Главная страница

основы права. Неолитическая революция -процесс перехода от присваивающего к производящему хозяйству. Теории возникновения государства


Скачать 81,5 Kb.
НазваниеНеолитическая революция -процесс перехода от присваивающего к производящему хозяйству. Теории возникновения государства
Анкоросновы права.doc
Дата24.12.2017
Размер81,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаосновы права.doc
ТипДокументы
#52973
Каталогteshaevamila

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Подробный словарь.doc, Документ Microsoft Office Word.docx, основы права.doc.
Показать все связанные файлы

Государство – политико-правовой институт единой суверенной власти , выраженный в виде государственного аппарата и управляющей населением с помощью законотворчества
Признаки государства

1.Наличие публичной власти

2.Государственный аппарат

3.Сувернетет

4.Население

5.Налогооблажение

6.Аппарат принуждения

7.Законотворчество

8.Территория

9.Армия

10.Граница

11.Герб

12.Гимн

13.Флаг

14.Денежная единица

15.Язык
Государство возникло в ходе перехода от первобытно общинной к рабовладельческой формации в результате неолитической революции.

Неолитическая революция -процесс перехода от присваивающего к производящему хозяйству.
Теории возникновения государства

Марксистская(Энгельс, Ленин)

Договорная(Жан-Жак Руссо)

Психологическая(Николай Коркунов)

Теологическая(Фома Аквинский)

Патриархальная(Р. Филмер)

Органическая(Герберт Спенсер)

Теория насилия(Карл Каутский)


  1. Марксистскаянеолитическая революция появление 3х разделений труда  увеличение производительности труда , появление прибавочного продукта появление товарообмена и частной собственности  появление социально классовой дифференциации на экономически господствующие классы и класс нищих появление государства как института для выражения интересов экономических господ.

2.Договорная.Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории — создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии.

3. Психологическая.В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д.


5. Патриархальная. Основана на правах, равных перед всеми в обществе. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.


В науке выделяются основные экономические формации

-первобытно общинная

-рабовладельческая

-феодальная

-капиталистическая

-социалистическая

-современная


Власть в РФ строится на трех основных принципах

1.Принцип разделения властей (статья 10 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.)
2.Принцип федеративного устройства (статья 5 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.)

3. Принцип самостоятельности местного самоуправления (статья 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.)

Все ветви власти равнозначны . Президент не относится ни к одной из ветвей власти

В соответствии с федеральным законом выделяется 5 видов образований

.Сельское поселение

.Городской округ

.Внутригородская территория города федерального значения

.Городское поселение

.Муниципальный район

Юридические признаки монархии: единовластие ,власть передаётся по наследству, неопределённый срок правления, монарх не несёт юридическую ответственности за свои деяния, единолично формирует органы власти.

Юридические признаки республики: правление ограничено сроком главы. Глава государства несет ответственность за свои деяния и может участвовать в формировании органов государства. Республика президентская, парламент, смешанная ,монархия –ограниченная неограниченная.

уровни

ПРЕЗИДЕНТ

федер

Федеральное собрание

Совет федераций и

Гос Дума



Правительство РФ

Конституционный суд
Верховный суд
Высший арбитражный суд

регион




Правительство Волгоградской области

Областной суд

Арбитражный суд

Мировые судьи

местн

Городская дума

Городская администрация

---------------------------------- ---------------------------------- ----------------------------------




законодательная

исполнительная

судебная

Государственное и муниципальное управление- система органов государственной власти и местного самоуправления

Местное самоуправлениесамостоятельное под свою ответственность деятельность населения, проживающего на территории муниципального образования по решению вопросов местного значения как самостоятельно, так и через органы МСУ, исходя из национальных ,исторических и местных традиций и обычаев

Право-система общеобязательных правовых норм, закреплённых в нормативно-правовых актах и направленных на регуляцию общественных отношений
Форма права

-под формой права понимается форма существования правовых норм, их внешнее выражение . Таким образом под формой права , понимается внешнее выражение поведения их форма существования которая признается в конкретном государстве .
Право делится на регулятивное и охранительное

1)Регулятивное- в регулятивных нормах права, которые составляют регулятивную функцию существует гипотеза и диспозиция и оно предназначено для регламентации правового поведения
2) Охранительное- в охранительной норме права присутствует санкция (мера наказания за противоправные деяния выраженная в форме действия или бездействия)

Оно необходимо для защиты и охраны прав и свобод человека
признаки права:
нормативность ,системность, общеобязательность,формальная определённость,неперсонофицированность,иерархическая соподчинённость,гос.волевой характер,санкционированность.
сущность права регулятор общ.отношений
назначение-регулирует общ.отношение
Признаки права:

Нормативность

Системность

Общеобязательность

Формальная определенность

Неперсонифицированность

Иерархическая соподчиненность

Государственно волевой характер

Санкционированность


Система российского Права

Россия принадлежит к романо-германской правовой семье так как основным источником права является нормативно правовой акт (НПА)
Правовая семья- правовые системы различных государств, похожих по своим специфическим признакам.

Выделяется 4 основные правовые семьи

-романо-германская

-англо-саксонская

-религиозная

-социалистическая


Структура системы права

Отрасль права- совокупность однородных правовых норм регулирующих похожие общественные отношения. Выделяются следующие отрасли
+конституционное

+трудовое

+гражданское

+уголовное

+налоговое

+таможенное

+финансовое

+семейное

+международное

+экономическое

+административное
В свою очередь каждое из отраслей имеет подотрасли

Правовой институт -рамках одной подотрасли есть система похожих или циклических правовых норм

Правовая норма- правила поведения, закрепленные в нормативно правовых актах и направленные на регуляцию общественных отношений.

Источник права- источник права является также формой права, это форма существующих правовых норма, их внешние выражения , соответственно под формой (источником) права понимается внешнее выражение правил поведения, их форма существование которая признается в конкретном государстве .
К каждой правовой семье источник(форма) права имеет определенную форму.
Виды источников права
1)Правовой обычай - сложившиеся в результате многократного повторения правила поведения направленные на регуляцию общественных отношений не имеющие официального закрепления и не обладающие юридическим значением.

Больше всего характерен для международных дипломатических отношений. В российском гражданском кодексе также содержится статья об обычаях делового оборота
2)Правовой судебный прецедент -внесенное однажды уполномоченным органом решение по конкретному делу которое впоследствии становится образцом для вынесения решений по делам с похожим обстоятельством. Является основным источником права англо-саксонской правовой семьи.

3)Нормы и принципы международного права(пункт 4 статья 15) – имеют приоритетное значение по отношению конституции.
4)Научная доктрина-этот источник используется тогда когда в праве отсутствует норма права
Например проблемные на сегодня правовые аспекты

-суррогатное материнство

-автоназия
Если в праве отсутствуют проблемные вопросы то законодательство и право применитель обращается к ученым.

5)Нормативно правовой акт (НПА)-принадлежит к романо-германской правовой семье –официальный документ принятый в установленном законом порядке специально уполномоченными субъектами в специальной форме и содержащий правовые нормы.
6)Религиозная норма- написана в священных писаниях


Нормативно Правовой Акт

В современной правовой системе РФ выделяются следующие виды НПА

НПА делится на два основных типа –Законы и Подзаконные акты

Законы обладают большой юридической силой , принимаются только установленным кругом лиц( законодательные и региональные органы)

Подзаконные акты принимаются различными субъектами права обладающими полномочиями . К ним относится как представитель законодательного органа так и исполнительные судебные органы а также индивидуальные должностные лица и иные сотрудники органов власти.

(Органы местного самоуправления принимают только подзаконные акты)
1) Нормативный принцип международного права (пункт 4 ст 15)

(Законы)

2)Основной закон государства (Конституция РФ)

3)Федеральный конституционный закон

4)Федеральный закон

5)Законы субъектов РФ

(подзаконные акты)

6)Указы президента

7)Постановления правительства

8)Акты министерств, ведомств

9)Акты палат Федерального собрания

10)Судебные решения

11)Подзаконные акты субъектов РФ

12)Муниципальные правовые акты

13)Локальные, внутриорганизационные акты

НПА следует отличать от индивидуально-правовых актов (ИПА) последние применяются в процессе право-применения (реализации права). Поэтому ИПА носят название правоприменительных актов. Пример : протокол правонарушения ,приказ о зачисления студента .

Особенности ИПА в том что в них указывается конкретный субъект права
Правовая норма – разновидность социальных норм

Существует наряду с экономическими ,социальными, политическими, религиозными и иными нормами
Правовая норма отличается от других видов норм признаками ,такими же как и признакми права

Общая сущность всех норм- регламентация общественных отношений
Виды правовых норм
I.По содержанию

1)Нормы –декларации (провозглашает правовую установку. Например 1 статья Конституции)

2)Нормы-принципы –основополагающие начала регулятивной деятельности. В каждом законе закрепляются принципы любой деятельности в области права . Например: в Федеральных законах №25,79, закреплены принципы государственной и муниципальной службы.

3)Представительно – обязывающие нормы – правовая норма содержащая права и (или) обязанности . Таких правовых норм большинство . Пример: в Конституции все имеют право на что либо

4)Органическая норма – предусматривает порядок создания и способы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Пример : в Конституции «Федеральное собрание состоит из двух палат»

5)Норма-дефиниция – предусматривает определение какого либо юридического понятия . Пример : «Государственная служащий это- Гражданин РФ …»


II.По характеру правового регулирования

  1. Нормы управополномачивающие (права)

  2. Обязывающие нормы

  3. Запрещающие



III.По уровню власти

  1. международные

  2. федеральные

  3. региональные

  4. местные(муниципальные)

  5. Локальные(внутриорганизационные)



IV.По отраслям права

1)гражданско-правовые

2)конституционные права

3)уголовно-правовые

4)семейные

5)предпринимательские
V.По способу правового регулирования

1)охранительные

2)регулятивные
VI.По внешнему закреплению

1)Процессуальные (УК. ГК. ТК. СК…)

2)Материальные (УПК . АПК. ГПК…)
Структура правовой нормы

В юридической литературе сформировалось 2 подхода к структуре правовых норм

1. Считают что правовая норма –простое правило предложения

2. Считают что правовая норма –совокупность предложений содержащих все 3 элемента правовой нормы
Существует два вида структуры правовой нормы

    1. Юридическая

    2. Логическая

Юридическая структура включает в себя 3 элемента:

1.Гипотеза 2.Диспозиция 3.Санкция
Логическая структура включает в себя

1.Если 2. То 3. Иначе

Гипотеза-это часть правовой нормы содержащее условие , при наличии которого действует правило поведения

При одном условии это –простая гипотеза

При двух и более- сложна

При нескольких но для действия правовой нормы достаточного- альтернативная
Диспозиция - самые главные элемент правовой нормы, т.к это и есть само правило поведения

Делится на :

-Простую

-Отсылочная

-Бланкетная
Санкция-часть правовой нормы содержащая меру наказания за неисполнение правил поведения

.Простая- наказание строго определено

.Относительная – определенные меры наказания могут быть различны
перейти в каталог файлов
связь с админом