaya_kniga_ob_evolyucii_posle_egoistichnogo_, Posobie.pdf и ещё 16 файл(а).
Показать все связанные файлы

Самое трудное − научить малыша концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его продолжительное время. Если это удается, то задача обучения значительно облегчается. В данном случае смешивание красок может помочь привлечь внимание маленького ребенка к изменению цветов, т. к. оно доступно почтив любом возрасте.
НЕЕЛОВ В. М. ПОСОБИЕ ПО ЖИВОПИСИ для индивидуальных занятий с ребенком в возрасте от двух лет в домашних условиях)
Санкт-Петербург,
2005

2
Неелов В.М. Пособие по живописи
Санкт-Петербург, 2005, 20 с.
Неелов Валерий Михайлович родился в 1936 году в Петергофе. Окончил Архитек- турно-строительный техникум, работал архитектором-проектировщиком. Живописью занимается с 1980 года. Любимые жанры – портрет, пейзаж. С 1981 по год Неелов В.М. занимался обучением детей живописи по разработанной им оригинальной методике. Работал в подростковом клубе Бриг г. Петергофа, где руководил детской студией живописи, которую посещали учащиеся в возрасте от 2 долети их родители
Пособие предназначено, в первую очередь, для родителей, желающих заниматься со своими малышами живописью в домашних условиях. Предложенная методика развивает у малыша видение цвета (как у музыканта слух, умение подобрать необходимый цвет, владение кистью, моторику, логику мышления и многое другое. Пособие будет интересно как для воспитателей детских садов, таки для учителей младших классов.

3

4 Работа с маленькими детьми позволяет мне сделать некоторые выводы учить детей живописи нужно начинать как можно раньше, тес двух-трех лет. Опыт подсказывает – дети, начавшие заниматься живописью раньше, становятся более наблюдательными, внимательными. Раньше начинают сравнивать цвета, а значит размышлять. Различают и точнее подбирают оттенки цветов и тональные отношения. Точнее выражают свои мысли и чувства на бумаге. Уважаемые родители, бабушки и дедушки, дяди и тети Если Вы хотите, чтобы Ваш малыш, еще задолго до школы, научился быть внимательным, наблюдательным, трудолюбивым. Научился сравнивать, анализировать, думать. Видеть окружающий мир сего бесконечным многоцветным разнообразием. Научился видеть красоту в будничном и сам ее создавать на бумаге. Если Вы хотите, наконец, чтобы в школе ему было легче освоить школьную программу. Советую начинать учить малыша живописи, с двух-трѐх летнего возраста. Не надейтесь на садики школу – там не научат. А время будет потеряно. Вам предстоит вместе с ребенком открывать для него и себя чудесный разноцветный мири нужно постараться сделать этот процесс приятным для малыша. Только хочу Вас предостеречь от ожидания быстрых результатов. Это путь долгий и тернистый. Если Вы не уверены в том, что у Вас, именно у Вас у взрослых, а не у ребенка, хватит терпения, настойчивости и такта заниматься с малышом труднейшими интереснейшим делом, то отложите эту книжку. Это не для Вас. Трудолюбивые, настойчивые, а главное, любящие и уважающие своего дитя взрослые Вашему вниманию предлагается учебное пособие, для занятий в домашних условиях живописью, сложнейшим из многих видов в деятельности человека. Живопись для взрослого - то очень трудна, а уж для малыша, тем более. НО НАСТОЯЩЕЕ ПОСОБИЕ ДОСТУПНО ЛЮБОМУ ВЗРОСЛОМУ И ПОЗВОЛЯЕТ ЛЕГКО СПРАВИТЬСЯ СО ВСЕМИ СЛОЖНОСТЯМИ И ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ КИСТЬЮ, ВИДЕНИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ ПРЕДМЕТА. В очень раннем возрасте ребенок еще мало что умеет, да и усидчивости и трудолюбия у него нет. Поэтому занятия нужно проводить не спеша, деликатно и терпеливо, плавно и постепенно погружая малыша в мир цветов. Делать это весело, радуясь вместе с ним его удачам. Одно занятие должно длиться не более 15 минут индивидуально, но часто, возможно даже два раза вдень, желательно ежедневно. Взрослые должны относиться к его первыми к последующим) опытам в живописи уважительно и серьезно. Стараться не давить на него своим авторитетом, а помогать ему в преодолении технических сложностей. Маленького художника необходимо поощрять и хвалить независимо от результатов. Нив коем случае не называть его работы мазней, сохранять их и беречь (ставить дату исполнения. Ив творческом плане – выбор темы для изображения должен быть за ребѐнком. Хочется подчеркнуть,

5 что в настоящем пособии рассматривается только живопись красками типа гуашь, так как она является простой для начинающих заниматься и более доступной по материальным затратам. После овладения данной техникой можно, пожеланию, переходить к другим. Это будет сделать гораздо легче, так как ребѐнок научится видеть и точно подбирать необходимые цвета и оттенки. Почему начинать учить живописи нужно гуашью, а не акварелью Техника настоящей акварели, это техника – жидкими прозрачными красками. Она очень сложна и не допускает исправлений. Ею владеют далеко не все художники. Техника работы гуашью гораздо проще. Она позволяет исправлять, переделывать, уточнять то, что уже сделано и не нравится. И этому нужно учить малыша. Тогда он не будет бояться ошибиться и станет увереннее в работе над картиной, а это очень важно. С 1981 года я занимаюсь живописью с детьми разного возраста. И с самого начала передо мной встал ряд вопросов как научить малыша видеть цвета, различать оттенки, изображать увиденное на бумаге Какими красками ив каком наборе лучше пользоваться Когда лучше всего начинать занятия с малышом, с какого возраста Я изучал опыт других педагогов, посещал различные студии, наблюдал за работой профессионалов в этих студиях, в детских садах, в школах. Изучал литературу поданному вопросу. И пришѐл к достаточно неожиданному выводу, что традиционные методики преподавания изобразительного искусства не дают возможности ребѐнку научиться видеть цвет так, как видит его художник – профессионал. Более того, бытует мнение, что этому, вообще, нельзя научить, что это даѐтся от природы (или не даѐтся). Занимаясь с детьми самого разного уровня развития, подготовки и возрастая пришѐл к убеждению, что научить этому можно. И нужно И чем раньше начать обучение, тем лучше. Дети, как правило, не видят оттенков и поэтому пользуются только теми цветами, которые у них имеются в наборе. Стало ясно, что учащемуся нужно дать, либо, набор, куда входит большое количество красок (что затруднительно, либо, наоборот, до предела ограниченный. Последнее подходило больше, ибо никакого количества цветов никогда не бывает достаточно для настоящей живописи, если художник не подбирает цвета при помощи смешивания красок. Значит, учащегося необходимо вынудить смешивать краски, подбирая самые необходимые цвета. Эту задачу даѐт возможность решить набор из четырѐх красок синяя, красная, жѐлтая и белая, а все остальные цвета, зелѐный, оранжевый, фиолетовый, коричневый и др. и их оттенки, ребѐнок научится получать сам, смешивая основные цвета. Смешивая краски, малыш видит, как изменяются цвета, в зависимости от количества компонентов. Таким образом, начинающему заниматься живописью, даѐтся ключ для развития цветовидения. Самое трудное – научить малыша концентрировать своѐ внимание нач м-либо и удерживать его продолжительное время. Если это удаѐтся, то задача обучения значительно облегчается. В данном случае смешивание красок может помочь

6 привлечь внимание маленького ребѐнка к изменению цветов, т. к. оно доступно почтив любом возрасте. Так появилась возможность начинать учить детей живописи с двух лета может быть и младшего возраста. Чем старше становится ребѐнок, тем сложнее ему даѐтся живопись, если не начать обучение вовремя. По моим наблюдениям, период наилучшего восприятия или, другими словами, более продуктивного обучения живописи наступает в возрасте трѐх-пяти лет, если начинать раньше. Занимаясь этим регулярно и часто, маленький художник начинает видеть и делать более сложные цвета и оттенки, а это уже начало живописи. Именно живописи, а не рисования красками. Иногда возникают вопросы почему именно живописью нужно начинать заниматься, а не рисованием, и вообще, понадобится ли она в дальнейшей жизни
Во-первых, настоящая методика позволяет начать занятия живописью, практически, с любого возраста и любого уровня умственного и физического развития. Когда малыш ещѐ не умеет держать карандаш в руках а, тем более, им что-то изображать. В этой ситуации на первых порах главное неумение владеть кистью (хотя и это необходимо, а чтобы он увидел, как изменяются цвета при смешивании красок, и заинтересовался этим. А это значит, что ребѐнок станет более внимательными в дальнейшем ему будет легче постигать изображение формы не только кистью, но и другими средствами (карандаш, мелок, глина, пластилин и др. Во-вторых, смешивая краски на палитре, малыш разрабатывает ручку, те. укрепляет мышцы. И делаете более умелой и таким образом готовится к овладению формой, тек рисованию. На всех этапах занятий живописью главным для маленького художника становится умение подобрать (смешением) нужный цвет необходимого тона, затем увидеть и суметь изобразить форму пятна (туловища, головы и т. д) В-третьих, занятия живописью его научат сравнивать, значит, малыш научится думать, наблюдать, а это, согласитесь, нужно не только художнику. Овладение искусством изображения предмета и пространства, окружающего предмет, расширяет и увеличивает мыслительные и визуальные возможности маленького человека. Развивает объѐмно пространственное мышление. ЧТО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЖИВОПИСЬЮ Ввиду того, что количество цветов строго ограничено, необходимо очень серьѐзно отнестись к подбору красок по оттенкам. Гуашь художественная.
1. Синяя – лазурь железная.
2. Красная – маджента (малиновый цвет) или кармин или рубиновая или краплак красный.
3. Жѐлтая – лимонная или кадмий желтый светлый.
4. Белила. Эти краски можно считать универсальными, т. к. из синей и красной красок можно сделать красивые фиолетовые цвета, из синей и жѐлтой – зе-

7 лѐные, из красной и жѐлтой – оранжевые и из зелѐной и красной – коричневые и черный. Разумнее приобрести краски в больших банках. Они должны быть не сухие и не жидкие, консистенции густой сметаны. Для занятий с маленьким ребѐнком краски желательно положить в маленькие баночки с широким горлышком для удобства пользования ими. Количество краски необходимого для одного занятия.
5. Кисть художественная плоская широкая, волос синтетический японская синтетика, ширина 6 – мм (для двухлетнего малыша. Для более старших детей кисти нужно иметь мм. В дальнейшем можно приобрести несколько кистей разных размеров широких для закрашивания больших плоскостей и узких для исполнения мелких деталей картин. Краски и кисти продаются в специализированных магазинах и художественных салонах.
6. Бумага см (А 4)( для х летних) или см (А 3) рисовальная или чертѐжная. Может быть и других размеров.
7. Палитра – кусок белого пластика 20 × см без углублений (доска для занятий лепкой.
8. Ёмкость для воды (детское пластмассовое ведѐрко или из-под майонеза. Деревянный планшет или кусок фанеры 60 × см.
10. Канцелярские кнопки железные.
11. Мольберт или стул со спинкой. У мольберта должна быть полка для размещения красок и палитры. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ В природе существует три главных (основных) цвета красный, синий и жѐлтый. Все остальные цвета оранжевый, голубой, зелѐный, фиолетовый и др. - производные от них. Рис. Красный, жѐлтый, оранжевый, оранже- во-красный, розовый считаются (условно) тѐплыми цветами похожими на огонь. Синий, светло-синий, голубой – холодные, похожими на небо или море. Все цвета, полученные при смешивании, в зависимости от количества в них тѐп- лых или холодных будут, соответственно, теплее или холоднее. Например, зе- лѐный по сравнению с жѐлтым цветом будет холоднее, ас синим – теплее. Цвета красный и зелѐный, синий и оранжевый, жѐлтый и фиолетовый называются дополнительными или противоположными (на цветовом круге. Рис. Цвета белый, серый и чѐрный называются ахроматическими или нейтральными, те. не холодными и нет плыми. Но, по сравнению с холодными цветами, могут казаться теплее, ас тѐплыми – холоднее. Чѐрный цвет можно получить при смешивании пар цветов красного и зелѐного, синего и оранжевого, фиолетового и жѐлтого, те. из трѐх основных цветов. Если при смешивании получается «тѐплая» смесь, то нужно добавить вне синего, а если холодная - то красного и жѐлтого или одного из них. Нейтральные цвета, находясь на красном фоне, кажутся слегка зеленоватыми цветами, на жѐлтом фоне кажутся – фиолетоватыми, на синем – оранжеватыми. Яркими или насыщенными являются красные, оранжевые, жѐлтые, зелѐные, голубые, синие, фиолетовые и промежуточные цвета. Малонасыщенные, неяркие или погашенные цвета получаются при смешении насыщенных цветов с нейтральными и дополнительными цветами. Например, коричневые цвета получаются при смешении красных и зелѐных цветов светло-синие цвета – при смешении синих цветов с белым цветом, бежевые цвета – при смешении коричневых с белым, охристые – жѐлтых с сиреневыми цветами и т.д. Чтобы сделать какой либо цвет болеет мным, например, (если он находится в тени или плохо освещѐн) нужно смешать этот цвет с дополнительным. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ Занятия живописью желательно проводить в дневное время. Свет из окна помещения (не солнечный) должен быть сзади и слева (для правши. На мольберте, на полке или на стуле на горизонтальной плоскости перед ребѐнком должна лежать палитра, стоять четыре баночки с красками иле- жать кисть. На деревянном планшете, стоящем на мольберте или стуле, должна висеть бумага, прикреплѐнная канцелярскими кнопками, и второй лист бумаги – для показа последовательности изображения. Ёмкость с водой (неполная) должна стоять на полу рядом с мольбертом или со стулом справа (для правши. Заниматься лучше стоя. Краски желательно положить в баночки столько, сколько необходимо на одно занятие, не более. Одежду надеть такую, чтобы не жаль былое запачкать красками, либо нужен специальный халатик или фартучек, или нарукавники (в зависимости от темперамента малыша. После занятий кисть нужно вымыть тѐплой водой с мылом и хранить в вертикальном положении волосом вверх, оберегая от сминания волоса. Перед занятием взрослый сам должен освоить то, что будет показывать ребѐнку. Показывать нужно на другом листе. Если ребѐнок устал, у него рассеянное внимание, или он начал часто отвлекаться, нужно прекратить занятие или сделать перерыв, отвлечь какой либо игрой. Заставлять, нив коем случае, нельзя. Одна мама, ведя своего малыша ко мне на студию, спрашивает его
– Что ты сегодня будешь рисовать
– Сѐныско. – Отвечает ребѐнок. – А ещѐ ягуску.

– А ещѐ?

9
– Цеточек.
– Хорошо Приходят. Раздеваются. Я спрашиваю
– Ну и что мы сегодня будем изображать
– Не наю…. Тхактох!! И масыну! Мама удивляется.
– Ты же хотел – солнышко, лягушку и цветочек
– Нет, я буду исовать амаѐт!
– Ну вот Всегда так. Сам не знаешь, что ты хочешь
– Наю,. Амаѐт и тучку и …сѐныско! Нет Тхактохх!
– Ну вот Что с ним делать
– Ничего не делать. – Отвечаю я. – Будем изображать трррааактооорр. Большой Большой Так
– Так, так, так – Отвечает юное дарование.
А далее малыш изобразил трактор, который шѐл по полю, росли цветочки, в траве сидела лягушка, в небе летел самолѐт, и светило солнышко. Конечно, не заодно занятие. Не принуждайте маленького художника. Ре- бѐнок, как и взрослый художник, имеет право на сомнения в выборе темы для изображения. ПЛАН ЗАНЯТИЙ
I. ЭТАП
1. Научить малыша пользоваться кистью, водой и красками.
2. Научить ребѐнка из трѐх основных цветов получать при смешивании производные цвета.
3. Научить маленького художника получать более сложные цвета. Учить сравнивать одноимѐнные цвета. Освоить понятия светлые и тѐмные, тѐплые и холодные. Светлее – темнее, теплее – холоднее, синее, желтее, краснее и т. д.
II. ЭТАП
1. Освоить c юным художником понятия широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий, вверху – внизу, внутри – снаружи, выше – ниже. А также над – под, через, поверх, сквозь, между, перед - за, впереди
– позади, влево – вправо, налево – направо. Вдоль – поперѐк, по диагонали по вертикали. Горизонт – по горизонтали. Угол прямой, острый, тупой. Линия прямая, изогнутая, наклонная, ломанная (зигзаг, волнистая.
2. Учить малыша ориентации на листе понятия верх, середина, центр и низ листа, правая и левая сторона, вертикаль и горизонталь, диагональ.
3. Учить ребѐнка выполнять на бумаге кистью различные мазки.
4. Научить ребѐнка изображать на бумаге кистью геометрические фигуры и элементы в понятной для него форме и названии. Например шар - яблоко, солнышко, мячик, колесо, колобок, овал - слива, тыква, усеченный

10 конус- ведѐрко, треугольник - шалаш, цилиндр - труба, стакан. Колбаска, яичко, бочка, груша, морковка.
III. ЭТАП
1. На основе умения изображать геометрические фигуры и простые элементы учить маленького художника изображать рыб, птиц, игрушки, животных, дома, машины, самолѐты и т. д. Освоить понятие симметрии или зеркального изображения. Первый этап обучения очень важен, т. к. учит малыша быть внимательным, последовательным. Приучает к аккуратности. Развивает ума- ленького художника цветовидение и даѐт ему, фактически, ключ к дальнейшему творческому процессу в живописи. Поэтому необходимо, по возможности, растянуть этап смешивания красок. Посоревноваться с малышом в подборе оттенков какого либо цвета например зелѐного. И показать, что зелѐные бывают и «тѐплые» и холодные, и светлые и тѐмные, и сложные (с добавление различных цветов. Необходимо на каждом занятии показывать и сравнивать цвета и оттенки одноименных цветов этот холоднее и темнее, а этот светлее и теплее. Можно придумать темы для смешивания. Например «Зелѐная полянка трава. Рис. Озеро или море вода. Рис. Разноцветные камешки. Рис. Гора. Рис. Радуга. Рис. Северное сияние. Рис. Каменная стена. Рис.

11 Уважаемые взрослые Автор надеется, что у Вас хватит терпения и такта, чтобы выдержать этот, довольно продолжительный, период обучения, до тех пор, пока малыш сам начнѐт осознанно подбирать цвета и оттенки. ЭТАП Содержание занятий. Перед занятием взрослому рекомендуется самому порепетировать то, чему он будет учить ребѐнка. Все действия, желательно, сопровождать эмоциональными комментариями. Например - Берѐм кисточку тремя пальчиками (как авторучку или карандаш)…вот так…достаѐм кисточкой краску из баночки. Какую берѐм краску. Синюю. Хорошо Берѐм синюю краску, осторожно, кончиком кисти и кладѐм еѐ на палитру. Вот молодец Перед тем, как взять другую краску, смотрим,…кисточка у нас в синей краске, значите нужно помыть. Моем…опустим еѐ вводу и тихонько постучим ею по донышку ведѐрка (или банки. Посмотрим, отмылась она или нет, …ещѐ не отмылась, ещѐ помоем…теперь. Отжимаем еѐ о край ѐмкости и считаем один, два, три, четыре, пять, шесть (заодно научимся считать)…Вот теперь она у нас чистая и без воды. Какую теперь берѐм краску. Жѐлтую? Хорошо, берѐм жѐл- тую…потихонечку…кончиком кисточки…молодец! Смешаем с си

12 ней…ой! Что случилось Какой цвет получился Правильно Зелѐный!!! Ура Какой красивый Помажем на бумаге…великолепно! Вот это да Ты у нас молодец Будем ещѐ смешивать. Тогда давай помоем кисточку, видишь она в зелѐной краске. и т. д. Затем, при желании, можно полученные цвета смешать с белой краской, получая более светлые тона этих цветов, и обязательно положить рядом с одноимѐнными цветами для сравнения (светло-синий цвет с синим, светло-зелѐный с зелѐным и т. д. И, обязательно, обращать внимание малыша на отличие одноимѐнных цветов. Далее, можно полученные цвета смешивать между собой и получать всѐ новые и новые цвета. НЕНУЖНО СПЕШИТЬ УЧИТЬ МАЛЫША ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕГО-
ТО КОНКРЕТНОГО. Пусть малыш научится смешивать краски и получать от этого удовольствие. Это же ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЦВЕТОВ и ОТТЕНКОВ, ПРЕВРАЩЕНИЕ и ИЗОБРЕТЕНИЕ на ДОСТУПНОМ для малыша уровне. А в дальнейшем ЭТО и ПОИСК - подбор необходимого цвета. Но это ещѐ и СРАВНЕНИЕ ЦВЕТОВ, а значит ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОСТУПНОЕ ДЛЯ МАЛЫША. На начальном этапе занятий живописью малыш может не захотеть выполнять мазки на бумаге, а будет только смешивать краски на палитре. Не расстраивайтесь. Пусть только смешивает. Пока важен сам процесс смешивания красок и чтобы он осознал, какие цвета он берѐт, и какие получает в результате. Как можно больше занятий нужно посвятить смешению красок и постараться, чтобы ребѐ- нок каждый раз получал всѐ новые и новые цвета и оттенки. И сами экспериментируйте. Обязательно радуйтесь тому новому цвету или оттенку, полученному Вами или малышом. ВЕДЬ он учится ВИДЕТЬ и ДЕЛАТЬ. Задумайтесь МАЛЫШ САМ СОЗДАЁТ ЦВЕТА. ВАМИ ВАШЕМУ МАЛЫШУ ОТКРОЕТСЯ ОГРОМНЫЙ ЧУДЕСНЫЙ МНОГОЦВЕТНЫЙ, РАНЕЕ НЕВИДАННЫЙ, МИРИ что очень важно – доступный для малыша МИР ОТКРЫТИЙ и возможностей. МИР ЖИВОПИСИ. Обращайте внимание малыша на то, какие получаются цвета тѐмные или светлые, холодные или тѐплые, яркие или тусклые (называя их вслух, по возможности. Более старшим малышам смешивать краски можно в процессе изображения чего-либо пожеланию. В магазинах продаются иллюстрированные календари с хорошим качеством фотографий на различные темы животные, птицы, рыбки, пейзажи и т.д. Их можно приобрести для срисовывания. Для начала постарайтесь выбрать для изображения более простых (по форме туловища круг, овал) животных, птиц, рыб.
II. ЭТАП.

13 1. Мазки широкие. Прямые, изогнутые, наклонные, зигзаги и волнистые (змейки.
Сначала пишутся широкие мазки сверху вниз. Затем снизу вверх. Далее мазки широкие горизонтальные слева направо и справа налево. Рис.
Мазки широкие наклонные. Мазки широкие зигзаги вертикальные и горизонтальные. Рис.
Волнистые широкие мазки (змейки) вертикальные и горизонтальные. Рис.
2. Мазки узкие (без нажима. Прямые, изогнутые, зигзаги и волнистые. Горизонтальные узкие мазки слева направо и справа налево. Мазки зигзаги вертикальные и горизонтальные. Рис. Волнистые узкие мазки вертикальные и горизонтальные выполнять в двух-трѐх летнем возрасте очень трудно, поэтому можно воздержаться от их исполнения.
3. Мазки чередующиеся (переменной ширины. Прямые мазки, мазки зигзаги, волнистые мазки (волны, мазки выпуклые и вогнутые. Сначала изображаются чередующиеся (переменной ширины) вертикальные мазки сверху вниз. Затем снизу вверх. Горизонтальные мазки переменной ширины – слева направо и справа налево. Вертикальные мазки переменной ширины выполняются следующим способом нажимаем на кисть, получаем широкий мазок, ведем кисть сверху вниз и постепенно ослабляем давление на кисть, и мазок получается более узкий, итак несколько раз чередуем нажатие с ослаблением. В результате должна получиться гирлянда из продолговатых широких мазков, разделѐнных более узкими, мазками. Также пишутся эти мазки ив других направлениях. Рис. В этом упражнении очень важно, чтобы малыш почувствовал, с какой силой нужно нажимать на кисть для получения мазков разной ширины. Горизонтальные мазки переменной ширины (зигзаги) выполняются движением кисти вверх почти вертикально узкой стороной без нажима, а вниз – широкой стороной кисти с нажимом, дальше повторяется – вверх без нажима, вниз с нажимом. Также рекомендую выполнять и вертикальные мазки переменной ширины. Рис.

14
Волнистые мазки переменной ширины изображаются, как и зигзаги, только чередованием плавного нажима на кисть с закруглением и ослабления. Рекомендую поучить маленького художника выполнять и горизонтальные и вертикальные волнистые мазки. Рис.
Выпуклые мазки вертикальные пишутся так, как пишется буква з. Ставим кисть плоской стороной горизонтально и, не меняя положение кисти, сначала без нажима, ведѐм кисть вправо, затем, плавно нажимая, выполняем круговое движение, постепенно ослабляем нажим, завершаем полукруг. Далее движение повторяется. Вогнутые мазки изображается аналогично, только зеркально. Рис. Рекомендую поучиться выполнять выпуклые и вогнутые мазки горизонтально.
4. Мазки сложной формы (лепестки цветов, листочки травинок, деревьев. Можно начать с цветка типа ромашки, хризантемы, астры.
Сначала пишем мазок вогнутой формы, а затем к нему добавляем мазок выпуклой формы и закрашиваем середину. У нас получилась сердцевина цветка. Далее выполняются лепестки широкой стороной кисти без нажима. Рис.
Другой вариант – цветы с узкими лепестками. Узкие лепестки пишутся узкой стороной кисти с нажимом. Начинать выполнять мазок нужно сплавного нажима, а затем плавно поднимаем кисть. Советую поучиться делать мазки по направлению, как от сердцевины цветка, таки к сердцевине. Аналогично выполняются и узкие листочки к этому цветку. Рис.
Следующий цветок можно написать с широкими и закруглѐнными лепестками, типа шиповника. Такие лепестки выполняются широкими мазками с закруглением. Рис.
Далее можно поучиться изображать цветок типа георгин простой. Начинать писать мазок следует узкой стороной кисти, плавно нажимая, немного закруглить влево и ослабить нажим, затем поставить кисть вис- ходную позицию узкой стороной и выполнить мазок зеркально первому мазку. Рис.

15 Обращаю Ваше внимание на то, что эти мазки можно делать разными оттенками одного итого же цвета. Аналогично выполняются мазки для написания остроконечных листьев. Рис.
Этот вид мазков, конечно, очень труден для малышей, поэтому, для начала, от них можно отказаться. А в дальнейшем вновь пытаться его освоить. Вообще, написание мазков различной конфигурации переменной ширины – это сложный и полезный процесс, но спешить с этим ненужно. Геометрические фигуры и различные элементы.
Треугольник – шалаш ставятся три точки, одна вверху и две внизу, соединяются широкими мазками. Рис.
Бочка выполняется из двух широких мазков, вогнутого и выпуклого, соединѐнных двумя широкими мазками, сверху выпуклым мазком, снизу вогнутым. Рис.
Усечѐнный конус – ведѐрко пишется двумя наклонными в разные стороны широкими мазками и двумя горизонтально расположенными выпуклыми вогнутым мазками. Рис.
Круг – апельсин, солнышко, мячик, яблоко, арбуз, колесо, колобок и т. д. изображаются соединением уже знакомых нам мазков вогнутых ивы- пуклых. Рис.
Маленькие круги – виноград и другие шаровидные ягоды, пишутся следующим способом. Кисть ставится плоской стороной вертикально, и с нажимом вращается вокруг нижней точки опоры против часовой стрелки,

16 получается полукруг, затем кисть ставится в исходную позицию вертикально и с нажимом вращается вокруг нижней точки опоры почасовой стрелке. Рис.
Овал – слива, яичко, дыня, лимонит. д. выполняются из двух кругов, соединѐнных широкими закруглѐнными мазками. Рис.
Колбаска пишется из двух кругов, соединѐнных двумя широкими вогнутыми мазками. Рис.
Огурец выполняется из двух кругов разной величины, соединѐнных широкими прямыми или вогнутыми мазками. Рис.
Груша изображается из двух кругов, соединѐнных широкими выпуклыми вогнутым мазками. Рис. Морковка выполняется из круга сточкой, отнесѐнной, на какое – то расстояние. Круг соединяется сточкой широкими мазками. Рис. На рис. 016 – 023 приведены примеры изображения гриба, петушка и др. Шляпка гриба похожа на сливу (овала ножка – на бочонок. Выполняются широкими мазками. Травинки выполняются узкой частью кисти, быстрым движением с лѐгким нажимом снизу вверх. Обратите внимание на травинки листочки и лепестки цветка. Они – разных оттенков. И чем больше оттенков, тем лучше.

17 Рыбка. Рис и Рис. Сначала, когда малыш ещѐ ничего не умеет, туловище рыбки можно изобразить в виде овала каким-либо одним цветом разными оттенками. А плавники и хвост – другими цветами. Впоследствии можно усложнить задачу и написать туловище рыбки разными цветами. Спинка выполняется тѐмным, а животик светлыми цветами. Затем всѐ тело рыбки закрашивается широкими мазками вдоль туловища. Глазик, жабры и чешуйки делаются только по высохшей поверхности головы и туловища одним касанием кисти. Листочки водорослей пишутся разными оттенками.
Петушок. Рис и Рис. На что похоже туловище у петушка Туловище у петушка похоже на большое яичко. Головка похожа на маленькое

18 яичко. Сначала изображается туловище. Для него и для хвоста больше всего необходимо места на листе. Поэтому нужно туловище разместить немного левее, оставив место для красивого хвоста. Затем изобразить головку левее и выше туловища. Далее изображается шея большими мазками, которые накрывают туловище острыми кончиками. Для написания перьев шеи краски на кисточке должно быть много, чтобы не было необходимости поправлять. Иначе цвет перьев будет испорчен. При написании крыла также нужно следить затем, чтобы пѐрышки выполнялись одним движением без поправок. Хвост пишется широкими закруглѐнными мазками с большим количеством краски на кисточке без остановки (за один раз. Все исправления и дополнения делаются после просыхания краски, одним касанием кисти. Белка. Рис и Рис. Туловище у белки похоже на грушу. Только у груши один бочок будет светленький. Головка у белки похожа на лимон. Лапки передние похожи на изломанную морковку. Рыжий цвет делается из оранжевого и небольшого количества синего. Хвост пишется большими очень широкими и изогнутыми мазками, поэтому краски на кисть нужно взять побольше. Домик Рис и Рис) выполняется из уже сделанного нами шалаша, треугольника) с добавлением двух вертикальных и одного горизонтального широких мазков. Цилиндр − труба, стакан и т.д. Обращаю Ваше внимание на то, что все геометрические фигуры и элементы пишутся широкими мазками. Закрашиваются все элементы и геометрические фигуры тоже широкими мазками сверху вниз Далее, для родителей и детей, желающих больше времени посвятить освоению мазка, приведены примеры написания некоторых шрифтов и иероглифов. Рис. Рис. Рис. Рис Рис. Это очень полезные упражнения. Можно предложить ребѐнку самому придумать буквы. Обращайте внимание малыша на шрифты в журналах, книгах, плакатах и магазинах Если при изображении допущена ошибка или не нравится то, что изобразили, тов технике гуаши, в отличие от акварели, есть возможность исправить, переделать заново. Место, которое нужно исправить, во-первых, можно просто смыть влажной губкой, просушить и написать снова. Во- вторых, можно закрасить густой краской (подобранной для фона в этом месте картины. В-третьих, можно закрасить густой краской (фоном) только то место, где есть неточность исполнения. Но закрашивать нужно только по просохшему месту густой краской и касаясь кистью только один раз, как бы накладывая, мазок.
III. Этап
1. Перед тем, как начинать изображать какое-либо животное, птицу или рыбу советую рассмотреть его вместе с малышом, задавая ему вопрос на что похожа самая большая часть его (напр. туловища И обвести эту часть

20 обратной стороной кисти. Чтобы маленькому художнику было понятно, о чѐм его спрашивают. У многих животных (например, у кошек, лошадей, некоторых пород собак, лис, оленей, белок, зайцев) туловище, по форме, похоже на колбаску. У льва, и у таких пород собак как боксѐр, дог, доберман, оно похоже на грушу, у слонов и жирафов тоже. У птиц туловище и голова похожи по форме на яйцо. У многих животных головы похожи на грушу. Шея у жирафа похожа на морковку. Шея у лошади похожа по форме на перевѐрнутое ведѐрко. Дальше смотрите, на что похожи, уши, ноги, хвост, рога и т. д.
Вообще старайтесь развить у малыша так называемое ассоциативное видение. С ним можно начать играть в угадывание. На что похоже по форме облако, крона дерева, лужа, пятно нач м-либо, картошина и пр
2. Понятие симметрии или зеркального изображения можно показать на зеркале, на геометрических фигурах и на примерах в природе (бабочки, л- ки, листья рябины, розы и т.д.). Рис, Рис, Рис, Рис. Если потребуется изображение фона или пейзажа, в качестве фона, для изображаемого животного. Если это животное волосатое, пушистое торе- комендуется, сначала, закрасить фон широкими мазками вокруг животного, а после по фону написать шерстинки, волоски и усики, мелкие и тонкие детали пейзажа (ветки, травинки листочки и проч)

21 Прощаясь с Вами, уважаемые взрослые и маленькие художники, желаю Вам успехов в этом трудном и интересном деле освоения живописи. И надеюсь, что Вы и ваш малыш будете частыми гостями и участниками выставок живописи в галереях, музейных и выставочных залах нашей страны и за рубежом е. Храни вас Господь.

22 Учебное пособие
Неелов Валерий Михайлович Пособие по живописи
_______________________________________________________________

перейти в каталог файлов
связь с админом