Главная страница

Площадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник


Скачать 9,53 Mb.
НазваниеПлощадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник
АнкорIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
Дата02.04.2018
Размер9,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#32633
страница3 из 21
Каталогid22081571

С этим файлом связано 43 файл(ов). Среди них: Istoria_sovremennoi_774_arkhitektury_Sintez_formy_funktsii_i_kon, 04_U_D_I_Dug_Dyubosk_-_Kak_risovat_perspektivu.pdf, F_Kotler_K_Keller_Marketing_menedzhment.djvu, U_D_I_Maklakova_T_G_Nanasova_S_M_Arkhitektu.pdf, E_Lisitskiy_Suprematisch_worden_van_2_kwadrate.pdf, 1_Exploring_our_World_Oxford_Read_and_Discover.pdf, Best_of_Loft_T.zip, Irving_Stoun_Zhazhda_zhizni.fb2 и ещё 33 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

20 По внешнему виду гробницы напоминали завалинку у дома. Арабы называли такую гробницу мастабой, что по-арабски означает скамья (рис. 9
).
Мастаба состояла из двухосновных частей наземной и подземной. Подземная погребальная камера находилась на глубине от 2 дом. Здесь помещался саркофаг с мумией и погребальная утварь (рис. 10
). Строительство мастабы начиналось всегда с подземной части. В наземной восточной части размещалось помещение для заупокойного ритуала – молельня. Она имела ложные двери для духа умершего итак называемый сердаб – помещение для статуи умершего. Располагались мастабы правильными рядами, часто окружая пирамиды фараонов, и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя города мертвых. Все грандиозные гробницы-пирамиды были возведены в период Древнего царства. Власть фараона в этот период была колоссальной, ему воздавали божественные почести, его называли большим богом. Огромное значение в египетской религии приобрел культ умершего фараона. Сохранение тела покойного фараона служило его возвеличению, при его жизни сооружались гигантские усыпальницы – пирамиды Видимо, первоначально пирамиды возникли в результате ступенчатой подстройки мастабы. Так возникло одно из древнейших (около 2800 г. дон. э) на свете сооружений из камня – ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в Сакарре рис. 11). Гробница состояла из шести мастаб, поставленных одна на другую. Эта шестиступенчатая пирамида имела в основании прямоугольник со сторонами 107 ими высоту около
60 м. Погребальная камера также, как ив мастабах, находилась под землей на глубине 27,5 м. История сохранила имя архитектора пирамиды Джосера, первого архитектора в истории мировой архитектуры, основоположника каменного строительства. Это зодчий Имхотеп. Его считали покровителем письменности и образования и почитали в Древнем Египте наравне с богами, греки же отождествляли его со своим Асклепием. Именно с творения Имхотепа началась новая эпоха в строительстве гробниц Древнего царства – эпоха пирамид, которые являлись знаком вечности, символом мощи, богатства, значимости фараона. Поэтому еще при жизни фараоны начинали строить себе гробницы. Наиболее известными из нескольких десятков сохранившихся пирамид считаются ВеликиепирамидывГизе, построенные
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

21 фараонами IV династии в 3 тыс. дон. э. Это пирамиды фараонов
Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина в греческой транскрипции. В отличие от пирамиды Джосера, эти пирамиды имеют не ступенчатую, а строго геометрическую, пирамидальную форму. В основании пирамиды – квадрат (рис. 12).
Гиза (Гизэ) – это современное название, данное гигантскому некрополю древнего Латополя (современный Каир. Он находится на плоскогорье, занимая площадь 2 тыс. м
2
Главные памятники Гизы: сфинкс Абу эль-Хол (Отец ужаса) и Великие пирамиды. Это единственное чудо света, оставшееся от семи, воспетых греками во 2 в. дон. э. Пирамиды Хеопса и Хефрена стоят строго по диагонали с се- веро-востока на юго-запад, таким образом, что ни одна из них не заслоняет солнце другим. Вершины первых двух находятся практически на одной высоте, так как пирамида Хефрена, меньшая по размерам, находится на более высокой части плато. Погребальные камеры всех трех пирамид выдолблены в скалах, фактически в центре конструкции. В монументальный ансамбль каждой пирамиды входил поминальный храм на горе, храм в долине и соединяющая их галерея комплекс пирамиды Хефрена в основном сохранился, а Хеопса – почти полностью разрушен. Пирамиды Хеопса и Микерина имеют потри прилегающих пирамиды, расположенных соответственно на востоке и на юге пирамида Хефрена, вероятно, имела только одну дополнительную пирамиду – на юге. Самая высокая из пирамид – пирамидаХеопса (высота почтим и длина основаниям. Однако из-за отсутствия облицовки пирамиды, ее высота к настоящему времени уменьшилась дом (рис. 13). Пирамида была построена в 26 в. дон. э. Предположительно, строительство длилось 23 года. Пирамида сложена из 2,3 млн каменных блоков, которые были подогнаны к друг другу с непревзойденной точностью. При этом не использовался цемент или другие связующие вещества. Каждый блок весил болеет. Пирамида является практически монолитным сооружением – за исключением нескольких камер и ведущих к ним коридоров. Еще две великие пирамиды – пирамида Хефрена (Хафра) и пирамида Микерина (Менкаура) – возведены наследниками
Хеопса, фараонами IV династии. Они меньше по размерам высота пирамиды Хафра изначально составляла 143,5 м, пирамиды
Микерина – 65,5 м.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

22 Охраняет пирамиду Хефрена огромный сфинкс самая знаменитая скульптура древности, подобной которой нигде нет. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы длинам, высотам. Голова сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хефреном. Цари Среднего царства вели строительство пирамид в Дашу- реи оставили после себя всего девять пирамид. Это были уже не каменные горы (камень в строительстве этих пирамид почти не применялся, поэтому их иногда называют горами из щебня и глины. Они представляли собой каменный каркас, заполненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком. В основании пирамиды квадрат (105×105 м. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно отполированными плитами известняка. Отсутствует также традиционная ориентировка по сторонам света рис. 14). Некоторые египтологи считают причиной этих новшеств упадок экономического могущества Египта. Скорее всего, изменения были направлены на борьбу с грабителями (видимо, правители Среднего царства полагали, что каменные пирамиды не обеспечивают сохранность мумии, поэтому погребальную камеру стали прятать в запутанной системе подземных коридоров, которые превратились в настоящий лабиринт. С другой стороны, эти изменения были продиктованы и экономическими соображениями, так как не требовали таких огромных материальных затрат. Процесс строительства глиняной пирамиды протекал следующим образом. Сначала по диагоналям основания выкладывались каменные перегородки, к которым с двух сторон под косым углом пристраивались каменные стенки. Созданный таким образом каркас заполнялся затем щебнем, а оставшиеся пустоты засыпались песком. Особое внимание уделялось внешним слоями облицовке. Для надежности постройки низ пирамиды укрепляли иногда гранитными плитами. На вершину пирамиды всегда водружался пирамидион – гранитный блок в виде маленькой пирамиды. По мнению авторов, причина такого упрощения и удешевления строительства заключалась в том, что пирамиды, в сознании их строителей, утратили свое сакральное значение и превратились ко времени Среднего царства в составную часть похоронного ритуала фараона. Сегодня эти глиняные пирамиды мало примечательны. Низкое качество строительства, время и грабители не пощадили их. В настоящее время эти постройки напоминают невысокие
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

23 каменные холмики или скалы и почти сливаются с окружающим ландшафтом. В отличие от фараонов Древнего и Среднего царств фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Некоторое время они использовали форму пирамиды лишь как элемент декора погребальных храмов, но хоронить себя приказывали глубоко под землей, в гробницах, высеченных в скальной породе. Фараон Тутмос I (1506–1404 гг. дон. э) основал некрополь в долине, широко известной в Египте как Долинацарей. Гробница должна была стать тайным местом, те. труднодоступной для грабителей, которые к тому времени смогли разорить множество гробниц царей и их приближенных. Зодчий Инени выдолбил для своего фараона могилу в виде колодца. В погребальную камеру на дне колодца вела крутая лестница, высеченная в скале. Последующие правители взяли этот новый план захоронения за образец. В Долине царей за период примерно влет, с 1600 по
1100 г. дон. э, были построены 64 гробницы для захоронения фараонов – царей Нового царства. Долина расположена на западном берегу Нила, напротив города Фивы (современный Луксор, состоит из двух территорий восточной, где находится большинство гробниц, и западной. Все гробницы построены по схожему плану и представляли собой погребальный комплекс длинная галерея (дом, круто уходящая вниз на глубину дом, вела в подземный храм, состоящий из одного или более колонных залов, окруженных кладовыми и камерами для приношений. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного. В конце – погребальная камера с саркофагом и сокровищницы. Гробницы вырублены в скалах, чтобы как можно тщательнее скрыть их от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали, но и это не уберегло гробницы от разорения. Уже в древности все гробницы Долины были опустошены, причем разбойники не только грабили саркофаги и драгоценные кладовые, но и уничтожали мумии, опасаясь их мести. Французский египтолог Гастон Масперо совершенно случайно обнаружил в подземной скрытой камере сорок мумий фараонов и XX династий и членов их семей саркофаги были штабелями составлены друг на друга. Вероятно, для того
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

24 чтобы как-то избежать осквернения захоронений, в XII в. дон. э. жрецы по приказу фараона собрали мумии и спрятали их в горном тайнике. Эта находка находится в Египетском музее Каира. Самая знаменитая гробница Долины царей – усыпальница
Тутанхамона
(рис. 15). В 1922 г. археологическая экспедиция
Говарда Картера обнаружила гробницу Тутанхамона, и это стало одним из величайших археологических открытий XX в.
Тутанхамон, умерший в возрасте 18 лет, стал одним из самых известных фараонов Древнего Египта благодаря тому обстоятельству, что его гробница оказалась единственным царским погребением, дошедшим до нашего времени неразграбленным. Это произошло потому, что вход в нее был засыпан строительным мусором при сооружении гробницы Рамзеса VI. Захоронение Тутанхамона оказалось очень богатым только на его мумии размещалось 143 золотых предмета. Сама же мумия хранилась в трех саркофагах, последний из которых был сделан из чистого золота (103 кг. Кроме того, были найдены царский трон, статуэтки царя и его жены, множество ритуальных сосудов, драгоценности, оружие. Все эти предметы – экспонаты Каирского Египетского музея. Из 64 обнаруженных гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Хоремхеба, Рамсе- са I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. В 1979 г. Долина царей была признана ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. В Древнем Египте жилые дома, дворцы и храмы, посвященные божествам, возводились на восточном берегу Нила. Это был город живых. На западном берегу располагался город мертвых. Здесь строили гробницы и заупокойные храмы (заупокойные ансамбли или погребальные комплексы. Архитектура Древнего Египта создала тритипахрамов:

наземные – храмовое сооружение, построенное на открытом пространстве. Два главных святилища Древнего Египта – храмы в Карнаке и Луксоре, посвященные солнечному божеству
Амону-Ра, принадлежат к типу наземных храмов

скальные которые вырубались в скалах. Знаменитый заупокойный храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле относится к скальному типу сооружений, в котором только лицевая сторона фасад – вырублена в наружной части скалы, остальные же помещения уходят глубоко внутрь Храмы Египта
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

25

полускальные, совмещавшие в своем ансамбле и те и другие формы. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дейр-аль-Бахри является полускальной постройкой. Древнеегипетский храм начинался с аллеи сфинксов, которая вела к мощным башням-пилонам. Пилон (от греч. pylon – ворота массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм (рис. 16). Передними высились обелиски, стояли статуи фараонов и богов. Обелиск впервые был сооружен в Древнем Египте и являл собой как бы материализованный луч солнца. Благодаря монументальности, строгости и простоте архитектурной формы обелиск нашел применение ив современной архитектуре. За фасадным пилоном открывался перистиль – квадратный двор, обрамленный массивными, близко поставленными колоннами. Доступ во двор был открыт всем. Потом следовал гипостиль – колонный зал, освещавшийся сверху через просветы между уровнями перекрытия различных частей зала (рис. 17). К нему примыкали другие, меньшие по площади и высоте, помещения чем дальше они располагались от входа, тем все более ограниченному кругу жрецов были доступны. В конце храма находилось святилище, где хранилась статуя божества. Входить туда имели право только жрецы и фараон. Вся продольная композиция была симметрична относительно главной оси. Последовательное чередование различных пространств, сгущение мрака, огромность колонн должны были подчеркивать могущество богов и оказывать на входящего сильное эмоциональное воздействие. Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы, посвященные Амону-Ра, расположенные на восточном берегу Нила. Сегодня они известны как храмы в Луксоре (рис. 18, 19) и Карнаке.
Карнакский был главным храмом Амона-Ра и официальным святилищем страны. Его строили по проекту архитектора Инени несколько столетий (1530–323 гг. дон. э. Карнакскийхрам – это множество построек, напоминающих скорее города не отдельное здание. Его размеры – 1,5 км нам. Комплекс Карнакского храма включает строения, возводимые на протяжении нескольких столетий многими фараонами. В эпоху Нового царства каждый правитель, едва взойдя на престол, начинал строительство собственного сооружения в расширение обители своего божественного отца Амона. Самыми вы ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

26 дающимися строителями были Тутмос I, Тутмос III, Хатшепсут,
Аменхотеп III, Рамсесы I, II и III, ливийские цари XXII династии начало I в. дон. э) и Птолемеи, правившие Египтом до прихода римлян.
Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных владыке Фив – солнечному Амону-Ра, его супруге – покровительнице цариц Мути их сыну – лунному богу Хонсу. Огромный храм Амона – самый интересный из них. Храм имеет в плане букву Т. Заглянем в него. Вход в храм был оформлен гигантским пилоном высотой
43 м. На нем развивались огромные флаги, и вход в храм был виден издалека. Переступив порог первого пилона храма Амо- на-Ра, прибывший оказывался в большом дворе шириной 103 ми длиной 84 м. По периметру двора – колоннада. Доступ во двор был открыт всем. Движение через большой двор направляла аллея из десяти колонн с завершением в виде огромных цветов папируса. Она вела ко второму пилону. Ворота второго пилона ведут в огромный зал колонн. Гипостильный зал храма имеет размеры 102×53 м, 122 папирусообразные колонны высотой
14 м поддерживают каменные плиты потолка, 12 центральных колонн, направляющих движение верующих к следующему пилону, достигают 23 м. Выше этих колонн в Египте не было. Потолок зала над центральным проходом выше, чем по бокам. Под потолком центральной части, над крышами боковых сторон зала, образовывались окошки для света. Лучи солнца освещали синий потолок с золотыми звездами, желтые, цвета пустыни, стены, росписи на толстых стволах колонн. Замыкает гипостильный зал могучий пилон высотой 40 м. За ним – открытый двор. И снова четвертый по счету пилон охраняет доступ в новый зал. Далее пятый, шестой, седьмой пилоны и т. д. Святая святых храма – святилище, где хранилась статуя божества. С южной стороны к Карнакскому храму примыкает небольшое священное озеро, на берегу которого стоит огромный гранитный жук-скарабей, считавшийся в Египте священным. В древности Карнакский и Луксорский храмы были соединены двухкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии. Перед храмом в Карна- ке сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов – совершенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога Амона), расположенных на равном расстоянии друг от друга.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

27
Луксорский храм был посвящен, как и комплекс в Карнаке,
Амону-Ра, Мути Хонсу. Подлинной жемчужиной Египта являются заупокойные храмы фараона Рамсеса II и его жены Нефертари в Абу-Симбеле, маленьком городке, расположенном почти на границе с Суданом. Большой храмфараонаРамсеса II и малыйегожены
Нефертари были вырублены в скале в 13 в. дон. э. Рамсес приказал соорудить большой храм в Абу-Симбеле в ознаменование его победы над хеттами. Поскольку войскам фараона покровительствовали три бога – Амон, Ра и Птах, Рамзес велел изобразить их, а заодно и себя, в фасадных статуях, причем придать богам собственный облик. Фасад большого храма украшают высеченные из той же скалы четыре метровые статуи сидящего натроне фараона Рамсеса II, в застывшей позе, с лежащими на коленях руками. У ног Рамсеса – скульптуры членов его многочисленной семьи – жены Нефертари, материи нескольких детей, которых у него было более 200. Они кажутся небольшими, на самом деле достигают высоты человеческого роста. Внутри храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала с подсобными боковыми помещениями. Большой зал просторен и высок. Все его стены и колонны от пола до потолка покрыты цветными рельефами и текстами. В основном они рассказывают о военных подвигах фараона. В первый зал впускали всех, во второй – только благородных, в третий – жрецов. В последний, маленький зал, входил лишь сам фараон со свитой. Там установлены четыре скульптуры, выполненные потому же принципу, что и стоящие у входа в храм боги Амон, Ра и Птах с лицами Рамсеса II и сам фараон. Два раза в год – 22 февраля и 22 октября – в Абу-Симбеле можно наблюдать уникальное световое представление в 6 часов утра первый луч солнца проникает через входной портал и освещает коридор длиной 65 м, ведущий к культовой нише святилища, ни на секунду не касаясь статуи бога Птаха (бога тьмы) и задерживаясь по 6 минут на Амоне и Ра, чтобы затем в течение 12 минут ярко освещать Рамсеса II. Считается, что
22 февраля – день рождения Рамсеса, а 22 октября – день его коронации. Рядом с большим храмом в скале вырублен храм поменьше, посвященный богине Хатхор, которой приданы черты царицы
Нефертари. В фасаде храма есть глубокие ниши, в которых установлены шесть фигур Рамсеса II и Нефертари высотой более
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов
связь с админом