Главная страница

От схематизации к самообразованию и моделированию. От схематизации к самообразованию1 и моделированию


Скачать 6,99 Mb.
НазваниеОт схематизации к самообразованию1 и моделированию
АнкорОт схематизации к самообразованию и моделированию.doc
Дата27.03.2018
Размер6,99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOt_skhematizatsii_k_samoobrazovaniyu_i_modelirovaniyu.doc
ТипДокументы
#15011
страница5 из 51
Каталогid49752038

С этим файлом связано 60 файл(ов). Среди них: Ditya_chelovecheskoe_Vladimir_Bazarny_PS-BAZARNY-Child.pdf, V_F_Bazarny_-_Shkola_ili_konveyer_biorobotov.doc, важно. частица НЕ.doc, 19960828-O_romane_Prusa_Faraon.doc, vazhno_chastitsa_NE.pdf, Yazyk_nash_kak_obektivnaya_dannost_i_Kak_kultura.pdf и ещё 50 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
Направляющие схемы

Следующий тип схем — направляющие. По внешнему виду эти схемы имеют сходство с объектно-онтологическими, так как выполнены в одном семиотическом материале (семиотика — от греч. semeiotikon, от semeion — это знак), но отличаются по предназначению, времени создания и содержанию.

Предназначение направляющих схем состоит в том, чтобы направить внимание обучающихся на предмет обсуждения, ор­ганизовать коммуникацию и помочь прийти к взаимопониманию.

Направляющие схемы создаются в процессе коллективного мышления в период работы группы над общим заданием (рис. 5). В ходе обсуждения при решении какой-либо задачи (проблемы, вопроса) на листе бумаги фиксируются знаково-символические изображения, отражающие реальную ситуацию, про­исходящую в группе, — появляется схема. Под реальной ситуацией понимается следующее: каждый член группы участвует в поис­ке путей решения задачи, и все найденные пути решения, пра­вильные они или неправильные, отражаются в схеме. Каждый член группы может задать уточняющий вопрос «Что изображено на схеме?», внести свои дополнения, изменения и прокомменти­ровать их. Таким образом, к итоговому результату и созданию схемы причастны все участники группы.



Содержанием направляющих схем является не один объект, а несколько, так как происходит фиксация объектов, обозначенных в условии учебной задачи, и объектов, отражающих мысли каждого коммуниканта.

Вовлечение школьников в создание направляющих схем очень значимо, так как это даёт возможность:

  • включить каждого участника группы в мыслительный процесс;

  • удержать внимание учащихся на предмете обсуждения;

  • вернуться к разговору об объекте и не упустить важный мо­мент;

  • организовать промежуточную и итоговую рефлексию.

Привести примеры направляющих схем невозможно, так как они появляются в процессе коммуникации и прекращают своё существование по окончании этого процесса.

Организационно-деятельностные схемы

Третий тип схем — организационно-деятельностные. Они предназначены для организации и регуляции деятельности индивидуальных или коллективных субъектов. Такие схемы тоже обозначают объекты со своей структурой, взаимосвязями и отношениями, но отражают не знания, а коллективные или инди­видуальные маршруты освоения одной темы или всего раздела. Схема коллективного маршрута состоит (рис. 6) «…из людей, действий и потоков, которые необходимы для того, чтобы достичь общей цели и предотвратить отклонение от достижения этой цели и остановки на пути к её достижению».



Схема индивидуального маршрута отражает позицию чело­века, пути его следования, способы деятельности, а в некоторых случаях и порядок выполнения действий для решения постав­ленных задач на определённом этапе, в течение заданного промежутка времени.

Оргдеятельностная схема (рис. 7) разработана с учётом технологических аспектов индивидуально­-ориентированной системы обучения, в основе которой лежит принцип выбора темпа прохождения программы и уровня сложности выполняемых заданий. На схеме светло-серым цветом обозначены этапы, которые должен пройти каждый ученик, темно-серым — один из возможных маршрутов освоения темы.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

перейти в каталог файлов
связь с админом