Главная страница

Площадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник


Скачать 9,53 Mb.
НазваниеПлощадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник
АнкорIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
Дата02.04.2018
Размер9,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#32633
страница4 из 21
Каталогid22081571

С этим файлом связано 43 файл(ов). Среди них: Istoria_sovremennoi_774_arkhitektury_Sintez_formy_funktsii_i_kon, 04_U_D_I_Dug_Dyubosk_-_Kak_risovat_perspektivu.pdf, F_Kotler_K_Keller_Marketing_menedzhment.djvu, U_D_I_Maklakova_T_G_Nanasova_S_M_Arkhitektu.pdf, E_Lisitskiy_Suprematisch_worden_van_2_kwadrate.pdf, 1_Exploring_our_World_Oxford_Read_and_Discover.pdf, Best_of_Loft_T.zip, Irving_Stoun_Zhazhda_zhizni.fb2 и ещё 33 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

28 10 м. Внутренние помещения богато украшены цветными барельефами. В х годах была проведена уникальная операция храмы в Абу-Симбеле были аккуратно распилены и перенесены на новое, более высокое, место – сейчас они стоят нам выше и нам дальше от берега, ибо иначе их поглотило бы водохранилище им. Насера, созданное с возведением Асуанской плотины. 22 сентября 1968 г. храмы в Абу-Симбеле вновь были открыты для всеобщего обозрения. Известным памятником архитектуры является заупокойный храм царицыХатшепсутвДейр-эль-Бахри, на западном берегу Нила, который относится к полускальному типу храмов. Его архитектором был Сенмут, царский фаворит. В свое время этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за тысячу лет до возведения
Парфенона в Афинах. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые служат небывалым фоном для архитектуры, сливаясь с ней в неповторимое целое. Храм расположен на трех террасах, соединенных пандусами (наклонными площадками) и украшенных портиками с белоснежными известняковыми колоннами. К первой из террас вела длинная аллея сфинксов, тянувшаяся от берега Нила, где был воздвигнут гигантский пилон. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 м. Террасы храма были украшены колоссальными статуями царицы и сфинксами. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны. В отличие от памятников фараонам, сделанных из камня, жилые дома простых людей не сохранились, так как возводились из непрочных материалов. Хижины строили из тростника, осоки и глины, а более крупные дома – из высушенных на солнце кирпичей. Сведения об этих постройках ученые почерпнули из текстов, настенных рисунков и глиняных макетов, найденных в гробницах. Типичный жилой дом ремесленника состоял из нескольких помещений, расположенных анфиладой (те. в линейном порядке, одно за другим, попасть в комнату можно было только из предыдущей. На улицу выходила прихожая или гостиная, где совершались сделки и находился домашний алтарь. Из прихо-
Жилые дома
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

29 жей можно было попасть в комнату с высоким потолком (для дружеских приемов и вечеринок, поддерживаемым деревянной колонной. Затем шли спальня, кухня, кладовая и погреб. Лестница, расположенная между спальней и кухней, вела на террасу на крыше. На крыше дома можно было ночевать в жаркое время. Иногда крыша представляла собой и цветочную клумбу. Окна египетских зданий были невелики и большей частью обращены на север. Они закрывались дощатыми ставнями или занавешивались коврами и тканями (рис. 20
). Жилые комнаты ориентировались из-за жаркого климата на север. Здания были ярко покрашены. Например, верх в желтый цвета высокие деревянные колонны – в синий. В основном дома были одноэтажными, но встречались ив несколько этажей. Дома знатных египтян образовывали целые кварталы роскошных вилл, стоявших, как правило, в центре большого сада, комнаты соединялись с залом, украшенным колоннами. Сад делился на две части. Водной находились хозяйственные постройки, комнаты прислуги, конюшни и зернохранилища, в другой прекрасный парк с бассейном, беседкой, молельной, здесь же выращивались цветы и красивые деревья. Перед домом или близ него находился сад, окруженный особой каменной стеной. В нем чередовались посаженные отдельными симметричными фрагментами огородные и декоративные растения, аллеи и крытые ходы пересекали его в разных направлениях выложенные камнем бассейны с растущим в них лотосом, небольшие красивые деревянные беседки давали посетителям сада прохладу и тень. Орошение садов производилось при помощи каналов, проходивших через всю нильскую долину. Вода накачивалась из колодцев в подвижные желоба, а оттуда стекала по небольшим канавкам посаду и всей усадьбе. Города Древнего Египта обычно строились на берегу Нила или рядом с ним. Некоторые города окружались стеной, но чаще специальных защитных сооружений не возводили. Наряду с городами, расположенными на открытых местах с беспорядочными узкими и пыльными улочками, известны города, построенные по единому плану. Для таких поселений характерны прямые, параллельные друг другу улицы. Многие города не сохранились, но из письменных источников ученые определили, что Мемфис – древняя столица Египта – имел прямоугольную форму и был окружен белой кирпичной стеной со сторожевыми башнями. Предполагают, что комплекс пира ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

m62

30 миды Джосера был построен как модель Мемфиса. Строились в Древнем Египте и города у пирамид, где жили строители царских гробниц. Ахетатон (совр. Тель-эль-Амарна) – столица фараона Эхнатона, расположенная между Фивами и Мемфисом, протянулась с севера на юг на 10 км. Главная улица Ахе- татона проходила через весь город. Здания строились не вплотную, а на некотором расстоянии друг от друга. Дом Неферти- ти, супруги фараона, назывался Серебряным дворцом и находился на севере столицы. В центре были расположены государственные учреждения и храмовые комплексы, на юге – жилые кварталы. Особенности и достижения архитектуры Древнего Египта
1. Египетское зодчество монументально прежде всего благодаря колоссальным размерам сооружений, применению метрических повторений, статичности и зрительной устойчивости форм. Часто это достигалось простым наклоном стен, обобщенностью и законченностью геометрических форм, монолитностью и нерасчлененностью.
2. Египтяне разработали принцип симметричной композиции, причем единый композиционный центр всегда находится на оси симметрии. Все храмы строились на продольной оси и последовательной связи продольно развертывающегося пространства. Оси храмов определялись линиями восхода или захода солнца в дни равноденствия.
3. Зодчие Древнего Египта создали архитектурные композиции с применением перспективного сокращения высот помещений, последовательного уменьшения глубины и ширины помещений, их освещенности.
4. Архитектура в Древнем Египте была призвана содействовать утверждению существующей идеологии – египетской религии, она делала все, чтобы утвердить представление о незыблемости существующего правления, подчеркивала величие власти фараона и ничтожество простого смертного по сравнению с колоссальными зданиями, созданными как бы самой природой и богами. Храмы, система их построения и убранства, их мощные конструкции, скульптура и живопись – все это способно было подавить психику молящихся, вызвать ощущение мистического страха.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

31 1.3. Древняя Греция Античностью называют весь полуторатысячный период от возникновения в 1 тыс. дон. э. Древней Греции и до гибели Римской империи в V в. н. э. Понятие античность появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин античный (от лат. е – древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основой европейской культуры. К Античности восходят почти все ныне известные литературные жанры, многие философские системы, главные принципы архитектуры и скульптуры, основы многих наук. Культура Древней Греции – одна из самых значительных мировых цивилизаций – обладала рядом существенных особенностей. Культура Древней Греции – это культураотдельныхгоро-
дов-государств. Античная Греция никогда не была единым политическим целым, а представляла собой совокупность нескольких сотен небольших городов-государств (полисов, располагавшихся на Балканском полуострове и островах Эгейского и Ионического морей. Все греческие полисы в отличие от монархий Древнего Востока имели республиканское устройство. Однако различия между полисами были весьма существенными в государственном строе, денежных системах и системах мер и весов, особо почитаемых богах и героях и т. д. Греческие полисы постоянно соперничали друг с другом (например, демократические Афины и аристократическая Спарта. Отсюда следующая характерная черта – агональностьгреческой культуры (состязательность, которая пронизывала все сферы жизни древних греков (военную, спортивную, политическую, культурную, судебную и пр. Смыслом этого соперничества было достижение славы и формирование достойной личности, сочетающей в себе военные качества (мужество, доблесть) и гражданские достоинства (справедливость, разумность и пр. Для греческой культуры характерна также демократичность господство в ней таких эстетических категорий, как красота, мера и гармония. Человек –
меравсехвещей» – эти слова, высеченные на фронтоне храма в Дельфах, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

32 Развитие греческой архитектуры и искусства рассматривается в контексте исторических периодов культурного и политического развития Древней Греции как общественно-экономиче- ской формации, заложившей основы европейской цивилизации. Этот период принято называть гомеровским потому что основным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера «Илиада» и Одиссея. От архитектурных сооружений этого периода остались лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры. Она сохранилась в именах богов, в планах храмов. Фундамент зданий делали из грубого камня, стены – из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Вход в дом или в храм представлял собой двухколонный портик. Здание завершалось двухскатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны. В Древней Греции мегарон стал характерным типом жилища. Это было прямоугольное в плане здание, с двухскатной крышей и входом в виде портика с двумя колоннами по его узкой стороне. Перекрытия были деревянные. За входом находился зал с четырьмя колоннами и очагом (рис. 21). По такому же принципу позже формировались и древнегреческие храмы, ставшие классическими. Помещение украшали настенной живописью и облицовкой. Полы выкладывали мозаикой, позднее, под влиянием Востока, их стали покрывать коврами. Св. дон. э. начинается массовое строительство храмов. Это время формирования рабовладельческого общества и возникновения городов-полисов – укрепленных экономических и политических центров гражданской общины, обеспечивающей свободным гражданам право собственности на землю и рабов. В архаический период появляются монументальные постройки из камня, главным образом из известняка мягких местных пород. Эллинские мастера еще в VII в. дон. э. разработали художе- ственно-осмысленную систему рационального соотношения между несущими и несомыми частями здания, сочетания их конструктивных и декоративных элементов, соотношения размеров. Эта система устанавливала определенный порядок и получила название ордер Архитектурные ордера ознаменовали начало классического периода в развитии архитектуры. Ранний период
(XIX–IX вв. дон. э) Архаический период
(VIII–VI вв. дон. э)
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

33 Это вершина развития греческого искусства, самый значительный период в истории Древней Греции. Созданные с первых десятилетий V в. дон. э. творения зодчих, скульпторов, художников в последующие века стали образцом для подражания и назывались классическими. В этот период центром политической и культурной жизни становятся Афины. Афины были в то время наиболее развитым греческим полисом, обладавшим огромным военными экономическим потенциалом и самой развитой демократической системой. Самое знаменитое сооружение греческой классики – ансамбль афинского Акрополя с храмами Парфенон, Эрехтейон. Архитекторы ансамбля – Иктин и Калликрат. Выдающиеся скульпторы этого периода – Фидий, Мирон, Поликлет. В конце V – начале IV в. дон. э. Греция вступает в полосу кризиса, выражавшегося в политической нестабильности, разложении полисных институтов и полисной морали и формировании нового отношения к миру. Место классического коллективиста, идеализированного и обобщенного образа героя-граж- данина, воспетого в греческом искусстве предшествующей эпохи, занимает индивидуализированная личность с собственными интересами, переживаниями и чувствами. Идет процесс формирования новых культурных ценностей и идеалов. Полисный патриотизм постепенно уступает место космополитизму. Космополитизм (от греч. – гражданин мира) – философское учение, рассматривавшее людей не как граждан отдельных полисов, а как подданных всей Вселенной (космоса. Кризис полисной жизни древних греков нарушил традиционные связи государства и гражданина и подорвал основу полиса союз равноправных граждан. Ослаблением греческих государств воспользовалось соседнее Македонское царство, правитель которого Филипп II в 338 г. дон. э. подчинил Грецию себе. Это последний период в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, сына Филиппа II (356–323 гг. дон. эВ результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы (Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия и др) была создана обширная Классический период
(480–323 гг. дон. э) Культура эпохи эллинизма
(323–27 гг. дон. э)
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

34 империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии вспомним, что еще его отец Филипп II подчинил Грецию. Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее скорый распад полководцы (диадохи) Александра разделили ее территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Отсюда название новой эпохи – эллинизм (от греч. – подражать эллинам. Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств – Египетского царства, где правила династия Птолемеев, царства Селевкидов, Пергамского царства и др. – представляла собой синтез греческих (греко-македон- ских) и местных, варварских (восточных, начали традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции. В период эллинизма наряду с традиционными культурными центрами (Афины, Коринф, Дельфы, Эфес,
Милет и др) возникло много новых Александрия в Египте,
Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос и др. Постройки этого периода отличались тягой к колоссальным объемам, своего рода гигантоманией. Среди них статуя Зевса в Олимпии, Александрийский маяк, храм Артемиды в Эфесе, Колосс Родосский, вошедшие в число 7 чудес света. Основным строительным материалом в греческой архитектуре был камень, при этом в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке. При строительстве афинского Акрополя в VI в. дон. э. использовался известняк. Новый Акрополь, построенный Периклом, известен уже сооружениями из пентелийского мрамора. Из камня возводились прежде всего общественные здания. Жилые дома строились чаще всего из сырцового кирпича, но применялся также и обожженный. Кирпич использовался и при кладке стен, которые, например, в культовых сооружениях затем облицовывались каменными плитами. Для сооружения кровли и перекрытий применяли дерево. В ранний период деревянными были и колонны храмов, о чем свидетельствует храм Геры в Олимпии, где их со временем заменяли на каменные. Каменную кладку возводили сухим способом, без раствора, усиление конструкции осуществлялось с помощью шипов или деревянных шпонок. Каменная постройка должна была быть устойчива при землетрясениях, и поэтому каменные блоки сцеплялись множеством металлических скоб. Строительная техника
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

35 Главной особенностью греческой архитектуры были органичность и соразмерность человеку. Именно в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Эллинские мастера еще в VII в. дон. э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно-балочной конструкции, состоящей из двух частей несущей и несомой. Ордер (с лат. – строй, порядок, система) – это порядок соотношений несущих (колонна, основание) и несомых (вся верхняя часть здания – перекрытие, сочетание их конструктивных и декоративных элементов. Создание ордера – главное достижение греческих зодчих. На основе ордерной системы возник универсальный архитектурный язык, на котором говорит человечество более двух тысяч лет. Вначале формирования греческой архитектуры возникли два ордера дорический и ионический позже (430 г. дон. э) вин- терьере храма Аполлона в Бассах (архитектор Иктин) появился коринфский ордер (рис. 22). Дорический, ионический и коринфский ордеры обладали общей конструкцией и композиционной схемой, которая имела характерное для классики трехчастное деление по высоте главная несущая часть – колонна, несомая – антаблемент, ступенчатое основание – стереобат. Аналогично натри горизонтальные пояса делилось поле каменной стены храма. Колонна завершалась капителью. Верхняя часть капители (абака) воспринимала тяжесть антаблемента. Основание колонны (база) лежало на квадратной плите (плинте). Дорическая колонна в отличие от ионической и коринфской базы не имела. Средняя часть колонны ствол (фуст) выше нижней трети суживался кверху и имел легкую кривизну (энтазис). Ствол колонны был обработан вертикальными желобками (каннелюрами. Антаблемент делился натри части по высоте архитрав главная нижняя балка, фриз (средняя часть) и карниз (верхняя часть. Карнизная плита выносилась впереди завершалась каменным желобом (симой), откуда через отверстие попадавшая с кровли вода стекала на землю. В ордерах получили отражение объективные конструктивно- художественные закономерности формообразования, присущие Ордерная система
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

36 архитектуре. В этом секрет их долгой жизни и использования в других конструктивных системах. Архитектурный ордер, созданный древними греками на основе стоечно- балочной конструкции, стал основой античных храмов. По представлению эллинов, боги могли находиться не только в природных стихиях (на облаках, в морено и выбирали себе самые красивые места на земле. Поэтому в гомеровскую эпоху богам поклонялись в священных рощах, пещерах, где для приношения жертв ставились алтари. В эпоху архаики появился храм – жилище, или дом бога, внутри которого находилась его статуя. Храмы строились на возвышенностях, у рек, на опушках леса. Фундамент здания делали из грубого камня, стены – из кир- пича-сырца с деревянным каркасом. Св. дон. э. для сооружения храмов стали использовать в основном камень. Вход в храм представлял собой портик, поддерживаемый колоннами. Здание завершалось двускатной крышей, образующей фронтоны треугольника. Первоначально это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план. Внутреннее пространство состояло из центральной части, или святилища (целла или наос), где стояла статуя божества, и передней части – портика (пронаос). Иногда на западной стороне храма располагалось помещение для хранения даров (опистодом) (рис. 23). Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. Храм был важнейшим общественным сооружением. Это был не только центр почитания божества, но священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. Возводился всем городом. Каждый полис стремился при сооружении храма превзойти другие города. В отличие от египетских храмов греческий храм не был таким обособленными строился с расчетом восприятия снаружи. Внутренние помещения храма, которые считались местом пребывания бога, не использовались для богослужения (только жрец имел право вступать в целлу храма. Верующие собирались перед храмом, вход в который располагался на востоке. К жилищу бога приходили праздничные процессии, вокруг него разворачивалось само празднество. Его внешний пластический облик был более важен, чем внутреннее пространство. Грече-
Античные храмы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов
связь с админом