Главная страница
qrcode

Неотл. сост. у детей. Гастроэнтерология, пульмо... НЕ ОТ лож ные со стоя ния у де тей гастроэнтерология, пульмонология, эндокринология


НазваниеНЕ ОТ лож ные со стоя ния у де тей гастроэнтерология, пульмонология, эндокринология
АнкорНеотл. сост. у детей. Гастроэнтерология, пульмо.
Дата15.12.2016
Размер2.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаNeotl_sost_u_detey_Gastroenterologia_pulmo.doc
ТипУчебное пособие
#12632
страница1 из 34
Каталогid19863462

С этим файлом связано 60 файл(ов). Среди них: Istoria_vizantiyskikh_imperatorov_T5.pdf, Istoria_vizantiyskikh_imperatorov_T4.pdf, Istoria_vizantiyskikh_imperatorov_T3.pdf, Istoria_vizantiyskikh_imperatorov_T2.pdf, Istoria_vizantiyskikh_imperatorov_T1.pdf, Slovo_ne_vorobey_-_vyletit_-_ne_poymaesh.docx, RASPISANIE_6_KURS_12_SEM_10-11.xls, Patologia_endokrinnoy_sistemy.ppt, klassifikatsii_suschestvitelnykh.doc и ещё 50 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


Серия «Высшее образование»


НЕ­ОТ­ЛОЖ­НЫЕ СО­СТОЯ­НИЯ

У ДЕ­ТЕЙ

Гастроэнтерология,

пульмонология, эндокринология,

нефрология


Учебное пособие

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 060103(040200) - Педиатрия
Под редакцией доц. Тимошенко В.Н.

Ростов-на Дону

Феникс

Красноярск

Издательские проекты

2007


УДК 616-053.2 : 614.88(075.8)

ББК 57.3я73

КТК 36

Д 44

Составители:

Ти­мо­шен­ко В.Н., Та­ра­ну­шен­ко Т.Е., Ус­ти­но­ва С.И., Гон­ча­рук З.Н.,

Емель­ян­чик Е.Ю., Иль­ен­ко­ва Н.А., Ки­рил­ло­ва Е.П., Ки­се­лё­ва Н.Г.,

Мот­лох Л.Н., Пан­фи­ло­ва В.Н., Фа­ла­лее­ва С.О.

Ре­цен­зен­ты:

Зав. ка­фед­рой педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию д. м. н., про­фес­сор Коровина Н.А.

Руководитель ди­аг­но­сти­че­ского от­де­ле­ни­я ГУ На­уч­но­го цен­тра здо­ро­вья де­тей Рос­сий­ской ака­де­мии ме­ди­цин­ских на­ук, за­слу­жен­ный дея­тель нау­ки РФ, д. м. н., про­фес­сор Таточенко В.К.

Настоящее учебное пособие создано при участии Красноярской государственной медицинской академии.
Н 52 Не­от­лож­ные со­стоя­ния у де­тей. Гастроэнтерология, пульмонология, эндокринология, нефрология: Учеб­ное по­со­бие / В.Н.Ти­мо­шен­ко и др. – Ростов н/Д.: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – 293 с. – (Высшее образование).

ISBN 978-5-222-10737-9

Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного стандарта (2000); учебный материал адаптирован к образовательным технологиям с учетом специфики обучения на педиатрическом факультете. На­стоя­щее учеб­ное по­со­бие по­свя­ще­но экс­трен­ной по­мо­щи де­тям при уг­ро­жаю­щих жиз­ни не­от­лож­ных со­стоя­ни­ях. При­во­дят­ся све­де­ния об этио­ло­гии, па­то­ге­не­зе, кли­ни­че­ских про­яв­ле­ни­ях и ур­гент­ной те­ра­пии час­то встре­чаю­щих­ся в пе­ди­ат­ри­че­ской прак­ти­ке кри­ти­че­ских со­стоя­ний при тя­жё­лых со­ма­ти­че­ских за­бо­ле­ва­ни­ях у де­тей. В кни­гу вклю­че­ны со­вре­мен­ные клас­си­фи­ка­ции, про­грам­мы об­сле­до­ва­ния, диф­фе­рен­ци­аль­ной ди­аг­но­сти­ки и ал­го­рит­мы ле­че­ния дет­ских бо­лез­ней, вопросы для тестирования. Пособие иллюстрировано рисунками, схемами и таблицами.

Учеб­ное по­со­бие пред­назна­че­но для сту­ден­тов пе­ди­ат­ри­че­ских фа­куль­те­тов ме­ди­цин­ских ву­зов.
ISBN 978-5-222-10737-9 УДК 616-053.2:614.88(075.8)

ББК 57.3я73

© Коллектив авторов, 2007

© Оформление: изд-во «Феникс», 2007

© Оформление: ООО «Издательские проекты», 2007
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности -060103(040200)-Педиатрия. ГРИФ УМО-156-Д от 03.04.06 г.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 4. Неотложные состояния в детской пульмонологии

(Ильенкова Н.А., канд. мед. наук, доцент) .....………………………………………………. 5

4.1. Бронхообструктивный синдром …………………………………………………………………. 5

4.2. Бронхиальная астма ………………………………………………………………………………. 6

4.3. Инородные тела бронхов ……………………………………………………………................... 10

4.4. Дыхательная недостаточность (ДН) ………………………………………………................... 13

4.5. Стенозирующий ларинготрахеобронхит ………………………………………….................... 19

Глава 5. Неотложные состояния в детской эндокринологии

(Таранушенко Т.Е., д. м. н., профессор, Киселёва Н.Г., канд. мед. наук, ассистент) ...... 21

5.1. Диабетический кетоацидоз и кетоацидотическая кома ……………………….…………… 21

5.2. Гипогликемия и гипогликемическая кома ………………………………………................... 32

5.3. Неонатальная гипогликемия ……………………………………………………….................... 35

5.4. Тиреотоксический криз …………………………………………………………….…………… 37

5.5. Транзиторный неонатальный гипертиреоз (ТНТ) ………………………………................... 38

5.6. Гиперпаратиреоидный (паратиреотоксический) криз ………………………….................... 39

5.7. Гипокальциемический криз ……………………………………………………….………….... 41

5.8. Острая надпочечниковая недостаточность (адиссонический криз) ………….................... 42

Глава 6. Неотложные состояния в гастроэнтерологии

(Таранушенко Т.Е., д. м. н., профессор, Панфилова В.Н., канд. мед. наук, доцент) .…... 48

6.1. Основные симптомы и синдромы острых абдоминальных состояний ………................... 48

6.1.1. Абдоминальные боли ………………………………………………………………................... 48

6.1.2. Расстройства стула ………………………………………………………………….................... 52

6.1.2.1. Диарея ……………………………………………………………………………..…………... 52

6.1.2.2. Запор ……………………………………………………………………………….................... 53

6.1.2.3. Рвота …………………………………………………………………………………………… 54

6.1.2.4. Пищеводная дисфагия ……………………………………………………………................... 55

6.1.2.5. Желтуха ……………………………………………………………………………................... 56

6.2. Заболевания пищеварительной системы у детей,

приводящие к неотложным состояниям …………………………………………................... 57

6.2.1. Острый эзофагит ……………………………………………………………………................... 57

6.2.2. Острый гастрит ………………………………………………………………………………….. 60

6.2.3. Синдром циклической (ацетонемической) рвоты ………………………………..…………… 62

6.2.4. Острые осложнения язвенной болезни …………………………………………….................... 68

6.2.5. Кровотечения из верхних отделов пищеварительного тракта …………………..…………… 68

6.2.6. Острый живот ………………………………………………………………………..................... 75

6.2.7. Аппендицит ………………………………………………………………………….................... 78

6.2.8. Инвагинация кишечника ……………………………………………………………................... 79

6.2.9. Острый диффузный перитонит …………………………………………………….................... 79

6.2.10. Кишечная непроходимость ………………………………………………………..................... 80

6.2.11. Поддиафрагмальный абсцесс …………………………………………………….……………. 82

6.2.12. Острый холецистит ……………………………………………………………….……………. 82

6.2.13. Острый панкреатит ……………………………………………………………….……………. 86

6.3. Кровотечения из нижних отделов ЖКТ ……………………………………………................. 94

6.4. Острая диарея ………………………………………………………………………..…………… 96

6.5. Острая печёночная недостаточность ……………………………………………..………….. 105

6.5.1. Фульминантный гепатит ……………………………………………………………................. 108

6.5.2. Синдром Рея …………………………………………………………………………................. 112

6.5.3. Лечение острой печёночной недостаточности …………………………………….................. 113

Глава 7. Неотложные состояния в нефрологии

(Мотлох Л.Н., канд. мед. наук, ассистент, Фалалеева С.О., канд. мед. наук, ассистент) ….. 116

7.1. Острая почечная недостаточность ………………………………………………..………….. 116

7.2. Гемолитико-уремический синдром …………………………………………………………... 134

7.3. Почечная эклампсия ………………………………………………………………..………….. 141
Глава 8. Задачи и эталоны ответов на вопросы в задачах по теме

«Диагностика и лечение неотложных состояний у детей» ……………….………….. 145

8.1. За­да­чи к те­ме «Не­от­лож­ная по­мощь и ин­тен­сив­ная те­ра­пия но­во­ро­ж­дён­ных

и де­тей ран­не­го воз­рас­та» (Тимошенко В.Н., канд. мед. наук, доцент) ..……………..…... 145

8.2. Эта­ло­ны от­ве­тов на во­про­сы в за­да­чах «Не­от­лож­ная по­мощь и ин­тен­сив­ная

те­ра­пия но­во­ро­ж­дён­ных и де­тей ран­не­го воз­рас­та» (Тимошенко В.Н., доцент) ..….…. 151

8.3. Задачи к теме «Неотложные состояния в детской кардиологии»

(Емельянчик Е.Ю., д. м. н., профессор, Кириллова Е.П., канд. мед. наук, доцент)..………… 161

8.4. Эталоны ответов на вопросы в задачах к теме «Неотложные состояния

в детской кардиологии»(Емельянчик Е.Ю., профессор, Кириллова Е.П., доцент)..……… 165

8.5. Задачи к теме «Неотложные состояния в детской пульмонологии»

(Ильенкова Н.А., канд. мед. наук, доцент) …………………………………………………….. 166

8.6. Задачи по детской нефрологии к темам «ОПН» и «ГУС»

(Мотлох Л.Н., канд. мед. наук, ассистент, Фалалеева С.О., канд. мед. наук, ассистент)… 170

8.7. Эталоны ответов на задачи по детской нефрологии к темам «ОПН» и «ГУС»

(Мотлох Л.Н., канд. мед. наук, ассистент, Фалалеева С.О., канд. мед. наук, ассистент)… 178

Глава 9. Тестовые вопросы и эталоны ответов на тесты по теме «Диагностика

и лечение неотложных состояний у детей» …………………………………………………. 181

9.1. Тес­то­вые во­про­сы по те­ме «Не­от­лож­ная по­мощь и ин­тен­сив­ная те­ра­пия

но­во­ро­ж­дён­ных и де­тей ран­не­го воз­рас­та» (Тимошенко В.Н., канд. мед. наук, доцент)... 181

9.2. Эта­ло­ны пра­виль­ных от­ве­тов на тес­то­вые во­про­сы по теме

«Не­от­лож­ная по­мощь и ин­тен­сив­ная те­ра­пия но­во­ро­ж­дён­ных

и де­тей ран­не­го воз­рас­та» (Тимошенко В.Н., канд. мед. наук, доцент) ...……………….. 224

9.3. Тестовые вопросы по теме «Неотложная помощь

в детской гематологии» (Гончарук З.Н., канд. мед. наук, доцент) ...………………………. 226

9.4. Эта­ло­ны пра­виль­ных от­ве­тов на тес­то­вые во­про­сы по теме

«Неотложная помощь в детской гематологии» (Гончарук З.Н. доцент) ..…………….…. 230

9.5. Тестовые вопросы по «Неотложным состояниям в кардиологии»

(Емельянчик Е.Ю., д. м. н., профессор, Кириллова Е.П., канд. мед. наук, доцент) ..………... 231

9.6. Эта­ло­ны пра­виль­ных от­ве­тов на тес­то­вые во­про­сы по теме

«Неотложные состояния в кардиологии»

(Емельянчик Е.Ю., д. м. н., профессор, Кириллова Е.П., канд. мед. наук, доцент) ………… 240

9.7. Тесты по «Неотложным состояниям пульмонологии» (Ильенкова Н.А., доцент) ………. 241

9.8. Эта­ло­ны пра­виль­ных от­ве­тов на тес­то­вые во­про­сы по

«Неотложным состояниям в детской пульмонологии» (Ильенкова Н.А., доцент) ……... 243

9.9. Тесты по нефрологии к темам «ОПН» и «ГУС»

(Мотлох Л.Н., канд. мед. наук, ассистент, Фалалеева С.О., канд. мед. наук, ассистент)… 244

9.10. Эталоны ответов на тесты по нефрологии к темам «ОПН» и «ГУС»

(Мотлох Л.Н., канд. мед. наук, ассистент, Фалалеева С.О., канд. мед. наук, ассистент)… 253

Глава 10. Приложения (Тимошенко В.Н., канд. мед. наук, доцент) …………………………... 254

Спи­сок со­кра­ще­ний …………………………………………………………………....................... 285

Спи­сок ли­те­ра­ту­ры ……………………………………………………………………….. ……….. 287

Гла­ва 4. Не­от­лож­ные состояния

в детской пульмонологии
4.1. БРОНХООБСТРУКТИВНЫЙ СИНДРОМ

Бронхообструктивный синдром (БОС) - это одна из частых форм патологии, с которой приходится сталкиваться врачу-педиатру в своей практике. БОС – это собирательный термин и не может служить самостоятельным нозологическим диагнозом.

Основные клинические формы БОС у детей:

1. Обструктивный бронхит (бронхиолит) (J20 - J20.9).

2. Бронхиальная астма (J 45).

3. Инородное тело.

1. Обструктивный бронхит (ОБ), или бронхиолит – это острое поражение бронхов, сопровождающееся клиническими признаками бронхиальной обструкции.

Этиология: респираторно-синтициальный вирус, вирус гриппа, парагриппа 3-го типа, аденовирус, риновирус, энтеровирус.

Патогенез:

1). Отёк и инфильтрация бронхиальной стенки.

2). Гиперсекреция слизи и десквамация реснитчатого эпителия, ведущие к нарушению мукоцилиарного клиренса.

3). Бронхоспазм, развивающийся под действием биологически активных веществ, выделяемых в ходе воспалительной реакции.

Клиника:

  • Симптомы собственно ОРВИ (температурная реакция до 38-39°С, катаральные симптомы).

  • Тахипное, с удлинённым выдохом.

  • Сухой приступообразный кашель.

  • При обструктивном бронхите аускультативно в лёгких на фоне ослабленного дыхания выслушивается масса сухих свистящих хрипов с обеих сторон.

  • При бронхиолите – крепитирующие хрипы с нарастающей дыхательной недостаточностью.

Диагностика:

- клинический анализ крови;

- рентгенография грудной клетки;

- пульсоксиметрия (при дыхательной недостаточности);

- газовый состав крови (при дыхательной недостаточности).

Неотложная помощь

1. Провести ингаляцию через небулайзер (беродуал, атровент, вентолин) или с помощью дозирующего аэрозольного ингалятора (ДАИ) с бронходилататорами (фенотерол, сальбутамол) 1-2 ингаляционные дозы, желательно через спейсер или аэрочамбер (маска или 0,5 л стаканчик с отверстием на дне для ингалятора) до 3-4 раз в день.

Эффективность лечения оценивается по частоте дыхания через 20 мин после ингаляции с бронхолитиками: частота должна уменьшиться на 10-15 дыхательных движений в минуту от исходной величины.

2. При неэффективности данной ингаляционной терапии или при отсутствии ингаляционных бронхолитиков ввести 2,4 % раствор эуфиллина в разовой дозе 4 мг/кг (0,15 мл/кг) внутривенно струйно медлен­но или капельно на 0,9 % растворе натрия хлорида до 3 раз в сутки (максимальная суточная доза составляет 12-15 мг/кг). При отсутствии возможности внутривенного введения на догоспитальном этапе можно назначить эуфиллин внутрь в той же дозе.

3. Улучшить дренажную функцию бронхиального дерева: провести ингаля­цию с лазолваном через небулайзер или назначить внутрь препараты с муколитическим действием (амброксол, бромгексин, мукодин или ацетилцистеин) в возрастных дозах в сочетании с виб­рационным массажем и постуральным дренажем.

При бронхиолите возможно парентеральное введение (внутримышечное или внутривенное) лазолвана в суточной дозе 1,2-1,6 мг/кг в 2 приёма.

4. При дыхательной недостаточности П-Ш степени провести:

  • оксигенотерапию увлажнённым кислородом через маску или носовой катетер;

  • ввести преднизолон в дозировке 1-2 мг/кг/сут (при бронхиолите до 5-10 мг/кг) без учёта суточного ритма через каждые 6 ча­сов парентерально или внутрь в зависимости от степе­ни тяжести;

  • провести инфузионную терапию для восполнения ОЦК, которая способствует разжижению мокроты:

а) глюкозо-солевые ра­створы (10 % раствор глюкозы и 0,9 % раствор натрия хлорида) в соотноше­нии 1:1 в суточном объёме 30-50 мл/кг со скоростью введения 10-15 капель в мин;

б) возможно использование реополиглюкина в дозе 10-15 мл/кг (при соотношении коллоидов/кристаллоидов 1:2).

5. При симптомах дыхательной недостаточности III степени ребёнка переводят на ИВЛ.
4.2. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

Приступ бронхиальной астмы (БА) – остро развившееся и/или прогрессивно ухудшающееся экспираторное удушье, затруднён­ное и /или свистящее дыхание, спастический кашель или сочета­ние этих симптомов при резком снижении показателя пиковой скорости (см. табл. 1).

Этиология:

  • аллергены неинфекционного происхождения (бытовые, пыльцевые, эпидермальные, пищевые);

  • аллергены инфекционного происхождения (бактериальные, грибковые, вирусные).

Патогенез: отёк слизистой оболочки бронхов, брохоспазм, секреция слизи.

Виды бронхиальной обструкции при БА:

  1. Острая бронхоконстрикция (спазм гладкой мускулатуры).

  2. Подострая обструкция (спазм и отёк слизистой бронхов).

  3. Хроническая обтурация слизью просвета бронхов (дискриния, отёк, спазм).

  4. Ремоделирование стенки бронхов (склероз стенки бронхов).

Клиника:

  • спастический кашель;

  • экспираторное удушье;

  • затруднённое и/или свистящее дыхание в лёгких;

  • снижение показателей пиковой скорости выдоха.

Диагностика:

  • анамнез;

  • оценка функции внешнего дыхания (пикфлоуметрия, спирометрия);

  • пульсоксиметрия;

  • газы крови (при дыхательной недостаточности).

Неотложная помощь при лёгком приступе БА

1. Назначить 1-2 дозы одного из бронхоспазмолитических препа­ратов с помощью дозирующего аэрозольного ингалятора через спейсер или приспособление в виде пластикового стаканчика с отверсти­ем в дне для ингалятора или через небулайзер:

  • β2-агонист (беротек Н, сальбутамол) предпочтителен у детей старшего возраста и при неэффективности других ингаляцион­ных бронхолитиков;

  • комбинированный бронхоспазмолитик (β2-агонист и М-холино­литик) беродуал наиболее универсальный препарат с высо­ким профилем безопасности.

2. Оценить эффект терапии через 20 мин.

а). Эффект хороший (состояние стабильное, ПСВ 80 % (или > 80 %).

Наблюдение в течение часа.

Терапия после ликвидации острого приступа.

б). Неудовлетворительный эффект (состояние нестабильное, симптомы в прежней степени или нарастают; ПСВ < 80 %).

Повторить ингаляцию бронхоспазмолитиком из дозирующего ингалятора или через небулайзер каждые 20 мин в течение часа.

Переоценить степень тяжести (см. алгоритм терапии среднетяжелого приступа).

3. Лечение после ликвидации приступа:

- продолжить бронхоспазмолитическую терапию стартового бронхолитика каждые 4-6 часов в течение 24-48 час в ингаляциях, возможно перорально, или метилксантины короткого (эуфиллин) или длительного (теопэк, теотард и др.) действия внутрь;

- назначить или продолжить приём базисных противовоспали­тельных препаратов.

Таблица 1

Оценка тяжести обострения бронхиальной астмы (GINA, 2002 г.)

Признак

Лёгкое

Средней тяжести

Тяжёлое

Одышка

При ходьбе

При разговоре, затруднения при кормлении детей раннего возраста

В покое. Дети прекращают принимать пищу

Разговаривает

Предложениями

Фразами

Словами

Уровень бодрствования

Может быть возбужден

Обычно возбужден

Заторможен или в состоянии спутанного сознания

Частота дыхания

Увеличена

Увеличена

Часто более 30 в мин

Участие вспомогательных мышц в акте дыхания и западение надключичных ямок

Обычно нет

Обычно есть

Обычно есть

Свистящие хрипы

Умеренные, часто только на выдохе

Громкие

Обычно громкие

Пульс

Более 100

100-120

Более 120

ПСВ после первого введения бронхолитика (в % от должного)

Более 80 %

Около 60-80 %

Менее 60 %

PаO2

РаСО2

Нормальное

<45 мм рт.ст.

>60 мм.рт.ст

<45 мм.рт.ст.

<60 мм.рт.ст.

>45 мм.рт.ст.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов


связь с админом