Главная страница

От схематизации к самообразованию и моделированию. От схематизации к самообразованию1 и моделированию


Скачать 6,99 Mb.
НазваниеОт схематизации к самообразованию1 и моделированию
АнкорОт схематизации к самообразованию и моделированию.doc
Дата27.03.2018
Размер6,99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOt_skhematizatsii_k_samoobrazovaniyu_i_modelirovaniyu.doc
ТипДокументы
#15011
страница3 из 51
Каталогid49752038

С этим файлом связано 60 файл(ов). Среди них: Ditya_chelovecheskoe_Vladimir_Bazarny_PS-BAZARNY-Child.pdf, V_F_Bazarny_-_Shkola_ili_konveyer_biorobotov.doc, важно. частица НЕ.doc, 19960828-O_romane_Prusa_Faraon.doc, vazhno_chastitsa_NE.pdf, Yazyk_nash_kak_obektivnaya_dannost_i_Kak_kultura.pdf и ещё 50 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

ОСВОЕНИЕ СХЕМАТИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ


В пособии предложены приёмы схематизации, способствующие развитию навыков создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач, создания моделей изучаемых объектов и процессов, и формированию знаково-символических средств представления информации.

Выполнение установленных требований предполагает формирование навыков «читать» схемы, то есть видеть за условными обозначениями содержание информационного материала, создавать схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками, а также оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением. Овладев этими навыками, учащиеся смогут применять схематизацию в познавательной и социальной действительности.

В познавательной деятельности чаще всего используются схемы, которые способствуют, во-первых, организации понимания научных знаний, во-вторых, организации процессов эффективной коммуникации, в-третьих, целенаправленной деятельности.

Схемы, способствующие организации понимания, позволяют овладеть познавательными универсальными действиями (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей и др.).

Схемы, способствующие организации коммуникации, влияют на овладение коммуникативными универсальными действиями (организация сотрудничества и совместной деятельности, умения слушать собеседника, вести диалог, договариваться и др.).

Схемы, способствующие организации деятельности, дают возможность овладеть регулятивными универсальными действиями (самостоятельно ставить цели, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию6).

При создании схем следует учитывать следующее.


«Схема состоит из знаков, читаемых однозначно в рамках определенной сферы», и каждый человек одно и то же изображение может трактовать по-разному. Поэтому схема без текстового сопровождения, письменного либо устного, без объяснения того или иного условного знака не приведет к осмысленному её прочтению и, соответственно, к пониманию того содержания, которое в нее заложено.

Процесс схематизации – это творческий процесс. Два разных человека, работая с одним и тем же текстом, построят две разные схемы. Это зависит от опыта схематизации, багажа предметных знаний, а также от того, что именно хотят выделить главным в тексте. Схема имеет право на существование в любом случае, если помогла понять материал.

Умение схематизировать формируется непосредственно в деятельности и только в процессе многократных упражнений. Упражнения должны быть разнообразными: от действий по предложенному образцу до создания своих собственных конструкций.

Несмотря на то, что схематизация имеет немаловажное значение, надо предостеречь педагогов от неверного представления о необходимости схематизировать весь учебный материал и на каждом уроке использовать схемы, так как иногда на понимание самой схемы тратится больше времени, чем на понимание содержания текстовой информации.

ТИПЫ СХЕМ

Методологи, занимающиеся проблемами схематизации, выделяют различные типы схем. Например, Г. П. Щедровицкий воспринимал их как объектные представления, события опреде­ленной реальности или описание деятельности*; В. М. Розин выделяет онтологические, направляющие и организационные схемы; Ю. В. Громыко делит схемы на объектно-онтологические, организационно-деятельностные (организационно-технические) и схемы-принципы. Подробнее рассмотрим объектно-онтологические, направляющие, организационно-деятельностные схемы и схемы-принципы.

Объектно-онтологические схемы

Объектно-онтологические схемы отражают объекты и предна­значены для понимания и осмысления новых знаний. «Онтология (от греч, on,род. падеж ontos- сущее, и логия) — раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности». Независимо от того, материальные это объекты (которые можно созерцать и ощущать) (рис. 1) или идеальные (абстрактные) (рис. 2), искус­ственные (созданные человеком) или естественные (созданные природой), в схемах должна быть отражена их сущность и структура. Под сущностью понимается форма и специфическая осо­бенность объекта, а под структурой — наличие элементов в объекте, их связей, взаимосвязей и отношений.



Чаще всего блок-схемы строятся по типу «дерево» (рис. 3), где главному структурному элементу подчинены другие (иерархия), или по типу сетевой структуры (рис. 4), где некоторые из эле­ментов соединены сразу с несколькими или со всеми сразу, а другие — только с одним.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

перейти в каталог файлов
связь с админом