Главная страница
qrcode

2004 г. Курсовая работа. Параграф 1 говорение как цель обучения


НазваниеПараграф 1 говорение как цель обучения
Дата01.09.2019
Размер78 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2004 г. Курсовая работа.doc
ТипДокументы
#157393
Каталог

Параграф 1 говорение как цель обучения.

Говорение – чрезвычайно многократное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Понимание того, как это происходит, прежде всего необходимо учителю для успешного обучения.

Во-вторых, говорение – это деятельность, точнее, один из видов человеческой деятельност.

В-третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт – высказывание.

1. говорение как средство общения. Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. В первом случае человек должен владеть двумя средствами общения – говорением и аудированием как видами речевой деятельности. Во втором случае необходимо владение письмом и чтение. Таким образом, говорение как вид речевой деятельности является лишь одним из средств общения.

Говорение есть выражение своих мыслей в целяхрешения задач общения.

Таким образом, целью обучения следует считать не язык, и даже не просто речевуюдеятельность – говорения, чтения, аудирования или письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения.

Обучать говорению, не обучая общению, не создовая на уроках условий речевого общения. Нельзя.

2. говорение – это один из видов деятельности, поэтому оно обладает многими признаками деятельности вообще; но говорение есть речевая деятельность, следовательно, у него имеются и какие-то специфические признаки.

1). Мотивированость. Говорение всегда мотивированно. Человек, как правило, гворит потому, что у него есть для этого определенная внутренняя причина. Есть мотив, выступающий, по выражению в роли мотора деятельности.

2). Активность. Говорение – всегда процесс активный, ибо в нем проявляется отношение говорящих к окружающей деятельности.

3). Целеноправленность. Говорение всегда целенаправлено, ибо любое высказывание преследует какую-нибудь цель. Говорящий всегда хочет достичь своим высказыванием какой-то цели: убедить или разубедить собеседника, вызывать сочувствие или разгневить его, поддержать его мнение или высмеять его и т.д. Подобные цели можно назвать коммуникативными задачами.

4). Связь с деятельностью. Говорение как один из видов речевой деятельности несамостоятельно. Говорение «обслуживает» всю другую деятельность человека.

5). Связь с коммуникативной функцией мышления. Процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Не случайно часто используется термин «мыслительно-речевая деятельность».

6). Связь с личностью. Говорение неразрывно связано с личностью, общение есть тоже одна из форм общественного поведения, одна из форм проявления субъективно-объяктивных отношений. Будучи включенной в общественные оношения, личность проявляет свою активность в своей жизненной позиции, которую она выражает в речи.

7). Ситуативность. Ситуативность говорения как деятельности проявляет в соотнесенности речевых едениц с основными компонентами процесса общения. Потенциальную способностьречевой еденицы вмешиваться в систему взаимоотношений, развивать, двигать ее в желаемом направлении.ситуативность есть потенция речевого контакта.

8). Эвристичность. В любой деятельности многие автоматизированные действия периодически, по мере надобности повторяются, репродуцируются, человек в этом случае опирается на известные ему лагоритмы действия. Но всякая деятельность не может быть полностью алгоритмизована, заучена. В действительности же всякий раз в зависимости от ситуации общения порождается такое высказывание, которое адекватно коммуникативной задаче, решает ее. Заранее это высказывание чаще всего предсказать нельзя. Такая непредсказуемость речевых действий и есть эвристичность говорения.

9). Самостоятельность. Это качество говорения как деятельности проявляется в том, что говорение, как правило, протекает: без заимствования мыслей из предварительно прочитанных или прослушанных источников; без опоры или частичные записи того, что используются в речи; без опоры на иллюстративное изображение объектов высказывания; без обращения к родному языку.

10). Темп. Говорение, наконец, всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не ниже и не выше допустимых в общении норм.

3. Говорение как продукт. Все качества говорения как деятельность обеспечивают условия для создания речевого продукта, которому свойственны определенные качества.

1). Структурность. Это качество проявляется в том, что речевые еденицы обладают своей структурой, которая присуща любому их уровню: словоформам, словосочитаниям, фразам, сверхфразовым единствам, целому тексту.

2). Логичность. Под логичностью говорения понимается такое его свойство, которое обеспечивается определенной последовательностью изложения, т.е. иложения ряда мыслей, фактов, связанных как внутренее, за счет смысловой связи между ними, так и внешне, при помощи специальных средств языка.

3). Информативность. Понятие «информативность» смыкается с понятием «ценность», «полезность», «эффективность».

Если бы говорение не было информативным, мы бы не имели в общении речевых партнеров: им было бы с нами неинтересно, поскольку они не услышали бы от нас ничего нового. Говорение может служить средством общения, только обладая информативностью.

4). Выразительность. Это качество продукта говорения, как и информативность, служит его воздейственности. Выразительность проявляется в пяти параметрах: интонационое оформление, логическое ударение, паралингвистические средства, праксемические средства, эмоциональная окраска.именно в интонации проявляется коммуникативная задача говорящего; именно ею речевые еденицы отличаются от языковых.она играет первостипенную роль в управлении поведением собеседника.

5). Продуктивность. Говорение всегда продуктивно, это означает. Что в процессе его создается новый продукт, целиком неимевший места в прежнем опыте человека. Таким образом, речевое умение есть способность управлять деятельностью в условиях решения коммуникативных задач общения.
Параграф 2 коммуникативный метод – средство

обучения говорениию.

1. Коммуникативность оучения. Коммуникативность, заключается в подобии процесса коммуникации. Точнее говоря, процесс обучения является модельюпроцесса коммуникации. Параметры процесса общения, которые не обходимо сохранить в процессе обучения? Это:

1). А)деятельностный характер речевого поведения общающихся, которые должны воплотиться:

Б) В коммуникативном поведении учителя как участника процесса общения и обучения;

В) В коммуникативном (мотивированном, активном) поведении ученика как субъекта общения и учения;

2). предметность процесса коммуникации, которая должна быть смоделирована ограниченным, по точным наборам предметов обслуживания;

3). ситуация общения, которые моделируются как наиболее типичные варианты взаимотношений общающихся;

4). речевые средства, обеспечивающие процесс общения и обучения в данных ситуациях; реальная система этих средств подлежит моделированию в упращенную, но выполняющую те же функции, хотя и меньшими средствами, систему.

В перечисленных параметрах учтены все основные качества процесса общения: деятельностный характер. Целеноправленность и мотивированность, ситуативная соотнесенность, предметность, содержательность. Следовательно, будучи интерпритированы методически, эти параметры создают такой процесс обучения, при котором окажется возможным развивать все ачества говорения как средства общения.

2. общая характиристика коммуникативного метода.

1). Коммуникативность предлогает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком.

Постоянное практическое пользование языком помогает преодолевать нелюбовь большинства учащихся к лингвистическим манипуляциям, делает обучение привлекательным, ибо согласуется с конечной целью и тем самым обеспечивает усвоение говорения как средства общения.

2). Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения речевой деятельности, под которой пониается учет всех свойств ученика как индивидуальности: его способностей, его умений осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностных свойств. Свое отношение к среде человека выражает в речи. А поскольку отношение к среде всегда индивидуально, ибо мир познает живая конкретная личность и мир, окружающий каждую личность, вовсе неодинаков, - то индивидуальна, личностна и речь.

При обучении возможна лишь в том случае, если стоящая передучеником речевая задача бадет отвечать его потребностям и интересам как личности.

3). Коммуникативность связана с понятием функциональности. Это понятие означает, что любая речевая единица, любая языковая форма выполняет в процессе коммуникации какие-либо речевые функции. В противном случаее речевое воздействие было бы невозможным. Иными словами, функциональность есть самая существенная характерная черта любой речевой еденицы, т.е. любой языковой форме, используемой в говорении.

К сожалению, нередко после курса обучения можно наблюдать, как учащиеся, зная слова, умея оброзовать ту или иную граматическую форму, оказываются не в состоянии использовать все это в говорении. Причину следует искать в стратегии обучения, которая предписывает предварительное запоминание слов или затренировывание граматической формы в ответе от выполняемых ими речевых функций. В результате этого слово или форма не ассоциируется с речевой задачей и затем при необходимости выполнения той или иной функции не припоминаются: переноса не происходит

Третий принцип коммуникативного метода обучения говорению как правило функциональности.

Принцип функциональности определяет прежде всего адекватный процесу коммуникации отбор материала т.е.;

А). Отбор из тех сфер коммуникации, к участию в которых мы готовим учащихся;

Б). отбор лексики не на основе глобальной частности, а частности для данной речевой задачи в данной ситуации;

В). Отбор лексики, необходимой не для тем типа «Кино», «Магазин» и т. п. (что, возможно, и правомерно главным образом для подготовки туристов), а для обсуждения проблем межчеловеческого общения;

Г). Отбор в плане обучения говорению в основном тех проблем, которые связаны со страной учащегося, а не изучаемого языка.

Обучение на основе коммуникативности и в целях общения предпологает условие не языка и его системы, а системы речевых средств, вернее, той модели данной системы, каторая сможет замещать реальную.

Приблежение к нуждам коммуникации возможно только при учете системы речевых средств и соответствующей организации материала не вокруг разговорных тем и граматических явлений. А вокруг ситуации и речевых задач.

4) коммуникативность предпологает ситуативность обучения. Ситуативность способа воссоздать коммуникативную реальность и тем самым возбуждать интерес подлинностью говорения. Таким образом, четвертым принцыпом обучения говорению как виду речевой деятельности является принцип ситуативности.

5) процесс общения характеризуется, как известно, постояной сменой предмета разговора, обстоятельств, условий, задач и т.д. пятый принцып обучения говорению как средству общения – принцып новезны.

Что обеспечивает этот принцып в обучении?

Прежде всего это гибкость речевых навыков, без чего их перенос немыслем. Множеством психологических эксперементов доказано, что варьирование ситуации и материала имеет решающее значение для формирования гибкости навыка. Новизна обеспечивает необходимое развиие речевого умения, в часности его динамичности (методические неподготовленной речи), способности перефразировать (качество продуктивности), механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего.

Продуком принципа новезны является и интерес к обучению, значимость которую трудно переоцинить. «значения, усвоены без интереса, не окрашенные собственным положительным отношениям, не становятся активным достоянием человека». Пояалению интереса, его устойчивости как раз новизна материала как по форме, так и по содержанию.

А) принцып речемысленой активности,

Б) принцып индивидуализации при ведущей роли личного аспекта,

В) принцып функциональности,

Г) принцып новизны,

Д) принцып ситуативности.

Данные принцыпы полностью отражают закономерности коммуникативного обучения речевой деятельности.

Коммуникативный метод, как он представлен в данной книге, предназначен для обучения говорению.

1) этап формирования речевых навоков;

2) этап совершенствования речевых навоков;

3) этап развития собственного умения.
Первый этап

Первый этап, как правило, имеет два подэтапа: формирование лексических навыков и формирование граматических навыков.
Схема усвоения речевого материала

I этап II этап III этап

Ф
Навыков навыков умения

Комбинирование предварительно усвоенного материала (на первом этапе и в других циклах) и его трансформация на основе разговорного текста


Проблема А


1-й подраздел 2-й подраздел

Форми- рование лекси- ческих навы-ков
Форми- рование грамма- тичес- ких навы- ков
Проблема В

Второй этап
Второй этап – этап совершенствования навыков – осуществляется при работе над текстом.

Текст должен являться только содержательной базой для высказывания учащихся. Мысли, содержащиеся в тексте, должны служить поводом к общению.

Выражая свое отношение, учащийся выполняет каждый раз какую-то новую речевую задачу, а следовательно, ему потребуется разные речевые единицы: и те, которые содержаться в тексте, и те, которые он усвоил раньше. Таким образом, будет осуществляться комбинирование речевого материала. Именно благодаря комбинированию и происходит совершенствование навыков владения речевым материалом.

Суть второго этапа заключается в следующем: трансформация материала разговорного текста и его комбинирование с усвоенным ранее в целях выражения своего отношения к содержанию разговорного текста.
Третий этап

На этом этапе развиваются все качества говорения как деятельности и как продукта.

Специфика работы на данном этапе заключается в том, что речевой материал используется в совершенно новых ситуациях, для решения новых речевых задач, более сложных и с психологической, и с лингвистической точек зрения.

На третьем этапе выполняются речевые упражнения , главная характеристика которых – это мотивированное выражение своих мыслей, что возможно только при подлинной ситуативности, при наличии речемыслительных задач и других факторов. Соотнесенность упражнений с этапами представлена в следущей таблице.

Этапы усвоения материала
Формирование навыков
Совершенствование навыков
Развитие умения
лексических
грамматических
УРУРУРР

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
1) Имитативные УРУ, в которых учащийся для выполнения речевой задачи находит языковые формы, лексические единицы в реплике учителя (в образе) и используетих, не изменяя. Например: «Подтвердите, если это так».

- Иванов хороший ученик?

- Да, он хороший ученик.

2) Подстановочные УРУ, в которых происходит подстановка лексических единиц в стуктуру какой-либо грамматической формы. Например: «Если я не прав, возразите мне»,

- У тебя маленькая квартира.

- Что вы. У меня большая квартира.

Здесь в словосочетании «прилагательное + существительное» заменяется первым компонентом. Это может быть направлено и на автоматизацию, скажем, окончаний прилагательных (как в данном случае), и на усвоение сочетаемость лексических единиц. Другой пример: «Поинтересуйстесь качеством того, о чем я скажу»,

- Вчера у нас была лекция.

- Интересная лекция?

- Не очень.

С точки зрения автоматизации ококнчаний прилагательных это подстановочное УРУ, ибо здесь также приосходит подстановка, но в потенциально возможное словосочетание. Для формирования лексических навыков, однако, это упражнение репродуктивное.

3) Трансформационные УРУ, в которых ученики для выполнения речевой заачи трансформируют реплику (или часть реплики) собеседника, что выражается в изменении порядка слов, и т. п. Для лексических навыков трансформация может выражаться в передаче того же содержания другими словами. Например: «Передайте товарищу мио слова»,

- Я не читаю детективов.

- Он говорит, что детективов не читает.

4) Репродуктивные УРУ, при выполнении которых предполагается воспроизведение в репликах учащихся тех форм или лексических единиц, которые усвоены в предыдущих упражнениях.

Эсли раньше ученик репродуцировал, опираясь либо полностью на образец (в имитативных), либо на аналогичную форму (в подстановочных), либо на похожую форму (в трансформационных), то здесь репродукция уже полностью самостоятельна. Например: «Угадайте».

- Вчера в универмаге я что-то купил.

- Новый костюм?

- Нет, красивый плащ.

Другой пример: «Сделайте замечание собеседнику, если вы считаете, что он поступает неверно»,

- Я обедаю обычно в 6 – 7 часов.

- Это плохо. Нельзя обедать так поздно.

Все четыре вида, выполняемые в указанной последовательности, представляют собой комплекс УРУ, используемый обычно для усвоения какой-то одной формы или группы лексических единиц.

перейти в каталог файлов


связь с админом