Главная страница

Площадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник


Скачать 9,53 Mb.
НазваниеПлощадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник
АнкорIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
Дата02.04.2018
Размер9,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#32633
страница14 из 21
Каталогid22081571

С этим файлом связано 43 файл(ов). Среди них: Istoria_sovremennoi_774_arkhitektury_Sintez_formy_funktsii_i_kon, 04_U_D_I_Dug_Dyubosk_-_Kak_risovat_perspektivu.pdf, F_Kotler_K_Keller_Marketing_menedzhment.djvu, U_D_I_Maklakova_T_G_Nanasova_S_M_Arkhitektu.pdf, E_Lisitskiy_Suprematisch_worden_van_2_kwadrate.pdf, 1_Exploring_our_World_Oxford_Read_and_Discover.pdf, Best_of_Loft_T.zip, Irving_Stoun_Zhazhda_zhizni.fb2 и ещё 33 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21
1. С образованием Русского централизованного государства во второй половине XV в. в Москве закладываются основы общерусской архитектуры. Различные местные художественные школы влились в архитектурную школу Москвы, которая, творчески используя их богатейшее наследие, начинает оказывать решающее влияние на строительство во всех русских землях. Вначале в. Москва не только становится лучшими красивейшим русским городом, но превращается в образец, которому подражают в различных городах Русского государства.
2. На рубеже XV и XVI столетий как в Москве, таки на периферии самым значительным по масштабу было крепостное строительство, вызванное сложным международными внутренним положением Русского государства. В этот период окончательно сложился тип русского каменного города-крепости, что Жилая народная архитектура
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

116 отчетливо отразило ведущую роль градостроительного начала в русской архитектуре. Необходимо отметить принципиальное отличие русского кремля от западноевропейского феодального замка-крепости. В то время как последний был укрепленной резиденцией феодала, русский кремль являлся центром государственной и общественной жизни города и был рассчитан на то, чтобы в случае опасности укрывать от врага население посада и окрестных селений.
3. Замечательное развитие получила в XVII в. крестьянская деревянная архитектура, особенно на севере, где не было крепостного права, и продолжала существовать старинная община. Народные зодчие создали разнообразные архитектурные сооружения, ярко отразившие богатство народной фантазии и неисчерпаемые творческие возможности народного искусства.
4. До начала XVIII в. в России не было специального архитектурного образования. Архитекторы, или, каких именовали в то время, мастера и подмастерья каменных дел, учились на практическом опыте строительства. Выйдя из крестьян, они в дальнейшем становились городскими ремесленниками. Характерным явлением в древнерусском зодчестве была наследственная передача технического опыта и архитектурных познаний от отца к сыну, братьями т. д.
5. Образование централизованного государства и сопутствовавший этому процессу подъем национального самосознания русского народа создали необходимые предпосылки для возникновения совершенно нового архитектурного типа высотного сооружения – храма-памятника, который явился наиболее ярким архитектурным выражением нового этапа в историческом развитии Русского государства. Древнерусское искусство не знало скульптурных монументов в память особо выдающихся событий, их заменяли архитектурные сооружения. Эти памятники в честь важнейших событий в политической жизни Русского государства имели церковно-культовое назначение.
6.2. Русское барокко (первая половина XVIII в) На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Реформы, проведенные Петром I, затронули не только политику, экономику, но также и искусство. Открыв окно в Европу, Петр I способствовал приобщению России к мировому
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

117 культурному наследию. С этого момента огромное влияние на русскую культуру, в том числе архитектуру, оказывает европейское искусство. С конца XVII до середины XVIII в. в России, в том числе в Москве, распространяется стиль барокко. Главная тема искусства тех лет – прославление монархического государства, в честь которого слагаются торжественные оды и создаются архитектурные ансамбли. Именно архитектура становится самым ярким выразителем идей своего времени. Дворянство богатеет, расширяя свои привилегии. Небывалый размах получила традиция «торжествований». По словам ВО. Ключевского, государство замкнулось во дворце. На оформление пышных церемониалов и праздников тратятся не только огромные средства, но и масса изобретательской энергии. Ведь искусство барокко театрально, оно стремится ко всему необычному, удивительному, оно эмоционально, взывает к инстинктам, чувствам, воображению, желает захватить, увлечь. Достаточно напомнить построенный в жестокие морозы на льду Невы Ледяной дом для шутовской свадьбы, где из льда были сделаны не только покои с мебелью, но даже пушки, извергавшие настоящий огонь. Этапы развития русского барокко

московское (
нарышкинское) барокко (конец XVII – начало
XVIII в

петровскоебарокко (первая треть XVIII в

русскоезрелоебарокко (середина XVIII в.
6.2.1. Московское (нарышкинское) барокко Для возникновения нового направления в конце XVII в. сложились очевидные предпосылки. Постоянные пожары периодически уничтожали деревянные постройки столицы, необходимо было возводить город из камня. В 1681 г. государь издал указ, в котором повелевал вместо погоревших хором строить только каменные дома, для чего из казны отпускали кирпич по полтора рубля за тысячу, да еще с рассрочкой уплаты на десять лет. Каменное строительство развивалось как никогда раньше. На смену многовековым традициям русского деревянного зодчества пришел причудливый западный стиль – барокко. Сначала его элементы появились в архитектуре московских храмов. Затем благодаря реформам Петра I идеи этого стиля получили дальнейшее развитие и были воплощены мастерами
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

118 в дворцовых постройках и общественных зданиях Москвы. Среди дворян считалось признаком хорошего тона иметь загородную усадьбу с прекрасным парком, по размаху и пышности оформления превосходящую лучшие городские сооружения. Образцами стиля служат праздничные многоярусные церкви
ПокроваБогородицывФилях (1690–1693 гг.), ТроицывТрои-
це-Лыкове (1698–1704 гг.) и другие, возведенные в имениях
Нарышкиных. Церковь Покрова Богородицы в Филях (ул. Новозаводская, д. 6) – самое яркое творение нарышкинского стиля (рис. 52
). В деревне Фили, что расположена на берегу речки Хвилки, впадающей в Москву-реку, хозяин Лев Нарышкин устроил усадьбу на европейский манер, представляющую собой огромный парк с прудами и каскадами. Многоярусный изысканный храм, построенный по его заказу, прекрасно сохранился и по-прежнему украшает район Фили. Первый этаж здания занимает зимняя отапливаемая церковь Покрова Богородицы. Наверху, в основном помещении храма, находится церковь Спаса Нерукотворного. К кубическому объему церкви Покрова с четырех сторон примыкают полукружия алтарных выступов, выполненные в виде лепестков. Расширяющиеся книзу ярусы опираются на нижнюю часть – широко раскинувшиеся торжественные галереи-гульбища. Верхняя церковь имеет вид восьмиугольника, на котором высится звонница с граненой луковичной главой. Переход к каждому новому ярусу, убывающему кверху, отмечен белым каменным кружевом. Затейливые узоры лепнины наличников, колонок и карнизов придают храму светскость и праздничность. Аналогичные черты имеет возведенная зодчим Яковым
Бухвостовым церковь в Троице-Лыкове – бывшей усадьбе князя Б. М. Лыкова, также перешедшей к Нарышкиным. Среди многочисленных работ крепостного мастера Якова Бухвостова, поражающих величием и красотой, хочется выделить Ново-Иеруса-
лимскиймонастырь (его стены и башни, церквивселеТроице-
ЛыковеиСпасскуюцерковьвУборах (1697 г. Особенности архитектуры в стиле московского барокко

появляется новый тип храма – храм- колокольня (совмещение колокольни с храмом в единую композицию

стремление к вертикальным симметричным решениям башнеобразного характера Характерные черты архитектуры
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

119

композиция восьмерик на четверике

сочетание народного узорочья с ордерными формами (ордерные колонны как декоративный элемент

архитектурное убранство храма несет одновременно черты древнерусского зодчества и европейского барокко

распространенный декоративный элемент петушиные гребешки криволинейные очертания (характерная черта западноевропейского барокко

декоративное убранство включает объемную скульптуру перед фасадами и барельефы в интерьере храма.
6.2.2. Петровское барокко Архитектура первой трети XVIII в. связана более всего с застройкой Петербурга. Датой основания новой русской столицы является день закладки Петропавловской крепости – 16 мая
1703 г. Крепость была построена на острове перед разветвлением Невы на два больших рукава и запирала с моря устье Невы. Она имела в плане форму вытянутого шестиугольника с бастионами по углам. Под прикрытием крепости, на нынешней Петроградской стороне, был устроен торговый порт в непосредственной близости от него образовалась торговая Троицкая площадь с первым Гостиным двором. Крупные масштабы строительства, связанные с большими затратами средств, характер самых работ и необходимость выполнения их в кратчайшие сроки требовали новой организации всего строительного дела. В соответствии с этим расширялось и совершенствовалось производство строительных и отделочных материалов кирпича, цемента, естественного камня, мрамора, стекла и пр широко начала применяться штукатурка. Большое внимание уделялось противопожарным требованиями внедрению огнестойких материалов вместо деревянных изб предписывалось строить мазанки, вместо рубленых хором – каменные палаты. Государственные преобразования начала XVIII в. вызвали потребность в разработке новых типов зданий – военных, административных и общественных – таких, как судостроительная верфь, арсенал, госпиталь, театр, музей, библиотека. Взамен старых помещений приказов возводятся регулярно рас- Строительные приемы и конструкции
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

120 планированные здания коллегий и других административных правительственных учреждений. На смену старым дворцами боярским хоромам с небольшими, скупо освещенными горницами и светелками приходят обширные, окруженные распланированными садами дворцы и особняки с просторными комнатами, отвечающими потребностям нового бытового уклада. Все это предъявляло более широкие требования к архитектуре и вызывало необходимость использования наиболее совершенных, передовых по технике приемов и методов строительства, требовало решительного пересмотра и обновления старой системы художественных, композиционных и технических приемов. Архитектор, помимо практических навыков, должен был в полной мере обладать теперь и научно-теоретическими познаниями. Крупнейшим архитектурным начинанием петровского времени было строительство Петербурга – крепости, порта и столицы. В процессе этого строительства формировался облик и складывались характерные особенности архитектуры городской застройки петровского времени геометрическая правильность планировок, архитектурная организованность и симметричность планов, парадность фасадов, их классическое, ордерное построение. Дома строились преимущественно из кирпича. Для домов беднейшего населения применялись комбинированные конструкции на деревянном каркасе с заполнением глиной. Такие фахверковые дома-мазанки нередко расписывались под кирпич. Дворовые строения согласно правилам застройки надлежало располагать в глубине двора. Вначале столетия наметилось некоторое сокращение церковного строительства, которое велось преимущественно на средства отдельных богатых купцов. В нем сочетались одновременно многие архитектурные направления с одной стороны, по-прежнему строились пятиглавые и одноглавые церкви с деталями, внешне сходными с применявшимися еще в конце
XVII столетия, с другой – разрабатывался тип церкви, где основной объем четверика завершался одним или несколькими восьмериками. Отличительной чертой многих построек этого времени, получившего название архитектурная эпоха Петра I», была суровая простота архитектурных форм.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

121 Приемы и формы старого, допетровского зодчества и новые, основанные на правилах классической, ордерной архитектуры, не только боролись между собой, но и нередко связывались водном произведении в более или менее органическое целое. Целиком в новом духе строились обычно здания утилитарного характера крепости, арсеналы, верфи и т. п. Каменные жилые дома сохраняли больше элементов старого, повторяя формы конца XVII столетия. После смерти Петра строительство в стране и прежде всего в Петербурге значительно сокращается. При преемниках Петра основная архитектурная деятельность сосредоточивается преимущественно в дворцовом строительстве, обслуживающем двор и высшие круги дворянства. Постепенно усиливаются пышность и богатство городских и загородных дворцово-парковых ансамблей, которые приобретают значение ведущего типа сооружения в архитектуре последующего периода. В 1704 г. на левом, материковом, берегу Невы была заложена судостроительная верфь – Адмиралтейство с дополнительными крепостными сооружениями. Над воротами, обращенными к дороге на Москву, возвышалась башня со шпилем (рис. 53
). В 1708 г. Петром I был издан указ о подготовке в Петербурге зданий для переезда двора и высших сановников, фактически превращавший новый город в столицу России. С этой датой совпадает и строительство в Петербурге на берегу Невы, у устья
Фонтанки, Летнегодворца (1708–1714 гг.). Крупнейшим монументальным сооружением новой столицы был каменный Петропавловскийсобор (1712–1733 гг.), построенный в Петропавловской крепости архитектором Д. Трезини. Местоположение Петропавловской крепости, Адмиралтейства и Летнего дворца определило в дальнейшем развитие тяготевших к ним построек. При Адмиралтействе строилась Морская слобода на Петроградской стороне – слобода для военного гарнизона, дворянства и торговцев при возникшем позднее Ли- тейно-пушечном дворе – Пушкарская слобода. Между Адмиралтейством и Летним дворцом, поберегу Невы, строились жилые дома приближенных Петра. Массовое жилое строительство, связанное с быстрым притоком населения, регулировалось государством. Для застройки города по указанию Петра, фортификационного и палатного Здания и архитектурные комплексы
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

122 дела мастером Доменико Трезини были разработаны образцовые проекты жилых домов, которыми должны были обстраи- ваться прямые и правильно распланированные улицы. Первым зданием на набережной Васильевского острова, которое своими масштабами и архитектурной обработкой значительно отличалось от образцовых домов, был каменный дво-
рецМеншикова (1710–1720 гг.). В строительстве новой столицы Петр требовал применения новейших методов науки и техники. В 1711 г. была проложена Невская перспектива – будущий Невский проспект, ориентированный на башню Адмиралтейства. В 1718 г. было выстроено одно из первых в России монументальных сооружений для научных целей – музей, библиотека и обсерватория, так называемая Кунсткамера Кунсткамера и Адмиралтейство (1704–1738 гг.) олицетворяли флот и науку, служили парадными пропилеями новой столицы. Интересно по своему архитектурному решению здание «
Две-
надцатиколлегий» (1721–1742 гг.; арх. Д. Трезини). Вначале в. в окрестностях Петербурга, преимущественно на морском побережье, началось строительство загородных дворцов Петра и его приближенных. Близость моря блестяще использована ив знаменитом двор- цово-парковом ансамбле этих лет – Петергофе (ныне г. Петродворец. Политические, хозяйственные и культурные преобразования рубежа XVII и XVIII вв. нашли отражение ив архитектуре Москвы. Здесь в эти годы появились новые типы зданий, вызванные к жизни новыми государственными, общественными и бытовыми потребностями, обозначились новые приемы и новые методы, основанные на началах классической архитектурной науки. Выдающимся памятником церковной архитектуры Москвы является церковьАрхангелаГавриила, сооруженная архитектором И. П. Зарудным в московской усадьбе АД. Меншикова на Чистых прудах. В 1701–1707 гг. в Москве на Чистых прудах по заказу сподвижника Петра I князя АД. Меншикова был воздвигнут башенный храм во имя Архангела Гавриила, более известный как
«Меншикова башня. Храм построен в усадьбе Меншикова вместо старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII столетия ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

123 По своему типу Меншикова башня – традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Он состоит из четверика и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой восьмериков и увенчан высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 м. По замыслу АД. Меншикова он должен был превышать на несколько метров Ивана Великого в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника). Башня имела часы с курантами, специально купленными АД. Меншиковым в Англии. Правда, шпиль был уничтожен пожаром 1723 г. и больше не восстанавливался. Архитектор в постройке храма использовал несколько ордеров. Несущая часть объемов церкви разработана с применением большого ордера, с которым сочетаются изящная композиции портиков у входа из двух легких колонн коринфского ордера, поддерживающих декоративно разработанный антаблемент с балконом. Архитектор сохраняет и некоторые традиции XVII в, обогащает их новыми приемами, характерными для барокко. Таковы словно витые колонны, крупные волюты (спиралевидные завитки) справа и слева от колонн, круглые окна, декоративные вазы. Другим примером петровского барокко в Москве является церковьИоаннаВоина (1709–1713 гг.) на Якиманке (д. 46). Построена в 1709–1717 гг. по проекту, утвержденному, по преданию, Петром I, и является одним из выдающихся и наиболее оригинальных памятников этого периода. Заменила собою одноименный храм, местоположение которого обозначалось как под горою, что у Крымского двора на берегу, позднее – в Малых Лужниках». Храм этот был смыт наводнением, нона его месте, на углу Старого Огородного и Мароновского переулков, долго стояла часовня. На новом месте к названию церкви добавилось – на Калужской улице (Большая Якиманка). Осевая схема плана (храм – трапезная – колокольня, а также ярусное построение основного объема связывают памятник с традициями столетия. Это сказывается в завершении храма убывающими ярусами восьмериков с венчающей их граненой главкой, но переход к ним от четверика осуществлен плавными линиями свода с крупными люкарнами по центру каждого фасада, где они венчают полукруглые фронтоны. Криволинейные покрытия восьмериков придают большую оригинальность силуэту церкви, пластическому строю ее форм. Основой декорации фасадов здесь являются ордерные элементы, почерпнутые в архитектуре западного барокко пилястры, оформляющие углы чет ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

124 верика и введенные в обрамление входов, волюты, украсившие люкарны и верхний восьмерик, но сочно вылепленные и четко нарисованные разорванные сандрики над проемами по традиции еще врезаны в карниз. Обломы и резные вставки на порталах отличаются точностью прорисовки, что говорит о высокой одаренности и профессиональной выучке мастеров. К архитектуре в стиле петровского барокко в Москве можно отнести также ПалатыАверкияКириллова (Берсеньевская набережная. Особенности и достижения архитектуры петровского времени
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21

перейти в каталог файлов
связь с админом