Главная страница
qrcode

Основы социальной


НазваниеОсновы социальной
АнкорСолдатенко С.А. - Основы социальной медицины. -.
Дата28.09.2017
Размер2.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSoldatenko_S_A_-_Osnovy_sotsialnoy_meditsiny.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#39348
страница1 из 35
Каталогid184204929

С этим файлом связано 49 файл(ов). Среди них: Shilkin_V_V__Filimonov_V_I_-_Anatomia_po_Pirog.pdf, Soldatenko_S_A_-_Osnovy_sotsialnoy_meditsiny.pdf и ещё 39 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ
( ГОУ СПО КПТК)
СОЛДАТЕНКО С.А.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ
МЕДИЦИНЫ
Учебно-методическое пособие
Кемерово - 2011
Центр дистанционных образовательных технологий

- 2 -
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ (КПТК)
Солдатенко С.А.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ
МЕДИЦИНЫ
Учебно-методическое пособие
Кемерово-2011

- 3 -
Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол № 4
―21‖ ноября 2011г.
Председатель ПЦК
Шевчук А.Ю.
Рекомендовано к изданию и использованию в качестве учебно-методического пособия учебно – методическим советом колледжа.
Протокол № 3 от ―23‖ ноября 2011г.
Солдатенко С.А.
Основы социальной медицины: учебно-методическое пособие

Кемерово:
Кемеровский профессионально-технический колледж, 2011.

274с.
Данное учебное пособие является пособием по социальной медицине для социальных работников, то есть социальных педагогов, социальных психологов, социальных врачей, специалистов, малознакомых с основами клинической медицины. Поэтому это учебное пособие охватывает самые широкие аспекты, и, прежде всего, те стороны социального знания, которые граничат с медициной.

КПТК, 2011

Солдатенко С.А. 2011

- 4 -
Содержание
Введение .......................................................................................................................... - 6 -
Раздел 1. Социальная медицина: основные понятия и категории. Здоровье и
болезнь. Междисциплинарный характер социальной медицины. Взаимосвязь и
взаимовлияние социальной и клинической медицины. Социально
обусловленные заболевания. ...................................................................................... - 9 -
1.1. Историческая справка о социальной медицине. ................................................... - 9 -
1.2. Социальная медицина: основные понятия и категории. Здоровье и болезнь. - 16 -
1.2.1.Основные показатели здоровья населения России. Их медико-социальная оценка. ............................................................................................................................ - 24 -
1.2.2. Источники и учетные признаки при изучении заболеваемости .................... - 26 -
1.2.3. Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды. ........................... - 33 -
1.3. Основные направления развития социальной медицины. ................................ - 34 -
1.4. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины. ........... - 40 -
1.5. Социально обусловленные заболевания. Природа и механизмы распространения социальных заболеваний. ............................................................................................. - 45 -
1.5.1. Туберкулѐз ........................................................................................................... - 47 -
1.5.2. Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем. ..................... - 53 -
1.5.3. Природа и механизмы распространения социальных заболеваний. ............. - 61 -
1.6. Медико-демографическая характеристика населения трудоспособного возраста в
России............................................................................................................................. - 63 -
1.7. Эффективная форма профилактики социально-обусловленных заболеваний - 68 -
Раздел 2. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье.
Генетическая и социальная обусловленности здоровья. Образ жизни и
здоровье, здоровый образ жизни. Факторы риска заболеваний. ...................... - 71 -
2.1. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье. .................. - 71 -
2.1.1. Здоровье ............................................................................................................... - 71 -
2.1.2. Признаки и показатели индивидуального здоровья........................................ - 72 -
2.1.3. Оценка уровня общественного здоровья населения. ...................................... - 82 -
2.1.4. Интегральный показатель уровня общественного здоровья. ......................... - 83 -
2.2. Генетическая и социальная обусловленности здоровья. ................................... - 84 -
2.2.1. Генетическая обусловленность здоровья. ........................................................ - 84 -
2.2.2. Социальная обусловленность здоровья. ........................................................... - 89 -
2.3. Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни. .............................................. - 91 -
2.3.1. Рациональное питание и физическая активность. ........................................... - 99 -
2.3.2 Аутотренинг и закаливание. ............................................................................. - 113 -
2.3.3. Репродуктивное здоровье................................................................................. - 128 -
2.3.4. Вредные привычки. .......................................................................................... - 154 -
Раздел 3. Структура системы здравоохранения в России. Санитарно-
эпидемиологическое благополучие населения. Санитарное законодательство. ... -
168 -
3.1. Структура системы здравоохранения в России. Медицинское право. Основные этапы становления и формирования в современных условиях развития российского общества....................................................................................................................... - 168 -
3.1.2. Медицинское право. ......................................................................................... - 169 -

- 5 -
3.1.2. Основные этапы становления и формирования в современных условиях развития российского общества. ............................................................................... - 175 -
3.2 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. ............................. - 175 -
3.3. Санитарное законодательство. ........................................................................... - 180 -
Раздел 4. Социально-медицинская этика. Умение и навыки неотложной
медицинской помощи Социально-медицинская просветительская
деятельность. Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья гражданина Стратегия Всемирной организации здравоохранения в
охране здоровья населения. Социально-медицинские проблемы организации
социальной работы. .................................................................................................. - 184 -
4.1. Социально-медицинская этика ........................................................................... - 184 -
4.1.1. Принципы биоэтики. Правила взаимоотношений медицинских работников с пациентами. ................................................................................................................. - 193 -
4.1.2. Этические проблемы новых репродуктивных технологий. Клонирование человека. ...................................................................................................................... - 199 -
4.1.3. Этика биомедицинского эксперимента и евгеника. ...................................... - 202 -
4.1.4. Этико-психологический анализ самоубийств и эвтаназии........................... - 206 -
4.1.5. Проблема хосписа. ............................................................................................ - 212 -
4.2. Умение и навыки неотложной медицинской помощи. .................................... - 214 -
4.2.1 Основные правила оказания ПМП. .................................................................. - 216 -
4.2.2 Антисептика и асептика. ................................................................................... - 220 -
4.2.3. Перевязочный материал. .................................................................................. - 222 -
4.2.4. Классификация повязок ................................................................................... - 223 -
4.2.5. Основные принципы оказания ПМП при ранениях. ..................................... - 228 -
4.2.6. Первая медицинская помощь при кровотечениях. ....................................... - 232 -
4.2.7. Первая помощь при переломах. ...................................................................... - 235 -
4.2.8. Первая доврачебная помощь при ожогах. ...................................................... - 238 -
4.2.9. Первая помощь при отравлениях. ................................................................... - 240 -
4.2.10. Искусственное дыхание. ................................................................................ - 241 -
4.2.11. Закрытый массаж сердца................................................................................ - 242 -
4.4. Социально-просветительская деятельность в современной России. ............. - 243 -
4.5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина. ................................................................................................................. - 246 -
4.5.1. Системы здравоохранения, действующие в РФ. Медицинское страхование. ...... -
249 -
4.6. Стратегия Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения. .................................................................................................................... - 252 -
Глоссарий ..................................................................................................................... - 260 -
Источники .................................................................................................................... - 272 -

- 6 -
Введение
Дисциплина «Основы социальной медицины» относится к числу профильных при подготовке специалистов по социальной работе на базе среднего профессионального образования, изучается в блоке общепрофессиональных дисциплин.
Данное учебное пособие является пособием по социальной медицине для социальных работников, то есть социальных педагогов, социальных психологов, социальных врачей, специалистов, малознакомых с основами клинической медицины. Поэтому это учебное пособие охватывает самые широкие аспекты, и, прежде всего, те стороны социального знания, которые граничат с медициной.
Наше общество достаточно созрело, чтобы сознавать и решать проблемы, которые находятся в компетенции социальной медицины. И раньше врач вряд ли стал бы отрицать, что он предпочитает лечить больного, а не болезнь. Однако в настоящее время на первый план всѐ с большей силой выдвигается уже не болезнь сама по себе, а больной организм со всеми его особенностями и проявлениями. Всѐ более становится ясным, что заболевшему человеку нужен не только врач, но и социальный работник, способный решить его жизненные проблемы.
Предметом социальной медицины является общественное здоровье.
Категория «общественное здоровье» имеет, по крайней мере, два смысловых аспекта: медицинский и нравственный. Первый из них и является приоритетным для социальной медицины.
Общественное здоровье имеет своих субъектов, то есть «носителей» - конкретных живых людей со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, жизненной ценностно-смысловой ориентацией. Поэтому социальный медик, занимаясь здоровьем человека, активно «вмешивается» в его дела, становится партнѐром своего пациента, его «ангелом-хранителем». Он отвечает не только за здоровье, но и за социальное благополучие своих подопечных. Социальный медик – непосредственный создатель социальной защиты населения.
Общественные последствия любого заболевания тоже являются сферой приложения сил социального медика.
В поисках выхода из сложной ситуации или преодоления обстоятельств человек или группа людей оказываются клиентами социального врача как частное или юридическое лицо. Первопричиной этих ситуаций и обстоятельств рассматривается, прежде всего, болезнь – наследственная или приобретѐнная. Так как только на основании правильной диагностики социально-медицинской проблемы, возможно, еѐ решение. То же самое можно сказать и о поисках механизма преодоления неблагоприятных обстоятельств.

- 7 -
Именно диагностика как особый вид мышления, то есть клиническое мышление, определяет статус социальной медицины, как раздела социальных знаний и культуры и искусства врачевания.
Задачи социальной медицины – сохранение и защита общественного здоровья в повседневности и в перспективе развития общества, при любых социально-экономических, политических, идеологических господствующих ценностях и установках и при любых социальных и природных обстоятельствах.
Учебное пособие «Основы социальной медицины» состоит из разделов.
Первый раздел включает в себя семь глав. В первой главе сообщается о истории развития социальной медицины. Во второй дается общее понятие о социальной медицине, основных понятиях и категориях, о понятиях здоровья и болезни. В третьей – об основных направлениях развития социальной медицины.
В третьей рассказывается о взаимосвязи и взаимовлиянии социальной и клинической медицины. В пятой главе говорится о классификации болезней, структура заболеваемости населения. В шестой главе дается понятие о социально обусловленных заболеваниях, природе и механизмах распространения социальных заболеваний. В седьмой главе раскрывается одна из эффективных форм профилактики социально-обусловленных заболеваний.
Второй раздел состоит из трех тем, где раскрываются показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье; генетической и социальной обусловленности здоровья; образе жизни и здоровье, здоровом образе жизни; факторах риска заболеваний.
Третий раздел включает в себя три темы: структура системы здравоохранения в России; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; санитарное законодательство.
В четвертом разделе, который состоит из семи тем, раскрываются следующие понятия: общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения болезней; социально-медицинская этика, об умениях и навыках неотложной медицинской помощи; социально-медицинской просветительской деятельности; основах законодательства
Российской
Федерации об охране здоровья гражданина; стратегии Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения; социально-медицинских проблемах организации социальной работы.
Данное учебное пособие даѐт студенту представление о социальной медицине как науки и учебной дисциплине, а также формирует представление о месте социальной медицины в современном обществе, о еѐ взаимосвязи с другими общественными системами.
Целью этого пособия является формирование у студента чуткого, внимательного, гуманного отношения к человеку, нуждающемуся в социальной защите, творческого мышления в решении социальных проблем, использования медицинских знаний в социальной работе.
Изучение основ социальной медицины способствует становлению гармоничной, интеллектуальной личности, формированию научного мировоззрения.

- 8 -
Освещение знаний по социальной медицине позволяет будущим специалистам по социальной работе разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни, вести грамотно профессиональную полемику, проводить работу с лицами, нуждающимися в социальной защите, опираясь на умение и знание основ социальной медицины.

- 9 -
Раздел 1. Социальная медицина: основные понятия и категории. Здоровье и
болезнь. Междисциплинарный характер социальной медицины.
Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины.
Социально обусловленные заболевания.
1.1. Историческая справка о социальной медицине.
Первые попытки изучения социальных аспектов здоровья в рамках антропологии и социальной медицины были предприняты в конце XVIII века английскими, немецкими и французскими учѐными. В этот же период времени, благодаря влиянию идей Великой Французской революции, возникает концепция общественного здоровья.
1
Проблемы социологии, медицины в течение двух столетий изучались в рамках эпидемиологии и социальной медицины.
С конца 8 века в европейских государствах (особенно в Великобритании,
Германии, Франции) социальные аспекты здоровья изучались в рамках антропологии и социальной медицины. В это же время, под влиянием идей
Великой французской революции, возникает концепция общественного здоровья. На протяжении почти двух столетий проблема социальной медицины была растворена в эпидемиологии и социальной гигиене. Более ста лет прошло со времени первых лекций известного немецкого врача Альфреда Гротьяна на тему
«Социальная медицина» (1902г.). Значительное развитие социальная медицина получила в ХХ столетии.
США шли своим путем к осознанию необходимости создания институтов социальной медицины. Если в СССР в предвоенные годы за общественное здоровье отвечали социальные гигиенисты (а за «моральное здоровье» - социальные психиатры), то в США за то и другое отвечали социальные психологи. Американское общество тогда процветало и, действительно, было стабильно. Поэтому вопросов об общественном здоровье американского народа тогда не возникало. Правда, практикующие врачи сталкивались с необходимостью при подходе к пациенту учитывать такие, например, его социальные данные, как наличие или отсутствие у него семьи, степень удовлетворенности своей работой или местом жительства. Появились книги, написанные терапевтами, такие как: «Пациенты имеют семьи» (Генри Ричардсон,
1943), «Пациент как личность» (изучение социальных аспектов болезни) (Кэнди
Робинсон, 1940).
Положение в корне изменилось после второй мировой войны. Назревал глубокий социальный катаклизм: «Все вдруг поняли, что общество больно, и эта боль идет не от ран!». Так сказал выдающийся американский писатель Дж.
Сэлинджер. А видный американский экономист Пол Сэмюэлсон решил, что
«цикл благополучия для Америки закончился». Многие при этом считали, что причина болезни кроется в том, что американцы, сбросив на Японию атомные бомбы, нанесли себе тяжелый моральный ущерб. Как пришла американцам мысль искать спасение в социальной медицине? Они, разумеется, знали о
1
Шухатович В.Р. Социология медицины. Энциклопедия социологии.

- 10 - существовании Института социальной медицины в Оксфорде. Но опыта тот институт (как и другие, в том числе его филиалы) приобрести не успел. Не было даже концепции социальной медицины. Первый американский институт социальной медицины возник в 1946 г. при Нью-Йоркской Медицинской академии. Возглавил его терапевт, доктор медицины Яго Гальдстон. Открытие института произошло вслед за появлением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Генеральный директор ВОЗ Брок Чишолм выступил с речью, отметив, что этот институт — краеугольный камень будущего здания здоровья Планеты. Институт поддержали финансами Милбанк, Мемориальный фонд, Рокфеллеровский фонд.
В институте действовали факультеты: истории медицины, философии и социологии медицины, гигиены, психологии, психиатрии, эпидемиологии, гигиены питания, социальной педагогики, социальной криминологии, планирования и маркетинга и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

перейти в каталог файлов


связь с админом