Главная страница

От схематизации к самообразованию и моделированию. От схематизации к самообразованию1 и моделированию


Скачать 6,99 Mb.
НазваниеОт схематизации к самообразованию1 и моделированию
АнкорОт схематизации к самообразованию и моделированию.doc
Дата27.03.2018
Размер6,99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOt_skhematizatsii_k_samoobrazovaniyu_i_modelirovaniyu.doc
ТипДокументы
#15011
страница8 из 51
Каталогid49752038

С этим файлом связано 61 файл(ов). Среди них: Ditya_chelovecheskoe_Vladimir_Bazarny_PS-BAZARNY-Child.pdf, V_F_Bazarny_-_Shkola_ili_konveyer_biorobotov.doc, важно. частица НЕ.doc, 19960828-O_romane_Prusa_Faraon.doc, vazhno_chastitsa_NE.pdf и ещё 51 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   51

Классификация схем

Для того чтобы помочь учителю разобраться в многообразии графических изображений и применять их в обучении, составле­на классификация схем на основе четырех критериев:

  • предназначение (для каких целей схемы используют в обу­чении);

  • содержание (что отражают объекты, изображенные на схемах);

  • время построения (когда происходит построение схем: зара­нее или во время учебного занятия);

  • сопутствующие факторы (дополнительные средства, кото­рые необходимы для понимания содержания схем). В процессе обучения используются схемы всех вышепере­численных типов. Подробнее рассмотрим, какую роль они иг­рают в организации понимания, коммуникации и деятельности.

Критерии

Типы схем

объектно-онтологические

направляющие

организационно-деятельностные

Предназначение

Понимание, осмысление новых знаний

Организация
коммуникаций

Организация
деятельности

Содержание

Обозначают объекты которые отражают знания

Обозначают объекты, которые отражают реальные ситуации,
систему событий

Обозначают объекты, которые отражают организационные формы деятельности, виды деятельности

Время построения

При подготовке к учебному занятию, при объяснении учебного материала

В процессе
коммуникации

При подготовке к учебному занятию, при
объяснении плана
деятельности

Сопутствующие факторы

Текстовое
сопровождение

Учебная задача,
вопросы

Текстовое сопровождение, план учебного
занятия


СХЕМАТИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОНИМАНИЯ

Часто учащимся бывает трудно понять и усвоить тему учебного курса из-за высокого уровня абстракции, обобщенности понятий, громоздкости материала. Во избежание подобной си­туации используется схематизация. При помощи схем можно абстрактные и обобщенные понятия изобразить наглядно в виде объектов, громоздкий материал разделить на смысловые логи­чески завершённые части и представить каждую часть в виде схемы. Всё это позволит сделать сложный и большой по объему учебный материал доступным и понятным и поможет зафикси­ровать в памяти графические образы объектов, которые послу­жат опорой для последующей работы с текстом.

Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо. Оно достигается на основе связывания понимаемого с прошлым опытом, а так как схемы от­ражают сущность понятий и явлений, их структуру и взаимосвя­зи, то именно они являются одним из эффективных средств ор­ганизации понимания новых предметных представлений.

Однако схема как самостоятельный предмет не может полностью обеспечить понимание и осмысление новых знаний — важна работа со схемой, в процессе которой задействованы все мыслительные процессы. Рассмотрим это на примере схемы трехслойного строения мыследеятельности Г. П. Щедровицкого, переоформленной Ю. В. Громыко в учебном пособии «Мета­предмет “Знак”». (Рис. 12). В схеме средний уровень — мыслекоммуникация, верхний уровень — мышление, нижний уро­вень — мыследействование).



На этапе объяснения нового материала учитель демонстри­рует заранее составленную схему, которая отображает абстракт­ное понятие в виде объекта, называет его и с опорой на схему объясняет сущность понятия.

В этот момент в слое мыслекоммуникации происходит слухо­вое и визуальное восприятие информации. Далее в слое мышле­ния идёт «проработка той графической картинки, с помощью ко­торой фиксируется первоначально возникший мыслительный образ», возникают ассоциативные связи, основанные на дей­ствии распознавания и учащийся задумывается: что бы это значило? Происходит прорисовка смыслового образа и анализ того, что понятно, а что непонятно, — это мыследействование.

Затем, с поступлением следующей информации, ученик ра­ботает со схемой: определяет составляющие представленного объекта, их относительное размещение, выделяет главное и су­щественное в предмете изучения, выявляет связи и взаимосвязи между элементами. В связи с этим понимание корректируется.

Когда новая информация будет встроена в систему уже имею­щихся представлений, можно будет предположить, что понимание произошло, причём сложившиеся до этого момента пред­ставления могут измениться.

Использование схемы ускоряет процесс понимания, так как появляется возможность охватить сначала весь образ понятия, затем при детальном анализе рассмотреть каждую часть и опять связать их воедино.

В процессе понимания письменных текстов учащиеся рабо­тают не со схемой, а с текстом автора, используя схемы. Чтобы построить схему к тексту, ученику нужно выделить ключевые слова, проанализировать, что в содержании наиболее значимо, а что второстепенно, какая информация существенная, а какая несущественная. Это требует активизации всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

При составлении текста «в сознании автора явление действительности представлено как нечто целостное, не расчленённое на части. Чтобы выразить это целое, автор по своему усмотрению членит целое на части и эти части воплощает в тексте. Однако задачей текста остается представление целого».

Учащийся, читая текст, «должен проделать обратную операцию — опираясь на части, восстановить ту целостность, которая была у автора в момент изложения. Таким образом, очевидно, что для более успешного действования ученика в условиях школьного обучения ему необходимо овладеть техниками восстановления целого по частям».

В работе В. М. Колпакова и О. С. Анисимова «Метод пони­мания текстов» описывается, каким образом происходит по­нимание письменных текстов с использованием схематизации. Рассмотрим один из фрагментов этого метода.

Текст автора представлен несколькими смысловыми фрагментами (отрывками, смысловыми частями). При чтении первой смысловой части у читателя формируются перво­начальные представления о смысле прочитанного — это первич­ное понимание. Для внесения поправок в первичное понимание читатель ещё раз читает текст и строит схему. В результате по­является гипотеза о том, что имел в виду автор текста.

Для проверки гипотезы нужно прочесть следующую смы­словую часть. Происходит понимание второго фрагмента текста и построение схемы. Далее следует процедура сравнения пред­ставлений о смысле прочитанного в первой и второй частях тек­ста. На основе сравнения идёт либо подтверждение гипотезы, либо её опровержение. В обоих случаях понимание подвергается коррекции. Если гипотеза подтвердилась, то смысл уточняет­ся, если не подтвердилась, то смысл корректируется. «Если понимание и первого, и второго (любого числа) от­рывков по теме выражено в схемах, то читатель может упро­стить соотнесение содержаний, сведя к сравнению «содержа­ний» схем…».

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что в процессе понимания действует правило герменевтического круга: «для понимания целого необходимо понять его отдель­ные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого».

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   51

перейти в каталог файлов
связь с админом